Святой праведный иосиф. Ио́сиф, Обручник Пресвятой Богородицы. Иосиф Обручник в апокрифической литературе

Святой Иосиф Обручник – супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.

Он по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. 80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

Давид (ок. 1035 - 965 до н.э.) - второй царь Израиля. Был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (Бет-Лехема) из колена Иуды, правнуком Вооза и моавитянки Руфи. В отрочестве пас овец. Благодаря искусной игре на арфе он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Тайно был помазан пророком Самуилом на царство вместо Саула. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1-13). Когда Саул пал вместе с сыновьями в битве с филистимлянами, царство перешло в руки Давида.

Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).

Согласно Евангелию от Матфея Иосиф и Мария обручились, но когда наступил момент начала их совместной супружеской жизни, Иосиф обнаружил, что его жена уже беременна: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого » (Матф 1:18). Однако Иосиф не знал, что это «от Духа Святого» и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и «хотел тайно отпустить Ее» (Матф 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень (Архангел Гавриил) и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии:

«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Матф 1:20-21).


Сон Иосифа

Иосиф поступает в соответствии со словами ангела, смиряет себя, хранит девственность Марии и сам нарекает ее сына так, как было ему открыто: «И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус » (Матф 1:25).

Святой Иосиф Обручник с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года)

После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Матф 2:13-14). Иосиф выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: «…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца » (Матф 2:20). Придя в Землю Израилеву, Иосиф узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Матф 2:23). В последний раз в евангельском тексте Иосиф появляется в рассказе о паломничестве Святого Семейства на Пасху иудейскую в Иерусалим, когда Иисусу уже исполнилось 12 лет и когда на обратном пути Его потеряли родители.

Иосифу Обручнику посвящен апокриф «История об Иосифе Плотнике», возникший в Египте на рубеже III-IV вв. В нем повествуется о том, как Иосиф совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. При этом Христос пообещал отцу своему земному, что его тело не истлеет до «тысячелетней трапезы», т. е. пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного. Согласно апокрифу, Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.


Смерть Иосифа

Исследователи предполагают, что святой Иосиф скончался до начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, тело праведного Иосифа погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились к тому времени родители Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 2:
Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:
Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

ИОСИФ ОБРУЧНИК - со-глас-но хри-сти-ан-ской тра-ди-ции, вдо-вец, избранный Бо-гом для хра-не-ния чис-то-ты Де-вы Ма-рии, бу-ду-щей Бо-го-ро-ди-цы , с ко-то-рым Она бы-ла об-ру-че-на; хри-сти-ан-ский свя-той.

По-сле не-ко-то-ро-го пре-бы-ва-ния Ма-рии в его до-ме, ко-гда об-на-ру-жи-лась Её бе-ремен-ность, Иосиф Обручник ре-шил тай-но от-пус-тить Ма-рию, что-бы ос-во-бо-дить от пре-сле-до-ва-ния за-ко-на, но явив-ший-ся ему ан-гел по-ве-дал, что «ро-див-шее-ся в Ней» есть Сын Бо-жий, Спа-си-тель, и по-ве-лел при-нять Её (Мф. 1:18-25). Со-глас-но ро-до-сло-вию Ии-су-са Хри-ста, Иосиф Обручник был сы-ном Иа-ко-ва, из ро-да ца-ря Да-ви-да (Мф. 1:16). Не-смот-ря на знат-ное про-ис-хо-ж-де-ние, он, по-ви-ди-мо-му, не был бо-гат, так как тру-дил-ся плот-ни-ком (Мф. 13:55). Ка-но-ни-че-ские Еван-ге-лия со-об-ща-ют, что Иосиф Обручник был сви-де-те-лем ро-ж-де-ния Ии-су-са Хри-ста в Виф-лее-ме (Мф. 1:19-25), при-не-се-ния Его в Храм, сре-те-ния пра-вед-ным Си-ме-о-ном Бо-го-при-им-цем и об-ре-за-ния (Лк. 2:25-35), при-сут-ст-во-вал во вре-мя по-кло-не-ния вол-хвов (Мф. 1:1-11). Ко-гда царь Ирод ре-шил по-гу-бить мла-ден-ца Ии-су-са, Иосиф Обручник по на-став-ле-нию ан-ге-ла вме-сте с Де-вой Ма-ри-ей и мла-ден-цем Ии-су-сом бе-жа-ли в Еги-пет (Мф. 2:13). По-сле смер-ти Иро-да они хо-те-ли вер-нуть-ся в Виф-ле-ем, но, по-лу-чив от-кро-ве-ние от Бо-га, уш-ли в Га-ли-лею и по-се-ли-лись в На-за-ре-те. По-след-ний раз в еван-гель-ской ис-то-рии Иосиф Обручник упо-ми-на-ет-ся в рас-ска-зе о па-лом-ни-че-ст-ве Свя-то-го се-мей-ст-ва в Ие-ру-са-лим на Пас-ху и о 12-лет-нем от-ро-ке Ии-су-се в Ие-ру-са-лим-ском хра-ме (Лк. 2:41-51). По мне-нию мно-гих тол-ко-ва-те-лей, Иосиф Обручник умер ещё до вы-сту-п-ле-ния Хри-ста на об-ще-ст-вен-ную про-по-ведь, так как он не был на бра-ке в Ка-не (Ин. 2:1-10) и не упо-ми-на-ет-ся в рас-ска-зе о рас-пя-тии Хри-ста.

Со-глас-но рас-про-ст-ра-нён-ной цер-ков-ной тра-ди-ции, у Иосифа Обручника бы-ли сы-но-вья от пер-во-го бра-ка: Иа-ков, Ио-сий (в апок-ри-фах и агио-гра-фической литературе ва-ри-ан-ты име-ни - Ио-сия, Ио-сиф, Иуст), Си-мон и Иу-да (ср.: Мф. 13:55; Мк. 6:3) и 2 до-че-ри. Сна-ча-ла сы-но-вья Иосифа Обручника не ве-ри-ли в мес-си-ан-ст-во Ии-су-са Хри-ста (Мк. 3:21), но по-сле Его вос-кре-се-ния уве-ро-ва-ли и пре-бы-ва-ли с апо-сто-ла-ми. Иа-ков не-ко-то-рое вре-мя ру-ко-во-дил ие-ру-са-лим-ской об-щи-ной хри-сти-ан (ср.: Де-ян. 12:17, 15:13; Euseb. Hist. Eccl. I 12.4; II 1. 2-5, 23.1). Со-глас-но цер-ков-но-му пре-да-нию, Иа-ков и Иу-да яв-ля-ют-ся ав-то-ра-ми над-пи-сан-ных их име-на-ми по-сла-ний, во-шед-ших в ка-нон Но-во-го За-ве-та . По-ми-мо имён брать-ев в апо-кри-фах упо-ми-на-ют-ся име-на до-че-рей Иосифа Обручника: Ли-сия и Ли-дия («Ис-то-рия Ио-си-фа-плот-ни-ка», 2) ли-бо Ас-сия и Ли-дия (со-глас-но из-да-нию Ти-шен-дор-фа - Evan-gelia apocrypha / Hrsg. von C. Tis-chen-dorf. 2. Aufl. Lpz., 1876. Repr.: Hil-de-sheim, 1987. S. 122f.). Епи-фа-ний Кипр-ский при-во-дит другие име-на: Ма-рия или Ан-на и Са-ло-мея (Ancor. 60; Panarion 78.8).

Не-ко-то-рые под-роб-но-сти жиз-ни Иосифа Обручника упо-ми-на-ют-ся в ря-де ран-не-хри-сти-ан-ских апок-ри-фов: «Ис-то-рия Ио-си-фа-плот-ни-ка», «Про-то-еван-ге-лие Иа-ко-ва» и др. В «Про-то-еван-ге-лии Иако-ва» опи-сы-ва-ет-ся об-ряд из-бра-ния Иосифа Обручника опе-ку-ном Де-вы Ма-рии. Ко-гда Ма-рии ис-пол-ни-лось 12 лет, свя-щен-ни-ки в хра-ме Бо-жи-ем, где Она на-хо-ди-лась с 3-лет-не-го воз-рас-та, ста-ли со-ве-то-вать-ся, как убе-речь Её, дав-шую обет дев-ст-ва. Пред-став-ший пе-ред пер-во-свя-щен-ни-ком ан-гел по-ве-лел ему со-звать вдов-цов, и, ко-му Гос-подь явит зна-ме-ние, то-му Ма-рия ста-нет же-ной (со-хра-няя дев-ст-вен-ность). Сре-ди при-шед-ших вдов-цов был и Иосиф Обручник. Пер-во-свя-щен-ник со-брал у при-шед-ших по-со-хи, во-шёл в свя-тая свя-тых и мо-лил-ся; за-тем вру-чил ка-ж-до-му его по-сох. Ко-гда по-сох взял Иосиф Обручник, из по-со-ха вы-ле-те-ла го-луб-ка (по другим ска-за-ни-ям - по-сох рас-цвёл). «Ты из-бран, что-бы при-нять к се-бе и блю-сти де-ву Гос-по-да», - ска-зал пер-во-свя-щен-ник. «У ме-ня уже есть сы-но-вья, и я стар», - воз-ра-жал Ио-сиф. Но, ис-пу-гав-шись на-ка-за-ния Бо-га за ос-лу-ша-ние, он взял Ма-рию в свой дом («Про-тое-ван-ге-лие Иа-ко-ва», 8-9).

Дни па-мя-ти: в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 1-е вос-кре-се-нье по Ро-ж-де-ст-ве Хри-сто-вом, в Рим-ско-ка-то-ли-че-ской - 19 мар-та и 1 мая. В 1870 году па-па Рим-ский Пий IX про-воз-гла-сил Иосифа Обручника не-бес-ным по-кро-ви-те-лем ка-то-лич. церк-ви.

Ико-но-гра-фия

В Западной Ев-ро-пе на-ря-ду с Еван-ге-ли-ем от Мат-фея ис-точ-ни-ком для ико-но-гра-фии Иосифа Обручника по-слу-жи-ли «Про-то-еван-ге-лие Иа-ко-ва», а также «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. Сце-ны «Ис-пы-та-ние во-дой об-ли-че-ния» и «Вы-бор Ио-си-фа об-руч-ни-ком Ма-рии» вклю-ча-ли в Ма-рио-ло-ги-че-ские цик-лы (рос-пи-си Джот-то в Ка-пел-ле дель-Аре-на в Па-дуе, 1303-1306 годы), а «При-ше-ст-вие в Град Со-тин» - в Хри-сто-ло-ги-че-ские. Од-ним из важ-ней-ших сю-же-тов в ис-то-рии Иосифа Обручника яв-ля-ет-ся «Об-ру-че-ние Ма-рии» (ал-та-ри Ра-фа-эля, 1504 год, га-ле-рея Бре-ра, Ми-лан; Рос-со Фьо-рен-ти-но, 1523 год, церковь Сан-Ло-рен-цо, Фло-рен-ция). Как в западноев-ропейской, так и в ви-зан-тий-ской и древнерусской жи-во-пи-си Иосиф Обручник изо-бра-жал-ся в сю-же-тах Ро-ж-де-ст-во Хри-сто-во, «По-кло-не-ние вол-хвов», «Сре-те-ние», «Об-ре-за-ние», «Бег-ст-во в Еги-пет», «Свя-тое се-мей-ст-во» («Тон-до До-ни» Ми-ке-ланд-же-ло, 1504-1505 годы, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция). Ино-гда его фи-гу-ра при-сут-ст-ву-ет в сце-не «Бла-го-ве-ще-ние». В чис-ле пред-ков Хри-ста он из-об-ра-жал-ся в ком-по-зи-ции «Дре-во Иес-сее-во», рас-про-стра-нён-ной в рос-пи-сях сербских и русских хра-мов с XIII-XIV веков (в западной ико-но-гра-фии это-го сю-же-та он встре-ча-ет-ся ред-ко). В жи-во-пи-си ин-тер-на-цио-наль-ной го-ти-ки Иосиф Обручник стал оли-це-тво-ре-ни-ем бед-но-сти, а его изо-бра-же-ния - сре-до-то-чи-ем жан-ро-вых черт: его пред-став-ля-ли за-ни-маю-щим-ся плот-ничь-им ре-мес-лом («Свя-тое се-мей-ст-во с ан-ге-ла-ми», около 1410 года, Государственные му-зеи, Бер-лин), по-ме-ши-ваю-щим суп («По-кло-не-ние вол-хвов», около 1420 года, Му-зей зем-ли Гес-сен, Дарм-штадт) или пря-чу-щим да-ры вол-хвов («По-кло-не-ние вол-хвов» мас-те-ра Фран-ке, 1424, Кун-ст-хал-ле, Гам-бург). В «Ал-та-ре Ме-ро-де» (Р. Кам-пен, ок. 1427, Мет-ро-по-ли-тен-му-зей, Нью-Йорк) Ио-сиф-плот-ник мас-те-рит мы-ше-лов-ку дья-во-лу. Са-мо-сто-ятельные изо-бра-же-ния Иосифа Обручника при-об-ре-ли по-пу-ляр-ность в Западной Ев-ро-пе с конца XVI века, ко-гда его культ рас-про-стра-нил-ся бла-го-да-ря святой Те-ре-зе Авиль-ской и ие-зуи-там . Его пред-став-ля-ли с рас-цвет-шим жез-лом и мла-ден-цем Ии-су-сом на ру-ках (ал-тарь Эль Гре-ко в Ка-пел-ле Сан-Хо-се, То-ле-до, 1597-1599 годы), ино-гда - обу-чаю-щим от-ро-ка Ии-су-са («Ио-сиф-плот-ник» Ж. де Ла-ту-ра, 1642 год, Лувр, Па-риж).

Иллюстрация:

«Свя-тое се-мей-ст-во с ан-ге-ла-ми». Кар-ти-на не-из-ве-ст-но-го ху-дож-ни-ка. Ок. 1410. Го-су-дар-ст-вен-ные му-зеи (Бер-лин). Архив БРЭ.

26 декабря по ст.ст. / 8 января по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества 2 . Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе - Иакова, а по закону - Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: "сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов" (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. - Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, - Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь 3 . Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, - во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: "Иосиф же, муж Ее, будучи праведен" (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, - сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл "безвестные и тайные премудрости" (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего девства (а не для плотского, действительного супружества). И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который являлся ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу и во время бегства в Египет, и по возвращении оттуда, и во время пребывания в Назарете, добывая Им пропитание от трудов рук своих, ибо он был плотником и человеком бедным, хотя и царского рода. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет 4 , св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле 5 , неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

________________________________________________________________________

1 Память праведных Давида царя, Иосифа обручника и Иакова брата Божия совершается в неделю по Рождестве Христова, которая посему и называется неделей Богоотец. Если эта неделя случатся 1 января, т.е. по отдании Рождества Христова, то служба упомянутым святым отправляется 26 декабря.

2 Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38:8 и дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во Второзаконии (Втор.25:5-10). Интересно здесь отметить, что левират существует и у многих народов Востока, напр. у персов, индийцев, афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило "восстановить семя брата своего".

Несколько месяцев эта глава не могла появиться на свет. Зыбкий образ Иосифа
Обручника, нареченного в Новом Завете мужем Девы Марии, четко не формировался
в сознании и не ложился на бумагу, а сегодня глава, на удивление легко, написалась на одном
дыхании, - в процессе работы выяснилось, что именно сегодня Православная Церковь
отмечает день памяти святого праведного Иосифа Обручника (первое воскресение
после Рождества Христова).
Но все равно, личность его остается недостаточно раскрытой, недопонятой, - и не мной одним. Он
и на иконах изображается сидящим в раздумьи: почему я? - между двух Миров - между двух Заветов,
Ветхим и Новым.

Плотное красно - коричневое марево нависло над горизонтом, - где-то на востоке бушевала песчаная буря, - низкое солнце томилось в этой густо замешанной субстанции, как в кипящем бульоне, ожидая минуту, чтобы рвануться вверх и опалить жаром остывшую за ночь, гористую, и без того скудную на растительность, дикую местность.
Иосиф вышел из хижины, осторожно прикрыв за собой скрипнувшую дверь, за которой еще спали сладким сном Дева Мария и Младенец. На пороге он увидел корзину со свежей озерной рыбой.
Иосиф припал на колени и прошептал:
- Боже Милостивый, слава Тебе! - Мысленно посылая к Господу просьбу беречь Идумея, который не оставлял Святое Семейство и здесь в изгнании.
Уже больше года, как Египет являлся местом укрытия для Младенца Иисуса от преследования царя Израиля Ирода, который теперь доживал свои последние дни в страшных муках, пожираемый неизлечимыми болезнями. В Иерусалиме уже никому и дела не было до какого-то Чудо - Младенца, якобы будущего царя Израиля.
Один из сыновей Ирода Антипатр, пожелавший ускорить события,чтобы занять трон умирающего отца, организовал заговор. Ироду донесли. Велено было упрятать Антипатра в темницу. Тот пытался неудачно бежать. Тогда Ирод, незадолго до своей смерти, приказал казнить уже третьего своего сына.
А в Риме, под чьей реальной властью находился Израиль, готовились упразднить "должность" царя, разбив страну на части, и лишить еврейский народ государственности.

Иосиф, бережно налив в грубо слепленную глиняную бадью немного воды, помолясь, стал чистить ножом рыбу. Чешуйки иной раз подпрыгивали высоко вверх и, блестя серебром, путались в густой бороде. Буд-то вырубленное из темного камня лицо беглого еврея стало заметно приходить в движение, - Иосиф погрузился в воспоминания...

О святом праведном Иосифе говорится только в двух Евангелиях: от Матфея и от Луки. Вообще, самая надежная и бесспорная "информация" присуствует именно в Священном Писании. Из святых преданий черпаются дополнительные сведения, и они часто разнятся.
Из Писания известно, что Иосиф - родственник Деве Марии, и Божественным Промыслом выбран хранить девство Пресвятой Богородицы, что говорит о его нравственной чистоте.
Католическая Церковь с непререкаемым авторитетным мнением пап,на основе своих исторических и религиозных источников настаивает, что Иосифу на момент обручения с Девой Марией было лет сорок. И был он тоже девственником.
Следуя рациональному западному мышлению, первосвященник Захария поручает Деву, давшую тайный обет безбрачия, тоже "монаху", назовем его так условно, ибо монашество появилось позже, а в еврейской среде, вообще, быть не должно.
Итак, Иосиф мужчина в расцвете сил, но тоже, как и Дева Мария, давший обет безбрачия, беден, но владеет ремеслом плотника и способен прокормить не только себя, но и еще кого- либо. Да и появление в новоиспеченной семье Младенца, где оба супруга молоды, не вызовет лишних толков со стороны людей, - все это очень удобно укладывается в рамки "западного" Святого Семейства.
А что же Православная Церковь, так называемого "восточного", византийского образца? Здесь знания об Иосифе основываются на церковном предании, записанном византийским историком Никифором, который следовал священномученику Ипполиту (3век) . Сведения, сохранившиеся в предании, вошли в житие святого праведного Иосифа, составленное святителем Димитрием Ростовским.
Иосиф, - родственник Деве Марии, - беден, но происходил из царского рода Давида. Родителем его был Иаков, который по правилам левитарного брака женился на вдове своего брата Илии,умершего бездетным. Отцом родившегося Иосифа, в соответствии с еврейским законом, считался Илия.
Иосиф вырос и женился на Соломии, дочери Аггея, брата святого пророка Захарии - отца Святого Пророка и Предтечи Иоанна. Получается, что первая жена Иосифа Соломия была племянницей первосвященнику Захарию,а Дева Мария - родственница его жене Елисавете, Значит и на этот раз праведному Иосифу была дана в жены, или поручена на попечение родственница семейства святого пророка Захарии, возможно, теперь уже племянница Елисавете.
Но вернемся к молодости Иосифа, когда Марии еще просто не существовало на белом свете. У него от Соломии родились четыре сына, - Иаков, Симон, Иуда, Иосия, - и две дочери, - Есфирь и Фамарь. В Синаксаре (неделя жен - мироносиц) упоминается еще и третья дочь, - Соломия, которая была замужем за Зеведеем - отцом будущих апостолов Иоанна Богослова и Иакова.
При обручении Иосифа с Марией ему было уже восемдесят лет. Умер же он, согласно преданию, в возрасте ста десяти лет, - до служения Иисуса, - место погребения неизвестно.
В Католической Церкви папа Пий девятый в 1870 году объявил Иосифа, наравне с Богоматерью, патроном всей Церкви, отодвинув в тень Иоанна Предтечу.
А в Православной Церкви место его среди святых более чем скромно; память о нем совершается в неделю по Рождестве Христовом (первое воскресение после великого праздника). Имеются Акафист святому праведнику Иосифу Обручнику и его иконописные изображения; воздвигаются в его честь и православные храмы.

Иосиф очистил рыбу от чешуи и, выкладывая ее по одной на деревянную доску, стал потрошить. Радуясь обилию икры, побежал в дом и принес для нее отдельную чистую посуду.
Что-то сегодня воспоминания особенно возмутили память и, пожалуй, самым неприятным из них было то, когда Иосиф на сообщение Марии о своей беременности "будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее ". Как кратко и бесстрастно написано об этом в Евангелии от Матфея, но какую бурю чувств вызвало признание Девы в сердце благочестивого еврея.
И только Ангел Господень, явившийся ему во сне и сказавший: " Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их, - только Ангел убедил его в непорочности Марии.
Иосиф сокрушенно вздохнул: как он мог усомниться, - ведь рек же Господь через пророка Исаию, который говорил: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына..." Но одно дело: знать об этом из Писания, а другое - вдруг самому стать участником этих Великих Событий. Все случившееся до сих пор не укладывалось в его голове: Младенец - Спаситель родившийся от бедной Девы сироты, явившийся на свет не в царских чертогах, а в хлеву, в окружении не многочисленных слуг, а скота, преследуемый на сегодняшний день иудейским царем Иродом.
- И кто я такой, - сокрушался тихо вслух Иосиф,- чтобы оберегать Сына Божия? У меня и заслуг-то перед Богом нет. Ну, старался жить, как можно, праведно...Больше, конечно, недостатков; стар вот и беден... к тому же теперь и гоним, в чужой стране... Случись что, я и защитить- то толком не сумею Младенца, потому, как человек я мирный, в руках и оружия держать не умею...Да и нет у меня оружия -то...
- Господи, спаси и сохрани! - горячо зашептал Иосиф. - Одна надежда на Бога...и Идумея.
Охотник и вправду, буд- то ангел - хранитель, шевствовал невидимый во время путешествия в Египет то спереди, то сзади и предотвращал нападения со стороны разбойников. Как он это делал, одному Богу известно, но ни разу Святому Семейству не пришлось близко столкнуться со злыми людьми. И здесь на чужбине Идумей верно служил Младенцу, поставляя в трудное время к столу какую- нибудь провизию: охотничьи трофеи, рыбу, дикий мед...

Иосиф налил чистой воды и еще раз тщательно ополоснул рыбу. " Знатная трапеза будет у нас сегодня!" - улыбнулся он.
А ночью ему во сне явился Ангел и сказал:
- Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
И,как наяву, Иосиф увидел смерть Ирода, и как одна часть стражи порубила мечами другую, особо приближенную ранее к царю...