Опыты и эксперименты по технологии на тему: Дневники наблюдения за растениями (2015 год). Дневник наблюдений за комнатными растениями «Вегетативное размножение Дневник наблюдений за растениями образец

Выращивание комнатных растений
и наблюдение за ними

Модель методической разработки

После изучения темы «Семя» учащиеся 6-х классов без указания со стороны учителя сами занялись выращиванием растений. В качестве посадочного материала взяли семена гороха и фасоли (то, что мы изучали). В течение нескольких месяцев учащиеся постоянно советовались со мной по поводу приемов ухода за растениями, а в начале марта принесли результат своей работы – плоды. К этому времени в 10-х классах мы приступили к изучению законов Г.Менделя, и бобы, выращенные шестиклассниками, пригодилась в качестве наглядного материала.
При проведении опытов с любыми растениями дома или в школе большую помощь могут оказать специально составленные методические разработки. Предлагаю пример такой разработки, касающейся выращивания растений из вегетативных органов.
При ознакомлении с разными способами вегетативного размножения важно показать приемы, способствующие быстрому размножению. Основные закономерности жизни растений, способы управления их ростом и развитием учащиеся хорошо усваивают в процессе самостоятельной работы. Данный подход способствует связи преподавания с жизнью, соединению обучения с трудом. Он повышает качество знаний учащихся, вызывает потребность применения знаний, полученных на уроках.

Принцип составления разработки

1. Тема и задачи.

2. Подготовительный этап:

а) составить план выполнения всех видов работ;
б) обсудить с учителем технику выполнения работ;
в) создать условия, необходимые для содержания объекта;
г) ознакомиться с правилами безопасности.

3. Наблюдения:

а) сроки проведения отдельных этапов работы;
б) на что следует обратить внимание;
в) какие надо сделать записи.

4. Демонстрационный материал по результатам наблюдений:

а) рисунки, фотографии (можно фильм);
б) дневник наблюдения;
в) живые растения.

5. Оформление отчета:

а) тема опыта и задачи, поставленные перед исследователем;
б) описание культуры;
в) материал и методика работы;
г) результаты работы;
д) сложности и неудачи в работе;
е) вывод (что узнали нового, чему научились, что получено).

Тема: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением»

В условиях школы незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по вегетативному размножению растений, а также для осенне-зимнего оформления школьных помещений являются хризантемы. Они красивы и неприхотливы, легко размножаются.

Задачи



а) выставить кущение растения;
б) вызвать цветение растения в зимних условиях.

Подготовительный этап

1. Отобрать красиво цветущие растения.
2. Нарезать черенки с 3–4 узлами, обязательно с пазушной почкой.
3. Поставить черенки в воду на подоконник.
4. Через 2–3 недели, с появлением у черенков корней, пересадить их в горшки со смесью, состоящей из 1 части легкой дерновой земли, 1/4 части перегноя, 1/6 части песка.
5. Высаженные черенки полить, горшки поставить на светлое место с температурой +10...12 °С.
6. Над 5–6-м листом прищипнуть; для формирования ветвистого растения прищипку сделать дважды.
7. Ухаживать за растением: поливать, подкармливать навозной жижей, защищать от прямых солнечных лучей, проветривать помещение. Опрыскивать листья не надо, т.к. они чернеют.
8. Повторить темы: «Стебель», «Ветвление побегов и управление их ростом», «Уход за растениями», «Возрастные особенности растений», «Взаимосвязь между органами растения», «Почва как среда для жизни растений. Удобрения».

Наблюдения

1. Какое количество черенков получается из материнского растения?
2. Какой длины и с каким числом листьев были черенки?
3. Когда у черенков появились корни?
4. Где образуются корни: на месте среза или выше на стебле?
5. Когда появились первые новые листья у прижившегося черенка?
6. Когда произведена прищипка?
7. Когда начали развиваться боковые побеги?
8. Когда наступило цветение?
9. В какое время дня раскрываются соцветия?
10. Сколько дней цветет все соцветие?
11. Опишите соцветие; проследите, образуются ли семена.

Дневник наблюдения любителя-растениевода

Школа

округ_________________город___________________

ученика_______________________________________

Класса

Название культуры и сорта

Хризантема корейская, мелкоцветковая.

Тема опыта: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением».

Начало ведения дневника _________________________

Окончание ведения дневника ______________________

Стр. 1. Цель опыта. «Что хочу узнать с помощью опыта?»

Стр. 2. Сведения об исходном материале (фотографии или рисунки материнского растения).

Стр. 8. Вывод

Сколько кустов можно получить от одного куста (ветки) хризантемы.
(Можно приложить фотографии или рисунки.)

Демонстрационный материал по результатам наблюдений

1. Общий вид материнского растения.
2. Срезанный черенок.
3. Общий вид черенка с корнями.
4. Молодое растение после прищипки.
5. Появление соцветий.

Оформление отчета

Тема: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветами».

Задачи .

1. Научиться размножать растения путем черенкования.
2. Научиться управлять развитием растения:
а) вызвать кущение растения;
б) вызвать цветение растения.
3. Выявить влияние условий на приживаемость черенков.

Описание культуры

Родина хризантемы – Китай и Япония.
Многолетний кустарник.
Происходит из местностей с мягким и влажным климатом.
Наилучшего развития хризантема достигает в условиях достаточного обеспечения почвенной влагой и содержания влаги в воздухе. Сухой воздух, особенно если он сопровождается ветром, ведет к образованию на растениях мелких листьев и к преждевременному одревеснению стеблей, что препятствует нормальному поступлению воды и питательных веществ из почвы. На таких растениях развиваются мелкие цветки и замирают ростовые почки.
Хризантема – культура светолюбивая, и при ее выращивании необходимо оставлять достаточные промежутки, иначе они вытягиваются между растениями, боковые побеги не развиваются.
Хризантемы не выносят смачивания листьев во время полива. Если полив производят сверху, то листья чернеют и растение теряет декоративность. Почернение начинается с нижних листьев и постепенно распространяется вверх по растению. То же можно наблюдать в дождливое лето. Сорта хризантем, культивируемые в производственных масштабах, в период бутонизации могут переносить температуру до –4 °С; при последующем постепенном оттаивании растения приобретают нормальный внешний вид и продолжают развиваться.
Широкое распространение как культура открытого грунта хризантема получила в Краснодарском крае, Республике Адыгее, в других районах Кавказа и побережья Черного моря. В условиях средней полосы Европейской части РФ в грунте могут зимовать только мелколиственные корейские хризантемы, которые цветут с августа и до морозов.
Хризантема обильно и продолжительно цветет. Окраска цветков хризантем многообразна: от снежно-белой до коричневатой через гамму кремовых, золотистых и желтых тонов и от снежно-белой до винно-красной через розовые тона разных оттенков.
Корейские хризантемы размножают делением куста и черенками. Хризантема почти не образует семян, так как в густом соцветии цветки после цветения загнивают. В некоторых случаях, для того чтобы получить семена, соцветия можно прореживать. Кроме того, наливу семян препятствует преждевременное (в конце цветения) усыхание стеблей.
Корейские хризантемы очень хороши для озеленения школы. Их можно из грунта пересаживать в большие горшки, а крупные кусты – в кадки.
Корейские хризантемы используют также для составления букетов.

Материал и методика работы

(В этот раздел переносятся данные из дневника наблюдений.)

Результаты работы

(На основе наблюдений, занесенных в дневник, должны быть представлены обобщенные данные о длине черенков, времени и месте образования корней, появлении новых листьев, цветочных почек, развитии боковых побегов и т.д.)

Сложности и неудачи в работе

Затруднения возникли при посадке черенков. Количество черенков оказалось больше, чем мы заготовили земельной смеси. С целью экономии грунта пришлось посадить по два черенка в горшок.

Вывод

Достоинство вегетативного размножения – в быстром результате, в получении нескольких растений от одного материнского (одной веточки). Прищипывание верхушечной почки приводит к формированию куста. При размножении черенками потомству передаются все особенности материнского растения и новых сортов не получается.

Спонсор публикации статьи: Сидоров Сергей Владимирович предлагает ознакомиться со своим интернет проектом, предназначенным для студентов педагогических специальностей, преподавателей и школьных администраторов. Посетив сайт педагога исследователя Сидорова Сергея Владимировича, который располагается по адресу http://sv-sidorov.ucoz.com/, Вы найдете большое количество статей, которые расскажут про современные инновации в сельских школах, школьный менеджмент, и многое другое. А так же к Вашему вниманию бесплатные материалы по УМК и самостоятельному изучению педагогических дисциплин для студентов, разнообразные тесты, полезные ссылки на образовательные ресурсы, сайты педагогов и сервисы.

звена № 1

по выращиванию




1. Ковалев Иван (звеньевая)

2. Теленков Андрей

Культура- свекла.

Сорт- Мулатка.

Тема опыта - влияние густоты посева на рост и развитие растений.

Где проводится опыт.

На учебно-опытном участке

Площадь делянок- 20 кв. м

Контрольная- 10 кв. м

Опытная- 10 кв.м.

Цель проводимого опыта.

Выяснить, как влияет густота посева на рост и развитие растений.

Описание участка.

Рельеф - равнинный

Почва - суглинистая

Предшественник- лук

Удобрение- навоз и удобрение

Условия погоды.

Какая была весна - ранняя , поздняя, холодная , теплая, весенние заморозки.

Какое было лето - сухое, дождливое, холодное, теплое.

Какая была осень - дождливая, сухая.

Наименование работ

Как выполнять работу

Примерные сроки

Подготовка семян к посеву

Намочить семена в чистой воде на 24 часа.

Посев семян

Просушенные семена посеять на опытной и контрольной делянках рядами 40-45 друг от друга

Уход за посевами: а) рыхление

б) прореживание

в) подкормка

Рыхлить почву тяпками и удалять сорняки при наличии у растений двух настоящих листьев, сделать прореживание, оставляя друг от друга на 5 см, а на опытной делянке прореживать не будем.

Уборка урожая

Сентябрь


Дата

Какая работа выполнена

Закрыли влагу на делянках

Внесли навоз, вспахали почву и посеяли семена на всех делянках

Провели вторую прополку и провели прореживание растений, оставляя друг от друга на 5 см, а на опытной делянке прореживать не будем

Провели третью прополку и вторичное прореживание растений.

Провели четвертую прополку на всех делянках.

Убрали урожай


Дата

Что наблюдалось на делянках

Появились всходы на двух делянках.

Появилась первая пара листьев

Начало утолщаться подсемядольное колено.

Сомкнулись листья в рядах

Сомкнулись листья в междурядье

Отличие роста растений на опытной и контрольной делянках:

на опытных делянках растения были больших размеров, а на контрольных – маленьких размеров

Начали увядать наружные листья

Что наблюдать.

  1. Появление первой пары листьев

    Сачало утолщения подсемядольного колена

    Смыкание листьев в рядах

    смыкание листьев в междурядьях

    Отличие растений на опытной и контрольной делянках

    Увядание наружных листьев

Дата уборки

Варианты опыта:

опытная, контрольная

Контрольная

Проведя опыт мы выяснили:

Густота посева влияет на рост и развитие растений,

При прореживании свеклы увеличиваются размеры

овощей, повышается урожайность.


звена № 2

по выращиванию




1. Якимович Анастасия (звеньевая)

2. Якушев Константин

Культура- огурцы и кукуруза

Сорт Дружная семейка и Сладкая

Тема опыта - влияние совместного произрастания кукурузы и огурцов на урожай и сроки плодоношения

Где проводится опыт.

На учебно-опытном участке

Площадь делянок- 20 кв. м

Контрольная- 10 кв. м

Опытная- 10 кв.м.

Цель проводимого опыта.

Выяснить, как влияют совместное произрастание кукурузы и огурцов на урожай и сроки плодоношения.

Описание участка.

Рельеф - равнинный

Почва - суглинистая

Предшественник- тыква

Удобрение- навоз и удобрение

Обработка почвы - зяблевая и предпосевная.

Условия погоды.

Какая была весна - ранняя , поздняя, холодная , теплая, весенние заморозки.

Какое было лето - сухое, дождливое, холодное, теплое.

Какая была осень - дождливая , сухая.

Условия погоды во время уборки урожая

План работы по проведению опыта.

п/п

Наименование работ

Как выполнять работу

Примерные сроки

Обработка почвы и внесение удобрений

Перепахать почву плугом на глубину 20- 22 см, внести навоз 420 кг из расчета 30 т/га

Подготовка семян к посеву

Намочить семена огурцов и кукурузы в чистой воде на 24 часа

Посев семян

Просушенные семена посеять на всей площади. Кукуруза: ширина междурядий 200 см, глубина заделки 6-8 см.

Огурцы: ширина междурядий 70 см, расстояние между растениями 25-30 см, глубина заделки 1-3 см.

Уход за посевами:

а) прополка

б) рыхление

в) подкормка

Рыхлить почву тяпками и удалять сорняки при наличии сорняков. Подкормить растения по всей площади

Уборка урожая

Сентябрь

Дата

Какая работа выполнена

Закрыли влагу на делянках

Внесли навоз, вспахали почву

и посеяли семена на всех делянках

Провели рыхление почвы и первую прополку сорняков

Провели вторую прополку

Подкормили растения на всей площади

Провели третью прополку

Убрали урожай огурцов

Убрали урожай кукурузы

Дата

Что наблюдалось на делянках

Появились всходы кукурузы.

Появился третий лист

Произошло кущение

Произошло выметывание метелки

Произошло цветение

Появилась молочная спелость

Появилась восковая спелость

Собрали урожай кукурузы

Появились всходы огурцов

Появился первый настоящий лист

Образовались боковые побеги

Появились цветки

Начались завязываться плоды

Собрали первый урожай

Собрали второй урожай

Собрали последний урожай

Что наблюдать.

Кукуруза:

  1. Появление третьего листа

  2. Выметывание метелки

    Цветение

    Молочная и восковая спелость

    Уборка урожая

  1. Появление первого настоящего листа

    Образование боковых побегов

    Цветение

    Начало завязывания плодов

    Уборка урожая

Дата уборки

Варианты опыта:

опытная, контрольная

Средний урожай с делянки в пересчете в ц/га

Прибавка урожая в ц/га по сравнению с контрольной

кукуруза

Контрольная:

кукуруза

Проведя опыт, мы выяснили:

Совместное произрастание кукурузы и огурцов благоприятно влияют на урожайность данных культур;

Урожай более высокий, сроки плодоношения огурцов увеличиваются.


звена № 4

по выращиванию




1. Будин Александр(звеньевой)

2. Ляпкина Жанна

Культура - помидоры

Сорт- Взрыв, Сайт, Никола

Тема опыта - влияние удаления боковых побегов (пасынков) на величину плодов и урожай.

Где проводится опыт.

На учебно- опытном участке.

Площадь делянок - 20 м 2

Опытная - 10 м 2

Контрольная - 10 м 2

Цель проводимого опыта.

Выяснить, как влияет удаление боковых побегов на величину помидоров и урожай.

Описание участка.

Рельеф - равнинный.

Почва - суглинистая.

Предшественник - лук.

Удобрения - навоз и минеральные удобрения.

Обработка почвы - зяблевая и предпосевная.

Условия погоды.

Какая была весна - ранняя , поздняя, холодная или тёплая, весенние заморозки.

Какое было лето - сухое, дождливое, жаркое, холодное.

Какая была осень и условия погоды во время уборки урожая.

План работы по проведению опыта.

Наименование работы

Как выполнять работу

Примерные сроки

Обработка почвы и внесение навоза

Перепахать почву плугом на глубину 20-22 см внести навоз 420 кг из расчета 30т/га

Подготовка семян к посеву

Замочить семена в растворе марганцовокислого калия на 30 мин.

Посев семян

Просушенные семена посеять в ящик

Высадка рассады в грунт

Высадить рассаду в грунт рядами 70-77 см, а в рядах 50-50 см.

Уход за растениями: а) прополка

б) рыхление в)подкормка г) удаление пасынков

Рыхлить почву тяпками и удалять сорняки. Провести подкормку и удалить пасынки.

Уборка урожая

сентябрь

Дата

Какая работа выполнена

Закрыли влагу на делянках.

Внести навоз, вспахали почву

Посеяли семена

Высадили рассаду помидоров в грунт.

Провели рыхление почвы и первую прополку сорняков.

Провели вторую прополку

Удалили пасынки

Провели третью прополку

Подкормили растения на всех делянках.

Провели четвертую прополку

Обработали помидоры «Профит голд»

Собрали первый раз плоды

Собрали второй раз плоды

Собрали последний раз плоды

Убрали урожай.


Дата

Что наблюдается на делянках.

Появились всходы

Появилась первая пара настоящих листьев

Высадили рассаду в грунт

Появились пасынки (боковые побеги)

Появились бутоны

Появились цветки

Завязались плоды

Начали созревать плоды

Собрали первые плоды

Убрали урожай последний раз

Что наблюдать.

  1. Появление первой пары настоящих листьев.

    Появление пасынков.

    Появление бутонов.

    Появление цветков.

    Завязывание плодов.

    Созревание плодов.

Варианты опыта (опытная, контрольная)

Средний урожай с делянки в пересчете в ц/га.

Прибавка

урожая в ц/га по сравнению с контрольной

Контрольная

Проведя опыт мы выяснили:

При удалении боковых побегов у помидор урожайность

возрастает,

Помидоры вырастают более крупные,

Количество вызревших помидоров увеличивается.

Александра Емельянова
Презентация «Дневник наблюдений за растениями»

Детский сад является звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогом встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Огород и цветник используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями , знакомства с основами овощными культурами, их значением в нашем рационе.

При этом дети должны руководствоваться особенностям строения растений , периодом роста и развития и их потребностями. В этом им поможет «Дневник наблюдений за растениями » .

Цель : обучение детей вести дневник наблюдений за развитием растений .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью растений ;

Дать представление о выращивании растений из семян , о зависимости их роста от наличия влаги, света и тепла;

Учить наблюдать изменения в развитии растений , анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;

Развивать познавательный интерес, способность к анализу и синтезу, к самоконтролю;

Закреплять знания о строении растений ;

Воспитывать интерес к растениям , накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям .

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом Цель: выявить и расширить представления детей о свойствах воды, снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям.

Новопетропавловском детском саду "Ромашка", в средней группе "Звездочка" был организован проект "Огород на подоконнике" под руководством.

Картотека наблюдений ВЕСНА Карточка № 1 Наблюдение Наблюдение за таянием снега Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать,.

Методическая разработка «Картотека наблюдений в природе» Содержание 1. Введение. 2. Подготовка наблюдения в детском саду 3. Картотека наблюдений в природе 4. Заключение. 5. Список использованных.

Дневник педагогической практики по модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка» Дневник производственной педагогической практики специальность 44.02.01 Дошкольное образование 2 курс ПМ. 01. Организация мероприятий, направленных.

Роль наблюдений за комнатными растениями в повышении уровня экологической культуры детей Содержание 1. Проблема формирования экологической культуры детей в современной психолого - педагогической литературе. 1.1. Понятие «экологическая.

Цель: Заинтересовать детей наблюдать за жизнью растений; научить вести дневник наблюдения за развитие растений.

  • Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и наличие влаги, света и тепла.
  • Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
  • Развивать познавательный интерес; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.
  • Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей; развивать трудолюбие.
  • Закреплять знания о строении растений.
  • Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Описание пособия

  • Выполнено из ткани, бумаги
  • Соответствует методическим, санитарно -гигиеническим требованиям
  • Используется с детьми всех возрастов
  • Предназначено для проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход)
  • Используется для проведения трудовых поручений и самостоятельной деятельности
  • Содержание: форма растения, карточки (развития растения, способы ухода).

Рисунок 1

Рисунок 2

Ход занятия

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Для накопления знаний о росте и развитии растений я использую длительное наблюдение. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. В этом помогает календарь наблюдений.

Пособие дает возможность

  • по отдельным признакам определить состояние растения (необходимость поливки), или восстановить картину целого (по цвету спелые ли помидоры)
  • развивать сообразительность, наблюдательность
  • совершенствовать процессы анализа, сравнения, умозаключения
  • проводить наблюдения при высокой умственной активности детей, заставляет их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивает любознательность

Пособие помогает

  • при знакомстве с объектом (величина, форма, цвет)
  • установить связь настоящего наблюдения с проводимым ранее, учитывать последующую работу
  • восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми.

Рисунок 3

Труд. Труд в природе имеет особое значение для всестороннего развития детей.

Дошкольники овладевают навыками по ходу за растениями, узнают, какие условия необходимы для роста и развития. С удовольствием дети учатся рыхлить и пропалывать огород, поливать овощи, с большим интересом следят за ростом и развитием растений, отмечая свои наблюдения в календаре наблюдений.

Пособие привлекает детей к участию во всех видах работы по уходу за растениями, выращиванию, воспитывает самостоятельность.

Важно, чтобы детей не просто увлекла перспектива вырастить вкусные овощи. Пособие помогает осознать необходимость систематического ухода за растениями. При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями.

Дети получают задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растения.

Рисунок 4

Использование пособия по возрастам

Младшие группы

  • сюрпризный момент, при ознакомлении с растениями
  • формирование умения различать по внешнему виду некоторые овощи

Средние группы

  • организация с детьми наблюдений за ростом и развитием растений
  • выделять характерные признаки (размер, цвет, форма, части)
  • игровые приемы
  • трудовые поручения
  • сравнение предметов

Старшие группы

  • проведение длительных наблюдений за ростом и развитием растений
  • самостоятельные выводы и умозаключения
  • наглядное пособие (закономерность и последовательность фаз, стадий развития) при использовании приемов сравнения, при наблюдениях
  • словесные отчеты детей о результатах наблюдения

Подготовительные группы

  • для проявления детьми большей самостоятельности
  • установление разнообразных связей
  • определять сходные признаки, общие для целой группы предметов
  • для сравнения представлений
  • самостоятельное изготовление календаря природы

Рисунок 5

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Огород и цветник - используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем рационе.

При этом дети должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. В этом нам поможет «Дневник наблюдений». Фото 4

Цель: Познакомить детей с жизнью растений; научить вести дневник наблюдения за развитие растений.

Задачи

Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла.

Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Развивать познавательный интерес; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.

Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей; развивать трудолюбие.

Закреплять знания о строении растений.

Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Описание пособия

Выполнено из ткани, бумаги

Соответствует методическим, санитарно - гигиеническим требованиям

Используется с детьми всех возрастов

Предназначено для проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход)

Используется для проведения трудовых поручений и самостоятельной деятельности

Форма растения, карточки (развития растения, способы ухода).

Использование методического пособия

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

  • Накопление знаний о росте и развитии растений
  • Сравнение, наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше
  • Определение состояния растения (необходимость поливки), или восстановить картину целого (по цвету спелые ли помидоры)
  • Развитие сообразительности, наблюдательности
  • Совершенствование процессов анализа, сравнения, умозаключения
  • Наблюдения при высокой умственной активности детей, заставляет их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развитие любознательности
  • Установление связи настоящего наблюдения с проводимым ранее

Труд

Труд в природе имеет особое значение для всестороннего развития детей.

Дошкольники овладевают навыками по ходу за растениями, узнают, какие условия необходимы для роста и развития. С удовольствием дети учатся рыхлить и пропалывать огород, поливать овощи, с большим интересом следят за ростом и развитием растений, отмечая свои наблюдения в календаре наблюдений.

Пособие привлекает детей к участию во всех видах работы по уходу за растениями, выращиванию, воспитывает самостоятельность.

Важно, чтобы детей не просто увлекла перспектива вырастить вкусные овощи. Пособие помогает осознать необходимость систематического ухода за растениями. При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями.

Дети получают задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растения.

Использование пособия по возрастам

Младшие группы

  • сюрпризный момент, при ознакомлении с растениями
  • формирование умения различать по внешнему виду некоторые овощи

Средние группы

  • организация с детьми наблюдений за ростом и развитием растений
  • выделеление характерных признаков (размер, цвет, форма, части)
  • игровые приемы
  • трудовые поручения
  • сравнение предметов

Старшие группы

  • проведение длительных наблюдений за ростом и развитием растений
  • самостоятельные выводы и умозаключения
  • наглядное пособие (закономерность и последовательность фаз, стадий развития)
  • при использовании приемов сравнения, при наблюдениях
  • словесные отчеты детей о результатах наблюдения

Подготовительные группы

  • для проявления детьми большей самостоятельности
  • установление разнообразных связей
  • определять сходные признаки, общие для целой группы предметов
  • для сравнения представлений
  • самостоятельное изготовление календаря природы

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.