Просвещенная монархия. Просвещенная монархия в россии Суд и религия

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.

Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены на­следника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энер­гичной и умелой правительницей она не решилась на кардиналь­ные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом .

Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 г. было избрано 572 депутата от разных сосло­вий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). В Уложен­ной комиссии выявились острые социальные противоречия, столк­новения интересов и под предлогом начавшейся русско-турецкой войны (1768-1774) царица комиссию распустила.

В 1775 г. была проведена обла­стная (губернская) реформа 1775 года. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой. Возглавлял губер­нию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались импе­ратрицей и обладали огромными полномочиями. Губернии дели­лись на десяток уездов по 20-30 тыс. жителей. Властью в уезде были нижний земский суд с капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления, в соответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Пра­вобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвиди­рована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограни­чены.

Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз. Происходило освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. Но на новых землях устанавливались крепостные по­рядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина разда­рила своим фаворитам.

Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Она пыталась создать о себе представление, как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами «Я, холоп, твой...». Но в отношении крестьянства, всего простого люда все «гайки» были закручены.

«Просвещенный абсолютизм».

Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, работники которых в свою очередь прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов.

В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом. Он многое сделал в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр (1754, Ф.Г. Волков), Московский университет (1755, М.В. Ломоносов), Академию художеств (1757)

В правление Екатерины II или «русской Семирамиды» творили выдающиеся архи­текторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного института было положено основание женскому образованию в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы. Специально созданная Российская академия имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка. Во главе обеих российских академий стояла Е.Р. Дашкова.

Екатерина II сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом.

Новый юридический статус дворянства.

Жалованной грамотой дворянству (1785) Екатерина оформила привилегированный статус этого сословия. Только дворяне могли владеть землями и крестьянами, в отношении ко­торых их власть была безграничной. Дворяне освобождались от любых налогов, постоя солдат, от пыток и телесных наказаний. Они могли беспошлинно вести оптовую, в том числе междуна­родную торговлю, заводить мануфактуры и т. д. Екатерина преду­смотрела, что выборными предводителями дворянских обществ и другими выборными должностными лицами могли быть только мужчины с 25 лет, имевшие определенное число крепостных душ и определенный чин за государственную службу. Это заставляло часть дворян служить или числиться на службе.

В городах в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785) каждая из шести категорий горожан имела свой ста­тус. Большинство рядовых горожан несло подушную, рекрутскую и другие повинности, составляло податное сословие .

Крестьянство оставалось полностью бесправным. Помещики могли за любую повинность сослать своих крестьян в Сибирь с зачетом за рекрутов. Барщина доходила до 6 дней в неделю. По­лучила распространение «месячина» , при которой крестьяне ли­шались надела и за работу только на помещика получали скудное продовольственное обеспечение. По закону помещики не могли своих крестьян принуждать к вступлению в брак, наказывать кну­том и убивать, так как крепостные были налогоплательщиками. Однако помещики зачастую творили жестокий произвол. Дарья Салтыкова забила до смерти 90 своих крепостных.

Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Значительных результатов Екатерина добилась во внешнепо­литической сфере. В результате успешных русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791) и блестящих побед русских войск под ко­мандованием П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других военачальников Россия получила огромные территории в Северном Причерномо­рье. К России перешли Крым (1783), Кабарда. Грузия переходила под протекторат России (1783). У России появился Черноморский флот и право выхода в Средиземное море.

На западном направлении Рос­сия вместе с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах ослабевшей Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). К России ото­шла вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва и Курляндия. Россия участвовала в борьбе европейских монархий против Французской революции. Но Соединен­ным Штатам Америки своим «вооруженным нейтра­литетом» помогла добиться независимости от Англии.

При Екатерине II значительно выросла территория империи. Государственные доходы выросли вчетверо. Население увеличи­лось с 19 до 36 млн. человек. Время ее правления называют «зо­лотым веком дворянства» , а ее саму – Екатериной Великой.

Россия и Европа в XVIIIвеке. Изменения в международном положении империи.

На протяжении XVIII в. международное положение России изменилось радикальным образом. Россия утвердилась на Балтийском и Чёрном морях, появилась в Средиземном море. В 80-е годы XVIII в. Екатерина II в рамках «греческого проекта» предлагала австрийскому императору Иосифу II создать буферное государство между Российской, Османской и Габсбургской империями в составе Молдавии, Валахии и Бессарабии под названием Дакии во главе с монархом-христианином. Строились и планы освобождения Греции, Сербии, Болгарии от османов.

Росла экономическая мощь русского государства. Русская армия весь XVIII в. практически не знала поражений. «Без моего решения в Европе не стреляет ни одна пушка», - говорила Екатерина II.

Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 г., были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М.С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова. Это была экспедиция А.Ф. Шестакова и Д.И. Павлуцкого 1729-1735 гг. С 1799 по 1867 г. Аляска находилась под управлением Русско-американской компании. Г.И. Шелихов (1747-1796) организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островной грядой с 1775 г. В 1783-1786 гг. возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой основал первые русские поселения в Северной Америке.

За внешнеполитическими успехами России, усилением её геополитического положения, за активной колониальной политикой с большим беспокойством наблюдали в Англии, Франции, других европейских странах.

Русская культура XVIIIв.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

В духовно-культурной сфере благодаря широте кругозора и энергии Петра I появилось много нов­шеств.

Ещё в начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов, но из первой группы, посланной на обучение за границу, никто не вернулся. В России в 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, но зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, который учредил Навигацкую школу в Москве в 1701 г. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. Началось формирование российской интеллигенции.

Первые университеты в Европе появились в XI веке. Некоторые считают, что это был университет в Константинополе (1045), другие отдают предпочтение Болонскому университету (1051). В 1200 г. появилась знаменитая Сорбонна в Париже, затем Оксфорд, Кембридж и т. д. К концу XV в. в Европе действовало 60 «храмов науки». В 1725 г. в России была основана Академия наук, а при ней университет . При университете имелась академическая гимназия.

Первым русским музеем стала Кунсткамера . Стала выходить газета «Ведомости» . Новой столицей страны (с 1712) стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г. В новом городе велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу.

При Екатерине II (1762-1796) впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер.

В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А.К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.

Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе – Д.И. Фонвизин, М.Новиков, А.Н. Радищев.

За XVIII век огромный шаг вперед сделала архитектура. Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана «северной столицы» осуществлена П.М. Еропкиным. В Петербурге быстро развивалась производственная инфраструктура, связанная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в крупнейший центр российской внешней торговли. Здесь размещались государственные учреждения, например, в монументальном здании Двенадцати коллегий (архитектор Д. Трезини). Петропавловский собор стал усыпальницей русских царей, начиная с Петра Великого.

В 1703-1760-х годах в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф.Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском селе и Большой дворец в Петергофе.

С 1760-х до 1840-х годов преобладал классицизм. В.И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В.И. Ленина), Инженерный замок в Петербурге, разработал грандиозный план реконструкции Кремля. М.Ф. Казаков в этом стиле выстроил Кремлевский Сенат, старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге классик классицизма Д. Кваренги построил в Петербурге павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт.

В живописи наибольшее развитие получил портрет . Галерею прекрасных образов создали художники И. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и др.

В XVIII в. российские правители приобрели коллекцию скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.

В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. Участвуют и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.

Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни.

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIIIвв.

Вопрос о становлении и характере российского самодержавия занимает важное место в отечественной и зарубежной историографии.

В основу концепции «государственного феодализма» (Л.В. Милов и др.) легла оценка природно-климатического фактора. Малая плодородность русских земель приводила к тому, что господствующий класс землевладельцев-феодалов стремился максимально подчинить себе крестьян-земледельцев. Самодержавное государство наилучшим образом выражало интересы помещиков и вотчинников.

Россия шла по тому же пути, что и Западная Европа. И это было движение к правомерному государству , которое в России появилось лишь во второй половине XVIII в. Такова позиция автора фундаментальной монографии Б.Н. Миронова. 7

Известному востоковеду Л.С. Васильеву российское государство XVII-XVIII вв. напоминает восточную деспотию наподобие султанской Турции. Некоторые авторы применительно к тому же объекту используют термин «политаризм».

Ю.В. Дворниченко считает, что на протяжении XVI-XVII вв. сформировался российский государственно-крепостнический строй (ГКС в сокращении автора). Одной стороной этого строя была сильная монархическая, самодержавная власть, а другой – закрепощение всего населения, стремление прикрепить его к земле, к тяглу или службе. «Народ в поте лица своего добывал средства, а государство их отнимало и делило (так до бесконечности) между «управленцами», не оставляя народу ничего», - отмечается исследователь особенность данной системы 8 .

Многие наиболее важным считают влияние внешнеполитического фактора. Слабая государственность Древней Руси была уничтожена монголо-татарами. Московским князьям потребовалось немало усилий, чтобы воссоздать суверенное русское государство. Дворянство, ядро армии служило государству, а крестьяне обеспечивали эту службу. Для простоты управления крестьян намертво прикрепили к земле и землевладельцам. Дворяне от обязательной государственной службы в XVIII в. освободились, а на крестьянах «ездили» до 1861 г.

Переход от сословно-представительной монархии XVI-XVII вв. к абсолютной монархии XVIII - начала XX вв. представлял собой противоречивый, прерывистый процесс. Российские правители от Рюрика до Путина постоянно стремились к максимальному расширению своей власти. «Государство пухнет, народ хиреет», - констатировал в своё время В.О. Ключевский.

Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно yтвердилась на пути буржуазного развития.

Просветители не отказались от представлений Фомы Аквинcкoгo о существовании норм eстecтвeннoгo права и порядка вeщей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века были убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могyг быть выражены языком строгих формул. В соответствии с воззрениями просветителей, общественная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.

Политический идеал просвeтитeлей Англии и Франции

Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами,государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy).

Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании.

Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция , Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг"Раздавите гадину"). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению.

Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы тoгo времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае попытки новoгo ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д.Дuдро (171З-1784), инициатор фундаментального издания "Энциклопедия наук, искусств и ремесел", 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, "Энциклопедия" должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В paботе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители тогo времени - Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П.Гольбах (172З-1789) и др.

Энциклопедисты полaгали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков, у них не было единой политической прогpаммы , но большинство из них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного нeравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан.

Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тoгдa функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по eгo мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другyю. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на нeбольшой территории. Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.

Некоторые из просветителей (французский сельский священник Ж. Мелье, 1664- 1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более огpаниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xaрактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744-1803).

Просвещенный абсолютизм

Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным. Oднако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией, в это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму.

В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить нaлоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кpeстьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.

Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocyдарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.

В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapствованием Марии Терезии (правила в 1740- 1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790).

Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходнoгo налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.

Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была coздана система централизованного управления гocудapcтвoм. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой гocудapcтвa, помещики лишились права творить суд над крестьянами .

С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-e гг. барщина (oтpaботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать тopгoвыe сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17 % дохода кpeстьянского хозяйства.

Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц и пошлин. Пробудилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогoв на срок до десяти лет.

В Вене начали работать горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической цepковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (171-1787).

Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем гepманском государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фридрих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.

Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразованиям, осуществленным в Австрии, хотя носили более огpаниченный характер.

В их числе - введение новoгo уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, oграничивающие возможность произвола помещиков в отношении крестьян, в частности их насильственный cгoн с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.

Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности, Фридрих II основал Прусский государственный банк, выделял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протекционистскую политику. Вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.

Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюртемберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитанском королевстве.

Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем чтобы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотическогo режима. Так, в Швеции по инициативе аристократии после смерти Карла XII была принята конституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.

Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в полном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли которых они находили "разумными".

Политика просвещенного абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стaбильности политики реформ.

Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в ХХ веке в странах демократии.


Вопросы и задания

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни?
2. С чем теория общественногo догoвора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?
3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.
4. Кто из просветителей придерживалея республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?
5. Почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвещения?
б. Как вы объясните распространение идей просвещенногo абсолютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу:

Таблица Политика просвещенного абсолютизма

Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Планирование по истории, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по истории для 10 класса

«Просвещенной монархией» в России называют государственную политику, которую вела императрица Екатерина II, правившая в 1762-1796 гг. В стиле своего руководства страной она ориентировалась на тогдашние западные стандарты. В чем заключалась политика просвещенного абсолютизма? Пруссия, монархия Габсбургов, Франция - все эти страны, как и Россия, придерживались тогда данного курса. Он заключался в проведении реформ, обновивших государственное устройство и отменивших некоторые феодальные пережитки.

Власть в стране оставалась исключительно в руках самодержавного правителя. В этой особенности заключалось главное противоречие, которым отличалась политика просвещенного абсолютизма. Монархия Габсбургов, Россия и другие крупные европейские державы вступили на путь реформ вследствие зарождения капитализма. Перемены жестко контролировались сверху и поэтому так и не стали полноценными

Истоки

Российская просвещенная монархия возникла под влиянием французской культуры, сформировавшей взгляды Екатерины II, ее окружения и значительной части образованных людей страны. С одной стороны, это была мода аристократов на этикет, европейские платья, прически и шляпы. Однако французские веяния отразились и на духовном климате дворянства.

Богатые купеческие и торговые люди, а также высокопоставленные чиновники начали знакомиться с западноевропейской гуманитарной культурой, историей, философией, искусством и литературой еще при Петре I. В эпоху Екатерины этот процесс достиг пиковой точки. Именно образованная аристократия - это социальная опора монархии в период просвещенного абсолютизма. Книги и приезжие иностранцы заложили в представителях дворянства прогрессивные идеи. Богатые люди стали часто путешествовать в Европу, познавать мир, сравнивать западные порядки и нравы с российскими.

«Наказ» Екатерины

Екатерина II пришла к власти в 1762 году. Она была немкой по происхождению, имела европейское образование и привычки, переписывалась с великими французскими просветителями. Этот «интеллектуальный багаж» сказался на стиле правления. Императрица желала реформировать государство, сделать его эффективнее и современнее. Так появилась просвещенная монархия Екатерины 2.

Уже в том же 1762 году советник императрицы Никита Панин предоставил ей проект реформы императорского совета. Государственный деятель доказывал, что прежняя система управления страной неэффективна в силу того, что допускает появление влиятельных фаворитов. Переход от абсолютизма к просвещенной монархии заключался еще и в том, что Екатерина противопоставляла себя прежним правителям постпетровской эпохи, когда политикой управляли всевозможные царедворцы.

В целом Панин предлагал создать совещательный орган. Екатерина отклонила его проект, решив дополнить данный документ. Так зародился план полной перестройки прежнего законодательства. Главное, чего хотела добиться императрица, - порядка в управлении страной. Для этого нужно было полностью переработать старые законы и добавить новые.

Вскоре Екатерина учредила Комиссию для создания проекта нового Уложения. В качестве рекомендации для нее императрица сочинила «Наказ». В нем было больше 500 статей, в которых формулировались основные принципы правовой системы России. Документ Екатерины ссылался на сочинения великих мыслителей того времени: Монтескье, Беккариа, Юста, Бильфельда. В «Наказе» отразилось все то, что представляла собой просвещенная монархия в России. Особенности, содержание, значение этого документа восходили к идеологии передовых просветителей.

Теоретические рассуждения Екатерины были даже слишком либеральны и поэтому неприменимы к тогдашней российской действительности, так как наносили удар по интересам привилегированного дворянства - главной опоры государственной власти. Так или иначе, но многие рассуждения государыни остались лишь в пределах благостных пожеланий. С другой стороны, в «Наказе» Екатерина констатировала, что Россия - европейская держава. Так она подтвердила политический курс, заложенный еще Петром I.

Слои российского населения

Екатерина II считала, что просвещенная монархия в России основывалась на сословном делении общества. Идеальным государством она называла абсолютистскую модель. Императрица объясняла ее верность «естественным» правом одних править, а других - быть управляемыми. Постулаты Екатерины обосновывались ссылками на историю России, где самодержавие имело самые древние корни.

Монарх назывался не только источником власти, но и фигурой, консолидирующей все общество. У него не было никаких ограничений, помимо этических. Монарх, считала Екатерина, должен был проявлять снисходительность и обеспечивать «блаженство всех и каждого». Просвещенная монархия ставила своей целью не ограничение свободы людей, а направление их энергии и деятельности на достижение общего процветания.

Императрица делила российское общество на три главные страты: дворянство, мещанство и крестьянство. Свободой она называла право делать то, что остается в рамках закона. Главным инструментом государства объявлялись законы. Они строились и формулировались согласно «духу народа», то есть менталитету. Все это должна была обеспечить просвещенная монархия второй половины XVIII в. Екатерина II первой из российских правителей заговорила о необходимости гуманизации уголовного права. Она считала главной целью государства не наказание преступников, а предупреждение их преступлений.

Экономика

Экономическими столпами, на которых держалась просвещенная монархия, были право собственности и земледелие. Главным же условием процветания страны Екатерина называла упорный труд всех российских сословий. Называя земледелие основой экономики страны, императрица не лукавила. Россия во второй половине XVIII века оставалась глубокого аграрной страной, в которой промышленность заметно отставала от европейской.

Многие села в правление Екатерины II были объявлены городами, однако по сути остались все теми же селами с прежними занятиями населения и внешним видом. В этом противоречии и заключалась аграрность и патриархальность России. Даже с мнимыми городами городское население страны составляло не больше 5%.

Российская промышленность, как и сельское хозяйство, оставалась крепостнической. На заводах и мануфактурах повсеместно использовался подневольный труд, так как труд вольнонаемных рабочих стоил предприятиям на порядок больше. Тем временем в Англии уже началась Россия экспортировала в основном полуфабрикаты и природное сырье. Готовой продукции на внешний рынок экономика почти не производила.

Суд и религия

Последние главы екатерининского «Наказа» были посвящены судам. Просвещенная монархия в России, кратко говоря, не могла взаимодействовать с обществом без этого арбитра. Судопроизводство имело принципиально важное значение, чего не могла не понимать императрица. Екатерина делегировала этому институты многие функции. В частности, суд должен был защищать принцип свободы вероисповедания, распространявшийся на любых жителей России. Тему религии Екатерина затрагивала и в своей переписке. Она была противницей насильственного обращения в христианство нерусских народов страны.

Просвещенная монархия - это государство, твердо опиравшееся на следование регламенту и законам. Именно поэтому Уложенная комиссия Екатерины запретила проведение чрезвычайных судебных заседаний. Также императрица выступала против притеснений свободы слова. Впрочем, это не помешало ей обрушивать репрессии на тех, кто, по ее мнению, своими публикациями посягал на государственный порядок.

Крестьянский вопрос

Главной дилеммой, с которой столкнулась просвещенная монархия в России, оказалось будущее крепостничества. В эпоху Екатерины II рабское положение крестьян так и не было отменено. Но именно крепостничество подвергалось наибольшей критике со стороны прогрессивных слоев общества. Это социальное зло стало объектом нападок сатирических журналов Николая Новикова («Кошелек», «Трутень», «Живописец»). Как и Радищев, он не дождался кардинальных перемен, инициированных сверху, а был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Ошибочность крепостного права заключалась не только в самом антигуманном рабском положении крестьян, но и в том, что оно тормозило экономическое развитие Империи. Свобода была необходима сословиям для того, чтобы трудиться ради собственной выгоды. Работа на помещика, отнимавшего урожай и заработок, априори не могла быть эффективной. Обогащение крестьянства произошло только после его освобождения в 1861 году. Просвещенная монархия Екатерины 2, кратко говоря, не решилась на этот шаг ради сохранения внутренней стабильности, заключавшейся в отсутствии конфликта между властью и помещиками. Остальные же преобразования императрицы в деревне в таком случае оставались лишь декорациями. Именно ее период правления - эпоха наибольшей закрепощенности крестьян. Уже при сыне Екатерины Павле I барщина уменьшилась, став трехдневной.

Критика самодержавия

Французский рационализм и идеи Просвещения указывали на недостатки феодальных форм государственного правления. Так зародилась первая критика самодержавия. Просвещенная монархия, однако, была именно неограниченной формой власти. Государство приветствовало реформы, но они должны были исходить сверху и не затрагивать главного - самодержавия. Именно поэтому эпоху Екатерины II и ее современников называют эпохой просвещенного абсолютизма.

Первым публично стал критиковать самодержавие писатель Его ода «Вольность» оказалась первым революционным стихотворением России. После издания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев был отправлен в ссылку. Таким образом, просвещенная монархия Екатерины 2 хоть и позиционировалась как прогрессивное государство, вовсе не позволяла вольнодумцам изменить государственный строй.

Образование

Во многом переход от абсолютизма к просвещенной монархии произошел благодаря деятельности крупных ученых. Главным светилом российской науки XVIII века был Михаил Ломоносов. В 1755 году он основал Московский университет. В то же время просветительский утопизм пропагандировался в масонских ложах, ставших крайне популярными среди дворян.

Во второй половине XVIII столетия появилась новая сеть закрытых учебных заведений, в которых учились дети дворян, купечества, духовенства, солдат, разночинства. Все они носили ярко выраженный сословный характер. Здесь, как и везде, преимущество оказалось в руках дворян. Для них открывались всевозможные корпуса, где преподавание велось по западноевропейским стандартам.

Сворачивание реформ

Деятельность Уложенной комиссии Екатерины II лучше всего демонстрирует соотношение понятий «абсолютная монархия» и «просвещенный абсолютизм». Императрица пыталась создать государство, которое бы походило на те модели, которые были описаны главными европейскими мыслителями XVIII века. Однако противоречие заключалось в том, что Просвещение и абсолютная монархия не могли быть совместимыми. Сохраняя за собой самодержавную власть, Екатерина сама тормозила развитие государственных институтов. Впрочем, на радикальные реформы не решился ни один европейский монарх эпохи Просвещения.

Возможно Екатерина и пошла бы на дальнейшие преобразования, если бы не несколько драматических событий второй половины XVIII века. Первое произошло в самой России. Речь идет о Пугачевском восстании, охватившим Урал и Поволжье в 1773-1775 гг. Бунт начался в среде казаков. Затем он охватил национальные и крестьянские слои. Крепостные громили поместья дворян, убивали вчерашних угнетателей. На пике восстания под контролем Емельяна Пугачева были многие крупные города, в том числе Оренбург и Уфа. Екатерина не на шутку испугалась крупнейшего за последнее столетие бунта. Когда войска разгромили пугачевцев, наступила реакция власти, а реформы прекратились. В дальнейшем эпоха Екатерины стала «золотым веком» дворянства, когда их привилегии достигли максимальных масштабов.

Другими событиями, повлиявшими на взгляды императрицы, стали две революции: война за независимость американских колоний и революция во Франции. Последняя свергла монархию Бурбонов. Екатерина стала инициатором создания антифранцузской коалиции, в которую вошли все крупные европейские державы с прежним абсолютистским укладом.

Города и горожане

В 1785 году была издана Жалованная грамота городам, в которой Екатерина регламентировала статус жителей городов. Они были поделены на несколько разрядов по социальным и имущественным признакам. К первому классу «настоящих городских обывателей» относились владевшие недвижимостью дворяне, а также духовенство и чиновничество. Далее следовали гильдейские купцы, цеховые ремесленники, иногородние, иностранцы, жители посада. Отдельно выделялись именитые граждане. Это были люди с университетскими дипломами, обладатели больших капиталов, банкиры, собственники кораблей.

От статуса зависели привилегии человека. Например, именитые граждане получали право иметь собственный сад, загородный двор и карету. Также в грамоте определялись люди с избирательными правами. Мещанство и купечество получили зачатки самоуправления. Грамота предписывала раз в 3 года организовывать собрания самых состоятельных и влиятельных горожан. Основались выборные судебные учреждения - магистраты. Положение, сформировавшееся благодаря грамоте, сохранялось до 1870 года, то есть до реформ Александра II.

Дворянские привилегии

Одновременно с Жалованной грамотой городам была издана еще более важная Этот документ стал символом всей и просвещенной монархии в целом. Он развивал идеи, заложенные в Манифесте о вольности дворянства, принятом в 1762 году при Петре III. Жалованная грамота Екатерины гласила, что помещики - единственная законная элита российского общества.

Дворянское звание делалось потомственным, неотъемлемым и распространяющимся на всю дворянскую семью. Лишиться его аристократ мог только в случае совершения уголовного преступления. Так Екатерина закрепляла на практике свой собственный тезис о том, что поведение всех без исключения дворян должно было соответствовать их высокому положению.

В силу своего «благородного происхождения» помещики освобождались от телесных наказаний. Их право собственности распространялось на разные виды имущества и, что особенно важно, на крепостных крестьян. Дворяне могли по желанию стать предпринимателями, например, заниматься морской торговлей. Лицам благородного происхождения дозволялось иметь заводы и фабрики. На аристократов не распространялись личные подати.

Дворяне могли создавать собственные общества - Дворянские Собрания, обладавшие политическими правами и собственными финансами. Таким организациям разрешалось отправлять монарху проекты реформ и преобразований. Собрания создавались по территориальному признаку и привязывались к губернии. У этих органов самоуправления были назначение которых осуществлялось губернаторами.

Жалованная грамота завершила долгий процесс возвеличивания сословия помещиков. Документ фиксировал, что именно дворяне считались главной движущей общественной силой в России. На этом принципе основывалась вся отечественная просвещенная монархия. Влияние дворянства постепенно пошло на спад уже при преемнике Екатерины Павле I. Этот император, будучи наследником, конфликтовавшим с матерью, старался отменить все ее нововведения. Павел разрешил применять к дворянам телесные наказания, запретил им обращаться к нему лично. Многие решения Павла были отменены при его сыне Александре I. Однако в новом XIX веке Россия уже вступила на новую ступеньку своего развития. Просвещенный абсолютизм остался символом одной эпохи - правления Екатерины II.

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.