Что такое строфа

Строфы существовали еще в древней Греции. Тогда талантливые поэты воспевали любовь, отношения, битвы используя рифмованные строки. Так зародилась строфа, а позже ее классифицировали. Понятие "строфа" - происходит из греческого языка и значит "оборот", "поворот" или "кружение".

Перевод слова уже заключает в себе значение его значение. Что такое строфа в наше время? Дело в том, что строфа - это сочетание строк в стихотворении. В синтаксической науке строфа - завершенная единица или предложения (группы единиц). Строки должны сочетаться не только по структуре, но и по смыслу.

Строфа играет большую роль для построения ритмики стихотворения. Разделение частей текста по строфам означает смысловые остановки в стихотворении, формирует ритм стихов. Строфическое и синтаксическое разделение текста обычно совпадают. Строфа должна быть синтаксически закончена, только тогда текст имеет особую выразительность.

Что такое строфа в литературе

В рифмованном стихотворении самым популярным способом соединения предложений в строфу является объединение посредством созвучий. Это группирует стихотворения в строфические соединения. Самые простые типы строф одновременно являются схемами рифмовки. Сдвоенное рифмование (AA BB CC ... так далее.) - это двустишие. Двустишие при верном чередовании мужских и женских рифмовок может превращать текст в четверостишие. Иксобразная (ABAB CDCD и т.д.) и еще одна форма - опоясывающая (ABBA CDDC и т.д.) составляют из себя два основных рода четверостишия.

Если мы будем складывать различные комбинации самых простых видов строф, мы получим разнообразные сложные строфы. Слияние в самых разных комбинациях несложных форм строфы дарит разнообразие сложных строф.

Что такое строфа в стихотворении? Стихотворение строится при помощи строф. Под этим следует разуметь положение рифм в предложениях рифмованного произведения.

Одностишие (моностих)

Нерифмованное поэтическое произведение, которое состоит из одной строки. Часто одностишие бывает в юмористическом или сатирическом стиле.

"Засни навечно, милый друг, до радости в глазах весны" …

Двустишие (дистих)

Двустишие - самая простая форма стихотворного сочетания.

"В тот вечер возле нашего огня

Увидели мы черного коня"

(И. Бродский)

Трёхстишие (терцет)

Следующая более сложная форма - трёхстишие. Обычное трёхстишие содержит в себе три строки с одной и той же рифмой: aaa bbb ccc.

Существует понятие трехстишия другой формы под названием "терцина". Что она означает? Терцина - это поэтическое произведение из трехстиший, в котором присутствует схема рифм aba bcb cdc. Данте написал свое известное произведение "Божественная комедия" этой формой строф.

Четверостишие (катрен)

Самой распространенной формой строф является четверостишие или катрен. Катрен имеет две стандартные формы: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма).

Что такое строфа: пример пятистишия

Написание стихотворений пятистишиями считается формой строфы, дающей намного больше возможностей выразить эмоции, чем предыдущие формы строф. Стоит заметить, что у пятистиший есть и устоявшиеся формы. Это лимерик. Лимерик представляет собой ироническое пятистишие со схемой рифм aabba. Родина лимериков - Англия. Известный автор лимериков - талантливый человека Эдвард Лир.

"Я скажу, что в далекой стране

Очень много больших перемен!

И один огромный вопрос.

Почему президент эскимос.

Завалил страну эскимо?".

Шестистишие

В произведениях их видим реже, чем четверостишия, но намного чаще, чем пятистишия или терцеты. Устоявшихся форм шестистишия не создано, поэтому простор для фантазии тут неограничен.

Семистишие (септима)

Встречается довольно редко. Он создается добавлением седьмой строчки к шестистишию, двухрифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Возможности в этой строфе просто колоссальные: abbabba, abccbac, aabccba и далее по этой схеме. Сочетаний очень много. Семистишие нечасто употребляется из-за исторического момента: раньше было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это легко и иногда даже очень мило.

"Вот ветер мне шепнул внезапно,

Что жизнь летит, куда-то вдаль,

Я стою, стою… стою украдкой,

Сморю на облаков поспешных шаль,

Вот тучи стонут грозовые,

Стреляют молнии глухие,

Я стою, смотрю, и плачу под дождем".

Что такое онегинская строфа?

Онегинская строфа - это строфа, которой было создано произведение в стихах Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин", - четырнадцать строк четырехстопного ямба.

Основой этой строфы является сонет - четырнадцатистрочное стихотворение с обусловленной рифменной схемой. Этот сонет Пушкин получил блягодаря слиянию строфического строения "английского" сонета (три катрена и двустишие) и основы рифменной схемы "итальянского" сонета.

Разобраться с видами строф не очень легко, но если вы - начинающий поэт, то наша ознакомительная статья несомненно поможет Вам.

СТРОФИКА

Двустишие - простейшая форма строфы, при этом риф­муются соседние строки:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

(А.С. Пушкин)

Терцет (трехстишие) - строфа из трех стихов. Существу­ют три вида: 1) все три стиха на одну рифму; 2) два стиха зарифмованы, третий - нет; 3) два стиха зарифмованы, тре­тий имеет рифму в смежной строфе. Пример терцета:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,

С младенцами беседует она.

(А.С. Пушкин)

Катрен (четверостишие) - наиболее распространенная фор­ма строфы с рифмами aabb abab abba aaba (в восточной поэзии) . Пример катрена:

Нам не дано предугать,

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

(Ф.И. Тютчев)

Пятистишие - четверостишие с одной удвоенной рифмой (aabba abaab ababa ababb). Образец пятистишия:

В Хороссане есть такие двери,

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

(С.А. Есенин)

Секстина {шестистрочная строфа) - стихотворение из ше­сти строф, состоящее из четверостишия и двустишия, с раз­ной системой рифм . Пример секстины:

Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить, и чувствовать - мне лень.

Семистишие - форма, часто образующаяся из шестисти­шия aabccb с добавлением одной рифмы - aabccb . Обра­зец семистишия:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина.

(М.Ю. Лермонтов)

Восьмистишие (октава) - строфа из восьми стихов. Наи­более употребительные формы рифмовки: abababcc или abab+cdcd; abab+cddc. Пример октавы:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А.С. Пушкин)

Девятистишие (нона) - форма, очень мало представлен­ная в русской поэзии. Образец девятистишия:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

(М.Ю. Лермонтов)

Десятистишие (децима, одическая строфа) - наиболее рас­пространенная форма ее четверостишие + шестистишие (ababccdeed):

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г.Р. Державин)

Сонет (четырнадцатистишие) - состоит из 14 стихов (обыч­но два катрена + два терцета):

Есть существа, которые глядят На солнце прямо, глаз не закрывая;

Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

Наименьшей из строф является двустишие . Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

Нестрофические встречаются:

В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие. Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь

Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение

Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент .

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов : первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки . В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба бвб вгв гдг дед и т.д.

Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.

Строфика это деление поэтического произведения на строфы; раздел стиховедения, который изучает законы объединения стихотворных строк в строфы, их строение, классификацию, историю возникновения, развитие, связь с литературным жанром, стихотворным размером и общей композицией поэтического произведения.

Композиционные формы стихов

В зависимости от способа построения поэтического текста разделяют следующие композиционные формы:

  • Астрофическая стихотворная форма – поэтический текст, построенный в виде целостных столбцов стихов без распределения их на группы. К примеру, эпические поэмы видных античных авторов Гомера и Вергилия характеризуются астрофическим строением;
  • Строфическая стихотворная форма – организация поэтического текста, которая предусматривает разделение текста на строфы – группы стихов, графически отдалённые друг от друга, но равные по количеству строк и связанные между собой рифмой, метрико-ритмической структурой;

Наряду со строфами встречаются группы стихов, которые состоят из разного количества строк. При членении текста на неравные группы стихов образуются «стихотворные абзацы», как, напр., в героической поэме «Песнь о Роланде» (XI в.) или в произведении А. А. Блока «Двенадцать» (1918 г.).

Композиция текста с обособленными группами стихов графически отличается от астрофического строения стиха, но эти формы близки в произношении. И напротив: текст астрофического вида может содержать «строфоиды», т. е. равные группы строк, которые не разделены автором на письме, но логически выделяются читателем. Таким образом астрофические тексты при чтении получают строфически организованный характер. К примеру, баллады М. Ю. Лермонтова «Русалка» и «Ангел» состоят из четверостиший, но в силу смежной рифмовки за ритмическую единицу стихов часто принимают двустишие. В стихотворении поэта «Благодарность» (1840 г.) первые шесть строк визуально и фонетически объединяются в строфу в связи с наличием словесной анафоры, остальные два ряда стихов создают замыкающее двустишие.

В образцах знаменитой онегинской строфы А. С. Пушкина, состоящей из 14-ти строк, выделяют три катрена (четверостишия) и заключительное двустишие. Таким образом, «строфоиды» возникают в результате членения стихотворного текста на интонационно и логически завершенные части, и чем больше в художественном произведении таких элементов, тем богаче его композиционная структура.

Предмет изучения

Строфика изучает свойства, внутреннюю структуру строфы как ритмической единицы стиха. Большое количество стихотворных строф имеют античное происхождение . Многие ранние строфы названы именами своих создателей: Асклепиадова, Алкеева, Сапфическая; или же походят от названий стихов, которые входят в их состав: ионическая строфа.

Русский поэт и литературовед В. Я. Брюсов в предисловии к книге «Опыты…» назвал строфику более разработанным учением стиховедения, чем метрика и евфония. Термин «строфика» также употребляется в значении строфического порядка сочинений конкретного автора или стилевого направления .

Формальные признаки строфы

Строфы, используемые в стихотворном тексте, характеризуются общими формальными признаками:

  • графическая обособленность;
  • равное количество стихов;
  • ритмическая и смысловая завершенность;
  • постоянный стихотворный размер;
  • упорядоченная система рифмовки (в нерифмованном стихе композиционная целостность достигается путем чередования клаузул);

Твердая строфическая форма

Устойчивые строфические характеристики стиха в сочетании с конкретной тематической направленностью способны образовать твердую форму.
Твердая строфическая форма – традиционно установленная строфа, содержание которой относится к конкретной тематике и выражает поэтический жанр. Например, сонет одновременно представляет собой сложную строфу и жанр лирической поэзии. К классическим твердым формам также относятся баллада, рондо, октава, секстина, терцины, газель, касыда, рубаи, онегинская строфа и др.

Строфическое строение в русской поэзии

Строфическая композиция текста распространена в русском стихосложении. На строфическом строении основаны произведения великих русских писателей А. С. Пушкина, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и др. Наиболее частая строфа – четверостишие (катрен). Четырехстрочными строфами написан стих В. Я. Брюсова «Слепой» (1899 г.).

Слово строфика произошло от греческого strophe, что в переводе означает поворот.

Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа. Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является двустишие. Существуют также строфы: - онегинские - балладные - одические - сонеты - лимерики

Четверостишия Четверостишие (катрен ) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки. Октавы Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым. Схема октавы: абабабвв В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, несмотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы. Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын! Терцины Терцины (терцеты ) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия. Схема терцины: аба бвб вгв гдг дед Чёрный маг Когда сгустится тьма вокруг Ты словно раб предназначенья, Начертишь кровью ровный круг, Отбросишь жалкие сомненья. Войдёшь в него, забыв про страх. Тебя подхватят тьмы теченья. Отбросишь тело, - бренный прах. Ты с теми, кто во тьму шагнули! Погасли огоньки в глазах. А где твой дух, а не в аду ли? (Джейнджер Скауджер Алкариот)

Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин". Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия . В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб ), во втором - кольцевая (абба ), в третьем - смежная (аабб ), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла - все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет.

Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных. Королева Британии тяжко больна, Дни и ночи ее сочтены. И позвать исповедников просит она Из родной, из французской страны. Но пока из Парижа попов привезешь, Королеве настанет конец... И король посылает двенадцать вельмож Лорда-маршала звать во дворец.

строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Сонет бывает итальянский и английский . Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен. Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова: абаб абаб вбв гбг или абба абба вгв гвг В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно: Поэт! не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где огонь твой горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие. My mistress" eyes are nothing like the sun; Coral is far more red than her lips" red, If snow be white, why then her breasts are dun; If hairs be wires, black wires grow on her head. I have seen roses damask"d red and white But no such roses see I in her cheeks; And in some perfumes is there more delight Than in that from my mistress reeks. I love to hear her speak, yet well I know, That music hath a far more pleasing sound; I grant I never saw a goddess go; My mistress, when she walks; treads on the ground. And yet, by heaven, I think my love as rare As any she belied with false compare.

Лимерики (лимрики ) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы. В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина. Непослушную внучку из Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: "А не сжечь ли котенка?"- Невозможная внучка из Йены. К удалому флейтисту из Конго Раз в сапог заползла анаконда. Но настолько отвратно Он играл, что обратно Через час уползла анаконда. Теплокровный старик из-под Кобо Чрезвычайно страдал от озноба И доху на пуху, И тулуп на меху Он носил, чтоб спастись от озноба.

За термином акростих с крывается достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки. Лазурный день Угас, угас. Ночная тень Ах! Скрыла нас. Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы). В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения одного из наших авторов. Фиалка

Абсолютно пустынная местность, Безымянные темные скалы... Вечной тенью покрыта окрестность, Где покрытые мхом перевалы Да долины имеют дыханье, Его звук слегка в воздухе разлит... Жизнь - пустое без смерти страданье, За страданьем - бессмертие манит... И не слышно ни строчки, ни слова, Красота пустоты завлекает, Лишь притянет - отбросит, и снова Меня тихо к себе подзывает. Но в пустыне я чую движенье, Одинокое, но непростое По долине немое круженье, Радость роста чего-то иного. Солнце светит особенно ярко, Так торжественно, так вдохновенно... У горы вырастает фиалка - Фиолетовая королева. Холод или тепло - без различья, Цвет не важен, важней радость роста, Что бывает в мильонах обличий... Шаг вперед сделать очень непросто: Щит незримый - как камень в ограде. Эх, быть может, все это - напрасно? Юркий ветер фиалку погладил - Я увидел, она так прекрасна... (Ясный Рассвет)

Канава

О, люди! Это вовсе не пустяК: Нетороплива, даже величавА, Корабликов бумажных караваН Несёт, хоть не вода в ней, а отравА, Природные законы все попраВ, Обычная вонючая канавА (Ясный Рассвет)

Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих . Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп . Рассмотрим пример: Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986): Дети любят игрушки. Так все говорят! Ну а разве игрушки Не любят ребят? Очень любят! Души в них не чают! Жаль, Что это НЕ ВСЕ замечают!.. Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный , который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров: Давно в любви отрады мало: Без отзыва вздохи, без радости слезы; Что было сладко - горько стало, Осыпались розы, рассеялись грезы... В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром . В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов. * * * Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной, Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда не бывало. И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь, И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей этого города. В каждом их слове и взгляде. (Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского) В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был написан англо-саксонский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности.

Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих . На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро В середине где-то марта, А по тропочке средь леса Добрый молодец идет. Он ходил в далеки страны, Повидал немало дива И теперь спешит вот к дому Через десять целых лет. Соловьишка песнь выводит, Счет годам ведет кукушка, Ну а думы все Еремы К родной горнице летят...

Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал: "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."