Духовные или материальные ценности аргументы. Духовное развитие и материальный успех. Как совместить

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

Имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

Открытый классный час - диспут

на тему

«Что важнее: материальные или духовные ценности?»,

проведённый в 10А классе 24.10.2017 года

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Кустова И.Н.

г. Липецк, 2017 год

Тип мероприятия: классный час - диспут

Цель: создание условий для правильного осознания подростками жизненных ценностей с целью формирования ответственного отношения к ним.

Задачи:

    воспитания: воспитывать любовь к труду, к людям труда; помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; помочь каждому учащемуся осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни;

    развития: развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

    образования: познакомить учащихся с понятием ценности жизни и с классификацией ценностей ; способствовать пониманию отличий между ценностью материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей; формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Участники: учащиеся 10А класса

Оборудование: презентация, видеофильмы

Литература:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003

2. Грицанов А.А., Скакун В.М. Новейший философский словарь. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1999

3. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011

4. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год занятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005

5. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008

Ресурсы Интернета:

    видеофильм https :// youtu . be / REn 050 wX - Bk

    видеофильм https :// www . youtube . com / watch ? v = jeGQHVSPzUg

План:

    Подготовка классного часа.

    Оргмомент.

    Сообщение темы и целей классного часа.

    Работа по теме классного часа.

    Итог классного часа.

    Рефлексия.

Ход классного часа

1. Подготовка классного часа.

Подбор материалов по теме классного часа с использованием ресурсов Интернета.

2. Оргмомент.

3.Сообщение темы и целей классного часа.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница - большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день даёт нам возможность подняться выше.

Эпиграфом нашего классного часа будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

4.Работа по теме классного часа.

Послушайте две притчи.

1 притча

Молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно прожитая жизнь).

Имела смысл такая жизнь для него самого?

2 притча

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Как вы думаете, что она искала?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Как вы поняли эту притчу?

Чем похожи притчи?

Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? - Можно это назвать ценностями для них?

Так что же такое ценности?

Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта.

Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,

уровень потребления, экологическая безопасность;

экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,

достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир.

Материальные ценности : всё то, что можно купить, создать, построить (ругими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать).

Духовные ценности: то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение (к ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение и т.д.).

Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и какие помогают ему подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные?

Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте его внимательно. Если вы хотели бы добавить что-то своё, допишите это ниже на пустых строках.

Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важны для вас лично.

доброта

верность

честность

взаимопомощь

любовь

дружба

образование

дом, квартира, дача

справедливость

красота

свобода

акции банков и компаний

семья

дети

здоровье

вера

обеспеченная старость родителей

общение

автомобиль

собственный бизнес

знания

творчество

драгоценности

милосердие

надежда

недвижимость за границей

развлечения

совесть

душевная гармония

яхта

путешествия

честь

одежда

деньги

мобильный телефон

еда

Вопросы:

Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

Каково различие между материальными и духовными ценностями?

А можно в современном мире обойтись без материальных ценностей? Почему?

ВЫВОД: сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д., хороши. Но, если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив - общество потребления, общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это будет общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Что же важнее для общества: духовность или материальность?

(Нравственное общество можно построить только на духовной основе. Но и материальная сторона тоже важна, только она должна быть второстепенна).

Представьте, что к вам в дом постучались и потребовали отдать две ценности. Какие ценности вы отдадите? Зачеркните их.

Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Учащимся необходимо разбиться на группы, перенестись мысленно в будущее (в галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика) и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача учащихся – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, и расставить их по мере убывания значимости. При этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

Современный мир очень быстро меняется, развивается.

А могут ли поменяться ценности?

Да, люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония.

А как вы думаете деньги в наше время – это ценность? (да, материальная, но не духовная)

Например, я говорю: за деньги можно купить таблетки, а вы замечаете: но не здоровье.

Продолжите мои фразы:

За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения)

За деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)

За деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)

За деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

Видеофильм «Духовное развитие и материальный успех. Как совместить?» (6 мин 53 сек)

Но есть главная ценность – ценность жизни.

5.Итог классного часа .

Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей (китайская притча о выборе)

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

Что за люди живут в этом городе?

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым».

6.Рефлексия.

Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Что же является самой главной жизненной ценностью?

Верно, самой главной ценностью является сама жизнь и любовь.

Видеофильм «Ценность жизни - любовь» (3 мин 30 сек)

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил.

Чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Сегодня я открыл для себя, что …

Меня удивило, что …

Мне захотелось …

Теперь я буду …

А теперь послушайте притчу о каменотёсах.

Три каменотеса усердно работают в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

Неужели не видишь: дроблю эти проклятые камни! - раздражённо буркнул первый.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами второй.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Как вы думаете, в чём разница между этими каменотёсами? Какого из них можно назвать счастливым? (эти каменотёсы шли по дороге к счастью. Первый не будет счастлив, потому что у него нет цели; второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. И только третьего можно назвать счастливым: он видит большую красивую цель, ради которой он работает).

Желаю и вам в вашей жизни не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой цели и добиваться их. Только тогда вы будете по – настоящему счастливы.

И в заключение классного часа послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру

От радости такой она задрала носопыру…»

Народное творчество

На каждом втором психологическом и на каждом первом религиозном сайте/форуме можно проследить одну и ту же мысль: «Материальное – ничто, духовность гораздо важнее». Так почему люди так превозносят материальные богатства? Как часто мы слышим: «У меня классный ремонт! Огромная квартира! Престижная работа! Офигенная тачка! Жена, пять любовниц…» и так далее и тому подобное. Ведь в могилу ни ремонт, ни квартиру с любовницами, ни тачку не заберешь. И не важно, к какому вероисповеданию вы принадлежите. Все религии/учения сходятся в одном: земная жизнь – лишь ступень в самом начале лестницы, ведущей вверх, в бесконечность…

Прожигаем жизнь на то, что вроде бы нужно. Нужно, но не важно. Что толку в том, что у кого-то есть часы за 100-500 тысяч рублей или даже евро? А под его окном будет стоять голодный ребенок с протянутой рукой. Какой смысл в подсиживании коллеги на работе, ну, получишь ты его зарплату, на пару тысяч больше, чем у тебя была и дальше что? Ты испытал счастье? Неподдельное, всеобъемлющее счастье, как если бы одной лишь беседой спас или кардинально изменил чью-то жизнь?

Мы отдаем что-то и тут же ждем что-то взамен - это бартер. Отдаем и требуем – вымогательство. И не важно, что отдаем дружеское отношение, любовь, верность. Отдавая, мы считаем, что нам должны. Должны нас любить за то, что любим мы. Должны быть нам верны за то, что верны мы. Нет, вам не должны помогать родители после того как вы вышли замуж/женились, вас не должны любить за вашу любовь. Простая истина – вам никто ничего не должен.

Откуда растут ноги? Все пошло с того времени, когда в нашу страну из-за бугра пришла идея о том, что в жизни нужно чего-то добиться. Нужно сначала сделать карьеру, а потом строить семью, нужно выучиться, а потом тратить время на общение с друзьями. Это оттуда нам навязывают любовь к дорогим вещам, там учимся идти по головам к заветной цели – быть обеспеченным. А кто-нибудь задумывался о том, как беден западный мир?.. Духовно беден. Спрашивают как у тебя дела, но не хотят слышать ни о твоих проблемах, ни о достижениях. Натягивают улыбку даже тогда, когда улыбаться не с чего. Это у них такой признак хорошего тона, непонятный нам.

А мы как трехлетние дети впитываем все, что вещают с экранов. Стараемся перенять не лучшее, а все подряд. Можно откреститься – это все деятельность пропаганды, мы не виноваты. А вас кто-то заставляет смотреть их передачи и фильмы, читать нашу литературу, подсказанную ими? Мы и здесь считаем, что виноват кто-то, снимая с себя ответственность за разрушение морали и нравственности в обществе и за попрание духовных ценностей.

Что делать в такой ситуации, каждый решает сам. У каждого свой путь к вечному свету. Не давайте в долг, а дарите. Дарите тепло, любовь и радость. Умерьте аппетиты, а сэкономленное отдайте тому, кто в этом нуждается. Ведь чем больше гусеница жрет в этой жизни, тем более тусклой она будет бабочкой…

«Не вокруг творцов нового шума – вокруг творцов
новых ценностей вращается мир!» Ницше

Многие мечтают найти клад с сокровищами, выиграть большой приз или стараются каторжным трудом сколотить состояние, не задумываясь над тем, что несравненно большое сокровище находится внутри самого человека, в его сердце, в душе…
Мир меняется, меняется и мироощущение, идеология. Уже сейчас нам неведомы, не имеют точных определений такие категории, как вечные сущности: мудрость – ее подменили знания; под счастьем понимают достаток, привычку и миг покоя, удовлетворения; совесть заменяет линия поведения…
Чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно с самого начала рассчитывать лишь на приблизительную точность…
В настоящее время мало внимания уделяется абсолютным ценностям; люди не знают никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения поступков и состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.
Окружающий мир становится очень жесток… Большое значение придается материальному состоянию человека, а не его сущности и внутреннему миру. Духовные ценности начинают терять свою значимость; на первый план выдвигаются достаток, толщина кошелька…
Считается, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, это одна из его основных опор. Очень редки случаи, когда счастлив тот человек, который не имеет средств к существованию… Возможно, такого не бывает вообще. Человек – существо слабое, в душе он всегда о чем-то жалеет, всегда ему чего-то не хватает… Потребность в материальном богатстве высока; неимение денежных средств дает стимул к их приобретению. А разве цель, конкретное стремление к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается друг с другом по своей сути.
Если говорить о счастье, то что же это такое? Сможет ли кто-нибудь дать точную формулировку данному слову? Я глубоко сомневаюсь, что это будет возможным, ведь для каждого счастье – это что-то свое, что-то наиболее близкое и в большей степени удовлетворяющее основным потребностям.
Нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют иные ценности, кроме меркантильности, наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества.
Убогость, душевная нищета всей нашей жизни не дает в нас возникнуть и укрепиться непосредственной любви к культуре, как бы убивает инстинкт культуры и делает невосприимчивым к ее идее.
Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – духовные ценности. Внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного благополучия, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма.
Проблема состоит в том, что в мире нет общеобязательных ценностей, все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения.
Сегодня мир летит в пропасть – уничтожается природа и экология! Посмотрите, сколько людей сегодня страдает от депрессии, стресса! Посмотрите вокруг себя, сколько пустых, обреченных, несчастных глаз! Материальное благосостояние растет, а без духовного оно не делает человека счастливым.
Наука развивается, усовершенствуется техника, а жизнь людей превращается в серую, неинтересную, скучную суету. Почему это происходит?.. Миру нужны новые идеи, новые масштабные мысли. Ведь только идеи меняют мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных и душевных ценностей человека! Жить и не чувствовать… Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем – это не жизнь, а лишь жалкое подобие!
Деньги решают многое. Но они никогда не решат и не осуществят главного: не купят любовь, не пробудят чувства…
И пока в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно продуманным понятиям и убеждениям – мир будет жить. Жить так, как это будет единственно верным и правильным.

/ / / Что главное в жизни человека: материальное или духовное? (по повести Бальзака «Гобсек»)

Что главное в жизни человека: материальное или духовное? На этот вопрос всегда пытались найти ответ многие философы, писатели и просто мыслящие люди. Оноре де Бальзак тоже рассматривает его в повести «Гобсек». Несомненно одно – власть денег над людьми неоспорима. Но как сильна эта власть, на всех ли она распространяется, и важнее ли она духовных ценностей?

В повести автор создает образ, который собой воплощает власть золота – это ростовщик , чья фамилия уже о многом говорит, потому что буквально означает «живоглот». Он считает себя властелином мира: «Миром правит золото, а золотом правит ростовщик». Гобсек не бросается громкими заявлениями, а доказывает свою точку зрения.

Он уже опытный старик и научился понимать психологию людей, их пороки и достоинства. Клиентами Гобсека становились люди разного сословия: от бедных рабочих до дворян. Ростовщик имеет над ними одинаковую власть: с каждого он требует оплату векселя, иначе забирает имущество. Герой наслаждается тем, как даже высокопоставленная дама готова унизиться ради денег.

У него есть и своя теория, в которой золото является единственной ценностью. Таким образом, Гобсек убежден, что важнее материальное в жизни человека. Он говорит молодому соседу так: «Вот поживете с мое, узнаете, что из всех благ земных есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото».

Главный герой говорит, что золото нужно для власти над другими, и что над ним самим уже никто не имеет власти, ведь он богат. Но так ли это? Да, он наслаждается моментами, когда видит унижения своих клиентов, но делает ли его это счастливым? Герой так долго и упорно накапливал свое состояние, что уже не мог просто так разлучиться даже с монеткой. Очень скоро обогащение стало не способом достижения желаний, а самоцелью. Он жил во всем себе отказывая, просто собирая дорогой хлам в комнате и кладовой. Его скупость в конце повести превратилась в манию.

Бальзак показывает власть денег не только на примере Гобсека. Ярким примером является и графиня де Ресто. Эта женщина проматывала состояние мужа на удовлетворение своих страстей, платила деньги молодому любовнику. А когда стало не хватать средств, то обратилась к Гобсеку. Тяга к роскоши обернулась для графини крахом.

Автор показывает в этих двух образах разное отношение к деньгам: накопление ради накопления и безудержное мотовство. Обе позиции в результате оказываются провальными. Он выбрали для себя материальное - и проиграли, так и не осознав ошибки.

Есть в повести и герои, выбравшие моральные принципы. Это адвокат , швея Фанни. Они благородны от природы, что замечает даже Гобсек. Не отказываются от любви ради денег и юные влюбленные Камилла и Эрнест.

Оноре де Бальзак показал огромную власть денег над людьми в повести, но не сами деньги являются решающим фактором, а люди, которые делают выбор, что для них является главной ценностью.