Пилорама дисковая бензиновый своими руками чертежи. Конструктивный состав пилорамы. Пила как пила – продольная

При надобности любой пользователь может приобрести нужную ему пилораму, которая поможет ему в распиле древесины. Пилорамы являются очень полезным оборудованием, которое предназначено для таких целей. Если требуется использование пилорамы, то её приобретение предоставляется возможным, но есть и свои минусы.

Дело в том, что такое оборудование весьма дорого стоит , поэтому может хорошенько ударить по кошельку пользователя. Даже учитывая все сильные стороны таких устройств, их высокая цена может стать серьёзным препятствием для потенциального покупателя. Поэтому многие выбирают более сложный вариант получения себе такой пилорамы, но намного менее затратный, то есть предпочитают сделать это устройство своими руками.

Статья ниже содержит сведения об устройстве имеющихся вариантов пилорам, а также инструкцию по созданию самодельной дисковой пилорамы.

Устройство дисковых пилорам

Дисковые пилорамы применяются в случае, если требуется продольная распилка ствола дерева. Станок работает, используя электрическую энергию. Чтобы лучше разобраться в его работе, следует упомянуть те компоненты, из которых он состоит:

  • дисковые пилы - в зависимости от варианта пилорамы, может быть одна или две пилы;
  • передвижная каретка;
  • электродвигатели, обеспечивающие всю пилораму необходимой электроэнергией для работы.

Однодисковая пила может осуществлять распиливание брёвен в двух положениях , а именно горизонтально и по вертикали. Такой распил реализуется, благодаря отсутствию холостого хода, что обеспечивается движению каретки вдоль и поперёк ствола дерева.

Существует также и двухдисковый вариант пилорамы. Отличается он тем, что имеющиеся пилы смонтированы под 90 градусов по отношению друг к другу. Благодаря такой конструкции, такой вариант пилорамы имеет большую производительность, так как способен работать ортогонально.

Кроме вышеназванных пилорам, существуют и другие варианты конструкции станков такого типа, которые состоят из таких элементов:

  • подвижная каретка;
  • два электродвигателя, каждый из которых выполняет свою работу: на одном из них закреплена дисковая пила, а другой служит непосредственно для передвижения.

Пилорама, имеющая такой вариант конструкции, называется горизонтальной. Подвижная каретка в любом случае изготавливается из металла и должна свободно перемещаться вдоль направляющего рельса , используя для этого ролики.

Опять-таки, следует напомнить, что стоимость таких станков небольшой никак не назовёшь. Они действительно стоят немало, что отталкивает пользователей. Некоторые предпочитают положиться на собственные силы и изготовить такой станок самим, что позволяет сэкономить свои финансы , но при этом практически не потерять в производительности и качестве.

Конечно, для того чтобы изготовить станок такого типа, нужно иметь определённые навыки владения инструментом. Немаловажным также является наличие желания у пользователя, ведь, если есть желание, то и результат не заставит себя долго ждать.

Для изготовления самодельной пилорамы пользователю потребуется:

  • строительные козлы. Они могут быть либо деревянными, либо металлическими. Большой разницы нет;
  • доски;
  • металлические пластины;
  • крепёж;
  • электродвигатель;
  • инструменты.

Инструкция

Все вышеуказанные материалы и компоненты можно приобрести на строительном рынке. С этим никаких проблем возникнуть не должно. Затем следует выбрать подходящий вариант пилорамы. Самым простым является станок, конструкция которого состоит из стола, электродвигателя и вала с дисковой пилой, которые закреплены под столом и соединены ременной передачей. Принцип работы очень прост: нужно просто двигать древесину по направлению к выступающему над столом сегменту работающей дисковой пилы.

Чтобы собрать данный вариант самодельной дисковой пилорамы, нужно сначала сделать раму. Для этого нужно просто соединить досками козлы. Поверхность стола должна состоять из металлических пластин толщиной до 1,2 мм и шириной 230-250 мм. Эти пластины соединяются между собой перемычками и винтами , а затем устанавливаются на деревянное основание, которое предварительно было установлено на козлах. Все вышеназванные детали соединяются между собой при помощи гаек и винтов. Между пластинами должно остаться небольшое расстояние. После закрепления пластин следует сделать паз в основании стола. Дисковая пила не должна касаться его стенок.

Инструмент для распила можно приобрести на строительном рынке. Его диаметр должен быть не менее 450 мм. Но пользователь вполне может сделать его своими руками, для чего потребуется заготовка из дюралюминия или инструментальной стали , диаметр которой будет составлять 400-500 мм, а толщина будет равняться 3 мм. Чтобы превратить такую заготовку в полноценную дисковую пилу, следует сделать на ней всего два или три зуба. Этого будет достаточно для того, чтобы самодельная дисковая пила смогла осуществлять резку самой разнообразной древесины.

Для того чтобы создать резцы, можно использовать пластинки из твёрдых сплавов или же сломанные свёрла. Их потребуется просто приварить к диску. Нужно помнить о том, что успешная работа такой пилы будет возможна только в том случае, если угол резания у зубьев будет составлять 27-32 градуса, а задний сход - до 15-ти.

После сборки самодельной дисковой пилы требуется тщательная балансировка , так как от этого будет напрямую зависеть качество распила. Режущий элемент закрепляется на валу. Кстати, его выточку можно осуществить посредством использования токарного станка. В принципе, уже готовый собранный узел с выходящим валом, а также шкивы для ременной передачи, можно приобрести всё на том же строительном рынке, на котором могут быть приобретены и другие компоненты.

Купленную или самодельную пилу нужно надеть на вал, а затем закрепить. Сверху должен быть укреплён электродвигатель. Он обязательно должен иметь возможность перемещения. Это необходимо для достижения натягивания ремня.

Также не следует забывать и направляющей, которая обязательно потребуется для последующей работы. Её можно сделать из досок, в форме буквы «П».

После всех выполненных пунктов инструкции (при условии, что они были выполнены корректно и с учётом всех рекомендаций и параметров), пилорама сможет работать и помогать пользователю в его работе.

Выводы

Создать свою самодельную дисковую пилораму своими силами возможно. Нужно просто потратить некоторые средства на приобретение компонентов, а также немного своего времени. Звучит непривлекательно, но зато пользователь будет доволен собой и результатами своей работы.

Самодельная пилорама выйдет пользователю намного дешевле , чем фабричный станок, но не уступит ему в производительности.

В частном хозяйстве дисковая пилорама своими руками дает возможность производить брус, доски из бревен среднего и большого сечения. С ростом предполагаемого объема продукции, увеличиваются требования к точности, тщательности выполнения сборочных работ, качеству использованных материалов.

Выбор конструкции

Разрабатывается конструкция дисковой пилорамы под конкретные нужды. Производительность, ширина бревна, ровный рез на всю длину заготовки предполагают определенные технические решения в собираемом оборудовании. При ручной подаче увеличивается волна плоскости полученной доски. Размер диска пилы, пределы его смещения относительно упорной площадки зададут максимальный габарит древесины под распиловку.

Главные узлы

Компоненты будущего станка нужно сначала правильно расположить на чертеже. В устройство любой дисковой самодельной пилорамы входят:

  • рама. Объединяет все составляющие в функциональное целое. В то же время расстояние между частями должно позволять безопасно выполнять работу своими руками, техническое обслуживание, охлаждение, удаление отходов. Главные качества – устойчивость, жесткость;
  • двигатель. Электрический трехфазный вариант выбирают по мощности, количеству оборотов. Рабочее напряжение 380 В. При отсутствии подключения к сети ставят бензиновый мотор с повышающим редуктором;
  • режущий узел. Располагается горизонтально, вертикально. Состоит из одного диска или двух (угол). Одиночная пила может фиксироваться в одном заданном положении или поворачиваться на 90° для исключения обратного холостого хода (рез угла);
  • линия подачи. Простая самоделка ограничивается неподвижным столом с ручной подачей. Используют этот тип для мелких работ своими руками с заготовками не больших размеров. Массивное бревно подают под нож на каретке;
  • пульт управления. Выполняет операции включения/отключения, доступные регулировочные переключения (обороты, подача, индикация). Выносится в удобное для работы и контроля процесса место на раме.

Несмотря на то, что изготовление происходит в домашних условиях, надо соблюдать меры безопасности – вращающиеся части закрывать кожухом, со стороны оператора установить защитный лист металла от разлета диска. Деревообрабатывающие дисковые пилорамы относятся к оборудованию повышенной опасности.

Два диска

Повысить производительность переработки позволяет конструкция дисковой пилорамы с двумя одновременно работающими режущими инструментами. Располагаются они под прямым углом друг к другу. Такие самодельные устройства более сложны в изготовлении.

Каждый диск снабжается своим двигателем и приводом. Частоту оборотов подбирают одинаковую.

Перемещение по горизонтали угловых пар диска с приводным механизмом происходит на подвижной каретке. Под нее выставляют направляющие. Для регулировки своими руками взаимного расположения дисковых пил, каждую пару оснащают регулировочными приспособлениями.

Чертеж и материал

В зависимости от конструкции, составляют чертежи дисковой пилорамы различной сложности. В индивидуальной разработке нужно учесть определенные требования.

  • используя подачу бревна на каретке, ширину платформы принимают равной ширине направляющих рельс. Это обеспечит устойчивость под нагрузкой. Рельс берут Р50, катки подбирают соответственно;
  • на платформе предусмотреть зажимы для ствола дерева, удобную, надежную фиксацию различных размеров заготовки;
  • желательно не совмещать на жесткий привод электромотор и пилу. Следует защитить его ременной (цепной) передачей. Это позволит улучшить воздушное охлаждение обмоток, вывести из зоны интенсивного образования древесной пыли. Перед созданием своими руками чертежа нужно измерить размеры двигателя, при одинаковых характеристиках, производитель дает свой размер по габариту;
  • рабочую зону рассчитывать для пилы Ø 500 – 700 мм;
  • раму, в зависимости от габаритов установки делать сварную или разборную (перемещение на новое место работы). В основную обвязку ставят швеллер № 4, № 6. Дополнительные элементы жесткости делают из стального уголка, трубы (при необходимости).

Порядок сборки

Процесс монтажа своими руками делят на 3 этапа. После каждого сверяют с рабочим чертежом размеры, допуски, предел хода подвижных частей.

  1. Каркас несущей рамы. Выполняют сварные (болтовые) стыки. Проверяют качество, диагонали, расположение посадочных мест, устойчивость.
  2. Подающая часть. В случае неподвижного стола, уровнем выставляют горизонтальную плоскость. Фиксируют совпадение продольной оси с несущей рамой. Для подвижной платформы сначала выставляют рельсы на одном уроне соосно между собой и основанием. Нагружают тележкой с проверкой плавности хода, отсутствия затирания реборды колес. Небольшая самодельная дисковая пилорама может иметь легкую тележку на подшипниках, роликах. Для них делают направляющую колею из уголка для прохода вперед — назад. На больших моделях применяют принцип перемещения каретки с диском над неподвижно закрепленным на столе бревном.

  • Режущий орган. Первым выставляется вал пилорамы с пилой. Опорный подшипниковый узел крепят на подрамник, проверяют ось вращения, наличие биений. Затем на посадочные пазы навешивают двигатель. Болт крепления не должен располагаться у края паза. Если используется клиноременная/цепная передача, То при многократных оборотах она послабляется, необходима последующая натяжка. При замене на новое изделие двигатель снова подают ближе к валу. Плавную регулировку можно выполнить распорными болтами по каждой стороне. Сильно натянутый ремень или цепь перегреваются при длительном действии оборудования.

При сборке угловой пилорамы своими руками с блоком дисков на подвижной каретке, проектные расстояния контролируют по всей длине хода. Неожиданное изменение углов наклона пил во время распиловки приведет к порче сырья, аварии.

Индивидуальный подход

Там, где не требуется пилорама большой производительности, конструируют мини-станок со скользящей подачей по неподвижной плите.

С увеличением веса, длины заготовки стол оснащают свободно вращающимися вальцами для облегчения ручного нажима.

Универсальным решением будет поворотный (90°) редуктор для дисковой пилы. В некоторых случаях хозяин предпочитает установить торцевые зажимы для вращения заготовки вокруг продольной оси.

Двигать дерево или пилу – решающий вопрос в разработке конструкции пилорамы.

Древесина — один из древнейших материалов, которым и поныне пользуется человечество. Без нее не могут обойтись ни в строительстве, ни в производстве мебели, ни во многих других областях, где требуется достаточно прочный, легко обрабатываемый недорогой материал.

А изготовление деревянных изделий своими руками может быть не только профессиональным, но и любимым делом, которое приносит кроме пользы еще и удовольствие.

1 Общие данные

Работа с древесиной начинается с распиловки ствола дерева на доски, брус или рейки. И в этом случае, наиболее подходящим устройством для получения из бревна соответствующих пиломатериалов, является пилорама:

  • дисковая;
  • цепная;
  • ленточная;
  • дисковая угловая (углопильная).

Все эти типы распиловочных станков можно сделать своими руками для использования в домашнем хозяйстве или на небольшом производстве. Самодельная пилорама, при всей своей неказистости, будет работать ничуть не хуже заводской.

При этом она сэкономит массу денежных средств и поможет стать настоящим специалистом в области деревообработки.

1.1 Дисковая пилорама

Сделать своими руками дисковую пилораму наиболее просто, так как для этого не понадобятся какие либо особые знания. Достаточно изучить несколько готовых проектов, или позаимствовать принцип работы и особенности компоновки у заводских образцов.

Дисковая пилорама сделанная своими руками

  • «Урал» — дисковая пилорама позволяющая работать с заготовками диаметром до 800 мм и получать от 65 до 75% выхода обработанной древесины. Производительность составляет до 10м³ за смену;
  • «Корвет» — углопильная дисковая пилорама, которая может работать с сырьем до 1000 мм в диаметре.

Самодельная дисковая пилорама состоит всего из нескольких узлов:

  • станины;
  • электродвигателя;
  • дисковой пилы.

Все остальное (привод, схема электропитания, система подачи и крепления древесной заготовки) добавляется к этим частям в соответствии с собственными желаниями и возможностями.

Самый простой вариант мини пилорамы представляет собой стол, с прикрепленным снизу валом, на котором расположен зубчатый диск, вращающийся в узкой щели столешницы. Привод осуществляется посредством передачи вращательного момента через ремень от электродвигателя.

Для изготовления станины (стола) потребуются металлические уголки или деревянные брусья, из которых можно сделать каркас, на котором затем закрепляется рабочий стол.

Режущие диски также можно сделать своими руками из стального или дюралевого листа толщиной 3 мм. Размер (диаметр) диска должен быть в пределах 50 см и его достаточно оснастить всего двумя-тремя зубьями. Этого вполне достаточно для работы практически с любой породой дерева.

Сделать режущие зубья можно из сломанного сверла или твердосплавной стали. Угол реза у них должен быть выдержан в пределах 30 градусов, а задние углы не менее 15 градусов. После закрепления зубьев на диске, его необходимо сбалансировать, для того чтобы избежать ненужной вибрации при вращении.

1.2 Ленточная пилорама

Более точным определением такого мини устройства, сделанного своими руками, является выражение — самодельная шинная пилорама. Потому что зачастую, пильная лента такого устройства, расположена на двух обычных автомобильных колесах от легковушки.

Ленточная мини пилорама может иметь такие основные характеристики:

  • каркас высотой 1,2 м с шириной и глубиной по 0,9 м;
  • направляющие рейки (рельсы) по которым происходит передвижение каркаса шириной 0,9-1,2 м и длиной до 8-10 метров.
  • пильная лента расположена на колесах с шинами R13 любой стандартной высоты и ширины;
  • ленточная пила, соединенная в кольцо, имеет длину в 2,66 м.

Общий вес движущейся на роликах по направляющим конструкции обычно не превышает 50 кг, а сами направляющие могут быть сделаны разборными.

Поэтому слово мини — вполне подходит для такого устройства, так как при необходимости его легко можно перевозить в разобранном виде даже на легковом автомобиле.

2 Конструкция

Для того чтобы сделать такую мини пилораму достаточно придерживаться следующих принципов:

  • создать движущийся на роликах (по направляющим) каркас, на котором будет закреплена ленточная пила на колесах и привод, оснащенный бензиновым или электрическим двигателем;
  • проложить направляющие (рельсы) для передвижения вручную рабочей конструкции при распиловке;
  • предусмотреть элементы крепления заготовки (бревна) между рельсами;
  • оснастить рабочую часть конструкции точным подъемным (опускающим) механизмом для выставления размеров (толщины) будущей доски;
  • обеспечить водяное охлаждение пилы (струя воды из трубки, выведенной от высоко расположенной емкости).

2.1 Принцип работы

Вращаясь на двух колесах, ленточная пила, замкнутая в кольцо, своей нижней частью проходит через древесину, распиливая ее. Для продвижения вперед, необходимо приложить небольшие усилия, толкая подвижную конструкцию перед собой.

Шины на колесах необходимо отбалансировать, для устранения вибрации, которая может повлиять на качество распила. С каждым новым проходом с заготовки снимается слой определенной толщины, которая задается опусканием по вертикали подвижной части с режущим узлом.

2.2 Угловая пилорама

Углопильная мини пилорама, которую вполне возможно сделать своими руками, позволит получать очень качественные пиломатериалы. Это обусловлено тем, что с ее помощью можно получать доски радиального распила, которые отличаются своим отличным качеством и достаточно высокой ценой.

Основные принципы, которых необходимо придерживаться, для того чтобы сделать такое устройство своими руками, очень схожи с созданием ленточной пилорамы.

Необходим движущийся по направляющим каркас с электрическим двигателем и дисковой пилой. Вся разница заключается только в том, что угол пропила может меняться от 0 до 90 градусов, а не быть расположенным строго горизонтально.

Возможно сделать несколько другое устройство — с двумя режущими элементами, которые будут работать поочередно, но поворота не требуют, так как изначально установлены в перпендикулярных друг к другу плоскостях.

2.3 Процесс распила на угловой дисковой пилораме (видео)


2.4 Технология распила

При начале роспуска бревна, пильный диск устанавливается горизонтально. Сделав горизонтальный рез по всей длине заготовки на заданную глубину, при обратном проходе его устанавливают вертикально, и таким образом, он отрезает от бревна доску или брус с нужными параметрами.

Такая технология распиливания позволяет сразу получать пиломатериал конкретной конфигурации (определенного сечения).

В варианте с двумя дисками изменять плоскость распиливания нет необходимости. Сначала проходит горизонтально расположенная пила, а затем она отводится, а к работе приступает другая — вертикально расположенная.

2.5 Пилорама из бензопилы

Самодельная пилорама из бензопилы, которую можно сделать своими руками — самый простой вариант мини пилорам из всех представленных выше. Цепная пила уже надежно размещена, имеет привод и не требует каких либо дополнительных устройств.

Изначально цепная бензопила сконструирована как ручной инструмент. Но для того чтобы провести точный и ровный распил требуется стабильность в движении, чего обеспечить человеческая рука просто не в состоянии.

Поэтому и возникла идея создать устройство (приспособление) обеспечивающее надежное передвижение режущего элемента вдоль распиливаемой заготовки.

Для изготовления своими руками пилорамы из бензопилы потребуется следующие материалы:

  • два швеллера (140-180 мм) длиной 8-10 метров;
  • уголок 50×100 мм длиной 80-100 см 4-5 штук;
  • уголок 40×40 мм;
  • трубы с сечением 35-40 мм с подвижными штангами на них.

Из швеллеров и уголков изготавливается дорожка для передвижения по ней тележки, сделанной из уголков, и установленной на ролики (подшипники). На дорожке устанавливаются закрепляющие элементы для удержания заготовки (бревна) при помощи подвижных штанг.

Бензопила закрепляется на штативе тележки, также как и болгарка на самодельном отрезном станке, с возможностью изменения высоты ее расположения.

2.6 Принцип работы

Заготовка надежно закрепляется посередине направляющих. Бензопила устанавливается на раме тележки в строго горизонтальном положении пилящего узла. При работе тележка передвигается вдоль заготовки вручную распиливая бревно по мере продвижения.

Ленточная пилорама своими руками позволяет значительно экономить, если существует необходимость постоянной обработки древесины при строительстве домов, в хозяйстве либо при наличии собственного небольшого производства.

Конечно, можно не ломать себе голову и купить инструмент, но сделанный своими руками, как говорилось выше, обойдется значительно дешевле.

Ленточная пилорама многим более известна как ленточная пила. В зависимости от объема работ выбирается тип инструмента.

Пилорама может быть ленточного типа, цепного или дискового типа. Мы рассматриваем изготовление ленточного типа.

Принцип работы ленточной пилорамы очень легко объяснить на примере катушек с нитками.

Вся конструкция напоминает вращение двух катушек, между которыми натянута нить. Эта нить и играет роль пилы, а расстояние между катушками является предельным размером бревна.

Что позволяет делать ленточная пилорама:

  1. Подготавливать бревна, то есть подгонять их под один размер и форму;
  2. Распиливать бревна по заданной схеме после настройки оборудования;
  3. После распиловки остаются небольшие дефекты, которые нельзя устранить, применяя самодельные пилорамы, поэтому дальнейшая обработка дерева происходит вручную.

Ленточная пилорама работает следующим образом: бревно закрепляется на платформе и остается неподвижным, мобильная тележка начинает свое движение и распиливает дерево, пила находится в горизонтальном положении.

Чтобы в конечном итоге получилась доска нужного размера, необходимо изначально задать параметры оператором. В качестве пилы выступает пильная лента, которая должна быть хорошо натянута.

Как работает самодельная пилорама, см. на видео.

Перед работой необходимо подготовить оборудование: для этого точат пилу, разводят зубья.

Какие материалы нужны для создания пилорамы?

Следует отметить, что материалы подбираются в зависимости от того, сделаны чертежи или нет, потому что именно правильный чертеж является основой качественного изделия, благодаря которому делается расчет материалов:

  • Шкивы можно взять новые или старые в хорошем состоянии;
  • Трубы различные по диаметру;
  • Рельсы – можно сделать самому из уголков. Располагать уголки лучше ребром вверх, это нужно для того, чтобы продлить «жизнь» колесикам;
  • Профильные трубы для создания шпал;
  • Швеллер.

Помимо материалов потребуются следующие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • фрезерный станок;
  • болгарка;
  • дрель, удобнее использовать электрическую;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • наборы отверток и гаечных ключей;
  • струбцина;
  • болты, гайки и прочий крепежный элемент;
  • линейки, рулетка, угольники и пр.;
  • ножовка.

Конструкция пилорамы

В основе организации работы лежит блочный принцип.

Он предполагает различные вариации устройства, начиная с базового, где подача пилы осуществляется вручную, заканчивая наиболее сложными узлами, когда пила подается автоматически, толщина резания выставляется, электронная система программируется и пр.

Составляющие узлы конструкции:

  • для организации движения распилочной ленты используется рама с двумя направляющими;
  • винтовой механизм подъема ленты;
  • гидравлический или пружинный узел для натяжения ленты;
  • ведущее и ведомое колеса (шкивы);
  • кожух для ограждения колес;
  • держатель ленты;
  • клиноремная передача;
  • электродвигатель;
  • рельс для осуществления движения ленточной пилы;
  • эксцентриковые зажимы для удерживания бруска (бревна);
  • упор;
  • бак с жидкостью для смачивания.

Для создания ровного надежного изделия необходимо сделать чертежи, по которым будет проходить сборка всей конструкции.

При этом чертеж должен быть изучен и понятен, иначе можно попросту потерять не только время, но и деньги.

Сначала изготавливается станина (неподвижная часть) станка, имеющая П-образную форму.

Сделать ее можно из двух швеллеров, которые можно заменить двумя рельсами (за неимением первых материалов). Если использовать рельсы, то их нужно установить так, чтобы подошва оказалась сверху.

Станину также можно сделать из уголков (50х100 мм).

Высота швеллера должна быть не меньше 14 см, длина должна быть около 8 метров.

По всей длине материалов с шагом в 1-1,5 м нужно просверлить отверстия. После этого при помощи труб, длина которых равна 25 см, швеллеры нужно стянуть между собой.

Используются при этом резьбовые шпильки или болты.

При этом конструкция дополнительно укрепляется с помощью раскосов, поскольку необходимо добиться жесткости изделия. См. чертеж.
Далее собирается мобильная тележка, размеры которой выставляются в зависимости от ширины станины, при этом тележка с обеих сторон должна быть несколько больше (примерно на 8 см) станины.

Длина передвижной конструкции должна быть примерно 60 см. Чаще всего тележка изготавливается из стальной плиты, толщина которой 46 мм.

На корпусе конструкции сбоку устанавливается специальный штурвал, обеспечивающий управление тележки.

Направляющие по бокам должны быть оснащены звездочками, с которыми соединяется штурвал управления.

Вся конструкция перемещается при помощи натянутой цепи, которая исключает свободное хождение штурвала.

Чтобы при работе пилорамы бревно не выскакивало, необходимо сделать фиксаторы, которые выполняются из труб.

Удобнее использовать трубы, внутренний диаметр которых не превышает 35-40 мм, поскольку внутри будут установлены подвижные штанги.

На трубы сверху необходимо поставить прижимы. Металлический уголок является материалом, из которого сооружают прижимы. Также подлежат установке зажимные кулачковые механизмы.

Если прижимные элементы будут менее 15 мм, то о надежности конструкции речи идти не может.

Если заняться двигателем в конце работ, то необходимо заранее его приобрести, чтобы пропорции всей конструкции были правильными.

Для рассматриваемого примера (длина станины равна 8 м) мощность двигателя должна быть не менее 10 кВт, а диаметр пилы не должен быть меньше 1 м.

В противном случае, размеры всей конструкции необходимо пересмотреть на меньшие.

Чтобы самодельная пилорама работала более эффективно, следует обратить внимание на некоторые рекомендации:

  1. Конструкция должна быть устойчивой и крепкой, поскольку приходится работать с бревнами различными по весу и размерам;
  2. Выполнять работы по сборке оборудования необходимо непосредственно на том месте, на котором планируется его размещение. Это обусловлено массивностью и большим весом конструкции;
  3. Необходимо постоянно смотреть за работой оборудования и поправлять настройки, поскольку конструкция делается своими руками, без применения точных программ и компьютеризации;
  4. Самодельные пилорамы «разбрасываются» стружкой, поэтому нужно либо соорудить дополнительные конструкции, либо делать уборку после выполненных работ;
  5. Широкий ленточный пропил влияет на образование большого количества отходов;
  6. Для обеспечения эффективной работы мобильной тележки необходимо использовать прокладки и пластины, при этом прокладки нужно брать по толщине больше швеллера на 0,5 мм;
  7. Электродвигатель можно легко заменить бензиновым двигателем. Этот вариант будет более простым, потому что можно использовать бензопилу, а точнее ее двигатель. Полотно от бензопилы будет идти в качестве ленты. Как сделать бензиновую ленточную пилораму, см. на видео;
  8. Все закрепляющие элементы должны быть надежно зафиксированы для обеспечения безопасной работы всей конструкции;
  9. Для обеспечения эффективной работы пила должна быть наточена, а зубья разведены.

Дисковая пилорама

Рассмотрим более простой вид самодельной пилорамы.

Для того чтобы сделать дисковую пилораму, потребуется найти дисковую пилу. В качестве мотора будет использоваться электродвигатель.

Сначала необходимо сделать сварную раму, на которую нужно будет поставить металлическую плиту с прорезью для диска. Снизу к плите нужно прикрепить вал плиты на подшипниках и шкивах.

Колесо электрического двигателя соединяется с пилой ремнем.

Чтобы обеспечить хорошее натяжение ремня, необходимо использовать массу самого двигателя, а также можно воспользоваться утяжелителями. Дисковая пилорама готова.

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.