Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают. Муниципальные ценные бумаги. Функции ценных бумаг

Лекция 7. Государственные и муниципальные заимствования

Муниципальные займы

Муниципальный займ привлечение органами местного самоуправления денежных средств в местный бюджет, путем выпуска муниципальных ценных бумаг и получения кредита от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние заимствования, по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 104) разрешил муниципальным образованиям осуществлять заимствования в иностранной валюте только у Российской Федерации, исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Заимствования у РФ в иностранной валюте муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования. В других случаях заимствования муниципальных образований в иностранной валюте не допускаются.

Муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита местных бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.

Предельный объем заимствований муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств.

Органы местного самоуправления формируют Программу муниципальных заимствований на очередной финансовый год (плановый период), которая представляет собой перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (плановый период) является приложением к решению о местном бюджете на очередной финансовый год (плановый период).

Пример: Программа
муниципальных внутренних заимствований г.Томска на 2008 год

Настоящая программа муниципальных внутренних заимствований г.Томска составлена в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и устанавливает перечень муниципальных внутренних заимствований г.Томска, направляемых на финансирование дефицита бюджета г.Томска и погашение муниципальных долговых обязательств г.Томска.

1. Объем заимствований г.Томска на 1 января 2008 года должен составить 798 107 500,00 рублей, в т.ч. по видам:

2. В целях финансирования дефицита бюджета г.Томска, а также для погашения муниципальных долговых обязательств г.Томска в 2008 году планируется осуществить следующие заимствования:

3. Установить предельный объем выпуска муниципальных ценных бумаг г.Томска в 2008 году в сумме 500 000 000,00 руб.

Источник: Приложение 8 к решению Думы города Томска от 27.11.2007 № 686

Поступления в местный бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по муниципальным ценным бумагам), учитываются в местном бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.

Поступления в бюджет от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов по обслуживанию муниципального долга в текущем финансовом году.

Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

Муниципальные образования регистрируют свои займы в Министерстве финансов РФ. Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченным органом в муниципальную долговую книгу в срок не более 3 дней с момента возникновения обязательств. Эта информация в обязательном порядке передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ и затем в государственную долговую книгу РФ. Муниципальная долговая книга содержит информацию об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в т.ч. гарантий), о дате заимствований, о формах обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другую информацию, состав которой определяется представительным органом местного самоуправления муниципальных заимствований.

Муниципальный долг - совокупность обязательств, возникающих из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других долговых обязательств, принятых на себя муниципальным образованием.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (ст. 100) структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по:

· ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

· бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

· гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Иные долговые обязательства муниципального образования не предусмотрены российским законодательством.

В объем муниципального долга включаются: номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем обязательств по муниципальным гарантиям; объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Муниципальный долг обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.

Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств. Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.

Это правило не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Российская Федерация и субъект РФ не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией и субъектом РФ. Соответственно, муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.

Бюджетный Кодекс РФ (ст. 107) установил предельный объем муниципального долга, т.е. объем, который не может быть превышен при исполнении соответствующего местного бюджета.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов бюджета, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение при исполнении местного бюджета указанных ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году, утвержденный решением о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Муниципальные ценные бумаги

Муниципальные ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Муниципальные ценные бумаги (облигации) удостоверяют право их владельца (юридических и физических лиц) на получение от эмитента (администрация муниципального образования) денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Правовые основы участия муниципального образования в выпуске и размещении ценных бумаг, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Уставом и другими нормативными актами муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, направляются на покрытие дефицита местного бюджета, погашение муниципальных долговых обязательств, а также на другие цели, установленные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.

К основным целям и задачам участия муниципального образования на рынке ценных бумаг относятся:

Развитие рынка муниципальных ценных бумаг;

Оптимизация и совершенствование структуры муниципального долга и сокращение расходов на его обслуживание;

Повышение инвестиционной привлекательности территории и привлечение в экономику муниципального образования дополнительных инвестиционных средств физических и юридических лиц.

Основными функциями органов местного самоуправления являются:

1. Представительный орган местного самоуправления - утверждает Генеральные условия эмиссии муниципальных ценных бумаг; утверждает предельный размер эмиссии; устанавливает направления использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг;

2. Администрация муниципального образования - выступает эмитентом муниципальных ценных бумаг; разрабатывает проект решения об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг; утверждает условия эмиссии и обращения ценных бумаг; принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг; организует государственную регистрацию проспекта эмиссии; организует размещение, погашение и обслуживание ценных бумаг; утверждает отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумага и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации; осуществляет иные действия.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются в одной из следующих форм: именные бездокументарные ценные бумаги; именные документарные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением (учетом); документарные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом). Ценные бумаги выпускаются с переменным купонным доходом, переменным купонным доходом и амортизацией долга, фиксированным купонным доходом, фиксированным купонным доходом и амортизацией долга.

Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг должны включать указание на: вид муниципальных ценных бумаг; форму выпуска муниципальных ценных бумаг; срочность данного вида муниципальных ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); валюту обязательств; особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; ограничения оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В соответствии с Генеральными условиями администрацией муниципального образования разрабатываются и утверждаются Условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг. На основании указанных выше документов администрация муниципального образования принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия: наименование эмитента; дату начала размещения муниципальных ценных бумаг; дату или период размещения муниципальных ценных бумаг; форму выпуска муниципальных ценных бумаг; указание на вид муниципальных ценных бумаг; номинальную стоимость одной муниципальной ценной бумаги; количество муниципальных ценных бумаг данного выпуска; дату погашения муниципальных ценных бумаг; наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев муниципальных бумаг данного выпуска и иные условия.

Администрация муниципального образования обязана учитывать обязательства, возникшие в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг.

Исполнение обязательств, возникших в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг, осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.

Раскрытие информации о муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации.

Органы местного самоуправления вправе привлекать профессиональных участников рынка ценных бумаг для организации, проведения и обслуживания эмиссии муниципальных ценных бумаг в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования.


Похожая информация.


Муниципальные ценные бумаги-это способ привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства на цели, обусловленные функциями этих органов, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школы, больницы, музеи, библио-

26 Порядок ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением, кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов установлен в Положении ЦБР от 30 декабря 1999 г. № 103-П, вступающем в силу с 1 марта 2000 г. Использовано по системе ГАРАНТ.

теки и т. п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дороги, мосты, водосети и т. п.);

финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилищного фонда.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей, что противоречит юридической природе векселя, так как он является не эмиссионной ценной бумагой.

Кредиты могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае кредиты местным органам власти обычно не отличаются от аналогичных кредитов другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем кредит в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Механизм выпуска и обращения. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в форме муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный займ. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

На муниципальные облигации распространяются положения, касающиеся облигаций вообще как одного из видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке24.

Государственные ценные бумаги - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускают многие страны с рыночной экономикой. Цели выпуска государственных ценных бумаг – это, прежде всего, финансирование дефицита государственного бюджета, управление наличной денежной массой, финансирование определенных инвестиционных проектов (например, в Японии выпускаются государственные «строительные» облигации, за счет которых осуществляются социальные проекты). Могут быть и иные цели. Так в1988 г. в Великобритании были выпущены государственные облигации, номинированные в ЭКЮ. Эти бумаги не были связаны с финансированием государственного бюджета, цель их выпуска – пополнение валютных резервов страны. В некоторых странах государственные ценные бумаги широко используются для проведения денежной политики путем операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке -–это покупка и продажа Центральным банком страны ценных бумаг, чаще всего – государственных. При покупке ценных бумаг Центральным банком денежная масса в обороте расширяется, при продаже – сжимается.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

Федеральные государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги субъектов федерации

Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население.

Рынок государственных ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.

В начале 90-х годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» по конструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения.

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)

Облигации государственного сберегательного займа

Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США (кстати, выражение «ставка без риска» относится именно к этим казначейским векселям. Оно означает, что казначейские векселя США «свободны от риска банкротства эмитента» – но не от других видов рисков). Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились в 1993 г. Дело в том, что в 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США. Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности. Секьюритизация – это превращение (переоформление) задолженности в обращаемые ценные бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г. Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций.

Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» - это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Рынок евробумаг – это регулируемый рынок. В 1969 г. образовалась ISMA – Ассоциация участников международных фондовых рынков. Этой ассоциацией разработана детальная и масштабная система регулирования, включая правила совершения сделок, улаживания сделок, этики поведения и процедур разрешения конфликтов.

В настоящее время в обращении находится 11 выпусков российских еврооблигаций, номинированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Самый «длинный» из них имеет срок погашения в 2030 г., самая высокая купонная ставка – 12,75 % (срок погашения – 2028 г.)


Лекция5. Векселя

Вексель – старейшая ценная бумага. Документы, которые по содержанию могут быть отнесены к первым векселям, появились в Италии еще в 12 веке. Не случайно Италия стала родиной векселя. Именно здесь в средние века был центр торговли Европы и Востока. В то время в торговле обращалось очень большое количество валют, поскольку право чеканки монет имели даже отдельные города. Становится понятным, что в таких условиях неизбежно должны были появиться менялы. Таким образом возникло влиятельное сословие менял-банкиров. Эти менялы имели значительный собственный капитал, обладали сведениями о различных валютах, обладали средствами проверки качества монет. Внутренние законы этого сословия были суровы: если меняла допускал обман клиента, скамью, на которой он производил обмен, ломали, а сам он подвергался изгнанию (отсюда понятно происхождение слова «банкротство»: banca rotta – сломанная скамья). Поэтому книги менял, куда они заносили сведения о сделках, имели публичное признание, и записи в них приравнивались к нотариальным документам.1

Размен монет постепенно все чаще совмещался с переводом денег в другое место, чему способствовал ряд причин, в том числе и опасность путешествий в то время. Как только сделки размена и перевода были совмещены в одной, запись о ней стала производиться не только в книге менялы, но и на отдельном листке бумаги: так как деньги должны были быть возвращены в другом месте и другим банкиром, клиент должен был предъявить ему письмо от первого банкира с поручением выплатить определенную сумму. Таким образом, исторически первым видом векселя является переводной вексель.

В дальнейшем вексель получил широкое распространение на средневековых ярмарках, став не только средством перевода денег, но и средством платежа, кредита и получения долга. На ярмарках вексель приобрел репутацию солидного документа, с помощью которого быстро взыскивались долги – в противном случае применялись санкции, вплоть до личного задержания.

В современных условиях вексель регулируется специальными нормами права – вексельного права. Многие страны унифицировали свое вексельное законодательство на основе Женевских вексельных конвенций.

Женевские вексельные конвенции – это многосторонние договоры, заключенные на конференции в Женеве в 1930 году и регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей. Основная цель Женевских конвенций – унификация вексельных законов и устранение трудностей международного обращения векселей, вызванных разнообразием правовых норм, установленных в отдельных государствах.

Всего разработаны 3 вексельных конвенции: конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях; конвенция, направленная на разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; и конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей.

Страны – участницы вексельных конвенций в разные годы ввели в действие Единообразный вексельный закон (Приложение № 1 к Женевской вексельной конвенции). Эти страны образуют Женевскую систему вексельного права. В нее входят такие государства, как Австрия, Германия, Бельгия, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония и другие. Ряд стран, например, Аргентина, Болгария, Югославия, Перу и другие, не являются участницами Женевских вексельных конвенций, однако их вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе.1 В 1936 году к Женевским вексельным конвенциям присоединился и Советский Союз, от которого Россия получила в наследство ныне действующее Положение о переводном и простом векселе, утвержденное в 1937 году.

Однако на Женевской конференции 1930 года не удалось достичь полной унификации вексельного законодательства. Великобритания, США и ряд других стран не присоединились к Женевским вексельным конвенциям. Они составляют другую основную систему вексельного права - англо-американскую систему. К ним относятся: Англия, где действует Закон о переводных векселях 1882 года, США, где вексель урегулирован в Единообразном Торговом Кодексе 1962 года, и страны, чье законодательство основано на английском или американском законе, в том числе Австралия, Израиль, Индия, Ирландия, Канада и другие.

Не имея целью подробно рассмотреть разницу между различными системами вексельного права, приведем только несколько примеров таких различий. Так, количество обязательных реквизитов переводного векселя по английскому Закону о переводных векселях меньше, чем в Женевской системе вексельного права: вексель не является недействительным по причине отсутствия вексельной метки, даты, места выставления или места платежа. По англо-американскому законодательству вексель может быть выдан в пользу двух или более получателей (ремитентов). В отличие от Женевской системы вексельного права, где наличие в индоссаментах подложной или неуполномоченной подписи не прерывает цепочку индоссаментов, и добросовестная оплата плательщиком такого векселя держателю, который основывает свое право на последовательном ряде индоссаментов, является правильной, по англо-американскому законодательству подложный или неуполномоченный индоссамент является полностью недействительным, вследствие чего лицо, владеющее таким векселем, не является держателем, и оплата такому лицу не освобождает плательщика от его вексельного обязательства.

Согласно Женевскому закону включение в вексель процентной оговорки допускается только в векселях платежом по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, англо-американское законодательство разрешает включение процентной оговорки в любой вексель. Англо-американская система вексельного права допускает иные способы указания срока платежа, например, выставление векселей сроком платежа по наступлении или в определенный период времени от наступления какого-либо события, которое должно произойти, хотя время, когда оно произойдет, может быть неопределенным. Существуют и иные существенные различия между двумя основными системами вексельного права.

В Российской Федерации вексель является ценной бумагой в соответствии с Гражданским кодексом. С 1997 года в России действует Федеральный закон РФ «О переводном и простом векселе».

Вексель – это абстрактное, ничем не обусловленное обязательство векселедателя или приказ векселедателя третьему лицу выплатить указанному лицу (или его приказу) определенную сумму денег в определенный в векселе срок. Вексель погашается только в денежной форме.

Основными чертами векселя являются следующие.

Абстрактный характер обязательства, выраженного векселем . Это обозначает то, что обязательства по векселю не зависят от тех событий в результате которых вексель появился. Если вексель появился в результате торговой сделки, которая по каким-либо причинам не выполнена или расторгнута, вексель не теряет своей вексельной силы. Более того. Даже если вексель появился в результате каких-либо махинаций (например, выставление дружеских векселей), вексельное обязательство не теряет своей силы. Вексель абстрагирован от тех событий, в результате которых он появился.

Безусловный характер обязательства, выраженного векселем . Платеж по векселю не может быть обусловлен наступлением каких-либо событий, а если таковые в векселе все же указаны, то они считаются ненаписанными. Это означает, что если вексель имеет вексельную силу (то есть составлен по форме и является подлинным), то платеж по нему должен быть совершен без соблюдения каких-либо условий.

Бесспорный характер обязательства, выраженного векселем . Это означает, что взыскание по векселю может быть наложено на всех обязанных по данному векселю лиц без суда («без спора»), а только в результате совершения публичного акта протеста.

Векселя бывают простыми (соло-вексель) и переводными (тратта). Простой вексель характеризуется тем, что тот, кто его выписывает (векселедатель), является и его плательщиком. В переводном векселе векселедатель предлагает заплатить по векселю другому лицу. Естественно, это другое лицо должно дать свое согласие на оплату векселя. Такое согласие называется акцепт и оформляется на лицевой стороне векселя.

Вексель – это ордерная ценная бумага. Это означает то, что права по векселю может осуществлять лицо, названное в самом векселе, или лицо, кому вексель передан «по приказу» (по ордеру). Этот «приказ» оформляется на самом векселе в виде индоссамента.

Индоссамент – это передаточная надпись, которая передает вексель и все права, связанные с ним, новому владельцу. Индоссамент оформляется на обратной стороне векселя. Вексель можно передавать неограниченное количество раз, поэтому если на самом векселе не хватает места, к нему прикрепляют дополнительный лист, который называется аллонж . Индоссамент должен быть непрерывный (лицо А передает вексель лицу Б, лицо Б передает вексель лицу В, и т.д.). Лицо, которое передает вексель по индоссаменту – индоссант - может передать его конкретному лицу, и тогда это будет именной индоссамент , или передать неопределенному лицу, т.е. может состоять только из подписи индоссата. Такой индоссамент называется бланковым . Бланковый индоссамент фактически превращает вексель в предъявительскую ценную бумагу.

Лицо, которое получает вексель по индоссаменту, называется индоссат .

Вексель предъявляется к платежу в строго установленное время – в день платежа или в два последующих рабочих дня. Если плательщик не оплатит вексель, то у векселедержателя появляется право опротестовать его у нотариуса. Протест нотариуса дает право предъявить иск о взыскании вексельной суммы ко всем обязанным по векселю лицам, которые несут по нему солидарную ответственность . Обязанными по векселю лицами являются векселедатель, акцептант (лицо, которое согласилось оплатить переводной вексель), авалист (лицо, которое дало гарантию оплаты векселя) и все индоссанты. Все эти лица являются солидарно ответственны, то есть векселедержатель может взыскать вексельную сумму с любого из этих лиц.

Вставка 3.7. «Моррель упал в кресло. Он взглянул на стенные часы: оставалось семь минут. Стрелка бежала с неимоверной быстротой; ему казалось, что он видит, как она подвигается… Стрелка часов приближалась к одиннадцати. Моррель не обернулся; он ждал, что Коклес сейчас доложит ему: «Поверенный фирмы Томсон и Френч». И он поднес пистолет ко рту… За его спиной раздался громкий крик; то был голос его дочери. … Отец! – закричала она, едва дыша от усталости и счастья. –Вы спасены! Спасены!… Моррель взял кошелек и вздрогнул: он смутно припомнил, что этот кошелек когда-то принадлежал ему. В одном его конце лежал вексель на двести восемьдесят семь тысяч пятьсот франков. Вексель был погашен. В другом – алмаз величиною с орех со следующей надписью, сделанной на клочке пергамента: «Приданое Жюли». А. Дюма. Граф Монте-Кристо

Вексель – это один из самых распространенных в мировой практике финансовых инструментов. До недавнего времени в России он использовался только во внешнеторговом обороте, однако с начала 90-х годов 20 века быстро получил распространение и на внутреннем рынке. Однако отсутствие традиции, практики делового оборота векселей в течение десятилетий, неразвитое законодательство привели к тому, что использование векселя порой сопровождалось многочисленными злоупотреблениями, мошенничеством, при этом владельцы векселей оказывались в самом незавидном положении.

Вексельные отношения все чаще используются субъектами экономической деятельности. Нормализация вексельного обращения в России, без сомнения, одна из насущных задач развития российского финансового рынка.

Государственные и муниципальные ценные бумаги можно выделить в отдельную категорию ценных бумаг по ряду причин. Во-первых, эмитентом в данном случае выступает публично-правовое образование (государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование). Во-вторых, правовая основа эмиссии ценных бумаг данными субъектами имеет свою специфику. Помимо ГК РФ, закона «О рынке ценных бумаг» порядок эмиссии регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

Таблица 8 - Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

Приватизационные чеки;

Облигации российского внутреннего выигрышного займа

Государственные краткосрочные бескупонные облигации(ГКО);

Облигации федерального займа;

Казначейские обязательства;

Облигации внутреннего валютного займа;

Государственные долгосрочные обязательства;

Золотые сертификаты.

В настоящее время государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в основном в виде облигаций. Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Государственные и муниципальные бумаги могут быть номинированы и в рублях, и в иностранной валюте. Если номинал ценной бумаги выражен в рублях, то такие обязательства формируют внутренний долг . Если номинал ценной бумаги выражен в иностранной валюте, то такие обязательства формируют внешний долг .

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Несмотря на то, что государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными, в мировой практике имели место случаи дефолта, т.е. отказа от исполнения государством принятых на себя долговых обязательств. Дефолт по государственным ценным бумагам (ГКО) объявляла и Россия в 1998 г.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.

ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года.

На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Со временем покупка ГКО стала доступна иностранным инвесторам, что способствовало резкому росту спроса на них. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял около 300 трлн. руб. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. В августе 1998 года был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. Объявление дефолта по ГКО стало причиной финансового кризиса в 1998 г.

Для того, чтобы описанная в примере ситуация больше не повторялась, в Бюджетном кодексе, который вступил в силу в 2000 г., определена ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. П. 1 ст. 102 БК РФ определяет, что Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Это означает, что в случае объявления дефолта обязательства по государственным или муниципальным заимствованиям будут исполнены за счет соответствующего имущества.

Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.

Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.

МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.

На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.

Виды и обеспечение МЦБ

Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.

Различают следующие виды обязательств местных органов власти:

  • купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
  • специальные и целевые муниципальные займы;
  • процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
  • налоги, поступающие в местный бюджет;
  • прибыль от коммерческого инвестпроекта;
  • гарантии Правительства РФ;
  • какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения.

Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:

  • 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
  • 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета

Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования

Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
  • широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
  • надежность и наличие обеспечения;
  • возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
  • невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
  • большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.