Аполлина́рия. Детская православная хрестоматия - преподобная аполлинария

У женщин, девушек и девочек с именем Аполлинария именины отмечают трижды в год. Церковное имя полностью совпадает с мирским – Аполлинария.

  • 18.01 – преподобная Аполлинария;
  • 04.04 – мученица Аполлинария;
  • 13.10 – мученица Аполлинария Тупицына.

Характеристики и значение имени

Женское имя Аполлинария пришло к нам из Древнего Рима. Оно было образовано от мужского имени Аполлинарий (по-латински Apollinaris), которое в свою очередь было образовано от имени бога Аполлона, бога искусств, света и предсказания. Значит, женское имя обозначает «принадлежащая Аполлону», «посвященная Аполлону». На ряду с этой версией существует мнение, что имя могло образоваться от слов polyusis («освобожденная») или polis («городская»).

Аполлинария – интересная личность, для которой характерны отзывчивость, забота и доброта. Ее личностные качества формируются еще в раннем возрасте и с возрастом не меняются. Аполлинария весьма ранимая и чуткая натура. Она остро реагирует на критику и замечания в свой адрес, считая, что этим ее укорили и оскорбили. Все дела делает старательно и усердно, ожидая, что окружающие это оценят.

Аполлинарию нельзя назвать «белой и пушистой». Если кто-нибудь посмеет задеть ее или ее близких, она вступится не раздумывая. В этой ситуации она может быть жесткой и жестокой. весьма злопамятная личность и с трудом идет на примирение. Она достаточно своенравная, давлением от нее ничего не добиться. Но существует один секрет. Чтобы она пошла навстречу, нужно быть с нею ласковым и добрым. Она чувствует себя окрылено, когда ощущает от окружающих душевное тепло и заботу.

Аполлинария всегда поступает с присущей ей импульсивностью. Ее решения всегда зависят от ее настроения. Однако она обладает особенной дисциплинированностью и педантичностью. Ее можно охарактеризовать как обязательную и организованную. Общение с ней временами бывает очень тяжелое. За ее педантичность, чрезмерную порядочность и пунктуальность некоторые считают ее занудой.

У Аполлинарии большое количество друзей, к которым она относится трепетно и заботливо. Она всегда предложит свою помощь. Проблемы друзей она воспринимает как свои собственные и со всей присущей ей ответственностью пытается их решить.

В работе Полина прекрасный исполнитель. Начальство ценит такого надежного работника за обязательность и ответственность. Из нее выйдет хороший и грамотный специалист – психолог, учитель, социальный работник.

Семья для Аполлинарии занимает особое место в жизни, хотя она не готова жертвовать работой ради семьи. Она отлично умудряется сочетать и семью, и профессию. Для супруга она будет и женой, и любовницей, и другом, при условии, что они будут полностью доверять друг другу. Если узнает о неверности мужа, без сожалений будет разводиться. Полина – заботливая мама, даже чересчур. Жизнь детей, даже взрослых, она будет держать под контролем. Дома она прекрасная хозяйка, у которой все по своим местам. В ее доме царит атмосфера уюта, тепла и доверия.

Покровители имени

Одной из трех покровительниц имени была святая Аполлинария (Дорофей), дочь царя Анфелия. Девушка наотрез отказалась выходить замуж, так как хотела посвятить свою жизнь Богу. Сначала отец был против, но в конце концов принял выбор дочери и хотел отправить ее в монастырь. Перед этим она отправилась в Иерусалим, хотела посетить святые места. Все золото и серебро, которые родители ей дали с собой, она раздала нуждающимся. Всех сопровождающих ее рабов она отпустила на волю. По пути в скит ее свита остановились на ночлег. Ночью она переоделась в монашеские одеяния и спряталась на болоте, где жила отшельником следующие 7 лет. Господь охранял Аполлинарию и помогал ей. Однажды к ней пришел Ангел и велел пойти в скит под мужским именем Дорофей. Аполлинария беспрекословно подчинилась. В ските монаха Дорофея отмечали строгостью поста и молитв. За это она стала обладать даром исцеления. В образе Дорофея она даже пришла к себе домой и исцелила свою сестру. Родители узнали дочь, но ни слова не сказали. Они поняли участь и подвиг, который совершала их Аполлинария. Только после смерти все поняли, что Дорофей на самом деле был женщиной.

В Российской истории известна мученица Аполлинария Тупицына (1878 – 1937). До 1917 года она жила в Волгоградской области и служила медсестрой. Затем она начала странствие по стране, много времени проводила на службах в разных храмах. На жизнь она зарабатывала стиркой, уборкой, присмотром за детьми. В 1937 году ее оговорили и арестовали. Ее посчитали контрреволюционеркой и расстреляли.

Свя-тая му-че-ни-ца Дро-си-да бы-ла до-че-рью им-пе-ра-то-ра Тра-я-на (98-117), же-сто-ко-го го-ни-те-ля хри-сти-ан. В 99 го-ду он воз-об-но-вил су-ще-ство-вав-ший ра-нее за-кон, за-пре-щав-ший тай-ные об-ще-ства и кос-вен-но ка-сав-ший-ся хри-сти-ан, а в 104 го-ду из-дал спе-ци-аль-ный за-кон про-тив хри-сти-ан. На-чи-ная с это-го го-да го-не-ния про-дол-жа-лись до кон-ца его прав-ле-ния. В то вре-мя те-ла уби-тых хри-сти-ан ча-сто оста-ва-лись непо-гре-бен-ны-ми для устра-ше-ния дру-гих. Пять дев-хри-сти-а-нок: Агла-и-да, Апол-ли-на-рия, Да-рия, Мам-фу-са и Та-и-сия взя-ли на се-бя по-двиг по-гре-бать хри-сти-ан. Они тай-но уно-си-ли те-ла му-че-ни-ков, по-ма-зы-ва-ли их бла-го-во-ни-я-ми, об-ви-ва-ли пе-ле-на-ми и хо-ро-ни-ли. Узнав об этом, ца-рев-на Дро-си-да, тай-ная хри-сти-ан-ка, еще не при-няв-шая Кре-ще-ния, по-про-си-ла свя-тых дев взять ее с со-бой, ко-гда они пой-дут со-вер-шать по-гре-бе-ние хри-сти-ан. По со-ве-ту же-ни-ха свя-той Дро-си-ды, при-двор-но-го са-нов-ни-ка Адри-а-на, воз-ле уби-тых бы-ла вы-став-ле-на стра-жа, чтобы схва-тить тех, кто их по-гре-ба-ет. В первую же ночь свя-тая Дро-си-да и пять дев бы-ли схва-че-ны. Узнав сре-ди уз-ниц свою дочь, Тра-ян ве-лел со-дер-жать ее от-дель-но в на-деж-де, что она оду-ма-ет-ся. Осталь-ные свя-тые де-вы бы-ли при-го-во-ре-ны к со-жже-нию в ме-де-пла-виль-ной пе-чи. Они му-же-ствен-но при-ня-ли казнь и спо-до-би-лись му-че-ни-че-ских вен-цов. Из ме-ди, сме-шан-ной с пра-хом му-че-ниц, со-жжен-ных в пе-чи, бы-ли вы-ко-ва-ны тре-нож-ни-ки для но-вой ба-ни Тра-я-на. Од-на-ко по-ка в бане сто-я-ли эти тре-нож-ни-ки, ни один че-ло-век не мог ту-да вой-ти: каж-дый, пе-ре-сту-пав-ший по-рог, па-дал за-мерт-во. Ко-гда жре-цы по-ня-ли, по-че-му так про-ис-хо-дит, они да-ли со-вет уне-сти тре-нож-ни-ки.

То-гда Адри-ан пред-ло-жил им-пе-ра-то-ру рас-пла-вить тре-нож-ни-ки и сде-лать из них пять ста-туй на-гих дев, по-хо-жих на каз-нен-ных му-че-ниц, и для по-но-ше-ния и по-ру-га-ния по-ста-вить эти ста-туи пе-ред вхо-дом в им-пе-ра-тор-скую ба-ню. Тра-ян со-гла-сил-ся. Ко-гда ста-туи бы-ли по-став-ле-ны, им-пе-ра-тор уви-дел во сне пять чи-стых аг-ниц, па-су-щих-ся в раю, и пас-ту-ха, ко-то-рый ска-зал ему: "О, без-за-кон-ней-ший и нече-сти-вей-ший царь! Тех, изо-бра-же-ния ко-то-рых ты за-ду-мал вы-ста-вить для по-но-ше-ния, Доб-рый и Ми-ло-сер-дый Пас-тырь от-нял у те-бя и по-се-лил здесь, ку-да со вре-ме-нем при-бу-дет и чи-стая аг-ни-ца Дро-си-да, дочь твоя". Проснув-шись, без-за-кон-ный Тра-ян при-шел в неистов-ство и по-ве-лел за-то-пить две огром-ные пе-чи и то-пить их еже-днев-но. На пе-чах бы-ло вы-ве-ше-но цар-ское по-ве-ле-ние: "Му-жи га-ли-ле-яне, по-кла-ня-ю-щи-е-ся Рас-пя-то-му, из-бавь-те се-бя от ве-ли-ко-го мно-же-ства му-че-ний, а нас от тру-дов - при-не-си-те жерт-вы бо-гам. Ес-ли же сде-лать это-го вы не же-ла-е-те, то пусть каж-дый из вас доб-ро-воль-но, ка-ким хо-чет спо-со-бом, ввер-га-ет се-бя в эту печь". Мно-гие хри-сти-ане доб-ро-воль-но шли на му-че-ния.

Узнав об этом, свя-тая Дро-си-да ре-ши-ла так-же при-нять му-че-ни-че-скую смерть за Хри-ста. В сво-ем за-клю-че-нии она воз-нес-ла мо-лит-вы о том, чтобы Гос-подь по-мог ей неза-мет-но вый-ти из тем-ни-цы. И Бог услы-шал ее мо-лит-ву: стра-жи усну-ли. Ока-зав-шись на сво-бо-де, свя-тая Дро-си-да на-пра-ви-лась к пе-чи, но ста-ла раз-мыш-лять про се-бя: "Как я пой-ду к Бо-гу, не имея на се-бе брач-ной одеж-ды, (то есть не при-няв Кре-ще-ния), ведь я нечи-ста. Но, Царь цар-ству-ю-щих, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, ра-ди Те-бя я оста-ви-ла мое цар-ствен-ное по-ло-же-ние, чтобы Ты удо-сто-ил ме-ня быть хоть при-врат-ни-цей в Цар-ствии Тво-ем. Кре-сти же ме-ня Ты Сам Ду-хом Тво-им Свя-тым". По-мо-лив-шись, свя-тая Дро-си-да по-ма-за-ла се-бя свя-тым ми-ром, ко-то-рое за-хва-ти-ла с со-бой, и, три-жды по-гру-жа-ясь в во-ду, про-из-нес-ла: "Кре-ща-ет-ся ра-ба Бо-жия Дро-си-да во Имя От-ца, и Сы-на, и Свя-то-го Ду-ха". Семь дней скры-ва-лась свя-тая, пре-да-ва-ясь по-сту и мо-лит-ве. В это вре-мя ее на-шли хри-сти-ане и из ее рас-ска-зов узна-ли обо всем про-ис-шед-шем. На вось-мой день свя-тая му-че-ни-ца Дро-си-да по-шла к рас-ка-лен-ной пе-чи и бро-си-лась в огонь.

Пре-по-доб-ная Апол-ли-на-рия бы-ла до-че-рью Ан-фе-мия, быв-ше-го пра-ви-те-ля Гре-че-ской им-пе-рии во вре-мя ма-ло-лет-ства Фе-о-до-сия Млад-ше-го (408-450). От-ка-зав-шись от бра-ка, она вы-про-си-ла у сво-их бла-го-че-сти-вых ро-ди-те-лей раз-ре-ше-ние по-кло-нить-ся свя-тым ме-стам Во-сто-ка. При-быв из Иеру-са-ли-ма в Алек-сан-дрию, она тай-но от слуг пе-ре-оде-лась в одеж-ду ино-ка и скры-лась в од-но бо-ло-ти-стое ме-сто, где несколь-ко лет под-ви-за-лась в стро-гом по-сте и мо-лит-вах. По от-кро-ве-нию свы-ше она на-пра-ви-лась в скит к свя-то-му , на-звав се-бя ино-ком До-ро-фе-ем. Пре-по-доб-ный Ма-ка-рий при-нял ее в чис-ло сво-ей бра-тии, и там она вско-ре про-сла-ви-лась сво-ей по-движ-ни-че-ской жиз-нью. У ро-ди-те-лей Апол-ли-на-рии бы-ла дру-гая дочь, стра-дав-шая бес-но-ва-ни-ем. Они от-пу-сти-ли ее в скит к пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию, ко-то-рый при-вел боль-ную к ино-ку До-ро-фею (бла-жен-ной Апол-ли-на-рии), по мо-лит-ве ко-то-ро-го де-ви-ца по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние. По воз-вра-ще-нии до-мой де-ви-ца вновь под-верг-лась на-си-лию диа-во-ла, ко-то-рый дал ей вид жен-щи-ны, но-ся-щей во чре-ве. Этот слу-чай при-вел в силь-ный гнев ро-ди-те-лей ее, ко-то-рые по-сла-ли в скит во-и-нов и тре-бо-ва-ли вы-дать ви-нов-ни-ка оскорб-ле-ния до-че-ри.

Свя-тая Апол-ли-на-рия взя-ла на се-бя ви-ну и по-шла с по-слан-ны-ми в дом сво-их ро-ди-те-лей. Там она от-кры-ла ро-ди-те-лям свою тай-ну, ис-це-ли-ла сест-ру, воз-вра-ти-лась в скит, где в ско-ром вре-ме-ни мир-но скон-ча-лась в 470 го-ду. Толь-ко по-сле смер-ти ино-ка До-ро-фея от-кры-лось, что это бы-ла жен-щи-на. Те-ло свя-той бы-ло по-гре-бе-но в пе-ще-ре, в церк-ви оби-те-ли свя-то-го Ма-ка-рия Еги-пет-ско-го.

  • Преподобная Аполлинария
  • Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла
  • Мученики Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и прочих, числом 377, с ними пострадавших
  • Cвященномученик Климент, Святой мученик Агафангел и прочие с ними
  • Мученики Вавила Сицилийский и ученики его Тимофей и Агапий
  • Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий
  • Мученики Анания пресвитер, Петр темничный ключарь и с ним семь воинов
  • Мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий
  • Мученики Ипполит, Кенсорин, Савин, Хрисия девица и прочие двадцать мучеников
  • Чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн и Святая мученица Афанасия и три дочери ее Феоктиста, Феодотия и Евдоксия
  • Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий
  • Мученица Трифена
  • Другие разделы

    • Святые по именам

    Вам может быть интересно

    Житие: «Преподобная Аполлинария»

    По смерти греческого царя Аркадия , сын его Феодосий остался малым, восьмилетним отроком и не мог управлять царством; поэтому брат Аркадия, римский император Гонорий вручил попечительство над юным царем и управление всем греческим царством одному из важнейших сановников, анфипату по имени Анфемию , мужу мудрому и весьма благочестивому. Этот анфипат до тех пор, пока Феодосий вырос, всеми в то время почитался как царь, почему и святой Симеон Метафраст, начиная писать сие житие, говорит: "в царствование благочестивого царя Анфемия", - и во всей этой истории называет его царем. У сего Анфемия было две дочери, из коих одна, младшая, с самых детских лет имела в себе нечистого духа, а старшая от юности проводила время в святых церквах и молитвах. Имя сей последней было Аполлинария. Когда она достигла совершеннолетия, родители ее стали помышлять о том, как бы выдать ее замуж, но она отказывалась от этого и говорила им:

    Я хочу уйти в монастырь, слушать там Божественное писание и видеть чин монастырской жизни.

    Родители говорили ей:

    Мы хотим выдать тебя замуж.

    Она же отвечала им:

    Не хочу идти замуж, но надеюсь, что Бог и меня сохранит в страхе пред Ним чистою, как Он соблюдает в непорочности Своих святых дев!

    Родителям ее казалось весьма удивительным, что она говорила так, будучи еще столь юною, и что до такой степени она была объята любовью к Божественному. Но Аполлинария снова стала умолять своих родителей, чтобы они привели к ней какую-нибудь инокиню, которая бы научила ее псалтири и чтению святых писаний. Анфемий же не мало скорбел о ее намерении, потому что ему хотелось выдать ее замуж. Когда же девица не изменила своего желания и отказалась от всяких подарков, которые предлагались ей искавшими ее руки знатными юношами, родители сказали ей:

    Чего же ты хочешь, дочь?

    Она отвечала им:

    Прошу вас отдайте меня Богу - и вы получите награду за мое девство!

    Видя, что намерение ее непоколебимо, крепко и благочестиво, они сказали:

    Да будет воля Господня!

    И привели к ней опытную инокиню, которая научила ее читать божественные книги. После сего она сказала родителям:

    Прошу вас отпустите меня в путешествие, чтобы я могла увидеть святые места в Иерусалим. Там я помолюсь и поклонюсь честному Кресту и Святому Воскресенью Христову!

    Они не хотели отпустить ее, потому что она была для них в доме единственной утехою, и они сильно любили ее, так как другая ее сестра была одержима бесом. Аполлинария же в течение долгого времени умоляла родителей своими просьбами, и вот они, против желания своего, согласились, наконец, отпустить ее, Они дали ей многих рабов и рабынь, немало золота и серебра и сказали:

    Возьми это, дочь, и ступай, исполни обет свой, ибо Бог хочет, чтобы ты была его рабою!

    Посадив ее на корабль, они простились с нею и сказали:

    Помяни и нас дочь, в молитвах на святых местах!

    Она же сказала им:

    Как вы исполняете желание моего сердца, так пусть и Бог исполнит ваши прошения и избавит вас в день скорби!
    Итак, разлучившись с родителями, она отправилась в плавание. Достигнув Аскалона , она пробыла тут несколько дней из-за волнения морского и обошла там все церкви и монастыри, молясь и подавая милостыню нуждающимся. Здесь же нашла она себе спутников для путешествия в Иерусалим и, придя во святой город поклонилась Воскресению Господнему и Честному Кресту, совершая усердную молитву за родителей своих. В эти дни своего богомолья Аполлинарии посещала и женские монастыри, жертвуя большие суммы на нужды их. В то же время она стала отпускать на свободу излишних рабов и рабынь, причем давала им щедрою рукою награду за их службу и поручала себя их молитвам. Чрез несколько дней, по окончании своих молитв на святых местах Аполлинария, посетив Иордан, сказала оставшимся с нею:

    Братия мои, я хочу освободить и вас, но сначала отправимся в Александрию и поклонимся святому Мине .

    Они же сказали:

    Пусть будет так, как ты, госпожа, повелеваешь!

    Когда они приближались к Александрии, о ее прибытий узнал проконсул и послал почетных людей, встретить ее и приветствовать ее, как дочь царскую. Она же, не желая приготовленных ей почестей, ночью вошла в город и, сама, явившись в дом проконсула, приветствовала его и его супругу. Проконсул же с супругой упали ей в ноги, говоря:

    Зачем ты так поступила, госпожа? мы послали приветствовать тебя, а ты, наша госпожа, пришла к нам сама с поклоном.

    Блаженная Аполлинария сказала им:

    Хотите ли вы сделать мне приятное?

    Они же отвечали:

    Конечно, госпожа!

    Тогда святая сказала им:

    Отпустите же меня немедленно, не докучайте мне почестями, ибо я хочу идти и помолиться святому мученику Мине.

    И они, почтив ее драгоценными дарами, отпустили. Блаженная же раздала те дары нищим. После того она в течение нескольких дней оставалась в Александрии, обходя церкви и монастыри. При этом она нашла в том доме, где имела пребывание, одну старицу, которой Аполлинария подала щедрую милостыню и упросила тайно купить ей мантию, параманде , клобук и кожаный пояс, и все мужские одежды иноческого чина. Старица же, согласившись, купила все это и, принеся к блаженной, сказала:

    Да поможет тебе Бог мать моя!

    Получив монашеские одежды, Аполлинария сокрыла их у себя, чтобы про то не узнали ее спутники. Потом она отпустила оставшихся при ней рабов и рабынь, кроме двоих - одного старого раба и другого евнуха, и, севши, на корабль, отплыла в Лимне. Оттуда наняла она четырех животных и отправилась к гробу святого мученика Мины. Поклонившись мощам святого и совершив свои молитвы, Аполлинария в закрытой колеснице поехала в скит поклониться жившим там святым отцам. Был вечер, когда она отправилась в путь, и она велела евнуху находиться позади колесницы, а раб находившийся впереди, правил животными. Блаженная, же сидя в закрытой колеснице и имея с собою иноческие одежды, совершала тайную молитву, испрашивая у Господа помощи в предпринятом ею деле. Наступила темнота и приближалась полночь; приблизилась и колесница к одному болоту, находившемуся при источнике, который после стал называться источником Аполлинарии. Откинув покрывало колесницы, блаженная Аполлинария увидала, что оба ее служителя, евнух и возница, задремали. Тогда она сняла с себя мирские одежды и облеклась в иноческое мужское одеяние, обращаясь при сем к Богу с такими словами:

    Ты, Господи, дал мне начаток сего образа, сподоби же меня до конца понести его, по Твоей Святой воли!

    Потом осенив себя крестным знамением она тихо сошла с колесницы, между тем как слуги ее спали, и, войдя в болото, скрывалась здесь До тех пор пока колесница не уехала дальше. Святая поселилась в той пустыне при болоте и жила одна пред лицом Единого Бога, Которого она возлюбила. Бог же, видя ее сердечное к Нему влечение, покрывал ее Своею десницею, помогая ей в борьбе с невидимыми врагами, и подавая ей телесное пропитание в виде плодов с финикового дерева.

    Когда же колесница, с коей тайно сошла святая, двинулась дальше, слуги, евнух и старец проснулись при свете наступавшего дня, заметив, что колесница пуста, очень испугались; они видели только одежды своей госпожи, а ее самой не находили. Они удивлялись, не зная, когда сошла она, куда отправилась и с какою целью, сняв притом с себя все одежды. Долго они искали ее, звали ее громким голосом но, не найдя, решили возвратиться назад, не зная, что другое им сделать. Итак, вернувшись в Александрию, они объявили обо всем проконсулу Александрийскому, а тот чрезвычайно удивленный сделанным ему донесением тотчас обо всем с подробностями написал анфипату Анфемию, отцу Аполлинарии и отослал ему с евнухом и старцем оставшиеся в колеснице ее одежды. Анфемий, почитав письмо проконсула, вместе с супругою своею, матерью Аполлинарии, долго и неутешно рыдали вместе, рассматривая одежды любимой своей дочери, а с ними плакали и все вельможи. Потом Анфемий молитвенно воскликнул:

    Боже! Ты избрал ее, Ты и утверди ее в страхе Твоем!

    Когда вслед за этим все снова зарыдали, то некоторые из вельмож стали утешать царя такими словами:

    Вот истинная дочь добродетельного отца, вот истинная отрасль благочестивого царя! В этом государь, получила свидетельство пред всеми твоя добродетель, за которую Бог благословил тебя такою дочерью!

    Говоря это и многое другое, они несколько успокаивали горькую скорбь царя. И все молились Богу за Аполлинарию, чтобы Он укрепил ее в таком житии, ибо поняли, что она ушла на трудное пустынническое житие, как это и случилось на самом деле.

    Святая же дева несколько лет прожила на том месте, где она сошла с колесницы, пребывая в пустыне около болота, из которого поднимались целые облака язвительных комаров. Там вела она борьбу с дьяволом и с телом своим, которое было прежде нежно; как тело девицы, выросшей в царской роскоши, а потом стало похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссушала его трудами, постом и бдением и отдавала на съедение комарам, а кроме того, ее опалял и зной солнца. Когда же Господь восхотел, чтобы она нашла себе приют среди святых отцов пустынников, и чтобы о ней увидали люди, для своей пользы, то вывел ее из того болота. Ей явился во сне ангел и повелел идти в скит и именоваться Дорофеем. И она вышла из своего местопребывания, имея такую наружность, что никто не мог бы сказать, наверное, мужчина ли пред ним или женщина. Когда она однажды рано утром шла по пустыне, ее встретил святой пустынник Макарий и сказал ей:

    Благослови, отче!

    Она же испрашивала у него благословения, и потом, благословив друг друга, они пошли вместе к скиту. На вопрос святой:

    Кто ты, отче?

    Он отвечал:

    Я - Макарий.

    Тогда она сказала ему:

    Будь добр отче, позволь мне остаться с братией твоею!

    Старец приведя ее в скит отвел ей келью, не зная о том, что она женщина, и считая ее скопцом. Бог не открыл ему этой тайны, для того чтобы впоследствии все получили от того большую пользу и для славы Своего святого имени. На вопрос же Макария: как ее зовут? она отвечала:

    Имя мое - Дорофей. Слыша о пребывающих здесь святых отцах, я пришел сюда пожить с ними, если только окажусь этого достойным.

    Старец спросил ее тогда:

    Что ты можешь делать, брат?

    И Дорофей отвечал, что он согласен делать то, что ему будет повелено. Тогда старец указал ей делать цыновки из тростника. И святая дева стала жить, как муж, в особой кельи, посреди мужей, как живут пустынные отцы: Бог не давал никому проникнуть в тайну ее. Дни и ночи проводила она, в непрестанной молитве и занятии рукодельем. С течением времени она стала выделяться среди отцов строгостью своей жизни; сверх того, ей дана была от Бога благодать исцеления недугов и имя Дорофея было у всех на устах, ибо все любили сего мнимого Дорофея и почитали его великим отцом.

    Прошло довольно времени, и злой дух которым была одержима младшая дочь царя Анфемия, сестра Аполлинарии, стал сильнее мучить ее и кричал:

    Если вы не отведете меня в пустыню, то я не оставлю ее.

    К этой хитрости дьявол прибег, для того, чтобы обнаружилось, что Аполлинария живет среди мужчин и чтобы изгнать ее из скита. А так, как Бог не допускал дьяволу говорить что-нибудь об Аполлинарии, то он мучил ее сестру, чтобы ее отправили в пустыню. Вельможи советовали царю послать ее к святым отцам в скит, чтобы те помолились о ней. Царь так и сделал, послав к пустынным отцам свою бесноватую с множеством слуг.

    Когда все прибыли в скит, на встречу им вышел святой Макарий и спросил их:

    Зачем, чада, вы пришли сюда?

    Они же сказали:

    Благочестивый государь наш Анфемий прислал свою дочь, чтобы вы, помолившись Богу, исцелили ее от болезни.

    Старец, приняв ее из рук царского сановника, отвел ее к авве Дорофею, или иначе к Аполлинарии, и сказал:

    Вот это царская дочь, которая нуждается в молитвах здесь живущих отцов и в твоей молитве. Помолись о ней и исцели ее, так как тебе от Господа дарована сия способность исцеления.

    Аполлинария же, услышав это, стала плакать и говорила:

    Кто такое я, грешный, что вы приписываете мне власть изгонять бесов?

    И, склонившись на колена, умоляла старца такими словами:

    Оставь меня, отец плакать о многочисленных грехах моих; я немощен, и не в силах сделать что-либо в таком деле.

    Но Макарий сказал ей:

    Разве другие отцы не творят знамений силою Божьей? И тебе также предоставлено это дело.

    Тогда Аполлинария сказала:

    Да будет воля Господня!

    И, умилосердившись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Узнав в ней свою сестру, преподобная со слезами радости обняла ее и сказала:

    Хорошо, что ты пришла сюда, сестра!

    Бог же запретил бесу объявлять об Аполлинарии, которая продолжала скрывать свой пол под видом и именем мужчины, и святая боролась с дьяволом молитвою. Однажды, когда дьявол стал особенно сильно мучить девицу, блаженная Аполлинария, воздев руки к Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда дьявол, не будучи в состоянии противиться силе молитвы, громко закричал:
    - Беда мне! меня гонят отсюда, и я удаляюсь!

    И, повергши девицу на землю, вышел из нее. Святая же Аполлинария, взявши с собою выздоровевшую сестру свою, привела ее в церковь, и, припадав к ногам святых отцов, говорила:

    Простите мне, грешному! Я много грешу, живя посреди вас.

    Они же, призвав посланных от царя, отдали им исцеленную царскую дочь и отпустили ее с молитвами и благословением к царю. Родители весьма обрадовались, когда увидели свою дочь здоровою, и все вельможи обрадовались счастью царя своего и прославляли Бога за столь великую его милость, ибо видели, что девица стала здорова, прекрасна лицом и тиха. Святая же Аполлинария еще более смиряла себя среди отцов, принимая на себя все новые и новые подвиги.

    Потом дьявол снова прибег к хитрости, чтобы огорчить царя и обесчестить его дом, а также обесславить и причинить зло мнимому Дорофею. Он снова вошел в царскую дочь, но не мучил ее как прежде, а дал ей вид зачавшей женщины. Увидев ее в таком положении, родители ее чрезвычайно смутились и стали допрашивать ее, с кем она согрешила, Девица же, будучи чиста телом и душою, отвечала, что она сама не знает, как это с нею случилось. Когда родители побоями стали принуждать ее к тому, чтобы она сказала, с кем пала, дьявол сказал ее устами:

    Тот черноризец в кельи, у которого я жила в скиту, виновен в моем падении.

    Царь пришел в сильное раздражение и повелел разрушить тот скит. Царские воеводы пришли с воинами в скит и с гневом требовали выдать им черноризца, оскорбившего так жестоко царскую дочь, а в случае противления угрожали истребить всех скитников. Услышав это, все отцы пришли в чрезвычайное смятение, но блаженный Дорофей, выйдя к слугам царским, сказал:
    - Я тот, кого вы ищете; возьмите меня одного, как виновного, а прочих отцов как невинных оставьте в покое.

    Отцы, услышав это, огорчились и говорили Дорофею: "и мы пойдем с тобою!" - потому что они не считали его виновным том грехе! Но блаженный Дорофей говорил им:

    Господа мои! вы только молитесь обо мне, я же надеюсь на Бога и на ваши молитвы, и думаю, что скоро благополучно вернусь к вам.

    Тогда они повели его всем собором в церковь и, сотворив о нем молитву и поручив его Богу, отдали его посланным от Анфемия; авва Макарий и другие отцы были однако же уверены в том, что Дорофей ни в чем неповинен. Когда Дорофея привели к Анфемию, он упал к его ногам и сказал:

    Умоляю тебя, благочестивый государь, терпеливо и в молчании выслушать то, что я скажу о твоей дочери; но я скажу вам все только наедине. Девица же чиста и не потерпела никакого насилия.

    Когда же святая вознамерилась уйти в свое местопребывание, родители стали молить ее о том, чтобы она осталась у них. Но они не могли упросить ее, а притом и не хотели нарушить царское свое слово, данное ей, что отпустят ее на место ее жительства, ранее открытия тайны ее. Итак, они, против собственного желания, отпускали свою любимую дочь, плача и рыдая, но в то же время радуясь в душе такой добродетельной дочери, которая предала себя на служение Богу. Блаженная же Аполлинария просила своих родителей молиться о ней, и они сказали ей:

    Бог, Которому ты уневестила себя, да довершит тебя в страхе и любви к Нему и да покроет тебя Своего милостью; а ты, возлюбленная дочерь, поминай нас в своих святых молитвах.

    Ей хотели дать много золота, чтобы она отнесла его в скит на нужды святых отцов, но она не захотела взять его.

    Отцы мои, - говорила она, - не имеют нужды в богатствах сего мира; мы заботимся только о том, чтобы не лишиться благ небесных.

    Итак, сотворив молитву и долго проплакав, обнимая и лобзая свою любимую дочь, царь и царица отпустили ее на место ее жительства. Блаженная же радовалась и веселилась о Господе.

    Когда же она пришла в скит, отцы и братия возрадовались тому, что брат их Дорофей, вернулся к ним невредим и здрав, и устроили в тот день празднество, в благодарение Господу. Никто так и не узнал, что приключилось с нею у царя, а равно осталось в безвестности и то, что Дорофей женщина. И жила святая Аполлинария, этот мнимый Дорофей, среди братии, как и прежде, пребывая в своей кельи. Чрез некоторое время, провидя свое отшествие к Богу, она сказала авве Макарию:

    Сделай мне милость, отче: когда мне наступит время отойти в иную жизнь, то пусть братия не омывают и не опрастывают моего тела.

    Старец, же сказал:

    Как же это возможно?

    Когда она преставилась к Господу , братии пришли омыть ее и, увидев, что пред ними женщина, громогласно восклицали:
    - Слава Тебе, Христе Боже, имеющий много сокровенных святых у Себя!

    Святой же Макарий удивлялся тому, что ему не была открыта эта тайна. Но в сонном видении он увидел одного человека, который говорил ему:

    Не скорби о том, что от тебя была сокрыта эта тайна и тебе подобает быть увенчанным со святыми отцами, жившими в древние времена.

    Явившийся сказал при сем о происхождений и жизни блаженной Аполлинарии и назвал ее имя. Воспрянув от сна, старец созвал братию и рассказал им о том, что видел и все дивились и славили Бога, дивного во святых Своих. Украсив тело святой, братия с почетом погребли его на восточной стороне храма, в гробнице святого Макария. От святых мощей сих совершались многие исцеления, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки, аминь.

    1 Аркадий, по разделе Римской империи отцом его Феодосием I Великим, царствовал в Восточной Римской империи, или в Византии с 395 - 408 г.
    2 Феодосий II-й - сын Аркадия, названный Младшим, в отличие от деда своего Феодосия I Великого; царствовал в Византии с 408-450 г.
    3 Гонорий - другой сын Феодосия Великого - получил, при разделе империи, Запад и царствовал с 395-423 г.
    4 Анфипат или проконсул (греч. сановник в Византийской империи, занимавший государственную должность правителя отдельной области или провинции.
    5 Анфемий - отец Аполлинарии - был проконсулом или анфипатом с 405 г. И пользовался влиянием при дворе, так что по смерти императора Аркадия в 408 г. Брат его Гонорий, император Западной империи, назначил сего Анфемия опекуном к 8-ми летнему сыну Аркадия Феодосию и доверил ему временное правление всей Восточной империей. Поэтому Анфемий в житии называется царем. О нем упоминает блаженный Феодорит, и сохранилось письмо к нему св. Иоанна Златоуста.
    6 Аскалон - один из пяти главных филистимских городов в Палестине на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. Назначенный в уделе колену Иудину и завоеванный им, он, однако, после был независим и, подобно другим филистимским городам был во вражде с Израилем.
    7 Здесь разумеется св. великомученик Мина, память коего празднуется 11-го ноября. Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. и останки его верующими были перенесены в Александрию, где на месте погребения их был воздвигнут Храм; сюда то и стекались многочисленные поклонники, так как по молитвам святого совершалось здесь множество чудес.
    8 Проконсул - правитель области.
    9 Параманда, иначе называемый аналав, - это принадлежность монашеского одеяния. В древности параманда состояла из двух ремней, надеваемых поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи, в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Иначе параманда устроялся из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, на подобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параманду поверх одежды монашеской, иные не только сверх хитона, или рубахи, как носят и теперь, В настоящее же время поверх одежды носят удлиненный параманд или аналав только схимники.
    10 Около 470 года.

    Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. У неё был брат Григорий Петрович. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве стиркой белья и зарабатывая на жизнь в качестве няни. Всё свободное время она отдавала церкви. Вела строгую монашескую жизнь. Была известна как целительница телесных недугов. Канонизирована 7 мая 2003 года Архиерейским Собором Русской православной церкви и реабилитирована 31 июля 1989 года. Лжесвидетель, по доносу которого арестовали мученицу Аполлинарию, показал, что знает ее "как контрреволюционную личность". Он сказал: «Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви "Знаменье" у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупициной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».
    Аполлинария Петровна арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователь удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться признаний от арестованной. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. . На расстрельном полигоне в Бутово с 1937 по 1938 гг. НКВД было убито и похоронено в братских могилах 20765 человек. В том числе - православные архиереи, священники, монашествующие и миряне. Своей кровью они освятили здешнюю землю. Весной 1994 г. Здесь был поставлен Поклонный Крест. 19 мая 2007 года освящён храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Каждый год в четвёртую субботу после Пасхи празднуется память Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших, - тех, кто прошёл Русскую Голгофу, тех, чьими молитвами воскресает Россия . Люди, восстанавливающие храм в Пижме считают, что мученица Аполлинария Тупицына помогает им укрепиться в православной вере. Родившаяся в соседней с Пежмой деревне Шелюбинской, она, конечно, бывала в Пежемском Богоявленском храме на богослужениях и своей последующей жизнью и подвигом исповедничества Христа.

    Каменный храм Богоявления в с. Пежма построен в 1806 году. К 1913 году капитально отремонтирован и реконструирован, в 1993 закрыт советской властью. 3 июля 2009 года после проведения расчистки и установки временной алтарной преграды в Никольском приделе Пежемского Богоявленского храма была отслужена первая за 76 лет Божественная литургия. Богослужение возглавлял благочинный Вельского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии игумен Антоний (Яворский) с сослужащими клириками округа. Память святой мученицы Аполлинарии отмечалась в Пежме впервые. Начиная с 2009 года, в Пежемском Богоявленском храме каждый год проходят службы Святой мученице Апполинарии. Также, службы проходили 13 октября 2010 года в храме свв. Новомучеников и исповедников в Бутове (на Бутовском полигоне близ Москвы). Службу проводил протоирей Кирилл Каледа и 17 октября 2011 года службу отслужил о. Димитрий Фесечко. 13.10.2012 года была отслужена литургия. Служил Дмитрий Фесечко. На службах присутствовала Галина Тихоновна Ануфриева - внучатая племянница Апполинарии Петровны. Из года в год количество молящихся на службах увеличивается.

    Как нам стало известно, живы родственники Апполинарии Петровны – Галина Тихоновна Ануфриева и её сын Георгий Ануфриев. Галина Тихоновна сказала: «Сердце и душа переполняются чувствами горести и радости… Горести о тысячах невинно убиенных на этом небольшом клочке земли, и радости о том, что, наконец, мы можем прикоснуться к тому месту, где почивают останки нашей родной Аполлинарии, семейные предания о доброте и отзывчивости которой мы слышали с детства. Для нас очень волнительно, даже не верится, что милостью Божией она прославлена как святая мученица».

    Мы спросили Георгия, обращается ли к святой с просьбами его семья? Георгий ответил: «Да, я обращаюсь с просьбами к Аполлинарии и моя семья тоже. Её помощь мы всегда чувствуем, помним её, она всегда находится с нами. У меня даже есть икона святой мученицы Апполинарии Тупициной.

    В июне 2009 года Икона мученицы Аполлинарии была написана в Москве по благословению настоятеля храма свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы в память о мученической кончине Аполлинарии Тупицыной. Икона передана в дар настоятелю Пежемского Богоявленского храма игумену Антонию (Яворскому) во время первой литургии в возобновленном храме - 19.07.2009. Мученица Аполлинария изображена на фоне двух храмов: Пежемского Богоявленского храма - прихожанкой которого она была в молодые годы (слева) и храма Воскресения Христова и Свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове, который воздвигнут в 2006-07 году на месте расстрелов многочисленных жертв политических репрессий, в том числе новомучеников за веру православную пострадавших. Память о мученице Аполлинарии объединяет эти два святых места.


    Работа Зои Зенковой, ученицы Воскресной школы г. Новодвинска, выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель - Кузнецова Ю.Н