В каком году израиль был завоеван вавилоном. Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры. «Вавилонское пленение пап»

Этому периоду в истории иудеев и израильтян посвящено немало трудов. Основным источником информации является Библия, но в ней отсутствуют детали и причины так называемого пленения. В ней имеется еще один случай описания рабства в Египте, когда проданный в рабство своими братьями получил свободу и возвысился до должности второго лица в государстве, приняв в эту страну тысячи своих соплеменников и обеспечив им безбедное существование. Идеологами иудаизма и христианства продолжается муссирование темы о египетском рабстве и продолжается развитие темы «бедного еврея». В этом ряду значительное место занимает миф о Вавилонском пленении.

С целью установления исторической правды решил развенчать этот миф, ведь он жив до сих пор и приносит некоторым лицам изрядные доходы, выжимая слезы умиления и сочувствия у наших соотечественников, находящихся в оккупации и не замечающих этого факта. Им гораздо ближе «страдания народа божьего», чем собственные проблемы и проблемы своей Родины Руси-Руссии.

В главах «Соломон» и «Иерусалим» мной рассматривался вопрос разделения Древнего Израиля на два государства и причины, которые привели к этому разделению, поэтому в предварительный обзор решено не включать этот период.

Со смертью Соломона в истории двух царств наступил новый этап, который характеризовался сложной политической жизнью: войны, восстания, смена династий и смена религиозных верований, бегство основного населения в сопредельные государства, чтобы спастись от истребления своими «братьями». Эти коллизии не могли усилить государственную власть в обоих царствах, а только привели к ее ослаблению. Территория этих государств неоднократно попадала в зависимость от более сильных в военном отношении соседей, неоднократно переходила из рук в руки, то Египта, то Персии, то Вавилона. Внешние войны никак не повлияли на примирение племен когда-то единого народа.

В тот исторический период на территории современной Малой и Передней Азии неоднократно возникали союзы государств, которые активно влияли на политику всего региона. Историки иногда обращают внимание на чисто внешнюю сторону политических событий, но редко кто обратил внимание, что частая смена названий государств не является фактом смены на политической арене самих государств и тем более исчезновения их с лица земли.

В те времена, да и в более поздние, название государства не закреплялось де-юре международными пактами, как это делается сейчас. Этому периоду характерны названия государственных образований, производных от столицы и имен знаменитых вождей. С подобным фактом мы встречаемся и через два тысячелетия в землях Европы и русских княжествах: Римская империя, Киевская Русь, Владимирская Русь, Новгородская Русь и т.д…

Названия государств того периода пестрят именами царей и племенного названия династий: государство династии Ахеменидов, Селевкидов, Латина, Птолемеев и т. д… Межгосударственные союзы зачастую избирали себе единого правителя, сохраняя свою государственную самостоятельность. Как правило, такие «выборы» проводились ежегодно. Избранный вождь вел международные дела от имени всего союза и руководил союзными войсками в случае необходимости. Успешно управляя делами, такой вождь мог быть избран на второй и последующие сроки, особенно если он вел победные войны, которые приносили немалую добычу участникам военных походов.

С подобной ситуацией мы встречаемся в первом тысячелетии до новой эры. Здесь мы встречаем название государств Мидия, Персия, Ассирия (позже Сирия), Вавилон, Урарту, Киммерия. В ход политических событий часто вмешиваются скифы, столица Скифополь которых находится на берегу одного из притоков Иордана между Самарией и Галилеей (Само название реки Иордан уже напоминает знакомое нам Дон-Дан, что у скифских народов означает «река» или «вода» Прим. авт ).

В церковно-историческом словаре имеется интересная статья на эту тему: «Бефсан или Скифополь между Иорданом и горою Гелвуйскою. На стенах его Филистимляне повесили трупы Саула и сыновей его. Скифополем назван или от ближайшего города Сокхофа (мнение Филарета Москов.) или от Скифов, поселившихся здесь в нач. 7 в.». И еще одна статья отсюда о временах Саула: «Саул, первый царь Израильский, сын Киса, из колена Вениаминова, отвергнут Богом; гнал Давида, окончил жизнь самоубийством в 1058 году до Р.Х.». Эта дата подтверждает существование города как минимум с конца второго тысячелетия до новой эры.

В эти места пришли евреи и принесли с собой войны, смуту и разруху. Расселившись в ряде смежных государств, затеяли войны между собой, в сферу этих событий были втянуты все соседние народы. В результате Ассирия, захватив ряд соседних государств в 767 году до Р.Х. идет войной на Израиль. Царь Израиля Менахем дал царю Ассирии большой выкуп, чтобы не допустить сражение и признал власть Ассирии, за что был убит и власть перешла к полководцу Пекаху (Факею).

Пеках и арамейский (еще один родственный народ с корнями с Аравийского полуострова) царь Рецип заключили союз против Ассирии. Они предложили и иудейскому царю присоединиться к этому союзу против общего врага; но сменивший своего отца Иотама, Ахаз, боясь выступить против сильного врага, отказался присоединиться к союзу. Тогда Пеках и Рецип объявили войну Ахазу. Отряды союзников вторглись в Иудею и, произведя там опустошение на захваченных землях, уже приближались к Иерусалиму. Находясь в отчаянном положении, Ахаз отправил к ассирийскому царю Тиглат-Пилесеру посольство со словами: «Я – раб твой и сын твой. Приходи и спаси меня от рук царя арамейского и царя израильского, ополчившихся на меня!». Ассирийский царь был очень доволен этим изъявлением покорности со стороны Ахаза, который вместо того, чтобы примкнуть к врагам Ассирии, униженно искал ее покровительства. Он немедленно двинул свое войско в земли союзников – царей израильского и арамейского.

Как только Пеках и Рецип узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама и загнал его жителей в далекий край; царя Реципа он взял в плен и казнил. Арамейское царство было присоединено к Ассирии и позже получило название Сирия (после вытеснения и уничтожения коренного населения асов смуглыми аравийцами). Затем была захвачена значительная часть израильского царства (735). Многие жители царства были недовольны Пекахом, который восстанием навлек беду на страну. Против него был организован заговор, в результате которого Гошеа Бен-Эла, убив Пекаха, стал царем с согласия ассирийцев.

Десять лет Гошеа оставался данником Ассирии. За это время страна залечила раны, восстановила разрушенные города. После смерти Тиглат-Пелесера (Пела-царя) в стране на некоторое время наступили смутные времена. В вассальных государствах начались волнения. Многие из них обратились за помощью к ближайшему могущественному соседу Египту. Израильский царь тоже вступил в тайные переговоры с египетским царем Со (Собакон). Полагаясь на его помощь, Гошеа перестал высылать ежегодную дань преемнику Тиглат-Пелесера, «великому царю» Шалманасару (Салманасару или Сало ману царю, что в переводе с еврейского – белых людей царю. Прим. авт.). Когда возмущенный Салманасар вторгся в израильские владения с огромным войском, египтяне даже не пытались идти к израильтянам на помощь. Ассирийцы брали израильские города один за другим, вскоре подошли к Самарии и осадили ее. Еще до осады столицы Гошеа был захвачен в плен и казнен как изменник (724). Осажденные жители Самарии долго оказывали неприятелю отчаянное сопротивление. Три года осаждали ассирийцы хорошо укрепленную израильскую столицу. Город был взят уже после смерти Салманасара, при его преемнике Саргоне (721).

Взяв Самарию, ассирийский завоеватель решил навсегда уничтожить Израильское царство и его союзника Арам. Для этого он прибег к обычному для тех времен способу: он переселил в различные области Ассирии большую часть населения: районы Передней Азии и Закавказья. Расселенные в различные страны, израильтяне и арамяне постепенно смешались с местными народами и впоследствии почти затерялись среди них. В опустевшие израильские города ассирийский царь перевел на жительство многие народы коренного населения со всей Ассирии. Прибывшие поселенцы были язычниками, но с течением времени они усвоили многие израильские традиции и верования. Они смешались с остатками туземцев-израильтян и образовали впоследствии особую полуязыческую-полуеврейскую народность, известную под именем самаритян (от столицы Самарии).

Современные историки и антропологи до сих пор пытаются разобраться, почему евреи не имеют ярко выраженных антропологических черт, хотя определенные признаки имеются. Среди них немало людей, имеющих славянскую внешность, а с цветом волос вообще полная неразбериха. Особенно удивляют рыжие евреи. В то же время некоторые народы Закавказья, зная, что ранее в этих землях проживали рыжие и белокурые народы с голубыми глазами, не перестают удивляться своему антропологическому типу, давшему повод называть их «лицами кавказской национальности». Лингвисты до сих пор ищут причины распространения арамейского письма, особенно в 7 в. до н.э. в ряде стран Азии и родство его с сирийским, еврейским квадратным, арабским, пехлевийским, уйгурским и монгольским письмом, но отсутствие родства с современным армянским. На этот вопрос дают однозначный ответ слова и буквы на монетах Тиграна Великого в 1 в. до н.э., написанные современными русскими буквами и сказания армян по поводу создания им письменности Месропом Маштоцем в 5 в. на основе иерусалимского алфавита. (Прим. авт.)

«Хитрые» иудеи продержались еще более сотни лет, переходя в вассальной зависимости от Египта к Ассирии. В 612 году до новой эры скифы разгромили Ассирию. Еще через два года в этих землях возвысился своим могуществом Вавилон. Первым царем был Наболпалацар (Наболпалассар). В 604 году до н.э. его сын Невухаднецар (Навуходоносор) у города Харкемиша наголову разгромил египетские войска. К Вавилону отошли Сирия и Иудея.

В 597 году иудейский царь Иоаким, признавший вассальную зависимость от Вавилона, отказался платить дань, но был убит осторожными иерусалимцами. На престол ими был возведен его восемнадцатилетний сын Иоахин (Иехония). Иерусалим немедленно осадило вавилонское войско Невухаднецаря. Царь Иоахин и его мать Нехушта добровольно сдались в плен и были отправлены в Вавилон со многими знатными иерусалимцами. Царем назначили младшего сына первосвященника Иошии (Осии) Цидкию (Седекию).

Когда Цидкия понял, что государство его окрепло, то отказался платить дань Вавилону. За этим последовала осада и взятие Иерусалима в 586 году. Цидкия попал в плен, был ослеплен и отправлен в цепях в Вавилон. По приказу Невуходнецаря был сожжен храм и дворец Иерусалима. Правителем (наместником) был назначен Гедалия, сын Ахикама. Столичным городом стал Мицпе.

В 581 году происходит очередная «революция» в иудейских землях. Заговорщики во главе с Исмаилом Бен-Нетания, потомком царского рода, убили в Мицне наместника Гедалию. Страх перед наказанием привел к бегству евреев в Египет и другие места, где проживали их соплеменники.

Правитель Вавилона Невухаднецар умер в 562 году. Власть переходит к его сыну от еврейки Эвиль-Мородаху, который освободил из темницы иудейского царя Иоахина и приблизил его к себе. Это стоило ему трона и головы, он был низложен и казнен. За последующие пять лет сменилось три царя.

Смута была прекращена Киром Вторым, который стал в Персии первым царем династии Ахеменидов. Он вновь стал собирать распавшиеся земли. В 550 году происходит объединение Мидии и Персии. В 538 году Кир (Кореш) берет приступом Вавилон и присоединяет его к Мидо-Персидскому царству. На следующий год скончался Дарий Мидянин (или Циаксар Второй, сын и приемник Астиага, тесть Кира), царь Вавилона между Валтасаром и Киром.

После смерти своего тестя (в некоторых источниках говорится, что он был убит зятем) Кир освободил из плена (некоторые источники называют этот процесс изгнанием евреев из Вавилона) евреев в 537 году и дал им пособие на обзаведение хозяйства в своей земле. В Вавилоне при его участии евреи избрали великого кнеса (князя) Зерубавеля, первосвященника Иешуа (Иисуса) и кнесов-кнезов всех земель в соответствие с количеством колен Израилевых. Из числа кнесов был сформирован первый коллективный совещательный орган – Кнессет (аналог находим в Политбюро у коммунистов).

Так завершилось «Вавилонское пленение» для иудеев, а точнее – для израильтян. Далее начинается новый этап развития государства Иудея. Многие евреи не вернулись в свои земли, они рассеялись по белу свету и смешались с коренными народами. Наибольшее число их так и осели в Месопотамии (эта территория получила свое название «смешанное потомство» в старинном произношении Месопотомия). Значительная часть их осталась в землях, где в течение нескольких поколений они жили и слились с местными народами (такой процесс был назван «ассимиляция», производное от «ас+симит»).

В 522 году правителем этих земель становится полукровка Дарий 1 Гистасп из рода Ахеменидов. Это государство историки назвали Государством Ахеменидов, словно и не существовало коренных народов, по имени которых принято называть само государство. Только иногда звучит его название Персия или Парсия. Думаю, что здесь нет случайностей: Дарий 1 Гистасп начал с увеличения налогового бремени в своем государстве и восстановления, а точнее, со строительства второго Иерусалимского храма.

Жизнь продолжалась…


Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Новое время (XVI-XVIII вв.)

Евреи в Польше и России

Вавилонское изгнание (גָּלוּת בָּבֶל, галу́т Баве́ль, также встречается термин "Вавилонское пленение" или "Вавилонский плен") - насильственное переселение Навуходоносором II значительной части населения Иудейского царства в Вавилонию .

Общие положения

Это историческое событие стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания. Вавилонское пленение - собирательное название серии изгнаний населения Иудеи в правление Навуходоносора; эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598–582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на восстание Иудеи. В Вавилонии уже находились потомки угнанного в VIII в. до н. э. ассирийцами населения Израильского царства .

Последние годы первого Иудейского царства

В 610 г. до н. э. вавилонские войска, действовавшие совместно с мидянами, овладели последним ассирийским оплотом - Хараном . В 609 г. до н. э. египетский фараон Нехо, опасавшийся усиления Вавилона , двинулся на помощь ассирийцам.

В плане демографического влияния изгнания следует учитывать, что изначально население Иудеи составляло сотни тысяч человек (возможно, до миллиона). После изгнания страна запустела, поскольку:

  • множество людей за пределами Иерусалима погибло в ходе вавилонских нашествий и из-за вызванного ими разорения (умерли от голода);
  • люди массово бежали от наступавших войск врага и эмигрировали из разграбленных местностей;
  • после увода в плен всех военных сил страна осталась беззащитной против любых агрессоров помимо Вавилона, которые тоже грабили, убивали и угоняли в рабство людей и провоцировали бегство за границу.

Жизнь евреев в Вавилонии

О жизни изгнанников в Вавилонии Библия дает лишь отрывочные сведения, не позволяющие установить ни их географическое расселение, ни общественно-экономическое положение.

Важную информацию об истории вавилонских изгнанников содержат юридические и экономические документы из обнаруженных при раскопках клинописных архивов. Среди имен, встречающихся в этих документах, еврейские имена легко идентифицируются благодаря теофорным элементам - иехо- и -яху». Очевидно, однако, что многие изгнанники носили местные, вавилонские или персидские имена (Зрубавел, Мордехай, Эстер, Бигвай), а потому при отсутствии каких-либо дополнительных данных (например, еврейского имени отца) их идентификация с евреями невозможна.

Одним из лидеров изгнанников, вернувшихся на родину, был Зрубавел, сын Шеалтиэля, старшего сына Иехояхина; он активно содействовал возобновлению строительства Храма . Его титул - «правитель Иудеи» (Хаг. 1:1 и др.) - показывает, что Кир и его преемники в начальные годы существования персидской державы принимали во внимание статус дома Давида и, назначив Зрубавела наместником Иудеи, надеялись найти опору своей власти в Иудее в доме Давида.

Превращение молитвы в центральный элемент культа рассматривалось изгнанниками как временное состояние, пока жертвоприношения в Иерусалиме вынужденно приостановлены. Одним из первых действий вернувшихся из вавилонского пленения (даже до основания нового

Появление армии персов под предводительством царя Кира у границ Вавилона (539 г. до н. э.) вызвало у изгнанников надежду на избавление. Эта надежда оправдалась, когда Кир, почти без боев овладевший Вавилоном, издал в начале 538 г. до н. э. декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм . Этот декрет был выражением политики Кира и всех его преемников: уважения национальных святынь и культов подвластных народов.

Выдержки из декрета приводятся в книге Эзры в двух текстовых версиях - на иврите (Эз. 1:2–3; ср. II Хр. 36:23) и на арамейском языке (Эз. 6:3–5).

Еврейский текст:

В арамейском тексте установлены размеры восстанавливаемого Храма и содержится распоряжение об оплате расходов на строительство и о возвращении захваченной Навуходоносором храмовой утвари.

Декрет Кира (которого изгнанники воспринимали как посланного Богом избавителя) вызвал всеобщий подъем, ярко выраженный в пророчествах Второисайи , завершившийся возвращением изгнанников на родину - шиват Цион (`возвращение в Сион`). Евреи были единственным народом из угнанных ассирийцами и вавилонянами, вернувшимся на свою родину.

Вавилонское пленение сформировало глубокое национальное чувство и изоляционистскую концепцию, которая выразилась в резкой дифференциации между вернувшимися изгнанниками и остававшимся в Эрец-Исраэль еврейским населением, в значительной мере смешавшимся с самаритянами .

Эзра повел по возвращении непримиримую борьбу против смешанных браков, что противоречило концепции, высказанной Второисайей и Зхарией . Очевидно, подход Эзры был следствием изменений, произошедших в сознании евреев в период пленения вавилонского.

Как уже указывалось, изгнанники не только не подпали под влияние языческого политеизма, но, напротив, сумели изжить политеистические влияния, проявлявшиеся в их среде до пленения вавилонского. Во время изгнания сформировалось духовно-национальное единство, благодаря которому евреи смогли сохранить себя в странах диаспоры в качестве национально-религиозного меньшинства на протяжении 2,5 тысяч лет.

Литература

  • Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-.
  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
  • Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р. Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М. - Иер., 1990. 208 с.
  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
  • Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну. Перевод с английского Тель-Барух, [б.г.]. 428 с.

Вавилонский плен, в который иудеи были уведены царем Месопотамии Навуходоносором в 605 году до рождества Христова, длился семьдесят лет. Столько времени понадобилось, чтобы они раскаялись в своих грехах, в измене истинному Богу и вернулись к вере своих предков.

Страна, в которой иудеям предстояло теперь жить, отличалась от их родины. Вместо живописных гор пленники увидели необозримые поля, пересеченные искусственными каналами. Среди них высились исполинские башни необъятных городов. Вавилон, столица царства, был в то время величайшим и богатейшим городом на земле. Он блистал роскошью и величием многочисленных храмов и дворцов.

Главный дворец вавилонских царей был особенно знаменит своими висячими садами. Главный храм, посвященный богу солнца, представлял собой громадную семиэтажную башню, вершина которой словно доходила до небес. Она напоминала иудеям о древней вавилонской башне, которую в гневе разрушил Сам Бог.

Но великолепие Вавилона не радовало иудеев. Они были здесь на положении рабов. Им был отведен особый квартал для поселения, вдали от роскоши и богатства дворцов. Большая часть была расселена в других городах.

Иудеи должны были выполнять тяжелые работы. Они исполняли всю черную работу при возведении тех многочисленных построек, которыми цари украшали свою столицу.

Но тяжелый труд и физические лишения не были самым страшным испытанием. Более горьким было сознание того, что они утратили землю обетованную. Эту землю обещал Господь их праотцу Аврааму. Ради нее почтенный патриарх, уже в преклонных летах, покинул Месопотамию и отправился на запад, куда повелел Господь. Предки ветхозаветных евреев происходили оттуда, где сейчас высились прекрасные дворцы Вавилона. И вот опять они здесь, но уже рабы. Словно замкнулся невидимый круг истории, словно Господь опять привел их к исходной точке, давая шанс заново начать свой путь.

Но условием нового исхода в землю обетованную должно было стать глубокое и искреннее покаяние. Народ оказался недостоин тех великих щедрот, которые излил на него Господь. Он разменял великое откровение истинной веры на поклонение ложным богам. Он изменил Богу и впал в язычество. Он не желал слушать пророков, которых Господь посылал для его вразумления.

И вот он здесь, на реках вавилонских оплакивает свою судьбу. Его взоры вновь обращаются на запад, где осталась лежать разграбленная земля обетованная, где остались развалины Иерусалима и великой святыни иудеев – иерусалимского храма.

Теперь ветхозаветные евреи понимают: чтобы спастись, не раствориться среди многочисленных народов вавилонского царства, они должны сплотиться. Символом их сплочения, как и прежде, должна стать истинная вера в единого Бога.

И эта вера начинает крепнуть. Живя в Вавилоне, утратив истинное и единственное место поклонения богу – иерусалимский храм, иудеи собираются в домах друг друга, чтобы сотворить общую молитву.

Они поют священные песнопения, псалмы. Они лучше, чем когда-либо понимают и разделяют покаянное настроение царя Давида. Того, кто в великом покаянном псалме воззвал к Богу, прося о помиловании за совершенные грехи. В это время усиливается личная, домашняя молитва.

Но изгнание ветхозаветных евреев не было свидетельством того, что Бог оставил их. Напротив, именно в вавилонском плену иудеи сподобились самых удивительных пророчеств о грядущих временах. Как и прежде, Господь воздвигал в иудейском народе пророков, которые открывали ему волю Божью, учили и наставляли в вере.

В прежние времена, еще находясь в земле обетованной, богоизбранные пророки обличали народ в богоотступничестве. Они пророчествовали о тяжелых временах, которые наступят вслед за изменой Богу.

Теперь же они поддерживали иудеев на пути истинной веры, вселяя надежду на грядущее освобождение. Они укрепляли людей пророчеством о новом Иерусалиме, о новом храме, о возвращении в родную землю.

Но эти земные блага – избавление от рабства и возвращение на родину – были лишь тенью истинного спасения, которым Господь желал одарить человека. Великое проявление Божьей милости к людям. Воплощение и Рождение Сына Божьего – Господа Иисуса Христа.

Об этом событии пророчествовал пленным иудеям пророк Даниил. Господь открыл ему точное время Рождества Спасителя. Весь об этом поддерживала изгнанников, вселяя уверенность в Божьей помощи и Божьем благоволении к ним.

Современная энциклопедия

Период в истории древних евреев с 586 по 539 до н. э. (от насильственного переселения части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II до возвращения их в Палестину после завоевания Вавилонии персидским царем… … Большой Энциклопедический словарь

Вавилонский плен - ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН, период в истории евреев с 586 по 539 до нашей эры (от насильственного переселения части иудеев в Вавилонию после взятия Иерусалима царем Навуходоносором II до возвращения их в Палестину после завоевания Вавилонии персидским… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Период в истории древних евреев с 586 539 до н. э. (от насильственного переселения части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II до возвращения их в Палестину после завоевания Вавилонии персидским царём… … Энциклопедический словарь

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН - в 597 до н.э.вавилон. царь Навуходоносор II осадил Иерусалим, разграбил его и увел в плен иудейскую знать, мастеров и ремесленников. В 586 до н. э. он вторично осадил Иерусалим, разрушил его и увел в плен значит, часть населения Иудеи. Плен… … Атеистический словарь

Период в истории древних евреев от взятия Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II и насильственного увода части евреев в Вавилонию (586 до н. э.) до её завоевания персидским царём Киром II (См. Кир II) (538 до н. э.), после чего… … Большая советская энциклопедия

Плен: Плен ограничение свободы лица, принимавшего участие в военных действиях. Вавилонский плен (Вавилонское пленение) период в библейской истории евреев. Плен (фильм) фильм Ролана Жоффе … Википедия

Плен - В истории евреев упоминается 3 больших пленения: ассирийское, вавилонское и римское 1) Ассирийский плен постиг десять колен израильских. Как более отдаленное от святыни Иеговы (храма), более подверженное нападению, влиянию окружающих языческих… … Словарь библейских имен

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

плен - а) первым пленом еврейского народа оказался Египет, в который Иаков пришел со всем своим семейством, спасаясь от голода. Богатый, процветающий и сильный Египет долго питал разрастающийся еврейский народ, но в итоге оказался местом рабства,… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Книги

  • Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность , C. Песоцкий , Труд «Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность» - один из главных трудов Сергея Александровича Песоцкого [Песоцкий С.А.], писателя, воспитанника и преподавателя Киевской… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,
  • Плен вавилонский и значение его в истории иудеев , Е. Благонравов , Книга посвящена анализу истории и значению Вавилонского пленения иудеев. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`Типо-Литография`Русского… Категория: Библиотековедение Издатель:

Вавилонское пленение, его подлинные масштабы и значение

Библия, повествуя о падении Иудеи и Иерусалима в 587/586 г. до н. э., дает недвусмысленно понять, что страна была разрушена, а абсолютное большинство иудейского народа уведено на поселение в Вавилонию. Да и как иначе можно трактовать слова книги Царств, что «иудеи ушли в изгнание из земли своей» (4 Цар. 25:21) и еще более категоричное утверждение книги Паралипоменон, что «переселил он (Навуходоносор.) уцелевших от меча в Вавилон» (2 Пар. 36:20)?

Однако на самом деле имеющиеся факты не поддерживают этот, устоявшийся в течение тысячелетий, исторический миф. Прежде всего, в самих библейских книгах содержатся сведения, которые говорят о совсем другом. Например, пророк Иеремия, очевидец и одно из действующих лиц той трагедии, свидетельствует о том, что «Невузарадан, начальник телохранителей, оставил бедный люд, у которого нет ничего, в земле иудейской, и дал им в тот день виноградники и пашни» (Иер. 39:10).


«Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины» (Иер.33:6)

А ведь этот, так называемый «бедный люд» составлял большинство населения всех древневосточных стран! Кстати, тот же факт признает и книга Царств, хотя и добавляет, что вавилоняне оставили в Иудее лишь «некоторых из бедного люда». Но абсолютно то же самое книга Царств сообщала и о времени после первого падения Иерусалима в 597 г. до н. э., ибо в ней утверждается, что вавилонский царь «изгнал весь Иерусалим… и не осталось никого, кроме бедного народа земли» (4 Цар. 24:14).

Но, как мы уже знаем, эти «немногие бедные», которые остались тогда в Иерусалиме, включали в себя и царский двор Цидкии, и его армию, и богатых горожан и всю ту массу людей, которую Невузарадан увел в Вавилонию после второй осады столицы. Очевидно, слова «некоторые из бедного люда» представляют собой явное преувеличение или драматизацию тяжелых последствий падения Иерусалима.

Нельзя забывать, что само по себе назначение вавилонянами Гедалии в качестве своего наместника в Иудее уже свидетельствовало в пользу того, что в стране осталась значительная часть народа. Над опустошенной и безлюдной землей наместников, да еще из местного населения, в древности не назначали.

В книге пророка Иеремии обращает на себя внимание один очень интересный факт: многие иудеи на время нашествия армии Навуходоносора бежали в соседние страны, а затем снова вернулись в Иудею после ухода оттуда вавилонян. «И когда все те иудеи, что находились в Моаве, и среди сынов Аммона, и в Эдоме, и во всех соседних странах, услышали, что царь вавилонский оставил в стране часть иудеев и поставил над ними Гедалию, сына Ахикама, сына Шафана, то изо всех мест, куда они были заброшены, вернулись все иудеи и пришли в Иудею к Гедалии в Мицпу, и собрали очень большой урожай вина и летних плодов» (Иер. 40:11–12).

Таким образом, мы имеем достоверное свидетельство о том, что в вавилонский плен была уведена лишь часть иудейского народа, другая часть была оставлена на месте самими вавилонянами, а третья вернулась обратно в страну после окончания военных действий.

Можно попытаться вычислить общее количество людей, уведенных в вавилонский плен в 597 и 586 г. до н. э. Как известно, книга Царств говорит о 10 000 человек, ушедших в изгнание вместе с юным царем Йеояхином после первой осады Иерусалима. Число плененных после второй осады она не указывает, давая понять, что эта участь постигла почти всех горожан, если не всех жителей страны вообще. Недостающая информация имеется в книге пророка Иеремии:

«Вот число людей, - сообщает он, - которых изгнал Навуходоносор в седьмой год (царствования, то есть в 597 г. до н. э.) - 3023 иудея; в восемнадцатый год царствования Навуходоносора (то есть в 587/586 г. до н. э.) - 832 души из Иерусалима; в двадцать третий год царствования Навуходоносора (то есть в 582 г. до н. э.) Невузарадан, начальник телохранителей, изгнал иудеев - 745 душ; всего 4600 душ» (Иер. 52:28–30). Как видно, даже общая цифра всех плененных, приводимая Иеремией, гораздо ниже числа, указанного книгой Царств лишь за 597 г. до н. э.

Одним из наиболее вероятных объяснений этого расхождения является предположение, что в число пленных 597 г. до н. э. Иеремия не включил 7000 воинов, может быть, из-за того, что среди них было много чужеземных наемников. Примечательно, что такой сведущий историк, как Иосиф Флавий, тоже предпочел не включать воинов в общее число уведенных в Вавилонию в 597 г. и, подобно Иеремии, ограничился цифрой в 3000 человек.

Что касается данных Иеремии за 586 г. до н. э., то в них вряд ли стоит сомневаться, ибо кому как не ему лучше всего знать об этом: первоначально пророк оказался в толпе пленных и вместе с ними в оковах прошел от Иерусалима до Рамы, где был освобожден по личному приказу Навуходоносора II. Но даже если предположить, что данные Иеремии почему-то существенно занижены и что число уведенных в вавилонский плен в 586 г. было не меньше, чем в 597 г., и более того, оба раза включить в эти цифры по 7000 воинов, то все равно общая цифра изгнанных не превысит 20 000 человек.

Вместе с тем, согласно самым скромным подсчетам археологов, население Иудеи в конце VII - начале VI в. до н. э. должно было насчитывать не менее 75 000 человек. Следовательно, в вавилонский плен попало около четверти иудейского народа, а может быть, и существенно меньше, учитывая, что мы сопоставили максимальное число пленников с минимальной численностью населения.

Если же производить расчеты на основе только библейских данных, то процент изгнанников станет совсем незначительным. Например, можно взять цифры пленных, указанные пророком Иеремией, не доверять которому у нас нет никаких оснований, и сопоставить их с результатами переписи населения Иудеи, проведенной царем Амацией еще в VIII в. до н. э.

Как известно, тогда было насчитано 300 000 мужчин старше двадцати лет. Даже если предположить, что Иеремия тоже считал только взрослых мужчин и не учитывал женщин и детей, то все равно изгнанники в Вавилонию составили бы ничтожный процент. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация.

С одной стороны, миф о поголовном вавилонском пленении возник и продолжает существовать именно благодаря утверждениям библейских авторов, с другой - в тех же библейских книгах содержатся сведения, которые не только его не поддерживают, но и фактически отрицают.

Книга Царств сообщает еще об одном обстоятельстве, которое ставит под сомнение массовое пленение жителей Иерусалима. Так, после захвата иудейской столицы и до прихода отрядов Невузарадана, которые должны были заниматься отправкой в плен иудеев, прошел целый месяц - между «девятым днем четвертого месяца» и «седьмым днем пятого месяца» (4 Цар. 25:3–4, 8).

За это время многие жители могли беспрепятственно покинуть город, пораженный голодом и эпидемией, и бежать в более безопасные районы Иудеи или в соседние страны, что и произошло на самом деле. Именно это обстоятельство имел в виду пророк Иезекииль, когда писал о жителях Иерусалима: «А уцелевшие из них убегут, и будут на горах все они, как голуби долин, стенающие каждый о грехе своем» (Иез. 7:16).

Наконец, сегодня в нашем распоряжении имеются неопровержимые археологические данные, согласно которым ряд городов севернее Иерусалима не пострадал от войны, и их население осталось на своем месте. Речь идет о тех городах в земле колена Биньямин, которые принадлежали Иудее, например Мицпа, Гивон и Гива.


«Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих
народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому» (Иер.28:14)

Не случайно Мицпа (Массифа) стала резиденцией вавилонского наместника Гедалии: она была практически не тронута армией Навуходоносора. Не исключено, что фактор хивейского и биньямитского происхождения их жителей привел местных правителей к решению добровольно сдаться вавилонянам. Но самым удивительным стало обнаружение богатых захоронений в районе самого Иерусалима, относившихся ко времени вавилонского пленения.

Таким образом, вавилонское пленение отнюдь не являлось демографической катастрофой, ибо подавляющее большинство иудейского народа осталось на своих местах, а Иудея вовсе не опустела, как это можно подумать, читая библейские книги. Более того, часть ее городов на севере даже не подверглась разрушению.

Однако с культурной и политической точек зрения это была, действительно, катастрофа, так как те, кто делал политику, историю и культуру страны, кто руководил ее обороной, то есть наиболее грамотная, богатая, экономически и политически активная часть населения оказалась в вавилонском плену.

В данном случае произошло то же самое, что и с выселением израильтян в Ассирию после падения Самарии в 722 г. до н. э. - «голова» народа ушла в изгнание, а его «тело» осталось на своем прежнем месте. Мы практически ничего не знаем о том, что происходило в самой Иудее в период полувекового вавилонского пленения, потому что те, кто писал ее историю - левиты и аарониды, кто делал ее политику - царский двор и армия, наконец, те, кого Библия называет «народом страны» - богатые горожане и землевладельцы - все они в большинстве своем оказались за пределами Иудеи.

Вавилонский плен не был первым изгнанием иудеев, ему предшествовали и ассирийское пленение времен Синахериба, и плен у арамейцев Дамаска в правление Рецина, которые, возможно, были куда более массовыми и тяжелыми трагедиями для еврейского народа, чем известный всем вавилонский плен.

Ведь ассирийские хроники сообщают о беспрецедентном числе иудеев - 200 тысяч человек! - захваченных тогда армией Синахериба. Правда, этот плен не задел ни царскую семью, ни придворных, а главное, он не затронул ааронидов и левитов, которых Хизкия собрал тогда в Иерусалиме.

Ассирийское пленение конца VIII в. до н. э. обошло столицу страны; оно коснулось только провинций Иудеи, и прежде всего жителей Шфелы. Но об этом событии Библия практически молчит, так как среди плененных не было носителей традиции, которые могли бы поведать о случившемся.

Все это лишний раз напоминает нам, что мы знаем только ту часть израильской и иудейской истории, в которой принимали непосредственное участие левиты и аарониды. Ничего удивительного, что из поля нашего зрения выпала ранняя история северных племен; о них известно только то, что произошло после присоединения к ним левитов.

Точно так же мы лишились всяких сведений о тех израильтянах, которые оказались в ассирийском плену после падения Самарии в 722 г. до н. э., и только потому, что с ними не оказалось носителей традиции. Как выяснилось, жрецы нелевитского происхождения из Бейт-Эля так и не смогли стать подлинной альтернативой левитам и ааронидам.

В этом плане иудейским пленникам в Вавилонии повезло: с ними находились носители традиции, включая такого известного пророка, как Иезекииль. И как бы ни был короток вавилонский плен, мы о нем знаем несравненно больше, чем о всех других пленениях иудеев и израильтян вместе взятых.

К тому же, несмотря на внешнее сходство, вавилонское изгнание иудеев существенно отличалось от депортации израильтян в Ассирию. Во-первых, оно оказалось несравненно более коротким и продолжалось менее полувека, по крайней мере для тех, кто был переселен в 586 г. до н. э., в то время как о времени возвращения израильтян нам вообще ничего не известно.

Во-вторых, в отличие от израильтян, уведенных в три разных, далеких друг от друга места, все иудеи были поселены в одном и том же районе близ самого Вавилона. И наконец, в-третьих, если на место израильтян в Самарию были приведены новые поселенцы из Месопотамии и Сирии, то Иерусалим избежал этой участи, и земли плененных иудеев не стали приютом для выходцев из других стран.