Дисциплина в классе — сотрудничество или противостояние. Дисциплина в классе, или как наладить отношения с маленьким вождем

Для чего нужна дисциплина на уроке? Ответ очевиден: без выполнения правил корректного поведения учителю невозможно будет добиться усвоения программы и достичь профессионального успеха. Неудачные шутки, делающие из класса цирковую арену, непонятные выкрики с места, срывы уроков из-за постоянных разговоров и хамского поведения школьников, игнорирование домашних заданий сводят на нет попытки педагога создать комфортную и безопасную атмосферу в аудитории. А ведь без этого невозможно сделать образовательный процесс качественным и информативным. Предлагаем вам ознакомиться с основными методами поддержания дисциплины на уроке, благодаря которым на вашем занятии будет царить спокойствие и тишина, а все школьники будут заинтересованы в изучении предмета.

Основные методы поддержания дисциплины на уроке

У каждого ученика должно быть определённое задание

Постоянная занятость каждого ученика делом. Каждый опытный учитель знает, что лучшим способом «владеть ситуаций» на занятии является вовлечение школьников в работу. На уроке каждый ученик должен иметь определённое задание . Если один школьник вышел решать пример к доске, остальные обязательно должны делать это в тетради. Если же кто-то быстро выполнил задание, у педагога всегда должна быть в запасе дополнительная работа. Таким образом, в процессе занятия учитель должен следить за каждым учащимся и умело распределять своё внимание.

Гибкий темп урока

Учитель должен осознавать, что ритм жизни его и школьников отличается. Это позволит педагогу вести урок таким образом, чтобы весь класс двигался вперёд без остановок в определённом, размеренном темпе. Как известно, более «сильные» классы всегда отличаются энергичностью и шумливостью. Работая с такими учениками, учитель должен максимально стараться избегать любых остановок, поскольку в противном случае это грозит потерей интереса школьников к теме урока. Не стоит затягивать время при переходе к следующему заданию – урок должен проходить «на одном дыхании».

В начале урока расскажите ученикам об основных правилах и процедурах

Обозначение основных процедур и правил . Установка главных правил и процедур является достаточно важной частью работы. В противном случае преподаватель будет вынужден отвечать на вопросы типа: «Что мне сделать, чтобы исправить оценку?», «Когда сдавать домашнее задание?», «Я решил пример, что делать дальше?» и так далее. Учитель должен понимать, что ситуация неопределённости «теряет» учеников, поэтому они начинают самоутверждаться, а это, в свою очередь, можно интерпретировать как нарушение дисциплины. Поэтому очень важно при знакомстве со школьниками сразу же дать ответы на самые распространённые вопросы и сообщить о главных правилах и процедурах.

Организация группы и мотивирование обучения . Любому педагогу необходимо выработать у учеников позитивное отношение к процессу обучения, а также повысить их самоуважение в познавательной деятельности. Учитель должен думать о содержании занятия, интересах школьников и хорошо понимать, насколько близки эти категории.

Слабым ученикам стоит давать индивидуальные задания и не оставлять их без дела

Создание комфортных условий для повышения качества урока. Педагог должен выбрать такие методы обучения, чтобы ученик мог максимально быстро изучить материал. Если в группе есть слабые школьники, следует изучить каждый аспект по отдельности и подготовить для них специальные, менее трудные задания. Это позволит вовлечь их в процесс обучения, поскольку в противном случае они будут нарушать дисциплину, постоянно разговаривая и смеясь.

Таким образом, умение поддерживать дисциплину на уроке является одним из самых важных организационных навыков любого учителя. Многие специалисты утверждают, что практически все проблемы, связанные с поведением на занятии, возникают из-за того, что школьники не знают и не следуют правилам, поэтому очень важно в самом начале занятия установить основные процедуры и принципы проведения урока и рассказать о них ученикам.

Вопрос психологу: Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, советом. Я работаю в школе учителем информатики, но педагогического образования не имею. Я не могу наладить дисциплину на уроке.

Ученики могут опаздывать на уроки, входить и выходить без разрешения, включать громкую музыку на уроке. На мои замечания не реагируют, карательные меры в виде двойки в журнале их не пугают.

Создается такое ощущение, что учителя для них просто нет в классе. Я не знаю, как организовать учащихся, настроить их на работу в начале урока, как сконцентрировать их внимание.

К урокам стараюсь готовить красочные презентации, подбираю интересные примеры от жизни. Веду уроки в 8-10 классах. Могу предположить, что причины кроются:

  • в недостаточности моего опыта
  • в том, что приходится работать с детьми подросткового возраста
  • в силу моего молодого возраста (26 лет) учащиеся не воспринимают меня как учителя.

Умоляю, помогите, как наладить контакт с учениками?

Наталья, 26 лет

Ответ психолога: Здравствуйте, Наталья!

Почему одни учителя заходят в класс – и ученики замирают в предвкушении? Почему другие заходят – и становится шумнее: их как будто провоцируют. Думаю, дело не только в возрасте или опыте учителя.

Помню, у нас в школе появился молодой учитель сразу после института. Разница в возрасте у нас с ним была лет 6, но уже после первого урока мы приняли его именно как учителя, как авторитет.

Был и другой пример: учитель, много старше нас, с приличным опытом преподавания, смогла провести у нас всего два урока, после чего отказалась работать с нами.

Я хорошо помню, как она пыталась нас «вразумить»: мы стояли после звонка, она стояла тоже и все ждала, когда же шум стихнет, и мы успокоимся.

А все, видя, как ее раздражает эта ситуация – шумели еще больше. Думаю, когда учитель сильно переживает и волнуется – ученики это считывают. И провоцируют учителя на эмоциональный взрыв.

Подростковый возраст – конечно же, непростой. Если маленькие дети воспринимают взрослых как авторитет только потому, что взрослые – старше, то с подростками такое не проходит.

Для них куда большее значение имеет мнение ровесников, а не опыт более старших людей (родителей, учителей). Поэтому авторитет у подростков нужно именно заслужить.

Но заслужить его нельзя каким-то панибратством: это дешевый авторитет, который не имеет под собой реальных оснований. Важна внутренняя уверенность в том что

  • вы заслуживаете уважения
  • вы можете многому научить своих учеников
  • ваши подростки тоже заслуживают уважения.

Возможно, главная задача сложившейся ситуации – это не научить детей информатике, а извлечь более важные жизненные уроки.

Можно попробовать в вашей ситуации проговаривать свои чувства. Ну например, когда ученики включают музыку – вам становится обидно.

Сказать об этом можно в форме «Я-сообщения»: «Когда во время урока громко включают музыку – мне становится обидно, потому что в такие минуты я чувствую неуважение к себе. Я бы хотела, чтобы на моих уроках было тихо».

Важно говорить это с уважением к себе, с уважением к ученикам. И это не должно быть в форме упрека или обвинения «ах вы, негодяи, делаете мне больно!»

Достигается это за счет того, что в приведенной формулировке отсутствуют местоимения «ты», «вы». Только «я». Конечно, говоря о своих чувствах – мы рискуем.

Но с другой стороны, это делает нас более открытыми, это убирает нашу защиту и это то, что в результате нас делает ближе к другим людям.

Это – как жест доброй воли «я хочу стать к вам ближе». И если этот жест – искренний и открытый, другие люди скорее всего сделают ответный шаг.

Предлагаю Вам также посетить тренинг для родителей и педагогов «Секреты детского поведения».

Успехов вам!

С Уважением, психолог Наталья Родионова

Как наладить дисциплину в классе

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

    вызвать искренний интерес к предмету;

    грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;

    ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;

    вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;

    контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;

    установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;

    выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

    В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.

    Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.

    Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.

    Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.

    Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.

    Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:

    • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;

      создавайте специально для уроков презентации;

      выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;

      проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;

      используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.

    Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.

    Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.

    Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

    Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Партитура урока написана. Я довольна своим конспектом. Можно смело нести разумное-доброе-вечное моим неугомонным непоседам. Теперь-то дисциплина в классе будет на высоте. Ведь я подготовилась по максимуму, учла практически все, чтобы урок был интересным и увлекательным для ребят. Урок расписан, как по ноткам: помимо увлекательного начала урока есть и смена деятельности, и подвижные игры, и даже музыкальные паузы.

В первых двух пятых классах урок прошел на ура, дети были увлечены, с удовольствием откликались на мои «придумки» и задачки в стихах на устном счете. А вот в 5А все рухнуло по непонятным для меня причинам. Дети пришли на урок взвинченные и возбужденные, как будто у них был забег на 10 км.

Я пыталась, как бабочка, порхать у доски, увлекать, завлекать, но все тщетно.
Как установить дисциплину в классе я просто не знала. Ничего не получалось. Я, конечно же, вела урок, но мой задор и энтузиазм куда-то испарились. Не было отклика от ребят. Удовольствия от работы никакого. Я была зла и раздражена на детей. Ну почему они так себя ведут? Они что, не видят, что я старалась для них? И вообще у меня прекрасная дисциплина в 9 классе, а тут неуправляемые дети в средней школе.

В чем причины и почему не получается сыграть ту же вдохновенную мелодию урока, что и в других классах?

Как создать дисциплину в классе

Когда советы коллег не сработали: усиленная подготовка и множество индивидуальных заданий не принесли результата – возник вопрос: что же делать? Продолжать просто смотреть на эту головоломку под названием: как наладить дисциплину в классе, и утверждать, что она не решается. Или все-таки попытаться разобраться и понять, как создать дисциплину в классе?

Я как математик часто подхожу к решению любых проблем как к задачкам. Когда разбираешься в условии – задача обычно решается. А вот когда не ясно условие, то, кажется, что задача не решаема.

Когда я познакомилась с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, многие педагогические головоломки тут же решились.

Задачка как навести дисциплину в классе имеет решение

Человек – это я и другие люди , говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Все выстраивается на отношениях с другими людьми. Школа — особое место. Тут целый клубок самых разных взаимосвязей и отношений: учителей с детьми, детей между собой, родителей и учителей, родителей между собой и т.д.

Когда мы рассматриваем вопрос дисциплины, мы не можем обойти ни один из этих аспектов.

Итак, рассмотрим основных «игроков», а также те взаимосвязи, которые влияют на дисциплину.

  • Учитель/учителя школы
  • Коллектив ребят
  • Родители

Учитель и дисциплина в классе

На учителе огромная ответственность: учебный процесс, успеваемость дисциплина в классе, все эти составляющие зависят целиком от педагога.

Учитель – центральная фигура, именно он выстраивает взаимодействие с детьми, коллегами, родителями, администрацией и т.д.

Влияет ли на успеваемость дисциплина в классе? Несомненно! Именно поэтому необходимо точно во всем разобраться.

При этом мы должны понимать, что дисциплина – это ВНЕШНЕЕ воздействие на детей, некий свод правил, которым необходимо подчиняться. Но есть еще ВНУТРЕННИЕ желания, стремления, которые иногда входят в противоречие с правилами.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно разбирает все механизмы и принципы общения между людьми, в том числе, принципы взаимодействия учителя с учениками и родителями. В основе всех наших взаимодействий лежат бессознательные желания, то есть внутренние причины. С ними и будем разбираться.

Дети и дисциплина в классе

Для детей школа не только возможность получить знания. Нам, взрослым, кажется, что дети приходят в школу за знаниями. На самом деле, для них это не только школа знаний, но и школа жизни. Именно в школе они создают свои первичные коллективы, выстраивают иерархию. А это процесс бессознательный. Когда учитель не понимает этих внутренних законов формирования детского коллектива, то и возникают проблемы с дисциплиной в классе.

А если учитель умеет ориентироваться в этих бессознательных потоках, то организация дисциплины в классе будет на высоте.

Если бы психика детей была простая, как квадратики, они бы легко выстраивались по линеечке. Но их психика устроена иначе. Это сложный, объемный пазл самых разных свойств и желаний. И любой коллектив согласно бессознательным законам выстраивается в свою иерархию. Вершина этой иерархии – вождь с уретральным вектором . Таких детей немного, всего 5%, но если уж повезло быть такому вожаку в классе, то учителю надо держать ухо востро, так как здесь нужен особый подход.

Не заметить уретрального ребенка просто невозможно, к нему, как к магниту, бессознательно тянутся все ребята. Вот как выглядел мой вожак.

Неформальный лидер или портрет маленького вождя

  • При маленьком росте он обладал какой-то невероятной силой. Часто бывали моменты, когда его было просто не остановить. При этом другие дети всегда реагируют на замечания или даже сами притормаживают свое движение, когда видят учителя. С ним все было не так. Если он куда-то бежал, то его было не остановить. А если он с кем-то дрался, то вообще никакой силой было не растащить драчунов. И вообще он просто не слышал ничего в определенные моменты.
  • Темно-русая челка, которую он не рукой убирал, а как-то взмахом головы. В глазах была какая-то «чертовщинка», особенно, когда дерзил учителям. Походка – не могу описать иначе, кроме как вальяжная. Руки в карманах. Кстати, у доски учителя у него постоянно требовали: «вынь руки из карманов!»
  • По внутренним ощущениям такой ребенок напоминал, как будто маленькую пружину. Он всегда был готов сорваться с места. А еще он стоял и качался – с пяток на носки, и смотрел всегда либо в конец класса, либо в окно, как будто куда-то вдаль за горизонт. Ничего удивительного в этом нет. Ведь он всей душой устремлен в будущее, поэтому он и смотрит вдаль. И ведет свою стаю в будущее. И внутренне он уже там, поэтому прямо сейчас он часто не понимает, почему он еще «здесь». И он почти всегда улыбался.
  • Воздействовать на него плохими оценками, замечаниями или вызовом родителей было бесполезно. Если другие дети всегда реагировали на эти «воспитательные приемы» и начинали переживать, то здесь было полное равнодушие. По ощущениям он был просто выше всего этого «мелкого шебуршения».

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, ребенок с уретральным вектором вообще не понимает слово «дисциплина», при том, что является самым социализованным. Ребенок с уретральным вектором не признает никаких ограничений, никаких внешних запретов, однако, внутри себя он – самый адекватный ребенок. Именно такие дети психологически созревают раньше других и способны принимать взрослые ответственные решения, хотя со стороны они могут казаться хулиганами, а их выходки – верхом безответственности и озорства.

У них просто невероятный запас энергии – огромное жизнелюбие, которое притягивает к себе других детей, которые получают защиту и покровительство вождя. Талант уретрального ребенка создавать и консолидировать вокруг себя ребят – уникален.

Почему он всех притягивает к себе? Почему дети липнут к нему? Чем он их консолидирует?

Все просто. У такого ребенка есть огромное бессознательное желание к отдаче. Он получает удовольствие, когда ОТДАЕТ от себя, у него в этот момент просто биохимия головного мозга выравнивается. Рядом с ним дети ощущают себя надежно и уверенно, как под защитой системы ПВО. Рядом с таким парнишкой им ничего не страшно.

Причем тут надо очень точно понимать разницу. Это не лидер с кожным вектором, который сам растолкает всех вокруг, лишь бы быть первым. Здесь задействован совершенно другой психологический механизм. Он заступается за слабых, не позволяет их обижать и готов биться насмерть с их обидчиками.
Что, в общем-то, и произошло на перемене перед моим уроком. Оказывается, была битва: мой вожак заступался за девочку из своего класса…

Конечно же, это была чувственная красивая кожно-зрительная девочка. Она от природы всего боится, и защиту ей всегда дает юный вождь. Ее чувственность и эмоциональность очень созвучны его свойству милосердия.

Отдача не может быть ничем ограничена. Уретральный ребенок отдает от себя чувство защищенности и безопасности. И другим детям комфортно рядом с ним. Даже если он двоечник и хулиган.

Учитель: или командовать парадом буду я!

Из бесед с учителями я выяснила, что в этом коллективе была такая же дисциплина в 1 классе. На самом деле, здесь всегда остро стоял вопрос, как наладить дисциплину в классе. На эту тему даже неоднократно собирались родительские собрания.

И даже определяли главного смутьяна и зачинщика беспорядков. Такой ребенок всегда считал себя самым главным и авторитет учителя для него был как пустой звук, он мог просто проигнорировать мнение учителя.

Для его психических свойств любое ограничение во времени и пространстве равнозначно вызову. А поскольку его бессознательные желания многократно сильнее учительского авторитета, то он будет сопротивляться командам, а весь коллектив будет неосознанно идти за своим вождем.

Любой конфликт мешает учебе, а в данном случае не только конкретному ребенку, но и всем детям.

Любые стандартные и работающие с другими детьми методы педагогического воздействия тут не срабатывают. Но учитель человек упорный и продолжает свою борьбу за дисциплину в классе.

Учитель – родители

Возникает мысль, а вдруг поможет родительское собрание: дисциплина в классе, где можно посоветоваться с родителями что делать.

Вероятнее всего нет, потому что сами родители часто приходят в школу за советом, как им справиться со своим сорванцом. А уж как налаживать дисциплину в классе и в коллективе детей они точно не знают. Хотя все соглашаются с тем, насколько влияет на общую успеваемость дисциплина в классе, и поэтому требуют от учителя создать гармоничную рабочую атмосферу. Но учитель сам не во всем разбирается и, в итоге, будет только ругать детей и призывать родителей как-то повлиять на них.

И вот когда после родительского собрания такого ребенка начинают жестко ограничивать и подавлять дома, то дисциплина в школе классе резко ухудшается, просто потому, что ребенок тут же находит, где именно можно проявить свои свойства вождя и в школе противопоставляет себя учителю, как будто специально стараясь срывать уроки. Так он выражает свой бессознательный протест против ограничений.

Что делать

Чтобы мелодия урока звучала точно, каждый должен верно играть свою партию.

Учитель, как дирижер этого оркестра должен понимать все эти бессознательные механизмы и давать «первой скрипке» играть свою партию.

По мнению учителей, дисциплина — это подчинение. А уретральник не подчиняется по определению, с ним необходимо выстраивать другое взаимодействие. Прививать ему мысль, что он ответственен за всех, за весь свой класс, за все, что происходит: «Кто, если не ты? Ну, как же мы без тебя, Серега!»

Когда бессознательное желание исполняется, ребенок получает удовольствие и продолжает консолидировать детский коллектив и вести его в будущее.

Когда по каким-то причинам ставят запреты на поход в будущее – бессознательно возникает огромный четырехкратный протест. И он начинает точно также консолидировать свою стаю, но уже против кого-то.

Уретральник всех активирует вокруг себя и выводит из состояния «вяло». Это необходимо учитывать. Потому что если уретральный ребенок плохо учится, то дети будут к нему тянуться и бессознательно подражать своему вождю. Если он дерзит учителям, то другие ребята будут стараться стать на него похожими, и будут по-своему делать что-то похожее.

Дисциплина в классе классный час проводить бесполезно, особенно если читать нотации и призывать к сознательности. Ведь действуют бессознательные программы, особенно если в классе есть такой вот неформальный лидер.

Но у учителей, не знающих эти механизмы, просто срабатывает стереотип поведения, и они опять и снова начинают командовать парадом. В результате вместо активного взаимодействия и сотрудничества с детьми получается противостояние. Причем учитель оказывается в заведомо проигрышной позиции, потому что коллектив детей бессознательно консолидируется вокруг своего вождя.

Но мы же понимаем, что любое коллективное действие, и учеба не исключение, эффективно, когда согласовано. Всегда мы достигаем общей цели, когда едины, поэтому лучше всего действовать в согласии и сотрудничестве с детьми, родителями и педагогами.

Дисциплина в 5 классе или кто руководит оркестром?

Дисциплина в 1 классе напрямую зависит от того, насколько учитель может привлечь внимание детей, заинтересовать открытиями, которые предстоит сделать во время урока. В 5 классе, когда интерес к учебе уже несколько снизился, вопросы, как навести дисциплину в классе, возникают на другом уровне.

Если дисциплина в начальных классах прививается, в том числе, через игровые методики преподавания, то дисциплина в 5 классе, а уж тем более вопросы дисциплины в 7 классе решаются только через сотрудничество с учениками.

Учитель обладает ключами от увлекательной страны знаний. Он по сути своей проводник для ребят в этом увлекательном путешествии. Учитель всегда находится в поиске, его стремление научить и передать ребятам знания достойны всяческой похвалы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что к каждому ребенку необходим свой подход согласно его векторам.

Как же заинтересовать уретрального ребенка учебой? Только через понимание его особенностей.

Мы уже знаем, что он изначально настроен на свою «стаю» всегда хочет, чтобы все было справедливо и милосердно по отношению к коллективу. Поэтому учителю стоит обязательно возложить на такого парнишку ответственность за класс. Помните, как это сделал гениальный Макаренко в «Педагогической поэме».

Потому что сами по себе дети могут сложить архетипичную стаю, а под руководством учителя они пойдут в нужном направлении.

  • Задача учителя тренировать заданный от рождения талант такого ребенка брать ответственность за других на себя.
  • Вождь всегда имеет своих приближенных, он опирается на них, а они подражают ему во всем.
  • Он обладает тактическим умом. Все неожиданные ходы делает он.
    Хорошие отношения уретрального ребенка с учителем – это выбор лучшей судьбы. Для юного вождя вдохновляющей музой, подталкивающей его к развитию и реализации своих свойств, становится учительница с кожно-зрительной связкой векторов. В идеале это вообще его муза – учительница русского языка и литературы. Она вдохновляет его на будущее и показывает горизонты проявления его милосердия.

Как решить проблему

Когда мы разобрались в причинах и понимаем бессознательные механизмы, которые руководят детским коллективом – решение находится легко. Не насильно, а через принцип наслаждения.

Многие учителя находят решение и подходы к такому вождю в силу своих природных свойств. Когда у учителя есть кожно-зрительная связка векторов – настройка с таким вот природным вождем происходит естественным образом.

Конечно же, это зависит от учительницы. Когда она интеллигентная, обладает способностью к сопереживанию и эмпатии и одновременно организованная, она умеет разумно договариваться с учениками. К каждому ученику она найдет подход, каждому даст стимул. Тогда за ней пойдут дети.

Если нет таких свойств – происходят конфликты и непонимание, вплоть до противостояния. В таких случаях дисциплина со временем только ухудшается.

В долгосрочной перспективе бессознательное всегда сильнее сознательных установок.

Почему в одном коллективе урок проходит организованно, а в другом нет? Просто потому, что в других классах место вождя занимают лидеры с кожным вектором, которые очень хорошо воспринимают запреты и ограничения. Дисциплина, запреты и ограничения их развивают. А вот истинного вождя нельзя ограничивать, он все равно выскочит за флажки.

Сверяем настройки нашего оркестра

Итак, проблема дисциплины решаема. Более того, есть действенные практические инструменты от системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Проверено на практике – работает безупречно, не причиняет вреда другим детям, а самому участнику педагогического воздействия доставляет радость и наслаждение, поскольку мягко направляет его в русло реализации его природных желаний.

Множество учителей прошедшие тренинг нашли ответы на свои вопросы не только о дисциплине, но и смогли существенно улучшить методику преподавания.

Системно-векторная психология взята на вооружение уже многими учителями и психологами. Это практический инструмент в руках каждого педагога дает ответ на любой вопрос.

Пора уже окончательно разобраться в этом вопросе и начать получать огромное удовольствие от самого процесса передачи детям знаний, имея эту систему координат, где сразу же с математической точностью можно предсказать ответ и решение любой педагогической задачи.

Чтобы точнее разобраться в вопросе, как наладить дисциплину в классе без крика, записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

1. Установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как входить в класс, как сидеть, отвечать на вопросы, убирать книги, получать карандаши и прочее. Сделать это надо прежде чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Ученик должен знать, что можно и что нельзя, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Если правила и ограничения не определены, то установить порядок в классе нельзя! Проявите четкую последовательность в соблюдении установленных правил и в применении способов наказания.

2. Следите за своей речью, говорите всегда спокойно. Чувство гнева и возмущения - обычное явление, но оно поддается контролю и не означает, что вы не любите детей.

3. Старайтесь держать свои эмоции в состоянии покоя, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как незначительны бы они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно находит.

4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить «нет», «прекрати», «нельзя».

5. Отличайте формы поведения, которые вам нравятся, от проявления личных качеств детей.

6. Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении детей. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию.

7. Отвечайте решительно и уверенно, когда ученики открыто бросают вызов неповиновением.

8. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них.

9. Всегда настаивайте на уважении взрослого. Учащиеся должны обращаться к вам вежливо.

10. Не идите на уступки и компромиссы, уступая своими нормами, чтобы быть популярным и авторитетным.

11. Помните, что детская безответственность - явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и, поэтому, бороться с ней нужно спокойными методами.

12. Старайтесь, чтобы у вас была хороший связь с учениками, так чтобы они могли знать, когда они соответствуют вашим ожиданиям, а если нет, объясните, что вы ожидаете от учеников и насколько они соответствуют этому.

13. Не реагируйте на все слишком бурно, чтобы незначительное событие не перешло в большое противостояние. Избегайте противостояния на глазах у других учеников. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение.

14. Делайте серьезные шаги, если кто-то продолжает плохо себя вести и отказывается признавать дисциплину. Определите возможную причину такого поведения, эмоциональные конфликты, расстройство внимания, проблемы в учебе.

15. Будьте примером самодисциплины. Хорошему поведению ученики в большинстве случаев не учатся, а перенимают его.

16. Будьте собраны. Пусть все имеет свое место. Пусть все материалы будут у вас под рукой. От одного вида деятельности к другому переходите постепенно. Поддерживайте чистоту и порядок.

17. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.

18. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к ​​плохому поведению.

19. Создавайте условия, чтобы даже самые «трудные» ученики получили возможность почувствовать себя лидерами. Это положительно влияет на позицию учащихся и на их поведение.

20. Моделируйте с учениками, как преодолевать кризисные ситуации, разочарование, гнев. Всегда будьте хорошим примером как в слове, так и в деле, особенно когда не все хорошо получается.

21. К ученикам всегда проявляйте вежливость и уважение, сохраняя приятный голос, используя вежливые слова.

22. Будьте последовательны. Ничто так не обескураживает ученика, как изменчивость в настроении и действиях учителя. Это вызывает у детей немедленное желание испытать границы дозволенного, что приводит к конфликту в классе.

23. На раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.

24. Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.

25. Избегайте требований, которые невозможно выполнять. Нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок способен выполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте ученика за то, что он плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к обучению. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренные. Выдвижение требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация неизбежно наносит ущерб эмоциональной сфере человека. Ставьте цели перед вашими учениками. Проводите интересные уроки, соответствующие возрасту учащихся.

26. Сделайте изложение материала ярким, захватывайте учащихся с помощью разнообразных методов, наглядности и содержательности. Не привыкайте к рутине. Будьте осторожны, побуждая, но не перевозбуждая учащихся. Большое разнообразие на одном уроке не приносит пользы, поскольку не позволяет должным образом сосредоточиться на одной теме.

27. Помните, что разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности.

28. Дайте учащимся достаточную возможность выбора среди различных задач и видов деятельности. Ученики лучше выполняют то, что их лично интересует и больше соответствует способностям.

29.Направляйте мышление учащихся на высшие уровни. Требуйте, чтобы ученики не просто запоминали и идентифицировали информацию, но и умели анализировать, давать оценку и применять изученный материал на практике.

30. Давайте ученикам работать в группах. Стремление выглядеть в глазах других на должном уровне может быть положительным стимулом к ​​хорошему поведению.

31. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно развиваются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны учителя.