Почему присаживаются на дорожку. Посидим на дорожку и другие туристические суеверия

Народная традиция «присесть на дорожку» зародилась в древнеславянские времена еще у наших предков-язычников и актуальна в обиходе современного человека до сих пор. Она укрепилась в народе, став неотъемлемой частью процесса сбора в дорогу и прощания с уезжающими.

Суть данной русской традиции состоит в том, что перед отъездом в дальние края, когда чемоданы и сумки приготовлены, люди одеты, обуты и готовы к выходу и напоследок «присаживаются на дорожку». Причем присесть нужно всем: и отъезжающим, и остающимся. Присесть достаточно на минутку, при этом принято помолчать, собравшись с мыслями.

Спокойно, без беготни и суеты вспомните, все ли вещи, билеты, документы взяты с собой. Посмотрите на окружающих, возьмите с собой частичку тепла того дома, из которого уезжаете.

Благодаря тому, что эта старинная русская традиция содержит в себе житейскую мудрость и опыт предыдущих поколений, ее жизнь исчисляется уже несколькими сотнями лет.

История русской традиции «присесть на дорожку»

Древнерусская традиция «присесть на дорожку» имеет языческое происхождение. В народе верили, что если сорваться с места и отправиться в дорогу наспех, то домовой последует за уехавшими, а оставшийся без присмотра дом просто-напросто погибнет.

Таким образом люди делали вид, якобы никуда не уезжают, обманывая домового, чтобы ни он, ни злые духи не присоединились к покидающим жилье.


Кроме того, было принято считать, что в эту минуту домовой может дать знак в случае, если предстоящая дорога предвещает опасность. За знак можно было принять падение посуды, предметов со стен и в таком случае поездку следовало отменить.

И отъезжающие, и провожающие произносили про себя определенные заговоры на добрую дорогу и скорейшее возвращение. Существовали заговоры на благополучный путь, на защиту от зла и неудач как на покидающих дом, так и на охрану жилья.

После нужно было помолиться, оставив всю суету, беспокойство, чтобы обрести внутреннюю гармонию, поскольку в пути нужно быть собранными. На то, чтобы произнести молитву и настроиться на добрую дорогу, как раз и требовалось около минуты.

Современное следование традиции

В наши дни мало кто знает истоки и значение старинной русской традиции «присесть на дорожку» и поэтому если и соблюдают данный обычай, то делают это по привычке, не задумываясь о его смысле. Как правило, слова «Ну, присядем на дорожку!» произносят мудрые люди с жизненным опытом, после чего всем присутствующим нужно присесть у выхода хотя бы на чемоданы и непродолжительное время помолчать.

Уход, то есть прекращение оседлого образа жизни и отправление в дорогу можно отнести к одному из этнических стереотипов поведения, которое является закономерной реакцией в ситуациях, происходящих в рамках традиции. Уход мог быть вызван отправлением на заработки в город, на промыслы в лес, на службу в армию, в разбойники, даже замуж или связан со сменой места жительства. В зависимости от целей отличалась продолжительность обрядов прощания, а также уровень их ритуализации. С другой стороны, в осмыслении ситуации присутствуют общие и представления, которые определяли правила ее включения в культурный контекст.

Сам уход согласно русскому восприятию относился к нестандартному явлению (кризисному либо праздничному) и трактовался как перерыв, а не продолжение обыденного течения быта, что объясняет повышенную ритуализацию обычая.

Русская народная традиция «присесть на дорожку» представлена в фольклорных текстах различных жанров. Однако большинство из них уход видят как кризисное событие. Например, в сказках Иван отправляется в дальний путь за тридевять земель, когда у него или его близких что-то похищают (невесту, урожай), то есть он что-то теряет.


Согласно старинной традиции «присесть на дорожку», еще в XIX в. рекруты за неделю, а порой и за 1-2 месяца перед призывом переставали участвовать в обычных работах и начинали гулять. Если девушка отправлялась в монастырь, то примерно в течение недели до этого она прощалась с родными и близкими — современные студентки примерно столько же готовятся после каникул перед поездкой на учебу. Если семья переезжала на другое место жительства, то имущество начинали продавать заблаговременно, то есть за несколько месяцев, чтобы вовремя подготовиться к предстоящей дороге. Так время между домом и дорогой могло составлять от нескольких минут до месяцев, а собравшиеся в путь находились при этом в особом промежуточном состоянии и в статусе ушедшего.

Некоторые люди культивируют данный статус и превращают его в свой образ ускользающей от контроля жизни. Примеры таких людей есть можно взять из истории: это старообрядцы-бегуны, которые постоянно находились не в странствии, а именно в состоянии побега.

Современное выражение культа ухода присутствует в молодежной субкультуре, примером является путешествие автостопом.

Перед дальней дорогой, с уже собранными и поставленными у порога чемоданами и сумками, приготовленными документами, одетые и обутые, мы «присаживаемся на дорожку».

Все, без исключения, и провожающие, и уезжающие. Считается, что посидеть и помолчать, собираясь с мыслями, нужно минутку. Ну, в крайнем случае, сосчитать до десяти. Но обязательно посидеть в тишине последние минуты перед выходом из дома.

Без суеты, предотъездной беготни, вспомнить, все ли взяли с собой, не забыты ли , документы и необходимые вещи. Посмотреть на лица тех, с кем прощаются отъезжающие. Унести с собой тепло дома, стены которого они покидают.

Обычай живет века, если не сказать тысячелетия. И живет потому, что в нем житейская мудрость, опыт прошлых поколений и здравый смысл.

Считается, что это традиция.

Корни обычая «присесть на дорожку».

У обычая древние языческие корни. Наши предки считали, что если срываться с места и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в каждом доме, отправится за путником. Дом погибнет, оставшись без его хранителя и заботника.

Вот и присаживались, покидающие избу, делая вид, что никуда они не едут. Обманывали , чтобы ни он, ни злые духи вослед не увязались.

Еще считалось, что домовой в эту минуту может подать знак, если дорога таит опасность. Если такой знак случался (падала , срывались предметы со стен), от путешествия следовало отказаться.

Те, кто уезжал, и те, кто оставался, произносили про себя заговоры на благополучный путь и скорое . Заговоров существовало великое множество. И на добрую , на охранение от зла да невзгод тех, кто покидал родной порог, и на сбережение оставляемого дома.

Позже молились. Произносили привычные слова молитв, оставляя суетное, и неспокойное, обретая внутреннюю гармонию. В любой дороге необходима спокойная собранность. Обращались за помощью к , призывая хранить в пути и помогать. Время, отведенное для краткой молитвы и внутреннего настроя на поездку, как раз, и занимало не более одной минуты.

Добрая вековая традиция сегодня.

Мало кто, из молодого поколения, задумывается, «присесть на дорожку», но по привычке выполняют этот ритуал. Особенно, если присутствуют люди, умудренные жизненным опытом. Обычно они и произносят эту фразу: - «Ну, присядем на дорожку». Это , что все присутствующие должны присесть у порога, хоть на те же самые чемоданы, и помолчать короткое время.

Есть , которые живут веками. Хотя, многие из тех, кто привычно продолжает им следовать, уже и не помнят, зачем и почему они поступают именно так, а не иначе.

Обычай помолчать, посидеть, сосредоточиться перед отъездом, как раз из таких: добрых, вечных и мудрых.

Связанная статья

Многие традиции и обычаи дошли до нас с древних времен. Но некоторые - наиболее жуткие - остались в прошлом. Порой сложно поверить, что в древности подобная жестокость воспринималась вполне адекватно.

Похороненные заживо

Жестокие обычаи погребения живых людей были известны еще с древности. Чаще всего в ритуале участвовали вдовы, помещаемые в могилу вместе с умершим мужем. В индуистской практике такой обычай назывался «сати» и представлял с собой ритуальное сожжение семейной пары. Чаще всего акт сати был добровольным, но иногда женщин связывали или охраняли, чтобы они не могли передумать в последний момент. Похожий обычай был распространен и у славянских племен - русов, кривичей и древлян. Вдову вешали на виселице, закалывали либо закапывали вместе с мужем. Причем, если у кого-нибудь умирала жена, от вдовца не требовали смерти, он мог жениться еще раз. А когда умирал знатный вельможа, вместе с ним хоронили не только супругу, но и слуг.
Когда умирал правитель скифов, с ним хоронили жену, повара, конюха, виночерпия, личного слугу, гонца, лошадей, свиней, овец и коров.

Обычай бинтования ног

Китайские «лотосовые ножки» стали легендой этой страны, но отменен этот обычай был не так давно, в начале прошлого века. В погоне за красотой тысячи китайских девочек становились калеками, не способными нормально передвигаться. Бинтование ног начиналось с самого раннего возраста, с 4-5 лет. Ступни забинтовывались так, чтобы пальцы прижимались к подошве, а свод стопы выгибался, подобно луку. Маленькие девочки мучились от боли, деформации костей, воспаления и недостаточного кровообращения ступней. Взрослые женщины имели ступни длиной около 10 см и передвигались с огромным трудом.
Женщина, которой не бинтовали ноги, не имела шансов выйти замуж. Она была вынуждена выполнять самую грязную работу и не имела доступа к высшему обществу.

Жестокий обычай тибетской свадьбы

Целомудренность считалась главным женским достоинством во многих странах. Но только не в Тибете. Там жениться на девственнице считалось дурным вкусом. И девушка, желающая поскорее выйти замуж, должна была решать эту проблему. Невеста на выданье перед свадьбой была обязана отдаться нескольким чужестранцам. Однако иноземцы посещали небольшую горную страну очень редко, поэтому девушка отправлялась к караванной дороге, разбивала шатер и ждала появления путешественников. Иногда ждать приходилось очень долго, а большинство путников оказывалось буддистскими монахам, соблюдавшими обряд безбрачия. Но, не исполнив ритуал, девушка не имела право возвращаться в свое селение. Иногда она жила у дороги месяцами, принимая в шатре десятки мужчин и не имея права отказаться ни от одного из них.

Видео по теме

Обычай наряжать елку уходит корнями в глубокую древность. Существовал такой обычай и у древних кельтов, и нёс в себе этот ритуал священный смысл. Как нарядить елку согласно доктрине друидов?

Инструкция

Еще в давние времена, чтоб умилостивить священных духов леса, друиды украшали растущие елки всевозможными дарами. Кстати, утверждение, что друиды наряжали на новый год любые деревья - современная выдумка, как и то, что Стоунхэндж - это друидское святилище. К слову, это круглое каменное сооружение считалось у друидов проклятым местом и логовом темных сил.

Первый ярус

На самую верхушку водружался тотем рода или друидского клана, в виде головы зверя или птицы. Но чаще всего елку украшали оленьими рогами, как главным тотемом, символизирующим дух всей природы в целом.
Со временем тотем заменила друидская пятиконечная звезда, или октограмма - крестострел. Эти символы были призваны охранять род и дом, а также они служили оберегами от темных и злых сил.

Второй ярус

Следующий, сверху вниз, ярус должен быть украшен тремя свечами на равном расстоянии друг от друга. Свечи - символы соответствующие Знанию, Природе и Правде. Об этих символах идет речь в одной из кельтских древних триад «Есть три свечи, которые разгонят любую тьму…»

Третий ярус

Третий ярус украшался шестигранниками в виде прозрачных кубиков, сделанных из тонких палочек с дном. Длина грани была примерно 25 см. Они подвешивались на равном расстоянии друг от друга и символизировали стихии, подвластные друидам. В «кубике» стихии воды была небольшая мисочка с водой, огня –зажженная свечка, земли - горстка чернозема или песка, и только «кубик» стихии воздуха был пустым.

Четвертый ярус

Четвертый ярус обильно украшался плодами природы – яблоками, орехами, гроздьями сушеных ягод. На ветках подвешивались пузырьки с разными винами. Вина были очень дорогим напитком, так как сами друиды вино не изготавливали, а закупали его или выменивали у других народов. Таким образом, друиды приносили дары своим духам-покровителям.

Пятый ярус

На пятом ярусе располагались многочисленные магические символы друидов, как правило - вырезанные из мягких пород деревьев.
Наиболее популярными были:
Большой палец (человеческий) – он символизировал дар предвидения, бабочка – жар солнца, кельтский топорик (миниатюрная деревянная копия кельтского оружия) – символ благодатного дождя, веревочные замысловатые узлы – символы долголетия, а также невероятное количество амулетов с резьбой знаменитых кельтских орнаментов на все случаи жизни.

18.08 - 27.08 Котёл. Рябина
28.08 - 6.09 Кентавр. Айва
7.09 - 17.09 Ворон. Можжевельник
18.09 - 27.09 Волопас. Ильм
28.09 - 7.10 Земной Герой. Тополь
8.10 - 17.10 Корона гипербореев. Лесной орех
18.10 - 27.10 Змей. Берёза
28.10 - 6.11 Дракон. Кизил
7.11 - 16.11 Волк. Ольха
17.11 - 26.11 Человек-Змей. Сосна
27.11 - 6.12 Алтарь. Самшит
7.12 - 16.12 Южная Корона. Боярышник
17.12 - 26.12 Лира. Граб
27.12 - 5.01 Орёл. Ясень
6.01 - 14.01 Стрела. Слива
15.01 - 24.01 Лебедь. Яблоня
25.01 - 3.02 Дельфин. Лиственница
4.02 - 13.02 Южная Рыба. Клён
14.02 - 23.02 Жеребёнок. Кипарис
24.02 - 4.03 Крылатый Конь. Мушмула
5.03 - 14.03 Кит. Дикий каштан

Значения этих символов можно легко найти в многочисленных публикациях интернет сети.

Украшение елки «по-друидски» - увлекательное и познавательное занятие, которое принесет массу удовольствия и незабываемые впечатления от встречи Нового Года.
Примечательно, что друиды старались в своих жилищах держать свежую хвою круглый год. Это способствовало хорошему здоровому сну, быстрому выздоровлению в случае болезни и - безусловным лекарством против головных болей, что подтвердила современная медицина.

Видео по теме

Источники:

  • Гороскоп друидов.// Звёзды и судьбы
  • Уранов В. Астрология древесных знаков
  • Ли Шин Го. Очарованный мир друидов
  • Ахрамович В. Какое вы дерево?// Наука и религия. - 1991.- №10
  • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова - М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996

"Присесть на дорожку" (перевод на англ. "Let"s sit before the long journey"), или -- "присесть перед дальней дорогой, -- продолжая словами, -- ну... ничего не забыли? тогда поехали... с Богом!" -- народная традиция, сохранившееся с далёкой древности частенько кочующих пращуров наших, переросшая в "священный обряд" и привычку современности, при забытой и уже не совсем понятной фразы и автоматизма некоторых действий. На первый взгляд каждому владеющему русской словесностью понятны все части высказывания по-отдельности: присесть (временно сесть на корточки или что-то ещё, согнув ноги в коленях и, возможно, подумав над чем-то важном), на (предложный падеж, отражающий что-то сверху или при направлении и/или предложение чего-то взять), и -- дорога (путь, путешествие, поездка).

В настоящий момент можно прочесть и услышать пространные изречения о так называемом древнем традиционном обряде на Руси, жители которой основывались на вере в духов, живущих рядом с нами -- духов злых и добрых, мешающих и помогающих: люди веровали, что именно духи управляют окружающим миром и являются многообразным проявлением не только самостоятельного существования, но и в качестве стихий или их воздействия на события многообразной жизни всего сущего и человеческой деятельности. Напомню, что "старообрядцы" -- представители одной из форм древней религии, которая не является продолжением былого в полной мере и точности, но является условно возрождённой и "neo-собирательной". Какие-то из частично забытых, или запрещённых церковью и новыми промежуточными властными структурами, -- особенности древних верований и культовых обрядов, продолжали сопровождать человека в изменённом и автоматизированном виде неосознаваемых привычек, сопутствуя изменчивым событиям жизни. Целью некоторых традиционных верований древних народов была возможность задабривания, обмана и запугивая духов и стихий природы, которые присутствуют в нашей жизни и влияют на судьбу любого человека. К таким ритуалам относят возможность "присесть на дорожку" (или -- перед дорогой), "выйдя из дома -- не возвращаться за забытым" (назад не вертаться, не поворачивать, не оглядываться назад) и ежёли необходимость такая все-таки наступила, то глянуть в зеркало перед новым выходом за порог дома, "собраться с мыслями" и т.д. и т.п. Некоторые утверждают, что связаны эти действия с нежеланием брать "домашнего духа" с собой и возможностью обмануть его таким образом. Предполагали, что в родном доме и дух помогает, а вне стен родимых -- дорогу портит, стараясь вернуть домочадцев в дом хозяйский. Вот и присев на дорожку дальнюю в желании запутать домового, создавали впечатление сборов, но не ухода. Ежели поверит домовой в обман хозяев, то легким и путешествие будет, а ужель не случится такого -- удачи не жди в пути.

Однако, в определении "присесть на дорожку" и связи действия с неосознанным подражанием в традиционной привычке, навеянной действиями поколений -- нечто иное. Домовой, или -- дух семьи и дома, всегда был положительным героем верований. Уходя или переезжая из одного места в другое, его брали с собой: при помощи заклинаний и скороговорок призывали поехать вместе, спрятавшись в тёмном сосуде (кувшине, чайнике, лампе-горелке) или в лапоточке (лапте). А путешествовали в древности далёкой не редко и по причинам различным. Временный уход на охоту или рыбалку не предполагал сидеть и чего-то ожидать перед дорогой. Традиция касалась только дорог дальних или ярмарочных -- важных и судьбоносных: на заработки, в поход, за подаянием или по-миру (от нищеты) и по Миру (на людей посмотреть и себя показать), на службу в армию, в разбойники, на богомолье, в монастырь, в лесной скит, на новое место жительства, замуж, наконец, на поиски легендарного Беловодья... -- цели различные и с разными степенями ритуальных поведений в длительности прощальных обрядов (поцелуев и пиршеств предшествующих).

Многие помнят иносказательные повествования и легенды детства с различными ситуациями временного ухода в дальний путь того или иного героя. Сказочные Иваны -- сыны русские, постоянно вступаются за кого-то в кризисной ситуации: фольклёрные тексты сообщают о путешествии за тридевять земель в поисках похищенной невесты, и, туда же -- в отместку за поругания чести или кражу у старика-отца пшеницы, а у царя –- яблок золотых. Былинный богатырь Добрыня Никитич, хоть и неохотно, но едет во Туги горы, ко Пучай реке, потому что "Змей" уволок дочь княжескую; чудовище систематически вдовит молодых жен, сиротит малых детей, а богатырей погубило уже великое множество...

Обычай древний требует присесть перед дорожкой дальней и мысленно досчитать до десяти. Поверье гласит, что если сорваться в путь сразу, то -- хорошей дороги не будет. Т.Б. Щепанская в книге "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX вв." (М.: "Индрик", 2003 г.) упоминает о рекрутах XIX века, которые за неделю (а то и за 1-2 месяца) до призыва прекращали участие в обычных работах, начиная гулять. Около недели прощалась с роднёй девушка перед уходом в монастырь, приблизительно за столько же начинают готовиться к отъезду в город после каникул современные студентки. Семьи переселенцев за несколько недель, месяцев, а то и за год до отъезда начинали распродавать имущество и готовиться в путь. Таким образом, состояние между дорогой и домом растягивалось от нескольких секунд, до недель и даже месяцев, однако сам ритуал с фразой "присесть на дорожку" не означал традицию проводов с трапезами, как особого, беспокойного и длительного состояния сборов и приготовлений в промежутке между дорогой и домом.

Но все эти примеры -- относительно позднее время и современность, которая -- толи для красного словца авторов, а возможно и в недопонимании образности речи русской, часто путается в терминах и понятиях значений слов -- вводя в заблуждение синонимами. Трапезы, веселья и празднества, проводы, питие на посошок, хлеб с солью, пирожки в дорогу, талисманы или обереги (в том числе и с горсткой землицы родимой)... чемоданное настроение и минута молчания -- "из другой оперы", хотя и связанной с путешествием или рассматриваемым уходом (но не из жизни).

Откуда же появилась традиция "присесть на дорожку" и вера в месть духов?

Не просто успокоиться, и, расслабившись от напряжения и нервозности (с трясущимися руками, полным животом и не совсем трезвой головой), подумать о собранном и незабытом или забытом, а именно "присесть" -- опорожнив свой кишечник на дорожку, дабы не приключилась неожиданность в пути и не приспичило в самый неподходящий момент (сражения и погони, али бандитского нападения -- к примеру). Как говорится: "пока не приспичит... петух жареный в жопу не клюнет, или -- пока гром не грянет, мужик и не перекрестится". Вот так и возник этот древний обычай наших далёких кочевых предков, промышляющих в постоянном движении по просторам и во времени. Примета того, что надо присесть и расслабиться, почувствовав необходимость и потребности организма, -- сопутствовала удачам. Тех, кто спешил... -- мучили колики, понос, боли в животе и иные конфузные приключения, не способствовавшие успеху. Тут на ум, -- при скудности знаний медицинских и опыта, -- какие только черти и домовые не мерещились со своими недовольствами и проказами, хотя... и они

Приметы рождаются из неспособности человека определять причинно-следственные связи в окружающей природе ‒ уверены антропологи. Но суеверные скажут: «Черная кошка ‒ чем не причина, а неудача ‒ чем не следствие?». И поскольку путешествия всегда были связаны с рисками, как и работа летчиков и мореплавателей, примет в этой области больше всего.

Перед выходом из дома

Непосредственно перед дорогой народная мудрость категорически запрещает мыться, стричься, подметать и мыть пол, зашивать старую одежду, надевать новую, мыть свое транспортное средство и делать множество других объективно полезных вещей. Поэтому прежде чем выйти за порог, мы садимся на чемодан с печальным видом ‒ немного помолчать о том, что голова наша не очень чистая, в квартире бардак и пуговица на рубашке не пришита.

Как я поняла, это дань уважения домашним духам вроде домового: помолчать ‒ значит послушать, что он скажет. А на практике люди садятся помолчать, чтобы настроиться, собраться, вспомнить, что забыли, выключили ли воду и газ. Почему сидеть, а не стоять? Так лучше сосредоточиться.

А затем вспомнить не без помощи друга-домового, какие из необходимых вещей мы забыли взять с собой, иначе придется возвращаться с полпути, а это плохая примета.

Фотографироваться, кстати, тоже не следует, особенно перед полетами. Хотя в таком виде, наверное, и не захочется. Неплохое средство ‒ подержаться за край стола, с древних пор символизирующего чуть ли не домашний алтарь.

Все потому, что успех в дороге ‒ штука ненадежная, «вымываемая» и «зашиваемая», тем более что делать все в последний момент и на скорую руку ‒ не самая лучшая идея. Зато темные силы, напротив, отличаются настойчивостью ‒ и за ноги нас дергают так, что мы спотыкаемся, и дома с нашим уходом могут разгуляться, поэтому их по возвращении за забытым предметом нужно припугнуть, показав в зеркало язык.

Итак, согласно приметам, перед выходом из дома нельзя: мыться, убираться, зашивать одежду, надевать новую одежду, фотографироваться.
Что надо сделать: посидеть на дорожку, подержаться за край стола.

Случайные встречи

Оказывается, люди, всегда отвечающие на вопрос «Куда идешь?» ‒ «На Кудыкины горы», это не скрытные параноики, а яростные блюстители успеха предпринимаемого путешествия. В этом фатальном мире, где каждый норовит нас сглазить, о своих планах и целях заранее лучше никому не сообщать. Посему встаем с правой ноги и идем потихоньку по своим делам. Когда на пути нам встречается и женщина, и священник, и черная кошка, и даже некто с пустыми ведрами, возможно, стоит задуматься, верной ли дорогой идем, товарищи.

С другой стороны, повстречать человека с пустыми ведрами в нашем мегаполисе, где даже мусор, как правило, выносят в пакетах, ‒ это, конечно, нужно очень постараться или попросту быть феноменально удачливым (или наоборот?). А вот женщину ‒ вон их сколько ходит.

Чем же путешественникам не угодили священнослужители? Возможно, отчасти это связано со страхом перед двойничеством, ведь в монашестве принимается второе имя. Так, чтобы обезопасить себя от второго невидимого незнакомца, в кармане на момент встречи показывают рукой защитный жест ‒ старый добрый кукиш.

Столкнуться с похоронной процессией ‒ добрая примета. Почему? Раньше первый встречный получал от семьи умершего кусок ткани, хлеб, свечу и деньги. Человек принимает все это и тем самым как бы отпускает грехи покойному, который станет на том свете для него опекуном. Стоит ли говорить, что радоваться в открытую подобным встречам ценителям этой приметы не рекомендуется.

Итак, согласно приметам, на пути к цели нельзя встречать женщин, кого-то с пустыми ведрами, священника, черную кошку.
Что надо делать: вставать с правой ноги, никому не сообщать про свои планы.

Чур меня

Как же защитить себя от всех напастей? Очень просто ‒ воспользоваться третьим законом Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Поэтому наступившему вам на ногу спутнику нужно наступить в ответ, замеченные на дороге колюще-режущие предметы отвернуть лезвием от себя и т.д. В путешествие по нашей необъятной родине лучше всего взять веточку полыни, охраняющей от сглаза и между делом отпугивающей своим запахом не только всякую потустороннюю нечисть, но и крыс, клопов и блох. Стеклянный синий глазок «назар» защитит нас в Турции, радужное пятно павлиньего пера ‒ в Англии, амулет в форме жука-скарабея ‒ в Египте, нэцке Хотей ‒ в Японии.

Отправиться в дорогу в самый дождь считается хорошей приметой ‒ вода «смывает» все невзгоды на пути. И брошенные в фонтан монеты ‒ не что иное, как задабривание водной стихии, которая поспособствует очередному возвращению в понравившееся место.

Что надо делать: носить с собой специальные для каждой страны обереги, противодействовать плохим знакам.

Виноват ли кот?

В древности образ ни о чем не подозревающих и поныне кошек стремительно обрастал многочисленными суевериями, как современные видеоролики с ними ‒ лайками. Это и оборотни, и путешественники между мирами живых и мертвых, и так называемая «жертва-замена», которую вперед себя запускают в новый дом под горячую руку домового и черта.

В античности кошки почитались чуть ли не за святых, а в средневековье приобрели зловещую репутацию пособников темных сил, которая надежно закрепилась за ними до наших дней. Впрочем, англичане, в отличие от остальных европейцев, относятся к черным кошкам как к предвестникам удачи. А корабельные коты надежно охраняли судна не только от крыс, но и от кораблекрушений.

Но всякий, идущий по чужим следам, не просит дать ему сосисок, нет ‒ он отнимает энергию у впереди идущего.

Если меньшие братья, окрашенные в черный, все же вызывают у вас беспокойство, можно повернуться вокруг своей оси, плюнуть трижды через левое плечо, выбрать другой путь, скрестить пальцы или взяться за пуговицу.

На воде

Как известно, женщина на корабле ‒ дурной знак. Точнее, источник смуты. Особенно если корабль отправляется в затяжное плавание, а команда состоит исключительно из мужчин.

Популярностью пользуется практика «высвистывания» ветра или его «кормления». А вот на борту без дела свистеть противопоказано. От множества неудач мореплавателей оберегают серьги в ушах, символические татуировки, подковы, прибитые к мачте или над дверью каюты, и черные коты.

Японцы предпочитали рыжих котов, правда, в случае шторма их первыми выкидывали за борт в качестве жертвы.

Для верности ни в коем случае не стоит указывать пальцем в небо или на судно, отправляться в плаванье в пятницу тринадцатого и вслушиваться в крики чаек. Потому что чайки ‒ это хранители душ утонувших при кораблекрушении людей, которые с помощью птиц просят похоронить их в земле по христианскому обычаю.

На корабле нельзя: свистеть, указывать пальцем в небо, отправляться в плаванье в пятницу тринадцатого и вслушиваться в крики чаек.

В воздухе

Члены авиационных экипажей, как и водители маршруток, продавцы на базаре и многие другие работники сферы услуг, в качестве первого пассажира/клиента хотели бы видеть мужчину, а не женщину. Такая примета ‒ легкий будет рейс. «Последних» рейсов не бывает, бывают только «крайние». Стюардессы радуются как найденным на борту серьгам (к удаче), так и собственным потерянным (к прибыли). А вот найденной по пути в аэропорт мертвой птице не радуются совсем. Фотографировать технику ‒ к беде. В том, чтобы проехаться в пожарной или в санитарной машине на работу, тоже ничего хорошего нет. Известен также прием недокуренной сигареты: ее нужно докурить после благополучного прилета.

В самолете нельзя: показывать пальцем в небо, ступать с левой ноги на борт, свистеть, а также запрещено фотографировать самолет.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Узнайте откуда взялись дорожные суеверия и как они расшифровываются. Как обезопасить себя в пути, если народные приметы сулят беду.

С давних времен в народе складывались поверья о том, как узнать — будет ли в дороге удача . Ведь путешественников подстерегали всевозможные опасности, о которых они старались узнать заранее. Причем, каждая примета имела свою происхождение и объяснение.

Почему нельзя спрашивать «куда»

Самое распространенное суеверие связано с тем, что вопрос «куда?» обязательно приведет к несчастью. Поэтому если вдруг звучал такой вопрос, следовало отвечать: «За кудыкины горы». Такой обычай сложился во те времена, когда торговые люди перевозили при себе большие суммы денег и лишняя информация могла привести к опасности ограбления на большой дороге. Поэтому купцы держали в строгом секрете свой путь следования из-за страха быть убитыми разбойниками. С тех пор считается, что рассказывать всем о своих планах означает — сглазить свое путешествие.

Ответ «За кудыкины горы» позволяет вернуть нежелательное слово тому, кто его задал, и дезориентировать его негативную энергию. Выражение «горы» в данном случае означает, что это место находится так далеко, что его невозможно увидеть.


Почему перед дорогой нужно присесть и помолчать

Многие, кто собираются в путь, перед этим предпочитают сесть и некоторое время помолчать. Принято считать, что это такой обряд поможет избавить человека от ненужных волнений во время путешествия.

На самом деле так и есть. Ведь в тот момент, когда взволнованный предстоящей дорогой человек успокаивается, он может вспомнить важный момент. Например, что он забыл положить в чемодан документы или оставил не выключенным газ. Таким образом, примета становится действительно важным и даже обязательным для всех уезжающих ритуалом.

Примета «посидеть на дорожку» служит данью уважения Домовому . Ведь в этот момент наши предки мысленно обращались к незримому Хозяину дома с просьбой приглядеть за порядком и помочь домочадцам в случае необходимости. Когда человек поднимался с лавки, по ней полагалось стукнуть три раза, тем самым напоминая Домовому о заключенном с ним договоре.

Как отогнать неудачу если возвращаешься с полпути

Большинство людей начинают волноваться, если им пришлось прервать свою дорогу и вернуться обратно домой взять забытую вещь или еще по какой-нибудь другой причине. Суеверие гласит, что теперь человека подстерегает неудача. Этому есть психологическое объяснение, по которому вернувшийся будет стараться наверстать потраченное время на обратную дорогу. При этом люди нервничают, суетятся и, как правило, опаздывают, вызывая недовольство окружающих. Поэтому если такая ситуация произошла, необходимо успокоиться.

Для этого придуман забавный ритуал, который поможет обрести душевное равновесие. Он основан на суеверии, что нечистая сила (которая постарается испортить праздник) гнездится под порогом. Для того, чтобы отогнать ее, следует три раза символически плюнуть на порог, а затем посмотреть на себя в зеркало и заново причесаться. Таким образом, вы как бы превратитесь в другого человека, который уже никуда не спешит и не опаздывает.

Также стоит помнить, что к удачным приметам в дороге является попасть под дождь (небесная воды смывает грехи и проблемы) и первым встретить мужчину. А к неудачным — помыть голову перед дорогой. Последняя объясняется тем, что предки считали, будто в волосах заключена великая сила , вычесывать которую означает навлечь беду. Для привлечения удачи перед выходом из дома нужно подержаться за краешек обеденного стола. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

19.07.2015 09:15

Все мы время от времени путешествуем, планируем отпуска или ездим в командировки. Чтобы обезопасить себя...