Формирование познавательных интересов детей с овз. Развитие познавательной активности у детей с овз. Сценарий мероприятия в рамках клуба для родителей «доверие»

Доклад

тема:

«Развитие познавательных способностей

на уроках математики

в начальных классах у детей с ОВЗ»


Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
развитие внимания и памяти;
формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
Во 2 классе изучаем числа второго десятка. При изучении нумерации чисел в пределах 20 уделяю большое внимание, так как нередко наблюдаются недостаточно прочные знания числового ряда, не всегда учащиеся безошибочно считают, особенно трудно даётся учащимся запоминание обратного порядка чисел, часто искажают в речи числительное шестнадцать, смешивают названия числительных 17 и 18. Встречаются ученики, которые считают, что число 11 - это две единицы, стоящие рядом, число 12 записывают как 21 и т. д. Для этого использую на уроке счётный материал.
Счётный материал рассыпаю не весь, а только один десяток, второй десяток объединяю в одно целое.
Поэтому стоит передо мной задача - довести до сознания ученика с ограниченными возможностями здоровья конкретный смысл каждого числа, его место в натуральном ряду, десятичный состав, особенности письменного обозначения. Для этого тщательно продумываю систему изучения нумерации и при этом постоянно опираюсь на средства наглядности, использую слуховые, зрительные, кинестические анализаторы и систематически работаю над этой темой.
Для выработки зрительных представлений о месте каждого числа в числовом ряду использую таблицу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Она заполняется по мере изучения чисел. Эта таблица представляет собой наборное полотно с двумя рядами карманов, по десять в каждом ряду. Эту таблицу использую на каждом уроке, варьирую задания, например:
1. Из таблицы убраны все числа. Поставить табличку с числом 8 (надо правильно найти место этого числа).
2. поставить в таблицу числа 5 и 15, а затем назвать все числа больше 5 и меньше 15.
3. Поставить все чётные числа, все нечётные числа, числа, которые получаются при счёте 2, 3, 5 и т.д.
Кроме этого использую разрядную таблицу, счёты книжки - считалки. Некоторый наглядный материал изготавливает на уроках занимательного труда. Например, книжки-считалки учащиеся с удовольствием изготовили на уроке труда и также охотно применяют на уроке математики.
Большое внимание уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей учащихся. Они не просто обследуют различные математические объекты. Начиная с самых первых дней, им систематически предлагаю задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур (круг, квадрат, прямоугольник) предлагаю выбрать лишнюю фигуру, при этом аргументируют свой ответ (т.к у данной фигуры нет углов), или красный квадрат, потому что остальные белые, отыскать одинаковые фигуры и т. д. использую дидактическую игру « Поиск девятого»
В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации на уроке является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки здоровья.
Большую роль в активизации познавательной деятельности является мотивационный компонент урока. Заботясь о мотивировке обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы.
Стараюсь, чтобы на уроке никто не чувствовал себя обделённым вниманием учителя, нахожу возможность чтобы ученик смог ответить несколько раз, при этом поддерживаю его взглядом, словом или прикосновением. Продумываю средства взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом, это такие приёмы как взаимопроверка работы. Также одним из средств общения и взаимодействия является игра, игровые ситуации.
Одной из главных задач школы 8 вида - формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому на каждом уроке математики и предлагаю учащимся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется взаимопроверка, где учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка). Данный приём воспитывает младших школьников сознательному отношению при выполнении задания, ответственности, внимания.
На уроках математики стараюсь работать над развитием внимания, воображения, памяти, мышления на протяжении всего урока.
Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание,сосредоточенность.
Одним из эффективных средств развития интереса, также является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей», «Не зевать! Кто верней!» и т.д. Наглядно на уроке соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит примеры (примеры на сравнение).
Огромные возможности представляют различные виды упражнений в виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения без перехода через десяток, использую игру "Поймай рыбку". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. 0н считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 использую игру "Самый быстрый почтальон", Дидактическая игра «Составь букет», Дидактическая игра «Круговые примеры».
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.
Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.
Уроки - путешествия.
Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.
В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Математические уроки сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.
Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.
Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.
Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.
Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Известный математик А.И. Макрушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказки в начальных классах нужны, особенно при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.
На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет проникнуть на урок юмору. Фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать литературное произведение. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Сказки можно включать у уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях.
Математические сказки.
Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка". Для удобства сказка разбивается на части.
Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших
Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Логические задачи
Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям
Мегаграммы.
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.
Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.
Так же на уроках широко использую ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.
Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:
а так же пословицы и поговорки:
Летом одна неделя год кормит.
На час опоздал - за год не догонишь.
Зимою солнце светит, да не греет.
Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.
Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.
Также немаловажная задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе "актив-класс" в процессе обучения включаются обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Для развития самостоятельности и активности оцениваю каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.

Также важно умение оценить свои силы, рассчитать и распределить их при выполнении заданий разной сложности. Поэтому, чтобы приучить умению соразмерять свои возможности, я даю учащимся дозированные задания, кто успешно выполнит минимум, тому предлагаю выполнить дополнительную работу.
Помимо всего этого, на всех этапах урока математики постоянно добиваюсь полного ответа, названия математических терминов, правильно читать примеры, аргументировать свой ответ, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении, из вышесказанного нужно сделать вывод о том, что обучение провожу так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию, включая учеников в творческую деятельность. Всё это повышает у учащихся познавательную активность.

Таким образом рекомендациями по формированию и активизации познавательного интереса учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида станут:
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи (слайд 1 )

Уважаемые родители!

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос успешности в обучении становится особенно остро. Часть детей данной категории не испытывает серьёзных проблем с усвоением программного материала, однако большое количество этих ребят имеют трудности в обучении. Об особенностях именно таких детей мы сегодня поговорим.

И основные трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики .

Недоразвитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

В то же время их хорошее развитие напрямую помогает ребёнку учиться более продуктивно:

Умение концентрировать своё внимание помогает школьнику сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу;

Умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому;

Если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная), он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.

Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.

В образовательном процессе специальной школы развитию познавательных процессов уделяется серьёзное внимание. Как правило, посещая специальную школу, дети получают дополнительную коррекционную помощь в форме индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом. И на уроках, и на индивидуальных занятиях педагоги корректируют память, внимание, мышление, занимаются развитием речи.

Однако без помощи со стороны родителей результат не может быть в полной мере успешным. Часто мы виним ребёнка, говоря: он невнимательный, он не может выучить, плохо запоминает, десять раз уже объяснили, а он не понимает. То есть мы понимаем проблему. Но как справиться с ней – не знаем.

Итак, попробуем разобраться, каким образом можно помочь своему ребёнку преодолеть трудности, вызванные особенностями его познавательной сферы.

Есть одно замечательное средство, которое может нам в этом помочь. Это игра. Казалось бы, ребёнок учится в школе, какая игра? Игры – это для детского сада! Действительно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но в силу того, что у детей с ОВЗ развитие психических процессов идёт с задержкой, в начальной школе игра по-прежнему занимает большое место в жизни ребёнка. Именно поэтому, придя в школу, ребёнок все ёще стремится играть: на переменах, иногда на уроках, после уроков, дома – в любую минуту.

Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. Конечно, эти игры требуют как минимум участия родителей, а в лучшем случае - участия нескольких членов семьи, но результат – благотворное влияние на развитие вашего ребёнка - стоит того. «Когда же играть, – спросите вы, - если он целый день в школе, а вечером надо делать уроки, и он уже никакой?» На самом деле, мы, родители, проводим с ребёнком не так уж мало времени.

Во-первых, ежевечерние занятия. Ребёнку всё равно надо отдохнуть, прежде чем сесть за уроки. А если выполнить пару игровых упражнений, которые потребуют всего лишь нескольких минут, это оживит его, поднимет настроение, что немаловажно при выполнении домашнего задания.

Во-вторых, это время, когда вы с ребёнком находитесь вне дома: по дороге в школу или из школы (если едете в автобусе и сидите рядом с ним), в очереди в поликлинике (поскольку многие дети часто болеют), когда он изнывает от ожидания и не знает, чем себя занять, а то и начинает вредничать. Поиграйте с ним - и время пройдёт быстрее, и польза будет.

В-третьих, это периоды болезни ребёнка. Занимательные игры и общение с вами скрасят неприятные ощущения, связанные с болезнью.

В-четвёртых, это выходные дни и время отпуска и каникул. Школьных занятий в этот период нет, но ведь процесс развития не может останавливаться.

Роль игры трудно переоценить. Просто играя с детьми вместе вечером, в выходные дни, на каникулах, детских и семейных праздниках, вы помогаете развитию памяти, внимания, мышления, если это настольные игры, то усидчивости, самоконтроля, воспитываете положительные качества личности. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений.

Сейчас я расскажу о коррекционно-развивающих упражнениях и играх для учащихся начальной школы, направленных именно на развитие психических процессов. Эти упражнения можно проводить в домашних условиях, а часть из них – в любом месте, т.к. они не требуют специальных условий и сложных приспособлений.

  1. Игры на развитие внимания.

Сколько чего?(Для развития зрительного е внимания)

Вы просите ребёнка осмотреть комнату в квартире, любое помещение или площадку, на которой находитесь, и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "К" или "Т", или "С", можно не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить назвать круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее - деревянные, потом - металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п. В эту игру можно играть, где угодно.

Лабиринты (слайд 2, 3) Тоже развивают внимание. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели. Таких заданий много в Интернете, можно распечатать, и в книжечках в магазине можно купить.

Таблица Шульте (слайд 4) эффективна для коррекции восприятия, расширения поля зрения, что способствует развитию навыка чтения. Такая таблица представлена на слайде. Её можно сделать самостоятельно.

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения. Время выполнения – от 1 до 1,5 минут. См о трите, сколько цифр за это время нашёл ребёнок. Зачеркни букву (слайд 5)

Ребёнку предлагается небольшой лист бумаги с набором букв (можно напечатать на компьютере, можно взять часть старой газеты, журнала) и даётся задание: зачеркнуть все буквы А (или К, или Л). Время выполнения - 1мин. Проверяете вместе с ребёнком.

Более сложный вариант – «Найди спрятанное слово» (слайд 6 ). Предложите ребёнку найти слова, которые спрятались в рядах букв и обвести их. У меня на слайде слова выделены, вы, конечно же, не выделяете.

Очень полезны для развития внимания хорошо известные всем задания «Найди отличия в картинках» (слайд 7).

  1. Игры на развитие памяти.

У детей с трудностями в обучении недостаточно развиты все виды памяти. Приведём примеры игр для развития зрительной памяти

Обойди спиной

Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти их гораздо скорее, а третий раз совсем быстро. Это можно делать дома, на даче, на природе и т.д.

Используй каждую секунду (Слайд 8)

Любую неизвестную ребёнку картинку (достаточно крупную), желательно сюжетную, взрослый показывает несколько раз каждый раз не больше трех-четырех секунд. После каждого раза играющий должен постараться рассказать, детально раскрыть содержание картины.

Что изменилось?

Берёте несколько любых предметов (игрушки, бытовые предметы, картинки и др.) раскладываете в произвольном порядке, предлагаете запомнить, как они лежат. Ребёнок закрывает глаза, вы меняете местами любые сначала 2 предмета (а усложняя – 3,4 и т.д.), ребёнок, открыв глаза, должен вспомнить и положить, как было.

Другой вариант: вместе с ребёнком исследуете комнату, проговаривая, что видите. Например: «Это окно. На окне висят шторы. На подоконнике стоит цветок. На столе лежит книга…» и т.д. Ребёнок запоминает, выходит из комнаты, вы что-то меняете: убираете книгу со стола, либо переставляете цветок. Ребёнок, войдя в комнату, должен угадать, что изменилось. При этом менять нужно только то, что проговорили.
Эти упражнения на развитие зрительной памяти .

Развитию слуховой памяти способствует приём Наращивание предложений или Снежный ком (слайд 9) . Вы произносите, а ребёнок повторяет предложение сначала из 2-х слов, затем из 3-х, 4-х и т.д.

Запомни и повтори

Более сложное задание – запоминание нескольких слов, сначала из одной лексической темы, например, одежды, посуды и т.д., затем не связанных по смыслу. Количество слов зависит от возможностей ребёнка.

  1. Игры на развитие мышления

Характерной чертой детей с трудностями в обучении является недостаточная сформированность пространственного мышления , в том числе ориентировки на листе бумаги. В этом плане очень полезны такие упражнения как рисование по клеточкам. Это различного вида графические диктанты (типа «Продолжи строчку») (слайд 10) . Дома тоже можно выполнять эти упражнения. Или такие:

Помоги девочке нарисовать картинку (слайд 11 )

Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре – апельсин. Можно просто дать ребёнку лист бумаги, и вы сами придумаете задания, что где нарисовать. А если вы заранее сами нарисуете рисунок, а потом ребёнок по вашему заданию создаст свой, аналогичный вашему, ему будет интересно проверить себя, сравнивая ваш и свой рисунки.

Муха (слайд 12)

Более сложным, но очень эффективным для развития слухового внимания, памяти и пространственного мышления является упражнение «Муха».

Для этого упражнения требуется расчерченное девятиклеточное игровое поле 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаёт взрослый. На первом этапе ребёнок следит за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. Чтобы контролировать выполнение задания, через 3-4 хода просим ребёнка передвинуть муху на то место, где она должна быть.

Если он "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.

Логическое мышление развиваем с помощью таких игр:

У кого сколько?

Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?

Что общего?

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

У кого что?

Называются части тела животных, а дети подбирают слова - названия животных. Например: рога - крова, коза, олень, лось, зубр и т. д.; лапы - кошка, собака, лиса, медведь и т. д.; хвост, копыта, иголки т. д.

Летает – не летает

Взрослый называет любой предмет, если он летает, ребёнок поднимает руку. Посчитать, сколько ошибок он допустит из 10 слов.

Бывает - не бывает

Взрослый предлагает ребёнку короткие предложения, а ребёнок должен сказать, так бывает или нет, например:

В небе пролетела стайка рыбок. У кита выросли бивни. Кошка заскулила и убежала.

4-й лишний (слайд 13) Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию. На слайде можете увидеть примерные задания.

Скажи наоборот

Предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным (добрый – злой, холодный – горячий и т.д.).

(Слайд 14) Игровых заданий, развивающих мышление, большое количество. Это и анаграммы («спрятанные слова»), и ребусы , и загадки .

Деление игр в зависимости от влияния на развитие тех или иных процессов условно, т.к. они решают несколько задач в комплексе, ведь память, внимание, мышление тесно связаны между собой. Кроме того, вы, наверное, заметили, что все эти игры способствуют развитию речи.

Я назвала самые простые, доступные игры и упражнения, не требующие специального дидактического материала и больших затрат времени. Именно поэтому, как уже было сказано, играть можно практически всегда и везде.

Огромное количество развивающих игр, литературы есть в магазинах, в Интернете. Пользуйтесь и этим материалом, придумывайте сами, вместе с ребёнком, и увидите, как изменится он и вы сами.

Если играть в системе, вы заметите, что ребёнок сначала будет выполнять задания медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Несомненно, это положительно отразится и на учёбе.

(Слайд 15) Но при этом для достижения результата необходимо соблюдать несколько важных условий , которые вы видите на слайде.

Задания должны быть по силам ребёнку, а с другой стороны, требовать определённых усилий, поскольку то, что легко – не развивает, это он уже умеет. Развитие идёт в процессе преодоления трудностей. Каждую игру можно усложнить или упростить, в зависимости от уровня вашего ребёнка.

И ещё на один момент я бы хотела обратить ваше внимание.

Когда вы с ребёнком готовите домашнее задание, помните об особенностях его психических процессов.

Если ребёнок затрудняется ответить на вопросы, выясните, а понимает ли он текст, все ли слова ему знакомы? Обязательно объясняйте значения слов, при этом лучше показать картинку (благо, есть Интернет) или нарисовать. Помните, что более сохранно у него зрительное восприятие, на него и нужно опираться. Выполняя задания, рисуйте картинки, схемы, выделяйте цветом важное, выделяйте, выписывайте главные, опорные слова.

Одним из самых трудных заданий является заучивание стихов.

Я расскажу о нескольких приёмах, которые помогут облегчить эту задачу.

При заучивании стихотворных текстов можно применять разные «подсказки», например:

1. Рисуем стихотворение (слайд 16)

Некоторые стихотворения можно нарисовать. Взрослый с ребёнком читают текст и рисуют по ходу чтения. Затем ребёнок воспроизводит текст с опорой на рисунки, сначала с помощью взрослого, затем, постепенно, самостоятельно. Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы ребёнок мог рассказывать текст.

Он сам может придумывать рисунки-символы. Только нужно учить не увлекаться мелкими деталями, а передавать лишь главное.

2. Изображаем в действии (слайд 17, 18, 19)

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.

3. Отстукиваем ритм

Бывают стихи, которые трудно нарисовать, и не всё можно показать. Тогда очень полезно отстукивать, отхлопывать ритмический рисунок стихотворения, так как при этом задействуются несколько видов памяти: вербальная, слуховая, двигательная.

Эти несложные приёмы помогут ребёнку быстрее запомнить и легче вспомнить стихотворение.

И ещё. Как правило, стихи задаются на дом за несколько дней. Начинайте учить сразу же, как только задали, и все оставшиеся дни повторяйте. Причём помните, что лучше повторять материал вечером перед сном, т.к. ночью во время сна информация из кратковременной памяти переходит в долговременную и лучше запоминается. Но важно помнить, что после того как ребёнок повторил стихотворение, больше никакую информацию он воспринимать не должен: ни мультики смотреть, ни сказки слушать на ночь.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием помочь своему ребенку – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая поможет ему быть успешным не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения . (Слайд 20)


Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Слайд 1

Проблема развития познавательной активности личности требует на современном развитии цивилизации принципиального осмысления важнейших элементов обучения и воспитания (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности учеников является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности, создание таких условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, выразить индивидуальное «Я». Поэтому педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения и воспитания.

В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. активизируется эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления, что используется для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.

Принципиально значимым в работе с детьми являются расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием.

Одним из перспективных методов, способствующих решению развития личности учащихся и формированию познавательной активности, является метод проектной деятельности.

Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу. С помощью проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.

В этом учебном году в нашем классе был запланирован проект «Природа Дальнего Востока» в технике пластилинографии. Слайд 2

В процессе этой деятельности у детей формировались и корректировались следующие познавательные психические процессы:

Мышление и такие его операции, как: Слайд 3

Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.

Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.

Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.

Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.

Произвольное внимание и такие его качества как: Слайд 4,5

Устойчивость внимания как способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания.

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно.

Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

Память и такие ее аспекты, как: Слайд 6, 7

Умение пользоваться мнемическими приемами (динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания, его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации)

Объем оперативной памяти (подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как по одиночке – так и между собой за этот промежуток времени.). Без хорошей оперативной памяти любая информация, воспринимаемая органами чувств, не будет попадать в долговременную память и надолго сохранятся в ней.

Речь и такие ее характеристики, как: Слайд 8, 9

Высокий уровень речевого развития

Осведомленность – наличие сведений, знаний о чем-либо

Богатый активный словарный запас. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно человеку, говорящему на данном языке.

Все перечисленные познавательные психические процессы функционируют в тесной взаимосвязи между собой и представляют собой сложную систему, а у детей с ограниченными возможностями здоровья их развитие протекает со значительной задержкой и отличается качественным своеобразием. Особенности психического познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья успешно корригируются в процессе специально организованного обучения и воспитания. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младших школьников актуальны и очень важны. Наша работа над проектом « Природа Дальнего Востока» длилась весь год и сейчас успешно завершена. Слайд 10,11

Методы формирования познавательной активности при необходимости сочетаются, обуславливают друг друга. Эффективными на практике оказались активные методы обучения. Слайд 12

Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов обучения следующим образом: «Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

Активные методы

Тематические дискуссии;

Проблемн ые дискуссии; Слайд 13

В этих дискуссиях использую интеллектуальную зарядку, которая носит характер игры и называется « Данетки». Дети учатся решать противоречия. Цель данных игр - показать детям, что в любой ситуации есть и хорошие и плохие стороны. И обсуждение вопросов желательно заканчивать на положительной ноте. Например, вопрос « Драться – это хорошо или плохо?»

Мозговой штурм;

Дидактическиеигры;

Анализ ситуаций;

Театрализация; Слайд 14

Анализ ситуаций и театрализацию в основном использую в процессе работы над сказками. Происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы, сказка приобщает ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории. В процессе работы над сказками обогащается лексический запас детей. К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий ее ребенок чувствует себя ее активным участником и отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности. Отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений, интонационную окраску речи. Драматизация помогает создать естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение.

Исследовательские; Слайд 15

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения.

В этом направлении в классе работает клуб «Почемучка». Дети задают вопросы на интересующие их темы и сами стараются ответить на них. Только после ответов детей педагог дает правильный вариант ответа.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся.

Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться. Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Используя компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяем дать отдых глазам ребёнка. Организация учебного - воспитательного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В заключение стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Слайд 16

Особенности психического развития познавательных процессов

Приемы коррекции в процессе обучения и воспитания

Внимание

Детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

Прохождение занятия необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.

Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения.

Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности - схемы, диаграммы, таблицы. Педагог может составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии.

Словесно-логическая память

Предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Обучение мнемическим приемам:

Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.

Уделять внимание повторению материала. Важно посвятить некоторое время повторению уже полученной информации.

Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.

Речь .

Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;

Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.

Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале урока.

Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом.

Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)

Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.

Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей

Мышление.

Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами, близкими к опыту учащихся.

Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами.

Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).

Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (следует подготовить вопросы заблаговременно)

Формирование пространственных представлений на основе программного материала;

Развитие временных представлений на материале истории, литературы;

Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале;

Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)

Образовательное учреждение для учащихся, воспитанников

С ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»

Особенности формирования

познавательной активности

У учащихся с овз.

Подготовила: Ляшовская М. В.

2012-2013 уч. г.


В качестве основного принципа, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован образовательный процесс, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Литвиненко С.В. обозначает важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:

Принцип уникальности личности ребенка - индивидуально-ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

Принцип открытости педагога - способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

Принцип природосообразности и творчества - ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Принцип деятельностного подхода и общения - ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Принцип свободы выбора - право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

Принцип среды развивающего типа - познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

Принцип мастерства педагога - его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Работая с детьми которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании) и нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы, так как у детей мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, элементами инфантильности и стереотипичности, хаотичностью, импульсивностью или замедленностью мыслительных действий, преобладанием интуитивного компонента мышления, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций. Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

1. Использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте - использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. Кроме того, занимательное содержание позволяет избежать интеллектуальной пассивности детей, возникающей вследствие отсутствия интереса к изучаемому явлению. Говоря о занимательном содержании, важно не забывать о том, что знание, которое приобретает ребенок, должно носить положительную эмоциональную окраску, для того, чтобы вызывать отклик у ребенка, любопытство, интерес. Оно, с одной стороны, должно быть близким и понятным для дошкольника, а с другой расширять его знания об уже знакомых предметах, раскрывая новые свойства и взаимосвязи.

2. Экспериментирование. В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

3. Компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более распространённым, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности.

Количество и счет.
  • Развивать умение формировать множества по заданным основаниям, видеть состав­ные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из мно­жества части или отдельных его частей.
  • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения пред­метов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пре­делах 10.
  • Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ря­да (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному циф­рой, определять пропущенное число.
  • Знакомить с составом чисел в пределах 5.
  • Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух мень­ших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифмети­ческие задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вы­читание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина.
  • Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис­тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента - самая широкая, фиолетовая - немного уже, красная - еще уже, но она шире желтой, а зе­леная уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
  • Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосре­дованно - с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравни­ваемых предметов.
  • Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
  • Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
  • Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
  • Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с по­мощью условной меры.
  • Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Срав­нивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
  • Уточнить знание известных геометрических фигур, их эле­ментов (углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и че­тырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой .
  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного поло­жения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадра­тов - один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; вос­создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве.
  • Учить ориентироваться на ограничен­ной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отноше­ний между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Ориентировка во времени.
  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последователь­ности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «пос­ле», «раньше», «позже», «в одно и то же время».