Конспект логопедического занятияТема: «Осеннее путешествие звука О. Конспект логопедического занятия на тему "Осень" (1 класс) Открытое логопедическое занятие на тему осень


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Задачи:

Образовательные:

  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивающие :

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?

Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?

II. Сообщение темы занятия.

Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”

Когда осень начинается по календарю?

Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)

Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)

А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)

А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)

Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.

Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.

Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)

А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)

Слайд №10

А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.

Слайд №11

Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)

Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц. Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.

Слайд №12

Что делают животные осенью?

(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).

Слайд №13

Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)

Слайд №14

Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Слайд №15

III. Физминутка

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)

Слайд №16

IV. Материал для закрепления.

Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Дерево-деревья-деревьев.

Лист-листья-листьев.

Трава-травы-трав.

Слайд №17

2. Подбор слов-антонимов.

Тепло - холодно.

Пасмурный день - солнечный день.

Сухой лист – мокрый лист.

Высокое дерево – низкое дерево.

Слайд №18

3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.

4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Слайд №19

V. Итог занятия.

Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?

Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено. До свидания.

Зинаида Приведенцева
Логопедическое занятие «Осень»

Цели : Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Коррекционно- образовательные задачи :

Формировать зрительный гнозис

Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

Совершенствовать грамматический строй речи

Активизировать и расширить словарь по теме : «Осень » , «Фрукты - овощи, «Грибы»

Стимулировать речевую активность детей

Работать над расслаблением мышечного тонуса

Совершенствовать речевые навыки и умения

Коррекционно- развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие

Закреплять представление о характерных признаках осени .

Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворения И. Михайловой «Как обидно»

Развивать способность к самоконтролю

Развивать координацию в системе «глаза - рука» , т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи

Развивать длительность и плавность речевого выдоха

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Коррекционно - воспитательные :

Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

Воспитывать умение правильно вести себя

Здоровьесберегающие технологии :

1. Дыхательная гимнастика со словами

2. Пальчиковая игра «Осенний букет »

3. Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»

4. «Рисование нитью»

Оборудование :

Декоративныетыковки с буквами «О,С,Е,Н,Ь» ; блюдо с овощами - фруктами, 2 корзинки; изображения гриба, маленькие грибки; мяч; листы бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, клубки ниток на каждого; рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей; карандаши по количеству детей; мяч.

Словарная работа :

Расширять предикативный (глаголы : кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный (прилагательные : поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.

Активизировать словарь : листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень , короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо, мелкий, моросящий (дождь) и др.

Предварительная работа :

Знакомство с русскими поэтами. Чтение стихотворений А. С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье» , А. И. Плещеев «Осенью » , И. Бунин «Лес, точно терем расписной» .

Знакомство с приметами осени .

Рисование на тему : «Золотая осень » . Наблюдение за осенней природой , сбор листьев для изготовления «Осеннего букета » .

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать небо

Показать ветерок (машем руками влево - вправо)

Показать дубок.

Жест вправо

Жест влево

Руки к груди, затем развести в стороны.

Дети садятся.

Логопед :

Тихо в осеннем притихшем лесу ,

Листья кружатся, смотри на лету,

Будто о жизни прошедшей грустят,

Дереву словно : «Прощай» говорят.

Воздух прозрачен, чист и душист,

Разноцветным ковром ложится лист.

Поздний осенний цветок веселит ,

Прозрачный ручей мирно журчит,

Певчие птицы к отлету готовы,

Труженик - дятел деревья долбит,

Желуди дуб роняет, шуршит,

Дерево клен цветом красным горит.

И хочется видеть всё то без конца –

Картину, достойную кисти творца.

Пышные ивы склонились к воде,

Желтые косы полощут в воде.

Логопед : Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Класс наполнился красками. А у вас радостное настроение? (ответы детей) Вот и хорошо.

II. Основная часть.

Логопед : А теперь волшебство (звучит волшебная музыка)

Я взмахну правой рукой и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!

Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза, а когда откроют, будут смотреть только на меня.

Открывайте!

У нас сегодня необычное занятие , мы с вами будем путешествовать!

Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Выполним такое задание : надо разложить декоративные тыковки по росту. На тыковках буквы, надо прочитать слово, которое получилось. Готовы!

(Ребята раскладывают тыковки по росту, читают хором : «Осень » )

Логопед :

Да, действительно осень . Осень – удивительное , очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов.

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, ноябрь, октябрь)

Как можно назвать осень в сентябре ? (Ранняя, золотая)

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Ребята, назовите, признаки ранней осени ? (Осенью листья желтеют , птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды)

Как можно назвать осень в октябре ? (Дождливая)

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени ? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь)

Как назвать осень в ноябре ? (Поздняя)

Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Какие признаки поздней осени вы знаете ? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)

Логопед :

Ребята, осень - это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно» :

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Вопросы к детям :

В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

Чем красила осень ? (предложить повторить строки по тексту)

Покажите как ветер щеки надувал.

Давайте покажем, как ветер подул на деревья.

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно)

Листьев нет, лишь ветки видно.

Логопед :

Листочки осенние на веточках висели , ветерок зашалил. Закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание, пройдите испытания!

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил. (Дождь)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

По городу дождик осенний гулял ,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают. (Осень )

Логопед :

Хоть Осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает) . Ой, что же это я наделала! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой урожай. Овощи в одну корзину, фрукты - в другую.

Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи»

(из подноса с овощами - фруктами выбирают : девочки - овощи, мальчики - фрукты)

Образование относительных прилагательных

Логопед :

Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов - (какой) .

Логопед :

Много блюд из овощей, салатик назови скорей!

Салат из овощей - (какой) .

Физкультминутка

Заходи в осенний лес !

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые стоят,

Под березками грибочки на нас глядят.

В корзинку прыгнуть хотят.

Дети выполняют ходьбу на месте

Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг

Поднимают руки вверх

Приседают и выполняют упражнение "Грибок"

Встают и выполняют упражнение "Корзинка"

Упражнение "Грибок" - на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы

(ручка корзинки)

Игра «Четвёртый лишний» (обобщение - исключение)

Логопед :

Вышли на полянку, сели все в кружок, угадай, кто лишний, милый мой дружок!

Как назовём одним словом? (грибы) Что лишнее, почему? (ответы детей)

Подбор родственных слов :

Логопед :

Очень скучно одному, здесь в лесу расти грибку. Кто грибку родню найдёт? Слова - родственники подберёт?

(Дети называют слова, которые придумали, берут из корзинки грибки и ставят возле большого гриба)

Игра с мячом «да или нет»

Логопед : - Отвечай быстро на вопросы стихотворения :

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Туманы осенью плывут ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достают ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать.

Логопед :

Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем :

Ах, какой чудесный воздух!

Ах, как красиво в осеннем лесу !

Ах, сколько листьев под ногами!

(Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе)

Пальчиковая игра «Осенний букет »

Логопед :

Ребята, давайте соберём осенний букет .

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба.

Мы соберём

В вазу осенний букет отнесём . Сжимать и разжимать кулачки

Загибать поочерёдно пальцы

Сжимать и разжимать кулачки

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?» .

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед :

Мы поиграем в игру «Что ты видишь?» . У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед :

Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»

Мы листочек увидали и с листочком поиграли.

Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели.

Ветер вверх поднимал и на землю опускал…

Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают. Дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Отвести листик вправо, проследить движение взглядом.

Отвести листик влево, проследить движение взглядом

Поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз.

Покружиться и присесть, опустив на пол.

Закрыть глаза.

«Рисование нитью» - мелкая моторика

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных листьев и клубки ниток на каждого ребенка)

Логопед :

Нужно аккуратно нитью выложить предмет по контуру.

Логопед :

Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья ? Назовите это явление природы, одним словом. (листопад)

Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад

Игра «Лесное эхо»

Логопед :

Вот подошло наше путешествие к концу.

Расставаясь с осенью , давайте поиграем с лесным эхом.

Логопед : Эхо лесное, спросить могу?

Дети : - Ау - ау - ау!

Логопед : - Куда это листья лесные пропали?

Дети : - Опали - опали - опали.

Логопед : - Птички - певички, давно ли галдели?

Дети : - Летели, летели, на юг улетели.

Релаксация.

Логопед : - Поздней осенью всё погружается в сон. Поэтому и мы с вами примем удобную позу и закроем глаза. Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока «не проснётесь» . Спокойный сон закончится, когда я скажу : «Открой глаза» . Внимание : наступает «волшебный сон» .

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза) -

Сном волшебным засыпаем.

Наши ручки отдыхают,

Наши ноги отдыхают,

Отдыхают, засыпают (2 раза) .

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза) .

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

III. Итог занятия .

Логопед : - Занятие подошло к концу , скажите, о каком времени года мы говорили на занятии ? Что бывает только осенью ?

Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии ?

Чем отличается осень от лета ? (Рассказы учащихся)

Что бывает только осенью ? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Вы сегодня очень хорошо работали на занятии , правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено . До свидания.

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Осень. Деревья осенью». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий (логоритмики, психогимнастики, ароматерапии), направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия «звук», «буква», закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью (настоем ромашки), полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?» Лист клёна (какой лист?) - кленовый;

рябины - рябиновый; ольхи - ольховый; осины - осиновый;

берёзы - берёзовый; дуба - дубовый; липы - липовый.

Жёлтый цвет - это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень».

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему?» (Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след - листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна - разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

(Ивенсен М.)

Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)

Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т.д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Удивились,

Рассердились

И улыбнулись.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Затем построчное отражённое произношение стихотворения.

Игра «Телеграф» деление слов: «шепот», «шорох», «тишина» на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра «Где звук?» Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем - без зрительной опоры)

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. (на букву А, У) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Игра «Подскажи словечко» Подбор слов на «А», «У».

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей . О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива . Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как её делали.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

учитель-логопед

Косоротова Ирина Борисовна

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

Ход занятия:

  • Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

— Какого цвета листья?

(ответы детей).

— Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

(ответы детей).

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

— О каком времени года это стихотворение?

(об осени).

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

(Ответы детей).

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

(ответы детей).

— А сейчас нам Таня расскажет стихотворение про осенний месяц – октябрь.

/выходит ребенок и рассказывает стихотворение/.

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки),

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать поочередно пальцы).

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Дождь-дождик, лист-листик

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

  • Игра «Подбери признак»

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч,тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

-Какие деревья?

-Какая трава?

-Какой дождь? и т.д.

  • Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый.

(дети подбирают листья к нужному дереву).

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

  • Итог занятия

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.

Цель: приобщать детей к миру прекрасного, создать у детей

позитивное настроение;

развивать социально-речевое общение детей друг с

другом и со взрослыми.

Задачи:

Познавательно-воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям

изобразительного искусства;

Поощрять и поддерживать интерес к художественному слову,

развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные

выражения, подбирать сравнения, эпитеты;

Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное

мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение;

Формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное

картинами природы.

Учить детей увиденное соотносить с собственным опытом и

собственными чувствами;

Речевые задачи:

-учить детей подбирать и согласовывать прилагательные с сущ-ми р.ч.п.;

-составлять предложения с противопоставлением;

Формировать связную речь через восприятие живописных

произведений, через свои впечатления;

Развивать монологическую речь детей.

Компетентность детей подготовительного возраста

Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в осенней природе, экскурсия в парк ранней осенью, рассматривание репродукций картин: С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень», Б. Резудова «Ранний снег», слушание музыки, просмотр видеороликов о золотой и поздней осени, обогащение словарного запаса, заучивание стихов, составление рассказов по картинам и из личного опыта, чтение рассказа о безвременнике из энциклопедии, выполнение аппликации «Цветок-загадка».

Ценность: воспитание любви к родной природе и картинам русских художников

Смысл: чувствовать сопричастность к миру прекрасного.

Развивающая среда: ноутбук, телевизор, репродукции картин, видеоролики: «Первый снег», «Снег идёт» (песня в исполнении Никитиных на стихи Б.Пастернака) фотографии детей.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, просмотр фильма, рассматривание картин.

Логика занятия

    Просмотр видеоролика об осени под музыку П.Чайковского.

    Вступительная беседа об осени.

    Сравнение картин С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень».

    Подбор признаков к каждой осени.

    Сравнение признаков золотой и поздней осени.

6. Сюрпризы осени:

Солнце светит по-летнему;

Цветут цветы, как летом;

Белка собирает припасы на зиму;

Первый снег.

7. Составление рассказа по картине Б.Резудова «Ранний снег».

8. Последний сюрприз осени: рассказ детей о колхидиуме с показом коллективной работы «Мы нашли чудесный цветок».

Ход занятия:

Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом около экрана телевизора.

На телевизионном экране под музыку Е. Доги идет показ видеоролика превращения летней природы в осеннюю.

Учитель-логопед: Ребята, что вы сейчас увидели на экране.

Дети: Природу. Осень.

Учитель-логопед: А что же такое «осень»?

Дети: Это время года.

Учитель-логопед: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Дети: Это пора, состояние природы, настроение, это время перед зимой.

Учитель-логопед: Вот видите, как по-разному вы назвали осень.

Да, действительно, осень бывает разной

Выставляется картина С.Герасимова «Золотая осень»

Выходят дети и читают стихотворение о золотой осени:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки - только дуб зелёный.

Утешает осень… не жалейте лета.

Посмотрите – роща золотом одета.

А лес стоит, как разноцветный замок,

В нём уживаются оттенки всех цветов,

И нет в цветах ограничений или рамок,

В нём жизнь природы с множеством тонов.

В мир осени вступаешь осторожно,

Внутри осенний лес ещё нежней

И до конца ещё не веришь, что возможно,

Шедевр исчезнет через пару дней…

Учитель-логопед: Ребята, так какая же ранняя осень?

Дети: Ранняя осень: золотая, багряная, красная, оранжевая, жёлтая, разноцветная, солнечная, дождливая, тихая, грибная, урожайная, листопадная, тёплая, пышная, красивая и т.д.

Учитель-логопед: Как мы можем назвать осень?

Дети: Волшебницей, королевой на балу, златовлаской.

Учитель-логопед: А теперь пройдем к другой картине.

Дети встают и подходят к картине И.Левитана «Поздняя осень»

Учитель-логопед: А что вы можете сказать об этой картине.

Дети читают стихотворение о поздней осени.

Вот и осень к нам в окна стучится,

Хмурой тучей, осенним дождём.

И назад уже не вернётся

Лето солнечным, тёплым лучом.

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких пернатых друзей.

И летят журавлей караваны,

Крик гортанный лишь слышен с полей!

Т.Прописнова «Здравствуй, осень»

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Учитель-логопед: Ребята, какую осень здесь изобразил художник?

Дети: Позднюю осень.

Учитель-логопед: Какая же поздняя осень?

Дети: Серая, невзрачная, безлистная, тоскливая, унылая, дождливая, пасмурная, скучная, холодная, промозглая, сырая и т. д.

Учитель-логопед: С кем можно сравнить такую осень?

Дети: Она словно золушка в старом платьице, бедная старушка.

Учитель-логопед: Ребята, вы рассказали, что осень бывает разной. А теперь скажите, какой она бывает. Символы вам в этом помогут.

Дети подходят к столу, берут символы и составляют предложения с противопоставлением .

Дети: Осень бывает тёплой, а бывает холодной.

Осень бывает солнечной, а бывает дождливой.

(пасмурной – ясной, разноцветной - серой, весёлой – грустной, сухая – мокрая, тихой – ветряной, радужной – унылой, листопадной – безлистной.)

Учитель-логопед: А вы знаете, что осень приготовила для нас несколько сюрпризов. Какой же первый сюрприз?

На экране появляются фотографии экскурсии в Кузьминский парк.

Дети: Мы пошли в Кузьминский парк. Осень для нас приготовила два сюрприза. Первый: солнце светило ярко, по-летнему, так что мы прищурили глаза.

А второй – это яркие цветники: оранжевые, розовые, красные, серебристые цветы были очень красивыми. Мы не могли оторвать от них глаз! Так и хотелось их понюхать, от них пахло (веяло) уходящим летом.

Дети: А ещё нам осень показала, как белка в парке готовится к зиме.

Выходит ребёнок и читает стихотворение:

Было лето и прошло

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло

Строже и спокойнее!

Только белка на виду-

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасала на зиму.

Учитель-логопед: Ребята, а какое чудо нам ещё показала осень?

На экране появляется фотография: дети смотрят в окно на первый снег. Далее идёт показ на телеэкране фотографий первого снега в детском саду. Фотографии комментируют за кадром дети.

Дети: Мы увидели в окно, что вдруг всё потемнело, небо затянуло тёмными тучами, и на землю стал падать крупными хлопьями снег. Это был первый снег!

Сегодня чудо совершилось
(Его еще никто не ждал!):
Вдруг потемнело, закружилось –
На землю первый снег упал.

Какой он вызван был приметой,
Предвестник матушки-Зимы?
Ещё кругом в листву одеты,
Стоят деревья и кусты,

Ещё не все цветы завяли,
Что на газонах вдоль домов,
И мы о лете вспоминали,
При виде зелени, цветов…


Мы так обрадовались первому снегу, что решили вылепить первого осеннего снеговика. Вот какой у нас получился осенний снеговик.

Учитель-логопед: Так давайте сейчас представим, что мы опять на улице, выпал первый снег и мы снова лепим снеговика.

Звучит музыка, дети выходят, рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями.

Первый снег, первый снег!

Сколько радости у всех

Мы с тобой снежки лепили

И бросали высоко.

Комья снежные катали –

Это было нелегко.

Комья дружно поднимали –

Получился снеговик.

Ничего, что ростом мал он

И не очень был велик!

Снеговик осенний первый,

Он растаял в тот же час,

Сколько радости принёс он,

Как порадовал всех нас!

Дети садятся на стулья.

Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что художники с великой радостью изображали такое явление природы, как первый снег. Давайте вспомним рассказ, который мы составляли вот по этой картине.

Учитель - логопед выставляет на мольберт картину Б.Резудова «Ранний снег».

Дети: Это картина Б.Резудова «Ранний снег».

Выходят два ребёнка и рассказывают рассказ по картине.

Художник проснулся рано утром и увидел чудесную картину. Деревья ещё не успели сбросить листву, а уже выпал первый снег, белый чистый. Он лежит на земле ровным белым ковром. Темной и глубокой кажется река на его фоне. Ярким костром горят ещё не опавшие с деревьев листья.

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой ещё сюрприз преподнесла нам осень.

На телеэкране фотографии детей, читающих письмо.

Дети: А еще нам мудрый ворон осенью прислал письмо, в котором нас спрашивал об очень интересном цветке, который в народе называют «сын раньше отца» и просил найти его на территории нашего детского сада.

Мы вместе с Валентиной Владимировной пошли в библиотеку, взяли энциклопедию, узнали, что этот цветок называется безвременник или колхидиум и он цветёт не только весной, но и осенью. Внимательно рассмотрели его фотографию и приступили к поискам. Долго искали и, наконец, нашли: он рос около здания нашего детского сада, недалеко от первого подъезда. Мы так обрадовались, что громко кричали: «Ура!». В память об этом событии мы вместе с воспитателями сделали вот эту аппликацию.

Дети выносят аппликацию и рассказывают о том, как они её делали.

Дети: Мы сделали эту работу из цветной бумаги. Здесь мы изобразили место, где нашли колхидиум или безвременник. Слева стоит белоствольная берёзка в осеннем наряде. Ствол берёзки мы сделали из белой бумаги, а её осенний наряд - из жёлтой. Справа от березки стоит пушистая голубая ель, таких елей у нас в детском саду четыре и они очень красивые. На заднем плане видны туи. А это дети группы номер шесть, мы идем по дорожке на поиски цветка. Посмортите, как мы ищем цветок, про который нам написал мудрый ворон. Мы нашли его! Какой он красивый.

Посмотрите, вот он наш цветок, который мы так долго искали. Мы хотим повесить нашу работу на выставку, чтобы все дети узнали про этот цветок и поняли, как радостно узнавать что-то новое, интересное, неизвестное.

На телеэкране изображение колхидиума под музыку.

ГОУ Детский сад компенсирующего вида №1913

(Занятие для детей подготовительной к школе группы №6

с заключением ОНР второго года пребывания)

Занятие составили:

учитель-логопед Василевская Л.Л.

воспитатели: Леонова В.В.

Андреева Е.И.

Семёнова Р.А.

МОСКВА

2010 / 2011учебный год