Параметры катушка зажигания для бензопил. Регулировка зажигания на бензопиле. Как выставить зажигание

Отдельный класс цепных пил в качестве силового агрегата использует бензиновые двигатели. Они обязательно оборудуются системой зажигания, отвечающей за своевременное воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах посредством электрического разряда, пробивающего пространство между электродами свечей. От того, в какой момент возникает искра, зависит правильность работы мотора. Проверке технического состояния системы зажигания приобретенной бензиновой пилы следует уделить особое внимание. В специализированных магазинах оборудование продается в работоспособном виде, но если настройка оказалась сбитой, выставить зажигание на бензопиле можно и самостоятельно.

Стандартная система зажигания карбюраторного мотора состоит из:

  • магнето;
  • свечи зажигания;
  • электрокабеля, соединяющего их между собой;
  • клавиши отключения двигателя.

Схема зажигания бензопилы «Урал»

Магнето представляет собой вид генератора переменного тока, который снабжает электроэнергией свечи зажигания . Он состоит из неподвижной обмотки катушки индуктивности и постоянного магнита, закрепленного на маховике, вращающемся вместе с коленвалом бензинового мотора. Движущееся магнитное поле создает в низковольтной обмотке электродвижущую силу, которая преобразуется трансформатором в напряжение с потенциалом, достаточным для получения искры.

У контактных магнето первый вывод высоковольтной обмотки подключен к свече зажигания, а второй через механический выключатель – на землю. В определенный момент специальный элемент конструкции разводит контакты, что приводит к резкому повышению напряжения в сети и проскоку искры в межэлектродном пространстве свечи.

Для предотвращения перегрева и окисления контактов прерывателя в электрическую схему подключается конденсатор.

бесконтактным магнето основана на работе управляющей катушки, играющей роль регулятора подачи напряжения. В электронный блок входят также диод, конденсатор и тиристор, пропускающий ток с напряжением определенной величины. При его открытии конденсатор интенсивно разряжается, образуя ток в витках первичной обмотки, который индуктируется в высоковольтное напряжение, дающее пробой на свече зажигания, установленной в цилиндре. Электрическая сеть работает в импульсном режиме в такт с поворотом коленчатого вала и поступательным движением цилиндров.

Угол опережения зажигания

Механическое устройство и заводская установка магнето обеспечивают совпадение времени разряда свечи с оптимальным положением движущегося поршня. Для четырехтактных бензиновых двигателей проскок искры должен происходить еще до прихода поршня в верхнюю мертвую точку — это объясняется тем, что процесс полного возгорания топливовоздушной смеси занимает определенное время. Скорость движения деталей двигателя сопоставима со скоростью воспламенения топлива, поэтому поршень с момента проскока искры до момента создания горящими газами экстремально высокого давления успевает пройти некоторый путь.

Для каждого двигателя существует угол опережения зажигания . Он равен выраженному в градусах повороту кривошипа с момента пробоя в межэлектродном пространстве свечи зажигания до момента, когда поршень окажется в верхней мертвой точке. Этот показатель зависит от многих параметров, включая конструктивные особенности двигателя и свойства топливной смеси.

На практике при массовом изготовлении двигателя на заводе индивидуальная регулировка зажигания каждого изделия не производится, а выставляются соответствующие метки на вращающихся деталях, которые должны быть совмещены при монтаже.

В каких случаях требуется настройка зажигания? Существуют основные симптомы сбоя в работе системы:

  • не заводится двигатель;
  • мотор работает, но с заметными перебоями;
  • наблюдается снижение мощности инструмента.

В этих случаях не следует торопиться обращаться в сервисный центр. Попробуйте сначала отрегулировать зажигание самостоятельно.

Порядок проверки и настройки правильной работы двигателя

Наиболее уязвимым элементом карбюраторного двигателя является свеча. Она же позволяет судить о вероятных причинах неисправности отдельных агрегатов бензинового мотора. Рекомендуется следующий порядок действий.


Катушка зажигания бензопилы

В процессе установки на двигатель нового электрического модуля следует настроить зазор магнето . Оптимальное расстояние между маховиком и катушкой зажигания составляет для большинства бензопил 0,2-0,4 мм.

Зазор между магнето и маховиком

При столь малом зазоре использовать для прямого измерения доступный измерительный инструмент не удастся. На практике для пилы Хускварна применяют шаблон в виде прокладки , вырезанной из тонкого и гибкого листового материала необходимой толщины. Его зажимают в пространстве между маховиком и катушкой при ее установке, а затем вытягивают наружу.

Чтобы не требовалось прибегать к регулировке зажигания, эксплуатируйте инструмент аккуратно, избегая ударов. В частности, это касается бензопил с электронными чипами в системе зажигания, так как они очень чувствительны к механическим повреждениям.

Современная электроника произвела революцию в мире во многих вещах. Даже инструменты, такие как цепные пилы были затронуты высокими технологиями. Сегодняшние пилы легкие и мощные. Электронные системы зажигания являются одним из наиболее значимых факторов в этой эволюции. Ниже представлены интересные материалы о таком важном компоненте бензопилы, как катушка зажигания.

Системы зажигания бензопилы

Не слишком много лет назад, системы зажигания, используемые в профессиональных пилах были кулачковые. Они были тяжелыми, сложными, дорогими и склонны к всевозможным проблемам - особенно в дождливые дни. Даже когда у пилы "была искра," она часто трудно запускалась. Некоторые пилы едва производили достаточно энергии, чтобы дать вспышку на частоте вращения коленчатого вала. И постоянное дерганье ручки стартера было нормой.

Сегодняшние системы являются небольшими, легкими, и прочными. По сравнению с ранними системами зажигания они почти безотказны. Современная катушка является профессиональной и практически всегда служит весь срок службы бензопилы. В то время как изменения в системах зажигания были капитальными, иногда могут встречаться проблемы в работе. Часто эти проблемы легко исправить самому и не требуют поездки в мастерскую за дорогим ремонтом.

На что обращать внимание, когда затруднен запуск двигателя?

Когда возникли проблемы зажигания, один из первых пунктов на предмет инспекции является - свеча зажигания. Обратите внимание на повреждения керамического изолятора или признаки износа на электроде. Если свеча имеет съемный колпак, убедитесь, что он прилегает туго.

Далее, посмотрите на провода ведущие от катушки, нет ли на них обрыва или повреждения изоляции. Вибрация двигателя может привести провода к трению друг о друга или другого компонента. При трении страдает, даже самая прочная изоляция.

Другие проблемы возникают, когда провода проходят между частями антивибрационной системы пилы. Постоянные изгибы и растяжения в конечном итоге могут привести к их разрушению. Иногда эти обрывы не являются очевидными, потому что они происходят внутри изоляции. Обрыв иногда трудно найти, потому что провод внешне может выглядеть идеально.

Провод свечи зажигания, также, должен быть проверен. Иногда колпак свечки провода зажигания может вызывать проблемы. Видимым знаком проблемы является коричневый или жженый остаток на внешней керамики свечи зажигания. Это признак того, что искра гуляет вдоль внешней керамической обмотки свечи зажигания. В это время пила может работать, но работа будет неустойчива и будут гулять токи.

В системе зажигания пилы часто выходят из строя тумблеры выключения, их можно проверить. Отсоедините провода выключателя от модуля и проверьте зажигание. Иногда переключатель заставляет его быть постоянно "выключенным." Если у вас есть искра после отключения выключателя, замените его и протестируйте пилу.

Постоянно проверяйте провода, они должны быть не в натяг и не переломлены, а также провода не должны плотно касаться вибрирующих деталей.

Проблемы с модулями зажигания цепных пил

Модули зажигания и катушки иногда терпят поломки. Когда все остальное проверено, подозрения на них. Когда они выходят из строя, одно из двух, как правило происходит. Очевидный симптом нет искры. Единственное, что вы можете сделать, это заменить модуль на новый - или еще лучше - попробовать поменять его с используемой пилы. Если искра после замены модулей не появилась, видимо, вы что-то пропустили.

Замена модуля является единственным надежным способом проверить искру. Всякого рода тестеры, как показывает практика, неправдивы. Единственный надежный тест - замена катушки. Другой симптом, который указывает на плохой электронный модуль или катушку является искра, которая становится слабой, когда пила становится горячей. Если пила не запускается после дозаправки, скорее всего, тепло двигателя ликвидировало искру. Слабая катушка зажигания иногда способна давать достаточную искру для запуска и работы пилы, пока она как следует не прогреется. Когда пила и катушка соответственно нагреются, сопротивление транзистора возрастает и искра становится слабой. Симптомы: пила запускается и работают хорошо в магазине, к примеру, но на работе пила умирает и не запускается, не остынет. Магазину бывает трудно доказать данную неисправность.

Также имеет смысл при данных условиях, после перегрева не запускается, попробовать открутить и закрутить крышку бака - выпустив скопившиеся топливные газы. Если пила после этого начнет запускаться, додумаете сами.

Замена деталей системы зажигания бензопилы

Некоторые ранние системы электронного зажигания состояли из двух частей - модуля запуска и катушки. Сегодня они объединены в одной части. На пилах с двойными системами зажигания, модуль триггер может быть заменен без замены катушки. Это легкая работа, как триггер обычно устанавливается с парой винтов. При замене этой части, просто удалите старый модуль и установите новый на его место. Просто убедитесь, что новый модуль имеет хорошую основу. Если вы заметили какие-либо коррозии на монтажных соединениях или если винты не были плотно затянуты, это может быть вашей проблемой зажигания. Модули должны быть хорошо соединены.

Замена катушки является немного более трудным. Катушка зажигания монтируется в корпусе вентилятора рядом с маховиком. Модуль соприкасаясь с магнитным полем магнето маховика, производит энергию для искры и содержит ссылку на опережения зажигания. При замене катушки, удалите старую катушку и осмотрите её. Ищите повреждения от соприкосновения с маховиком. Контакт между катушкой и маховика может быть вызван ослаблением винтов крепления или износа главного подшипника коленчатого вала.

Даже если вы не видите никаких повреждений, проверьте подшипник коленчатого вала. Если вы чувствуете движение и люфт в этом подшипнике, замените подшипник. Также осмотрите маховик. Если все выглядит хорошо, установите новую катушку. Основание катушки должны быть установлено около 1 - 1.5 мм над магнитами на маховике. Если у вас нет лепестков, попробуйте использовать визитную карточку или кусок пачки сигарет в качестве проставки. Поверните маховик, чтобы магниты встали напротив катушки. С прокладкой на месте, затяните крепежные винты катушки удалите прокладку.

Особенности современных электронных систем зажигания

Двигатели ДВС устанавливаются не только на автомобили или мотоциклы. Их широко применяют и в различных инструментах, например, таких как бензопила или триммер. В случае их неисправности, плохого пуска, часто достаточно бывает установить правильный зазор между маховиком и катушкой зажигания.

Про бензопилу и ее неработоспособность

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Бензопила – установка сама по себе не такая уж и сложная. Но иметь самое малое начальные знания крайне важно, чтобы найти и устранить какой-либо дефект.

Современная электроника настолько прогрессировала, что произвела революцию и в мире инструментов. Пилы наших дней легки и одновременно мощны, оснащаются электронными системами зажигания ЭСЗ.

Не так давно системы зажигания пил были кулачковые. Это несло в себя массу недостатков: тяжесть, сложность, дороговизна и многое другое. А самый главный недостаток архаичной системы зажигания – трудность завода. Некоторые системы моделей пил вообще не могли выработать искру, достаточную для вспышки на частоте вращения коленвала.

Современные системы почти безотказны. Модели пил легки и прочны, катушка выполнена более профессионально и отслуживает свой срок практически безотказно. Однако встречаются и проблемы, но их в большинстве случаях можно бывает исправить своими силами.

Рассмотрим основные виды неисправности бензопил, связанные с маховиком и системой зажигания.

Как правило, самый распространенный недуг современных бензопил, подразумевает отсутствие подающей искры. Это же напрямую зависит от сдвига просвета (зазора) между бабиной и маховиком.

Распространенные сбои установки всегда связаны бывают с ДВС. Проблемы возникают в системе воспламенения горючего, модуле поступления топлива, во внутренних элементах самого двигателя.

Что касается других узлов бензопилы, то неисправности там возникают, как правило, из-за отказов механизма тормоза, плохой работы смазки и т.д.

Если сложности запуска связаны бывают с двигателем, то чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • мотор не развивает необходимой мощи;
  • не запускается вообще;
  • запускается, но быстро глохнет;
  • функционирует неустойчиво.

Модуль зажигания

Неработоспособность СЗ бензопилы – самая распространенная причина, из-за которой двигатель инструмента не запускается. Рекомендуется в большинстве случаях начинать поиск неполадки именно отсюда.

Вот, что надо сделать:

  • в первую очередь тщательно проверить свечу зажигания, аккуратно скинув бронепровод с головки и выкрутив свечу из гнезда с помощью спецключа;
  • второе – это проверка подачи искры с помощью дерганий стартера при надетом на свечу колпачке бронепровода;
  • проверка зазора – основная тема нашей статьи (подробнее ниже).

Итак, о неисправности свечи зажигания будет явно свидетельствовать ее мокрота. Влажное искровое устройство для воспламенения топливно-воздушной смеси говорит о том, что в системе переизбыток горючего, неправильно настроен карбюратор или есть неполадки в СЗ.

Проверяется свеча только после просушки. Т.е., ее надо хорошенько прочистить салфеткой, осушить внутренности ДВС, закупорить подачу, а после завести пару раз стартер, чтобы вышли излишки горючей смеси.

Затем искровое устройство ставится на место, и заново все проверяется.

Вообще, искровое устройство может многое рассказать о всей системе зажигания. Если на свече наблюдается черный нагар, то это свидетельствует о нарушениях в коммуникациях подачи бензиновой смеси. Здесь либо нарушилось соотношение бензина и масла, либо требуется перенастройка карбюратора. В некоторых случаях такое бывает и по причине некачественного масла.

Грязная свеча очищается от черного нагара иголкой или каким-либо другим острым предметом. Затем осуществляется прочистка наждачной бумагой (нулевкой) электрода, пока не появится металлический блеск. Искровое устройство возвращается на место, заново все проверяется.

Следующий этап: проверка искроподачи. Юбка искрового устройства подводится к цилиндру, стартер запускается. Если проскакивает голубоватая искра на расстоянии 2-3 мм, все нормально. Дистанция искры в 0,5-1 мм уже рассматривается, как неисправность. Может искры вообще не быть, и это тоже большая проблема. Возможно тут дело в обрыве провода.

И вот мы подошли к теме нашей статьи. Бензопила может не запускаться по причине нарушения зазора между зажиганием и магнето маховика. Этот самый зазор должен быть в пределах 0,2 мм. Проверяется очень просто: специальная прокладка помещается между маховиком и бабиной. Если заходит нормально, не слишком свободно и туго, то зазор нормальный.

Сам маховик пил бывает круглым, и проверка зазора обычным щупом невозможна. Зазор квалифицированнее было бы ставить по спецшаблону, однако его не всегда удается приобрести. Да и покупать шаблон, стоящий недешево, для 1-разового применения может позволить себе не каждый.

Однако взамен забугорного шаблона можно воспользоваться вырезанной полоской от пластиковой емкости на 1-2 литра из-под сока.

Самодельный шаблон ставится так:

  • болты фиксации зажигания ослабляются;
  • между маховиком и бабиной вдевается пластина;
  • болты затягиваются.

Как проверить магнето бензопилы

Магнето, бабина, модуль – это катушка зажигания. Она может совершенно не иметь отношения к сбоям инструмента, а причина скрываться только в зазоре или в другом. Но в некоторых случаях именно она и становится фактором нарушения.

Чтобы проверить саму бабину, следует также, как и в вышеописанном случае, воспользоваться путем исключения составляющх из цепочки. Или другими словами:

  • оценить визуально состояние корпуса бабины на наличие трещин и других видимых дефектов;
  • проверить чистоту тококоммуникаций различных узлов и элементов;
  • диагностировать изоляцию и исправность бронепроводки, надежность фиксации креплений, отсутствие ржавчины и т.п;
  • оценить визуально состояние колпачка искрового устройства;
  • проверка исправности свечи;
  • диагностика выключателя цепи, что особенно актуально для бензопил китайского производства.

Опять же, как и в вышеописанном случае, из этой цепочки исключаются те или иные пункты, тем самым, находится причина неполадки.

Сама бабина исследуется так.

  • Измеряется сопротивление магнето. Однако этот вариант не всегда применим, так как нужно в первую очередь знать параметры сопротивления. Кроме того, для формирования требуемого ВВ импульса, необходимо отделить показатели различных полупроводниковых элементов. Признаком неполадки, как правило, выступает прозвон цепи через ВВ провод и минус. Должно показать либо «разрыв цепи», либо большое сопротивление.
  • Проверку удастся осуществить так – воспользоваться прибором, осуществляющим проверку наличия искры. Устанавливается он в разрыв цепи между ВВ проводом бабины и свечами. Недостаток этого способа заключается в том, что прибор такой очень дорогой, применяется большей частью в серьезных ремонтных сервисах.
  • «Дедовский» способ проверки, который позволит сэкономить на дорогостоящем приборе. Применяется на свой страх и риск, когда нет других выходов. Способ проверки сводится к тому, что со свечи скидывается колпачок, в него вставляется гвоздик. Заново вдевается свеча. Гвоздик должен располагаться на расстоянии 6-7 мм от цилиндра. Бензопила запускается. Исследуется искра: она должна быть ярко-синего цвета, если нет, то это признак неполадки бабины.

«Дедовский» способ проверки бабины имеет много недостатков. В первую очередь это касается электроузлов в системе, которые легко могут испортиться. Дистанция промеж цилиндра и гвоздика может отличаться в зависимости от разных моделей инструмента.

Что касается настройки магнето, то сводится она к исследованию проточки на маховике. УОЗ у большей части нынешних моделей пил регулировать не нужно. Но определить его экспозицию удается только по углу между меткой после проточки на маховике и магнитов, установленных, опять же, на маховике.

Грамотно и точно выставить зазор между магнето и маховиком – вот что важнее.

Следует знать, что бабина на системах бензопил устанавливается в фюзеляже вентилятора возле маховика. Катушка, соприкасаясь с магнитполем маховика, производит энергию для искры.

Замену самой катушки осуществить будет намного сложнее, так как место инсталляции чересчур неудобное. Установка новой бабины должна быть проведена так, чтобы основание катушки находилось на расстоянии 1-1,5 мм над магнитами маховика.

Относят к классу унифицированных бесконтактных магнето. Конструктивно он выполнен в виде брикета из отвержденного прозрачного эпоксидного компаунда, которым залит узел, включающий в себя большинство деталей блока.

Система зажигания двигателя включает в себя магнето маховичного типа, провод высокого напряжения, свечу зажигания и кнопку выключения зажигания. Контактное магнето (рис. 4.6, а) состоит из постоянных магнитов, закрепленных в ободе маховика, и основания, на котором смонтированы катушки зажигания, прерыватель и конденсатор. Катушка зажигания состоит из сердечника 5 и намотанных на него первичной 4 и вторичной 6 обмоток трансформатора.
Прерыватель включен последовательно с первичной обмоткой катушки зажигания. Контакты прерывателя размыкаются с помощью кулачка на коленчатом валу. Основание магнето установлено в левой половине картера на двух шпильках с гайками. Свеча зажигания состоит из корпуса, бокового и центрального электродов и изолятора. Кнопка выключения зажигания соединена последовательно с первичной обмоткой катушки зажигания. Магниты, установленные на маховике, создают магнитное поле, которое пересекает обмотка катушки зажигания. При замкнутых контактах в первичной обмотке индуктируется ток низкого напряжения, при их размыкании магнитное поле исчезает, что вызывает индуктирование электродвижущей силы (ЭДС) во вторичной обмотке. Индуктируемый ток высокого напряжения поступает к свече зажигания и образует электрическую искру между электродами свечи.

Отрегулирована так, что искра появляется в тот момент, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки на 3.. .4 мм, или на угол 28°" по окружности вращения коленчатого вала, называемый углом опережения зажигания.
На двигатель мотопил МП-5 «Урал-2 Электрон» и «Тайга-214-Электрон» устанавливают бесконтактные электронные магнето (рис. 4.6, б), не имеющие механического контактного прерывателя. Основной принцип работы такой же, как и контактного.

Индуктирование тока происходит с помощью высоковольтного трансформатора, который принципиально не отличается от трансформатора контактного магнето. Первичная обмотка трансформатора соединена последовательно через зарядную обмотку, диод с конденсатором и через обмотку управления с тиристором. Тиристор пропускает электрический ток (открывается) только в том случае, когда на его управляющий электрод подается электрический потенциал определенной величины.

При открытии тиристора (когда он становится проводником) конденсатор через первичную цепь разряжается на массу, через первичную обмотку проходит значительный импульс тока и во вторичной обмотке индуктируется высокое напряжение, создающее искру зажигания на свече. Таким образом, управляющая обмотка и тиристор выполняют функции бесконтактного прерывателя, который не имеет трущихся частей и механического износа.

Принцип работы бесконтактной системы зажигания

При вращении коленчатого вала двигателя датчик-распределитель формирует импульсы напряжения и передает их на транзисторный коммутатор. Коммутатор создает импульсы тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

В момент прерывания тока индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания.
Ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя. В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения подается по проводам высокого напряжения на свечи зажигания. Свечи зажигания осуществляют воспламенение топливно-воздушной смеси.
При увеличении оборотов коленчатого вала регулирование угла опережения зажигания осуществляется центробежным регулятором опережения зажигания.

При изменении нагрузки на двигатель регулирование угла опережения зажигания производит вакуумный регулятор опережения зажигания.

Ремонт электронного "Дружба"

Несмотря на широкое распространение импортных бензопил, у населения, особенно в сельских районах, находится в пользовании еще много отечественных аппаратов " " и "Урал". И у той, и у другой пилы есть общий недостаток, с которым пришлось столкнуться и мне, - недолговечность электронного блока зажигания. Проблема эта не нова - см. статью П. Иванова "Ремонт блока " в "Радио", 2003, № 2, с. 45. В настоящее время купить блок несложно, но стоит он дорого, а служит недолго. Я решил заняться разработкой собственной конструкции, которую и предлагаю Вашему вниманию.

В отличие от упомянутого выше блок зажигания не содержит выносных элементов и целиком вмещается в исходные габариты заводского блока. Плату старого блока надо удалить.

Схема блока представлена на рис. 1. Катушка генератора L1, катушка зажигания (высоковольтный трансформатор) Т1, конденсатор С1, индукционный датчик импульсов зажигания L2 и дюралюминиевое основание использованы от старого блока зажигания. Остальные элементы - вновь вводимые.
Рис. 1 Принципиальная схема устройства

При вращении маховика генераторная катушка L1 вырабатывает переменный ток, который после выпрямления диодным мостом VD1-VD4 заряжает конденсатор С1. При определенном положении маховика на выводах катушки датчика L2 появляется короткий импульс положительной полярности, который, пройдя через диод VD5 и токоограничительный резистор R1, открывает тринистор VS1. Конденсатор С1 разряжается через открытый тринистор и первичную обмотку катушки зажигания Т1. Ее вторичная обмотка формирует импульс высокого напряжения, подаваемый далее на свечу зажигания.

На транзисторе VT1, резисторе R2 и стабилитроне VD6 собран ограничитель амплитуды открывающего импульса. Пока напряжение на управляющем электроде тринистора VS1 не превышает напряжения стабилизации стабилитрона VD6, транзистор VT1 закрыт и не оказывает влияния на цепь управляющего электрода. При открывании стабилитрона VD6 через него и резистор R2 начинает протекать ток. На резисторе R2 возникает напряжение, которое приоткрывает транзистор VT1, шунтирующий цепь управляющего электрода тринистора VS1. В результате амплитуда импульса ограничивается на уровне около 4 В при указанном на схеме стабилитроне. Этого напряжения достаточно для уверенного открывания тринистора.

Чтобы описываемая конструкция вмещалась в габариты заводского блока зажигания, необходимо доработать тринистор. Для уменьшения его длины укорочен резьбовой хвостовик (оставлены 1-2 нитки резьбы), катодный и управляющий выводы также укорочены до длины 4...5 мм. Перед тем как укоротить вывод, его нужно сжать в двух местах вблизи корпуса бокорезами с затупленными режущими кромками. Затем выше этих мест вывод откусывают и опаивают срез припоем.

Сжимать вывод можно не ближе 2 мм от корпуса тринистора, в противном случае растрескивается изолятор. Это сжатие нужно для увеличения площади контакта между внутренним проводником, идущим от кристалла, и внешним выводом тринистора.

Монтаж блока ведут жестким медным проводом диаметром 0,4-0,45 мм в виниловой изоляции. Диоды VD1 - VD4 собраны вплотную в блок и их выводы спаяны таким образом, чтобы с одной стороны блока получились выводы переменного тока, а с другой - постоянного. Транзистор крепят винтом, которым была закреплена заводская плата. Под транзистор помещают лепесток, к которому припаивают выводы, соединяемые с корпусом. Резисторы, диод VD5 и стабилитрон VD6 распаивают на выводах транзистора VT1 навесным монтажом.

Конденсатор С1 располагают на прежнем месте, в этом же отсеке помещают мост VD1-VD4. Провода от катушки L1 к мосту - гибкие, такого же сечения. Провод, идущий к аноду тринистора, припаивают к его корпусу. До заливки компаундом тринистор удерживается "на весу" на жестких проводах таким образом, что не выступает за габариты блока, и между корпусом тринистора и дюралюминиевым основанием генератора остается зазор около 2 мм. Собранный блок после проверки на работоспособность заливают эпоксидным компаундом, следя за тем, чтобы близкие к краям части всех элементов и корпус тринистора были покрыты слоем компаунда. После затвердевания компаунда тринистор оказывается жестко закрепленным на основании генератора. Вид готового блока показан на рис. 2.
Рис. 2 Вид готового блока

При установке блока в бензопилу, возможно, потребуется корректировка угла опережения зажигания. На практике чаще приходилось устанавливать более раннее относительно заводской метки. Если планируется устанавливать блок в бензопилу "Урал", перед сборкой нужно удалить часть посадочного выступа с тыльной стороны основания, окрашенную на рис. 3 синим цветом, заподлицо с плоскостью основания. Под оставшиеся части выступа при установке блока на место желательно подложить прокладки из теплоизоляционного материала, например асбестокартона, толщиной не более 0,5 мм. При большей толщине маховик, возможно, будет задевать детали блока. Прокладки нужны потому, что "Урал" предусмотрена установка блока электронного зажигания непосредственно на стенку картера двигателя, которая при длительной работе сильно нагревается.

Рис. 3 Обратная сторона детали

В вышеописанном блоке вместо указанных на схеме можно использовать диоды КД105Г, КД209 с любым буквенным индексом, а также другие подходящие по габаритам с обратным напряжением не менее 400 В и средним прямым током не менее 0,3 А. Стабилитрон КС133А заменим на КС 139, КС 147, КС 156 с буквенными индексами А, В, Г или их импортные аналоги, при условии, что сумма напряжения стабилизации стабилитрона VD6 и напряжения иБЭ транзистора VT1 не превышает допустимого напряжения на управляющем выводе тринистора. Тринистор КУ202Н можно заменить на КУ202М, КУ205В, КУ205Г. Не следует использовать тринисторы в пластмассовом корпусе из-за их недостаточной стойкости к перегреванию.

В заключение добавлю, что по представленному описанию было собрано более 20 блоков и они долго и надежно работают. Блок, собранный мной и установленный 6 лет назад на мою бензопилу, ни разу не отказал.

Правильная установка зажигания на бензопилу

Для установки электронного зажигания на двигатели Ш50-Ш58 нам нужно:

1.Заряжающая катушка от

2.Коммутатор по схеме Лукича,схема коммутатора ниже

Детали:Тиристор 2P4M или BT151,все диоды,(кроме помеченного точкой)- 1N4007, можно 1N4006.(1000-800В. 1 А.). Меченый (точкой) -1N5406, можно(1N5407). С1- типа К73-17, 1мкр на 630В, я ставлю импортные 105K 630V S130 MPE.Конструкции коммутатора- любая, желательно готовый блок залить лаком.

Я делал платы и под маховик и выносной в бардачке работают и те и другие главное не располагать близко к бобине.

3.Бобина можно использовать с той же бензопилы или оставить штатную Б300 работает и с той и той проверено. Один из вариантов печатной платы можна скачать здесь.

Теперь ставим зажигание на мопед,снимаем маховик, снимаем зажигание удаляем все кроме световой катушки, ставим заряжающую катушку от бензопилы на место штатной,если коммутатор будет под маховиком прикручуем и плату коммутатора между заряжающей катушкой и световой,если коммутатор выносной просто припаяем провод и выводим наружу(мне попадались катушки только с одним выводом,у кого будем с двумя то начало нужно соединить с корпусом)

Соединяем все таким образом 1-й контакт по схеме с заряжающей катушкой 2-й на массу,3-й на бобину,4-й масса. Все если все исправно и вы нигде не накосячили искра будет 100% Выставляем опережение 2.8мм до ВМТ и в путь.

Блок зажигания указанных относят к классу унифицированных бесконтактных магнето. Конструктивно он выполнен в виде брикета из отвержденного прозрачного эпоксидного компаунда, которым залит узел, включающий в себя большинство деталей блока.
После описанного ниже ремонта блок станет тринисторно-конденсаторным. Его схема широко известна (см. рис. 1.). От прежнего блока использованы высоковольтный трансформатор Т1, генераторная катушка L1, катушка - датчик зажигания L2 и конденсатор С1.

При вращении маховика с магнитами в катушке L1 индуцируется переменный ток напряжением около 400В. Его выпрямляют диоды VD1, VD2. Пульсирующее напряжение заряжает конденсатор С1. В определенный момент периода вращения маховика в датчике L2 появляется импульс тока, который, пройдя через диод VD3, открывает тринистор VS1.

В результате через первичную обмотку катушки зажигания Т1 протекает разрядный импульс тока конденсатора С1, а во вторичной - возникает импульс высокого напряжения, вызывающий искровой разряд в запальной свече в цилиндре двигателя.
Используемые детали прежнего блока демонтировать не требуется - они остаются на своих местах. Нужно только освободить их выводы от компаунда. Это сделать несложно, так как компаунд прозрачный и не слишком жесткий, но работать следует очень аккуратно, чтобы не повредить выводы и их изоляцию.

Диоды VD1 и VD2 припаивают непосредственно к освободившимся выводам таким образом, чтобы после установки на место маховика он не задевал за детали и проводники. Тринистор VS1 и стабилитрон устанавливают на небольшой планке из стеклотекстолита или гетинакса и помещают ее в прочную коробку подходящих размеров. Коробку крепят винтами на корпусе и соединяют с блоком тремя проводами в надежной изоляции. Провода пропускают в три отверстия диаметром 4 мм, которые нужно просверлить в корпусе двигателя вблизи блока зажигания.

Экспериментами установлено, что тринисторы КУ202Н устойчиво работают в зимних условиях при температуре вплоть до -40 °С. Стабилитрон Д815А можно заменить на Д815Б или Д815В. Диоды - любые из серии КД105 или другие на прямой ток и обратное напряжение не менее 100 мА и 400В соответственно.
Если потребовалось заменить конденсатор С1, то вместо него подойдет любой бумажный или пленочный емкостью 0,5...1 мкФ на напряжение не менее 600В. Налаживания блок не требует.

Система зажигания бензопилы представляет собой ряд деталей, которые образуют искру при запуске двигателя инструмента. В большинстве случае система зажигания – это достаточно надежный узел, однако иногда, по разным причинам, некоторые его детали выходят из строя. Давайте изучим особенности ремонта и регулировки основных элементов системы зажигания бензопилы.

Устройство и принцип работы системы зажигания бензопилы

Система зажигания современных бензопил состоит из перечня важных деталей. Основными элементами конструкции являются:

  • Свеча зажигания;
  • Маховик-магнето;
  • Проводка;
  • Кнопка включения.

В устройство системы зажигания также входит катушка зажигания, прерыватель и конденсатор. Катушка отвечает за включение сердечника и обмотку трансформатора. Свечи в конструкции узлов состоят из бокового и центрального электродов, внешнего корпуса и изолятора.

Прерыватель и обмотка катушки в конструкции соединяются последовательно. Выключение прерывателя происходит за счет наличия кулачка на коленчатом валу бензопилы. Магнето системы зажигания расположено слева от картера и крепится посредством гайки и двух шпилек.

В процессе запуска бензопилы при помощи магнитов маховика образуется магнитное поле, которое пересекает катушку. При условии, что контакты первичной обмотки находятся в замкнутом состоянии, в системе зажигания образуется слабый ток. Если контакты находятся в разомкнутом состоянии, то магнитное поле не образуется, что приводит к появлению высокого напряжения во вторичной обмотке. Впоследствии ток подается на свечу, которая поджигает топливо для запуска бензопилы.

Как выставить зажигание на бензопиле?

Довольно часто владельцы бензопил сталкиваются с проблемой, при которой двигатель инструмента не запускается. Одной из основных причин этой поломки служит неисправность системы зажигания, а именно – сбой заводских настроек узла.

В первую очередь владельцу пилы потребуется отвернуть защитный резиновый колпачок и проверить свечу под ним. Вполне возможно, что ее заливает маслом, которое препятствует попаданию подаче тока на свечу. В таких случаях проблема кроется не в системе зажигания, а в топливной системе, а именно – в разгерметизации каналов.

Однако, если свеча полностью сухая, значит, может потребоваться установка зажигания на бензопиле. Для этого нужно открутить свечу и демонтировать защитную крышку. После этого необходимо измерить зазор между маховиком и катушкой зажигания. В инструкции к каждой из моделей бензопил указан оптимальный зазор между этими элементами. В большинстве случаев он составляет от 0,2 до 0,4 мм. Так как маховик инструмента имеет круглую форму, то применить автомобильный щуп для регулировки зазора не удастся. Лучше всего использовать для этой цели специальный шаблон в виде прокладки. Однако найти его не так просто. Поэтому многие специалисты советуют использовать в качестве шаблона вырезанную полоску от пластиковой бутылки.

Регулировка зажигания бензопилы выполняется достаточно просто;

  1. Для начала ослабьте болты, фиксирующие элементы системы зажигания;
  2. Установите пластину от пластиковой бутылки между катушкой и маховиком;
  3. Затяните болты до конца.


Чтобы не прибегать к частой регулировке системы зажигания, следует обращаться с бензопилой как можно аккуратней. Постарайтесь исключить удары инструмента о дерево, особенно, той стороной инструмента, где расположены элементы узла. Особенно, если в конструкцию вашей бензопилы входит электронное зажигание.

Как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром?

Точно определить поломку системы зажигания бензопилы поможет специальный прибор – мультиметр. Он даст возможность определить, есть ли пробои катушки и других элементов узла. Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Для начала потребуется выставить мультиметр так, чтобы стрелка прибора располагалась на отметке в 200 Ом;
  2. После этого нужно открыть инструкцию по эксплуатации бензопилы и изучить указанное там оптимальное сопротивление для первичной обмотки катушки зажигания. Как правило, этот показатель колеблется в пределах от 3 до 5 Ом;
  3. Далее нужно подключить к прибору первичную катушку зажигания. Если показатели этой части катушки находятся в норме, начинаем проверять ее вторичную обмотку;
  4. Снова изучаем инструкцию по эксплуатации, и смотрим указанные для вторичной обмотки оптимальные показатели сопротивления. Стоит отметить, что эта часть элемента обладает большими показателями, поэтому мультиметр следует настроить так, чтобы его стрелка располагалась рядом с показателем 20K;
  5. Далее подключаем прибор к отверстию катушки, в которое вставляются провода. Если мультиметр показывает нормальные показатели, значит, катушка полностью исправна. Однако если сопротивление на дисплее прибора далеко от указанных производителем параметров, то катушку придется менять.


Нередко возникают случаи, когда катушка производит искру, однако показатели ее сопротивления на первичной и вторичной обмотке далеки от параметров, указанных производителем. В таких случаях также требуется менять элемент, так как через некоторое время она придет в негодность.