Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций. Цель. Развитие внимания и концентрации

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ»- «Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей нач. классов Мусина Н.Р.

___________

Протокол № 1

«Согласовано»

Зам. и.о. зав.филиалом по УР

Багавиева.Т. А.

______________

«Утверждаю»

И.о заведующей филиалом:

Тумакова И. А.

__________

Приказ № 239

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содомовой Елены Владимировны

«Конструируем и моделируем»

1 класс

2016-2017

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для развития познавательных способностей.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 6 лет.

Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основные цели программы:

  • Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

  • Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

  • Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объёма материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Курс включает: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе

Тематический план:

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 класс:

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Развитие мышления.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Итого:

1 класс (31 ч)

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Календарно-тематическое планирование занятий

факультативного курса «Развитие познавательных способностей»

1 класс

№ п/п урока

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

Примечание

I четверть (7 часов)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления . Графический диктант «Самолет».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

II четверть (8 часов)

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант « Ящерица ».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

III четверть (9 часов)

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

IV четверть (7 часов)

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.)

Тема: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие внимания;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностные результаты: В предложенных ситуациях делать выбор как поступить при поддержке других участников группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД : - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.

Коммуникативные УУД: - довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

Слушать и понимать речь других;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов;

- обобщать, делать несложные выводы.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

2. Мозговая гимнастика:

    Качания головой

    Ленивые восьмерки

    Шапка для размышлений

    Моргания

    Вижу палец

3. Разминка

    Назови всегда твердые согласные звуки. ( [ ш ], [ ж ], [ ц ] )

    Вспомните названия компонентов при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма )

    У Миши три пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3 )

    Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5 )

    В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько надо заменить? (5 )

    Самый смешной артист цирка. (клоун )

    Воздушное пространство, где летают птицы. (небо )

    Вытянутый круг. ( овал )

    Надутая домашняя птица. (индюк )

    Цепочка верблюдов, движущихся в пустыне. (караван )

4. Игра

1)Внимание.

Задание № 1 . Запомни увиденные изображения и нарисуй как можно точнее. (Первые две показать, считая до 5 про себя. Затем дети рисуют в воздухе, затем в тетрадях. Вторые две – аналогично. В конце – исправление ошибок.)

Задание № 2. Спину выпрямить, руки сцепить в «замочек» сзади, водя глазами отгадать слова. Записать ответ в тетрадь. Поднять руку. (БАБОЧКА, КОЛОДЕЦ )

Задание № 3. Сосчитай зонтики. (Работа в парах) (8 зонтиков)

Задание № 4.

На доске квадрат из клеток. В одной из них сидит бабочка. я расскажу, как она перемещается, а вы следите глазами. Место, куда она села, обозначим магнитиком.

1 путь. 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2

вверх.

2 путь . 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх.

3 путь . 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз.

5. Веселая переменка.

Левой рукой погладьте себя от затылка ко лбу, а правой живот по кругу. ОДНОВРЕМЕННО!

6. Логически-поисковые задачи.

Задача № 1. В очереди за мороженым стоят 13 человек. Петя стоит 7 от начала очереди. Каким он стоит от конца? (7 )

Задача № 2. Лестница состоит из 15 ступенек. Подумай, на какую ступеньку надо встать, чтоб быть по середине лестницы? (На 8 )

Задача № 3. Прочитай анаграмму. Какое слово записано под чертой? Какая фигура ему соответствует?

Развитие некоторых способностей требует месяцы практики для сколь-нибудь заметного улучшения. На это не всегда есть время и часто не хватает желания. Но чтобы улучшить концентрацию, вам понадобится всего несколько дней. Вообще, это очень ироничный навык: для его улучшения потребуется… концентрация. Не только, конечно же, ведь нужна еще мотивация, энтузиазм и запас терпения.

Из чего состоит концентрация

Билл Гейтс назвал концентрацию самым важным качеством, которое должен развивать в себе каждый человек. С ним нельзя не согласиться, ведь концентрация тесно связана со , и мышлением (в том числе творческим). Таким образом, можно сказать, что если вы умеете концентрироваться, то являетесь умным человеком и способны много чего замечать и запоминать.

Концентрация так или иначе связана со всеми навыками, которые стремится в себе развить человек, занимающийся саморазвитием. Хотите написать роман, картину, песню? Творить без умения концентрироваться сложно. Хотите стать мастером коммуникации, выступать перед публикой с речью, выученной наизусть, ничего не забывать? Тренируйте память, будьте внимательны и ни на что не отвлекайтесь.

Что это значит для нас с вами? Только одно: концентрацию можно улучшать, развивая внимание, память, творческое мышление и интеллект. И наоборот. Так что давайте выясним, как можно улучшить концентрацию. Мы дадим несколько советов, затем десяток упражнений, после чего расскажем о самых любопытных приложениях-тренажерах для телефона и компьютера. Все вместе даст отличный результат.

Как развить концентрацию

Развитие концентрации происходит двумя путями: исключением внешних раздражителей и специальными упражнениями, которые помогают целенаправленно тренировать навык.

Уберите все раздражители

Это первое, что следует сделать. Вы можете практиковаться сколько угодно, но если окружающая среда мешает, толку будет мало. Найдите себе спокойное место или исключите раздражители.

Кроме того, используйте беруши или наушники. Серьезно, это очень помогает, особенно на ранних этапах. Когда ваш уровень концентрации значительно повысится, можно обойтись без них - вы сможете читать книгу или писать статью в общественном транспорте или в кафе.

Замечайте

Заведите небольшие карточки 3 на 5 см. Каждый раз, когда ваш ум примется блуждать во время чтения или работы, отмечайте это на них. Важно разделить их по трем цветам и временам суток: утренний, дневной и вечерний (зеленый, красный и желтый). Через несколько дней вы обнаружите, что эта простая хитрость помогает меньше отвлекаться.

Осознание проблемы - это первый шаг, поэтому данный метод учит вас обращать на нее внимание. Это позволяет повысить уровень концентрации, не прилагая особых усилий, просто напоминая себе, что надо быть сосредоточенным. С помощью этого метода вы также сможете увидеть, какое время суток является более или менее продуктивным, поймете, как снижается уровень концентрации после еды, ссоры, и как повышается после прогулки и легкого перекуса.

Используйте технику паука

Что сделает паук, если вы недалеко от его паутины тихо ударите в камертон? Он вылезет, чтобы посмотреть, что случилось, его любопытство будет задето. Но если вы повторите этот трюк несколько раз, паук больше не будет реагировать на звуки. Он знает, чего ожидать, поэтому игнорирует их.

Что все это значит? Ожидайте отвлечений и попытайтесь не реагировать на посторонние звуки. Дверь хлопает, птица свистит, сосед стучит сверху - каким бы ни был раздражитель, продолжайте фокусироваться на своей задаче. Удивительно, но через некоторое время вы просто перестанете осознавать и реагировать на окружающие звуки.

Потребляйте полезную для концентрации пищу

Это может казаться не главным, но физиологическую сторону не стоит игнорировать.

Черника . Содержит множество природных антиоксидантов, которые увеличивают кровоток и активность мозга.

Зеленый чай . Он содержит не только кофеин, но и, что более важно, большое количество L-Теанина.

Зелень . Хлорофилл содержит много каротиноидов, которые увеличивают кровоток, а также витамины группы В, которые усиливают память.

Жирная рыба . Рыба, например, лосось или треска, насыщены жирными кислотами Омега-3, которые полезны для мозга.

Пребывайте в осознанном состоянии

В литературе по этот совет звучит очень часто, но что поделаешь - эта способность решает огромное количество проблем. Осознанность - это умение замечать. Причем замечать не только окружающий мир, но и процессы внутрениие. Это значит, что вы можете управлять вниманием и концентрацией, если осознанны.

Практикуйте медитацию около 20 минут в день. Это необходимый минимум. Помимо этого желательно находить и иные возможности, чтобы оставаться в осознанном состоянии в течение всего дня. Самый простой и эффективный способ: полностью фокусироваться на том, чем занимаетесь. Едите - полностью наслаждайтесь процессом потребления пищи. Моете посуду - думайте только о ней и о своей технике мытья. Мало того, что самые рутинные процессы позволят получить удовольствие, так вы еще и сможете повышать как уровень осознанности, так и уровень концентрации!

Это чрезвычайно сложно. Иногда вы будете злиться на себя, что забываете о настоящем. Но не паникуйте: теперь-то вы об этом вспомнили, находитесь «здесь и сейчас». С каждой неделей вы будете увеличивать количество осознанно проживаемого времени.

Теперь перейдем к практической части. Здесь нам потребуется огромное терпение и желание.

Упражнения для развития концентрации

Уникальность практически всех упражнений для концентрации - это их простота. Не стоит выдумывать ничего сложного, если можно сосредоточиться на чем-то одном и повышать свой уровень.

Вдохновляющее слово

Выберите одно вдохновляющее слово и думайте о нем, повторяя его в течение пяти минут в своей голове.

Количество слов

Возьмите книгу или журнал и подсчитайте количество слов в одном абзаце. Подсчитайте их еще раз, чтобы убедиться, что не ошиблись в первый раз. Можете начать с одного абзаца, и по мере привыкания к нему переходите к подсчету слов в двух абзацах.

Затем переходите к подсчету слов на всей странице. Удостоверьтесь, что выполняете подсчет мысленно и только своими глазами, не указывая пальцем на каждое слово. Это одно из самых простых, но эффективных упражнений для улучшения концентрации.

Отсчет

Отнимайте в уме от 1000 единицу за единицей. Если слишком легко, отнимайте 2, 7, 9, любое большее число.

Подавление мыслей

Попытайтесь подавлять свои мысли в течение 5 минут. Это довольно сложно, но с регулярной практикой вы сможете это сделать. Начните с одной минуты и постепенно увеличивайте время.

Осмотр предмета

Возьмите фрукты, такие как яблоко, банан или апельсин в руку, и осмотрите их со всех сторон, сосредоточив все свое внимание. При этом старайтесь держать устойчиво в одном положении. Делайте это в течение одной минуты, а затем постепенно увеличивайте до пяти. Меняйте руки.

Без слов

Возьмите небольшой простой предмет, такой как ложка, вилка, чашка или стакан. Теперь сосредоточьтесь на нем, наблюдая за ним со всех сторон без вербализации, то есть без слов в своем уме. Просто сосредоточьтесь на том, чтобы внимательно следить за объектом, не задумываясь о нем.

Без движения

Сядьте на удобное кресло и посмотрите, как долго сможете оставаться на месте. Это может показаться легким, но так кажется лишь до тех пор, пока вы не попробуете. Все, что вам нужно сделать, это сфокусировать внимание на сидении. Убедитесь, что не совершаете никаких непроизвольных мышечных движений. С практикой вы сможете сидеть без движения мышц в течение 15 минут.

Концентрация изнутри

Это упражнение позволит вам сосредоточиться изнутри. Начните с легкого расслабления мышц. Теперь сосредоточьтесь на своем сердцебиении, не обращая внимания ни на что другое. Подумайте о своем сердце и том, как оно перекачивает кровь в каждую часть тела. При этом старайтесь «увидеть» кровь, покидающую ваше сердце, и проследить, как она течет в одном потоке прямо до пальцев ног.

Глубокое дыхание

Сядьте на стул в вертикальном положении, удерживая спину высоко. Теперь, прижимая один палец к правой ноздре, сделайте глубокий-глубокий вдох. Дышите спокойно, считайте до десяти, затем вытолкните воздух. Повторите это упражнение с другой ноздрей. Занимайтесь 20 раз в день.

Звуки

Данное упражнение касается фокусировки на звуках. В повседневной жизни нас окружает большое их количество. Попытайтесь сосредоточиться на определенном звуке, таком как голос или шуршание. Затем преднамеренно переключитесь на другой, например, на птицу.

Переключитесь на следующий, скажем, звук дорожного движения. Продолжайте переключаться между звуками после фокусировки на одном в течение одной минуты.

Это упражнение можно также сделать визуальным, сосредоточив внимание на человеке или вещи, которая создает звук и переориентируется на другой.

Рисование и раскраска

Рисование и раскраска - это отличная деятельность для того, чтобы мозг расслаблялся и стимулировал творчество. Она также улучшает концентрацию.

Маленькие победы

Это упражнение хорошо тем, что призывает использовать повседневные задачи для тренировки концентрации. Выберите дело, например, поиск клиентов, написание стиха, прочтение главы книги и установите таймер. Лучше всего от 5 до 10 минут. В течение этого времени ничто в этом мире не должно существовать, кроме вас и вашей задачи. Отключите телефон и закройте дверь. Попробуйте довести упражнение до 90 минут. Если будете регулярно практиковаться, за месяц сможете дойти до этого числа.

Мотивация зеркал

Самая полезная форма концентрации - зрительный контакт с другим человеком и восприятие более глубокой связи. Встаньте перед зеркалом, приклейте два стикера на уровне глаз. Представьте, что это глаза вашего собеседника. Все ваши мысли должны быть сосредоточены на том, чтобы держать голову совершенно неподвижно и избегать других мыслей. Дышите глубоко. Время выполнения - пять минут.

Приложения для концентрации

Brain Focus Productivity Timer

Это бесплатное приложение на Android создано для управления временем. Оно позволяет установить то количество минут, в течение которого вы хотите работать, а затем устроить запланированный перерыв. Идея взята у техники Pomodoro, то есть вы устанавливаете 25 рабочих минут, а затем отдыхаете 5. Процесс повторяется снова и снова.

Таким образом, вы будете намного более продуктивны, вместо того, чтобы заставлять себя работать часы без перерыва. Brain Focus прост в использовании и показывает, насколько вы продуктивны.

(OFFTIME)

Это также бесплатное приложение на Android. Offtime позволяет вам отключиться от внешнего мира, при этом не пропуская ничего срочного. Вы можете блокировать отвлекающие факторы, такие как приложения, звонки и сообщения, но поместить в белый список тех, кто сможет связаться с вами в любом случае.

Приложение также может автоматически отвечать на сообщения от вашего имени, а также следить за тем, что вы пропустили, пока отсутствовали. Offtime предоставляет информацию о вашем использовании телефона и часах, которые вы тратите каждый день, выделяя, какие приложения отнимают большую часть вашего времени.

Приложение для iOS и Android, платное, стоит около двух долларов. Считается одним из самых популярных.

Повысьте производительность, поместив виртуальные деревья в Forest. Всякий раз, когда вы хотите сосредоточиться на задаче, откройте приложение и посадите дерево. Если вы не будете прерываться в течение 30 минут, то увидите как оно вырастет. Таким образом, вы создадите целый лес. Если не справитесь, дерево умрет.

Это бесплатная онлайн-платформа. Используйте Noisli , чтобы помочь себе создать идеальную атмосферу. Это приложение с белым шумом, которое можно использовать для смешивания различных естественных звуков, таких как звук поезда или потрескивающий огонь.

Noisly идеально подходит для людей, которые не могут работать с музыкой, но хотят, чтобы на заднем плане был какой-то шум.

Книги

Учитывая, что концентрация - это способность фокусироваться на чем-то одном длительное время, само прочтение книг может быть отличной тренировкой. А если читать книги именно на эту тему, польза будет двойной. Вот то, с чего вы можете начать.

  • «Искусство концентрации. Как улучшить память за 10 дней» Эберхард Хойль
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима
  • «Руководство по развитию памяти и интеллекта» Тони Бьюзен
  • «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» Дэниел Гоулман
  • «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления» Люси Джо Палладино
  • «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию, несмотря ни на что» Эдвард Хэлловэлл
  • «Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай» Питер Брегман
  • «Сила концентрации» Уильям Уокер Аткинсон
  • «Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут» Штаффан Нетеберг

В завершение небольшое видео о внимании и способности концентрироваться:


Дополнительного образования детей

Сивинский Дом детского творчества

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Малосивинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный конкурс методических разработок

Номинация «развивающее занятие»

Кружок по развитию познавательных способностей для детей 2 класса

Учитель физической культуры

МБОУ «Малосивинская СОШ»

^ Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций.

Цель: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Задачи:


  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

  • Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, карточки для тренировки зрительной памяти, свечка, секундомер.

Возраст: 2 класс

Ход занятия:


  1. Вводная.
Дети вместе с преподавателем встают в круг. Зажигается свечка.

Ребята, пусть каждый из вас возьмет в свои ладошки тепло от этой свечки. Подарите это тепло и хорошее настроение друг другу. (Дети берут тепло от свечки и дарят его друг другу. На положительный настрой на занятие отводится 1 минута.)

2. «Мозговая гимнастика»

Присядьте, пожалуйста, на свои места. Расслабьтесь, дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Качания головой выполнять 30 секунд. Упражнение стимулирует мыслительные процессы.)

Нарисуйте в воздухе «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. (Упражнение «Ленивые восьмерки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.)

- «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. («Шапка для размышлений» улучшает внимание, ясность восприятия и речь.)

Моргайте на каждый вдох и выдох. (Моргания полезны при всех видах нарушения зрения. Выполнять 20 секунд.)

3. Разминка

Как называют эти места:


  • Где принимают в стирку бельё?

  • Где нас лечат?

  • Где хранят автомобили?

  • Где держат самолеты?

  • Где дома готовят еду?

  • Где работают клоуны?

  • Где дают на время книги?
(Ответы: прачечная, больница, гараж, ангар, кухня, цирк, библиотека.)

4. Тренировка зрительной памяти

Откройте, пожалуйста, ваши тетради на пятьдесят четвертой странице. Найдите задание № 1. Внимание: запомните все рисунки и как можно точнее зарисуйте их. Показывать фигуры буду быстро. А вы должны постараться запомнить не только главные, но и второстепенные детали. (На каждую карточку дается 3 секунды. Дети запоминают изображения на карточках, а потом зарисовывают в тетрадь то, что запомнили.)

А теперь проверяем. (Карточки вывешиваются на доску.)

Нашли задание № 2. Рассмотрите картинки. Чем они отличаются? Дорисуйте на второй картинке то, что забыл нарисовать художник. Перечислите дорисованные детали. (Ответ: 9 отличий.)

В третьем задании зарисуйте быстро и схематично предметы и явления, которые я назову: стена, вода, песня, ветер, смех, ночь, свет. А теперь по своим зарисовкам попытайтесь вспомнить, какое слово было первым. Вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Шестым? Седьмым?

5^ . Веселая переменк а

Немножко отдохнем. Потянулись к солнышку. Наклонились вправо; влево; дружно вперед; теперь назад. Левой рукой как бы забивайте гвоздь, а правой как бы гладьте что-то утюгом. Поменяйте руки местами. У всех получается?

6. ^ Логически-поисковые задания

Продолжаем работать. Найдите задание № 4. Вам нужно помочь Красной Шапочке найти дорогу к домику бабушки. Путь к домику зашифрован в письме. Дорогу раскрашиваем цветным карандашом. (Прошу ребят поднять свои тетради для проверки задания. Ответ: дом № 9.)

Следующее задание. Найдите в каждой строчке нарушение закономерности и вычеркните лишний значок. (Проверяю задание по мере его выполнения индивидуально.)

Задание № 6 «Наборщик». Составьте слова из букв слова «русалочка». (Ответ: урок, рука, сачок, коса, луч, лук, роса, рак, кора, ручка. Проверяю задание индивидуально.)

Перелестните страницу. Задание № 7. На домике улитки записаны по спирали названия ягод и фруктов. Выпишите их. Читать можно и с начала, и с конца, но через одну букву. (Ответ: земляника, крыжовник, смородина, малина, яблоко, груша, слива, вишня.)

Назовите фрукты. Назовите ягоды. А как называется самая большая ягода? (Арбуз.)

Следующее задание № 8. Кроссворд. Знаете ли вы школьные принадлежности? (Перед выполнением задания еще раз вспоминаем, что относится к школьным принадлежностям. Проверяю задание индивидуально.)

7. ^ Корригирующая гимнастика для глаз

Немножко отдохнем. Упражнение «Палец двоится». Повторяем 7 раз. (Облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться.)

- «Зоркие глазки». Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. (Повторить 5 – 6 раз, не спеша.)

- «Стрельба глазами». Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (Снижает напряжение в области глаз.)

- «Письмо носом». Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите свой адрес.

8. ^ Графический диктант. Штриховка.

Осталось выполнить последнее задание. Но сначала разомнем наши пальчики.

Наши пальчики сплетем,

Руки вытянем потом.

Пальцы выгнутся чуть-чуть –

Их расслабить не забудь.

(Дети сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения дети несколько раз встряхивают руками, расслабляя пальцы. Повторить упражнение несколько раз.)

Кого же мы сегодня будем рисовать?

Весь день рыбак в воде стоял.

Мешок рыбешкой набивал.

Закончил лов, забрал улов.

Поднялся ввысь – и был таков.

Кто это? (ответ: пеликан)

Эту птицу сразу узнаеш