Пропавшая грамота. Пропавшая грамота (черновая редакция)

Быль сия начинается с сетований Фомы Григорьевича на тех слушательниц, что выпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем, однако, он приступает к истории, что случилась с его дедом, коего вельможный гетьман послал с какой-то грамотой к царице. Дед, простившись с женой и малыми детьми, уж наутро был в Конотопе, где о ту пору случилась ярмарка. Дед с зашитою в шапку грамотой пошёл приискать себе огнива и табаку, да познакомился с гулякой-запорожцем, и такая меж них «попойка завелась», что дед вскоре позабыл о деле своём. Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к ним ещё одним гулякою.

Запорожец, потчуя приятелей диковинными историями весь вечер, к ночи притих, оробел и наконец открылся, что продал душу нечистому и этою ночью срок расплаты. Дед обещался не спать ночи, чтоб пособить запорожцу. Заволокло все мраком, и путешественники принуждены были остановиться в ближайшем шинке, где все уж спало. Уснули вскоре и оба дедовых попутчика, так что ему пришлось нести караул в одиночку. Как мог, боролся дед со сном: и обсмотрел все возы, и проведал коней, и закурил люльку - но ничто, и даже почудившиеся ему под соседним возом роги не могли его взбодрить. Он проснулся поздним утром и не нашёл уж запорожца, пропали и кони, но, что хуже всего, пропала дедова шапка с грамотой и деньгами, которою вчера поменялся дед с запорожцем на время. И бранил дед черта, и просил совета у бывших в шинке чумаков - все без толку. Спасибо шинкарю, за пять злотых указал он деду, где сыскать черта, чтоб вытребовать у него обратно грамоту.

Глухою ночью ступил дед в лес и пошёл по еле приметной дорожке, указанной шинкарем. Как и предупреждал он, все в лесу стучало, ибо цыгане, вышедши из нор своих, ковали железо. Миновав все указанные приметы, дед вышел к огню, вокруг коего сидели страшные рожи. Сел и дед. Долго молчали, пока дед не принялся наудачу рассказывать своё дело. «Рожи и уши наставили, и лапы протянули». Дед кинул все свои деньги, земля задрожала, и он очутился чуть не в самом пекле. Ведьмы, чудища, черти - все вокруг отплясывало «какого-то чертовского трепака». Вдруг он оказался за столом, ломившимся от яств, но все куски, что он брал, попадали в чужие рты. Раздосадованный дед, забыв страх, принялся браниться. Все захохотали, и одна из ведьм предложила ему трижды сыграть в дурня: выиграет - его шапка, проиграет - и света Божьего не увидит. Оба раза остался дурнем дед, хоть во второй и сам сдавал карты и были они поначалу совсем неплохи. Догадался он в третий раз потихоньку под столом карты перекрестить - и выиграл. Получив шапку, дед расхрабрился и потребовал коня своего, пригрозя перекрестить все бесовское собрание святым крестом. Загремели пред ним лишь конские кости. Заплакал было дед, да черти дали ему другого коня, что понёс его через провалы и болота, над пропастями и крутизной страшной. Не удержался и сорвался дед, а очнулся на крыше своей же хаты, весь в крови, но целый. В доме кинулись к нему испуганные дети, указывая на мать, что спящая подпрыгивала, сидя на лавке. Дед разбудил жену, которой снилась сущая чертовщина, и, решив вскоре освятить хату, немедля отправился к царице. Там, навидавшись диковин, он забыл на время и о чертях. Да, видно, в отместку, что помешкал он хату освятить, долго после, «ровно через каждый год, и именно в то самое время», жена его против воли пускалась в пляс.

«Пропавшая грамота» или как назвал ее сам Николай Васильевич Гоголь, «Быль, расказанная дьячком...» - это повесть, написанная классиком в конце 20-х - в начале 30-х годов XIX века.

Включена в известный гоголевский цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Является одним из самых популярных произведений (наравне с «Сорочинской ярмаркой», «Майской ночью, или Утопленницей» и т.д.), которые написал Николай Гоголь. Краткое содержание («Пропавшая грамота» хоть и небольшое произведение, но, возможно, не у всех есть время читать подлинник) поможет вам познакомиться с повестью всего за 5 минут!

История создания произведения:

Самые первые наброски произведения, которые и принято считать черновиком, были написаны на четырех объемных листах (учитывая оборот) довольно мелким подчерком, с большим количеством исправлений и различного рода помарок. Заглавие у чернового варианта отсутствует.

Всем известны некая мистика, загадочность, неясность, которые вносил в каждое свое произведение Николай Гоголь. Краткое содержание («Пропавшая грамота» в плане атмосферы тайны не выбивается из общего ряда), мы надеемся, позволит ощутить это в полной мере.

Отличии первоначальной версии от конечной

Стоит отметить, что по объему первоначальная версия произведения «Пропавшая грамота» была намного объемнее. По словам историков, занимающихся исследованием черновых вариантов повести, в ныне существующей повести отсутствуют не только некоторые описания, но и целые фрагменты, из-за чего порой возникают даже разночтения.

К примеру, в конечное содержание не вошли: эпизод с горшками, которые надували щёки, некоторые детали, касающиеся описания путешествия старика из пекла, в ходе которого он оседлал хромого.

Возможность определить точную дату написания повести «Пропавшая грамота» пока не удалось. Дело в том, что автограф произведения мало о чем может сказать: по нему нельзя определить ни места, ни времени написания.

В какие годы писалось произведение?

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата Гоголем в 1828 году. Об этом свидетельствует его письмо матери, датируемое маем 1829 года. В нём Николай Васильевич просит в подробностях описать ему различные карточные игры, которые были популярны в то время на Украине.

Доказательством того, что «Пропавшая грамота» была закончена не позже весны 1831 года, может служить тот факт, что впервые она была напечатана в первой книге «Вечеров…», а цензурное разрешение на её издание получил 26 мая 1831 года Николай Васильевич Гоголь.

"Пропавшая грамота" написана в виде рассказа от лица некого Фомы Григорьевича, который рассказывает своим слушательницам, постоянно просящим у него «яку-нибудь страховинну казочку», такие истории, что те, по его же словам, «всю ночь потом дрожат под одеялом».

Он начинает рассказывать об одном интересном случае, якобы произошедшем с его собственным дедом, которому однажды гетман поручил задание доставить грамоту к царице.

Попрощавшись с семьей, дед отправился в путь. На следующее утро он уже был на конотопской ярмарке. Царская грамота в это время была в надежном, безопасном месте - зашита в шапку. Не боясь её потерять, главный герой рассказа решил раздобыть здесь «огнива и табаку».

Прогуливаясь по ярмарке, он подружился с неким гулякой-запорожцем. Вместе с ним и ещё одним казаком, увязавшимся за приятелями, дед отправился дальше.

В ходе разговора, запорожец рассказывает много интересных диковинных историй из своей жизни. Увлекшись разговором, он ведает друзьям о том, что продал душу дьяволу, а срок расплаты наступит совсем скоро (ночью того дня). Наш герой, чтобы помочь запорожцу, дает ему обещание не спать ночью. Приятели решают устроить привал в ближайшем питейном заведении.

Новые друзья деда быстро засыпают, и по этой причине ему приходится находиться на страже одному. Однако как ни старался главный герой, сон, в конце концов, одолевает его, и дед засыпает.

Наутро, проснувшись, он обнаруживает, что рядом нет ни нового товарища-запорожца, который продал душу дьяволу, ни коней, ни шапки с вшитой в неё грамотой.

Находясь в подобном, не самом лучшем положении, дед решает спросить совета у чумаков, которые в тот момент также находились в шинке. Один из них поведал герою о том, где можно найти чёрта.

На следующую ночь, следуя указаниям шинкаря, дед идет в лес, где он, минуя различные преграды, находит костер с сидящими вокруг него «страшными рожами».

Сразу же после того, как герой рассказал им о своей ситуации и заплатил, он оказался в «пекле» за столом, за которым сидели различные чудища, существа и злые ведьмы.

Одна из сидящих за столом ведьм предложила деду сыграть в карточную игру «дурень» три раза: если тот выиграет, ему вернут шапку с грамотой, а если проиграет - навечно останется здесь.

Два раза подряд главный герой проигрывает, однако в третий раз, прибегая к хитрости, он всё-таки выигрывает. После того, как сработал план, пропавшая грамота вернулась обратно в руки деда, герой решает выбраться из «пекла».

Очнулся он на крыше своего собственного дома, весь в крови. Практически сразу же он немедля отправляется с грамотой к царице.

Навидавшись различного рода «диковин», главный герой временно забывает о произошедшем, но теперь раз в год в его доме начинает происходить «разная чертовщина»: например, жена пускалась в пляс против своей воли.

Экранизация

Экранизирована повесть была дважды: в 1945 и в 1972 году. Первая экранизация представляла собой одноимённый мульфильм, который в облегчённом варианте пересказывал сюжет произведения.

Вторая была полнометражным фильмом. Он повторял сюжет произведения, но в отличии от оригинала, в фильме «Пропавшая грамота» герои немного отличались: например главный персонаж был не дедом, а как казаком Василем. Также замечены незначительные отступления от сюжета.

Вот такое мистическое произведение, вполне в своей манере, написал Николай Гоголь. Краткое содержание («Пропавшая грамота» - одна из малоизвестных повестей цикла), конечно, не передаст в полной мере очарования гоголевского языка, но даст представление об этой сказке.

Вид урока: Обучение анализу художественного произведения.

Форма урока: Беседа проблемного характера с элементами анализа художественного произведения.

Цели урока:

  1. Знакомство с героями повести “Пропавшая грамота”, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического, выявить фантастическое и реальное в повести, смысловое своеобразие через её композицию, сюжет и образы; формировать начальные умения анализа художественного произведения; расширять и закреплять знания учащихся о произведениях Н.В.Гоголя.
  2. Развивать устную речь, критическое и логическое мышление, творческие способности учащихся, развивать умения ориентироваться в прочитанном, внимание и наблюдательность.
  3. Воздействовать на материале повести на морально-нравственную сферу личности учащихся: воспитывать чувство долга, ответственности за слова и поступки; прививать интерес и любовь к родному слову, любви к природе, прививать интерес к чтению, к творчеству писателя, взаимоуважения любви к русскому фольклору и самобытности других стран.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя о повести "Пропавшая грамота".
  2. Рассказ о писателе учениками.
  3. Работа над сюжетом и композицией повести.
  4. Рассказ учителя о создании повести “Пропавшая грамота”.
  5. Жанр произведения.
  6. Словарная работа с участием героя произведения.
  7. Краткий пересказ повести с выборочным чтением эпизодов.
  8. Обучающий анализ образа главного героя с помощью системы вопросов и заданий по тексту повести
  9. Роль нечистой силы в раскрытии смысла произведения.
  10. Выводы по уроку. Оценка работы учащихся на уроке
  11. Объяснение домашнего задания.

Оборудование:

  1. Рисунки учащихся к повести Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота"
  2. Портрет Н. В. Гоголя
  3. Оформленная доска
  4. Тетради учащихся
  5. Презентация на мультимедийной доске
  6. Памятки по творчеству Гоголя

Ход урока

"А нуте яку-нибудь страховинну казочку!"
Н.В. Гоголь

1. Организационный момент.

Установка: (звучит музыкальное вступление – украинские мелодии)

– А какая книга Н.В.Гоголя была выпущена в 1831 году? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).

Учитель: Дорогие ребята! По музыкальному вступлению к уроку вы, конечно же, догадались, что сегодня нам снова предстоит встреча с полюбившимися уже героями гоголевских "Вечеров на хуторе близь Диканьки". Когда эта книга вышла в свет, она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. На прошлом уроке мы прочитали повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота ", завершающую первую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть имеет подзаголовок "Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви". Сегодня мы познакомимся с ней поближе, попробуем разобраться в ней. Да, ребята, Н.В.Гоголь родился более 200 лет тому назад. А мы до сих пор помним этого автора благодаря его произведениям. Вот сегодня мы с вами на примере повести, которую вы прочитали, попробуем доказать: За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”? Что в повести фантастическое и что реальное?

2. Рассказ о писателе (говорят по очереди ученики)

– Один раз лет эдак 180 тому назад задумалось вельможному гетьману послать зачем-то к царице грамоту. Позвал тогдашний полковой писарь к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом. Дед не любил долго собираться и отправился в путь, не предполагая, что придётся ему пережить намало приключений. Так начинается повесть “Пропавшая грамота”. “Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!” Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька. “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов” – писал А.С. Пушкин.

– Столь высоко оценённые Пушкиным повести вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Николаю Васильевичу Гоголю 22 года.

Детство Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию”, куда заносил любопытные словечки, фамилия, прозвища, предания, бытовые сценки.

Уже в Петербурге, стремясь быть полезным человечеству, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях.

– Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Сами знаете, какие сокровища бывают у бабушек. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.

Когда Гоголь был маленьким, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: “Лестницу! Поскорее давай лестницу!”

3. Актуализация знаний. Сюжет и композиция.

О чём рассказывается в повести? (дети по очереди передают содержание выполненных дома иллюстраций и дублируют их на доске, чтобы материал оставался перед глазами в течение урока).

Б) Композиция

В центре повести – история о том, как дед играл с чертями в дурня (составление перепутанных частей учениками)

Композиция этой повести рассказ в рассказе, т. к. автор передаёт историю Фомы Григорьевича, а Фома Григорьевич – историю деда. Вступление и заключение – обрамление повести

4. Рассказ учителя (история создания повести)

Черновой автограф повести написан чернилами на четырёх листах большого формата (с оборотом) убористым почерком с многочисленными поправками и помарками. Заглавие отсутствует. Текст черновика “Пропавшей грамоты” значительно превышает по размеру окончательную, печатную редакцию, не имея сколько-нибудь принципиального отличия от неё в сюжетном и в стилевом отношении, однако даёт многочисленные варианты и разночтения. При отделке повести отпали целые фрагменты, не включенные Гоголем в окончательную редакцию. Так, в печатный текст не вошло ни подробное описание путешествия деда из пекла на хромом, ни эпизод с горшками, надувавшими щёки. Отброшен ряд колоритных деталей. Так, при характеристике деда в черновой редакции указывалось, что он “один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак”. Автограф повести не даёт достаточных данных для определения времени её написания. Начата, по-видимому, в 1828 году. Подтверждением этому служит письмо Гоголя к матери от 23 мая 1829 года, в котором он просил описать подробности различных карточных игр, популярных в украинском обиходе. Публикация “Пропавшей грамоты” в первой книге “Вечеров…” (цензурное разрешение датировано 26 мая 1831 года) означает, что работа над повестью была завершена не позже апреля - мая 1831 года..

5. Жанр произведения.

Работа с таблицей с использованием литературоведческого словаря.

Чья точка зрения вам ближе? Почему Н. В. Гоголь называет своё произведение былью? (Писатель выдвигает на первый план реальную историю, она для него является главной в произведении, т.е. повесть, действительно, призвана обратить внимание читателя на её нравственную сторону).

6. Словарная работа.

(Выходит ученик под украинскую музыку в костюме черта и проводит данную игру)

1. Что дед потерял по дороге к царице? (Шапку)

Что было в руках у жены деда, когда он вернулся домой? (Веретено)

Какие музыкальные инструменты упоминаются в повести “Пропавшая грамота”? (Валторна, бубен) (см. Рис. 1 )

2. Ди вчина-девушка
Жупан – род кафтана
Люлька– трубка
Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо
Парубок – парень
Хутор – небольшая деревушка
Чуб – длинный клок волос на голове
Шинкарь – хозяин питейного заведения, трактирщик (см. Рис. 2 )
Пекло – ад
Чумаки – обозники, едущие в Крым за солью и рыбой
Пасичник – пчеловод
Гопак, горлица – украинские танцы

7. Краткий пересказ повести “Пропавшая грамота” по плану с выборочным чтением.

План к повести:

  1. Деда отправляют гонцом к царице.
  2. На ярмарке в Конотопе. (Прочитать описание ярмарки).
  3. Знакомство с “козаком”.
  4. Признание “козака” о проданной нечистой силе душе.
  5. Дед проспал коня и шапку с грамотой.
  6. Совет шинкаря, где найти нечистую силу.
  7. В лесу у чертей и ведьм.
  8. Игра в карты.
  9. Дед крёстным знамением испугал нечистую силу.
  10. Возвращение деда домой на коне.
  11. Дед отвозит грамоту царице.

8. Чтобы лучше понять смысл произведения, обратимся к его образам.

1) Образ деда.

– Кто является главным героем произведения?

– Почему именно ему поручили такое важное дело – грамоту царице увезти? Торопится исполнить поручение гетьмана, ценит его доверие, ведь быть гонцом к царице – почётно!

– Что случилось с дедом после встречи с запорожцем? ("Не успел пройти двадцати шагов – навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля, и тюлька с медною цепочкою по самые пяты – запорожец, да и только!")

– Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня? (Дед не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: "Больно было ему крепко, что не сдержал казацкого слова!" Он не выполнил поручения гетьмана, не оправдал его доверия: "Вот тебе и гетьманский гонец! Вот и привёз грамоту царице!" Герою стыдно за свой поступок).

– Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде "Дед играет с ведьмами в дурня"? (Дед проявил в данном эпизоде такие качества характера, как находчивость, смекалку, самообладание. Благодаря этим качествам и ему удалось разгадать хитрость нечистой силы, вызволить шапку с грамотой, вернуться домой, выполнив поручение гетьмана).

Дома вы должны были составить план истории, “как ведьмы играли с покойным дедом в дурака”.

Примерный план:

  1. Ведьма предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку
  2. Под ликованье морд дед остался дурнеем в 1-й раз
  3. Деда перехитрили
  4. Дед перекрестил карты
  5. Шапка и конь в придачу

– Какой урок получил главный герой повести? Чему учит Н.В. Гоголь и нас с вами?

2) Образ черта.

Путешествие в ад совершает герой “Пропавшей грамоты”, где подвергается “бесовскому обморачиванию”. (см. Приложение 1 )

9. Фантастическое и реальное в повести.

– Какие герои “Пропавшей грамоты” встретились вам ранее в народных, волшебных сказках? (ведьмы, черти) . Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках.

– Где грань реального и фантастического в произведении? (Найти в тексте)

(Рассказывает ученик) В толковом словаре В. И. Даля читаем: “Фантастический – несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке”. Иначе говоря, подразумевается два значения: 1. нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2. нечто редкое, преувеличенное, необычное. Фантастическое часто используется в литературе, когда необходимо преодолеть цензурные препятствия или при помощи иронии, гиперболы и смеха изобразить действительность, используя жанр иронической сказки. Гоголь щедро воспользовался для “Вечеров” материалами богатого и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей. Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в “Пропавшей грамоте”. В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение “необыкновенного” так же насыщенно бытовыми деталями. “Герой повести– человек смелый, казацкого размаха, попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. “Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого– то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ... На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны”. В “Вечерах” прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои повести, в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика не мистифицирована, – это смешная и трагическая фантастика народных сказок и легенд. (см. Приложение 2 )

10. Заключение урока. Выводы.

– О чем это произведение?

– Постарайтесь определить его главную идею.

– Как Гоголь в подзаголовке называет это произведение? (“быль, рассказанная дьячком”)

– Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали?

Сможем ли мы ограничить это произведение одним литературным жанром? Почему?

(Быт (жизнь украинского народа) и Юмор – здесь слились воедино, образуя новый жанр – “Гоголевский жанр”)

– Виновата ли нечистая сила в пропаже грамоты? (В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетьмана царице. Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека. Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя. Сверхъестественные силы в повести кажутся нестрашными, потому что похожи на людей (едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играют в карты, веселятся); изображены с юмором: комические прозвища, обращения (шельма, хрычовка, старый бес, два поросёнка), ситуации и речь (игра в карты, танцы нечисти, переговоры на пароме); герой одолевает их, подчиняет себе (Дед пугает крестным знамением, добивается грамоты и коня).

– Можно ли сказать, что это "страховинна казочка". (Это поучительная история в форме занимательного рассказа)

– Чему учит повесть "Пропавшая грамота"? Почему она так называется?

(Повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" учит и развлекает: ненавязчиво, в форме занимательной истории преподносит урок читателю. Пропавшая грамота в повести – напоминание о долге, об ответственности за порученное дело, данное обещание).

11. Домашнее задание. Сочините веселую сказку, в которой происходят невероятные происшествия, герои попадают в смешные положения и само повествование вызывает смех.

Николай Васильевич Гоголь

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? - Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте! …» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурни . Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо - он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек … знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» - «Перед вами нечего таиться, - сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. - Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». - «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». - «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! - сказал он, хлопнув по рукам их, - эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.

Николай Васильевич Гоголь

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

рассказанная дьячком ***ской церкви

Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? - Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно, и года ему и месяца нет, деялось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед - ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе… Нет, мне пуще всего наши девчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич, Фома Григорьевич! а нуте яку-небудь страховинну казочку! а нуте, нуте! …» тара та та, та та та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно, не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постеле. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу, и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало; навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум… Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурни . Только заране прошу вас, господа, не сбивайте с толку, а то такой кисель выйдет, что совестно будет и в рот взять. Покойный дед, надобно вам сказать, был не из простых в свое время козаков. Знал и твердо - он-то, и словотитлу поставить. В праздник отхватает Апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется. Ну, сами знаете, что в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, в одну горсть можно было всех уложить. Стало быть и дивиться нечего, когда всякий встречной кланялся ему мало не в пояс.

Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек … знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, - позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и - пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет!.. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» - «Перед вами нечего таиться, - сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. - Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». - «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». - «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! - сказал он, хлопнув по рукам их, - эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.

Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом. Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи в мрак. Огонек, казалось, несся навстречу, и перед козаками показался шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. В те поры шинки были не то, что теперь. Доброму человеку не только развернуться, приударить горлицы или гопака, прилечь даже негде было, когда в голову заберется хмель и ноги начнут писать покой-он - по. Двор был уставлен весь чумацкими возами; под поветками, в яслях, в сенях, иной свернувшись, другой развернувшись, храпели, как коты. Шинкарь один перед каганцем нарезывал рубцами на палочке, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, спросивши треть ведра на троих, отправился в сарай. Все трое легли рядом. Только не успел он повернуться, как видит, что его земляки спят уже мертвецким сном. Разбудивши приставшего к ним третьего козака, дед напомнил ему про данное товарищу обещание. Тот привстал, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось одному караулить. Чтобы чем-нибудь разогнать сон, обсмотрел он возы все, проведал коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять около своих. Все было тихо, так что, кажись, ни одна муха не пролетела. Вот и чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выказывает роги… Тут глаза его начали смыкаться так, что принужден он был ежеминутно протирать кулаком и промывать оставшеюся водкой. Но как скоро немного прояснились они, все пропадало. Наконец, мало погодя, опять показывается из-под воза чудовище… Дед вытаращил глаза сколько мог; но проклятая дремота все туманила перед ним; руки его окостенели; голова скатилась, и крепкий сон схватил его так, что он повалился словно убитый. Долго спал дед, и как припекло порядочно уже солнце его выбритую макушу, тогда только схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов стояло уже не так много, как с вечера. Чумаки, видно, потянулись еще до света. К своим - козак спит; а запорожца нет. Выспрашивать - никто знать не знает; одна только верхняя свитка лежала на том месте. Страх и раздумье взяло деда. Пошел посмотреть коней - ни своего, ни запорожского! Что бы это значило? Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? Сообразя все, дед заключил, что, верно, черт приходил пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня. Больно ему было крепко, что не сдержал козацкого слова. «Ну, - думает, - нечего делать, пойду пешком: авось попадется на дороге какой-нибудь барышник, едущий с ярмарки, как-нибудь уже куплю коня». Только хватился за шапку - и шапки нет. Всплеснул руками покойный дед, как вспомнил, что вчера еще поменялись они на время с запорожцем. Кому больше утащить, как не нечистому. Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед принялся угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь; а затылка сколько ни чесал дед, никак не мог ничего придумать. Что делать? Кинулся достать чужого ума: собрал всех бывших тогда в шинке добрых людей, чумаков и просто заезжих, и рассказал, что так и так, такое-то приключилось горе. Чумаки долго думали, подперши батогами подбородки свои; крутили головами и сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетьманскую грамоту утащил черт. Другие же прибавили, что когда черт да москаль украдут что-нибудь - то поминай, как и звали. Один только шинкарь сидел молча в углу. Дед и подступил к нему. Уж когда молчит человек, то, верно, зашиб много умом. Только шинкарь не так-то был щедр на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то простоял бы перед ним даром. «Я научу тебя, как найти грамоту, - сказал он, отводя его в сторону. У деда и на сердце отлегло. - Я вижу уже по глазам, что ты козак - не баба. Смотри же! близко шинка будет поворот направо в лес. Только станет в поле примеркать, чтобы ты был уже наготове. В лесу живут цыганы и выходят из нор своих, ковать железо, в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего. Много будет стуку по лесу, только ты не иди в те стороны, откуда заслышишь стук; а будет перед тобою малая дорожка, мимо обожженного дерева, дорожкою этою иди, иди, иди… Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу - ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны… Ты понимаешь, это добро и дьяволы, и люди любят». - Сказавши это, шинкарь ушел в свою конуру и не хотел больше говорить ни слова.