Редкая профессия: антрополог. Антропология наука о человеке

Антропологи изучают человека как биологический вид, с точки зрения его происхождения (антропогенеза), развития, разнообразия, своеобразия (биологического) людей разного возраста, пола, разной национальной принадлежности. Во многих странах в антропологию включают и этнографию, и археологию, и целый ряд других дисциплин, а биологию человека в этих странах называют также физической или биологической антропологией.Предметом интереса антропологов может быть не только современное состояние человечества, а также и его история.

Антропология (antropos-человек + logos-учение) — учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека. Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке» (от anthropos — человек и logos — слово, учение, наука). Антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Исходя из антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в широком смысле, является почти любая современная наука — большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

Направления

Включает в себя целый ряд дисциплин: физическую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию (дисциплину, достаточно близкую этнологии), лингвистическую антропологию, доисторическую антропологию. В философии существует раздел философской антропологии.

В пределах антропологии можно выделить ряд своеобразных отраслей: историческую антропологию, этническую (исследование биологических особенностей разных народов), возрастную, экологическую (рассмотрение влияния условий природной и общественной среды на рост и развитие человека), даже спортивную (изучение влияния спорта на человеческий организм).

Ныне здравствующие люди и их сообщества могут быть предметом разнообразных обследований, в частности, измерений (антропометрии). Кстати, данные антропометрии находят применение в конструировании одежды, мебели, предметов потребления, в проектировании не только жилья, но и промышленного, транспортного, школьного и подобного оборудования.

Прошлые человеческие сообщества изучают по ископаемым скелетам, черепам. Знаменитые антропологи - Эжен Дюбуа, нашедший череп питекантропа, Роберт Дарт (первая находка австралопитека), Луис Лики, его супруга Мэри и сын Роберт (находки человека умелого и многих видов австралопитеков).

Антропологическое знание используется во многих областях науки и практики - в археологии, медицине, педагогике, психологии труда и инженерной психологии, этнологии (от греч. ethnos народ). Соответственно и антрополог должен иметь некоторую ориентировку в указанных областях знания и практики. Возможны исследования на стыках антропологии и других наук.

Антрополог — редкая профессия. На всю страну не больше двух сотен специалистов.

Личные качества:

Аккуратность

Усидчивость

Внимание к деталям

Способность анализировать и сравнивать факты

Образование:

Высшее профессиональное образование. Специальность «Антропология», «Социальная антропология».

Места работы:

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
Карьера и зарплата:

В США средняя заработная плата антрополога - 2000$ в месяц. В России специалист получает немного.

Антрополог - ученый, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

От греч. antropos - человек + logos - учение.

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида. Профессия подходит тем, кого интересует биология и история (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Антропологи изучают происхождение человеческого вида (антропогенез), развитие, разнообразие, биологическое своеобразие человека в зависимости от возраста, пола, национальности, расы.

Однако антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды.
Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология
В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии.
Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр.
Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой.
Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология
Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.).
Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида.
Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей.
Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов.
Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.
Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.
Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.
Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.
Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.
Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.
Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.
Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.
Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях.
Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.
Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов.
Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.
Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.
Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

Биологический факультет (кафедра антропологии)
Специальность «антропология».
Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология».

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии
Специальность «социальная антропология».
Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека».

А также другие вузы, обучающие по специальностям
«Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов)
и «Социальная антропология».

Сегодня существует множество наук, которые занимаются изучением людей и их взаимоотношений в обществе. Наука антропология наряду с социологией, обществоведением и другими подобными науками относится именно к такому виду знаний. Причем ее нужно рассматривать как в широком, так и узком понимании.

Это означает, что на вопрос - “Антропология, что такое?” - сложно дать однозначный ответ. В широком значении это область знаний, которая занимается изучением человека, причем основываясь на знаниях многих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а в узком понимании это наука о биологическом разнообразии человека.

История антропологии

Конечно же, человеком, его особенностями стали интересоваться еще ученые древности. Так, например, древние греки благодаря своим наблюдениям и идеям внесли много интересного в науку о человеке.

Гиппократ в своих медицинских трактатах указывал на влияние климатических и природных условий на здоровье и физические особенности проживающих на той или иной территории людей. Если помните, у великого медика было учение о соках в организме человека, которые были взаимосвязаны с 4 темпераментами.

Несмотря на то что в те далекие времена практически никому не был известен термин "антропология", что такое она собой представляет, именно греческие путешественники, изучая особенности людей, проживающих в странах, по которым они странствовали, делились своими наблюдениями, делали сравнительный анализ и приходили к очень интересным выводам.

Именно эти знания вошли в основу антропологии. Аристотель же построил «лестницу живых существ», на ступенях которой расположил животных по степени сложности их организации. Предпоследнюю ступень он предоставил обезьяне, а затем расположил над ней человека, как высшее существо на планете.

Отечественная антропология

В России эта наука, можно сказать, зародилась в первой половине XVIII века. Именно тогда императором Петром Первым была основана "Кунсткамера" - первый в России музей антропологии, в котором еще в те далекие времена нашли место анатомические препараты, образцы различных уродств.

В этот период в стране стала развиваться анатомия, и в этом деле принимали активное участие такие ученые, как А. Протасов, С. Забелин, А. Шумлянский и др.

Экспедиции

В эту эпоху также была организована Северная экспедиция, которая длилась ровно 10 лет. Ее члены разработали антропологическую программу. Были собраны ценные сведения о сибирских и дальневосточных народах, а в XIX веке участники кругосветной экспедиции, руководителем которой был П.П. Паллас, внесли богатый вклад атропологических и этнографических знаний в науку.

Известный писатель и этнограф А.Н. Радищев написал трактат «О человеке, о смертности и его бессмертии», а К. М. Бэром была создана теория моногенетического происхождения четырех рас, которая привела к усовершенствованию методики измерения человеческих черепов.

Развитие науки: предмет антропологии

До великих географических открытий люди еще не знали, что представляет собой антропология, что такое расы и то, что получается в результате их смешения. Однако после них многое встало на свои места. Люди получили знания о народах Юго-Восточной Азии, Америки, Африки, Сибири.

Наиболее важными по значению для антропологии было путешествие Магеллана, так как оно подтвердило существование антиподов. В XVII веке Э. Тайсоном были описаны анатомические признаки антропоморфных обезьян, а веком позже были совершены попытки построить научно-обоснованные гипотезы о происхождении людей.

Огромное значение для антропологии имели труды шведского натуралиста Карла Линнея, в особенности его работа «Система природы». Именно он выделил отряд приматов среди млекопитающих, подразделив его на 4 рода: человека, обезьян, лемуров и летучих мышей.

Расовость

Наверняка каждому известен термин Homo sapiens - “Человек разумный”. Это также является заслугой шведского ученого. То же самое касается разделения человечества на четыре расы, которые он назвал в соответствии с названиями материков, хорошо известных в те времена. Итак, “человек разумный” по своим внешним признакам может быть европейским, африканским, азиатским и американский.

После этого попытки классифицировать расы пробовали Ф. Бернье, Ж. Бюффон, И. Кант, И. Блуменбах и др. К тому же к этому времени появились знания о народностях Австралии и Океании. Одним словом, постепенно зарождалась антропология. Книги, написанные большинством авторов этого времени, были об аборигенах, населяющих далекие острова в Тихом и Индийском океанах.

Несколько подходов к антропологии, задачи

В США и странах Западной Европы на вопрос: "Антропология, что такое это?" - учеными дается вот такой ответ: это гуманитарная наука о человеке в социальном, культурном и физическом измерениях. Она также включает этнологию, считая ее важнейшим элементом.

А вот в советской науке антропологией считается биологическая наука о физической организации, происхождении и эволюции людей и человеческих рас.

Среди западного подхода отдельной линией выделяется французский подход, согласно которому антропология не включает физические и материальные аспекты человеческого бытия. Она является частью социологии. А вот согласно англосаксонской школе, эта наука является полидисциплинарной и состоит из 4 разделов: антропобиология, культурная и социальная антропология, этнолингвистика и доисторическая археология. Согласно некоторым теориям, есть также философская антропология.

Физическая

Эта разновидность антропологической науки изучает процессы, внутривидовые вариации и этапы становления человека как вида. Физические антропологи интересуются генетикой человека, т. е. его наследственными характеристиками, а также вопросами морфологии, то есть параметрами человеческого тела.

Ученые, изучающие физическую сторону антропологии, занимаются анализом физических характеристик человека, а также его адаптационными связями с культурой и природной средой. Физическая антропология изучает корреляцию между типом личности и строением тел, а также этологией приматов.

С этой целью было совершено объединение таких специалистов, как антропологи, психологи и зоологи, которые совместными усилиями изучают эволюцию скелета человека и многообразие функций тканей и систем органов. В центре их исследований лежит обнаружение взаимосвязи между принадлежностью к той или иной расе и восприимчивостью к болезням, а также степень выживаемости в тех или иных условиях.

Философский подход к антропологии

Давайте рассмотрим этимологию данного термина. Он происходит из двух греческих слов, которые переводятся как "человек" и "знание". То есть философская антропология - это философский подход к изучению человека в широком смысле, а в узком - философская немецкая и западноевропейская школа философии, которая возникла в ХХ веке и исходит из тех идей, которые заложены в учение Дителя “Философии жизни”, в феноменологию Гуссерля и др.

Все они стремятся к созданию структурированного целостного учения о людях, посредством использования данных большинства наук о человеке и человеческом обществе: психологии, этологии, биологии, социологии и даже религии.

Философская антропология зародилась в 1928 году с работ Х. Плеснера “Человек и ступени органического” и Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этих работах ученые рассматривают специфические отличия между способами существования животных и человека.

Годами позже Арнольд Гелен в своих трудах более досконально представил, что представляет собой антропология. Книги «Человек и его природа, положение в мире», изданная им в 1940 году, а также «Первобытные люди и поздняя культура» 1956 года рассматривают человека на разных периодах его развития.

Культурная антропология

Данная область науки о человеке изучает его поведенческие особенности и результаты жизнедеятельности. В некоторых интерпретациях культура является частью окружающей среды, которая создана самим человеком. Культурная антропология тесно взаимосвязана с лингвистикой и доисторической археологией.

Этнолингвистика

Чтобы понять культуру, надо ее рассматривать, как систему символов. Это и есть ключи ее понимания. Как мы знаем, наиболее распространенной системой символов является язык - средство вербального и письменного общения. Ученые-антропологи занимаются изучением историй возникновения языков мира, их классификации, связи между ними, чтобы найти исторические отношения между народами.

Доисторическая археология

Что изучает эта научная дисциплина? Предметом ее является антропогенез, происхождение человека разумного - homo sapiens. Она также занимается изучением развития людей, чтобы дать объяснение историческим отличиям в образе жизни разных народов.

Эта наука взаимодействует с такими дисциплинами, как физика, биология, химия, что позволяет изучить, датировать, определять предназначение найденных артефактов. Все это делается для того, чтобы воссоздать образ жизни древних народов.

Культурная антропология

В некоторых странах данный раздел называется социальной антропологией. Она изучает семейную, политическую, социальную организацию человеческого бытия. В США антропологи считают, что изучение «социальных институтов» является недостаточным. Для этого необходимо также рассматривать такие элементы, как интеллект, ценности, техника и т. д.

Единство антропологии

Среди ученых часто возникает вопрос о том, является ли антропология человека целостной наукой. Исходя из того, что говорилось выше, мы видим, насколько разнообразны интересы, которые объединены под общим наименованием. Однако надо понимать, что человек сам по себе является очень сложной системой. Вот почему предметы изучения науки о человеке так разнообразны.

Антропология (от греч. человек и слово, учение) наука о человеке. Изучая столь сложное явление природы, как человек, антропология содержит в себе множество аспектов и граней, определяемых целью исследования.
Сначала антропология как естественная наука уделяла внимание биологической природе человека. Антропологи возникает как биологическая наука.
Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке. Антропология изучает происхождение человека, а так же специфику его строения и эволюции. Бурно развиваться эта наука стала во второй половине девятнадцатого века, когда Дарвин создал свою теорию происхождения человека. Антропология – это такая область научного знания, которая всесторонне изучает человека с точки зрения триединства – биологического, духовного, социального.
Существуют философская антропология, религиозная, культурная, физическая и другие ее направления. И хотя само это понятие появилось еще на заре европейской культуры в трудах древнегреческого ученого Аристотеля, смысл и значение антропологии непрерывно пересматриваются и уточняются вплоть до нашего времени.
Долгое время человек был предметом глубоких, но преимущественно умозрительных мифологических и религиозных размышлений, а также художественно-поэтических произведений. О возможности создания научной антропологии всерьез заговорили лишь в XVIII в. философы-просветители (Д. Юм в Англии и Ж. Д’Аламбер во Франции и др.). Однако только с появлением трудов великого английского естествоиспытателя Ч. Дарвина идея создания научной антропологии стала приобретать реальные очертания. К этому времени сформировались такие социально-гуманитарные науки, как лингвистика, социология, этнография, психология и др. Формирование научной антропологии шло по двум, долгое время не пересекавшимся между собой направлениям:
1) создание антропологии как биологической науки, занимающейся изучением происхождения человека как биологического вида, его развитием и популяцией (в пространстве и времени),
2) создание антропологии как науки гуманитарной, которая бы исследовала духовную жизнь человека в прошлом и настоящем в составе различных социальных групп и этнических образований. (В последнее время это направление стали обозначать термином «культурная антропология».)
Во второй половине XX в. вновь возрос интерес к проблеме человека, и наметился процесс дифференциации исследований в этой области. Появились популяционная, социальная, политическая и даже поэтическая антропология. Сложились предпосылки для создания антропологии как единой комплексной науки о человеке. «Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», писал французский социолог и этнограф К. Леви-Строс.
В нашей стране аналогичную задачу разрабатывал в своих трудах академик И. Т. Фролов. Созданный по его инициативе Институт человека в качестве одной из основных задач занялся разработкой проблем человеческого потенциала. Это понятие включает не только телесное здоровье человека, но и способность к семейной жизни, профессиональному труду, культурно-ценностные ориентации, возможность адаптироваться к окружающему миру.
Человек, как биологический вид, занимает определенное положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести человека к типу хордовых. Это такие признаки как наличие в эмбриональном развитии хорды, нервной трубки и жаберной щели.
К классу млекопитающих человека относят по следующим признаками: – внутриутробное развитие,
- молочные и потовые железы,
- четырехкамерное сердце,
- хорошо развитая кора головного мозга,
- диафрагма, дифференциация зубов,
- теплокровность,
- волосяной покров,
- строение органа слуха и ушные раковины,
- определенное подобие, в строении внутренних органов.

Подобие человека и животных подтверждается существованием у него рудиментов и появлением атавизмов. Среди них можно отметить такие рудименты, как аппендикс - рудимент слепой кишки, развитой у травоядных животных, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза, хорошо развитый у птиц, рептилий. Так же у человека имеются рудиментарные ушные мышцы, которые играют важную роль у других млекопитающих, когда они прислушиваются. Копчик - рудимент, представленный сросшимися между собой позвонками. Рудиментная мышца в основе волосяной сумки, которая служит для поднятия волос у млекопитающих. Зубы мудрости, часто недоразвитые или отсутствующие.
К атавизмам относят появление хвоста, дополнительных сосков, образования сплошного волосяного покрова.
Человека по некоторым признаками относят к ряду Приматов. Он имеет признаки отличия и подобия с человекообразными мартышками. К похожим можно отнести следующие признаки: конечности хватающего типа, одна пара сосков, наличие ногтей, на пальцах, хорошо развитые ключицы, рождения, как правило, одного детеныша, замена молочных зубов на постоянных, четыре группы крови, строение кожи, хромосомный набор.
Отличительными признаками, являются прямохождение, изгибы позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз, хорошо развитый большой палец руки, которая противопоставляется, отсутствие в черепе сплошных надбровных дуг, слабые челюсти, маленькие клыки, подбородное выступление на нижней челюсти, хорошо развитая мозговая часть.
Таким образом, можно подытожить, что антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой ту область знания, предметом исследования которой является человек

В годы учёбы на филфаке МГУ я дружила со студентами исторического факультета, обучавшимися по специальности «этнология», и именно тогда поняла, что неправильно выбрала факультет. Стала посещать лекции на истфаке, читать специальную литературу. До университета я занималась хореографией, в период учёбы углубилась в этнохореографию, а с 3-4 курса начала концертную деятельность. В 1990-е годы поступила в аспирантуру по специальности «культуролог», которая тогда начала выделяться как научная специальность из философских дисциплин и во многом пересекается с культурной и социальной антропологией. Но вообще в эти специальности люди приходят разными путями: кто-то оканчивает исторический факультет по специальности «этнология», кто-то поступает в аспирантуру, имея другую гуманитарную специальность.

Правда ли, что часть социальных антропологов – представители различных народностей, потому изучают они собственную культуру и социальное развитие?

Да, это действительно так. Если вы придёте на конгресс этнологов и антропологов, то увидите там специалистов различных национальностей, и многие из них изучают свою национальную или этническую культуру.

Какие вузы готовят антропологов? Какие профильные предметы предстоит изучить?

В России профессия социокультурного антрополога не выделена как отдельная научная специальность. Сейчас она составляет часть подготовки преимущественно этнологов, культурологов и социологов, но озвучена в рамках этнологической специализации под номером 07.00.07: «Этнография, этнология и антропология». Методы антропологических исследований социумов и их культуры у нас и во многих странах Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря составляют сейчас часть подготовки этнографов, и социокультурную антропологию преподают на исторических факультетах, в последние годы – также студентам, изучающим культурологию, в то время как в странах Запада эта специальность рассматривается как часть социологической науки. Существуют такие направления, как политическая, философская, лингвистическая антропология, и другие. Исследователи разных специальностей получают образование на различных факультетах высшей школы: историческом, социологическом, философском, филологическом.

Где может работать антрополог?

Для человека, желающего посвятить себя социокультурной антропологии, есть две основных возможности: работа в вузе или в научном учреждении. Но в вузах (учитывая рост нагрузки на преподавателей в последние годы) мало возможностей для исследовательской работы. Из научных учреждений для академических исследований наиболее благополучны институты Российской академии наук. Но из-за непрерывного реформирования и сокращения финансирования науки трудно сказать, на что сейчас может рассчитывать молодой человек.

С другой стороны, социальный (культурный) антрополог – современная специальность, востребованная и в академической, и в прикладных областях. Она связана с исследованиями человеческого капитала, который в постиндустриальных обществах представляет собой один из важнейших факторов развития. Уже не одно десятилетие в США и Западной Европе курс социальной (культурной) антропологии составляет часть подготовки специалистов разных профилей, от академического учёного до управленца и социального работника. Подобная тенденция в России начала проявляться в 2000-х годах. Например, в Департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ состав сотрудников обновлялся за счёт специалистов-этнографов. Сейчас этого министерства не существует, а отдел перекочевал в Министерство культуры, где его функции сужены до регулирования национальных отношений в сфере культурной политики. В органах исполнительной власти различных уровней есть должности, связанные с межнациональными отношениями, но нет условия, чтобы их занимали специалисты-антропологи. В этом смысле России есть куда развиваться.

На что живёт антрополог?

Зарплаты преподавателей зависят от нагрузки, и могут достигать 40 тысяч рублей, но это в Москве. В учреждениях федерального уровня и в регионах зарплаты гораздо ниже – это 15-20 тысяч рублей для преподавателя с научной степенью. В последние 4 года сильно сокращено , которое широко практиковалось преподавателями и исследователями. В системе РАН зарплаты доходят до 30-40 тысяч рублей у кандидатов и докторов наук, но в последние годы ставки научных сотрудников, прежде всего, более высоких должностей, сокращают, что ставит под вопрос возможности карьерного роста для учёного. Оклады в 90-100 тысяч рублей связаны с административной работой (заместитель директора или другие высокие посты), и у основной массы научных сотрудников таких зарплат нет.

При этом можно получать гранты…

Да, часть заработка может складываться из грантов. В России два крупных фонда, предоставляющих в социогуманитарной сфере: РГНФ и РФФИ. Их бюджеты сокращаются, при этом приоритет в финансировании отдаётся крупным научным коллективам, а не одиночным исследователям. Есть зарубежные фонды, часть которых допущена для работы с российскими гражданами. Финансирование исследований этнической проблематики и публикаций внутри страны нередко проще получить через общественные организации, с которыми работает часть исследователей.

Как обычно проходит рабочий день?

Рабочий день специалиста по этнической культуре зависит от того, где и над каким проектом он в данный момент работает. Если по научным проектам вне рамок учреждения – он абсолютно свободен. В академическом институте всегда было 1-2 присутственных дня, остальное время – так называемые «библиотечные дни», когда человек работает в библиотеке или дома или встречается с нужными людьми.

Исследования складываются из нескольких этапов. Сначала накапливается эмпирический материал: это полевые исследования или, если речь идет об исторических данных, работа в библиотеках и архивах. Активная направленная работа «в поле» может занимать несколько месяцев – это поездки или встречи. Если объект исследования находится в том же городе, то общение может быть регулярным. В период обработки и систематизации данных учёный начинает составлять текст и обычно работает дома, в библиотеке, посещает институт для контактов с коллегами, обсуждения проектов. Это «чисто» антропологические методы исследования, связанные с синхронностью наблюдения. Но восточноевропейский подход исследования этнических культур, развивавшийся в рамках историко-этнографического направления, предполагает и исторический, ретроспективный взгляд, что требует работы с историческими источниками: публикациями, документами. Благодаря оцифровке архивов в последние годы всё больше документов становятся доступны через интернет, что в сотни раз ускоряет научную работу. То же самое с поиском научной литературы – уже невозможно представить, чтобы мы работали так, как 10 лет назад.

Но прямой контакт с изучаемыми этносами всегда необходим?

Одна из основных методик работы в поле – прямое включённое наблюдение, то есть участие в событиях. Например, исследователя приглашают на праздник, на свадьбу, в гости, где он просто наблюдает за событиями или участвует в них. Другой важный метод – интервью на обговорённую с информантом тему. При этом можно строго придерживаться каких-то вопросов, а можно задать общее направление разговора и дать информанту свободно высказываться, так как разговор может выйти на другую интересную тему.

Накопление материала идёт всю жизнь, потому что антрополог (этнолог, культуролог) получает данные не только во время специальных экспедиций. Врастая в изучаемую среду, он часто поддерживает отношения с информантами, некоторые могут стать его приятелями или друзьями. А если он ещё и носитель культуры, тогда он постоянно находится в изучаемой среде. В последние годы с развитием интернета возможность контактов с удалёнными информантами становится неограниченной.

Международное общество исследований цыганской культуры занимается ещё и сохранением культуры (мастер-классы по фольклорному танцу и т.п.), образованием на родном языке. Как участвует в этом антрополог?

– Выбор сферы деятельности определяется интересом самого человека, ведь свобода научных исследований – основной принцип науки, её дух. К примеру, этнохореография – такая же область научного знания, как и любая другая. Есть этнологи, которые профессионально занимаются этнической хореографией, она составляет часть их научных интересов, и они совмещают это с научной карьерой. Например, С.В. Рыжова – сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, много лет профессионально исполняет и преподаёт несколько традиционных танцевальных стилей Индии.

Я много лет работала исполнителем этнических танцев и этнохореографом. В последние два года являюсь экспертом Всероссийской танцевальной организации.

Что касается образования – мы с Георгием Николаевичем Цветковым семь лет проработали в Федеральном институте развития образования в отделе, который занимался проблемами образования национальных и этнических групп в России, и почти все публикации на эту тему мы сделали в рамках разработки программ для носителей цыганского языка. Поэтому мы можем давать практикум по цыганскому языку.

Какие навыки, черты характера необходимы будущему антропологу, а какие противопоказаны?

Среди общих качеств учёного: самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать. Для антрополога важно умение общаться с любыми людьми, находить с ними контакт, располагать к себе. Считается, что необходимы и актёрские данные. Нужно уметь поставить себя на место и в обстоятельства жизни членов исследуемого общества. Нужно терпение, так как далеко не все информанты легко пойдут на контакт.

Неприемлема нетерпимость – религиозная, этническая. Важнейший этический кодекс – не навредить информанту и общине. Если люди не хотят, чтобы их записывали – значит, нельзя записывать. Если не хотят, чтобы на них ссылались – не надо упоминать их данные. Если просят не публиковать какую-то информацию – значит, она много лет останется в записях. Это бывает, когда речь идёт о «закрытой» социальной информации, которой нельзя делиться с «чужими», или о личной информации человека, публикация которой нанесёт ему или общине вред. В некоторых случаях вообще лучше не упоминать даже этническую группу информантов или же очень аккуратно затрагивать в публичном пространстве некоторые темы. Последнее связано с агрессией, этнической нетерпимостью, дискриминацией, спекулятивным использованием этнической информации в СМИ.

Как происходит профессиональное развитие?

Направленное повышение квалификации – это обучение в аспирантуре и написание докторской диссертации. Самообразование происходит постоянно, особенно это заметно при исследовании междисциплинарных тем, когда приходится углубляться в смежные специальности. Например, недавно я писала статью о законодательстве Российской империи в отношении цыган и обращалась к исследованиям по истории права в России и к работам по общей теории права.

Наряду с профессиональным становлением необходимо человеческое развитие, умение понимать людей. Возможность смотреть на мир глазами других подразумевает не только профессиональный, но и жизненный опыт.

Важно научное общение, обсуждение своих и чужих публикаций, материалов, обмен опытом. Личные встречи с коллегами, конференции, симпозиумы, научные форумы – основные формы научного общения. Сейчас есть возможность удалённого участия в конференциях и общения с коллегами через скайп.

Кто для вас является профессиональным ориентиром?

Личность идеального учёного – это скорее собирательный образ. Среди классиков антропологии привлекают работы разных авторов, но особенно Фредерика Барта, Рут Бенедикт, Мэри Дуглас. Направления их исследований находятся в сфере моих научных интересов. Сейчас я пишу ряд статей о цыганах в Российской империи, и для меня пример качества работы с историческими источниками представляют тексты историков предреволюционного периода, например, известного историка Украины Дмитрия Ивановича Багалея. Примером служат и работы некоторых современников и коллег. Один из образцов историко-этнографического исследования – монография 1998 года «Цыгане в румынской истории» Виорела Акима. Образец современного социально-антропологического исследования – труд Елены Николаевны Успенской 2010 года «Антропология индийской касты». Пример коллективного научного проекта – выходившая последние 15 лет известная научная серия «Алгебра родства» под руководством Владимира Александровича Попова. Конечно, много и других интересных работ.

Международное общество исследований цыганской культуры приглашает к сотрудничеству исследователей-профессионалов и любителей. Кто откликается на это приглашение?

Это очень разные люди. Иногда учёные. Например, так мы познакомились с профессиональным историком В. Н. Шкуновым, который в своём исследовании о торговле цыган обнаружил ряд интереснейших неизвестных ранее исторических источников. Обращаются разные люди с просьбой прислать литературу. Несколько раз писали учителя, преподающие цыганским детям, цыганская интеллигенция из разных регионов России и бывших республик СССР, из общественных организаций.

Как к вашей необычной специальности относятся окружающие?

Смотря какие окружающие. Российское общество ведь крайне неоднородно. Есть агрессивно настроенные в этническом отношении люди. Среди молодых людей, получающих высшее образование, в последние 10-15 лет бытует мнение, что в науку идут неудачники, которые не смогли реализовать себя в других областях, что связано с ухудшением положения ученых в последние 25 лет и деградацией сферы науки и образования в России. Причём это касается даже детей весьма успешных знакомых: они считают, что заниматься наукой в российских условиях – бред. Но своих родных они почему-то к неудачникам не относят (улыбается) .

С точки зрения исследований многим эта профессия представляется интересной, ведь она позволяет объективно увидеть общество, да и сам процесс научного поиска – необычайно творческое занятие. Нашей интернет-библиотекой пользуются люди разных возрастов и профессиональных интересов: не только учёные или общественные деятели, но и представители этнической диаспоры, особенно молодёжь.

Каковы главные проблемы современной российской науки и антропологии в частности?

Проблема переходных обществ, к которым принадлежит Россия и страны бывшего соцлагеря, в резком понижении уровня жизни учёных в постсоветский период, в несоответствии их настоящего положения той роли, которую играет наука в обществе, в недофинансировании научных исследований, малокомфортных условиях работы. Самое плохое – это то, что в последние годы под видом реформ в стране происходит попытка ликвидации самостоятельности науки как общественной отрасли, бюрократизация научного процесса, попытка внедрения идеологического контроля в социогуманитарном знании (прежде всего в исторической науке), подмены научного творчества начетничеством, с внедрением соответствующих социальных инструментов. То есть происходит попытка ликвидации того, что делает науку наукой – уникальной саморазвивающейся областью. Как результат – падение престижа науки в России. Активные исследователи, и прежде всего молодёжь, стараются уехать в развитые страны, где условия работы на порядок выше. Речь не обязательно идёт об , многие работают по грантам или по контракту. Поскольку сфера науки интернациональна, этот процесс вполне естествен.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!