Какое имя существительное сочетается с числительным шестеро. Собирательные числительные. Образование и употребление некоторых форм глагола

Курс русского языка в школьной программе предусматривает изучение всех служебных и знаменательных частей речи. Для изучения каждой из них есть свой раздел языка, которому уделяется определенное количество времени. Одной из объемных тем является "Имя числительное". Она вмещает в себя множество разделов. Это и структура данной части речи, в которой есть количественные, порядковые, целые, дробные и собирательные числительные. А также способы употребления слов, обозначающих числа в предложении, их изменение по родам и склонение по падежам.

Определение

Изучение раздела об начинается с третьего класса и продолжается на протяжении всего школьного курса. В учебнике по русскому языку определение звучит приблизительно так: это самостоятельная часть речи, которую образует непополняемая группа слов, указывающих на количество и число предметов, а также на их порядковый номер при счете и отвечающих на вопросы какой? и сколько? Начальная форма имени числительного - именительный падеж.

Морфологические признаки числительного

Как и другие имя числительное имеет изменяемые и постоянные признаки. К первым относятся род, число и падежная форма, а к другим - принадлежность к разряду и типу в системе имен числительных. Именно эти морфологические признаки и являются основанием для признания данной части речи самостоятельной.

Разряды числительных

По значению все числительные делят на два разряда:

  1. Количественные. Как правило, слова, относящиеся к данному разряду, обозначают количество и число предметов. Среди количественных числительных выделяют три вида: целые (пять, восемь, двадцать ), дробные (одна пятая, три четвертых ) и собирательные (двое, оба, пятеро ). Следует отметить, что некоторые виды количественных числительных могут употребляться одновременно, образуя смешанные числа. Например: две целых и три четвертых, одна целая и одна вторая. Не могут употребляться вместе собирательные и дробные числительные.
  2. Порядковые. Слова, которые относятся к этому разряду, указывают на порядковый номер предмета или лица при счете. Например: пятый, седьмой, тридцать третий, сто пятьдесят восьмой . Как видно из примера, такие числительные могут состоять как из одного слова, так и из нескольких.

Структура числительных по составу

В зависимости от того, из скольких слов состоит имя числительное, оно бывает простое (один, сорок ), сложное (шестьдесят, семьдесят ) и составное (двадцать пять, две третьих ). Следует отметить, что сложными являются те имена числительные, которые строятся на основе простых, к примеру, пять и десять - пятьдесят.

Собирательные числительные и их признаки

Собирательные числительные - это особая группа слов, которые указывают на совокупность предметов или лиц. Достаточно часто школьники путают простые числительные с собирательными. Чтобы этого не происходило, их нужно научиться различать. Например: два рыбака - простое числительное; двое рыбаков - собирательное числительное. Это вид образуется на основе количественного числительного путем добавления суффикса -о- или -ер- и окончания -е или -о . Например: два - двое, три - трое, четыре - четверо, пять - пятеро, шесть - шестеро, семь - семеро, восемь - восьмеро, девять - девятеро, десять - десятеро.

Склонение числительных

Как уже говорилось, одним из непостоянных признаков данной части речи является изменение по падежам. Эта тема достаточно сложная для усвоения, и многие допускают ошибки при склонении числительных по падежам даже будучи взрослыми. И причина тому - особые формы склонения некоторых слов. Каждый вид числительных склоняется по определенным правилам:

  • Склонение собирательных числительных производят так же, как и в случае с прилагательными, стоящими во множественном числе.
  • При изменении падежной формы дробного числа первую часть склоняют, как простое целое число, а вторую - как порядковое, стоящее во множественном числе.
  • Количественные числительные при склонении имеют свои особенности: число «один» склоняется по типу местоимения «этот», а остальные числа следует рассматривать на примере. Стоит также отметить, что при склонении склоняются все части числа.

Примеры склонения числительных

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
два двух двум двух, два двумя о двоих
один одного одному одного, один одним об одном
пятьсот двадцать пятисот двадцати пятистам двадцати пятьсот двадцать пятьюстами двадцатью о пятистах двадцати
сорок сорока сорока сорок сорока о сорока
тысяча четыре тысячи четырех тысяче четырем тысяча четыре тысячью четырьмя о тысяче четырех
триста три трехсот трех тремстам трем трехсот трех тремястами тремя о трехстах трех
четыре четырех четырем четыре, четырех четырьмя о четырех

Стоит также отметить, что такие количественные числительные, как мало, немало, могут употребляться лишь в именительном и А вот слова немного, много, несколько и сколько при употреблении в приобретают окончания, схожие с прилагательными во множественном числе.

Синтаксическая сочетаемость числительного

Еще одой важной темой в разделе об имени числительном является употребление данной части речи. Достаточно часто в повседневной жизни приходится с собирательными числительными, а потому следует знать, как правильно их произносить и писать. И чтобы не допустить ошибки, следует изучить не только склонение числительных по падежам, но и тему, которая раскрывает, с чем можно сочетать собирательное числительное. Существительное - это основной компаньон числительного по синтаксической сочетаемости. И здесь есть масса особенностей, которые следует знать каждому образованному человеку.

Употребление количественных целых и порядковых числительных

Если числительное в предложении употребляется в именительном и винительном падежах, то существительное должно иметь форму родительного падежа. Например: девять тетрадей, двадцать роз, пять человек.

Следует также отметить, что такие числительные, как полтора, четыре, три и два, сочетаются лишь с существительными в единственном числе, а все остальные - во множественном. Например: две тетради, три розы, четыре человека.

Рассмотренные выше примеры показывают синтаксическую сочетаемость, которая называется управлением, так как падеж существительного зависит от числительного.

Другой тип сочетаемости - согласование, когда и одна и другая части речи употребляются в одном падеже. Исключением в данном случае является лишь слово один , которое согласуется с существительным во всех падежах.

При согласовании порядковых числительных с именем существительным они ведут себя так же, как и прилагательные. Например: восьмая неделя, десятые сутки, четвертый день . Склоняя такое числительное по падежам, следует учитывать, что изменяется лишь окончание последнего слова. Например: сто пятьдесят пятым параграфом .

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные сочетаются с именами существительными лишь в родительном падеже. Исключением является слово оба , при котором у компаньона должно быть только Например: семеро котят и оба друга.

  • 1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляютсяредко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток») сочетаются:
  • 1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
  • 2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц,четверо суток;
  • 3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двоедетей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;
  • 4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;
  • 5) с субстантивированными числительными: вошли двое; трое в серых шинелях; семеро одного неждут.

В разговорном языке и в просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Онисочетаются:

  • а) с названиями лиц женского пола, например: Семья 3иненков состояла из отца, матери и пятерыхдочерей (Куприн); У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям - пятерымдевочкам и трём сыновьям (Паустовский); В (военное) училище я пошёл, чтобы облегчить заботы отца, укоторого было ещё трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чащевстречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин вдоме (Г. Николаева); сочетания типа «трое портних», «четверо учениц» и т. п. не рекомендуются даже вразговорной речи;
  • б) с названиями молодых животных, например: двое медвежат, трое щенят;
  • в) с названиями парных предметов, например: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар»;нормативным является сочетание двое брюк (а не «две пары брюк», вызывающее представление о четырехпредметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетания пара брюк, пара ножниц имеютразговорный характер;
  • г) с другими словами в стилизованной речи: «Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас» (Багрицкий); трое коней (Паустовский).
  • 2. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга- двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

  • 1) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, четвероконвойных;
  • 2) с существительными мужского рода, имеющими в именительном падеже единственного числаокончание -а: двое мужчин, трое дедушек.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносятсниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не: «двое профессоров», «троегенералов»).

3. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляютсякак в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительными используется, как правило, только формаименительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток. В косвенных падежахиспользуются формы соответствующих количественных числительных: к двум саням, с тремя ножницами,около четырёх суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числительное (одни часы, двое часов) илидобавляется слово штука (не хватает пяти штук часов). Выражение «пара часов» имеет просторечныйхарактер.

    1. При составных числительных с последним словом один (одна, одно) существительные ставятся в единственном числе: двадцать один студент, тридцать одна ученица, триста шестьдесят одно очко.
    2. Числительные два, три, четыре, пять и т. д. (до девятисот) согласуются с существительными: двух книг, двум книгам, о двух книгах.
В именительном и винительном падежах количественные числительные не согласуются с именами существительными, а управляют ими. При числительных два, три, четыре существительное употребляется в родительном падеже единственного числа: два стула, три портрета, четыре книги.
При всех остальных числительных (пять, шесть и т. д. до девятисот) существительное употребляется в родительном падеже множественного числа: пять книг, десять дней, двадцать лыжников.
    1. Составные количественные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, при склонении сохраняют в винительном падеже форму именительного даже в тех случаях, когда с ними сочетаются названия одушевлённых предметов: избрать тридцать три представителя, принять двадцать четыре посетителя, выдвинуть сто сорок два кандидата.
    1. Существительные, имеющие формы только множественного числа, не сочетаются с именительным падежом составных числи-
      тельных, оканчивающихся на два, три, четыре. Нельзя: прошло двадцать два (две, двое) суток; рекомендуется: прошло двадцать два дня; закончились двадцать вторые сутки.
    2. В выражениях два и более., три и более., четыре и более. имя существительное ставится в родительном падеже единственного числа: нельзя: два и более вариантов; рекомендуется: два варианта и более.
    3. Определение, стоящее между числительными два, три, четыре и последующим существительным, обычно употребляется в форме родительного падежа множественного числа при словах мужского и среднего рода (два больших дома, два больших окна) и в форме именительного падежа множественного числа при словах женского рода (две большие комнаты).
    4. Собирательные числительные сочетаются:
      1. с существительными мужского и общего рода на -а (слуга, мужчина, сирота, старшина и др.): двое слуг, трое мужчин, четверо сирот, пятеро старшин и т. д.;
      2. с одушевлёнными существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое мальчиков, трое шофёров. В этом же значении употребляются количественные числительные: два мальчика, три шофёра.
С существительными женского рода сочетается только собирательное числительное обе: обе подруги, обе реки (нельзя говорить двое подруг, трое рек, нужно: две подруги, три реки);
      1. с существительными, называющими детёнышей животных: двое медвежат, трое ежат, четверо козлят (но: два медведя, три ежа, четыре козы);
      2. с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое ребят, четверо людей, пятеро незнакомых лиц;
      3. с личными местоимениями мы, вы, они: нас было четверо, их было семеро;
      4. с названиями парных предметов в значении «столько-то пар» (в просторечии): двое сапог, трое рукавиц;
      5. с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа: трое саней, двое суток.
Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа, нельзя говорить у обоих ворот, в этом случае нужно воспользоваться описательным оборотом у тех и других ворот.

Определите падежи числительных и связанных с ними существительных.

1) Два дня ему казались новы уединенные поля. (А. Пушкин) 2) Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я. (Н. Некрасов) 3) Следом за мальчиком выбежало ещё шесть человек. (А. Куприн) 4) При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати. (М. Лермонтов) 5) А девушке в семнадцать лет какая шапка не пристанет? (А. Пушкин) 6) Час обеда приближался, топот по двору раздался: входят семь богатырей, семь румяных усачей. (А. Пушкин)
Допишите окончания.

1) В комнате сидели два весел.. мальчик.. . 2) Ученик купил две больш.. ручк.. . 3) Учитель занимается с сорок.. дв.. ученик.. . 4) Мы уже познакомились с сорок.. пять.. страниц.. книги. 5) По берегу шли три мил.. девушк.. . 6) Этот словарь выйдет с тысяч.. иллюст- рац.. . 7) Кассир выдал около ст.. сем..десят.. восьм.. тысяч рублей. 8) Всем сёстрам купили по четыр.. красн.. лент.. . 9) Каждый получил по одн.. арбуз.. . 10) Поймали дв.. ерш.., пять окун.. да дв.. лещ.. .
Замените цифры словами, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.

2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм).
Составьте предложения, выбрав нужную форму слова. Определите разряды числительных. Цифры напишите словами.
1) У (обеих, обоих) девочек были яркие банты. 2) Экспедиция продолжалась 22 (суток, дня). 3) К сентябрю новосёлами заселили до (полторы, полутора) (тысячи, тысяч) квартир. 4) (Три, трое) (лыжницы, лыжниц) команды России заняли призовые места.

        1. Программа была выполнена на 110,5 (процентов, процента).
        2. По окончании шахматной партии оказалось, что её продолжение имело три и более (варианта, вариантов). 7) Из (пятерых, пяти) первокурсниц по результатам сессии (двое, две) были представлены к повышенной стипендии, (трое, три) - к обычной. 8) Отправляясь в поездку, я располагал только (тысячей, тысячью) (рублей, рублями). 9) Нас было (двое, два): я и брат. 10) После боя оставалось около 350 (патрон, патронов). 11) Сколько букв в словах 2-кратный и 2-ярусный? 12) Из 101 (претендента, претендентов) после 2-го тура соревнований осталось не более 23 (кандидатов, кандидата) на призовые места. 13) К 8 (Марту, Марта) женщинам подарили сувениры. 14) Всех ветеранов поздравили с 9 (Маем, Мая).
§ 24

I . Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро ) употребляются:

1) с существительными муж. и общ. рода, обозначающими лиц мужского пола (трое друзей, двое сирот );

2) с существительными, имеющими формы только мн. ч. (двое саней, трое ножниц );

3) с существительными дети, ребята, люди , с существительным лицо в значении «человек» (двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц );

4) с личными местоимениями (нас двое, их было семеро );

5) с существительными, обозначающими детенышей животных (двое медвежат, семеро козлят );

6) с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог, трое рукавиц) , данная форма является разговорной, предпочтительнее употреблять пара сапог, пара рукавиц ;

7) с существительными, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (четверо знакомых, пятеро отдыхающих).

II. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными (два друга – двое друзей ) возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательного числительного Предпочтительно употребление количественного числительного
1) с существительными м. рода, обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий (пятеро играющих, двое прохожих); 2) с существительными м. рода, имеющими окончание –а (двое мужчин, четверо юношей). 1)с некоторыми существительными м. рода, называющими лиц по профессии, роду занятий, должности (три профессора, два генерала); 2) с неодушевленными существительными в косвенных падежах (около пяти суток, на шести санях). *В сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер (ср.: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов).

Упражнение 4. С какими существительными сочетается собирательное числительное трое ?

Школьник, учитель, сосна, медвежонок, ножницы, носки, сестра, судья, сирота, ребята, рукавицы, ручка, ученица.

Упражнение 5. Со следующими словами составьте словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) невозможно образовать подобных сочетаний.

Ребенок, ябеда, отъезжающий, сутки, зелень, дуб, лисица, ягненок, плакса, подруга, импрессионизм, медведь, возможность, дискотека, командующий, друг, инженер, щенок, брюки, волокита, мальчик.




Упражнение 6. Составьте словосочетания числительных оба , обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.

Образец : Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.

Упражнение 7. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 4. Грамоту вручили Е.П. Ивановой: ей исполняется восемь десятков. 5. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 6. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 7. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. 8. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 9. Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже). 10. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех студентов *.

Дробные числительные

! В дробных числительных числитель склоняется как количественное числительное, знаменатель – как порядковое.

Числительныеполтора иполтораста имею только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора, полтораста, в косвенных падежах– полутора, полутораста.

Собирательные числительные употребляются реже, чем соот­ветствующие количественные числительные. Собирательные чис­лительные употребляются только в сочетании со следующими словами:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое мальчиков, трое учеников, четверо студентов, пятеро рабочих.

А также с существительными дети и люди: трое людей, четверо детей.

В этих случаях, наравне с собирательными, возможно упот­ребление и количественных числительных: два мальчика, пять рабочих, три человека, четыре ребёнка.

С существительными, обозначающими лиц женского пола, употребляются только количественные числительные: две девочки, три ученицы, четыре студентки, пять работниц.

2.С местоимениями чаще в том случае, если речь идёт о лицах
мужского пола:

Их было пятеро.

Не было вас двоих.

Пришли все четверо.

3. Самостоятельно, без местоимений и существительных:

Трое стояли на углу.

Он работает за двоих.

Семеро одного не ждут. (Посл.)

В таких случаях речь может идти и о мужчинах и женщинах:

Шли трое: двое мужчин и женщина.

4. С существительными, обозначающими детёнышей животных: двое котят, четверо щенят, семеро козлят.

С остальными названиями животных употребляются только количественные числительные: две кошки, два кота.

5. С существительными, не имеющими единственного числа: двое ножниц, трое суток, четверо саней.

С этими существительными употребляются обычно числитель­ные двое, трое, четверо только в именительном и винительном падежах (Он прожил здесь четверо суток. Он купил трое нож­ниц). В остальных падежах употребляются количественные числи­тельные:

Он прожил здесь около четырёх суток.

Они приехали на трёх санях.

6. С названиями парных предметов: двое рук (значит: две пары рук), трое лыж (значит: три пары лыж).

Существительные с собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро и т.д., стоящими в именительном и сходном с ним винительном падежах, стоят в родительном падеже мно­жественного числа: трое детей, пятеро детей. Личные местоимения с числительными могут стоять в именительном падеже (Только мы двое остались здесь. Мы трое были на собрании) и в родительном {Нас осталось только двое. Нас было на соб­рании трое).

К собирательным числительным относятся также слова оба и обе {оба брата, обе сестры). После этих числительных, стоящих в именительном или сходном с ним винительном падежах, существительные ставятся в родительном падеже единственного

Числительные оба, обе употребляются в сочетании с любыми существительными мужского, женского и среднего рода: оба дома, оба брата, обе руки, обе сестры, оба окна.



Склонение числительных оба, обе

Упражнение 15. Прочитайте предложения. Укажите собирательные числительные,существительные или местоимения, с которыми связаны чис­лительные, и надеж числительных.

1. Мост был готов, и армия спокойно переправилась в трое суток. (П.) 2.На кухне стряпали в трое рук, как будто на де­сятерых.(Гонч.) 3. Семеро одного не ждут. (Посл.) 4.Они оба работали на заводе. 5.Волчата, все трое, крепко спали.(Чех,) 6.У меня были заняты обе руки. 7. Полчаса спустя они все трое шли по берегу Москвы-реки.(Тург.) 8.С обеих сторон улицы тянулись каменные ограды садов.(Тург.) 9.Впереди по дороге показались люди. Они шли навстречу Леонтьеву. Он оста­новился, пригляделся. Шли двое: мужчина и женщина. (Пауст.)

Упражнение 16. Просклоняйте (устно) сочетания собирательных чис­лительных с существительными и напишите но одному предложению с каж­дымсочетанием в любом падеже.

Четверо друзей; трое братьев; двое суток; все семеро; трое больных;двое врачей; оба пациента; обе подруги.

Порядковые числительные

первый второй третий четвёртый пятый шестой седьмой восьмой девятый одиннадцатый двенадцатый тринадцатый четырнадцатый пятнадцатый шестнадцатый семнадцатый восемнадцатый девятнадцатый десятый двадцатый тридцатый сороковой пятидесятый шестидесятый семидесятый восьмидесятый девяностый сотый двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый семисотый восьмисотый девятисотый


1. Порядковые числительные образуются от основы родительного падежа соответствующих количественных числительных. При этом отбрасывается окончание родительного падежа или и при­бавляются окончания прилагательных:

пятый – пят-ый, пят-ая, пят-ое, пят-ые

пятидесят-и – пятидесят-ый, -ая, -ое, -ые

девяност-а – девяност-ый, -ая, -ое, -ые

2. Особо образуются числительные: первый, -ая, -ое, -ые; второй, -ая, ое, ые; третий, -ья, -ье, -ьи; четвёртый, -ая, -ое, -ые; седьмой, -ая, -ое, -ые; сороковой, -ая, -ое, ые.

3. От слов тысяча, миллион, миллиард порядковые числи­тельные образуются при помощи суффикса -н- и окончаний прилагательных: тысячный, миллионный, миллиардный.

4. При образовании порядковых числительных от составных количественных числительных только последнее слово принимает форму порядкового числительного: двадцать пятый, двести сорок восьмой.

5. Порядковые числительные обычно употребляются вместе с существительными. Они всегда согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и па­дежам, как прилагательные: первый экзамен, первая лекция, первое занятие, первые занятия, первого экзамена, первой лекции и т. д.

6. Числительное третий при склонении имеет перед окон­чаниями ь: третьего, третьему, третьим, о третьем (так же, как местоимение чей).

7. При склонении составных порядковых числительных изме­няется только их последняя часть:

Я читаю двести сорок восьмую страницу.

Он живет в пятьдесят второй квартире.

8. При обозначении времени порядковые числительные упо­требляются в следующих случаях:

для обозначения времени часами и минутами:

Сейчас десять минут четвёртого (т. е. сейчас три часа десять минут);

для обозначения времени числом и месяцем:

Занятия начались первого сентября; для обозначения времени года:

Я приехал в Туркестан в двух тысяча седьмом году.

Упражнение 17. Спишите, заменял цифры словами (порядковыми числительными).

1. Я учусь на 1 курсе. 2. Мой младший брат учится в 3-м классе. 3. Наши места в 10 ряду. 4. Я живу на 6 этаже в 34 квартире. 5. Лифт поднял пас с 3 этажа на 8 этаж. 6. Мы спусти­лись на лифте с 12 этажа на 4 этаж. 7. Лекция будет в 5 ауди­тории. 8. Из 32 аудитории вышли студенты. 9. Мы сидели в театре в 3 ложе.

Упражнение 18. Прочитайте предложения. Укажите порядковые чис­лительные.

1.Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. 2.Московский университет был основан в середине XVIII века, в 1755 году. 3.Город Петербург (ныне Санкт-Петербург) был основан в 1703 году. 4.Отечественная война русского народа против На­полеона I была в 1812 году. 5.В 1905 году в России произошла первая буржуазно-демократическая революция. 6.В 1917 году рабо­чие и крестьяне России свергли власть помещиков и капиталистов и взяли власть в свои руки.

Упражнение 19. Замените сочетания слов, обозначающие время, дру­гими сочетаниями слов, обозначающими то же самое время. Цифры пишите словами.

Образец: 1. Я вышел из дома в 8 часов 15 минут.

Я вышел из дома в пятнадцать минут девятого.

2. Я пришел в институт в 8 часов 45 минут. Я пришел в институт без пятнадцати минут девять.

1. Мы встретимся у театра в 7 часов 20 минут. 2. Сейчас 11 часов 5 минут. 3. Поезд отправляется в 12 часов 6 минут. "4. Киносеанс начнётся в 3 часа 15 минут. 5. Магазин закрыва­ется в 7 часов 45 минут. 6. В 9 часов 50 минут по радио будет передаваться концерт.

Правописание числительных

Согласование имен существительных с числительными

1. Собирательные числительные ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО употребляются

а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола(четверо учеников;)

б) с существительными ДЕТИ, РЕБЯТА, ЛЮДИ (двое детей);

в) с существительными, называющими детенышей животных (трое котят);

г) с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое ножниц);

д) с личными местоимениями (нас трое, их было пятеро).

2.при предлоге ПО числительные 2,3,4,200,300,400 употребляются с Вин.падежом (по две книги, по три карандаша), остальные с дательным падежом (по одному карандашу).

3. Числительные полтора, полтораста согласуются в косвенных падежах, кроме винительного падежа с существительным (нет полутора дней, в в полутора днях; нет полутораста томов, к полутораста томам).

Самостоятельный тип образует склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

Им.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

Род.пад. двух, трех, четырех озер, деревень

Дат.пад. двум, трём, четырём озерам, деревням

Вин.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

двух, трёх, четырёх человек, девушек

Тв.пад. двумя, тремя, четырьмя озерами, деревнями

Пр.пад. о двух, трёх, четырех озерах, деревнях

Тренировочные упражнения

Различайте части речи.

Пять (числительное) человек, пятерка (существительное) друзей; впятеро (наречие) увеличить; сто (…) дней, сторублевая (…) купюра, сотня (…) книг; удесятерить (…) силы; утроить (…) выдачу; семидневный (…) поход; тройной (…)одеколон; во-вторых (…); старая полуторка (…); полутораста (…) человек.

(ответ. Числ., прилаг., сущ., глагол, глагол, прилаг., нареч., сущ., числ.)

Запомните! Числительные, обозначающие количество в сочетании с существительным являются одним членом предложения, пятеро учеников (подлежащее) вошли в класс. Соберемся в пять часов (обстоят

Упражнение 7. Докончите предложения. Объясните наличие или отсутствие обособления приложений.

1. Брат, заведующий отделением хирургии, … 2. Декан медицинского факультета, … . 3. Ему, студенческому декану, … . 4. … моего любимого поэта О.Сулейменова. 5.Мы, студены медицинского факультета,… .