Темы для круглого стола по дополнительному образованию. Круглый стол «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ» - Лев Московкин — LiveJournal. состоялся круглый стол «Космическое образование школьников: проблемы и пе

Детей в системе Столичного образования»

в рамках городской Конференции

«Модернизация физического воспитания в системе столичного образования»

от 01.01.2001 г.

В настоящее время основной предпосылкой для дальнейшего совершенствования процессов развития сферы физической культуры и спорта стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей , духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы, к повышению значимости физической культуры и спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач .

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», городских целевых программ «Столичное образование» и «Спорт Москвы», образовательные учреждения с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий, средства физического воспитания и виды спорта, а также проводят внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования, физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта и др.

Перед системой образования поставлена конкретная задача – создавать такие условия обучения, при которых ребенку было бы комфортно и психологически и физически, при которых к каждому обучающимуся и воспитаннику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.


Одной из приоритетных задач своей деятельности мы видим создание целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В столичной системе образования растет сеть учреждений с приоритетом оздоровления обучающихся, в том числе и средствами физической культуры. В настоящее время учреждения образования всех типов используют инновационные физкультурно-спортивные технологии укрепления здоровья учащихся; в образовательный процесс внедряются эффективные системы физического воспитания, ориентированные на особенности развития детей и подростков.

Развиваются нетрадиционные виды спорта, увеличивается сеть школьных спортивных клубов , улучшаются показатели физической подготовленности учащихся.

Вместе с тем участники круглого стола отмечают, что несмотря на определенные достижения в развитии физической культуры и спорта в городе Москве, в организации внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию имеются определенные проблемы.

К сожалению, сегодня многие образовательные учреждения не имеют достаточного количества спортивных сооружений, что не позволяет в полной мере решать задачи образования в области развития физической культуры и спорта.

Одним из вариантов решения проблемы представляется использование находящегося в региональной и муниципальной собственности не зависимо от ведомственной принадлежности физкультурно-оздоровительных комплексов для проведения учебной и внеурочной спортивно-массовой деятельности.

Требует совершенствования система проведения соревнований школьных спортивных лиг.

Отсутствуют цели, подходы, преемственность в проведении соревнований ШСЛ с последующим выступлением лучших школьных команд Москвы на соревнованиях Всероссийского и Международного уровней.

Нет тесного взаимодействия и идеологии с Федерациями по видам спорта осуществляемого в рамках взаимовыгодных соглашений.

Отсутствует система выстраивания работы с ДООЦ, блоком дополнительного образования школ, УДОД.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола рекомендуют:

1. Совершенствовать систему межведомственных взаимодействий по развитию физической культуры, массового спорта и школьного физкультурного движения;

2. Обновить содержание и педагогические технологии физкультурно-спортивного образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями развития общего образования;

3. Продолжить реализацию программ дополнительного образования детей;

4. Продолжить формирование инфраструктуры образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающих территориальную доступность;

5. Повышать качество образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности в блоке дополнительного образования;

6. Совершенствовать работу школьных спортивных лиг;

7. Создать единый календарь спортивно-массовых мероприятий независимо от ведомственной принадлежности;

8. Не допускать проведение внеплановых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в течение учебного года.

9. Продолжить развитие сети школьных спортивных клубов;

10. Совершенствовать систему подготовки юных спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентноспособности столичного спорта на Российской и Международной арене из числа обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы;

11. Повысить качество проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

12. Увеличить загрузку школьных спортивных залов, спортивных площадок, межшкольных стадионов во внеурочное время;

13. Совершенствовать работу по мониторингу показателей индекса физической готовности учащихся в блоке дополнительного образования;

14. Создать современные условия для работы педагога дополнительного образования, повысить статус специалиста по физической культуре;

15. Повысить качество преподавания на курсах повышения квалификации и переподготовки работников физической культуры и спорта.

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола»

по профессиональной ориентации старшеклассников

в системе дополнительного образования детей

Логинова Н.Н., к.т.н., методист,

Пояснительная записка.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Для удовлетворения интересов подростка за пределами школьной учебной деятельности в системе дополнительного образования ему может быть оказана психолого-педагогическая и информационная поддержка в выборе пути дальнейшего обучения, а также в выборе профессии.

При осуществлении этой задачи можно использовать различные формы работы. Опыт ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ для подростков показывает, что наиболее действенной и интересной групповой формой работы с детским коллективом, в частности при проведении профориентационных мероприятий, является «круглый стол». Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе за «круглым столом», позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленной проблемы, например, к выбору своего образовательного маршрута.

При разработке мероприятия (занятия) прежде всего уточняются проблемы, которые выносятся на «круглый стол», анализируется собственный опыт, опыт коллег и литературные данные по возможности и условиям использования данной формы в практике. Затем материалы систематизируются и составляются план и конспект занятия. Большое внимание при планировании и проведении мероприятия (занятия) мы уделяем рефлексии, которая позволяет участникам осознать, насколько им близки и интересны идеи, которые они обсуждали.

В качестве примера нами приводится мероприятие по профессиональной ориентации, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.

Круглый стол: «Мой выбор будущей профессии»

Подготовлен к проведению в рамках районного мероприятия отдела технического творчества ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический» «Неделя детского технического творчества»

  1. Логинова Н.Н., методист,
  2. Лавриненкова Я А., педагог-психолог, методист.

Тема:

Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся

Характеристика группы:

  1. ребята старшего школьного возраста (разновозрастная группа старших подростков 8-11 классов). Количество человек – от 10 до 25,
  2. классные руководители;
  3. обучающиеся по программе «Полиграфическое производство»;
  4. гости, представители УДОД и техникума.

Цель

Ознакомить школьников с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения в системе дополнительного образования детей.

Задачи:

  1. дать представление об основных понятиях профориентологии;
  2. познакомить с основными факторами выбора профессии;
  3. познакомить с типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
  4. ознакомить с возможностями дополнительного образования в допрофессиональной подготовке.

Материально-техническое обеспечение:

  1. помещение со столами и стульями,
  2. мультимедийное оборудование,
  3. ручки,
  4. маркеры,
  5. листы бумаги,
  6. раздаточный материал, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников.

Регламент:

  1. 45-50 минут – круглый стол,
  2. 30 минут - презентация проекта «Мир техники и современных технологий в моей будущей профессии».
  3. 10 минут - подведение итогов, рефлексия.

Структура проведения мероприятия

  1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
  2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).
  3. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения).
  4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Педагог приветствует гостей, представляется, предлагает каждому гостю написать свое имя на листочке, сделать домик и поставить его перед собой на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку (листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). (На экран выведен слайд 1 «Мир профессий »).

В качества разминки педагог проводит мини-беседу. В качестве примера можно использовать интерпретацию материалов Грецова А.Г. (Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005):

«Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые вы знаете.

Итак, сколько их получилось в вашем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, вы ориентируетесь в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.

На самом деле, молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает из примерно 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - 2000 – 3000. Какой процент от этого количества вы смогли назвать? Скорее всего, лишь 3-5%. Так как же выбирать, если толком и не знаешь из чего?

Разумеется, обучать по такому огромному числу профессий и специальностей крайне сложно… Но… многие профессии и специальности предъявляют сходные требования к базовой подготовке работников, а разнообразные тонкости и нюансы успешно осваиваются непосредственно на рабочем месте. Подготовка в учебных заведениях осуществляется по так называемым учебным профессиям и специальностям. Каждая из них имеет более или менее обобщенный характер и соответствует нескольким реальным профессиям и специальностям. Подобных учебных специальностей около 1000… Они, в свою очередь, объединяются в более крупные группы (например, такую – «строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»).

Существует тысячи профессий. Хотите выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для вас? Постарайтесь познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!».

С помощью наводящих вопросов педагог подводит гостей к самостоятельному формулированию цели.

Например, можно спросить: «Что вы ждете от работы круглого стола «Мой выбор будущей профессии» (причем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному участнику - школьнику, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

Педагог раздает учащимся «Маршрут непрерывного образования» и предлагает обозначить свой предполагаемый маршрут. Схемы предлагает сохранить для дальнейшей работы.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).

На экран поочередно выводятся понятия. Ребятам предлагается описать свое понимание, представление о сущности этого явления. Ассистент фиксирует на листках идеи ребят. Используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

После работы над каждым этапом на экран выводится определение (слайды 2-9): Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации (слайд3).

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии (слайд5).

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам (слайд7).

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения (слайд9).

Затем приводятся с комментариями педагога :

– слайд 10 «Примеры»,

Слайд 11 «Выбери специальность»,

Слайд 12 «Выбери профессию»,

Слайд13 «Ответы».

  1. Обсуждение основных факторов выбора профессии и типичных ошибок при выборе.

Педагог спрашивает, какие качества являются профессионально важными , совместно с участниками формулирует ответ (это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для успешного освоения данной профессии) (слайд14) .

Затем он спрашивает, на основании чего обычно выбирают профессию и подводит к побудительным факторам при выборе профессии (слайд15).

Обсуждаются побудительные факторы (слайды - 16-интересы, 17-склонности, 18-востребованность) .

Обращаясь к школьникам, педагог спрашивает, на основании чего школьники собираются выбрать профессию. Дети думают и обсуждают основные факторы выбора профессии, предложения детей фиксирует ассистент. На основании их предложений педагог совместно с детьми делает выводы (слайд19).

Одновременно подобную работу педагог проводит с гостями (учителями), предлагая им определить типичные ошибки при выборе профессии, затем формулирует итоги (слайд20 ).

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Ведущий переходит к роли дополнительного образования, которое может помочь избежать ошибок.

4. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения

Ассистент показывает аудитории карту выбора, составленную на основе данных, которые получил от детей, и комментирует общую тенденцию.

Рассказ педагога (основные позиции):

«Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)

Основное общее, среднее (полное) образование и дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой , т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда»

Педагог обсуждает с детьми возможности занятий в системе дополнительного образования. Завершается этот разговор тем, что педагог подводит участников к идее, что в учреждениях дополнительного образования можно реализовывать программы, которые знакомят школьников с конкретной профессией и даже специальностью. Такое знакомство дает возможность правильного выбора в жизни.

Предлагается вернуться к схеме «Маршрут непрерывного образования» и цветными фломастерами отметить, на каком этапе образования ученики видят помощь в профориентации дополнительного образования детей. Ассистент собирает схемы.

Педагог дает слово представителю техникума и студентам техникума.

5. Презентация проекта сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников

6. Заключение. Рефлексия (оценка мероприятия)

Педагог:

  1. в качестве разрядки просит заполнить шуточную анкету «Найди профессию для знакомого персонажа», пользуясь матрицей;
  2. просит участников оценить уровень новизны полученной информации;
  3. благодарит участников за активную работу, просит заполнить оценочные листы и ответить на вопросы, что было интересного и полезного во время проведения круглого стола;
  4. предлагает школьникам взять с собой «Матрицу выбора профессии».

22 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы развития дополнительного образования.

На слушаниях собравшиеся обсудили три вопроса. Первый – проектирование дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации. Второй – упрощение требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ. Третий – обеспечение равных условий доступа к финансированию организациями дополнительного образования детей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Софья Мозглякова в своём выступлении отметила: «В системе дополнительного образования функционирует 11 695 государственных организаций, официально зарегистрирована 81 негосударственная организация. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле негосударственных организаций больше, но не все они выполняют нормы статистической отчетности. Сегодня новая форма статотчетности проходит апробацию в регионах, и мы надеемся, что нам удастся унифицировать данную форму.

Мы помним о необходимости сокращения документооборота и постараемся сделать все, чтобы, с одной стороны, заполнялись правильные формы, а с другой – чтобы это не занимало слишком много времени. Проводится работа и в других направлениях: утверждён профстандарт педагогов дополнительного образования. Подобные стандарты нужны для того, чтобы избежать подмены понятий, которые происходят в регионах. Дополнительное образование не гарантировано государством, но мы понимаем, что это все-таки обязанность государства. Мы реально обеспокоены тем, что происходит в стране: те организации, которые имеют право на существование, к сожалению, реорганизуются. В связи с этим мы планируем проводить семинары для руководителей региональных органов исполнительной власти – не все регионы правильно понимают цели и задачи оптимизации. Мы всегда открыты для консультаций, наши коллеги всегда готовы подсказать, разъяснить и помочь. Об обеспечении равного доступа к финансированию: до сегодняшнего дня дополнительное образование финансировалось по остаточному принципу, не было отдельного кода бюджетной классификации, но совсем скоро будут внесены поправки и появится такой код».

Владимир Романов, член экспертной группы Министерства финансов РФ по переводу на нормативно-подушевое финансирование отраслей социальной сферы, в числе прочего, рассказал о том, как производится подсчёт стоимости услуг в сфере допобразования, а также отметил, что существует «горячая линия», по которой все желающие могут получить ответы на волнующие вопросы.

Директор Института развития образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина затронула другие аспекты обсуждаемой темы: «Мне кажется очень важным лицензирование индивидуальных предпринимателей. Оно должно быть максимально упрощено. Все субъекты РФ и муниципалы должны получить разъяснения по этому вопросу. В отношении равного доступа к бюджетным ресурсам: нужны изменения в законе, чтобы неподведомственным учреждениям был разрешен доступ к бюджетному финансированию. Если говорим о конкурсной основе, тогда должны быть честные и прозрачные процедуры для всех участников…

Если мы хотим поддерживать сами семьи, детей, то все равно перспективной моделью видится сертификация дополнительного образования. Должен быть сертификат на право получения объема дополнительных услуг в соответствии с выбором потребителей. Это тоже перспективная модель. И еще: для детей с ВОЗ у нас сегодня адаптированных программ нет. Не существует их и для одаренных детей. Нужны также требования к персоналу, к их квалификации, категории. Нужно годовое исчисленные программ (долгосрочных) с учётом требования каникулярности. В этих направлениях нужно работать».

Главный редактор газеты «Вольный ветер», член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, эксперт Сергей Минделевич в своём выступлении отметил проблемные точки дополнительного образования: «Нужно говорить не о том, как получать лицензию, а том, чтобы вообще сохранить дополнительное образование. Ситуация тревожная – ежегодно сокращается количество учреждений эколого-биологического дополнительного образования, технического направления, туристско-краеведческого… За последние 6 лет количество участников походов в России, совершенных в системе дополнительного образования, уменьшилось на 680 тыс. детей, количество участников экскурсий – на 860 тысяч. Пятнадцать лет назад было 547 станций юных туристов, на начало этого года осталось 210. И обращения в Минобразование не помогает».

В условиях стремительно меняющегося мира ценность образования имеет особое значение. Поэтому многочисленные изменения в системе отечественного образования и непосредственно вопросы развития дополнительного образования привлекают самое пристальное общественное внимание.

Особым достижением современной системы образования стало закрепление на законодательном уровне дополнительного образования как вида образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

С момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вышел ряд нормативных документов, определяющих роль и значение системы дополнительного образования в развитии нашего государства. К ним относятся:

— Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

— Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295)

— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497)

— Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р)

В них особенно подчеркиваются приоритетные направления развития дополнительного образования в части обеспечения доступности дополнительного образования, расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ, совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.

Участие общественности в обсуждении этих вопросов является одним из важных аспектов, введенных новыми нормативными документами. Смысл введения этих механизмов заключается в усилении ориентации на интересы и потребности основных участников отношений в сфере образования.

Однако на настоящий момент сохраняется ряд проблем и противоречий, которые не позволяют в полной мере обеспечить реализацию приоритетных направлений развития дополнительного образования. В действующих нормативно-правовых документах недостаточно прописаны механизмы проектирования дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации, остаются неопределенными способы упрощения требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, отсутствует детализация механизмов обеспечения равных условий доступа к финансированию организаций, реализующих деятельность в сфере дополнительного образования. Не ясны требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим деятельность в сфере методической подготовки руководителей и педагогов дополнительного образования. В связи с этим сохраняются риски формальной и даже имитационной деятельности по реализации требований законодательства, направленных на развитие дополнительного образования как условия удовлетворения образовательных потребностей человека.

Важной задачей является обобщение опыта различных организаций, государственных и негосударственных, в решении выше обозначенных вопросов.

Накопленный в системе образования потенциал государственно-общественного управления также может стать основанием для создания новых механизмов развития дополнительного образования.

Участники общественных слушаний, обсудив актуальные проблемы, касающихся вопросов развития дополнительного образования, считают необходимым и целесообразным дать следующие рекомендации:

1. Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации

  • рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направленных на совершенствование нормативного регулирования в части закрепления разноуровневости и ступенчатости реализации дополнительных общеразвивающих программ; в части определения упрощенной процедуры лицензирования образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования; в части обеспечения равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации, Росбрнадзору

  • разработать методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе современных требований с обоснованием сроков их реализации;
  • при доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей на региональном и муниципальных уровнях, учесть предложения, высказанные на общественных слушаниях;
  • при подготовке доклада в Правительство Российской Федерации об упрощении требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, учесть предложения, высказанные участниками общественных слушаний.

3. Органам исполнительной власти и местного самоуправления

  • обеспечить разработку и реализацию механизмов проведения независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • разработать механизмы учета и реализации спроса родителей на проведение независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования, возможность инициировать проведение таких оценок в соответствии с позициями законодательства,
  • включить проекты в сфере развития дополнительного образования в число приоритетов поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций,
  • обеспечить открытость и прозрачность процедур формирования Общественных советов, их реальное участие в осуществлении законодательно закрепленных полномочий по проведению независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования, в том числе в части оценки качества подготовки обучающихся по общеразвивающим программам дополнительного образования,
  • обеспечить информационную, методическую и консультативную помощь активным гражданам — участникам процедур общественного контроля условий реализации дополнительных образовательных программ,
  • предусмотреть в рамках реализации государственного (муниципального) задания для региональных структур методическое сопровождение деятельности управляющих советов, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в части их участия в проведении независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • активнее информировать граждан о развитии дополнительного образования, механизмах финансирования реализации дополнительных образовательных программ за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

4. Общественной палате Российской Федерации

  • осуществить общественный контроль выполнения данных рекомендаций, провести в 2015-2016 году мониторинг реализации Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»), от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в сфере образования,
  • подготовить по результатам мониторинга реализации законов материал в доклад Общественной палаты о состоянии условий реализации дополнительных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования детей,
  • инициировать работу по подготовке общественных наблюдателей в сфере финансирования образовательных программ дополнительного образования.

5. Общественным палатам субъектов Российской Федерации, Общественным Советам при органах исполнительной власти и местного самоуправления

  • активизировать работу по взаимодействию с органами коллегиального управления образовательных организаций, привлечению активных представителей родительского сообщества (общественных управляющих, членов советов родителей и др.) к процедурам общественного контроля в части финансирования дополнительных образовательных программ,
  • включиться в работу региональных и местных общественных советов по независимой оценке условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • оказывать поддержку общественным инициативам по развитию дополнительного образования.

6. Коллегиальным представительным органам управления образовательных организаций с участием общественности

  • активнее использовать законодательные возможности для обеспечения своих прав и интересов в сфере дополнительного образования, инициировать проведения процедур независимой оцени условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования.

ФГОС второго поколения разрабатывался в рамках решения стратегической, общественно значимой задачи выявления, агрегирования и закрепления в виде конвенциональной нормы (общественного договора) современных запросов к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.

При разработке стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества, в его основу положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.

Эта установка предполагает отказ от прямого копирования западных моделей образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

  • равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • сохранение единства образовательного пространства России;
  • преемственность ступеней общего образования.

При разработке стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Основным предназначением стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической дели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих: адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Это позволяет:

  • одновременно предусмотреть как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;
  • обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования;
  • превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.

Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Эти требования представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. В стандарте существенно расширено представление об образовательных результатах. Если ранее нормированию подлежали предметные результаты, то предлагаемый Стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты.

В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания образования (ФЯСО), имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), представляющая собой неотъемлемую часть фундаментального ядра содержания образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

Главным фактором, действующим при конструировании содержания образования, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Близким к данному подходу можно признать взгляд на содержание образования Г.М. Коджаспировой. Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником содержания образования служит все многообразие культуры.

Также в педагогической литературе встречается определение содержания образования как совокупности мотивационных средств, методов и приемов в получении знаний для адаптации обучающихся к жизни. В соответствии с этим, развитие содержания образования в учреждении можно определить как создание мотивационной атмосферы в учебном заведении.

В контексте данного подхода в проектировании содержания образования видятся следующие проблемы: 1. Проблема поиска оптимальных способов мотивации в образовании ребенка и педагога; 2. Проблема возможности несоответствия моральных норм современного общества нравственным установкам педагога; 3. Проблема несоответствия возможностей здоровья учащегося применяемым педагогом средств, методов и приемов в содержании образования (валеологический аспект); 4. Проблема слабого взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса (родители, учащиеся, педагог) в поиске оптимальных методов, приемов и способов обучения; 5. Проблема отсутствия у самого педагога полной адаптации к современному обществу, его социальной защищенности. Из постановки данных проблем в содержании образования видно, что в данном подходе акцент сделан на сам способ реализации содержания образования.

В.В. Краевский определяет содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Содержание, тождественное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
  • опыта осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению культуры народа);
  • опыта творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры);
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Это сплав знаний, убеждений и практических действий).

Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, "вписываться" в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески.

Усвоение школьником данных элементов социального опыта направлено на трансформацию последнего в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества.

Понятно, что каждый из элементов содержания образования выполняют определенные функции в воспитании и обучении Образование, организованное на перечисленных выше основах: во-первых, реально готовит к жизни - такой, какая она есть, к существующему порядку вещей; во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Таким образом, содержание общего образования: является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества; выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

Непосредственно в образовательном учреждении содержание образования определяют реализуемые в нем образовательные программы: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ» (ст. 14, п. 5).

«Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные),

2) профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

1. Дошкольного образования.

2. Начального общего образования.

3. Основного общего образования.

4. Среднего (полного) общего образования».

Принципы отбора содержания образования

I. Принцип соответствия содержания образования (во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования) уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества. Именно из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям. II. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Он противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана. III. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, что предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Из этого принципа следует, что содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.

Указанные обобщающие принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

В отношении содержания дополнительного образования имеется целый ряд концептуальных разработок, касающихся:

  • стратегических смыслов подобного типа образования в развитии ментальности современного человека (Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков, Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова)
  • его культурной самоидентификации, обретении личностных смыслов жизни и развитии способностей (Богуславский М.В., Исенко С.П., Каргина З.А., Леонтович А.В., Щуркова Н.Е.)
  • роли нестандартизированного образования для развития экономического и гуманитарного потенциала России (В.И.Панов, В.И.Козырь, Н.Ф.Трубицин, И.Н.Семенов и др.)

Но только в некоторых из них определяются механизмы вхождения декларируемых смыслов в реальную практику дополнительного образования или делаются попытки описания дидактической модели дополнительного образования (Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова, Н.В. Кленова, А.В. Леонтович).

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)».

Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Если в отношении первой задачи есть ряд концептуальных разработок (см. выше), в отношении второй дополнительное образование нередко идет по пути общего среднего, калькируя его методы и средства (ограниченный по времени учебный модуль (урок – занятие учебной группы), информационная единица (раздел учебной программы), методы аттестации учащихся (контрольная работа, экзамен) и др.). Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет базовые характеристики дополнительного образования как вида.

При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.

Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций». Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование «отвечает» преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.

1. Общая ориентировка в основных тематических разделах избранной направленности дополнительного образования, что позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения из нескольких возможных, предлагать нестандартные решения на основе владения информацией о смежных областях и творческих ассоциаций;

2. Опыт самостоятельной реализации различных типов деятельности, основанный на овладении основными существующими методами решения задач и конструировании своих собственных методов, средствами достижения и представления результатов;

3. Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отношение к ее ходу и результатам, рефлексировать их как средства обретения целей и смысла индивидуальной жизни;

4. Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей, организовывать деятельностные сообщества и входить как равноправный участник в уже существующие сообщества.

Исходя из этого содержание образования в рамках направленности дополнительного образования можно изобразить следующим образом:

  • Овладение информационным полем направленности
  • Приобретение опыта осуществления деятельности
  • Овладение навыком рефлексии деятельности
  • Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций

В рамках любой направленности дополнительного образования реализуется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования. Образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом:

«Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ» (ст. 14, п.6).

Приведенное положение Закона свидетельствует о том, что дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Определение направленности дополнительного образования

Определение специфики и содержания понятия направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры направленности, в настоящее время является актуальной задачей, поскольку таким образом оказывается возможным выделить и зафиксировать специфику дополнительного образования детей как особого типа образования.

В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл.

«Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности». «Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией». «Направленность – общие устремления, ориентиры,… ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели… Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов». «Направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования».

Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО).

1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:

Инвариантное (базовое) - ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;

Специальное - уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.

2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например: физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование; естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области; эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д.

3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например: естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская; физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д. Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.

4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из: результатов экзаменов и зачетов; результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (напр. туристский поход) и др.

5. Принципы взаимодействия с соответствующей профессиональной областью, что задает включенность учебных групп в соответствующую культурно-профессиональную традицию. Например, для художественно-эстетической направленности это может быть сотрудничество с профессиональным театром, для естественнонаучной – с исследовательским институтом и т. д.

Основанием для отнесения ПДО к той или иной направленности является соответствие содержания ПДО содержанию этой направленности. В случае ПДО интегрированной направленности содержание одной из них выступает в качестве базового, а содержание другой – в качестве специального.

Объединяющей рамкой для всех ПДО одной направленности может служить организационно-содержательная программа данной направленности, которая разворачивает обобщенную модель в условиях конкретной направленности, определяет общие для всех ПДО цели, задачи, функции, формы образовательной деятельности и итоговой аттестации, инвариантное содержание. Такие программы определяют лицо учреждения дополнительного образования и специфику реализации в нем направленностей. Конкретизация модели может быть проведена и в каждой конкретной ПДО.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. (По материалам Буйловой Л. Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, к.п.н.)