Нужен ли человеку духовный наставник? Духовные наставники из тонкого мира

ВСТРЕЧА С ДУХОВНЫМ НАСТАВНИКОМ

Во время регрессии нередко может произойти встреча с духовным наставником. Это очень эмоционально насыщенная и теплая встреча, во время которой человек чувствует поддержку и заботу мудрых наставников на другой стороне жизни. Эта встреча может быть как подготовленной, так и спонтанной, когда духовный наставник является сам, чтобы помочь тому, за кем он присматривает на земле.

Кто же такой духовный наставник?

Духовный наставник - это нефизическое существо, которое сопровождает человека при жизни и заботится о его духовном развитии. Духовный наставник присматривает за нами и дает нам ценные советы в разных жизненных ситуациях. Он знает нас очень хорошо, очень нас любит и следит за тем, чтобы мы исполняли то предназначение, которое выбрали. Духовный наставник заинтересован в нашей духовной реализации, и он помогает нам ежеминутно, нашептывая через наше сердце правильный путь и мудрый совет.

Есть ли у каждого свой духовный наставник?

Да, действительно, у нас у всех есть свой духовный наставник. И даже не один, а целая группа помощников на другой стороне. Они смотрят за нами и помогают нам в нашем развитии. Очень часто во время сеанса они говорят: «Вы не одни, вы не одиноки, мы всегда рядом с вами». Они знают, как важно для нас ощущать эту поддержку. На протяжении жизни духовные наставники могут менять друг друга, по мере того, как душа проходит новые этапы в своем воплощении.

Как проходит встреча с духовным наставником?

Во время регрессии человек видит или чувствует образ своего духовного наставника. Это очень теплый и светлый образ, от которого исходит мощный поток любви и заботы. Духовный наставник может прийти в разных образах, обычно они выбирают тот, который наиболее близок этому человеку на данном этапе его жизни. Самый распространенный образ - это образ высокого старца в белых одеждах с длинными седыми волосами и бородой. Он встречается у совершенно разных людей из разных уголков света - удивительно, но все они видят похожего человека.

Иногда духовный наставник может прийти в неожиданном образе, который наиболее подходит для данного человека в настоящий момент. Так, например, иногда духовный наставник может прийти в образе животного или близкого человека. А однажды был интересный случай, когда духовный наставник явился человеку в образе горы. Тогда его главным посланием было дать человеку почувствовать себя стойким и защищенным в жизни.

Когда духовный наставник появляется рядом, он своими словами, энергией или просто присутствием передает какое-то важное послание своему человеку. Он знает, что именно нужно знать человеку на данном этапе своего развития, и может ответить на важные вопросы.

Например, духовный наставник может объяснить, какие уроки человеку нужно выучить в этой жизни, и что ему нужно для этого сделать. Он может вложить силу в человека и уверить его, что у него все получится на своем пути. Одно из распространенных посланий - это «ничего не бойся, не сомневайся и иди своим путем», «не слушай других, слушай свое сердце», «иди вперед, двигайся, делай». Эти слова оказывают мощное воздействие на человека и возвращают его к тому, кем он является на самом деле.

Как узнать, что это мой духовный наставник?

Здесь главное чувство. Что вы испытываете, когда видите этот образ и ощущаете его присутствие? Появляется ли у вас внутри чувство тепла и заботы? Чувствуете ли вы мудрость и знание, исходящие от этой энергии? Все эти качества принадлежат нашим любящим духовным наставникам.

Чем может помочь духовный наставник?

Духовный наставник может помочь вспомнить нам, кто мы есть на самом деле. Если мы только прислушаемся к нему, он даст нам ценные указания, как идти по пути выполнения нашего предназначения в этой жизни. Духовный наставник нам очень близок, он знает нас очень хорошо. Он может объяснить, как действовать в определенной ситуации, рассказать, почему происходит так или иначе, а также сформулировать, что является для нас самым главном в настоящий момент времени. От духовного наставника исходит безграничная любовь и знание, и дает почувствовать, что мы не одни на нашем жизненном пути, что нас любят и о нас заботятся.

Могу ли я сам связаться с духовным наставником?

Конечно! Духовный наставник будет рад, если вы обратитесь к нему за советом и прислушаетесь к его словам. Помните, что духовный наставник говорит через наше сердце, а не через разум. Если прислушаться к своему сердцу, через него можно услышать много полезных слов от духовного наставника.

Для того, чтобы быть на связи с духовным наставником, достаточно ежедневно помнить про его присутствие и слушать его мудрые советы через сердце. Кроме того, можно пообщаться с духовным наставником самостоятельно через медитацию. Для этого, нужно занять удобное положение, в тихом месте, где вам никто не помешает. Закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Затем мысленно обратиться к духовному наставнику и попросить его прийти. Первый образ, который к вам придет, это и есть энергия вашего духовного наставника. Просто доверьтесь этому образу, и пускай он сам сформируется. Затем прислушайтесь к тем словам, которые он вам говорит или к тем посланиям, которые он вам передает. Иногда даже в его взгляде можно прочесть все, что он хочет вам сказать. Можно также задать духовному наставнику вопрос, и послушать, какой он даст на него ответ. Это будет хорошая практика общения с вашим духовным наставником.

Наши возможности поистине неограниченны. Все силы и способности у нас уже есть внутри. Важно прислушиваться и помнить об этой мудрости, и она будет вести нас по жизненному пути.

Свидетельство о сверхъестественном исцелении от онкологического заболевания благодаря Вере в Единородного Сына Божьего, Господа Иисуса Христа! Во время молитвы за маму, у которой обнаружили раковую опухоль в желудке, мне был дан ответ духовными словами: «Опасность миновала», о чем ей рассказала, и она поверила всем сердцем и всем разумом во Всемогущество и Милосердие Божье, что для Того, Кто Сотворил весь мир только для блага, нет ничего невозможного, покаялась во всех грехах и молилась. Все медосмотры показали отсутствие у нее раковых клеток. Ответы на молитвы, исцеления от неизлечимых болезней и другие чудеса происходят с теми, кто имеет истинную Веру во все, что написано в Евангелии, а так же - в вечную жизнь после выхода души из тела, что подтверждается опытами врачей - реаниматоров, кто любит всем сердцем и всем разумением Господа Иисуса Христа, кто искренне кается во всех грехах, совершенных: делами, словами, помышлениями, желаниями и чувствами, абсолютно всем все прощает и принимает добровольное решение посвятить свою жизнь распространению Христианского Вероучения, помогая другим людям в их нуждах. Дорогие братья и сестры, осознавая всевозможные страдания, которым подвержены все люди во время существования в смертных телах, мы можем объединиться во всеобщей молитве к Господу Иисусу Христу, Господу и Спасителю всего мира, с прошением всех помиловать и, как можно скорее, восхитить всех людей вместе живыми с помощью Ангелов в Божье Небесное Царство, где будет идеальная вечная жизнь в бессмертных телах, Который ожидает, когда все люди попросят Его вернуться, изъявив свое свободное произволение, совпадающее с Волей нашего самого доброго и родного Небесного Отца, сострадающего нам и стремящегося осчастливить в Своих Духовных нежных Объятьях все человечество, покинувшее своего Создателя вслед за падшими ангелами, ставшими из-за этого извращенными и злыми: дьяволом и демонами, которые провоцируют всех людей нарушать Божьи Заповеди и вводят в заблуждение даже пророков, не умеющих различать духов: добра от зла, диктуя им неправильные и недобрые слова, выдавая себя за богов, чтобы наказывать за это мучениями, смертью и в аду, после освобождения души из тела, но куда сами себя обрекли, нарушив свой же жестокий закон правосудия: «Око за око, зуб за зуб…», распяв руками злодеев безгрешного Святого Единородного Сына Божьего, Господа Иисуса Христа, Который добровольно отдал Свою Жизнь в Жертву вместо всех нас грешников, воскрес и вознесся на Небеса, для спасения всего мира воплотившегося в Человеческом Теле в Утробе Вечной Девы Марии, Своей Пресвятой Матери, Сверхъестественным образом, Господом Святым Духом, Животворящим, Исходящим от Единого Сущего, Всемогущего, Вездесущего, Всеведующего, Преблагого, Премудрого, Праведного, Святого, Премилостивого, Господа Бога, Творца и Вседержителя всего мира и всего, что Сотворено в мире видимого и невидимого, Небесного Отца. Необходимо молиться о трансформации врага дьявола и всех злых, неадекватных духов, снова в хороших и правильных Ангелов, так же, как об очищении всех людей от разных пороков и о вдохновении всех нас Святым Духом Истины и Любви во Имя Господа Иисуса Христа, Который показал наивысший Закон Милости, превозносящейся над судом. Это воззвание написано по вдохновению от Господа Бога, Святого Духа, Животворящего, призывающего всех пожалеть нашего Создателя, принимая участие в деле спасения и возвращения всего человечества к Нему на Небесную Родину, проповедуя Евангелие и это послание по всему миру, чтобы избежать всех катастроф, о которых мы предупреждены в Библии, имея разум и свободу выбора, и будем благословлены на земле и на Небесах!

На пути к Богу и просветлению верующие люди нуждаются в духовном отце. Во всех религиях принято выбирать себе учителя, который поможет разобраться с проблемами. Зачем люди обращаются к священнослужителям за помощью и советом? Человек познает истину через посредника - священника или гуру. В разных религиях к духовным отцам относятся с уважением. Все верующие сходятся во мнении, что духовный наставник - проводник и эксперт в области религии.

Кто такой духовный наставник

В индийских традициях это учитель, который рассеивает тьму и обращает душу к свету и знаниям. В индуизме и сикхизме все религиозные учителя, которые ведут человека к духовному развитию, называются гуру. Наставник помогает формировать нравственные ценности, является образцом поведения и вдохновляющим источником, который помогает в духовной эволюции ученика. Этот термин также относится к человеку, который является духовным проводником и помогает раскрывать душевные возможности. В православии в роли наставника выступает священнослужитель, священник-угодник.

Православная церковь позволяет христианину самостоятельно выбрать себе духовника. Им становится священник той церкви, куда постоянно ходит христианин. Духовник - не просто человек, он божественная направляющая энергии, которая помогает человечеству осознать его истинную природу.

В буддийской традиции учитель ценится как нравоучитель, заслуживающий большого уважения, и источник вдохновения на пути к освобождению, рассматривается как друг. Но в тибетском буддизме духовный наставник воспринимается как Будда, самый корень духовного осознания и основа пути. Без учителя не получится приобрести опыт и проницательность. Тибетские тексты уделяют большое внимание прославлению качеств и добродетелей духовников. С их благословения ученики идут по пути к истинной природе своего разума.

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя. Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения. Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Человек, которого нельзя назвать наставником

Слово духовника - это слово Бога. Гуру на самом деле становится связующим звеном между человеком и Господом. Соблюдать его поучения - обязанность ученика. Только просветленная душа приведет еще одну душу к просветлению.

Поэтому, если человек не отличает добро от зла и совершает плохие поступки, он не станет наставником. Религиозный руководитель должен сам иметь учителя, а тот - своего духовного отца. Так передается традиция преемства духовничества. Если священник, к которому вы обратились, не имеет такого преемства, вы столкнулись с так называемым новоделом.

У духовного наставника не должно быть таких отрицательных свойств характера:

  • зависть;
  • злость;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • ревность;
  • гордыня;
  • склонность к воровству;
  • меркантильность.

Духовник не должен быть фанатиком, чтобы без споров выслушать и принять инакомыслие. Отношения с учеником должны складываться спокойно, поэтому учитель должен обладать мудростью и терпеливо выслушивать проблемы своего чада.

Чтобы быть чьим-то гуру, требуется Божье указание. Знание, полученное только из книг, не дает возможности стать духовным руководителем.

Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве

После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.

Первая стадия

Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.

Вторая стадия

На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу. Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение. С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.

Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении - плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.

Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.

Третья стадия

На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.

Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме

В Индии выделяют три типа гуру:

  1. духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
  2. просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
  3. аватар - гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.

Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами. Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад. Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.

Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.

Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой. Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы. Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».

Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель -ученик».

В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:

  • общественное мнение;
  • давление близких;
  • гордость самого христианина;
  • консервативные принципы.

Общаться с духовником означает быть сдержанным, послушным и смиренным. Не всем свойственны эти качества.

Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.

Духовный наставник

Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?

Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение».

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное».

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу».

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божий, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы.

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь».

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

8. Наставник Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению, без истинного духовного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.Но если понимание Отцов - задача не всегда

Из книги Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров автора Шэн-янь

Наставник Фу (497-569) Царь Сознания Стихотворение «Царь Сознания» было написано наставником Фу, мирским последователем (скр. упасака), также известным как Фу Ю, который жил во время правления императора У-ди из династии Лян, Он женился в шестнадцать лет, и у него было два сына.

Из книги Классические тексты дзэн автора

Из книги Сияющий Коран. Взгляд библеиста автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Дух Божий – наставник пророков Дух Святой как необходимый посредник в передаче пророчества от Бога к Его вестнику рассматривается в Ветхом Завете как персонифицированная, личностная, сила Всевышнего, руководящая пророком в периоды его экстатического духовного

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Наставник или властитель? Судьба свела мусульман, и только их, с феноменом, когда посланник Божий - Мохаммед - был одновременно и религиозным, и политическим деятелем. С одной стороны, он проповедовал новое религиозное учение, с другой - стал властителем в Медине, а потом

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Наставник На Западе еще полыхало пламя войны, а в Вырицу уже спешили страждущие со всех концов России и других освобожденных территорий. Ехали из Псковской, Новгородской, Великолукской, Калининской и других областей, из многострадального города на Неве и его

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Духовный наставник Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно

Из книги Библейские образы автора Штайнзальц Адин

НАСТАВНИК ТОЖЕ ПЛЯШЕТ Однажды вечером в праздник Симхат Тора сам Баал Шем танцевал вместе со своими учениками. Он взял в руки свиток Торы и пустился в пляс вместе с ним. Затем он отложил свиток в сторону и стал танцевать без него. В этот момент один из учеников, лучше всех

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

9 Аарон Шмот 4:14–16, 4:27–31, 6:13–9:12, 17:8–13, 32:1,35 ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК Моше и его брат Аарон действовали совместно, чтобы добиться освобождения еврейского народа из египетского рабства. Но в Танахе доминирует фигура Моше.На протяжении всей книги Исхода (Шмот), второй книги

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Наставник и учитель Исшедшим из мира необходим наставник. .Обманулись те, кои считают ненужным иметь наставника на пути благочестия. ; .Как должно поступать В избрании наставника, прежде вступления в поприще послушания, сообразуясь в этом с качеством своих

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

«Наставник пустыни» Старец Паисий прошел все образы монашеской жизни: в общежитии, в идиоритмическом монастыре, в монастыре в миру, в пустыне, в скиту, один в каливе. Пройдя через послушание, будучи, подобно тесту, замешан на Предании прежних отцов, он приобрел большой

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Наставник-грубиян Приход созерцания Монах Хунчжоу Фахуэй из местечка Чжутянь, что в провинции Цзянси, как-то спросил чаньского наставник Мацзу Даои: - В чем высший смысл прихода Бодхидхармы с Запада? - Эй, говори потише! - доверительно произнес монах Мацзу. - Подойди

Из книги О молитве Иисусовой и Божественной Благодати автора Голынский-Михайловский Антоний

Духовный наставник и умная молитва Заниматься исключительно умной молитвой необходимо под руководством духовника. Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Есть опасность, что душа впадет в прелесть. Нужна осторожность…Духовный наставник научит вас, как

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

5. Наставник (К стр. 51) «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя. Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли», - говорит Симеон Новый Богослов, преподобный отец X

Из книги автора

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК »127 На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем

На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?

Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем паче, что вся святоотеческая традиция говорит о необходимости духовного руководителя. В то же время мы часто слышим от церковных людей и от священства, что наступило такое время, когда духовных отцов быть не может. Вера оскудела, и по этой причине не надо пытаться, не надо искать... «Единственным наставником твоим, – говорят они, – могут быть сейчас лишь святоотеческие книги»... Не спешите сразу судить, так это или не так.

Чтобы не возникала путаница, нужно различать такие понятия, как священник-исповедник, духовный наставник, духовный отец и старец. Есть общецерковное мнение, что старчество теперь сильно оскудело. Но и сейчас есть всеми признаваемые духовные люди, к которым верующие прибегают за советом и считают их старцами.

Таковыми, например, являются: архимандрит Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Кирилл – в Свято-Троицкой Лавре, монашествующие в некоторых других монастырях нашей Церкви. К ним верующие люди часто прибегают для того, чтобы получить наставления, духовный совет, обрести правду жизни.

Искушения, связанные с духовным наставничеством

Проблема «младостарчества»

Существует и другая сторона этого явления, о которой неоднократно говорил митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях. В наше время немало молодых священников принимает на себя старческие обязанности. Не вполне осознавая, что есть духовная жизнь, они берутся отвечать на какие-то очень серьезные и глубокие жизненные вопросы прихожан. Они пытаются даже указывать им жизненный путь, более того, указывать с некоторой жесткостью, самонадеянно считая себя возвещателями воли Самого Господа. Такое «младостарчество» представляет собой серьезную опасность для воцерковляющегося человека.

Самоугодие

В то же время духовное наставление – явление необходимейшее, без него входящему в церковную жизнь обойтись никак нельзя. Представить порядок своей церковной жизни в миру дело непростое, увидеть самого себя сложно и практически невозможно, поэтому очень нужно и очень важно прибегать к священнику за советом, за наставлением.

Возникает вопрос о постоянстве обращения к наставникам, т.е. можно ли ходить к разным священникам и получать от них наставление или же необходимо советоваться только с одним. Тут возникает чисто психологический нюанс: если ходить к разным священникам, то невольно возникает искушение – наиболее трудные вопросы приносить к наиболее беспечным и слабым священникам, а малозначащие вопросы приносить наиболее строгим. В результате человек очень удобно устроит свое самоугодие, будет ходить с одним и тем же вопросом к двум, к трем священникам, а в итоге выберет один какой-то ответ из трех, тем самым приобретая навык определять самому, как ему поступить, возможно, искренне считая, что он живет по послушанию. Но в духовной жизни требуется как раз отложение от самого себя, своих самохотений, которые часто порождаются самоугодием. Такое послушание – одно из важнейших средств церковного развития, которое, к сожалению, многие не могут принять почти до самой смерти. Св. Феофан Затворник говорил, что узы духа, самоугодия, как самые глубокие, могут сопровождать человека до самого конца его жизни.

Немощь человеческая

Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести это ради Христа, чувствуя и слыша в этом повеление, согласное с Евангелием, с Евангельским характером жизни. Чаще всего по нашей духовной немощи в сердцах присутствует мощь гордыни, мощь себялюбия, мощь тщеславия. И эта мощь скрыта за хлипкой, как фанерка, оболочкой, которую только задень, она тут же задрожит вся, затронь сильнее, уже и прокололи. А если прокололи, то через эту фанерку такой фонтан забрызжет, что потом будешь за километр обходить этого человека. Не то что наставления будешь бояться сказать, даже советовать, когда настоятельно спрашивать будет, и то станешь с великой осторожностью. Церковные люди сегодня настолько уязвимы, что с ними приходится обращаться очень осторожно.

Искушение самомнением

Все осложняется не только тем, что многие из нас очень своенравны, очень самолюбивы, уязвимы и самонадеянны. Сегодня подавляющее большинство воцерковляющихся людей имеет образование – среднее, а большинство и высшее. Во многих живет мера самопознания, самодостаточности или же мера уверенности в себе. Каждый думает, что сам во всем разберется, если уж не сегодня, то завтра или послезавтра, почитает книги, хорошенько подумает, поразмышляет и обязательно доберется до истины. Вот эта уверенность в себе настолько сильна в сегодняшней интеллигенции, что к совету человек еще позволяет себе как-то прислушаться, тем более, что при этом свободен сам размышлять. А вот уже воспринять слово как наставление, а значит, делать и действовать уже именно так, как сказано, отложить свою волю, свое сознание, свое разумение, – этого сегодняшний человек позволить себе не может. А если при этом священник ведет себя чуть построже... Обычно строгий священник, давая наставление, не будет объяснять, почему так, а почему эдак... Когда мы начинаем объяснять, то привлекаем к исполнению сознание человека, т.е. мы уговариваем, убеждаем человека и в итоге добиваемся его согласия на то, что ему так полезно поступить. И человек действительно принимает это как наставление, но оказывается, что это наставление принято вовсе не сердцем, и потому серьезного духовного значения не имеет. Оно принято сознанием, которое удостоверилось в том, что священник действительно прав, советует разумно и здраво, настроен благожелательно... После такого убеждения человек остался внутренне доволен, он убедился в том, что не ошибся в священнике. И только после этого он позволяет себе принять данное слово священника как наставление. Здесь нет послушания, здесь есть согласие с разумным словом.

Как видим, в глубине человеческого сердца остается в этом случае все то же самоугодие, самодостаточность, человек не выходит за их пределы. К сожалению, большинство сегодняшней интеллигенции, живущей церковной жизнью10–15 лет, пребывает в таком состоянии, даже не подозревая этого. Не удивительно, что по этой причине исповедь почти не бывает исповедью, там нет покаяния. Человек исповедует грехи, но больше по сознанию, а не по сердцу. Это все равно что собраться на исповедь, налепив на себя банные листы, – пока лепил, то вроде бы держались на теле, а пока в очереди к священнику постоял, успел обсохнуть, и все отвалилось, лишь один-единственный какой-нибудь только и остался. И стоит человек, снова стараясь вспомнить, или выручает его бумага, которую он написал.

Священник советует ему:

– У тебя целых две страницы написано, там больше ста наименований грехов, а ты начни с того, о чем более всего скорбит твое сердце, о чем болит твоя душа. С этого начни, а потом и написанное вспомнится.

Человек на это медленно опускает свой листик и говорит:

– Батюшка, мне нечего сказать.

– Ладно, тогда говори по бумажке.

Но сказанное «по бумажке» при том, что нечего от сердца сказать, это явное говорение от сознания. Все то же самое интеллигентское состояние. Ничего более. Вся та же глубина и глыбища самоугодия, самодостаточности, которая очень хочет стать православным и поэтому по своему сознанию теперь выискивает методы и способы – как им стать? И обретя все эти методы, вооружившись способами, прочитав даже все пять томов «Добротолюбия» и вытащив оттуда все необходимое для этого, он, «вооруженный до зубов», теперь живет церковной жизнью! А в действительности это как раз и есть то самое состояние, про которое Господь сказал: «Многие скажут Мне: Господи, Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (). К сожалению, это состояние очень свойственно сегодняшним людям, и обратить такого человека к настоящему покаянию – дело очень непростое.

Вмешательство бесов

В отношениях с духовником необходимо коснуться еще такого момента: очень сильно осложняют ситуацию бесы, которые не спят, и там, где действительно начинаются серьезные отношения между чадом и духовником, стекается это невидимое зло. Там, где отношения хладные, или теплохладные, или же формальные, там бесы особенно не тревожатся, но там, где начинается серьезное наставление, вдруг, в одну минуту может произойти полный разлад всех отношений. В состоянии такого искушения духовное чадо не может правильно осознать происходящего. Ясно, что не может одна минута разлада перечеркнуть годы совместной духовной жизни, значит, явное искушение, которое нужно просто перетерпеть, и этим оно преодолеется.

Благоразумие или же простая рассудительность позволяют человеку все эти вещи распознавать, как бы его ни заклинило. Но когда человек уязвляется, у него закрываются не только чувства, но и разум. Минутным и даже многодневным искушениям нельзя доверять. Нельзя из-за того, что заклинило, рвать многолетние отношения. Претерпите до конца, и откроется Божий Промысел. Он всегда неожиданно мудр и глубок.

Стадии взаимоотношений с духовным наставником

Стадия первая: священник – исповедник

На первом этапе человек приходит к священнику просто как к исповеднику, которому приносит свои грехи. Человек почти ничего не спрашивает у священника, ему вполне достаточно тех книг, которые читает, и своего саморазумения, по которому, собственно, он и выстраивает свою жизнь. Он привык так жить в миру.

Стадия вторая: священник – наставник

На следующем, втором, этапе человек начинает все более и более доверять священнику и поэтому начинает уже прислушиваться к его советам. Однако чадо относится к совету очень произвольным образом. Совет можно принять, а можно и не принять. Значит, слово священника, воспринятое как совет, все равно остается в произвольном обращении самого человека. Человек как хочет, так с ним и обращается. Если он продолжает дальше ходить к этому священнику (а это возможно только в случае постепенно возрастающего доверия к нему и взаимного, а может быть, одностороннего, притяжения), то возможен выход на следующий этап. Он начинает удостоверяться в том, что некоторые невыполненные им советы были не просто человеческим измышлением. Потом, в дальнейшем, обстоятельства показали, что он был наказан за то, что их не выполнил, а значит, за ними стояла воля Божья. Он ее не исполнил и теперь наказан.

Такие откровения, которые он переживает в течение нескольких лет хождения к священнику как к духовнику, дают основание уверовать в то, что к словам священника надо все-таки прислушиваться. И постепенно он начинает относиться к священнику как к наставнику. Слова священника на этом этапе их отношений воспринимаются как наставление, а с наставлением обращаться вольно уже не будешь.

Наставление – это слово, которое ты принимаешь к исполнению. Это уже не совет. Если наставление принято к исполнению и, исполняя его, человек открывает, обнаруживает, что оно помогает ему возрастать в духовной жизни, то в результате он все более и более укрепляется в своих отношениях со своим духовным наставником. Прочитанные святоотеческие книги показывают, что путь, по которому ведет его духовный наставник, не расходится со Святыми отцами, общий единый дух сохраняется, и это его вполне устраивает.

И, наконец, по мере того, как христианин удостоверяется в точности и правильности наставлений, когда он их выполняет, получается хорошо, а когда нет – плохо (именно таким образом приходит вразумление), то его доверие укрепляется, и он с какого-то времени начинает относиться к священнику уже как к духовному отцу. Это совершенно новое качество. Формируется новое право священника по отношению к своему чаду, но это право – не самовластие священника, это властное право, которое чадо вручает пастырю как своему духовному отцу. Что это такое – властное право?

Рассмотрим на примере. Ребенок, родившийся в любой семье, относится к родителям как к власть имеющим над ним. Мама или папа могут ему не только указать, но и наказать. Могут не просто наказать, а наказать так строго, что никто другой такого права не имеет... И при всем при этом ребенок, переживая ужас и трагедию наказания, вплоть до истязания, тем не менее, успокоившись, вернется к родителям. Он не сбежит из дома и не скажет: «У меня нет больше отца или матери». Это надо очень сильно и очень грубо обращаться с ребенком или совсем его не любить, чтобы ребенок убежал из дома. Сейчас, правда, такое можно очень часто встретить, но это уже случаи явного отсутствия родительской любви. Если же родитель с любовью будет исполнять свой долг, если отец и мать своей родительской властью строго наказывают ребенка, он не убегает от них, и через день – уже как ни в чем не бывало он исправился, он больше так не делает. Дитя знает, что за плохой проступок мать или отец его строго накажут.

Когда у взрослого человека по мере углубления отношений со священником нарастает такая степень доверия, в конечном итоге она отпечатлевается его решимостью вверить себя уже как духовное чадо своему духовному отцу. С этого времени начинаются новые отношения с тем же самым священником, но уже как с духовным отцом, т.е. имеющим право жестко и строго отвращать свое чадо от его самохотения, самоугодия, своенравия и прочего.

Стадия третья: священник – духовный отец

С одной стороны, мы видим, что в некоторых ситуациях духовный отец может применять очень суровые меры, потому что своенравие настолько глубоко коренится в нашей душе, что искоренить его бывает порой очень трудно. Можно только вырвать это своенравие из нас, сделав какие-то крутые запрещения, или же жесткое наставление, или жесткое благословение поступать так и не иначе.

С другой стороны, отношения с духовным чадом принимают тишайший характер, когда священник не настаивает ни на чем, но дает лишь совет, ненароком сказывает. И, тем не менее, и совет, и слово воспринимаются чадом в самой глубине его сердца, его доброхотного следования сказанному духовным отцом. Не потому чадо слушается, что духовный отец поступил грозно, а потому, что само чадо доброхотной волею предано своему отцу, а любящим сердцем открыто его благословениям, ибо в них он приемлет саму волю Божью о себе.

Как становятся духовными наставниками?

Откуда же взяться сегодня таким священникам или монахам, которые могли бы показывать своим чадам сразу волю Божью? Действительно, благоразумный духовник на третьем этапе отношений не доверяет себе и волю Божью испытует. Благословит духовное чадо поступить так. Чадо исполнит, а дело не пошло. Человек возвращается к духовнику: «Вы благословили, а дело не пошло». Еще раз уясняются обстоятельства, заново ищет духовник волю Божью, молитвенно испрашивает, смирением слушает, даром рассудительности рассуждает, либо в молитве молча предстает Богу (каждый духовник делает, как ему дается) и вновь благословляет. Может опять ошибиться. Вновь чадо, все исполнив, как сказано, вернется с плохим результатом, если хочет, со своим рассуждением, и вновь будет думать и молиться духовник. И вместе с ним в то же самое время чадо будет смиряться пред волей Божьей и молиться о ней. И так до тех пор, пока не обретется, в чем же воля Божья.

Благодаря этим отношениям духовное чадо обучается вере и доверию, а духовник обретает духовный опыт наставничества. Придет ли он к той степени, когда воля Божья будет открываться ему с первого или со второго раза, знает Один Бог. Сам же он будет оставаться в чувстве неведения воли Божьей по своему недостоинству, а руководить чадом будет по послушанию своего служения. Сколько времени могут длиться такие испытующие волю Божью отношения? Для нас, нынешних духовников и нынешних чад, пожалуй, всю жизнь. Потому и не возможен, наверное, в наше время, т.е. для многих из нас, четвертый этап, т.е. степень старчества. Не каждый верующий найдет в священнике и духовного наставника. Большинство задерживается на первом этапе – ходят как к исповеднику. Немногие, выйдя ко второй степени, остаются на ней долго. Вскоре охладевают и возвращаются к первой. Те же, кто остаются, годами пребывают на ней, не решаясь к переходу на третью степень. Прибегать к священнику за советом, оставляя окончательное решение за собой, или искать благословения священника на дело, уже принятое своей волей и определенное своим разумением, как его совершать, – вот состояние многих современных церковных людей.

Да и священники в большинстве своем не ищут третьей степени, а тем более четвертой. Одни – по чувству недостоинства, другие – по благоразумию, третьи – по нежеланию брать на себя много заботы, четвертые – по лени, избегая лишних трудов, пятые – по маловерию.

В первые пять лет после хиротонии по воодушевляющей благодати Божьей, неправильно с ней обращаясь, священники могут соблазниться «младостарчеством». Но эта болезнь недолго длится.

Сколько же времени проходит от первого этапа до третьего? Около пяти-десяти лет. Третий этап может длиться до конца жизни. Вряд ли сегодня можно встретить отношения верующего человека со своим пастырем как отношения духовного чада с духовным отцом.

Редко кто из опытных, зрелых священников дерзает вообще предложить себя в наставники. Бывает, что священник это делает, если чадо того настойчиво просит, но соглашается на это далеко не сразу. Неопытные же священники соглашаются, но из этого редко что выходит доброе, или же складываются чисто поверхностные отношения, не имеющие в глубине своей смыслов церковной жизни.

Мы видим, что уже на степени наставничества от священника требуется не только священническое слышание событий, но и педагогическая мудрость. Сочетание священнической и педагогической мудрости дает реальную возможность для того, чтобы вести свое чадо. Дело это очень сложное.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Какие бывают стадии взаимоотношений с духовником?