Избранник небес и любимец верных. Миша-Самуил. Жизнеописание местночтимого угодника Божия Блаженный мишенька переславский

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    16. Местночтимый угодник Божий блаженный старец Михаил.

    С храмом Живоначальной Троицы неразрывно связано еще одно замечательное и дорогое насельникам Никитской обители имя. Расположенный на расстоянии одного километра от монастыря, Троицкий храм был построен в 1855 году на средства прихожан и радовал глаз путников, проезжавших по дороге Москва - Ярославль. Возле храма, слева у алтарной апсиды, находится могилка местночтимого угодника Божия блаженного Миши-Самуила, скончавшегося 23 февраля/8 марта 1907 года. Отпевание Миши-Самуила совершал священник Ягреневского храма Рождества Богородицы отец Николай Смирнов, лично хорошо его знавший. Он же составил дошедшее до нашего времени краткое жизнеописание блаженного. Интересные сведения о Мише-Самуиле обнаружены в записях К. Пыряевой, духовной дочери преподобного Серафима Вырицкого (ум. 1949), которые она получила из рукописной тетради монахини Феодоровского монастыря Сусанны. В свою очередь, монахиня Сусанна эту тетрадь получила от отца Феофана - последнего священника Троицкой церкви.

    В 2007 году исполнилось 100 лет со дня кончины блаженного старца Михаила, жившего в Переславском уезде Владимирской губернии (ныне Переславский муниципальный округ Ярославской области). В течение века не угасает память о нем. Имя Миши-Самуила почитали, главным образом, в Переславском крае. Однако и в Сергиевом Посаде, и в Ярославле , и в Москве , и даже в Санкт-Петербурге многие знают о блаженном, хранят в памяти рассказы о нем своих бабушек и прабабушек и почитают его. На его могилку приходят, просят его молитвенной помощи в болезнях и житейских невзгодах. Как при жизни, так и после кончины Миша-Самуил является скорым помощником всех, с верою к нему обращающихся. Очевидно, что не без молитвенной помощи блаженного старца удалось вызволить из разрухи и сам Троицкий храм.

    Храм во имя Живоначальной Троицы был закрыт, как мы уже знаем, в 1939 году и в нем разместили кузницу и другие производства. Но в 1942-1943 годах отрезвленная страшной войной власть вновь дает разрешение открыть храм. Однако через год вновь его закрывает. 59 лет он был в поругании, без крестов, «нищ и наг» (Откр. 3, 17). Словно повторял 59-летний земной путь Миши-Самуила, когда тот, как неприкаянный, гонимый и ненавидимый многими, «нищ и наг» бродил по улицам Переславля и проселочным дорогам.

    В 80-е годы здание храма было сдано в аренду местному механическому заводу. В зимней части храма была устроена смотровая яма для ремонта автомобилей. Для удобства въезда внутрь помещения в южной стене храма был сделан пролом шириной около четырех метров. В последние годы в алтаре размещалась мастерская по производству сетки «рабицы». Видимо, рабочих, вынужденных трудиться в этом помещении, что-то смущало: в восточной части алтарного свода на потолке была выцарапана надпись: «Господи, прости меня».


    Блаженный Мишенька, Христа ради юродивый. Фото начала XX века.

    Храм был возвращен Церкви лишь в 1999 году. Завод, завладевший зданием храма, долго не хотел отдавать его, хотя было решение суда в пользу Церкви. Администрация завода не соглашалась подчиниться решению суда даже тогда, когда сам завод уже находился в состоянии банкротства. Наконец весной 1999 года, за две недели до праздника Святой Троицы, удалось окончательно решить вопрос о передаче храма настоящим и законным хозяевам. Эти две недели прошли в напряженном труде: внутреннее помещение храма и территория вокруг него расчищалась от производственного мусора, стены алтаря отмывались от многолетнего слоя мазута, а своды и потолки - от копоти. Была засыпана смотровая яма, наскоро устроен временный иконостас. В последние перед праздником дни работы начинались с рассветом, а завершались далеко за полночь. Дружно работали монахи, священники, послушники, трудники. И 30 мая, на праздник Святой Живоначальной Троицы, в храме, воздвигнутом в Ее честь и возрожденном насельниками Никитской обители, была отслужена, после долгого периода лихолетья, первая Божественная литургия. А в скором времени был восстановлен и придел во имя преподобного Никиты Столпника.

    В последние годы были подготовлены материалы для канонизации в лике святых Русской Православной Церкви местночтимого угодника Божия блаженного старца Михаила. Представляем благочестивым читателям краткий пересказ книги «Миша-Самуил», изданной в 1908 году в Санкт-Петербурге иереем Николаем Смирновым, с некоторыми добавлениями из других дошедших до нашего времени источников и воспоминаний старожилов.

    Блаженный Миша родился в 1848 году, в семье крестьянина, в селе Ям, расположенном в двух километрах к юго-востоку от Переславля-Залесского. Его полное имя - Михаил Васильевич Лазарев.

    С детства Миша отличался от своих сверстников углубленностью во внутренний духовный мир, избегая их шумных игр и затей. Уже с раннего детства фактически принял он на себя подвиг юродства. Жители села считали его глупым, безумным. Но более внимательно они стали приглядываться к Мише, когда он символически и прикровенно начал предсказывать грядущие события. Рассказывали, что еще восьмилетним мальчиком он в своем селе и окрестностях предсказал эпидемию. Посреди села он выкопал две могилки, заполнил их еще незрелыми яблоками и, засыпав землей, поставил на них крестики. Когда товарищи и мужики стали его за это бранить, он отвечал им: «Не любо - поплачешь». Через неделю он начал возить землю лаптями на сельское кладбище. Когда окружающие стали бранить и даже бить его, то он только и говорил: «Не любо - поплачешь». И что же? В этом селе вскоре случился мор, унесший в могилу множество молодых людей и детей. Односельчане этот случай поняли по-своему, расценив его как колдовство, и сельская община стала требовать от родителей Миши вывезти его из села.

    Когда Мише исполнилось 12 лет, родители повезли его в Переславль на ярмарку. На обратном пути они не взяли его с собою, сказав, что пора ему самому содержать себя. После этой поездки отрока больше не пускали в дом, ночевал он на сеновале в сарае, за столом родительским он больше не сидел, ему отказали даже в куске насущного хлеба. Отец брал ременный кнут и, как бродячего пса, выталкивал его за ворота... Прожив зимние холода под чужими крышами, весной Миша уходил в город. Сначала на несколько дней, потом на месяц, потом навсегда оставляет недобрый для него родительский кров, родное село, обитая чаще всего на городских кладбищах, часто ночуя под открытым небом, потому что в городе его преследовала уличная детвора. Так отрок Михаил в нищенской одежде, без средств к существованию практически остается один. Теперь он бродит по улицам Переславля.

    Беспризорного мальчика приютил в своей келлии иеромонах Никольского, тогда еще мужского, монастыря Самуил, известный в Переславле своей высокой духовной жизнью. Он же и стал духовным наставником Миши. Перед своей кончиной иеромонах Самуил передал Мише чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил свою скуфейку. От него же Миша получил благословение на подвиг юродства и на второе имя «Самуил», которое закрепилось за ним в народе после смерти иеромонаха Самуила (в схиме Николая). По преданию, иеромонах Самуил предсказал Мише: «Погоди, ты еще будешь, как пророк, своим глаголом жечь сердца людские».

    Миша-Самуил был высокого роста, с типичными русскими чертами лица: с русыми пышными, вьющимися волосами, окладистой бородой, тонким носом с горбинкой. Темносерые глаза его, необыкновенно живые и добрые, в храме иногда озарялись неземным светом. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под старое изношенное полупальто он всегда надевал передник (фартук), сшитый им самим из серого тонкого полотна, с двумя большими карманами. В одном он носил четки, иногда - дневное пропитание. В другой карман он опускал монеты, которые ему подавали. На рукавах у него были красные повязки, как бы поручи. На ногах он носил опорки от сапог (сапоги с отрезанными голенищами) . В левой руке Миша обычно держал скуфейку, которую ему подарил иеромонах Самуил. В скуфейку он собирал подаяние.

    Не заботился Миша о том, во что ему одеться и что поесть - добрые люди подавали ему и пищу, и одежду, и давали приют. Но чаще других он посещал Троицкую слободку, где любил останавливаться в доме братьев Никиты и Семена Вуколовых. Никита жил с семьей в доме, а убогий безбрачный Семен занимал пристройку к дому. Семья у них была богомольная, и Мишенька их любил и уважал, хотя жили они очень бедно. Бывало, мать Никиты приглашала его поесть, а он отказывался и говорил: «Сыт, сыт, сыт». Обычно он останавливался у Семена, но спал зимой и летом на крыльце. Ему говорят: «Мишенька, иди на голубец в дом», а он отвечает: «А мне тепло, тепло». Иногда к Мише приходила его сестра и звала его домой, в село Ям: «Мишенька, Мишенька, пойдем домой», а он говорит: «А мне здесь хорошо, хорошо».

    Жители Переславля обращались к Мише-Самуилу за советом в несчастных и затруднительных обстоятельствах жизни. Однажды у одного купца украли породистых лошадей. Купец от горя был готов покончить с собой. Его привели к Мише, и блаженный еще до разговора, едва завидев несчастного, утешил его советом: «Поезжай домой - найдется». И действительно, возле дома купца встретили родные и обрадовали известием, что коней к дому привели воры-цыгане, задержанные полицией.

    Говорили, что перед смертью кого-либо Мишу часто видели плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Иногда же он заходил в дом и просил у хозяев белую рубаху, что тоже считалось предвестником скорой смерти кого-либо из домочадцев. Одной крестьянке случилось повстречаться с Мишей в городе. Миша посмотрел на нее, заплакал и сказал: «Дай копеечку - помяну». Женщина подала милостыню и спросила, кого же он хочет помянуть. «Поди домой», - был ответ. Дома крестьянка нашла неожиданно для всех умершего восьмилетнего сына.

    Другой случай. Попросившись однажды ночевать в дом известного переславского жителя, Миша лег на диван со словами: «Устал, отдохнуть надо», скрестил на груди руки, но полежав не более минуты, со слезами встал и ушел. В то время в семействе были все здоровы, но через два дня скоропостижно скончалась жена хозяина дома.

    Предсказывал Миша и пожары: «Хорош дом, да не долго жить в нем», - сказал он однажды хозяевам нового дома. Через неделю дом сгорел до основания. В другой раз он принялся лить воду напротив некоторых деревенских домов. Случившийся вскоре пожар уничтожил двенадцать изб - именно тех, перед которыми Миша лил воду.

    Миша-Самуил имел дар читать мысли людей, поэтому он знал, что на сердце у человека, который к нему обращается, и мог различать людей злых и добрых. Современники Миши рассказывали: «Он у неискренних людей никогда есть не будет, а у простых и добрых немного поест». Одна женщина про себя подумала о Мише-Самуиле: «Надоел. Часто приходит». Потом приглашает Мишу, а он говорит: «Надоел, надоел!» Однажды Мишеньке принесли починенные у сапожника его башмаки, а он говорит: «Грязно, грязно!» - значит, с матерной бранью сделано было.

    Перед смертью Мишу-Самуила спрашивали: «Где тебя положить? У городского Владимирского собора?» А он отвечает: «Жарко, жарко!» После революции собор закрыли, а в нем разместили городскую хлебопекарню.

    За несколько лет до революционных событий слепая монахиня Феодоровского монастыря Анисия говорила своей племяннице, монахине того же монастыря Сусанне: «Мы скоро разогнаны будем по чужим дворам, как овцы без пастыря, потому что надвигается тяжелое время разрухи. Свергнут Царя, а управлять Россией будут серые мужики и бабы. Ежели доживем до тех страшных ураганов, то наш причал будет у Никитского мужского монастыря. Так предсказывал мне блаженный Миша-Самуил». Так потом все и случилось. Когда закрыли Феодоровский монастырь и его насельниц без всяких средств к существованию выгнали на улицу, монахини Анисия и Сусанна жили в доме, рядом с Никитским монастырем.

    Все деньги, которые Мише жертвовали его почитатели, он приносил в дар Богу с молитвой за добрых даятелей или же раздавал таким же нищим, каким был сам. Чаще всего он клал деньги в кружку у Князь-Андреевского храма, в часовню преподобного Даниила и в Никитскую часовню.

    Купец, извозчик, мирный гражданин - все считали за честь и удачу услужить Мише, ибо после этого дела каждого поправлялись и счастье сопутствовало долгое время.

    В феврале месяце 1907 года, в возрасте 59 лет, Миша заболевает, и по его просьбе его отвозят в дом Семена Вуколова. Весть о его болезни быстро распространилась по городу, тем более, что ранее он никогда не болел, несмотря на то, что и лето и зиму ходил в короткой курточке поверх грубого холщового рубища, наподобие монашеского подрясника.

    Каждый день из города и его окрестностей стали стекаться в убогий дом Вуколова почитатели Миши, чтобы получить от него предсмертное благословение, услышать последнее слово утешения или хоть чем-нибудь послужить ему.

    В последние дни его жизни за разболевшимся Мишей ухаживали монахини Никольского (в то время уже женского) монастыря. Они ежедневно сменялись у его постели, а две из них буквально не отходили от его предсмертного ложа. Слезная народная молитва неслась к Богу с прошением о здравии болящего Михаила. После соборования на какое-то время ему стало как будто бы лучше, но через несколько дней, 23 февраля/8 марта, будучи напутствован Святых Тайн, в три часа пополудни Миша тихо скончался.

    Едва ли не весь город спешил в слободку отдать последний долг усопшему своему любимцу. Почти непрерывно служились панихиды. День погребения был назначен в мясопустное воскресенье 25 февраля.


    Икона блаженного Михаила, Христа ради юродивого. Конец XX века.

    С раннего утра народ стал стекаться в Троицкую слободку в огромном количестве. На вынос тела, кроме местного причта, приехали священники ближайших и даже отдаленных приходов. Пел хор монахинь Никольского монастыря. Несшие гроб покойного часто менялись. Многие считали за счастье хотя бы прикоснуться к нему. Отпевание окончилось только в первом часу дня, после чего народ давал блаженному последнее целование. Тело усопшего было погребено с южной стороны от алтаря Троицкого храма села Троицкая слобода, как завещал Миша-Самуил. На его могиле первые 40 дней ежедневно служились панихиды. А в скором времени на могиле блаженного был установлен большой металлический крест с крупным рельефным распятием и красивая металлическая ограда, изготовленные на Переславском медноделательном заводе А.П. Захряпина.

    Приводим ниже несколько выдержек из речи последнего настоятеля храма Рождества Богородица села Ягренева отца Николая Смирнова, сказанной им в день похорон блаженного Миши-Самуила: «Простой убогий нищий, подобно Самому Спасителю, не имевший "где главу подклонити" (Мф. 8, 20), не искавший никаких благ земных, за которыми так гонится современный мир наш, бессребреник, употреблявший последние свои подаяния на благоукрашения храмов Божиих, на подобных себе бедняков, принявший на себя тяжелый подвиг юродства во Христе и самою жизнию своею всех и каждого из нас учащий: "ищите прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33), - вот кто лежит в сем новом гробе.

    Да, братие и сестры, невольно сегодня припоминаются слова преподобного старца Серафима, Саровского чудотворца. Он говорил, что учить других словом - это так же легко, как бросать камешки с высоты вниз, а учить своею жизнью так же трудно, как нести тяжелую ношу на высокую гору. В самом деле: много ли из нас найдется подражателей сему усопшему рабу, который, покинув отца и мать свою, не имевший даже в самое холодное время года теплой одежды, а также и пищи, - ради Царства Христова странствовал, не имея себе покоя ни днем ни ночью? Кого из нас, слабых и немощных, не удивляет такое богатство евангельских добродетелей, которыми вооружен был усопший сей муж? Он был и плачущим, и кротким, и алчущим, и жаждущим правды, и чистым сердцем. Да, есть чему поучиться у гроба любимого нами сего старца Божия. Это был вечный путник, от юности до самой смерти сохранивший свое отрочество, строгий девственник, обличитель греховного жития, не бывший отцом по плоти, но своим личным примером и строгою жизнью приобретший много чад духовных, осветивший себе и другим путь к Царству Христа».

    С 1999 года в возрожденном храме во имя Живоначальной Троицы служат панихиды по блаженному старцу Михаилу. 7-8 марта (23 февраля по старому стилю) в день памяти Миши-Самуила служится сугубая панихида. Приходят почтить память его и жители Переславля , и района, приезжают люди и из других мест России.

    В лике Главная святыня День памяти

    Ми́ша-Самуи́л (настоящее имя Михаил Васильевич Лазарев ; - 23 февраля [8 марта ] ) - переславский юродивый , почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии .

    Биография и чудеса святого

    Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям , находящегося близ Переславля . Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря .

    С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

    Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку , где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

    Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе .

    Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

    Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

    Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

    Почитание Миши-Самуила

    Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский . Возвращаясь в Петровск , он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

    Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

    Тропарь, глас 4. Земли переславския прозябение, Христа ради юродство приял еси, тягость зноя летняго понесл еси и мразы зимния терпя, и вся красная мира сего возненавидев, в посте и молитве пребывая, в притворе церковнем, ты бо в целомудрии и чистоте, блаженне Михаиле, жительствовал, не осквернив плоти, наставляем отцем духовным Самуилом, и по смерти источаеши бо велия чудеса иже с верою притекающим ко святому гробу твоему, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

    Кондак, глас 2. Нищету Христову возлюбив, вышняя красоты желая, нестяжанием суетного мира ангельское житие проходя, скончався, Михаиле блаженне, не забуди град, в немже обита, и моли Всемилостиваго Бога спасти души наша.

    Чудеса

    Провидение Миши не закончилось с его смертью . Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

    Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам .

    От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами .

    Напишите отзыв о статье "Миша-Самуил"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Миша-Самуил

    На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
    – Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
    Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
    – Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
    Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
    – Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
    – Изволь, ваше благородие…
    Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
    Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
    – Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
    Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
    – Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
    – Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
    Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.
    – Les huzards de Pavlograd? [Павлоградские гусары?] – вопросительно сказал он.
    – La reserve, sire! [Резерв, ваше величество!] – отвечал чей то другой голос, столь человеческий после того нечеловеческого голоса, который сказал: Les huzards de Pavlograd?
    Государь поровнялся с Ростовым и остановился. Лицо Александра было еще прекраснее, чем на смотру три дня тому назад. Оно сияло такою веселостью и молодостью, такою невинною молодостью, что напоминало ребяческую четырнадцатилетнюю резвость, и вместе с тем это было всё таки лицо величественного императора. Случайно оглядывая эскадрон, глаза государя встретились с глазами Ростова и не более как на две секунды остановились на них. Понял ли государь, что делалось в душе Ростова (Ростову казалось, что он всё понял), но он посмотрел секунды две своими голубыми глазами в лицо Ростова. (Мягко и кротко лился из них свет.) Потом вдруг он приподнял брови, резким движением ударил левой ногой лошадь и галопом поехал вперед.

    Описание храма

    Троицкая слобода располагается недалеко от Никитского муж­ского монастыря по обеим сторонам шоссе Москва - Ярославль. Пятиглавый белый каменный храм с трапезной и колокольней стоит у самой дороги. Рядом с алтарём Троицкой церкви, около юго-восточного угла храма, находится могила блаженного Михаила-Самуила, переславского юродивого, почитаемого как угодника Божия.

    История храма

    До упразднения монастырских вотчин (1764 г.) Троицкая слобода относилась к Переславскому Никитскому мужскому монастырю и населена была монастырскими служками. Церковь в Троицкой слободке появляется в 1654 г., престол в ней был во имя Святой Живоначальной Троицы. В архивных документах не указывается причин построения церкви, однако можно предположить, что она была построена в связи с тем, что в 1654 г. в Переславле и его пригородах свирепствовала эпидемия моровой язвы, унёсшая до 80% населения. Эта деревянная церковь в 1763 г. сгорела и вместо неё усер­дием прихожан построена была новая деревянная церковь, освящённая, по благословению епископа Переславского Сильвестра также в честь Святой Троицы. Вместо деревянной церкви в 1855 году на средства прихожан устроен каменный храм с двумя престолами: во имя Живоначальной Троицы и в честь преподобного Никиты Столпника. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, в Переславль-Залесский приезжал Государь Император Николаем Александровичем с Августейшим Семейством. Государь посетил Троицкую церковь и могилу Миши-Самуила, по его просьбе был отслужен молебен, после которого Николай II передал храму икону Нерукотворенного Спаса.

    Новое время не пощадило ни внутреннего убранства, ни внешней красоты Троицкого храма. В 1937 году арестовали почти всех священников, монахов и даже мирян, которые прислуживали в церкви. Большую группу священнослужителей вместе с некоторыми мирянами собрали сначала в городской ми­лиции и отправили этапом через сёла Городище и Ягренево на Яро­славль. Этап направлялся тайно, по бездорожью, обходя деревни и сёла. Выйдя из города, осуждённые запели мужским многоголосым хором канон Страстной седмицы:

    Волною морскою

    Скрывшаго древле гонителя мучителя,

    под землею скрыша спасенных отроцы;

    но мы, яко отроковицы, Господеви поим,

    славно бо прославися.

    Уходили они в августе перед праздни­ком Ильи-пророка. И это был крестный путь на свою Голгофу. Пройдёт время и новые имена новомучеников и исповедников, откроются нам среди сонма священнослужителей, пострадавших в годы гонений.

    Троицкая церковь устояла дольше многих других церквей. Вплоть до самой войны она не закрывалась, и в ней шли службы. После того, как всё молодое мужское население Троицкой слободки было отправлено на военные сборы, сельсовет выступил инициатором закрытия храма. В этом же году сбрасывали и колокола, а когда сбрасывали, многие стояли на коленях, плакали, крестились, молились. Старожилы вспоминают, что иконы вывозили куда-то на подводах, что чуть ли не рубили их топором в самой церкви, что Распятие лежало поверженным в пыли и хаосе…

    В 1942-1943 годах храм был открыт на короткое время (около года), а потом снова закрыт. В послевоенные годы храм 59 лет был в поруга­нии, без крестов. Здесь побывали мукомольный завод, авторемонтные мастерские, производство сетки-рабицы. Для про­езда тракторов и машин в южной стене Никитского придела сде­лали широкий пролом.

    В 1999 году Троицкая церковь вновь обрела своего прежне­го хозяина. Она была передана Никитскому мужскому монастырю в качестве подворья. Пол и стены храма были испачканы мазутом; стены и своды без штукатурки, покрыты копотью; везде был стро­ительный мусор и металлические обрезки. В южной стене трапез­ной в средней части были устроены металлические ворота. В полу трапезной была глубокая смотровая яма. Монашеская братия очистила храм от мусора, хлама и желе­за. К празднику Троицы успели засыпать ремонтную яму, закрыть закопчённые стены зелёной юной берёзкой и заново залить це­ментом солею, чтобы можно было проводить богослужения. Мно­го понадобилось берёзок, чтобы прикрыть совершенно почернелые от сажи стены, и травы, чтобы застелить песчаный пол.

    В день Святой Живоначальной Троицы 30 мая 1999 года храм был освящён, и в нём вновь началось богослужение. Долгое время службы совершались только в приделе преп. Никиты Столпника. К 23 мая 2010 года (Троицын день), усилиями благотворителей, благодетелей и прихожан удалось подготовить основной придел, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы к проведению праздничного богослужения. В субботу вечером храм, сияющий изнутри от света недавно установленного паникадила, был похож на величественный белый корабль: неколебимая твердыня духа, стремящегося к Богу…

    К сожалению, основная часть храма по-прежнему нуждается в серьезном ремонте, и, чтобы обрести былое благолепие, храму потребуется еще довольно много времени.

    Святыни

    Рядом с алтарём Троицкой церкви похоронен в 1907 году переславский подвижник-юродивый Миша-Самуил, с 2004 года почитаемый в Ярославской епархии как угодник Божий. Известно, что он был сыном кре­стьянина подгородного села Ям. Полное имя, отчество и фамилия его: - Михаил Васильевич Лазарев. Народ называл его просто: «Миша-Самуил». Имя «Самуил» ему добавлено народом, как бы своего рода монаше­ствующему лицу, за его строгую девственную жизнь, - и присво­ено ему со времени смерти уважаемого иеромонаха Никольского (в то время мужского) монастыря - Самуила.

    Миша был высокого роста, с кудреватыми волосами и белой бородой. Лицо его отличалось подвижностью; тёмно-серые глаза его иногда озарялись радостным блеском. Зимой и летом он неизменно одевался в одну и ту же одеж­ду. Под коротенькую курточку свою он надевал ещё фартук, - на руках он носил красные повязки, как бы поручи; в левой руке он всегда носил - в подражание монаху Самуилу - скуфеечку, в которую его почитатели клали денежную лепту; - на ногах у него были опорки от сапог. В знаменательном для г. Переславля 2000 году, когда были обретены святые мощи пр. Никиты-Столпника и бл. кн. Андрея Смоленского, чудесным образом нашлась и прижизненная фотография блаженного юродивого Миши. Вот как просто и ясно произошло это событие: «Неизвестная нам раба Божия пришла во Владимирский храм и оставила для передачи в редакцию копию с карточки Миши-Самуила. И случилось это 23 февраля по старому стилю, 8-го марта по новому, – в день преставления Миши, в день его памяти». (Газета «Переславский Ковчег», N22 (23) за 2000 г.).

    Незнатный по своему положению и званию, он, несмотря на всё это, своею подвижническою жизнью среди граждан г. Переславля и его окрестностей приобрёл к себе особенное уважение. В течение целого века не угасает память о нём, а тропинка к его скромной могиле никогда не зарастала. Всё это время люди шли сюда и идут до сих пор со своими бедами или с благодарностью о полученной помощи.

    С 1999 года в храме служат панихиды по блаженному стар­цу Михаилу. На панихиду собираются прихожане, жители города Переславля и района, Ярославля, Москвы, Подмосковья и других мест Рос­сии. После панихиды все прикладываются ко кресту на могиле блаженного. На могиле верующие часто ставят свечи, здесь посто­янно горит лампада. Так молитвенник и утешитель земли Переславской и в наши дни объединяет нас всех своей любовью и приносит радость и умиротворение душе.

    Богослуже ния

    В воскресные и праздничные дни: 8:00 – Часы. Исповедь. Божественная Литургия .

    Накануне: 16:00 – Вечернее богослужение .

    Контакты

    Настоятель: священник Борис Борисович Дубовенко,

    тел. в Москве: 8 916 558-27-38

    тел. в Переславле-Залесском: 8 962 203-82-65

    Как добраться

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Троицкая Слобода. Храм расположен на северной окраине города, недалеко от Никитского монастыря (если ехать из Москвы, то его видно после выезда из города, с левой стороны от дороги М8 на Ярославль).

    Помощь храму

    Храм с благодарностью примет пожертвования на восстановительные работы. Пожалуйста, делайте при переводе пометку «На восстановление храма».

    Благотворительный фонд “Русское православие”

    ИНН 7703168176

    Р/С 40703810000440000329

    В ОАО “ОТП БАНК”,г.МОСКВА

    К/С 30101810000000000311

    Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям, находящегося близ Переславля. Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря.

    С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

    Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку, где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

    Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе.

    Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

    Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

    В феврале 1907 года Миша заболел. В последние дни его жизни ходили за разболевшимся Мишей монахини из Никольского монастыря. Скончался 23 февраля 1907 года в три часа пополудни в Троицкой слободе. Погребён 25 февраля по правую сторону Троицкого алтаря.

    Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

    Почитание Миши-Самуила

    Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский. Возвращаясь в Петровск, он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

    Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

    В 2000 году была написана икона блаженного, составлены кондак и тропарь, в 2002 году акафист. С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

    Чудеса

    Провидение Миши не закончилось с его смертью. Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

    Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам.

    От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами.