Приметы если нашел славянскую свастику. Народные приметы и традиции славянских народов связанные с именами. Что не делать до замужества

НЕ СЛЕДУЕТ "ДАВАТЬ ИМЯ НА ИМЯ"

При выборе имени для новорожденного всегда соблюдались определенные правила и запреты (не всегда совпадающие, правда, в разных традициях). Так, широко было распространено представление о том, что "давать имя на имя" опасно, т.к. "один из тезок сживет со свету другого". "Не следует называть ребенка именем людей, живущих в том же доме, не то один из тезок может умереть". (Для современных многоэтажек задача практически не выполнимая).

Основывалась эта примета на том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он просто не в состоянии уберечь каждого из них.

Сегодня эта примета трансформировалась. Считается, что лучше, когда имя-отчество человека не совпадает. Хотя достоинства имени при таком раскладе и удваиваются, но усугубляются и недостатки, часто до опасной черты. К тому же разные Ван Ванычи и Пал Палычи несут в себе нечто уничижительное и чиновничье.

Правда, иногда детей специально называют одинаковыми именами в магических целях. Например, если у женщины рождаются одни девочки, она должна дать последней свое имя, чтобы следующим родился мальчик.

НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ НОВОРОЖДЕННОГО ИМЕНЕМ НЕДАВНО УМЕРШЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

В разных традициях отношение к называнию детей именами умерших членов семьи различно. Но все же в большинстве случаев называть детей такими именами избегали. Считалось, что в этом случае ребенок может получить судьбу умершего или никогда не женится. Особенно боялись имени утопленника, опасаясь, чтобы ребенок не утонул в будущем.

Вера в то, что носители одного имени имеют одинаковую судьбу или сходство характеров, лежит в основе запрета называть новорожденных именами, которые носят или носили слабоумные, пьяницы, отчаянные трусы и т.п.

Нельзя давать новорожденному и имени умершего ребенка, дабы он не наследовал его участи.

Можно наречь ребенка именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы: судьба наследуется через поколение.

СОКРЫТИЕ ИМЕНИ

Сокрытие (табуирование) имени в древние времена применялось для защиты человека, особенно ребенка от нечистой силы, наводящей порчу "на имя" и бессильной, когда настоящее имя жертвы неизвестно. Отсюда сохранившаяся по сей день примета: "Раскрыть имя до крещения - тяжкий грех, который может повлечь за собой смерть новорожденного".

На Руси, чтобы защитить ребенка от колдуна, скрывали его "истиное" имя, данное при крещении, и пользовались другим, "ложным" именем.

Ряд запретов связан с институтом брака и семьи. После свадьбы женщина должна была соблюдать строгие правила именования мужа, его родителей, сестер и братьев, исключающие употребление их настоящих имен. Муж также не называл жену личным именем. Табуистические замены при именовании супругов живы и сегодня (мой, моя, мужик, баба, хозяин, старый, старая, муж, жена).

ИМЕНА УМЕРШИХ - ЗАЩИТА ЖИВЫМ

По народным поверьям, имена умерших (особенно утопленников) Обладают магической способностью защитить человека. Существовало немало поверий которые кажутся сегодня нелепыми.

А чтобы не приспать ребенка, женщина должна вспомнить имена трех утопленников.

К утопленникам славяне обращались по именам с заклинаниями и мольбами об отвращении от села градовой тучи и о ниспослании дождя во время засухи.

ОКЛИКАНИЕ ПО ИМЕНИ

Окликание по имени- один из видов магии, которым часто пользовались древние славяне.

У русских, например, новорожденного, не обнаруживающего признаков жизни, окликали именами родственников, затем другими именами. Имя, при котором ребенок оживал, и становилось его именем.

У восточных славян, чтобы поскорее забыть покойного мужа, вдова кричала его имя в печную трубу.

А чтобы судорога отпустила, нужно произнести имя своего отца.

ОКЛИКАНИЕ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ

Окликание приписывается также нечистой силе, которая не может нанести вред человеку, если не знает его имени. Так, верили, что русалки нападают только на тех, кто отзовется на их зов.

Если человек оказался ночью на перекрестке или на кладбище, а также находится в опасном состоянии, например, беременная женщина, и вдруг слышит, что кто-то зовет его по имени, он ни в коем случае не должен откликаться: этот голос может принадлежать нечистой силе.

САМОЗОВ

Самозов - это выкликание собственного имени. У южных славян он считался эффективным оберегом от змей.

Весной, когда человек в первый раз увидит змею, он должен громко выкрикнуть свое имя, чтобы весь год змеи держались от него на расстоянии слышимости его голоса.

ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ

Имя в ритуале могло быть объектом и инструментом магии. Перекрещивание, т.е. перемена имени, широко использовалось в народной медицине как средство "перерождения" человека, расторжения его связи с болезнью и обмана демонических сил, насылающих болезнь. Украинцы Закарпатья, например, больного ребенка символически "продавали" в семью, где дети росли здоровыми, и при этом нарекали его новым именем.

Превентивно к переименованию и называнию ребенка ненастоящим именем прибегали и в семьях, где умирали дети.

Тот же смысл "перерождения" имело переименование при пострижении человека в монахи, при рукоположении, при крещении.

У русских раскольников-бегунов перекрещивание использовали перед смертью или "уходом из мира".

Переименование широко применялось и в скотоводческой магии. Так, для защиты коров от нечистой силы в купальскую ночь крестьяне давали им новые клички.

НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬСЯ НИ ИМЕНАМИ, НИ ШАПКАМИ

Поменяться именами - это одно и то же, что поменяться судьбами.

Имя не меняют, если на то нет серьезных причин, чтобы не лишиться своего небесного покровителя.

Человек с новым именем, как новорожденный, аура его разорвана, без окружного сияния. С чужим (новым) именем приобретаются новые черты характера, которые могут войти в противоречие с прежними. То же случается и при обмене именами между людьми.

Здесь же заметим, что имя имеетсвою энергию, которая на протяжении всей жизни облучает судьбу человека. И когда имя всуе, слишком часто произносят оно убывает и искажается. Вот почему многократно повторяемые имена вождей становились как бы нарицательными и тем самым демоническими.

Имя свое берегите, произносите мало и твердо - тогда вы укрепитесь в своей судьбе.

КРЕЩЕНИЕ И ОБЫЧАИ, С НИМ СВЯЗАННЫЕ

Сакральность имянаречения , восходящая к древнейшей мифоэпической традиции, находит свое отражение в народных верованиях и обрядах, связанных с Крещением, и особенно в мифологической трактовке некрещенных детей.

Сегодня во многих случаях стремление родителей крестить детей объясняется суеверными причинами ("чтоб не сглазили") и данью традициям, а не желанием приобщить новорожденного к церкви. Но даже в этом случае обряд Крещения несет в себе положительную облагораживающую функцию.

Считается что процедура Крещения сильно и сразу влияет на состояние младенца - он становится заметно спокойнее, лучше спит и меньше болеет. Принято считать, что судьба крещеного человека отличается близостью к Богу, а значит, более сильной защитой от разного рода напастей.

Если же ребенок некрещен, без имени, к нему бес может легко подступиться. Считалось что некрещенные дети чаще тонут. Некрещеных детей даже бабки не лечили - все равно, де, не поможет.

Дети с момента рождения и до Крещения или умершие "без креста" полагались нечистыми и нередкотрактовались как животные или демонические существа, у них нет имени ("без имени ребенок чертенок"). Чтобы ребенок не умер безымянным, принято было сразу по рождении называть его "метеринским" или "временным" именем. У русских всех детей до Крещения звали обычно Найденами, Богданами, т.е. данными Богом.

Крестили ребенка и давали ему имя по Святцам обычно на восьмой день, а если ребенок слабый, то сразу же после рождения, чтобы не умер некрещенным и не превратился в демона. Если же такое несчастье происходило, полагалось раздать соседским детям сорок нательных крестиков и сорок поясков.

Для любого верующего человека его имя было защитой и оберегом, ведь это было именем его ангела хранителя. Поэтому роаньше на Руси именины празновались пышнее, чем день рождения, о котором многие вообще забывали, тем более, что события эти почти совпадали по времени.

Новости Партнеров

- 10583

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси – это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла – излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог – и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

Не свисти в доме – денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет – К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист – забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя – все равно, что вымывать, выметать его из дому – Поверье, суть которого – в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме – к скорому возвращению туда – Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время – телефон, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Выпал кирпич из печи – добра не жди – Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа – это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

Здороваться и прощаться на пороге – к ссоре – Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) – мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза – Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник – и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду – к несчастью – Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется – к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

Двери начали скрипеть – к несчастью – Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь – не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что её скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».

Не сиди на пороге – заболеешь – О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.

При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести – Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это – излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку – тогда и порчу не почему будет наводить.

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать – Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор – пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу – Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Въехал в новый дом – потолок целый год белить не надо – В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).

Не сиди, девица, на подоконнике – замуж не выйдешь – Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых – испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь – Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет – к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья – всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь – Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведётся – В основе поверья – отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь – Мести к порогу – значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое – хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.

Загудело в печной трубе – душа покойника мучается – Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, – чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».

Передний угол в доме трещит – несдобровать хозяину – Угол для славян – не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда – окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки – треск, стук, – доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья – в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать – не только хозяину, но и всем домочадцам.

Петух головой затряс – быть беде – Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, – однозначно. И суеверие – повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.

Стук в доме без причины – к чьей-либо смерти – Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.

Вымести сор из дома, где покойник лежит, до его выноса – значит всех живых из дома вымести – Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть её уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.

Народные приметы древних славян А Вы знаете почему большое количество родинок считается хорошим знаком? А почему нельзя переступать сидящего человека? Почему нельзя зашивать на себе одежду? Почему нельзя стряхивать воду с только что помытых рук? «Во время еды читать - память свою заедать.» Наблюдение основано на особенностях функционирования человеческого организма. Когда человек читает и думает, кровь приливает к головному мозгу, обеспечивая его кислородом. Когда человек ест, кровь приливает к желудку, поскольку в это время она должна обеспечить его нормальную работу (поэтому после сытного обеда так хочется спать). Когда человек во время еды читает, мозг воспринимает прочитанное не в полную силу, мы не запоминаем прочитанное, «заедаем» память. «Если после обеда гости уходят до того, как хозяйка скатерть со стола снимет, невесты в этом доме замуж не выйдут.» В первую очередь это относится к гостям. Получается, что они пришли только поесть, а когда все съедено, тут же уходят, хотя правила приличия требуют поблагодарить хозяйку и пообщаться. Об этом говорят так: стол - не корыто, чтоб поесть да убежать. Но, думается, более глубокий смысл содержится в этом поверье по отношению к хозяйке. Если она такова, что только накормить умеет, и больше гости ничего в этом доме не ждут, или если она столь неповоротлива, что два часа после обеда скатерть снять со стола не может, то немудрено, что женихи такой дом стороной будут обходить. Ведь какова мама, такова и дочка. «Вымыл руки - вытри, но не стряхивай воду, не плоди чертей.» Запрет восходит к давней легенде о том, как черт, упавший с неба и оставшийся в одиночестве, попросил у Бога войско. Бог посоветовал ему окунуть руки в воду и стряхнуть - вот и будет столько чертей, сколько брызг. Бытовое пояснение - гигиеническое, и связано оно прежде всего с детьми: от привычки не вытирать мокрые руки появляются цыпки, кожа трескается и чешется. «Если ячмень на глазу вскочил, надо поднести к глазу кукиш и сказать: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш: что хочешь, то и купишь. Купи себе топорок, секи себя поперек!» Как это ни смешно, издавна кукиш, сопровождаемый заговором, считается надежным оберегом от нечистой силы. Некоторые считают, что дело в минипрогревании теплом, которое исходит от руки. Но кукиш «работает» иногда и без заговора, проверено не един раз. Засыпаешь свернув фигу перед ячменем и быстро проходит. «Не узнаешь знакомого человека - быть ему богатым.» Это поверье относится к числу так называемых «обманных» поверий. Когда хотели, чтобы уродился богатый лен, сеяли его нагишом: пусть лен видит, что сеятелю даже одеться не во что, и потому уродится. Зерновые сеяли впроголодь: пусть рожь и пшеница знают, что крестьянину есть нечего, и поэтому сжалятся. Обмануться при встрече знакомого - значит символически встретить не одного, а словно бы двоих, и потому удвоить его богатство. «Пока хозяйка не допьет чай, гостям уходить из дому негоже.» Это бытовое поверье перекликается с поверьем о неснятой со стола скатерти. Как там, так и здесь: в самом деле, что за спешка? Пока гости пили-ели, развлекались, хозяйка ухаживала за ними, подавала. И вот, когда уж все сыты и довольны, она, бедолага, чашку чаю села выпить, услышать похвалу своим блюдам, - а гости вместо этого уходить собираются. Конечно, обижать, огорчать хозяйку негоже. «Ножик туп - хозяин глуп, скатерть черна - хозяйка глупа.» Разве требуются тут какие-либо пояснения? В Благовещенье нельзя девицам косы заплетать: своего дома не будет. Ключ к разгадке - в пословице: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Некогда кукушка нарушила это правило и была за то жестоко наказана. Она свила гнездо в Благовещенье - и теперь все кукушки-матери за это расплачиваются, оставляя яйца в чужих гнездах. Подобное же может и девушке грозить, если она отважится даже на такую мелкую работу, как заплетание косы. В основе поверья - высочайшее почитание одного из самых торжественных христианских праздников. «Негоже женщине простоволосой быть.» Простоволосыми (без платочка или чепца на голове) могли ходить только девушки. Прическа у них всегда была аккуратной: длинные волосы заплетены в косу. В день свадьбы подружки расплетали девичью косу с лентой, бережно расчесывали волосы, заплетали уже в две косы и укладывали их венцом вокруг головы. В дальнейшем женщина могла собирать волосы уже не в косы, а в пучок, прикрываемый платочком или чепчиком, прежде всего для того, чтобы волосы во время приготовления пищи ненароком не попали в нее. Однако дома женщина все-таки могла себе позволить ходить простоволосой; выходя же на улицу, непременно прикрывалась платочком, в холодное время - и шалью поверх платочка. Платки и шали традиционно были красивы, с разнообразным узором, тканые или кружевные. Считалось, что простоволосая женщина не нравится собственному Ангелу-хранителю, лишается его помощи и защиты. Так женщину настраивали на аккуратность и в то же время уберегали от излишних забот о прическе. «Будешь волосы на полу оставлять или по двору разбрасывать - голова заболит.» Поверье связано с культом волос. Они символизировали здоровье, богатство. Кроме того, волосы - часть тебя самого, а потому нельзя бросать их где попало. С бытовой же точки зрения речь идет опять-таки об элементарной опрятности. «На том свете за каждый волосок отчитываться придется.» Это и многие другие суеверия, связанные с волосами, могут восходить к тотемности, т. е. ко временам поклонения волосатым животным. Но более реальным кажется пояснение, сводящееся к запугиванию нерях. В.И. Даль по сходному поводу иронизировал: «Недурное правило, иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос». «Много родинок на теле, особенно таких, которые сам не видишь, - счастливым быть.» Поверье связано с народными представлениями о порче. Взгляд злопыхателя сразу падает на что-то необычное, привлекающее внимание, и теряет свою силу. Искусственным отвлечением служат амулеты, украшения, естественным - родинки. С другой стороны, родинки привлекают внимание и самого человека, вызывают размышления о своем здоровье (особенно если они начинают видоизменяться). О родинках же, которые сам не видишь (на спине), думаешь меньше. Для мнительного человека это тоже почти счастье - не маяться мыслями о здоровье. «Не мойся и не мой голову перед дальней дорогой - избежишь беды.» Рекомендация может быть направлена на то, чтобы человек не простудился, поскольку перед дорогой все делается в спешке. Объясняют этот запрет и тем, что человек смывает домашнюю, защитную ауру и появляется среди чужих незащищенным. Может быть, в этом есть резон, и оттого некоторые люди (даже и чистюли) предпочитают принимать полный душ только перед сном, а перед выходом из дому мыться лишь частично. Да и совет после улицы, после многолюдного окружения принять душ, чтобы смыть отрицательную энергию, не лишен смысла. «Не зашивай ничего прямо на себе - память можешь зашить.» Поверье, основанное на том, что сделанное второпях к удаче не приведет. К тому же, небрежно что-то зашив прямо на себе и оставаясь весь день в этой одежде, человек мысленно возвращается к тому, в порядке ли у него одежда, не смотрят ли на него как на неряху. Другими словами, отвлекается от дел и не все запоминает. Отсюда - угроза «память зашить». «Зачесалось в ухе - быть дождю.» Эту примету можно считать верной (если, конечно, не вести речь о давно немытых ушах). Перед дождем атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе играет ту же роль, что и мембрана в барометре; она немного изгибается и от этого чешется. Кстати, данная примета существовала еще в Древнем Риме и называлась timutusaurium - «звон в ушах». «Когда хвалят телесные достоинства (красоту, дородность, здоровье и т.д.), надо трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазили.» Сейчас многие склоняются к тому, что взгляд в какой-то степени материален, то есть несет некую энергию. Сглаз - это «черный магнетизм». Поверье это отнюдь не только русское - подобное существовало и в Древнем Риме. Римляне поклонялись божеству по имени Fascinus, якобы оберегающему людей от сглаза. Особенно опасными считаются черные глаза. Сплюнуть через левое плечо в ответ на похвалы (естественно, символически) - означает выразить неверие в них, не принять в душу. Природа дурного глаза пояснялась в средневековом «Молоте ведьм». Но и современные исследователи придают этому вопросу немалое значение, «основная причина сглаза - чужие завистливые взгляды»; поэтому чаще всего страдают те, кто находится на виду, люди публичных профессий, например, певцы и певицы. Вероятно, многие обращали внимание на то, что такие люди, как правило, носят чрезмерно яркую одежду, обильно увешивают себя блестящими украшениями. В этом проявляется подспудное желание избежать влияния дурного глаза, ибо публика обращает внимание на одежду, на «амулеты» кумира и благодаря этому не наносит урона его внутреннему миру, не нарушает его энергетику. Иногда защищаются с помощью темных очков, но это не лучший способ защиты, так как человек в темных очках не на солнечной улице или пляже вызывает у людей раздражение и тем самым провоцирует сглаз. «Чихнуть - подтвердить правдивость только что произнесенных слов.» Составители «Энциклопедии суеверий» пишут: «…один знаменитый врач авторитетно заявил нам, что в момент чихания человек наиболее близок к смерти». Может быть, в этом и кроется разгадка приметы? Ощущая близость смерти, человек всегда становится правдивым. Однако долгое время существовал и обычай с помощью нюхательного табака специально вызывать чихание - для здоровья. «Икота одолевает - значит, кто-то вспоминает.» Это лишь одно из многочисленных поверий, связанных с икотой: еще говорят, что кто-то завидует, ругает и т.д. Давние поверья гласят, что икотой дает знать о себе вселившийся в человека бес. Мысль о том, что икота связана с чьими-то воспоминаниями, кажется мне столь же беспочвенной, как и примета о чихании. «Переступить через чьи-то вытянутые ноги - прервать его рост.» Если такое случилось, надо тут же перешагнуть назад. Смысл поверья - в запрете «пресекать», символически нарушать цельность. С бытовой точки зрения очень полезное предостережение для самого сидящего: в тесноте не вытягивай ноги, поскольку это мешает остальным.

А Вы знаете почему большое количество родинок считается хорошим знаком? А почему нельзя переступать сидящего человека? Почему нельзя зашивать на себе одежду? Почему нельзя стряхивать воду с только что помытых рук?

Наблюдение основано на особенностях функционирования человеческого организма. Когда человек читает и думает, кровь приливает к головному мозгу, обеспечивая его кислородом. Когда человек ест, кровь приливает к желудку, поскольку в это время она должна обеспечить его нормальную работу (поэтому после сытного обеда так хочется спать). Когда человек во время еды читает, мозг воспринимает прочитанное не в полную силу, мы не запоминаем прочитанное, «заедаем» память.

«Если после обеда гости уходят до того, как хозяйка скатерть со стола снимет, невесты в этом доме замуж не выйдут.»

В первую очередь это относится к гостям. Получается, что они пришли только поесть, а когда все съедено, тут же уходят, хотя правила приличия требуют поблагодарить хозяйку и пообщаться. Об этом говорят так: стол — не корыто, чтоб поесть да убежать.

Но, думается, более глубокий смысл содержится в этом поверье по отношению к хозяйке. Если она такова, что только накормить умеет, и больше гости ничего в этом доме не ждут, или если она столь неповоротлива, что два часа после обеда скатерть снять со стола не может, то немудрено, что женихи такой дом стороной будут обходить. Ведь какова мама, такова и дочка.

«Вымыл руки — вытри, но не стряхивай воду, не плоди чертей.»

Запрет восходит к давней легенде о том, как черт, упавший с неба и оставшийся в одиночестве, попросил у Бога войско. Бог посоветовал ему окунуть руки в воду и стряхнуть — вот и будет столько чертей, сколько брызг. Бытовое пояснение — гигиеническое, и связано оно прежде всего с детьми: от привычки не вытирать мокрые руки появляются цыпки, кожа трескается и чешется.

«Если ячмень на глазу вскочил, надо поднести к глазу кукиш и сказать: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш: что хочешь, то и купишь. Купи себе топорок, секи себя поперек!»

Как это ни смешно, издавна кукиш, сопровождаемый заговором, считается надежным оберегом от нечистой силы. Некоторые считают, что дело в минипрогревании теплом, которое исходит от руки. Но кукиш «работает» иногда и без заговора, проверено не един раз. Засыпаешь свернув фигу перед ячменем и быстро проходит.

«Не узнаешь знакомого человека — быть ему богатым.»

Это поверье относится к числу так называемых «обманных» поверий. Когда хотели, чтобы уродился богатый лен, сеяли его нагишом: пусть лен видит, что сеятелю даже одеться не во что, и потому уродится. Зерновые сеяли впроголодь: пусть рожь и пшеница знают, что крестьянину есть нечего, и поэтому сжалятся.

Обмануться при встрече знакомого — значит символически встретить не одного, а словно бы двоих, и потому удвоить его богатство.

«Пока хозяйка не допьет чай, гостям уходить из дому негоже.»

Это бытовое поверье перекликается с поверьем о неснятой со стола скатерти. Как там, так и здесь: в самом деле, что за спешка? Пока гости пили-ели, развлекались, хозяйка ухаживала за ними, подавала. И вот, когда уж все сыты и довольны, она, бедолага, чашку чаю села выпить, услышать похвалу своим блюдам, — а гости вместо этого уходить собираются. Конечно, обижать, огорчать хозяйку негоже.

«Ножик туп — хозяин глуп, скатерть черна — хозяйка глупа.»

Разве требуются тут какие-либо пояснения?

В Благовещенье нельзя девицам косы заплетать: своего дома не будет. Ключ к разгадке — в пословице:

«В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

Некогда кукушка нарушила это правило и была за то жестоко наказана. Она свила гнездо в Благовещенье — и теперь все кукушки-матери за это расплачиваются, оставляя яйца в чужих гнездах. Подобное же может и девушке грозить, если она отважится даже на такую мелкую работу, как заплетание косы.

В основе поверья — высочайшее почитание одного из самых торжественных христианских праздников.

«Негоже женщине простоволосой быть.»

Простоволосыми (без платочка или чепца на голове) могли ходить только девушки. Прическа у них всегда была аккуратной: длинные волосы заплетены в косу. В день свадьбы подружки расплетали девичью косу с лентой, бережно расчесывали волосы, заплетали уже в две косы и укладывали их венцом вокруг головы.

В дальнейшем женщина могла собирать волосы уже не в косы, а в пучок, прикрываемый платочком или чепчиком, прежде всего для того, чтобы волосы во время приготовления пищи ненароком не попали в нее.

Однако дома женщина все-таки могла себе позволить ходить простоволосой; выходя же на улицу, непременно прикрывалась платочком, в холодное время — и шалью поверх платочка. Платки и шали традиционно были красивы, с разнообразным узором, тканые или кружевные.

Считалось, что простоволосая женщина не нравится собственному Ангелу-хранителю, лишается его помощи и защиты. Так женщину настраивали на аккуратность и в то же время уберегали от излишних забот о прическе.

«Будешь волосы на полу оставлять или по двору разбрасывать — голова заболит.»

Поверье связано с культом волос. Они символизировали здоровье, богатство. Кроме того, волосы — часть тебя самого, а потому нельзя бросать их где попало. С бытовой же точки зрения речь идет опять-таки об элементарной опрятности.

«На том свете за каждый волосок отчитываться придется.»

Это и многие другие суеверия, связанные с волосами, могут восходить к тотемности, т. е. ко временам поклонения волосатым животным. Но более реальным кажется пояснение, сводящееся к запугиванию нерях. по сходному поводу иронизировал: «Недурное правило, иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос».

«Много родинок на теле, особенно таких, которые сам не видишь, — счастливым быть.»

Поверье связано с народными представлениями о порче. Взгляд злопыхателя сразу падает на что-то необычное, привлекающее внимание, и теряет свою силу. Искусственным отвлечением служат амулеты, украшения, естественным — родинки.

С другой стороны, родинки привлекают внимание и самого человека, вызывают размышления о своем здоровье (особенно если они начинают видоизменяться). О родинках же, которые сам не видишь (на спине), думаешь меньше. Для мнительного человека это тоже почти счастье — не маяться мыслями о здоровье.

«Не мойся и не мой голову перед дальней дорогой — избежишь беды.»

Рекомендация может быть направлена на то, чтобы человек не простудился, поскольку перед дорогой все делается в спешке. Объясняют этот запрет и тем, что человек смывает домашнюю, защитную ауру и появляется среди чужих незащищенным.

Может быть, в этом есть резон, и оттого некоторые люди (даже и чистюли) предпочитают принимать полный душ только перед сном, а перед выходом из дому мыться лишь частично. Да и совет после улицы, после многолюдного окружения принять душ, чтобы смыть отрицательную энергию, не лишен смысла.

«Не зашивай ничего прямо на себе — память можешь зашить.»

Поверье, основанное на том, что сделанное второпях к удаче не приведет. К тому же, небрежно что-то зашив прямо на себе и оставаясь весь день в этой одежде, человек мысленно возвращается к тому, в порядке ли у него одежда, не смотрят ли на него как на неряху. Другими словами, отвлекается от дел и не все запоминает. Отсюда — угроза «память зашить».

«Зачесалось в ухе — быть дождю.»

Эту примету можно считать верной (если, конечно, не вести речь о давно немытых ушах). Перед дождем атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе играет ту же роль, что и мембрана в барометре; она немного изгибается и от этого чешется. Кстати, данная примета существовала еще в Древнем Риме и называлась timutusaurium — «звон в ушах».

«Когда хвалят телесные достоинства (красоту, дородность, здоровье и т.д.), надо трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазили.»

Сейчас многие склоняются к тому, что взгляд в какой-то степени материален, то есть несет некую энергию. Сглаз — это «черный магнетизм». Поверье это отнюдь не только русское — подобное существовало и в Древнем Риме. Римляне поклонялись божеству по имени Fascinus, якобы оберегающему людей от сглаза. Особенно опасными считаются черные глаза.

Сплюнуть через левое плечо в ответ на похвалы (естественно, символически) — означает выразить неверие в них, не принять в душу. Природа дурного глаза пояснялась в средневековом «Молоте ведьм». Но и современные исследователи придают этому вопросу немалое значение, «основная причина сглаза — чужие завистливые взгляды»; поэтому чаще всего страдают те, кто находится на виду, люди публичных профессий, например, певцы и певицы.

Вероятно, многие обращали внимание на то, что такие люди, как правило, носят чрезмерно яркую одежду, обильно увешивают себя блестящими украшениями. В этом проявляется подспудное желание избежать влияния дурного глаза, ибо публика обращает внимание на одежду, на «амулеты» кумира и благодаря этому не наносит урона его внутреннему миру, не нарушает его энергетику.

Иногда защищаются с помощью темных очков, но это не лучший способ защиты, так как человек в темных очках не на солнечной улице или пляже вызывает у людей раздражение и тем самым провоцирует сглаз.

«Чихнуть — подтвердить правдивость только что произнесенных слов.»

Составители «Энциклопедии суеверий» пишут: «…один знаменитый врач авторитетно заявил нам, что в момент чихания человек наиболее близок к смерти». Может быть, в этом и кроется разгадка приметы? Ощущая близость смерти, человек всегда становится правдивым. Однако долгое время существовал и обычай с помощью нюхательного табака специально вызывать чихание — для здоровья.

«Икота одолевает — значит, кто-то вспоминает.»

Это лишь одно из многочисленных поверий, связанных с икотой: еще говорят, что кто-то завидует, ругает и т.д. Давние поверья гласят, что икотой дает знать о себе вселившийся в человека бес. Мысль о том, что икота связана с чьими-то воспоминаниями, кажется мне столь же беспочвенной, как и примета о чихании.

«Переступить через чьи-то вытянутые ноги — прервать его рост.»

Если такое случилось, надо тут же перешагнуть назад. Смысл поверья — в запрете «пресекать», символически нарушать цельность. С бытовой точки зрения очень полезное предостережение для самого сидящего: в тесноте не вытягивай ноги, поскольку это мешает остальным.

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

Богатство приносит цветок папоротника, если найти его в ночь на Ивана Купала.

Беременная женщина не должна брать взаймы, если хочет, чтобы ее ребенок был богатым.

Подметать пол можно только одним веником. Одновременно двух веников в доме быть не должно.

В доме нельзя свистеть — денег не будет.

Найти монетку — к богатству. Но если утром и натощак — к бедности.

Вечером долги не возвращают.

В понедельник не должно быть никаких расчетов — ни платить, ни брать.

Выщербленные монеты приносят удачу, такие надо хранить всегда в кошельке.

Если дарят носовой платок, надо платить выкуп, хотя бы копеечку.

Пустую бутылку на столе не держат — денег не будет.

Если брали взаймы посуду, возвращать ее надо полной, иначе ваша посуда всегда пустой будет.

Продав первую вещь, прикоснитесь деньгами к остальным вещам, которые предназначены для продажи — тогда и они будут куплены быстро.
* Первым в новый дом входит старый человек:
Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.

* Первой в новый дом впускают кошку:
В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка — колыбель.

* На первую ночь в новом доме надо петуха запереть:
Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное — принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее «кровавой», не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, — и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.

* На Федору не выноси из избы copy:
В каждой избе есть «дедушка», «хозяин» — домовой. Живет он, где сам захочет, — за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме — веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и «дедушку», не то он обидится и пакостить начнет.

* Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси:
Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

* Не свисти в доме — денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет:
К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

* Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя — все равно что вымывать, выметать его из дому:
Поверье, суть которого в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).

* Забыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда:
Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время — телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

* Выпал кирпич из печи — добра не жди:
Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

* Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре:
Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) — мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

* Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза:
Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник — и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз — значит, использовать его защитную функцию, а именно — призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

* Хранить разбитую посуду — к несчастью:
Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна — можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется — к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

* Двери начали скрипеть — к несчастью:
Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь — не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».