Коррекционные технологии в дошкольном образовании. Выступление на педсовете. технологии в ДОУ, направленные

Коррекционные технологии: Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Арт-терапия - Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Слайд 12 из презентации «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Современные образовательные технологии в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 1827 КБ.

Скачать презентацию

Дошкольное образование

«Инновации дошкольного образования» - Волшебная астрономия. Дошкольное образование – традиции и инновации. Нововведение. План работы над проектом. Рабочие учебные программы. Инновационный проект для детского сада. Этапы осуществления проекта. Название проекта. Метод проектов в ДОУ. Инновации в ДОУ.

«Дошкольное образование» - Оценка результатов внедрения в практику модели системы муниципального дошкольного образования. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА: проблемы, задачи и пути развития. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАРТА муниципального образования Белогорский район. Повышение профессиональной компетентности кадров. Обеспечение преемственности дошкольного и общего среднего образования.

«Планирование в детском саду» - Планирование образовательной деятельности. Перспективный план на год. Тематическое планирование. Растения. Мы живем в России. Определяет содержание работы. План включает в себя 3 блока. Принципиальные изменения в дошкольном образовании. Календарный план в системе планирования образовательного процесса ДОУ.

«Технологии обучения дошкольников» - Формы работы. Технологии обучения здоровому образу жизни. Познавательно-исследовательская деятельность. Классификация детских игр. Коррекционные технологии. Классификация проектов. Исследовательское обучение. Функции игры. Закаливающие мероприятия. Игровая технология. Особый вид человеческой деятельности.

«Финансирование дошкольного образования» - Совещания. Родительская плата за присмотр и уход за детьми. Средний размер родительской платы. Присмотр и уход за детьми. Состав расходов. Среднемесячный размер платы. Финансирование дошкольного образования. Субвенция. Учредитель. Количество детей. Частные образовательные организации. Расходы. Компенсация родительской платы.

Мастер-класс

на тему «Коррекционные технологии в работе с детьми с нарушением зрения»

Старший воспитатель Чернова Екатерина Юрьевна

Можга, 2015

Цель : повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных коррекционных технологий.

Задачи :

1. Систематизировать коррекционную работу, установить взаимодействие педагогов и специалистов.

2. Расширить знания педагогов по вопросам коррекционных технологий с учетом современных требований.

3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

4. Развить творческий потенциал педагогов.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались на Совет педагогов на тему: «Коррекционные технологии в работе с детьми с нарушением зрения».

На предыдущем Совете педагогов мы решили:

1. Одобрить опыт работы воспитателя подготовительной группы по формированию познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования.

2. Пополнить уголки экспериментирования энциклопедической и художественной литературой. Анализ показал, что в средней группе имеется литература энциклопедического характера «Первая энциклопедия для мальчиков», «Я познаю мир». Воспитатели старшей группы представили богатый дидактический материал: «Камни», «Волшебница вода», «Игры и опыты». В подготовительной группе подобран материал по экспериментированию «Как растет животное?», «Противоположности».

3. Провести конкурс «Лучший мини-огород на окне». По данному решению разработано Положение. Вы с ним ознакомлены.

Спасибо за инициативность в выполнении данных решений.

Сейчас я буду задавать Вам вопросы, если Вы согласны с утверждение – поднимите зеленую сигнальную карточку, если нет – красную.

1. Уверены ли Вы, что качество коррекционно-образовательной работы невозможно повысить без использования инновационных технологий?

2. Считаете ли Вы, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности?

3. Согласны ли Вы с тем, что достаточно использовать только традиционные методы и не включать в работу нетрадиционные методы обучения?

4. Интересно ли Вам узнать, как используются различные нетрадиционные методы для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса?

Судя по вашим ответам, вам интересно узнать о новых формах работы. Именно о них и пойдет речь сегодня.

Сегодня повестка следующая:

    Доклад «Коррекционные технологии как часть комплекса здоровьесберегающих технологий» /Чернова Е.Ю./

    Из опыта работы «Нестандартное спортивное оборудование, как часть здоровьесберегающих технологий в режиме дня» /Григорьева В.В., Стекольщикова Т.А./

    Доклад «Коррекционные технологии как часть комплекса здоровьесберегающих технологий»

Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости». Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью. А как относитесь к своему здоровью Вы, уважаемые коллеги?

Мы уточнили, что путь к здоровью – это и правильное питание, двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15%. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие. В подавляющем большинстве дети страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12%, наследственности принадлежит 18%, условиям среды – 20%, а самый большой вклад – 50-52% - это образ жизни. Как мы видим, «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках.

Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь сегодня.

Усилия работников детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. И регламентируются в законодательных документах. Вспомните, в каких документах.

    Конвенция о правах ребенка

    Федеральный закон от 29.12.12 №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.13 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 6523-16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

    Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000г. №1418

    Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003г. №139

ФГОС ДО впервые выделил раздел «Коррекционная работа», который предусматривает использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения в развитии.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс детского сада компенсирующего вида. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ? Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Существует множество технологий, которые можно выделить в группы:

    технологии сохранения и стимулировании здоровья (ортопедическая гимнастика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика , корригирующая гимнастика);

    те нологии обучения ЗОЖ (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых);

    коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, арттерапия, логоритмика, Су-Джок терапия).

Уважаемые коллеги, а какие технологии чаще всего используете Вы в своей работе? Сегодня мы познакомимся с новыми нетрадиционными технологиями, с ними нас познакомят специалисты.

    «Биоэнергопластика в коррекционной работе с детьми» /Уварова В.И./

    «Су-Джок терапия, как одно из эффективных средств развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения» /Скругина Н.Н./

Спасибо нашим специалистам за подготовленный материал.

В рамках поиска новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей воспитателей старшей группы заинтересовала тема «Использование нестандартного спортивного оборудования как эффективного средства приобщения детей к здоровому образу жизни». Своими наработками они поделятся сегодня с нами.

2. Выступление воспитателей из опыта работы «Нестандартное спортивное оборудование, как часть здоровьесберегающих технологий в режиме дня» /Григорьева В.В., Стекольщикова Т.А./

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Применение в работе коррекционных технологий повышает результативность коррекционно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

3. Деловая игра «Знатоки здоровьесберегающих технологий» /Чернова Е.Ю./

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Сегодня в нашем зале присутствует настоящие знатоки здоровьесберегающих технологий.

1 задание «Заморочки из бочки»

Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет? (3-4 часа)

2. Что необходимо провести в середине образовательной деятельности? (физкультминутку, гимнастику для глаз)

3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет? (2-3 раза в неделю)

4. Сколько времени отводится на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к ОД, личная гигиена?) (не менее 3-4 часов)

5. Какая продолжительность ОД в старшей группе? (не более 25 минут)

6. Сколько минут составляет перерыв между ОД? (не менее 10 минут)

7. Назовите основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)

8. Назовите основные виды закаливающих процедур? (проветривание помещений, физ.занятия, проводимые в легкой одежде, гимнастика после сна, умывание прохладной водой)

Молодцы! Вы справились с заданием. Идем дальше.

2 задание «Волшебный мешочек»

У меня в руках волшебный мешочек. Ваша задача – достать предмет из мешочка и ответить: «Какой вид оздоровления он отражает»

1) фасоль – сухой бассейн для развития мелкой моторики

2) подушечка с травой – фитотерапия

3) диск – музыкотерапия

4) апельсин – ароматерапия

5) бутылочка с соломкой - игры на дыхание

6) щетка - пальчиковая гимнастика

7) цв.карандаши – цветотерапия

Сейчас я попрошу вас разделиться на 2 команды.

3 задание «Разминочная станция»

Найди продолжение пословицы о здоровье:

Команда №1

1) В здоровом теле…. (здоровый дух)

2) Здоровье всему…. (голова)

3) Кто спортом занимается…. (тот силы набирается)

4) Забота о здоровье лучшее (лекарство)

5) Двигайся больше, проживешь…. (дольше)

Команда №2

1) Здоровье в порядке… (спасибо зарядке)

2) Здоровье дороже (денег, богатства)

3) Береги платье снову…. (а здоровье смолоду)

4) Болен лечись, а здоров…. (берегись)

5) Здоровье сгубишь, новое …. (не купишь)

4 задание « Модель здорового ребенка»

Важнейшая задача дошкольного воспитания – это сохранение и укрепление здоровья ребенка. В идеале это воспитание здорового ребенка. Разработайте и представите свою модель здорового ребенка в виде коллажа.

Предлагаю проект решения Совета педагогов:

1. провести открытый просмотр образовательной деятельности с использованием коррекционных технологий.

Отв.: Скругина Н.Н., срок: до 18.03.15г.

2. Провести конкурс «Лучшее нестандартное оборудование» с целью пополнения физкультурных уголков.

Отв.: воспитатели, ст.воспитатель; срок: до 18.03.15г.

3. Организовать выставку стенгазет для родителей «Коррекционные технологии – апробируем дома» с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах использования коррекционных технологий в домашних условиях.

Отв.: воспитатели, срок: до 11.03.15г.

Список литературы

    Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

    «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

    Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – может проводиться в младших отрядах и отрядах среднего возраста. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать вожатый, воспитатель, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, все остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Должно проводиться опытными специалистами- медицинскими работниками. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты ДОУ;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой возрастной группе с учетом группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом и утверждается директором ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

· нахождение детей в облегченной одежде в течение дня;

· проведение утренней гимнастики на свежем воздухе ;

· прогулки на свежем воздухе . При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на территорию ДОУ. В холодное время года (если это санаторий) длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;


· солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят, притопывая по дорожке. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

· В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

· В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

· При карантинном режиме в лагере применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

· введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

· В повседневной работе использование, начиная с младшей группы, схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается, какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности лагеря, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Технологии валеологического просвещения также являются формами организации здоровьесберегающей среды ДОУ. Задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности воспитанников. К таким формам относятся: выпуск радио-газет, газет-молний («Здоровье в твоих руках», «Мы - молоды успешны, здоровы и сильны!», «Мы- молодость страны!»), диспуты для старших отрядов («Вредные привычки: За и Против» и др.), сюжетно-ролевые игры: «Суд над алкоголем», «Курить – здоровью вредить» и т.п..

Еще одной формой является туристский поход, который является адаптивной формой оздоровления детей в условиях ДОУ. Такая форма также будет эффективной и для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время все большую популярность приобретает Адаптивный туризм – туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья – достаточно новый вид адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, оздоровления и социальной интеграции. Многодневный походы на сегодняшний день доступны любому здоровому человеку, для людей же с ограниченными возможностями здоровья туристский поход является серьёзным испытанием. Однако в условиях ДОУ можно разработать разные по сложности походы и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее быстро развивающийся сегодня сегмент индустрии досуга, связанный с участием в активном отдыхе на открытом воздухе – это туризм.

Туризм в организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков во всех проявлениях используется как средство массового оздоровления детей разного возраста в силу его общедоступности. В данном случае в адаптивном туризме большую роль играют туристские походы, так как походы выходного дня. Такой опыт широко используется в практике Всероссийского Детского Центра «Орленок». Методистами, инструкторами по туризму и спорту разработаны и паспортизированы туристские маршруты различной протяженностью и продолжительностью (от нескольких часов до нескольких дней).

В основе туристского похода лежит участие ребенка в коллективных туристских мероприятиях, расширения круга общения, выход за территорию лагеря, выезд за пределы города, психологическая мобилизация, повышения жизненной активности. Чтобы выехать в поход, ребёнку нужно совершить волевые усилия и преодолеть определенный дискомфорт.

Ребенку, подростку предстоит преодолеть определенные трудности, но вместе с тем и испытать романтику походной жизни. Это и устройство палаточного городка, заготовка дров, нахождение чистых источников воды, разведение костра и приготовление на костре пищи, песни у костра под гитару и многое другое. Естественно, что определенная борьба с трудностями формирует у детей и подростков переоценку ценностей, готовность к преодолению трудностей, формирование культуры общения со сверстниками, взрослыми, адаптивные возможности ребенка.

При подготовке к турпоходам следует начинать с самого простого похода выходного дня, продолжительностью в несколько часов поскольку оно является самым массовым видом похода и играет в адаптивном туризме чрезвычайно важную роль, так как в большей степени соответствует целям и задачам двигательной рекреации. В походе выходного дня определяется, может ли ребёнок ходить в походы, какие он нагрузки способен переносить и какой вид туризма для него подходит.

Из личного опыта работы в ООО ДОК «Сигнал» (1998-2000 гг.) хотелось бы отметить, что такие походы (от нескольких часов до одного дня) прекрасно «работают» на формирование корпоративного духа воспитанников лагеря, помогают воспитателям и воспитанникам, а также представителям администрации (директору ДОУ, его заместителям) научиться совместно проживать это увлекательное путешествие, позволяют формировать такие нравственные категории, как взаимовыручка, помощь младшим и слабым, формирование толерантности по отношению друг к другу, формировать трудовые навыки. В таких заранее запланированных в плане-сетке смены походах решаются задачи физического, нравственного, патриотического, экологического, эстетического воспитания. Эти походы могут являться формами перечисленных направлений воспитания: «Экологическая тропа», «Дорогой войны» (по местам боевой славы), «Родной Казачий край» (краеведение), «В горы – за здоровьем» и др.

В походе выходного дня воспитанники овладевают туристскими навыками и умениями, играют, тренируются. Что же касается многодневных походов это уже следующая стадия, именно в этих походах ребёнок испытывает все трудности туристской жизни. Именно после таких походов у ребёнка меняются потребности, мотивации, образ жизни, появляется цель и т.д.

Туристский поход оказывает оздоровительное влияние на организм ребёнка. Неслучайно народная педагогика всегда связывала функционирование внутренних органов и систем человека с природой. Считалось, что отрыв человека от природы приводит к нарушению деятельности организма и различным заболеваниям. Рекреационной медициной доказано, что негативные факторы проживания в городских условиях могут быть компенсированы в естественном природном окружении. Оздоровительным фактором является для ребенка пребывание в лесу, где воздух насыщен фитонцидами и лёгкими аэронами, деревья защищают от жары и ветра. Звуки леса, прохлада чистой родниковой воды, нежные запахи цветов и трав. Эти и другие элементы природы лечат нервную систему ребёнка.

Чистый природный воздух укрепляет здоровье, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Чистый воздух благодаря своим физическим свойствам воздействует на кожу, положительно влияет на чувствительные нервные клетки и дыхательные системы. Через них происходит рефлекторное воздействие на органы и системы сосуду, почки, печень, мозг, кроветворную и эндокринную систему, улучшается обмен веществ.

Аэроны - это фракции газов атмосферы, которые образуются под воздействием космического излучения. Лёгкие аэроионы отрицательной полярности используются как лечебный фактор. Ускоряют заживление ран, снижают болевые ощущения, благоприятно воздействуют на нервную, дыхательную и сердечно сосудистую систему. Таких лёгких аэроинов много в горах.

Фитонциды – это биологические активные вещества, вырабатываемые растениями, их очень хорошо использующие в медицине при лечении при гайморите, при инфекциях и т.д. Помимо бактерицидного действия, фитонциды оказывают стимулирующие действие на иммунную систему. При длительном нахождении в лесу в естественной атмосфере летучих веществ растений повышается жизненный тонус, стимулируются процессы возбуждения и торможения, снижается напряжение нервной системы, снижается проявления психоэмоционального дискомфорта. Сон на свежем воздухе является ещё одним оздоровительным фактором. Лес является одним из идеальных условий для лиц, которые не могут переносить прямые солнечные лучи. В данном случае речь идёт о светолечении, поскольку оказывает стимулирующие влияние, корригирует биоэнергетические процессы, повышает компенсаторные возможности организма. Дозированное и мягкое светолечение оказывает терапевтическое воздействие при сезонных дегрессиях и других неврологических и психических расстройствах.

Но одним из важных элементов оздоровления ребёнка в туристских походах является закаливания организма. Закаливания – это один из мощных способов повышения устойчивости организма к заболеваниям и изменениям внешних метеорологических условий. Постоянное воздействие закаливающего фактора заключается в тренировке терморегуляционных механизмов и приводит к привыканию. В результате закаливания тонизируется нервная и сердечно – сосудистая система, улучшается состав крови, общее состояние организма. Закаливающие процедуры должны быть подчинены следующим принципам – непрерывность, постепенность, комплексность, учёт индивидуальных возможностей организмов. Закаливания воздухом является наиболее простым способом, потому что теплопроводность воздуха очень мала Закаливание водой действует более активно. Длительное воздействие холода приводит к изменению состава крови, увеличение жирового обмена, угнетению углеводного обмена. Одним из оздоровительных факторов туризма является двигательный режим. Влияния двигательного режима на детей с ограниченными возможностями здоровья в туристских походах заключается в том, что на природе начинают двигаться те дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не делают лечебную физическую культуру или её недолюбливают. Поскольку в туристском походе они вынужденными постоянно перемещаться на большие для них расстояния, так как палатка, в которой спит турист, кухня, туалет, умывальник, костёр и т.д. находится на достаточном значительном расстоянии друг от друга. Ходьбу следует подчеркнуть особо, так как она происходит в условиях природы. Ходьба в неторопливом режиме в пересечённой местности считается уникальным оздоровительным и лечебным фактором. Ходьба как никакой другой вид двигательной гимнастики позитивно и мягко влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему и опорно-двигательный аппарат. В туристском походе при двигательных нагрузках и ходьба, происходит активизация мышечной системы, сердца, лёгких и обмена веществ. Активные способы передвижения, регулируемые физические нагрузки, положительные эмоции и другие оздоровительные факторы природы благотворно сказываются на здоровье ребёнка и его работоспособности. После туристского похода участники отмечают бодрость уверенность оптимизм.

Исходя из всего сказанного, можно отметить, что используя различные формы здоровьесберегащей работы в ДОУ, воспитатель может решать следующие задачи:

Воспитание терпения, смелости, выносливости, любознательность;

Развитие творческих способностей;

Формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка;

Поддержание гармонического физического и функционального развития;

Развитие двигательных умений и навыков;

Закаливание организма и привитие гигиенических навыков;

Выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности; - расширение кругозора и формирование мировоззренческих взглядов;

Адаптация и интеграция в социальную жизнь ДОУ.

Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе ДОУ, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития детей.

С точки зрения современных подходов в педагогике здоровьесбережения, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

· принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

· принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

· принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

· принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Наталья Филиппова
Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий :

1. Артикуляционная гимнастика

2. Технологии музыкального воздействия;

3. Сказкотерапия;

4. Логоритмика;

5. Цветотерапия;

6. Арт-терапия.

1. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения,помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми , имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

2. Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий , для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

3. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы . Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми . Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми

4. Логоритмика. Логоритмика включает в себя такие формы работы , которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи : ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов : недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

5. Цветотерапия. Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе мы применяем упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. С помощью дидактической методики «Разноцветные странички» мы диагностируем эмоциональное отношение ребенка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка. Игра «Цветные феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Разноцветных недель» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Сухой дождь» , «Коврик настроений» , «Зажги радугу» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей.

6. Арт- терапия. Арт –терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.) . В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий : изотерапия (рисуночная терапия, фототерапия (творческие занятия фотографией, песочная терапия. Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк : акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы , постепенно переходя к более сложным.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.