Интервью с баскаковым в. Баскаков в.ю. свободное тело. хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике Баскаков в ю телесно ориентированная

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья

Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с.И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

1. Появление предмета и области «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества - невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. В основе этой проблемы лежат сложности т. н. «заземления» чувств: реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека - это активизация его энергии. Для того, чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя тело в тот момент, когда человек испытывает сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: человек начинает нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток») и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное») тело не способно «заземлить» такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. С одной стороны, смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта со смертью. Смерть превращается из реальности в силулякр (Ямпольский М.,1991, Бодрийяр Ж., 2000). С другой, - смерть превращается в монстра, табу.

Отсюда название области - «танатотерапия» - очень четко обозначает главную цель такой терапии - оказание специфической (!) помощи (терапии - уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, - от танатологии - науки о смерти (скорее философия), с другой стороны, - от паллиативной медицины, просто ухода за умирающими.

2. В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти, (см. содержание семинаров базового и мета-уровня, а также (Баскаков В., 2001).

3. Акцент в танатотерапии делается на работе с телом и через тело клиента. В этом нам видится особая «миссия» танатотерапии в деле восстановления своеобразной справедливости по отношению к человеческому телу. Обычно тело человека рассматривается, пользуясь языком гештальттерапии, своеобразным «фоном», используется для. Расхожей является фраза «покажи, как ты владеешь , своим телом». В таком случае трудно назвать отношения «владеющего» с «владеемым» как партнерские. Большинство систем личностного роста, используя тело на первых этапах, в дальнейшем рассматривают его как своеобразную обузу (треугольник восхождения в классической йоге). Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру заявляя во весь голос о своих правах - болью, бессонницей, одышкой и т. д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела - своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей - маразм у пожилых, отсутствие чувств - первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других).

4. В танатотерапии ставка делается на т. н. «иньский» компонент - тотальное расслабление, в отличие от, в основном, используемого в психотерапии «янского» компонента (сравните, например, отличие психотерапии К. Роджерса). Янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии, в основном, делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сторону. При иньском подходе создаются условия, при которых тело клиента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между танатотерапевтом и клиентом. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, - другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле - воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом. Это теоретическое, достаточно трудное для понимания и во многом дискуссионное положение хорошо усваивается, опять же, в ходе выполнений телесных приемов танатотерапии.

Наличие активности, «янского» начала хорошо прослежено в традиционном (особенно отечественном) здравоохранении. Судить об этом можно, хотя бы, по устойчивым языковым выражениям милитаристского толка, которыми ома изобилует («приступ болезни», «борьба с болезнью», «борьба за жизнь», «остановить развитие опухоли» и т. д.). Кстати, и сам термин «здравоохранение» в нашей стране появился только после Октябрьской революции. До революции нынешнее Министерство здравоохранения носило название «Департамент народного здравия». До сих пор The World Health Organization часто неправильно переводится - как Всемирная организация здравоохранения.

5. Избыток иньского компонента традиционно рассматривается как своеобразный коллапс, кома (ср., название статьи Д. Боаделлы «Между катарсисом и комой»). Уступчивость, пассивность в большинстве случаев (в политике, экономике, медицине и др.) также носит негативный оттенок. В танатотерапии основная стратегия терапии направлена на движение к центру иньской составляющей, к источнику янской активности, в нем находящемуся, - что в итоге приводит к балансировке инь-янской составляющей, балансировке, осуществляемой самим телом.

Этот мощный и концентрированный источник янской активности окружен «океаном» - иньской безмятежности и покоя. В этом своеобразном «золотом сечении» сочетания процессов «активизации» и «заземления» - залог безопасности проявления этой активности. Активность не приводит к т. н. «отреагированию».

Это скорее то, что происходит во сне. «Уснувшее», расслабленное и, таким образом, «заземленное» тело создает условия для появления сновидений. Сон, сновидения - это активность бессознательного, проявление подавленного, своеобразное «отреагирование»; но в сочетании с «заземленным» телом, в окружении иньского безмолвия тела такая активность максимально безопасна и для самого тело, и для человека. Отсюда - целительность снов. Отсюда: «утро вечера мудренее». Хорошей иллюстрацией такой своеобразной «логики» безопасности сочетания янской активности в центре иньского компонента может служить известная картина художника-примитивиста Генри Руссо.

Аналогичные процессы (вытекающие из логики, впервые зафиксированные в китайском мышлении, - «максимизация одной из полярностей приводит к зарождению полярности противоположного качества") протекают и в центре янской компоненты. Это хорошо описано у Джона Лилли; этому служит сам образ и название его книг - «Центр циклона», «Парный циклон». Собственно, механизм отреагирования («катарсиса») и строится на процессе максимизации янской составляющей, которая (максимизация - см. диаграмму Рис. 1) с необходимостыо приводит к появлению иньской составляющей (освобождение, высвобождение, успокоение). Это привычный в культуре и социуме способ «борьбы» с бессонницей, когда включается телевизор, и все внимание направляется на экран. Или, когда в руки берется неинтересная книга и её читают до тех пор, пока она не вываливается из рук. Цивилизация (особенно западная) пошла по янскому пути - т. е. по пути высокого темпа жизни, силы впечатлений и т. д. Сильное чувство в западной культуре всегда передается через интенсивность (в кинематографе - разорванная одежда и откусанное ухо). Привычная нам пауза (неожиданная остановка транспорта, преждевременный приход куда-либо и др.) зачастую воспринимаются ними как трата времени, его потеря. На Востоке же - это такой же полноценный акт жизни, максимально этой жизнью наполненный. Однако, постепенно (но очень медленно) в западной кулыуре все же меняется отношение к иньской составляющей: стали популярны техники медитации, релаксации, китайские двигательные системы, «уравновешивающие высокий темп окружающей жизни» (Елисеев В., Баскаков В., 1990).

ГЛАВА 3

Методики
3.1. Баскаков В. Танатотерапия - искус-ство жизни и смерти

Танатотерапия является, прежде всего, психотера-певтическим методом воздействия на весь круг про-блем человека и затрагивает все виды телесности: индивидуальное тело, семью, организацию и госу-дарство как тело (2) В ее основе - целительные биологические реакции, организующие и коррек-тирующие энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от греч. thanatos смерть и therapia - уход, забота, лечение) - область уста-новления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1) и терапия в данном случае заключается в оказании соответству-ющей помощи в установлении такого контакта. Ут-рата культуры т.н. правильного, естественного уми-рания и смерти (6), выражающейся в подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия про-цессов умирания и смерти в каждодневных жиз-ненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент - сформировало образ смер-ти-монстра, мучительной агонии Даже слово смерть превратилось в табу.

В обычной же жизни человек ежедневно стал-кивается с различными аналогами процесса уми-рания и смерти.

^ Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслаб-ляется, сверхконтроль сознания покидает тело и пос-леднее становится объектом предметом (сравни, "покойник","вечный покой"). В силу этой причи-ны многие техники релаксации в качестве идеально-го, т.е. максимально расслабленного объекта исполь-зуют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).

^ Сон как смерть. Наилучшим образом это про-слежено в сказочной традиции (ожившие персо-нажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскреше-ние). Механизм целительности сновидений ана-логичен механизму целительности танатотера-пии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудре-нее») бессознательных структур, активизация энер-гии, которая не приводит к привычному ее подав-лению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот,- отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокирова-нию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и сим-позиумы, и слова песни «расставанье - малень-кая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и па-дения в статусе взрослых людей обычно иниции-руются через смерть, что смягчает, устраняет вре-менной разрыв (9,11).


Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «ма-ленькая смерть» В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти - при разделении души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств)

Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процес-сами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др.)

Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания В ее основе - характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформ-ляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии
^ Подготовительное упражнение

Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки - вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Вин-чи) с ладонями, обращенными наружу

^ Фигура Витрувия
Почему же практически во всех случаях избега-ется позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, ле-жащею в такой позиции. У большинства эго ассо-циируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звез-ды" - это одновременно и позиция максимально-го получения. В этой амбивалентности данной по-зиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, - трагедия человека, "боясь потерять - лишаешься получить". Живя (а мы действитель-но так в основном живем) в позиции закрытос-ти - сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда - и главная цель телесных практик в любых систе-мах психотерапии и эзотерических системах" по-мочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной

Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных пози-ций и характеризуются максимальной амбивалент-ностью (максимальная отдача и получение, при-чем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, - повышенной энер-гичности (чем больше «разность потенциалов» - тем сильнее ток), энергоемкости, - и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участ-ников семинара, где внутри круга все сидящие мак-симально открыты друг другу, но любой входя-щий извне встречает спины) - наиболее часто используемые магические символы.
^ 1. «Театр прикосновений»
Участники группы разбиваются на пары, в кото-рых один становится "актером", активно-действу-ющим (от англ. act - действие), другой - "зри-телем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-восприни-мающего. На этой сцене "актер" предъявляет раз-ные типы контактов- игольчатые, точечно каса-ясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разне-сенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партне-ра); разного рода "перекрытия-мосты", напри-мер, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).

Фото из журнала «Столица»

Главное условие правильности выполнения дан-ного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после на-чала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме - оно ищет первое прикосновение. Только в таком слу-чае контакты со стороны «актеров» становятся ак-туальными, принятыми «зрителями».

Цель "актеров" в этом импровизированном те-атре тела («телесном джазе», но меткому выраже-нию П Горобца) - удивить своих партнеров, при-чем, удивить постановкой "спектакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринима-ющих - одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др.).

Время, отводимое на это упражнение - 5-7 ми-нут, после чего партнеры меняются ролями. Хоро-шо данное упражнение сопровождать музыкой ме-дитативно-релаксационного характера.

Специальное замечание касается окончания дан-ного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить вы-полнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исклю-чением, заканчивает его стандартным и совершен-но неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо под-няться и сесть (вспоминается, что так поднима-лась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание - это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послуш-ное их воле тело (а значит - более объектное, пассивное, расслабленное - то тело, на достиже-ние характеристик которого и нацелен данный при-ем).
^ 2. «Телесная гомеопатия»
В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с од-ним из ключевых ее принципов - принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon"Y"Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применитель-но к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и пе-реживаниям.

В демонстрации партнер, на котором вы по-казываете данный прием, занимает позицию "звез-ды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечнос-тей. Первое - устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, при-коснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) на-давливать и, таким образом, отводить ее в сторо-ну

Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описывае-мое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать - мед. сворачивать ногу, смещать - мед. смещать кости и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совер-шенно незаметно, тогда как пассивно-воспринима-ющий сразу реагирует на данный прием - прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "што-рок" ресниц, последние отвечают в теле за конт-роль со стороны сознания (интенсивность тремо-ра возрастает в связи с ростом контроля) .

Время, отводимое на данный прием, не ограни-чено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограмма-ми веса руки. Это разница связана с участием конт-роля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только пос-ле смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве - в роли предмета, объек-та, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).

В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 119

Максимально устойчивой и удобной. Рекомендует-ся сесть у изголовья лежащего пассивно-воспри-нимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени па-узу (лицо - одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и ак-куратно приступаете к надавливанию. Своим на-давливанием Вы отводите лежащую голову на не-значительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме сни-маете свою нагрузку и голова партнера возвраща-ется на место Время выполнения приема - 4-5 минут на каждую конечность.

Впечатления от данного приема в основном ка-саются ощущений поляризации внутри тела. Час-то возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наобо-рот, ощущение наличия руки активно-действую-щего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).

Применение базовых приемов танатотерапии воз-можно как индивидуально, так и группой подго-товленных танатотерапевтов и также включает ра-боту с дыханием (вдох - это жизнь, выдох - смерть), отдельными частями тела (нижняя че-люсть, глаза, шея, подошвы ног), что является клю-чевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.

Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психо-терапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаи-моотношениями (паховая область), опорами (ноги).

Из приведенных элементов Танатотерапии («те-атр прикосновений», «телесная гомеопатия») груп-пой 3-5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово "инициация" заим-ствовано из латинского языка и означает"войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает по-зицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).

Эффект многократно усиливается с добавлени-ем следующих приемов и принципов Танатотера-пии" «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.

В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «за-земляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («за-земление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.

Особый интерес представляют описания «путе-шествий» лицами, проходивших сеансы танатоте-рапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть (выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (.5,7,8,12,14,15,16) Ниже приведе-ны наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов Стилистика языка сохранена.
^ Татьяна С, 32года.

Я поняла, что смерть - не эмоциональное состояние..., так как в этом эмоции не уча-ствуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала... Голова, еще что-то и это "что-то" не любит эту дурацкую голову. Хоте-лось, чтобы это не кончалось... Хотелось вып-рыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с гео-метрическими фигурами... Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось... Когда подня-ли - блаженство и яркий свет...
^ Елена К., 37 лет.

У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бе-жал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь...

В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение дове-рия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу рассла-биться. Я расстекласъ и впиталась в землю. "Глюки" начались, когда оставили в покое... Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости - придя в дом, в котором не жи-вешь, или как влезть в перчатку...
^ Наташа Л., 28 лет.

С самого начала хотелось неимоверно сто-нать... Что больше всего удивило - я на-блюдала со стороны... Трудно вспомнить...

Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение - когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни - туннель со светом. В этот раз - он извивал-ся, как поезд, ячейками. Я долго билась над воп-росом - если трубу изогнуть, света не должно быть... В конце - серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.

В настоящее время ведется работа по когнитив-ному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления эти-ми путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).
Результаты

Танатотерапия оказывает мощное релаксацион-ное воздействие, затрагивая и корректируя прак-тически все психологические проблемы человека.

Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые ре-зультаты и в области медицины, при лечении: па-циенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохон-дроза позвоночника (А.Гайваненко,Одесса), деп-рессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Ки-шиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смер-ти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишинев-ская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).

Литература

1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энцикло-педический словарь. Инфра-М (в печати)

2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы те-лесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.

3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ суще-ствующих подходов. Сб Телесность человека: междисцип-линарные исследования. М.1991. Стр.54-61.

4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздей-ствия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестома-тия. СПб.,2000, стр.264-276.

5 Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.

6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни " «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суж-дению о мистике), Сергиев Посад, 1915.

7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с

8. Стивен Левин. Кто умирает? - К.: «София», Ltd. 1996.-352с.

9 Талалаж Я, Талалаж С. Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.

11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.

12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982

13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17

14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991

15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969

16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975
^ 3.2. В. Березкина-Орлова. Актерс-кие телесно-ориентированные пси-хотехники
Представляемый психологический тренинг явля-ется дальнейшей разработкой "Телесно-ориентиро-ванной психотехники актера", описанной в "Хрес-томатии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам обще-ния.

Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо исполь-зовать при работе с людьми, испытывающими труд-ности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, "забалтывать" проблемы, при психосоматических заболеваниях.

В течение жизни человек учится подавлять та-кие чувства, как стыд, обида, страх, гнев. Но из-вестно, что та наша "часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело "знает" и "помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, мо-жет нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к ис-целению. Оно подает нам сигналы, которые мы не понимаем и игнорируем, так как контакт с соб-ственным телом у нас часто нарушен, иногда пол-ностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Вос-становление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренин-га, подчиненными основной его цели, являются:

Снятие телесных напряжений;

Осознание своих проблем в виде их телесных аналогов;

Установление невербальных контактов с другими людьми;

Улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Необходимо отметить, что возможность исполь-зования тренинга не зависит от теоретических по-зиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные ис-пользуемым в тренинге, применяются в психодра-ме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чехо-вым, педагогами по сценическому мастерству, ра-ботающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колеснико-вой. Часть их них неизбежно претерпела некото-рые изменения и добавления, так как мы не ста-вим перед собой чисто сценических задач. Задачи же повышения чувствительности к себе, к соб-ственному телу, к собственным эмоциям и чув-ствам, к другому человеку, решаемые с помощью этих техник, являются важными и "вечными" пси-хологическими и психотерапевтическими задача-ми почти всех направлений психотерапии.
В ходе тренинга участники знакомятся с тремя большими смысловыми кусками:

1 Работа с мышечными напряжениями;

2. Работа с "атмосферой" (контекстом общения).

3. Работа с "психологическим жестом".
Два последних понятия были описаны М Чехо-вым и, на наш взгляд, обладают исключительной значимостью для расширения круга осознания не-вербальных аспектов взаимодействия людей.
^ Мышечные напряжения

Согласно положениям телесно-ориентированной терапии телесные зажимы (напряжения различ-ных групп мышц и стесненное дыхание) порожда-ются внутренними психологическими конфликта-ми и стремлением человека изолировать себя от неприятных эмоций. Зажимы, часто оставаясь нео-сознаваемыми, "пожирают" огромное количество энергии человека, мешая его нормальному функ-ционированию, приводя к усталости, ощущению тяжести в отдельных частях тела, перебоям дыха-ния, не ослабляя, а, напротив, увеличивая психо-логический и физиологический дискомфорт.

Описаны разные способы работы с мышечными напряжениями: прямой массаж, самовнушение, усиление зажимов, перевод напряжения в другие части тела, которые легче поддаются расслабле-нию и т.д.

Предложенные ниже техники дадут возможность выбора наиболее "созвучного" для участника спо-соба, с которым он сможет далее работать само-стоятельно.
Техники:

1. Контрастное напряжение

"Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяжелой, как будто в нее перемещает-ся центр тяжести вашего тела. Усиливайте напря-жение, утрируйте его, доводя до предела. Сбрось-те напряжение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, чго вам это не удается, немного надавите пальцами на пле-чи, почувствуйте напряжение. Усильте его, дово-дя до предела. Сбросьте. Напрягите заднюю часть шеи (па передней части шеи, гортани напряжение не фокусируется но принципиальным соображе-ниям)... Спину... Поясницу... Обе ноги… Пра-вую ногу... Левую ногу... Низ живота. Напрягите верх живота. Что происходит с вашим дыханием? Оно становится поверхностным, нижняя часть лег-ких не заполняется. Сбросьте напряжение. Напря-гите грудь. Обратите внимание на дыхание. Сбрось-те напряжение. Напрягите все тело целиком. Расслабьте. Напрягите, расслабьте."

При выполнении этого и следующего упражне-ний участников необходимо предупредить, что если у кого-то из них были физические травмы, пере-ломы, пострадавшие участки тела должны рабо-тать в щадящем режиме, утрирование напряжения должно происходить в воображении .
^ 2. Перекат напряжения.

"Напрягите до предела правую руку. Постепен-но расслабляя ее, переведите напряжение выше в плечо (как будто центр тяжести вашего тела пере-мещается из руки в правое плечо)... в оба плеча.

Доведите напряжение в плечах до предела. Посте-пенно освобождая плечи, переведите напряжение в левую руку (переместите в нее центр тяжести тела). Постепенно расслабляя левую руку, пере-ведите напряжение вверх через левое плечо в зад-нюю часть шеи. Доведя напряжение в шее до пре-дела, переведите его в верхнюю часть спины в область лопаток... ниже... в поясницу... в область таза... в правую ногу... из правой ноги через пояс-ницу в левую ногу... из левой ноги вверх в ниж-нюю часть живота... в верхнюю часть живота... в грудь... в правую руку. Сбросьте напряжение."

3. Ртуть.

"Представьте себе, что ваше тело - старый, за-стоявшийся механизм. Он сломан, он просто нуж-дается в смазке. Сейчас у вас есть возможность хорошо разработать все части вашего тела, все его суставы. В указательный палец правой руки вам будет введено волшебное смазочное вещество, од-ной капли которого достаточно, чтобы привести механизм вашего тела в работу. Перегоняя это ве-щество из одной части тела в другую, не упустите ни одното отдела. Закройте глаза. Начинайте ра-боту. Не торопитесь. Промазав одну часть (напри-мер, руки), проверьте, как она работает (вся рука в целом, отдельно пальцы)". Работу можно счи-тать оконченной, когда все тело будет смазанным, разогретым.
4. Марионетки.
5. Растем.

(Упражнения описаны в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии").
6. Расслабление лежа.

"Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам за ок-ном. Шелест ветра, пение птиц, голоса. Что еще? Прислушайтесь к звукам, наполняющим это зда-ние (но находящимся за пределами этой комна-ты). Прислушайтесь к звукам, наполняющим эту комнату. Прислушайтесь к тому, что происходит в вашем теле. Прислушайтесь к своему дыханию. Какое оно? Не задерживайте и не убыстряйте его. Не надо ничего менять, просто прислушайтесь. Услышьте биение вашего сердца. Услышьте бие-ние сердца в других частях вашего тела.

Ваше тело может находиться в состоянии уста-лости или бодрости, напряжения или расслаблен-ности, болезни или здоровья. Как бы то ни было, оно может вам многое рассказать о себе и о вас. Поблагодарите его за первый контакт с вами и, когда будете готовы, почувствуйте себя лежащим на полу в этом зале. Откройте глаза".
^ 7. Диалог с напряженной частью тела.

"Закройте глаза. Мысленным взором пройдите по всему вашему телу, увидьте напряженные и рас-слабленные его участки. Сосредоточьтесь на наи-более напряженной части вашего тела (может быть, этот зажим вы ощущаете всегда; может быть, в трудных для вас ситуациях; может быть, вы осоз-нали его, делая одно из предыдущий упражнений). Почувствуйте эту часть вашего тела, будьте вни-мательны к любым ощущениям. Ничего не приду-мывайте, отдайтесь на свободное течение образов (зрительных, слуховых, кинестетических). Что за образы возникают, когда вы сосредотачиваетесь на своем зажиме? Если это зрительный образ, рассмотрите его внимательнее. Что это (или кто это)? Какого цвета"? Это что-то теплое или холодное? Приблизьтесь к нему. Спросите, чего он от вас хочет.

Обратитесь к своей памяти, попытайтесь вспом-нить моменты своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно счастливым. Что происходит с об-разом?

Пропустите через все ваше тело ощущение аб-солютного благополучия, особенно направляя его на те участки тела, с которыми у вас бывают про-блемы. Что происходит?

Представьте и почувствуйте, как все болезни и недомогания исчезают под воздействием сил, иду-щих от переживания полного телесного благопо-лучия".
^ Двигательные импровизации

Цель двигательных импровизаций, предлагаемых нами, дать человеку возможность побыть в раз-ных ролях, в разных эмоциональных состояниях, повзаимодействовать друг с другом нетрадицион-ными способами, прислушаться к своим ощуще-ниям в движении. В начале тренинга участникам предлагаются простые игровые импровизации, для их выполнения предлагаются некоторые образцы (например, образы зверей). По мере прохождения тренинга мы отказываемся от образцов, и импро-визации направляются внутренними импульсами участников.

Предлагаемые нами техники рассчитаны как на индивидуальную работу ("Закрытие", "Рост"), так и на парную (так называемые техники на присое-динение к состоянию другого человека: "Зеркало",

"Тень", "Равновесие", "Драка", "Сиамские близне-цы", "Подавление", "Разговор через стекло") и на работу всей группы (различного рода групповые скульптуры).

Техники:
1.. Ходьба с зажимами.

"Продолжая идти, напрягите до предела правую руку... левую руку... всю верхнюю половину тела... левую ногу... правую ногу- обе ноги... всю ниж-нюю половину тела... поясницу... Представьте себе, что вы - маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличи-лась в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочет-ся... Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете..."

Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.
^ 2. Звери, птицы, рыбы.

Участники идут друг за другом по кругу.

"Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зве-рем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличьи этого зверя... А теперь вы снова - люди. Темп движения - спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Уп-ражнение закончено".
3. Зоопарк.

"Найдите себе место в этой комнате, где вам было бы удобно расположиться. Мы - в зоопар-ке Представьте себя зверем - своим антиподом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу поло-жение, характерное для него.

Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, при-нюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Воз-можны проявления любопытства, агрессии, само-обороны (без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов...

Приглядите себе пару - зверя или птицу, с ко-торым вы могли бы находиться рядом, взаимодей-ствовать или просто сосуществовать без взаимно-го напряжения. Повзаимодействуйте...

Вы выразили друг другу доверие. Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, пере-живания, что-то может быть неожиданное для вас".
^ 4. Движение с присоединением.

Упражнение проводится в парах под музыку.

"Пусть кто-то один из вас (или оба вместе) нач-нет делать любые движения, прислушиваясь к му-зыке и к себе. Второй пусть попытается делать дви-жения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с му-зыкой, с собой, друг с другом".
5. Подарки.

"Мы любим, когда нам делают подарки. Сейчас у вас есть возможность обменяться воображаемы-ми подарками с вашим партнером. Вы можете по-дарить ему все, что захотите. Разговаривать вам нельзя, однако попробуйте преподнести свой по-дарок так, чтобы ваш партнер понял, что ему по-дарили и смог отреагировать. Обменяйтесь с парт-нером по очереди двумя подарками".
^ 6. Слепой - поводырь.

Упражнение проводится в парах.

"Один из вас - слепой, другой - поводырь. Задача поводыря: познакомить слепого с окружа-ющим его пространством (миром), позволить ему получить максимум информации, оберегая его при этом от возможных опасностей. Вам необходимо учитывать характер слепого, его темперамент".

После обмена ролями проводится обсуждение приобретенного опыта в парах.
7. Зеркало.

8. Тень.

9. Разговор через стекло.

10. Сиамские близнецы.

11. Насос и надувная кукла. *
* Последние пять техник нет необходимости описывать, так как они являются довольно известными; кроме того, они были описаны в "Хре-стоматии по телесно-ориентированной психотерапии" (Москва, 1993). Следует только отметить, что они используются нами, как упражнения на присоединение к состоянию другого человека, и именно об этом идет речь при обсуждении опыта, приобретенного в ходе их выполнения.
12. Равновесие.

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70-100 см, вытяги-вают руки вперед и соприкасаются ладонями. За-дачей каждого из них является заставить партнера потерять равновесие (сойти с места), сохранив его самому.

Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разными партнерами, так как каждый человек выбирает свою собственную стратегию выполне-ния данного упражнения в зависимости не только от особенностей своего характера, но и от особен-ностей установившегося контакта с партнером.
13. Драка.

Упражнение проводится в парах.

"Вы - противники. Задача - победить сопер-ника. Настройтесь на борьбу. Будьте вниматель-ны, вам предстоит не только наносить удары, но и отражать нападение противника. Упражнение про-водится в замедленном темпе и без прямого кон-такта".

Упражнение может использоваться как самосто-ятельная техника для отреагирования агрессии. Замедленный темп позволяет "увидеть" силу и энергию агрессии.
^ 14. Подавление (другое название "Борьба взглядов").

Участники разбиваются на пары и рассажива-ются друг напротив друга.

"Посмотрите друг другу в глаза. Сейчас вы нахо-дитесь в равных позициях. Пусть постепенно один из вас (заранее договоритесь кто) начнет взглядом подавлять другого. Когда ваш партнер окончатель-но "подавлен", замрите на 2-3 секунды (один - на высоте позиции, другой - "отброшенный" вниз). После этого взгляд "подавленного" партнера пусть начинает набирать силу, взгляд "подавлявшего" - ее терять. Ваши позиции опять сравнялись. Те-перь уже тот, кто был "подавлен" прежде, начина-ет сам взглядом подавлять своего противника. И снова, когда партнер окончательно "подавлен", замрите на 2-3 секунды."

Каждый партнер в течение упражнения должен побывать 2-3 раза в позиции "сверху" и столько же в позиции "снизу". Упражнение заканчивается в позиции "на равных".
^ 15. Отвинченная голова.

"Как трудно иногда бывает "отключить" свою голову, так часто она вмешивается "не в свое дело". Сейчас вам представится возможность посуществовать немного без нее. Разбейтесь на пары. Один пусть укладывается отдыхать. Другой усыпляет его бдительность (помогает расслабиться, поглажива-ет, покачивает и пр.). В тот момент, когда первый расслабляется, второй - начинает "отвинчивать" у него голову (осторожно, чтобы первый "не спох-ватился"). Когда голова, наконец, отвинчена, вто-рой участник несет воображаемую голову в угол комнаты и прячет ее. Потом будит своего товари-ща...

Как вам без головы? Вы ничего не видите и не слышите... Что происходит?... Поищите свою го-лову!

Дав своему партнеру посуществовать в новом для него качестве некоторое время, второй участ-

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 137

Ник возвращает ему голову. Тот ее внимательно изучает и, после опознания, они вместе "прикру-чивают" ее на место".

После проделывания упражнения партнеры об-мениваются впечатлениями (или записывают их) и меняются ролями.

Баскаков Владимир (1954) -психолог, один из ведущих телесно-ориентированных психотерапевтов России.

Выпускник Московского Государственного Университета им. Ломоносова.

В течение ряда лет - соруководитель долгосрочных обучающих программ по биосинтезу и тай-цзи-цюань. Тренер обучающих программ по танатотерапии и телесно-ориентированной психотерапии более чем в 30-ти городах России, СНГ, Италии, Чехии, Англии, Шотландии, Германии.

Генеральный директор Научно-практического объединения «Психотехника». Соредактор российского издания журнала «Энергия и характер». В течение ряда лет возглавлял психологическую службу Министерства морского флота СССР, был членом комиссии по новым видам физической культуры Госкомитета по спорту СССР.

Владимир Баскаков - один из немногих психологов, разработавших свою школу. Метод называется Танатотерапия, его можно отнести к разряду телесно-ориентированных психотерапий. Суть метода в чрезвычайно тонких, точных действиях над телом живого человека. Цель процесса - максимальное, недостижимое ни при каких иных условиях расслабление тела. Переживаемый опыт сродни опыту умирания, полного прекращения активности, и встрече со своей сущностью.

Книги (4)

Свободное тело

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастьяДиапазон содержания очень широк - от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фолклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение

Танатотерапия - авторский метод и прогрессивно развивающееся направление телесно-ориентированной психотерапии, включающее приемы установления (восстановления) контакта человека с различными видами смерти и умирания. Метод базируется на целительных биологических реакциях организма, корректирующих и восстанавливающих его энергетический баланс, являющихся основой решения базовых психологических проблем человека.

Учебное пособие предназначено для лиц, прошедших обучающие семинары по танатотерапии с целью последующего углубления в данной теме.

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии

В сборнике, составленном признанным телесным терапевтом В.Баскаковым, емко и чрезвычайно разнообразно представлена антология отечественной телесной психотерапии.

Это собрание методик и авторов на самом деле - необычно. Но тем, кто уже знаком с работами отечественных телесных терапевтов, это не покажется особенно удивительным. Ведь это активно развивающееся направление психотерапии обретает все большую популярность и признание. Эта книга будет и полезна, и интересна как экспертам, так и новичкам.

«Где бы я не представлялся, я начинаю с того, что я психолог. По мировоззрению, миропониманию, мироощущению».

БАСКАКОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ — российский психолог, телесный психотерапевт; автор метода ориентированной на тело психотерапии — танатотерапии, (авт. свид. № 5467 от 20.03.2002г.). Координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», основатель и первый президент Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов России (АТОП). В течение ряда лет – соруководитель международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу и тайцзи-цюань, тренер долгосрочных обучающих программ по танатотерапии и телесно-ориентированной психотерапии в России, странах СНГ и за рубежом (Великобритания, Германия, Италия, Израиль, Чехия, Шотландия), соредактор российского издания журнала «Энергия и характер».

О ПСИХОЛОГИИ:

  1. О психологии сейчас говорят много и многие, но что это такое, так до конца так до конца и непонятно. А как бы Вы определили – что такое «психология»?

Есть формальное определение, складывающееся из дефиниций души и знания. Неформально – это всегда поиск, попытка. Попытка установить контакт с собой, с другими, с миром. «Метод», с греческого – «путь». А мы-то изголяемся — в научности, лженаучности! Если ведет, если доводит до цели, до счастья – метод!

Большинство и идут в психологию для самопознания. Познав себя, — помогают другим хоть в чем-то разобраться. Terra Incognito. Отсюда и псюхо-terra-пия!

  1. «Психология» — «наука о душе». Так ли это? Есть ли в современной психологии место для души, или она «бездушна»?

В данном определении психологии, это также верно, как в определении «педофилии» – ограничиться «любовью к детям», что дословно-словарно-семантически верно. В современных учебниках по психологии, дальше такого формально-кастрированного определения и не идут. Видимо, чутьем понимают опасность! Если пойти дальше, то от «логоса» и пыли не останется. Не случайно многие великие ученые заканчивали жизнь мистиками или верующими в Бога, изменяя науке и научности. Не может быть «науки» о душе! Замените слова «душевный взгляд» или «душевный разговор» чем-нибудь формально-психологическим. Сравните ощущения от первого и второго!

  1. Есть присказка — «Нет ничего лучше практичной теории». Как Вы видите проблему соотношения теории и практики в работе практического психолога?

Проблему я вижу только в противопоставлении одного другому, расчленении «Его Величества Опыта» на эти составляющие. Попробуйте противопоставить вдох-выдоху, или, наоборот, выдох-вдоху! Начните акцентировать что-то одно («задержка на вдохе» или «на выдохе»). Долго протяните? В дуальностях лучше всего разобрался тонкий Восток, предложив нам идеи и соответствующую им вечную монаду «инь-янских» отношений. Нашему российскому менталитету привычней «троица» («три источника и три составные части…», трехглавый Змей, Троица…). Практическому психологу советую быть чувствительней к миру, в этом и залог его безопасности. Почему? Ответ – опять в восточных психотехниках, три кита которых: «открытость», «чувствительность» и «пластичность». А последнее, прежде всего — тело, т.е. опять наша территория!

  1. Ролло Мэй говорил о том, что единственная разница между терапевтом и клиентом в том, что один из них понимает, что с ним на самом деле происходит, и желательно, чтобы это был специалист. А как Вы бы определили эту разницу?

Как говорят в Одессе — «разниц много»! И формальные – кто кому платит за сеанс, и неформальные. Из неформальных мне нравится идея известного телесного психотерапевта, увы, покинувшего этот мир в 2010 году — Андреаса Веховского. Он рассматривал качественную профессиональную психотерапию как «танец». Идея, метафора, я считаю – замечательная. Возвращаясь к вопросу – в чем разница между танцующими? В том, что один ведет? А ведет он не потому ли, что другой позволяет это делать? Вести себя. А вот эта остановка в движении или продолжение движения после паузы? Как они договорились об этом? И был ли договор?

Зная блестящий язык Ролло Мэя и его манеру изложения, я считаю перевод этой фразы не точными (надо найти оригинал). Я думаю, фраза заканчивается словами «…и желательно, чтобы этим человеком оказался терапевт».

  1. В чем, на Ваш взгляд, заключается мастерство практического психолога?

Мастерство проявляется в исключительном интересе к своему предмету, а вот заключается… Слово какое-то «невкусное», пахнет темницей, сыростью… Я бы не хотел, чтобы мастерство «заключалось»!

  1. 6. Какие личные качества специалиста Вы считаете необходимыми для успешной психологической работы?

Качества опытного разведчика (ха-ха! — современная шутка!). Я в свое время много занимался спортом и даже входил в «комиссию по новым видам физической культуры» Госкомспорта СССР. Из всего многообразия видов спорта (более 100) — есть единственный уникальный вид спорта. Его уникальность – в антагонизме тех физических качеств, которыми должен обладать спортсмен высшей квалификации данного вида. Вы никогда не угадаете, что это за вид спорта. И даже назвав его –«толкание ядра» — мы не сразу понимаем этот антагонизм. Антагонизм чего с чем? Оказывается, «силы» и «скорости». Чтобы толкать ядро далеко, спортсмен наращивает силу и, таким образом, теряет в скорости толчка!

Вот и психолог! Уникальный, можно сказать, парадоксальный специалист. С одной стороны, он – священник (принимающий, понимающий сердцем); с другой — строгий родитель, дающий понять консультируемому представления о нормальных границах; с третьей — любовник (модная в последнее время в психотерапевтических кругах тема – очарованности терапевта клиентом); и тут же — рубящий правду-матку. Как в фильме «Гараж»: «Многоликий Вы наш!»! Мне, кстати, в свое время очень помогло в приобретении опыта «перевоплощения» — многоликости — изучение актерских психотехник школ Михаила Чехова и Константина Станиславского.

О ТОП

  1. Как Вы пришли в ТОП, и почему остались?

Путь и прямой, и витиеватый одновременно. Всю жизнь интересовался… А вот тут пауза, так как трудно найти название тому, чем я занимался. В 70-80-ые годы ТОПа в нашей стране не было. Как секса… Как только я не тужился эти все мои занятия назвать. Ведь известно, как назовешь, так и… Лично мне нравилось название «телесная психотехника» («тэхнэ» – искусство!) или «культура тела» («культура» — как «уровень развития»). Интерес к человеческому телу непосредственно связан с моим главным жизненным интересом – проблемой бессмертия. А в решении этой проблемы основное место уделяется именно человеческому телу.

  1. В современной ТОП выделяют около 100 школ. Какая из них Вам наиболее близка и почему?

Как в известной шутке Жванецкого, «Я пронес это сильное чувство через долгие годы войны, и я говорю тебе: «Я не люблю тебя!». Я занимался очень многими подходами («читал Пастернака»), сам выискивал хороших иностранных специалистов, организовывал им здесь группы. Кстати, и первую по-настоящему качественную долгосрочную программу – по биосинтезу, тоже я организовал. И позвал тех ребят, которые у меня проходили семинары. А до этого: и биоэнергетика А.Лоуэна, и педагогика М.Фельденкрайза, и core-энергетика Дж.Пирракоса, и ошовские практики… Продолжать? С известным биоэнергетиком Росслин Лангдон и профессором Ольденбургского университета Эриком Вестфалем организовал Международную программу «Культура тела».

Вернемся к вечному Жванецкому – мне наиболее близка та «школа», которой по-прежнему я занимаюсь. У этой школы до сих пор нет названия (это, поверьте, трудно!). Я бы назвал это «телесной оптикой» или по-русски body-tuning, «настройка тела». А вот на что настройка (приемник же настраивают на станции). И не просто на станции – на понравившиеся!

Но не дай Вам Бог понять из вышесказанного, что я критикую вышеупомянутые подходы. Их потому так и много (более 100), что не каждому помогает каждый! Проблема в одном – в низкой телесной компетенции как клиентов, так и, увы, самих терапевтов. Как в известном анекдоте. Гаишник останавливает машину и что-то протягивает водителю. «Дыхните!». «Но это же презерватив!» — возмущенно вскрикивает водитель. «Трезвый! Проезжай!». Вот так и мы – дуем во все подряд.

  1. 3. Какая проблема современной ТОП кажется Вам наиболее актуальной?

Из проблем современной ТОП (как отечественной, так и шире – европейской), я бы выделил разобщенность ее сторонников, в чем-то даже антагонизм. Это тем более странно для нас, «телесников»! Разве может быть антагонизм между руками или ногами?! Если это так — организм серьезно болен, если даже не в агонии!

  1. В чем специфика российской ТОП?

В отсутствии стройной методологии. Можно ли вообще говорить о «российской ТОП»?! Само слово «телесная психотерапия» — заимствовано, многие базовые конструкты типа «self», «эго», «core», фэйсинг, граундинг, чужды и русскому языку, и российскому менталитету. Начав с иностранным телесным психотерапевтом говорить о душе или о духе, встречаешь его первый же встречный вопрос о моей вере в Бога и т.д.

  1. Насколько интенсивно Вы используете ТОП в своей психологической практике?

Где бы я не представлялся, я начинаю с того, что я психолог. По мировоззрению, миропониманию, мироощущению. И уже затем – что занимаюсь телесной психотерапией. Именно занимаюсь, я не являюсь телесным психотерапевтом.

  1. Что бы Вы сказали, пожелали бы новичкам, приходящим в ТОП?

Удачи! И не терять романтизма и задора.

О СЕБЕ:

  1. Ваши психологические интересы, кроме ТОП?

Очень люблю просматривать альбомы по искусству, особенно неизвестных художников на предмет поиска креативных метафор моей любимой темы Смерти.

  1. Если бы Ваша жизнь сложилась иначе, вне психологии, какую бы профессию Вы бы избрали?

Наверное, хирурга! Страшно люблю что-то разбирать. Но вот «кубик Рубика» ни разу не собрал!

  1. Какая книга в детстве была Вашей любимой и оказала самое большое влияние?

Не поверите! «Путешествие без виз» — книга о филателии, издана в 1961 году. Каково название! И это в далеком 1961-м!

  1. Кто повлиял на Ваше становление как психолога?

Когда служил на Северном флоте и много (три года!) размышлял о смерти и бессмертии – много бесед о психологии провел с мичманом со странной фамилией Бородавко. Считаю его моим «крестным психологическим отцом».

  1. С какими темами, клиентами Вам интереснее всего работать?

Практически со всеми. Из этого не вытекает моя всеядность. Скорее меня «передают» как хорошего стоматолога (гинеколога) те клиенты, которым я помог. А в этом уже некоторая «селекция».

  1. Как Вы решаете – это «Ваш» или «не Ваш» клиент?

По ощущению… Но, хотя и не существует «клятвы психотерапевта», берусь за любой случай. Не обещая при этом успех! Или, что успех обязательно будет в конце терапии.

  1. Помогли и помогают ли Вам психологические знания, навыки, что называется, «в жизни»?

Я бы не хотел мою жизнь рассматривать через призму «навыков». Поскольку я продолжаю «этим» заниматься – видимо, да!

  1. Оказало ли психологическое знание влияния на Ваш внутренний духовный мир?

Верю, что да!

  1. Профессиональное выгорание – проблема, так или иначе коснувшаяся многих специалистов. Как Вы решаете это вопрос для себя? Как заботитесь о себе?

Спасает уже упомянутый выше «исключительный интерес».

  1. Ваши профессиональные планы на будущее?