А. И. Куприн "Поединок" Урок, презентация методическая разработка по литературе (11 класс) на тему. Сочинение на тему: Женские образы в повести Поединок, Куприн Как изображены полковые дамы

Ответы

Какова тема повести?

Кризис России, всех сфер русской жизни

Какие три основные тематические линии вы увидели в повести?

Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми

Как Куприн рисует образы офицеров?

Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколении –полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий, отличающийся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающий только палочную дисциплину.

Есть и более молодые офицеры – Назнанский, Веткин, Бек-Агамалов. Их жизнь ничуть не лучше. Смирившись с деспотичными порядками в армии, они пытаются спастись от действительности в пьянстве.

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? В чём проявляется это «единство»?

Сравнение с животными, Куприн в описании офицеров употребляет эпитет «звериный»

Куприн изображает, как в условиях армии идёт «расчеловечивание» человека – солдата и офицера, как погибает русская армия

Как изображены «полковые дамы»?

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. « О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. « И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: « Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак ». Истинно женского в ней не осталось: « Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость !» - признаётся она Ромашову (гл. 14). Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой . Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие , « какая-то злая и гордая сила », изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: « Вы непременно должны завтра стреляться » - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

Что говорит Куприн о солдатах?

А) плохо соображающий, недогадливый Б ондаренко ,

Б) запуганный, оглушённый окриками Архипов , который « не понимает и не может заучить самых простых вещей »,

В) неудачник Хлебников. Более других детализирован его образ. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, « забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом « в кулачок », на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых « застыл тупой, покорный ужас », этот солдатик стал в роте всеобщим насмешищем и объектом для издевательства и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: « Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть …» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина . Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Г) образованный, умный, независимый Фокин.

Изображая серых, обезличенных, придавленных « собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием » солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины .

Так Куприн выходит ещё на одну, очень важную тему тему личности.

Образ Ромашова.

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

Главный герой повести - подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нём Куприн скажет: «Он мой двойник». Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону. Назнанский говорит о Ромашове: «В Вас… какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят»

Кто из героев повести переживает «серьёзный нравственный переворот»? С чем он связан?

Ромашов. Милосердие одержало победу над греховной сущностью человека.

В чём значение названия повести?

1. Офицерская дуэль – Ромашов и Николаев

2. Ромашов в поединке с действительностью проигрывает. Если бы выжил, его ждала бы нравственная гибель в армейской среде

Но название имеет и метафорический , символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией , со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

3. Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом . Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.

Изображение кризиса армии

как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года, в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.

II. Беседа по повести «Поединок»

— Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести — кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

— Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

— Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

— Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» — ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

— В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство — следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

— Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

— Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

— Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», — говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли — «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять — все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

— Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива — «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

— В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского — терпеливого, хладнокровного, настойчивого — не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

— Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

— Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску — ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

- 621.68 Кб

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок» .

Напившись, офицеры устроили в публичном доме скандал, переругавшись друг с другом. После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску - ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием» .

В конце этого повествования о диком поступке пьяных офицеров, Куприн обращает наше внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета: «Был рассвет, с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов. И когда Ромашов, идя домой, глядел на них, и на небо, и на мокрую, седую от росы траву, то он чувствовал себя низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок» .

Таким образом, в «Поединке» показал моральный и духовный распад военной интеллигенции, отдаленность ее от народа. Куприн помог офицерству познать самих себя, свое положение в жизни, всю его неформальность и трагизм.

3.3. Жены офицеров - олицетворение крайнего духовного обнищания

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Полковые дамы - олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей.

Наиболее отталкивающий образ - Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает Ромашов. «И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья. И говорит как противно, - думал Ромашов. - Странно, что я до сих пор этого не замечал. Она говорит так, как будто бы у нее хронический насморк или полип в носу: «боя бать гредчадка» .

Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего.

В то время, как Ромашов ищет пути личностного самоутверждения человека, а по большому счету - и человечества, Шурочка Николаева стремится как можно полно реализовать возможности своей незаурядной натуры, и физические - неотразимое женское обаяние, женственность, и интеллектуальные - живой, энергичный ум. Но реализовать с явной эгоистической целью, роль полковой дамы ее не удовлетворяет. Она жаждет большего: жизни блестящей и праздной, настоящего общества, где «свет, музыка, поклонники, тонкая лесть, умные собеседники». Как достичь этого женщине неблагородно рожденной, без достаточных средств и образования? Только благодаря карьере мужа или другого, самозабвенно любившего ее человека. Шурочка не только эгоистка себе на уме, но и кровожадна. Ей чужды милосердие, всепрощение, элементарные понятия о добре, душевное благородство и такт: они «тормоза», препятствия на пути к лелеемой ею сказке о «настоящей» жизни. Поэтому она резко осуждает «сентиментальных противников» офицерских дуэлей. Ей импонируют поединки с кровью: «Что это за нежности: боятся выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью!». Она готова беспощадно распорядиться жизнью любившего ее Назанского (Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак. Такие офицеры - позор для полка, мерзость!») и распоряжается жизнью, подводит под верную пулю своего мужа на дуэли беззаветно любящего ее Ромашова. Впрочем, так же без угрызений совести ушла бы она от мужа, даже распорядилась бы его жизнью, если бы Назанский или Ромашов смогли бы стать активными помощниками ей в реализации эгоистического плана. Нельзя не заметить, что в Шурочке Николаевой - дальнейшее развитие характера, открытого Л.Толстым в Элен Курагиной-Безуховой.

Почему же Шурочка все-таки обрисована с известной долей авторской симпатии? В нее влюблены лучшие герои произведения. Видимо, не только потому, что Шурочка на фоне пресных, пошлых и развратных полковых дам выделяется женским обаянием и умом, а потому, что при всех ее нравственных изъянах, которые до поры до времени остаются неразгаданными, она обладает цельной, волевой натурой, предрасположенностью к личностному самоопределению. А симпатии писателя всегда были на стороне таких натур, которые находили в себе силы противостоять потоку, даже при всей явной или скрываемой порочности .

Образ Шурочки - одно из самых удачных созданий писателя в «Поединке». А.В.Луначарский отмечал, что Куприну удалось «вывести и любопытный и совершенно живой и бесспорно интересный женский тип» .

Тем не менее, в Шурочке сплелись эгоизм честолюбивой мещанки, внешнее обаяние и ум. Воля и упорство ее направлены на достижение корыстных, эгоистических целей.

Таким образом, хотя «идеал» Шурочки мелок, пошл и ограничен, но другие полковые дамы во много раз хуже Шурочки: злы, глупы, невежественны, лицемерны. Таковы Раиса Петерсон, Анна Ивановна Моргунова, жена капитана Тальмана и другие.

Мир «полковых дам» Куприн изобразил с такой же беспощадностью, как и мир офицерства.

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Ромашова и Назанского

Настоящим героем, противником общепринятых в тогдашнем социуме и негативных, и утверждаемых как позитивные ценностных ориентаций в повести задуман Ромашов. Назанский же выступает в произведении глашатаем новой веры, новой философии века, импонирующей автору, можно сказать, рупором его идей, короче, наставником, вдохновителем активизирующегося Ромашова.

В сюжете повести Назанский завершает характеристику человеческого «качества», а соответственно социальной и государственной целесообразности офицерского корпуса, а также провозглашает перспективные, с точкт зрения автора, философские идеи времени. Пока в речах Назанского распознаны ницшевские идеи «сверхчеловека», отказа от традиционного гуманизма. Но значительное место в этих речах заняли идеи Вл.Соловьева и Н.Бердяева. В критике же традиционного милосердия заметна интертекстуальная перекличка с известной репликой Ивана Карамазова Достоевского о Юлиане Милостивом (у Куприна почему-то Иоанн Милостивый).

Впечатляет содержательное богатство постулируемой Назанским модели человека будущего. Это, прежде всего идеи личностного самостоянья, уверенности в себе, собственного достоинства, ощущения гармонии с природным миром, основанные на мобилизации пока еще мало востребованных принципов экзистенции («любовь к себе, своему уму, к бесконечному богатству своих чувств»), персоналистских мотивах отрицания власти, ложных, иллюзорных авторитетов, определяемых культурой человека («Вы - царь мира, его гордость и украшение <…> бог всего живущего»), равноправие не подобий, а разных, т.е личностей, неравных не в юридическом, а в экзистенциальном смысле («не страшитесь никого во вселенной, потому что над всеми никого нет и никто не равен вам»), в толстовско-достоевских мотивах бережного ощущения красоты живой жизни, природы («как прекрасна, как обольстительна жизнь! <…> о радость, о божественная красота жизни <…> голубое небо, вечернее солнце, тихая вода <…>, Ах, как все чудесно, как все нежно и счастливо!»).

В этой модели отсутствует то, что можно назвать эгоизмом, насилием над другими во имя собственной выгоды. Основное в этой модели - чаяние свободы духа: «где-то вдали от наших грязных вонючих стоянок совершается огромная, новая светозарная жизнь. Появились новые, смелые, гордые люди: загораются в умах пламенные свободные мысли…». Наоборот, нетерпимость к свободе духа, склонность к насилию у приверженцев традиционных ценностей: «Мы (воспитанные на прежних ценностях. - В.Л.), надувшись, как индейские петухи… надменно болбочем: «Что? Где? Молчать! Бунт! Застрелю!» Огромна в этой модели роль любви - к женщине, ближнему. Куприн заинтересованно воспринял идею высокого этического смысла половой любви, ту роль, которая отводилась ей в гармонизации социума в философии Вл.Соловьева («Смысл любви»), Н.Бердяева («Метафизика пола и любви»). Эта идея патетически излагается Назанским: «для Данте вся любовь - прелесть, очарование весны!... говорю о любви в прямом, телесном смысле. Но она - удел избранников…Любовь… имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Такая любовь способна пожертвовать всем, подвигнуть на преодоление собственного эгоизма, в духе философии Соловьева и Бердяева: «всегда обожающий, всегда готовый отдать за нее (избранницы - В.Л) - нет, зачем за нее, за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку - отдать и жизнь, и честь, и все, что только возможно отдать!...таких радостей не знают красавцы и победители». Это парафраз соловьевского постулата: «нравственный смысл любви требует воссоединения того, что неправедно разделено, требует отождествления того и другого» .

Парафраз отчеканен, как афоризм, в монологе Назанского: «Любовь, освобожденная от темных пут собственности, станет светлой религией мира, а не тайным позорным грехом в темном углу, с оглядкой, с отвращением» .

Главное, в предлагаемой Куприным модели совершенного человека исключена малейшая возможность конфронтации людей друг с другом: «великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, <…> как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором чувствую равного себе…»

Проектирование экзистенциальной гармонии исключает достижение ее через социальную конфронтацию, что витала в тогдашней атмосфере. Это противоречило бы сути русского духовного Ренессанса, на который ориентирован Куприн. Устами Назанского сказано: «Какой интерес заставит меня разбивать свою голову ради счастья людей тридцать второго столетия?» Он не разделяет призывов к насильственной ломке режима, не согласен с кликуществующими: «Возьмемся об руку, пойдем и погибнем, но будущим поколениям приготовим светлую и легкую жизнь». Гармония светлой жизни у Куприна возможна только через духовное преображение человека, возобладание не эгоистического, индивидуалистического, а личностного начала. Конечно, массовый человек прошлого, как и нынешнего нового века, далеко отстоял и отстоит от этого романтического идеала. Иллюзорной оказалась и счастливая жизнь, которой пытались достичь путем социальных конфронтационных революций.

Заманчивость, яркость, красота новой модели человека поддержана и портретом ее поборника: «Золотые волосы падали крупными, цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба, чистая, четырехугольной формы, рыжая, небольшая борода лежала правильными волнами, точно нагофрированная, и вся его массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка была похожа на голову одного из греческих героев или мудрецов… Ясные, чуть-чуть влажные голубые глаза смотрели оживленно, умно и кротко…» .

Но жизнь по прежним, устоявшимся правилам, нормам губит свежие, новые всходы. Внешняя красота персонажа почернела, сожжена, как яркая зелень в засушливую погоду: «Глаза глубоко ввалились и почернели вокруг, веки пожелтели, а щеки с неровной грязной кожей опустились и оплыли книзу, и некрасиво обросли жидкими курчавыми волосами».

Назаснкий - мыслитель, правозвестник, глашатай новых идей, персонаж рассуждающий и объясняющий, можно даже сказать, рупор автора. Ромашов же эти идеи призван воплотить в своей деятельности, на практике. Именно он самый живой, динамичный, деятельный герой в «Поединке». Уже в экспозиции сюжета он выделен из массы неофицерскими чертами: краснеет от замешательства, говорит сбивчиво, без надобности поправляет очки. Главное, не разделяет избитую офицерскую этику, позволяющую издеваться над «шпаками» - штатскими. Правда, в исключительных случаях: «если он порядочный человек, дворянин и так далее… зачем я буду на него, безоружного нападать с шашкой».

Куприноведы (В.Афанасьев, А.Волков, Ф.Кулешов, О.Михайлов) называют Ромашова заурядным, слабым. Скорее всего, они воспроизводят мнение Шурочки Николаевой, которой, с точки зрения волевых, эгоистических устремлений, Ромашов представлялся слабым, потому, что не мог духовно принять их. Но уже в первой портретной характеристике Ромашова заявлена сила, как и сдерживающая ее не офицерская черта: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но, от большой застенчивости, неловок».

Физическая сила персонажа в сюжете найден выход в доминанте последовательно крепнущей духовной силы, основы реального, действенного противостояния общепринятому как кастовому, так и более широкому - всеобщему, массовому, поклонению общепринятым традиционным приоритетам. Уже в завязке сюжета Ромашов выступил против незаслуженного оскорбления нижнего чина полковым командиром, заступился за беззащитного, бессловесного татарина Шарафутдинова. Заявка на преодоление героем затхлого, застойного, атмосферы провинциального бытия есть в честолюбивых фантазиях, которыми герой живет в свободное время от службы время. Вечерние прогулки к вокзалу, вечерние зори как бы сигнализируют об исчерпанности прежних ценностей, поиск тропы к новым, озарение ими на исходе дня. Большинство сюжетов этих фантазий ветвится по сложившимся образам. Подобно Андрею Болконскому, Ромашов мечтает о собственном «Тулоне» - о свершении подвигов на поприще защиты Отечества, даже при усмирении бунтов рабочих, но больше как военный разведчик, или командир генерального сражения, определяющего судьбу войны. Не важно, что это фантазии романтика-юноши. Они тренируют волю и дух персонажа в экзистенциальной тяжбе с заурядной, косной повседневностью. Вызов, брошенный на плацу солдафону полковнику Шульговичу, требовал не меньшего мужества, чем достойное поведение в бою. Определить особенности его мировоззрения, взгляды на жизнь, которые отражены в повестях «Молох», «Олеся», «Поединок»;
Осмыслить и сопоставить специфичность общего и разного в изображении духовно-эмоционального мира героев повестей;
Проанализировать авторскую позицию в отношении к своим героям;

Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна - «Молох», «Олеся», «Поединок»

1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна………………….....10

1.2. Отражение социально-этических проблем народа и интеллигенции в повести «Молох»……………………………………………………………….25

1.3. Характерные черты духовно-эмоционального мира героев повести «Молох»………………………………………………………………………...30

1.4. Раскрытие противоречий в характере главного героя повести-Боброва.39

1.5. Значение реалистического изображения действительности в группировке образов…………………………………………………………………………..42

Глава 2. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся»

2.1. Открытие Куприным истинной поэтичности в простых людях…………….47

2.2. Автобиографичность повести «Олеся»……………………………………….52

2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной

героини……………………………………………………………………………....58

Глава 3. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»

3.1. Своеобразие конфликта в повести «Поединок»: личность в армейской

среде………………………………………………………………………………....67

3.2. Безнравственность и бездуховность армейской среды……………………..76

3.3. Жёны офицеров в повести «Поединок» - олицетворение крайнего духовного обнищания………………………………………………………………79

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Романова и Назанского……………………………………………………………..81

Заключение…...……………………………………………………………………..87

Список используемой литературы……………………………………………...…90

Нестерова И.А. Тема любви в повести Куприна Поединок // Энциклопедия Нестеровых

Анализ любовной линии в повести "Поединок".

Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

Любовная тема в Поединке развивается в рамках сюжета.

Повесть "Поединок" рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

В повести "Поединок" Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

Героями произведений А.И. Куприна являются "маленькие люди": солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова "маленький человек" у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести "Поединок", созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.

Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.

Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был "среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...". Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: "...завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный...". Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.

Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: "От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: "И он рассмеялся горьким, презрительным смехом". Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту "ограниченную женщину". Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.

На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: "тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге... взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться... У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью". Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, "беспросыпном пьянице", за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.

Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня "полковой дамы". Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.

А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.

В повести "Поединок" А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.

История создания Замысел повести вынашивался Куприным более 10 лет. Создавалась повесть в 1902 – 1905 гг. Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 г. , в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественнополитический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы. Жёсткими штрихами, как бы рассчитываясь с прошлым, Куприн рисует армию, которой он отдал годы юности.

Жанровое своеобразие Повесть «Поединок» можно определить психологическую и философскую. С «Отцов и детей» не было такого произведения. как

Тема повести Основная тема – кризис России, всех сфер русской жизни. Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвящение М. Горькому Посвятив «Поединок» в её первой публикации Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда уже всё кончено, я могу сказать, что всё смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Васи, как я признателен Вам за это» .

«Смелое и буйное в повести» От отрицания мелочных обрядов (держать руки по швам и каблуки вместе в разговоре с начальством, тянуть носок вниз при маршировке, кричать «На плечо!» , 9 гл. , с. 336.) главный герой «Поединка» Ромашов приходит к отрицанию того, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, всё это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать? » «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уж нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам» . Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие» .

Оценка Льва Толстого «Какая смелость! И как это цензура пропустила и как не протестуют военные? » – восхищённо говорил Л. Толстой.

миротворческих оповедьидей вызвала сильные нападки в ожесточённой журнальной кампании, развязанной вокруг «Поединка» , причём особенно негодовали военные чины. Повесть явилась крупнейшим литературным событием, прозвучавшим злободневно.

Образы офицеров Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно. Реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды.

Образы офицеров Причём, они уверены в своём сословном и моральном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками» , «шпаками» , «штафирками» . Даже Пушкин для них «какой-то шпак» . Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажжённую папироску, надвинуть ему на уши цилиндр» .

Образы офицеров Ни на чём не основанное высокомерие, извращённые представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьёз считают, что на военной службе вообще «думать не полагается» (подобные мысли посещали Н. Ростова).

Образы офицеров «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с чёткими признаками бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Каждый офицер хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии» (Ю. Бабичева)

Образы офицеров Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её» . Страшна картина «безобразного повального кутежа» офицеров. (гл. 18).

Осадчий Зловещ образ Осадчего. «Он жестокий человек» , - говорит о нём Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость… комедия» . На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за весёлую кровавую жестокость» . В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять – всё равно кого и за что (гл. 8, 14)

Капитан Слива «Даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины» . Он не прочёл ни одной книги, ни одной газеты, и презирал всё, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен «к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом» (гл. 10)

Капитан Стельковский Лишь образ капитана Стельковского – терпеливого, хладнокровного, настойчивого – не вызывает отвращения, «солдаты же любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (гл. 15). «В роте у него не дрались и даже не ругались, хотя и не особенно нежничали, и всё же рота по великолепному внешнему виду и выучке не уступала любой гвардейской части» . Это его рота на майском смотре вызывает слёзы своей у корпусного командира.

Бек-Агамалов Хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к чёрту, это я знаю, а так, чтобы наискось… нет» Мой отец это делал легко…» («Да, были люди в наше время…»). С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (гл. 1)

Звероподобность многих офицеров Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек. Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки» , голова его «была низко и грозно опущена» , «в глазах загорался зловещий жёлтый блеск» . «И в то же время он всё ниже и ниже сгибал ноги, весь съёживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок» . После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущённые, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску – ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных» (гл. 19).

Звероподобность многих офицеров Обратим внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета «с ясным, детскичистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные, окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих тёмных, загадочных ночных снов» . Ромашов чувствует себя «низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок» (гл. 19).

Звероподобность многих офицеров Как говорит рупор Куприна – Назанский, «все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, - все они на службе делаются низменными, трусливыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит» .

Полковые дамы Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. «И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Полковые дамы Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак» . Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость!» признаётся она Ромашову (гл. 14).

Образы солдат Изображены массой, пёстрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки.

Образы солдат запуганный, оглушённый окриками Архипов, который «не понимает и не может заучить самых простых вещей» .

Образы солдат Неудачник Хлебников, образ которого более других детализирован. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, «забритый в солдаты» . Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок» , на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых «застыл тупой, покорный ужас» , этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательства и ругани.

Образы солдат Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть…» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина. Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Образы солдат Изображая серых, обезличенных, придавленных «собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием» солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины. .

Назанский, которого считают рупором Куприна, проповедует равенство и счастье, воспевает разум человека. В страстных речах Назанского много желчи и злости, мысли о необходимости борьбы против «двухголового чудовища» царского самодержавия и полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости глубоких социальных потрясений: Верит в грядущую жизнь.

Назанский Он противник военной службы и вообще армии, осуждает зверское обращение с солдатами (гл. 21). Обличительные речи Назанского исполнены открытого пафоса. Это своеобразный поединок героя с бессмысленной и жестокой системой. Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат как граммофон» , но они дороги писателю, который вложил в Назанского многое, что волновало его самого.

Ромашов Поручик Ромашов, главный герой «Поединка» . Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.

Ромашов Портрет героя внешне выразителен: (гл. 1), порой бесхитростен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Например, он неожиданно для самого себя защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего полковника (гл. 1).

Ромашов Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер-офицер (гл. 10). Он одерживает верх даже над звероподобным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры (гл. 18). Бек-Агамалов благодарен Ромашову за то, что тот не дал ему, озверевшему от пьянства, зарубить женщину Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.

Образ жизни Ромашова Скучно, пьянство, одиночество, находится в связи с нелюбимой женщиной.

Планы и мечты Ромашова Обширные планы по самообразованию, изучению языков, литературы, искусства. Но остаются лишь планами. Мечтает о блестящей карьере, видит себя выдающимся полководцем. Мечты его поэтические, но растрачиваются впустую.

Планы и мечты Ромашова Ромашов любит ходить на вокзал встречать поезда (гл. 2). Его сердце стремится к красоте. Железная дорога прочитывается как тема дали, тема поиска жизненного выхода.

Образ Ромашова Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности» , и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту у него сменяются совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»

Образ Ромашова Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (гл. 16). Он, воспитанный в духе превосходства над солдатской массой, равнодушия к тяжёлой солдатской судьбе, начинает понимать, что Хлебников и его товарищи обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, произволом и насилием, что солдаты тоже люди, имеющие право на сочувствие.

Образ Ромашова Скромная личность вырастает духовно, открывает извечные ценности бытия. Куприн видит в юности героя надежду на будущее преображение мира. Служба на него производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. Однако Ромашов не успевает осуществить своей мечты и гибнет в результате предательства.

Смысл названия повести Поединок Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом. Знак самой действительности, разобщённость людей. Штатские – офицеры. Офицерство и солдаты. Поединок Куприна со всей армией, убивающей в человеке личность.