Что обозначает толочь воду в ступе. Воду в ступе толочь. Что это значит

Толочь воду в ступе Разг. Пренебр. Занимаясь чем-либо бесполезным, напрасно тратить время. - Но пойми же, Машенька, - говорил он мне, - после скучного редакционного собрания, где бесконечно толкут воду в ступе, я должен сначала как следует пробежаться по улицам (Куприна-Иорданская. Годы молодости).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Толочь воду в ступе" в других словарях:

    Толочь воду в ступе - ТОЛОЧЬ, лку, лчёшь, лкут; лок, лкла; лки; локший; лчённый (ён, ена); лча и (редко) локши; несов., что. Дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок. Т. сахар. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Толочь воду в ступе - Разг. Неодобр. Бессмысленно повторять какие л. бесполезные действия, заниматься ненужным и бессмысленным делом. ФСРЯ, 74; БТС, 139, 1328; ЗС 1996, 333, 482; Мокиенко 1990, 43, 65 66; БМС 1998, 89 …

    толочь воду в ступе, илиносить воду в решете - неодобр. проводить время попусту, бессмысленно повторять какие либо бесполезные действия, заниматься ненужным и бессмысленным делом. Эти выражения появились как обозначения бессмысленных действий, связанных с бытовыми поступками: толочь зерна в… … Справочник по фразеологии

    толочь воду - заниматься ерундой, заниматься пустяками, попусту тратить время, толочь воду в ступе Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Толочь воду до мелкой пыли - Обл. Шутл. То же, что толочь воду в ступе. Мокиенко 1990, 117 … Большой словарь русских поговорок

    Разг. Пренебр. Занимаясь чем либо бесполезным, напрасно тратить время. Но пойми же, Машенька, говорил он мне, после скучного редакционного собрания, где бесконечно толкут воду в ступе, я должен сначала как следует пробежаться по улицам (Куприна… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    толочь воду - носить решетом во/ду; толочь во/ду (в ступе), разг. Заниматься бесполезным делом, пустыми разговорами, попусту тратить время … Словарь многих выражений

    толочь - Толочь воду в ступе ирон. поговорка о бесцельном, бесполезном занятии. Они люди умные, немногословны и от нечего делать толкут воду в ступе. оголь … Фразеологический словарь русского языка

    ТОЛОЧЬ - ТОЛОЧЬ, толку, толчёшь, толкут, д.н.в. толча, прош. вр. толок, толкла, несовер. (к растолочь), что. Дробя, измельчать, превращать в мелкие куски. Толочь сахар. Толочь корицу. Толочь муку (на толокно). ❖ Толочь воду в ступе ирон. погов. о… … Толковый словарь Ушакова

    ТОЛОЧЬ - ТОЛОЧЬ, лку, лчёшь, лкут; лок, лкла; лки; локший; лчённый (ён, ена); лча и (редко) локши; несовер., что. Дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок. Т. сахар. Толочь воду в ступе (разг.) заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом. |… … Толковый словарь Ожегова

Мир русской фразеологии огромен и многообразен, на любой случай жизни в нем отыщутся выражения, которые помогут придать речи выразительность и образность. Фразеологизмы «толочь воду в ступе» и «писать вилами по воде» воспринимаются сегодня в своем переносном значении и используются говорящими в определенных ситуациях.

Основанием для образования фразеологизмов-шуток служит внутреннее лексическое противоречие, положенное в основу художественно-изобразительного средства языка, именуемого оксюмороном.

Действительно, воду с ступе (деревянном или металлическом сосуде, широко применяемом в старину) не истолчешь – все равно она ею останется. Фразеологизм может употребляться в более коротком варианте «толочь воду», он лег в основу , которая делает умозаключение – « вода и будет». Значение выражения понимается как бесполезное занятие, на которое только напрасно потратишь время. Если вы услышали эту фразу от кого-либо, знайте: пустые разговоры необходимо заменить конкретными делами.

Вилами (орудием крестьянского труда) тоже не попишешь, тем более на водной поверхности. Фразеологизм употребляется в нашей речи, чтобы выразить сомнение по поводу предполагаемых событий: совершится задуманное на самом деле или нет.

Фразеологические словари относят эти устойчивые сочетания к разговорной речи, указывают на их эмоциональную окраску – пренебрежительность.

Источники фразеологизмов

У любого образного выражения имеется собственная история происхождения, зачастую объяснения этимологии случаются неоднозначные.

Появление «толочь воду в ступе» иногда связывают с конкретным фактом в истории: в монастырях в качестве наказания монахов заставляли этим заниматься. При языковом сопоставлении оказывается, что оборот «привязан» к обычаю наказания, а не возник из него.

Славяне считали ступу не только необходимым предметом домашней утвари, но и средством, помогающим избавиться от болезни, «истолочь» в ней недуги людей и животных.

Этот часто соотносится со временем зарождения на Руси христианской религии, когда священнослужителям приходилось вступать в борьбу с волхвами и кудесниками, для которых толочь воду в ступе было обычным делом. К бесполезным занятиям относили христианские священники подобные действия, не желая понимать их настоящего значения.

Но кудесники совершали свою работу не бесцельно: они придавали воде магические свойства. Поверья о «живой» и «мертвой» воде жили в народе с глубокой древности, люди пользовались всевозможными способами наговора на нее. Волхвы толкли воду до полного очищения, закладывая в нее затем любую необходимую информацию. Очищенную кудесниками воду использовали для приготовления пищи, изготавливали из нее лекарственные снадобья.

Вода быстро скрывает любые следы, поэтому писание по ней многие народы уже давно образно определяли как заведомо ненужное и бесполезное дело. Выражение «писать на воде» можно встретить у древнегреческих и римских мыслителей и поэтов, таких как Платон, Софокл, Катулл. Оно широко распространялось в повседневной речи людей, по-своему обогащаясь. (Например, написание на материале, неспособном долго храниться (песке, снеге, ветре), в переносном смысле тоже обозначало бессмысленное, бесполезное дело).

Экспрессивности и образности придает этому сочетанию выбор орудия действия: вилы, палец, веточки и прутики. В народной речи, например, даже существовало выражение «сорока хвостом на воде писала».

Самым широким по употреблению является фразеологизм «писать вилами по воде». Предметом дискуссий лингвистов-историков фразеологии стали «вилы», именно лексическое значение этого слова вызывает разные мнения по поводу этимологии фразеологического оборота.

Самым популярным является объяснение выражения с точки зрения материалистической реальности: если по водной глади любым предметом, следов не останется. Зыбкий материал для записи, выполненной таким неудобным, служащим иным целям орудием, свидетельствует о недостоверности и сомнительности начертанного.

Гадание по воде издавна пользовалось популярностью у славянских народов. Но, как объясняют ученые, употребление существительного «вилы» в форме творительного падежа указывает не на начертанные водные знаки, а на орудие для письма.

Существует мифологическая основа объяснения выражения. Суть его заключается в том, что когда-то крестьяне, охраняя себя от проделок водяного, в момент заговора чертили косой или ножом на воде крест. Это суеверие породило и писание по ней вилами. А значение, указывающее на сомнительность и неясность, сложилось в результате недоверия народа к таким заклинаниям. Подобное толкование обычно считают неверным прежде всего потому, что вилы символически олицетворяли орудие дьявола, использовать их против нечистой силы не соответствовало языческой вере.

Славянская мифология называет «вилами» рожденных из воды, тумана и утренней росы русалок, обитавших в озерах, родниках, колодцах. Они считались очень шаловливыми мифическими существами, которые были не прочь подшутить над людьми, а также предсказать их судьбу. Пророчества русалки чертили на водной поверхности, и прочесть записи было по силам редкому человеку. Вследствие этого о неосуществимом и несбыточном стали выразительно говорить: «вилами по

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.

История создания

Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.

Образы стихотворения

В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.

Композиция

Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а следовательно, и восприятия.

Художественные средства

Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:

  • фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;
  • повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;
  • просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;
  • ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;
  • восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;
  • повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];
  • противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.

«Воду в ступе толочь». «Вилами по воде писать». «Баклуши бить»

Вы уже наверняка не раз слышали эти поговорки в тех или иных вариациях. Исконно же они появилась во , и иронично использовались для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников. Причём, сами поговорки были отнюдь не придуманы «Пиар-кампанией» церкви, а просто были взяты со слов истинных Староверов и самих волхвов.
Но, к сожалению, понять истинное значение этих поговорок они до конца не смогли и интерпитировали это никак иначе, как выполнение бесполезной работы и бесцельного время препровождения. Поэтому и играли они на том, что мол «обязанности у ваших волхвов — только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом Богу своему молимся»…
Поэтому и появился сей материал, дабы развенчать это заблуждение и искоренить из вашего языка эти выражения или, по крайней мере, дать вам их истинные понятия.
Рассмотрим все поговорки по-отдельности:

Воду в ступе толочь

Вода — это самая большая загадка для человечества. Она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать, и всё это просто-напросто Вода .
Вода — это огромный кладезь информации, и от той информации, которую она несёт, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70-80% состоим из воды.
Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно беЗ полезное (т.к. не Бесам полезное, а Без (в отсутствии) пользы), но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются. Их энергоинформационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.
Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить её в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.
Отсюда и вытекает вторая задача волхва:

«Вилами» по Воде писать

«Вилами» назван здесь Триглав — три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (трёхлучевой вилки). Триглавие есть единство трёх Ипостасей: мира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо — это тройная сила.
Вот таким Триглавом волхв писал по истолчённой в ступе Воде, рисуя Руны, создающие определённую программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее.
Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, можно понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства той самой вылитой в неё кружки с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.
Вот такая «ленивая» обязанность волхва.
Третья же обязанность

Баклуши бить

Она ничуть не менее важна.
Когда в поселении рождался ребёнок, волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего ). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветёт, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей высшей силы, светится своим светом) в определённый час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.
Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определённое время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил всё необходимое для чада. Всё, что было сделано из этого дерева, придавало ребёнку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот еще одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник… лет через 5 поймёте, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.
Надеюсь, теперь используя эти выражения вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните, «вилами» на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела.

Часто можно услышать в разговорах людей эту фразу: «не толки воду в ступе» или «что ты воду в ступе толчешь?» Да и сами мы, признаться, частенько употребляем ее для красного словца. А вот спроси, откуда пошла она и какое, скрыто в ней значение – вот тут уж и не каждый скажет что да и как!

Если обратиться к словарям, то практически все авторы толкуют эту фразу одинаково: толочь воду в ступе означает делать что-то, что не имеет смысла, или говорить о пустом, ненужном, бесполезном.

Давайте попробуем разобрать эту крылатую фразу на кусочки, на отдельные ее слова и ответить на вопрос, почему же возникло это выражение, что стояло у истоков ее рождения.

В разных религиях, у разных народов ступа имеет свое значение. Например, в буддизме это символ просветленного ума Будды, в японской культуре, в ночь на пятнадцатое сентября выпадает на землю целебная роса из ступы лунного зайца, который толчет в ней лунный лавр. А вот в славянских традициях ступа, это не просто домашняя утварь, издавна славянский народ приписывал ступе целебные свойства. Если в семье кто-нибудь заболевал, взрослый или ребенок, в ступе старались истолочь болезнь. Причем, толкли в ступе не только человеческие, но и болезни домашних животных. Ступа в доме считалась символом женского лона, а ее пест – мужского начала. В свадебных торжествах часто можно было увидеть «наряженных» в жениха и невесту ступу с пестом. А еще, когда семья жениха посылала в дом невесты сваху, ей вслед катили ступу, которая должна была обеспечить положительный результат сватовства.

Так что для славянской культуры, вовсе неудивительно рождение такого афоризма.

Теперь давайте найдем ответ на вопрос: так зачем же толочь воду в ступе?

В славянских свадебных традициях действительно был такой обряд, когда невеста толкла воду в ступе!

В первый понедельник после свадьбы, в дом новобрачных приезжали и приходили все родственники со стороны жениха. Все усаживались вокруг стола, вручали молодой жене ступу с водой и заставляли ее толочь. Молодая хозяйка усиленно толкла воду, обходя по кругу всех гостей. При этом, все ее старания были направлены на то, что бы как можно больше и быстрее расплескать на всех воду. Но! При этом, ни в коем случае, молодая жена не должна была показывать свое нетерпение и раздражение. В этом и был весь смысл этого обряда. Родственники испытывали молодую невестку на терпение и трудолюбие! При этом сами они громко веселились и забавлялись, подтрунивали и шутили над молодицей.

Есть еще одна старинная легенда, которая объясняет значение этого афоризма. Она довольно красивая и мудрая. Рассказывается в ней вот что: в далеком сибирском лесу жил старичок, и ходил по утрам за водой. Воду он набирал в семи разных источниках, смешивал ее в деревянной ступе с помощью песта, то есть толок там эту воду. Делать это нужно было до полного восхода солнца. И вот в этом процессе смешения, вода меняла свою химическую формулу и становилась целебной, живой. Так в мир пришла мудрость: смешивая некоторые компоненты, настои трав и прочего, получаем лекарства, способные принести человеку облегчение или даже избавление от боли.

Вот так-то. Получается, что не всегда толочь воду в ступе это совсем бесполезное занятие!

Сейчас ступка есть далеко не в каждом доме, не в каждом хозяйстве. Двадцать первый век - век техники и цифровых технологий. Старую добрую деревянную ступку заменили бытовые новинки – электрические кофемолки и мельнички. А может, стоит задуматься о традициях предков, да и завести у себя дома ступку с пестиком. Глядишь, и счастья прибавится! А?