Нефтяной кризис (1973). Почём чёрное золото? Нефтяной кризис 1973 года

И их союзников в Западной Европе . В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель . В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка , поддержавшая позицию арабов . Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем . Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть .

Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Нефтегазовые войны - часть 1

    ✪ Geografia - Fontes de Energia - Parte 2

Субтитры

Нефтяной кризис в США

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним 4-кратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также, начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

См. также

Литература

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. - М. : «Альпина Паблишер» , 2011. - 960 с. - ISBN 978-5-9614-1252-9 .
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. - New York: St. Martin"s Press, 2009. -

Нефтяное эмбарго ОПЕК – это решение прекратить экспорт нефти в Соединенные Штаты. Двенадцать членов согласились на эмбарго 19 октября 1973 года . В течение следующих 6 месяцев цены на нефть выросли в 4 раза. Цены оставались на более высоком уровне даже после того, как эмбарго было отменено в марте 1974 года .

Обзор истории цен на нефть показывает, что с тех пор они никогда не были прежними. После эмбарго ОПЕК продолжает использовать свое влияние для управления ценами на нефть. Сегодня ОПЕК контролирует 42% предложения нефти в мире. Организация также контролирует 61 % экспорта нефти и обладает около 80 % доказанных запасов нефти.

Причины нефтяного кризиса

В 1971 году президент Никсон решил отменить в Соединенных Штатах. В результате страны больше не могли обменять доллары в своих валютных резервах на золото. Это действие президента Никсона шло наперекор Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года. Решение США послужило катализатором резкого скачка цен на золото. История системы золотого стандарта показывает, что этот шаг был неизбежен. Но действие Никсона оказалось столь внезапным и неожиданным, что оно также снизило стоимость самого доллара.

Резкое ослабление доллара сказалось на странах ОПЕК. Их нефтяные контракты были номинированы в долларах США. Это означало, что их доход сократился вместе с ослаблением доллара. Стоимость импорта, выраженная в других валютах, осталась неизменной или даже выросла. ОПЕК даже намеревалась оценивать нефть в золоте, а в долларах, чтобы хоть как-то нивелировать сокращение доходов .

Подробнее об ОПЕК в статье

Терпение руководителей ОПЕК лопнуло, когда Соединенные Штаты поддержали Израиль против Египта в войне Йом-Киппур. 19 октября 1973 года Никсон потребовал от Конгресса выделить $ 2,2 млрд. на экстренную военную помощь Израилю. Арабские члены ОПЕК ответили путем прекращения экспорта нефти в Соединенные Штаты и другим союзникам Израиля.

Египет, Сирия и Израиль объявили перемирие 25 октября 1973 года. Но ОПЕК продолжала эмбарго до марта 1974 года. К тому времени цены на нефть резко выросли с $ 2,9 за баррель до $11,65 за баррель.

Последствия нефтяного кризиса

Нефтяное эмбарго широко рассматривается как причина рецессии 1973-1975 годов. Но правительственная политика США действительно вызвала спад и сопровождающую его стагфляцию. Государственная политика включала контроль над заработной платой Никсона и денежно-кредитную политику . Контроль за заработной платой предполагал удержание высокой зарплаты работникам, а это означало, что предприятия увольняли своих сотрудников для снижения издержек. В то же время корпорации не могли снизить цены для стимулирования спроса. Спрос сильнее сократился, когда люди потеряли работу.

Хуже того, ФРС так много раз повышала и снижала процентные ставки , что предприятиям было трудно планировать будущий бюджет. В результате компании сохранили высокие цены, что спровоцировало инфляцию. Они боялись нанимать новых работников, тем самым усугубляя рецессию. Однако экономисты из ФРС распознали потенциальные последствия из истории в США. С тех пор регулятор был последователен в проведении монетарной политики. Что еще более важно, главы ФРС стали четко сигнализировать о своих намерениях задолго до фактического применение мер.

Нефтяное эмбарго усугубило инфляцию, на 10 % для некоторых товаров, вследствие повышения цен на нефть. Это произошло в уязвимое время для экономики США. Отечественные производители нефти работали на полную мощность. Они не имели возможности добывать больший объем углеводородов, чтобы полностью скомпенсировать падение импорта. Кроме того, доля производства нефти в США в мировой добыче упала в процентном выражении .

Это также ухудшило рецессию и сократило доверие потребителей. Люди были вынуждены изменить свои потребительские запросы вследствие сложившегося кризиса, который правительство безуспешно пыталось решить. Это недоверие заставляло людей тратить меньше средств.

Например, из-за нехватки бензина водители были вынуждены долгое время стоять в очереди, которые часто простирались на несколько кварталов. Люди зачастую просыпались до рассвета, чтобы избежать длинных очередей. На бензоколонках были отмечены цветные знаки: зеленый , когда топливо было доступно, желтый – имелось в достаточном количестве, и красный – бензин закончился. Некоторые штаты страны вводили нечетно-четное нормирование: водители с номерными знаками, заканчивающимися нечетными числами, могли получать бензин в нечетные числа.

Для экономии топлива ограничение скорости было сокращено до 55 миль в час . В 1974 году было установлено летнее время. Кроме того, более высокие цены на бензин означали, что у потребителей было меньше денег на другие товары и услуги , что сильнее снижало потребление , усугубляя рецессию .

Нефтяное эмбарго дало ОПЕК новую силу для достижения своей цели по управлению поставками нефти в мире и поддержания стабильных цен. Увеличивая и снижая предложение, ОПЕК старается поддерживать цену от $ 70 до $80 за баррель . Если цена падает ниже , прибыль ОПЕК сокращается. Выше $80 – развитие сланцевых месторождений становится привлекательным .

Соединенные Штаты создали Стратегический нефтяной резерв (Strategic Petroleum Reserve), который должен содержать объем, соответствующий 90-дневному потреблению нефти , в случае другого эмбарго. Максимальный размер хранилищ составляет около 727 млн . баррелей .

Данный энергетический кризис выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

До 70-х годов мировой рынок нефти полностью контролировался Международным нефтяным картелем во главе с американскими компаниями (в частности, картель контролировал 85-90% экспорта нефти из развивающихся стран). Организация могла использовать свою монопольную власть, например, скупая нефть по заниженным ценам у стран-производителей и продавая ее по завышенным ценам странам-импортерам.

Естественно, такая ситуация не устраивала производителей из развивающихся стран и в 1960 г. они объединились в ОПЕК. К 1970 г. ОПЕК стал мощной организацией, способной противостоять картелю западных стран.

В 1973 г. ОПЕК заявила, что не будет продавать нефть странам (США и страны Западной Европы), которые поддерживали Израиль в ходе Четвёртой арабо-израильской войны (началась 06.10.1973 г и длилась 18 дней).

В результате цены на нефть резко выросли (за год цены выросли с 3 долларов за баррель до 12), что стало мощным ударом по экономике развитых стран. Данный энергетический кризис (другое название — «нефтяное эмбарго») выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

Дошло до того, что США пришлось ввести лимиты на отопление зданий, бензин подорожал в 3-4 раза, в Голландии отменили езду на автомобилях по воскресениям, а Англия отменила полеты через Атлантический океан (стало слишком дорого).

на фото очередь за бензином в Портленде (1973 г.) (штат Орегон (США) перешел на распределительную реализацию бензина по регистрационным номерам).

Вскоре, катастрофа постигла автомобильную промышленность США, когда японские кампании (Toyota, Nissan, Honda) стали вытеснять с рынка американских производителей.

Несмотря на то, что эмбарго против США отменили в марте 1974 году, его негативные последствия ощущались еще долгое время. Рост цен на топливо привел к удорожанию остальных товаров, в первую очередь продуктов питания. В течении двух лет до декабря 1974 г. индекс Dow Jones снизился с 1051 до 577 пунктов.

С 1973 по 1975 гг. ВНП США упал на 6%, а безработица выросла до 9%. В Японии ВНП в 1974 году перестал расти впервые после Второй мировой войны.

Кстати, энергетический кризис совпал с отменой золотовалютного стандарта (США отказались от золотого обеспечения доллара).

Доходы ОПЕК увеличились с 23 млрд долларов в 1972 году до 140 млрд долларов в 1977.

Отметим, что в долгосрочном периоде рост цен на нефть сказался на странах странах ОПЕК негативно. Получая огромные сверхдоходы от экспорта нефти, они потеряли стимул к развитию других отраслей и контролю бюджетных расходов, что негативно сказалось на их дальнейшей судьбе.

Кстати, мировой энергетический кризис оказал большое влияние на добычу нефти и газа в СССР. Рост цен на нефть сделал рентабельным разработку месторождений в Сибири. Кроме того, дефицит нефти на мировом рынке привел к росту ее экспорта. Нефть стала главным источником валютным доходов Советского Союза. Возможно, в это время и произошло подсаживание нашей страны на «нефтяную иглу».

В долгосрочном периоде энергетический кризис оказал на мировую экономику скорее положительное влияние. Он привел к развитию ресурсосберегающих технологий, а также простимулировал страны развивать собственный топливно-энергетический комплекс.

(также известен под названием «нефтяное эмбарго ») начался 17 октября 1973 года, когда ОПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза и положил начало зависимости СССР, а затем и России от «нефтяной трубы» и нефтедолларов.

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 29 июня 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, - на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73%.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антитрестовский закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

Экономический кризис 1973–1975 гг.

У истоков современного этапа развития США лежат процессы, связанные с дальнейшим обострением противоречий капиталистической системы. Именно из США исходили импульсы мирового экономического кризиса середины 70-х годов. Явления перепроизводства стали проявляться здесь еще в конце 1973 г., т. е. всего через четыре юда после начала предыдущего спада. «Своей кульминации кризис достиг в 1975 г., когда по сравнению с 1973 г. физический объем промышленного производства в мировом капиталистическом хозяйстве снизился примерно на 6%, а в его индустриальных центрах – более чем на 7%» .

Примечательно, что кризис 1973–1975 гг. проявился и Соединенных Штатах в гораздо более острой форме, чем в других развитых капиталистических странах. По масштабам сокращения промышленного производства, по размаху и продолжительности безработицы, по глубине фазы падения и иным показателям этот кризис превосходил все экономические катастрофы американского капитализма, начиная с кризиса 1937– 1938 гг., и уступал первенство лишь «великой депрессии» 1929–1933 гг. При этом в полной мере раскрылись все те тенденции, которые лишь намечались или недостаточно четко проявились в ходе предшествующего спада 1969–1970 гг., в процессе формирования общей социально-экономической ситуации в США конца 60-х – начала 70-х годов.

Учитывая этот факт, а также то обстоятельство, что во всех спадах американской экономики последующих лет именно указанные тенденции определяли специфику кризисных ситуаций, их можно рассматривать как новые, не имеющие аналогов в прошлом черты развертывания кризиса в современных условиях. К ним необходимо отнести следующие. Во-первых, нарушение традиционной для капиталистической экономики зависимости между регрессивным развитием па стадии кризиса и движением цен. Так, до кризисов конца 60-х годов и 1973–1975 гг. свертывание производства всегда сопровождалось резким падением цен, отныне же оно сопровождается ростом цен, неконтролируемой инфляцией. Во-вторых, прежде рост безработицы и увеличение резервной армии труда, столь характерные для периодов экономического кризиса, сопровождались падением заработной платы. Кризис 1973–1975 гг., однако, не привел к падению денежной заработной платы. В-третьих, несмотря на некоторый рост промышленного производства на стадии выхода из кризиса (начиная с 1976 г.) и в последующие несколько лет, в США в целoм сохранился практически столь же высокий, как и в разгар кризиса уровень безработицы.

Эти особенности кризиса еще сильнее, чем в конце 60-х–начале 70-х годов, выявили несостоятельность сложившихся форм государственного регулирования экономики и лежащих в их основе кейнсианских принципов. «Инфляционная волна 70-х годов,– писал в этой связи журнал «Newsweek», – продемонстрировала поразительные слабости кейнсианской теории. Реальный мир уже невозможно втиснуть в старые теоретические рамки» (Newsweek. 1976, vol. 87, N 20, p. 49).

Циклическому кризису перепроизводства 1973–1975 гг. предшествовали резкое ослабление позиций США в мировом капиталистическом хозяйстве, кризисные явления в банковской сфере, непоследовательный, с частыми зигзагами и обращением вспять правительственный курс в области кредитно-финансовой политики. Все эти явления подточили экономику США, сделали непрочным периоды ее «оздоровления». Однако непосредственными причинами кризиса середины 70-х годов стали падение платежеспособности широких масс населения, обесценение денег, рост цен.

Обычно потребительские расходы населения служили фактором противодействия кризисным тенденциям в экономике. Но в условиях инфляции 70-х годов и непрекращающегося даже в кризисной ситуации роста цен на потребительские товары, при наличии огромной армии безработных произошло небывалое в истории США по продолжительности и глубине падение реальных доходов американцев. Реальная недельная заработная плата рабочих и служащих понизилась на 1% в 1973 г. и на 5% в 1974 г., оказавшись в результате на более низком уровне, чем в 1965 г.4 Резкое повышение цен на продовольствие и топливо в конце 1973 г. привело к уменьшению реальных потребительских расходов не только на товары длительного пользования, но и на другие виды товаров и услуг. При определенном росте номинальной заработной платы американских трудящихся за 1967–1977 гг. ее реальный уровень увеличился всего на 2,5% с учетом роста цен, налогов и обесценения денег. Именно это положение позволило журналу «Time» заявить, что «повышение заработной платы рабочих становится издевательством. По сравнению с 60-ми годами прирост жизненного уровня фактически оказался на нуле» (Time, 1977, vol. 109, N 17, p. 23).

Увеличение не находящей сбыта продукции и значительное уменьшение всех основных показателей совокупного спроса населения вызвали начиная с середины 1973 г. резкое падение промышленного производства в США, охватившее практически все отрасли промышленности. Индекс падения уровня производства (сравнение предкризисного максимума с кризисным минимумом; уровень 1967 г. =100) за 1974–1975 гг. по важнейшим отраслям промышленности выглядел следующим образом: промышленное производство в целом – 131,9 и 111,7; черная металлургия – 129,8 и 87; цветная металлургия – 139,6 и 84,7; производство изделий из резины и пластмасс – 205,3 и 139,6; текстильная промышленность – 145,3 и 96,16 и т.д. Важно отметить то обстоятельство, что если в кризисных фазах предшествующих промышленных циклов ряд отраслей промышленности (аэрокосмическая, электронная, некоторые химические отрасли), как правило, не испытывал длительного падения производства, то в цикле, завершившемся кризисом 1973–1975 гг., такое падение произошло. Это означает, что кризис охватил как традиционные отрасли американской экономики, так и новые отрасли, порожденные научно-технической революцией.

Как и во всех предшествующих случаях, этому кризису сопутствовала волна банкротств капиталистических предприятий. В 1974–1975 гг. в стране обанкротилось свыше 21 тыс. компаний. Среди банкротов оказались не только мелкие и средние компании, но и крупные (и даже крупнейшие) железнодорожные и торговые компании, банковские корпорации. На грани банкротства балансировали лидирующие фирмы авиационной промышленности «Локхид», «Груммен», авиатранспортные компании «Трансуорлд эйрлайнз», «Пан-Америкэн», «Уорлд эйр». В 1974 г. потерпели финансовый крах такие крупнейшие коммерческие банки США, как «Юнайтед Стейтс нэшнл бэнк оф Сан-Диего» с депозитами в 1 млрд. долл., «Франклин нэшнл бэнк» с депозитами 4,5 млрд.

Кризисный 1974 год стал рекордным по сумме убытков, понесенных коммерческими банками: они оценивались в 2 млрд. долл. В то же время предельно острое положение сложилось в сфере финансов самих корпораций, на рынке ссудного капитала, напоминая ситуацию, предшествовавшую спаду 1969–1970 гг. Достаточно сказать, что к 1975 г. общая задолженность корпораций составила 1 трлн. долл. Это более чем в 15 раз превышало прибыли корпораций после вычета налогов. Все это делает понятным вывод ряда американских экономистов, утверждавших, что экономика Соединенных Штатов основана на долгах.

Кризис 1973–1975 гг. привел к резкому сокращению занятости и дальнейшему росту и без того значительной армии безработных. Число занятых в американском хозяйстве, равнявшееся в июле 1974 г. 86,2 млн., к марту 1975 г., упало до 84,2 млн., тогда как число полностью безработных, по официальным данным, возросло в мае 1975 г. до 8,3 млн. по сравнению с 4,5 млн. в мае 1974 г. Однако на самом деле армия безработных была намного больше, поскольку официальные данные о числе полностью безработных в тот или иной момент неточно выявляли действительные масштабы этого бедствия. В течение 1975 г. 21 млн. американцев испытывали на себе давление безработицы, т.е. пребывали какое-то время без работы. Подобное «освобождение» от труда у 9.2 млн. человек продолжалось до 15 и более недель. При этом безработица неодинаково затронула различные социальные категории американских трудящихся. В наибольшей степени в период кризиса 1973–1975 гг. от нее пострадали молодежь, женщины, представители национальных меньшинств, и прежде всего черные американцы. В 1977 г., уже после выхода из кризиса, общенациональный уровень безработицы оценивался в 7%, в том числе среди белых американцев он равнялся 6,2%, среди небелых – 14,2, среди молодежи (16-24 лет) – 13,1% .

Многие характерные черты кризиса в США, определившие его размах и длительные последствия, вытекали не только из внутриэкономических факторов. В значительной мере они предопределялись обострением структурных противоречий мирового капиталистического хозяйства, с которым экономика США связана неразрывными узами. Структурные мирохозяйственные проблемы капитализма предстали как проявление стихийных, не поддающихся контролю и регулированию сил, хотя в предшествующие годы усилиями ведущих капиталистических стран и лидерами ТНК были созданы различные инструменты подобного регулирования (координационные и планирующие органы самих ТНК, систематические встречи глав государств ведущих капиталистических стран, «Римского клуба» и т.д.). Стало очевидно, что процесс капиталистической интернационализации производства намного опередил возможности ее государственно-монополистического регулирования на международном уровне.

Существенной особенностью кризиса перепроизводства в США стало его тесное и в то же время достаточно противоречивое переплетение как с энергетическим и сырьевым кризисами, так и с резким обострением проблем мировой валютно-финансовой системы. В основе энергетического кризиса, ускорившего наступление кризиса циклического, лежало укрепление сплоченности нефтедобывающих стран, выразившееся, в частности, в создании ОПЕК, что привело в 70-х годах к ослаблению позиций нефтяных монополий, к утрате ими контроля над мировыми ценами на нефть. Резкий рост цен на топливо и вслед за тем па электроэнергию (на 55% – в 1974 г. и на 18% – в 1975 г.) способствовал развитию инфляции и уменьшению платежеспособного спроса населения США. Кроме того, увеличение мировых цен на нефть и нефтепродукты привело к образованию огромного дефицита торгового баланса (что, в свою очередь, способствовало дальнейшему ослаблению позиций доллара на мировых валютных рынках).

Бывший директор Европейского отделения Международного банка реконструкции и развития А. Караш считал, что столь же «роковую роль» в комплексе причин, приведших к кризису 1973–1975 гг., занимают и кризисные явления в мировой валютной системе, фактический развал которой начался с отменой Р. Никсоном в августе 1971 г. принципа обратимости доллара в золото, т.е. с отказа от основного положения Бреттон-Вудской системы.

Кризис 1973–1975 гг. обнажил зависимость страны от импорта, от внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. В 1973 г. доля импорта в потреблении марганца в США составляла 98%, кобальта – 96, цинка – 63, алюминия и олова – 86, никеля – 72, хрома – 91% 11. За годы кризиса, как никогда прежде, обострилось соперничество развитых капиталистических стран на мировом рынке, причем США все более оказывались потесненными в ряде важных областей. Уже с 1970 г. ФРГ начинала превосходить США, а с 1978 г. Япония сравнялась с ними по объему экспорта промышленных изделий. Резко сократился золотой запас США. В 70-е годы ФРГ, а затем Саудовская Аравия и Япония обогнали Соединенные Штаты по объему золото-валютных резервов.

Западноевропейские и японские монополии стали все успешнее конкурировать с американскими корпорациями, в том числе и на внутреннем рынке США.

Глубина и масштабность кризиса, сложность и разнообразие проблем, порожденных им, повергли верхушку американского общества как бы в шоковое состояние. Последовавшая затем реакция была весьма характерной. Она свидетельствовала о стремлении монополистического капитала взять инициативу по спасению американской экономики и капиталистической системы в целом непосредственно в собственные руки. Если до 70-х годов выработка экономико-политических решений осуществлялась почти целиком через аппарат правительственных органов, комиссий конгресса, многочисленных политических институтов, то с конца 60-х, и особенно с середины 70-х годов, лидеры промышленных и финансовых корпораций все чаще «напрямую» стремились контролировать определение перспективных задач страны, национальных приоритетов, притом как экономических, так и социальных. Среди непосредственных причин подобной «смены вех», было не только состояние американской экономики, социально-политическая ситуация в США, но и растущее недоверие все более широких слоев американского общества к способностям «капитанов американского бизнеса» адекватно и в интересах общества решить стоящие перед страной проблемы.

В середине 70-х годов тенденция непосредственного вовлечения монополий (и прежде всего военно-промышленного комплекса) в политическую жизнь все более приобретала черты доминирующего явления. Это нашло отражение и в увеличении лоббистских контор в Вашингтоне, и в заметном усилении «внутрифирменной» политической деятельности предпринимателей. 700 крупнейших корпораций создали собственные «комитеты политического действия». Эти организации не только стали заниматься сбором средств среди сотрудников фирмы в пользу того или иного кандидата в законодательные органы власти, но и осуществлять постоянный контакт между фирмами и партийными машинами демократов и республиканцев. Политическая пропаганда на предприятиях рассматривалась ими в качестве одного из главных направлений деятельности. Она носила и носит антирабочий, консервативный или даже открыто реакционный характер.

В США все громче стали слышны призывы к коренному пересмотру послевоенной политики государства в социально-экономической сфере. Все большую популярность начали приобретать всевозможные варианты консервативной ревизии «рузвельтовского наследия», неолиберальных принципов регулирования экономики.