Кубанское казачье войско. История казачества в россии

Военное искусство всегда являлось достаточно значимой частью жизни многих народностей и государств. Ведь как только человек взял в руки палку, он начал использовать свою силу для подчинения себе подобных. Эта негативная любовь к насилию преследовала человечество на протяжении всей его истории. Данный факт привел к тому, что в каждой народности появился отдельный класс воинов, отличающихся профессионализмом и беспощадностью.

Следует отметить тот факт, что на территории славянских государств также существовали подобные воинственные касты. История их формирования достаточно интересна, если учитывать тот факт, что на территории современной России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ велись постоянные войны за территориальное господство между различными государствами. Таким образом, постоянные военные конфликты существенно закалили живущее в представленных странах население.

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в данном государстве наиболее известной воинской общиной являются кубанские казаки. Создание этого войска осуществлялось годами, а их деятельность жива по сей день.

В статье будут рассмотрены наиболее яркие этапы развития кубанского казачества, а также специфика данного военного формирования.

Кто такие кубанские казаки?

История Кубанского казачьего войска восходит к очень далеким временам. Сегодня представить всю хронологию существования данного военного формирования достаточно сложно, так как оно до сих пор действует на территории Российской Федерации, о чем пойдет речь далее в статье. Тем не менее, если учитывать исторические факты, то Кубанское казачье войско - это часть всего казачества в Российской империи, которая базировалась на Северном Кавказе. Иными словами, это формирование играло роль современных пограничников.

Из исторических источников известно, что военный штаб кубанского казачества базировался в Екатеринодаре (современное название города - Краснодар). Невзирая на тот факт, что Кубанское казачье войско было типичной военной группой, одним из элементов армии Российской империи, на его базе сформировался свой этнос. Этот факт сегодня позволяет говорить о казаках не просто как о воинах, а как об отдельной национальности, наряду с россиянами, чеченцами, казахами и т. п.

История создания

Казаки Кубанского казачьего войска первоначально не были однородной этнической массой патриотов своего государства. Ведь, как уже указывалось ранее, история создания данного формирования достаточно сложна. Кубанское казачье войско сформировалось из нескольких групп казаков, которых к середине XVIII века было достаточно много на территории Российской империи.

Конечно, прародителями казачьих полков Кубани нужно по праву считать запорожских казаков, которые появились еще в XVI веке. Как мы знаем, они изначально базировались на территории современной Украины, на который находится близ современного города Запорожье. Впоследствии стали угрозой для имперской власти, потому что из организованного военного формирования превратились в обычные разбойничьи группы. Поэтому уже к концу XVIII века казачество как таковое получило статус «вне закона». Однако этот факт не стал окончательной точкой в развитии подобных формирований.

Черноморские казаки

В 1774 году Российская империя получает выход к Черному морю. На этом этапе Турция перестала представлять угрозу, а Речь Посполита, одно из наиболее сильных государств на западе, находилось на грани полного развала. Поэтому потребность удержания казаков на их историческом месте более не требовалась. Помимо этого данные формирования к концу XVIII века стали превращаться в бандитские структуры. Подтверждением этого факта является поддержание казаками Пугачевского восстания. Таким образом, в 1775 году было принято решение о полном уничтожении и всех её обитателей. В этой бойне смогли уцелеть лишь 12 тысяч казаков, которые впоследствии сбежали в устье Дуная.

Войско верных запорожцев

Следует отметить, что появление Задунайской Сечи стало весомым аргументом для Турции, которая заполучила дополнительные силы в составе 12 тысяч воинов. В свою очередь, Российская империя, видя угрозу своим территориальным интересам на юге державы, останавливает процесс ликвидации казаков. Более того, в 1787 году создает Войско верных запорожцев из числа ранее преследуемых участников одноименных полков. С их помощью Российская империи не только укрепляется на юге, но и выигрывает русско-турецкую кампанию 1787-1792 годов.

Создание кубанского казачества

Кубанское казачье войско, фото которого представлены в статье, было сформировано в 1792 году. После русско-турецкой кампании в столицу Российской империи отправляется делегация, во главе которой был поставлен судья Черноморского войска Антон Головатый. Делегация была собрана для того, чтобы просить у «просвещенной монархии» земли для расселения черноморских казаков. Переговоры проходили с марта по май 1792 года. «Руководство» империи не хотело выделять казакам окрестности Тамани и земли на правом берегу Кубани. В данном случае позиция имперской власти была понятна - нежелание создавать подобное запорожцам формирование, которое может в любой момент предать. Однако согласие все-таки было достигнуто. Таким образом, с 1792 года полки Кубанского казачьего войска стали располагаться на территории Тамани и Кубани. Эти земли были переданы им «в вечное и потомственное владение», что в целом подтверждается существованием кубанского казачества сегодня.

История линейных казаков

Следует отметить, что Кубанское казачье войско было сформировано не только исключительно из черноморских казаков. В состав кубанских полков также входили так называемые «линейные казаки», которые стали частью большого военного формирования в 1860 году. Однако история кавказского линейного казачьего войска начинается еще с середины XV века. Прародителем линейных полков были хоперские казаки.

История хоперских полков

Хоперские казаки проживали на территории и Медведица с 1444 года. Но в XVIII веке данные полки предприняли восстание против власти Петра I. Реакция монарха была незамедлительной и жестокой.

В период с 1708 по 1716 года на территориях между указанными реками фактически никто не жил. Однако с 1716 года сюда возвращаются казачьи полки, которые были участниками Северной войны. За военную доблесть во время войны со Швецией хоперским казакам разрешили выстроить свою крепость на исторической родине. Впоследствии войско настолько развилось, что его часть была переведена на Северный Кавказ для защиты границ Российской империи. А в 1860 году, как уже указывалось ранее, данная часть казацкого войска была переведена в состав кубанского военного формирования.

Современный этап развития кубанского казачества

Кубанское войско казаков существует по сей день на территориях, которые были им выделены в конце XVIII века. Это военное формирование исполняет роль негласных пограничников. Нужно отметить факт того, что кубанские казаки были участниками Первой мировой и Великой Отечественной войн. Последний исторический период, который начался с 1945 года, существенно упразднил роль казаков в сфере государственного управления и службы. Тем не менее данное формирование никто так и не расформировал, даже с учетом политической доктрины Советского Союза.

Атаманы Кубанского казачьего войска на протяжении всей истории его существования всеми силами отстаивали права своего народа, который к 1945 году уже можно было назвать совершенно отдельным этносом. После развала Советского Союза на территории Российской Федерации было произведено объединение казацких общин с целью повышения самобытности и прославления этнических меньшинств государства. С того времени существует такая организация, как Кубанское войсковое казачье общество (КВКО).

КВКО

Свою историю КВКО начинает с 1990 года. Первым атаманом данной военной организации стал Владимир Громов. Необходимо отметить, что боеспособность подразделений КВКО находится на достаточно высоком уровне. Подтверждением тому является участие упомянутой организации в Абхазской войне. В 1993 году подразделения КВКО первыми вошли в город Сухум. Позднее Кубанское казачье войско было включено в «Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации». Это значит, что деятельность КВКО стала легальной. Помимо того, существуют регалии Кубанского казачьего войска и своеобразная структура общества. На сегодняшний день организация играет роль больше правоохранительного, нежели военного органа.

Территориальная структура КВКО

Кубанское войсковое казачье общество имеет свою территориальную структуру, что позволяет говорить о значительной развитости не только организации в целом, но и её деятельности. На сегодняшний день структура КВКО состоит из следующих территориальных единиц:

  1. Еёский казачий отдел.
  2. Кавказский казачий отдел.
  3. Таманский казачий отдел.
  4. Екатеринодарский казачий отдел.
  5. Майкопский казачий отдел.
  6. Баталпашинский казачий отдел.
  7. Черноморский казачий округ.
  8. Сухумский особый казачий отдел.

Данная структура позволяет КВКО осуществлять свои правоохранительные функции намного эффективнее и максимально оперативно.

Культура кубанских казаков

Помимо значительной роли в военном секторе Российской Федерации Кубанское казачество является достаточно интересным этническим социальным образованием. Его культурные традиции восходят к запорожским казакам. Кубанские вояки достаточно близки в культурном вопросе с коренными украинцами. Также существует казачья форма Кубанского казачьего войска, дизайн которой также был сформирован исторически.

В статье было представлено Кубанское казачье войско. Истоки формирования и структура данной организации восходят ко времени существования запорожских казаков, которые, по сути, стали прародителями кубанского воинства. Это этническое формирование все еще действует на территории современной России. Будем надеяться, что этот остров славянской культуры не затеряется в пучине веков!

Если брать за основу современную, научно доказанную характеристику казачества на Руси, то в былые времена оно являло собой этническое и социальное явление, обладающее сложной структурой. Казаки - это особое сословие, имеющее собственную субкультуру. Без этих людей невозможно представить прошлое, настоящее и будущее России. Кубанское казачье войско, история, особенности данной части казачества будут освещены в этой статье.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова "повернулись лицом" к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за "своих".

Форма казаков

У любого народа имеются свои обычаи и отличительные особенности, которые находят отражение в одежде. Форма Кубанского казачьего войска отличалась определенным стилем. Ею гордились станичные воины.

Форма много раз подвергалась изменениям. Значительное влияние на данное обстоятельство оказывали традиции народов Кавказа. Полностью она была утверждена в середине 19 века.

Кубанское казачье войско (история свидетельствует об этом) имело форму, в которую входили определенные элементы одежды:

  • Брюки свободного покроя под названием шаровары.
  • Черкеска - кафтан из сукна, расклешенный на талии.
  • Рубаха, стеганый полукафтан - бешмет.
  • Архалук - кафтан, прилегающий к телу и имеющий высокий стоячий воротник.
  • Капюшон - башлык.
  • Зимняя бурка.
  • Головной убор из овчины или каракуля, имеющий название папаха.
  • Сапоги.

Башлык являлся источником информации о носившем его казаке. Если он был связан узлом на груди, это указывало на то, что казак находится на срочной службе. Капюшон, перекрещенный на груди, свидетельствовал, что его хозяин находится в деловой поездке. Концы башлыка, переброшенные на спину, символизировали окончание срочной службы.

Организация управления

Полки Кубанского казачьего войска являли собой мощную военную силу. Казаки уделяли особое внимание военной организации и стороне быта.

Во главе войска и Кубанской области стоял атаман, назначенный государственной властью. Этот человек приравнивался к командиру дивизии, а также был наделен властью губернатора. Он имел право назначать атаманов, в подчинении у которых находились люди, стоящие у власти в каждом отдельно взятом хуторе или станице.

Основным органом власти в станице был станичный сход. Он выбирал членов правления: атамана и его помощника, судей, писаря и казначея, которые составляли верхушку власти в станице.

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в "красном углу" располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

В 1775 году вольные казаки Запорожской Сечи приняли решение подчиниться Российской империи. Так появилось Кубанское казачество, которое и сегодня остается верной данной в конце XVIII века присяге.

Тогда же, по велению императрицы Екатерины II все поселения Запорожских казаков были разрушены, а само слово «Сечь» было запрещено произносить.

Часть вольных казаков ушло в Турцию, где была создана «Новая Сечь». Но далеко не все запорожцы ушли на «чужие берега», многие решили служить России официально, получая за это жалование и земли.

Малороссии были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. Одним из первых, кто выступил за создание нового казачьего войска, был князь Потемкин-Таврический.

Фаворит государыни призвал на службу запорожцев. Из их числа было сформировано Черноморское казачье войско. Вскоре казаки во главе с Сидором Белым, Захарием Чепегой и Антоном Головатым отличились в войне с Турцией: взяли Измаил и Очаков.

За отвагу и преданность Черноморским казакам даровали новые земли на Тамани. В рескрипте Государыни Екатерины II говорилось: «Войску верных казаков черноморских был пожалован остров Фанагория с землями между Кубанью и Азовским морем». Наградой стали также войсковое знамя с надписью «За веру и верность» и право торговать вином и товарами.

С этого времени казаки навсегда попрощались с Украиной. На Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые черноморцы называли куренями. Новорожденную столицу окрестили в честь Императрицы – Екатеринодаром.

На территории Черноморских казаков проживали еще Хоперские и казаки-линейцы. Они, как и запорожцы, были направлены сюда для заселения пустующих земель и охраны границы.

У Черноморского войска была своя флотилия, состоявшая из фрегатов, баркасов, яхт и лодок. Известность пришла к ним в 1811 году, когда гвардейская сотня прославилась своим подвигом под Лейпцигом.

Участвовали черноморцы в войнах против Турции, подавляли Польское восстание, много пришлось повоевать и на Кавказской войне. Долгая и кровопролитная война с горцами требовала установления контроля над завоеванными территориями. Уже к концу войны были принято решение о разделении Кавказской казачьей линии и создании двух войск – Терского и Кубанского.

В 1860 году начало свою историю Кубанское казачье войско, к которому присоединили и Черноморское. Первым атаманом был назначен генерал-майор Николай Иванов. Старшинство войска было принято считать с 1896 года. Именно тогда был сформирован из донских казаков Хоперский полк, впоследствии вошедший в Кубанское войска.

Из Запорожских и Линейных казаков было сформировано новое казачье войско, которое расположилось на территории современного Краснодарского края, части Ставропольского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

Кубанские казаки участвовали во всех войнах конца ХIХ – начала ХХ вв.. За свои боевые заслуги они не раз получали награды из рук самих императоров. Но казачьи повинности распространялись не только на воинскую службу, но и на ремонт дорог, содержание почтовых станций и станичных зданий, и на многое другое. В награду за все эти хлопоты давался земельный надел от 7 до 9 десятин.

Но не богатством, серебром и золотом гордились кубанцы. Доблестью и отвагой славились казаки, а войско их - вековыми традициями и культурой. «Не пил воды кубанской – не ел каши казацкой», – говорили, напоминая, что казачество – это образ жизни, где честь и верность были превыше всего.

К началу Гражданской войны Кубанское казачье войско составляло около 1,5 миллионов человек. В революционное время кубанцы выступили на стороне Белого движения.

В 1920 году десятки тысяч казаков во главе с атаманом Науменко вынужденно отправились в эмиграцию. Но потомки казаков живут в Краснодарском крае и сейчас, пытаясь возродить славу Кубанского войска. Преданные своему краю, люди и по сей день поют песню, посвященную Кубани:

О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизньвою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамён
Шлём тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.

Казаки… Совершенно особая социальная прослойка, сословие, класс. Своя, как выразились бы специалисты, субкультура: манера одеваться, говорить, вести себя. Своеобразные песни. Обостренное понятие чести и достоинства. Гордость собственной самобытностью. Отвага и лихость в самом страшном бою. История России с некоторых пор непредставима без казачества. Вот только нынешние «наследники» - по большей части, «ряженые», самозванцы. К великому прискорбию, большевики очень «постарались», чтобы выкорчевать настоящих казаков под корень еще в . Тех, кто не был уничтожен, сгноили в тюрьмах и лагерях. Увы, но разрушенного не вернуть. Чтить бы традиции и не сделаться Иванами, родства не помнящими…

История донского казачества

Как ни странно, но известна даже точная дата рождения донского казачества. Ею стало 3 января 1570 года. , разгромив татарские ханства, по сути, предоставил казакам все возможности обживать новые территории, селиться и пускать корни. Казаки гордились вольностью, хотя и приносили присягу на верность тому или иному царю. Цари же в свою очередь не торопились закабалять эту лихую ватагу окончательно.

Во времена Смуты казаки оказались весьма деятельны и активны. Впрочем, часто они принимали сторону того или иного самозванца, а отнюдь не стояли на страже государственности и закона. Один из известных казачьих атаманов - Иван Заруцкий - даже сам не прочь был воцариться на Москве. В XVII веке казаки активно осваивали Черное и Азовское моря.

В каком-то смысле они стали морскими пиратами, корсарами, наводящими ужас на купцов и негоциантов. Рядом с казаками часто оказывались и запорожцы. официально включил казаков в состав Российской империи, обязал их к государевой службе, отменил выборность атаманов. Казаки стали принимать самое деятельное участие во всех войнах, какие вела Россия, в частности, со Швецией и Пруссией, а также в Первой мировой.

Многие из донцов не приняли большевиков и воевали против них, а затем ушли в эмиграцию. Известные деятели казачьего движения - и А.Г.Шкуро - активно сотрудничали с гитлеровцами в годы Второй мировой войны. В эпоху горбачевской перестройки заговорили о возрождении донского казачества. Впрочем, на этой волне было много мутной пены, следования моде, откровенных спекуляций. К настоящему времени, практически никто из т.н. донских казаков и тем более атаманов по происхождению и по званиям таковыми не является.

История кубанского казачества

Возникновение кубанского казачества относится к более позднему времени, нежели донского, - только ко второй половине XIX века. Местом дислокации кубанцев являлся Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея и Карачаево-Черкесия. Центром был город Екатеринодар. Старшинство принадлежало кошевым и куренным атаманам. Позднее верховных атаманов стал назначать лично тот или иной российский император.

Исторически, после расформирования Екатериной II Запорожской Сечи, несколько тысяч казаков бежали на черноморское побережье и попытались восстановить Сечь там, под покровительством турецкого султана. Позднее они вновь развернулись лицом к Отечеству, внесли существенный вклад в победу над турками, за что и были жалованы землями Тамани и Кубани, причем земли отдавались им в вечное и потомственное пользование.

Кубанцев можно охарактеризовать как свободное военизированное объединение. Население занималось сельским хозяйством, вело оседлый образ жизни, а воевало только по государственной надобности. Сюда охотно принимали пришлых и беглых из центральных районов России. Они смешивались с местным населением и становились «своими».

В огне революции и гражданской войны казаки вынуждены были постоянно лавировать между красными и белыми, искали «третий путь», пытались отстаивать свою самобытность и независимость. В 1920 году большевики окончательно упразднили как Кубанское войско, так и Республику. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Только во второй половине 30-х гг. казачество было частично реабилитировано, восстановлен Кубанский хор. В казаки воевали наравне с другими, преимущественно вместе с регулярными частями Красной Армии.

История терского казачества

Терское казачество возникло примерно тогда же, что и кубанское, - в 1859 году, по дате разгрома войск чеченского имама Шамиля. В казачьей властной иерархии терцы являлись третьими по старшинству. Они расселись вдоль таких рек, как Кура, Терек, Сунжа. Штаб терского казачьего войска - город Владикавказ. Заселение территорий началось еще с XVI века.

Казаки ведали охраной приграничных территорий, но и сами порой не гнушались набегами на владения татарских князьков. Казакам нередко приходилось обороняться от горских набегов. Впрочем, близкое соседство с горцами принесло казаком не только отрицательные эмоции. Терцы переняли от горцев некоторые языковые выражения, а в особенности реквизиты одежды и амуниции: бурки и папахи, кинжалы и сабли.

Центрами сосредоточения терских казаков стали основанные города Кизляр и Моздок. В 1917 году терцы самопровозгласили независимость и учредили республику. С окончательным установлением Советской власти терцев постигла та же драматичная участь, что кубанцев и донцов: массовые репрессии и выселение.

  • В 1949 году на советский экран вышла лирическая комедия режиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Несмотря на явную лакировку действительности и сглаживание социально-политических конфликтов, она полюбилась массовому зрителю, а песня «Каким ты был» исполняется с эстрады и по сей день.
  • Интересно, что само слово «казак» в переводе с тюркского языка означает человека свободного, вольнолюбивого, гордого. Так что название пристало к этим людям, знать, далеко не случайно.
  • Казак не склоняется ни перед какими авторитетами, он быстр и свободен, как ветер.

Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не соответствуют действительности. В связи с этим они на очередном своем заседании приняли решение организовать собственную перепись населения в Краснодарском крае.

Между тем, в январе 2012 года группа казаков обратилась к Дмитрию Медведеву с требованием опубликовать реальные результаты переписи 2010 года. Они заявили, что Росстат опубликовал сфальсифицированные результаты переписи, так как в них казаки отсутствуют как этнос и представлены только как часть (субэтнос) русского народа. «Мы такого в анкетах не писали, и такого варианта ответа при переписи не было», - говорится в тексте обращения.


Таким образом, из заявления этой группы кубанских казаков следует, что они не русские. Но так ли это на самом деле? Правы ли ЦРУшные историки, которые ведут происхождение казаков то от татаро-монголов, то от иранцев, то от хазар?

В действительности Кубанское казачество произошло от Запорожского казачества, которое, несомненно, явилось не каким-то субэтносом малороссиян, а обычным служилым его сословием. Ибо все войско Малой Руси в пору ее союза с Речью Посполитой разделялось на состоящих и не состоящих в королевском реестре казаков. Нереестровые казаки базировались на порогах Днепра, отчего получили название Запорожских.

Если определять в этнических категориях Запорожское казачество, то оно является наиболее активной частью малороссийского субэтноса (части) великого русского этноса, наряду с великороссийским и белорусским субэтносами. Таковыми себя сознавали лучшие представители кубанского казачества, его цвет.

Например, Николай Степанович Леонтьев, кубанский казачий офицер, который организовал экспедицию в Абиссинию, сделался правой рукой эфиопского короля, главным его военным советником, помог ему разгромить итальянских колонизаторов, а также на дипломатическом уровне сумел улучшить положение абиссинцев. Как явствует из записи в его дневнике, решение организовать экспедицию и отправиться с ней в Эфиопию (Абиссинию) во многом шло у него «из желания показать всему миру, что мы, русские, можем служить Родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке».

Вышеупомянутая же группа кубанских казаков, отказываясь от своих русских корней, становится Иванами, не помнящими своего родства, предателями своих русских православных предков, которые всегда воевали за Веру, Родину и русских народ. А изменники своего народа всегда были презираемы в любом этносе. Сами же казаки своими руками всегда казнили изменников. Тарас Бульба сам казнил собственного сына Андрия, который, пойдя на поводу у блудной страсти, изменил своей Вере и народу. Конечно это литературный герой, но Н.В. Гоголь здесь передал порядок вещей, который реально существовал в Запорожской Сечи.

Разумеется, новых Андриев казнить никто не будет. Но, как известно из библейской , предатели обычно сами с собой сводят счеты.

Насколько мне известно, большинство кубанских казаков, несмотря на тяжелое положение русского народа, сознает себя его неразрывной частью и не отказывается от своих предков, проявляя этим подлинное казачье благородство души. Ибо отказываться от своих родителей и предков, особенно, когда они унижены и поруганы, есть нарушение заповеди Божией о почитании родителей и признак слабости духа.

Эта здоровая часть кубанских казаков сознает себя частью великого русского народа, который за десять веков своего существования явил миру тысячи преподобных отцов, а в XX в. - миллионы новых мучеников и исповедников. Который победил Мамая и его орду на Куликовом поле, сбросив татаро-монгольское иго; который изгнал польских оккупантов в 1612 г., сбросив польско-католическое иго; который разгромил Наполеона и Гитлера. Русский народ явил миру непобедимых витязей преподобного Илию Муромца, Евпатия Коловрата, святого Александра Невского, святого Дмитрия Донского, святого адмирала Феодора Ушакова, непревзойденного генералиссимуса Александра Суворова, который любил повторять: «Мы русские - какой восторг!». Вместе со всеми русскими она гордится подвигом воина-мученика Евгения Родионова, не предавшего в чеченском плену Веру, Родину и свой народ.

Истинные кубанцы, хочется верить, знают пророчества великих русских святых о возрождении России, о восстановлении самодержавной монархии на Руси, об объединении всех славянских стран в одно государство. Когда Россия воскреснет, тогда признает своими сынами и дочерями лишь тех, кто не отрекся от нее в лихую годину. Потурченцы же, янычары и униаты, хотя и вышли от нас, но не были наши. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19). Они лишают себя счастья и в этой жизни, и в будущей. Им не будет места в будущей воскресшей России и в Небесном Иерусалиме. Ибо негодный гражданин своего Отечества, негоден и для Царства Небесного.