Оздоровительный час в старшей группе. Оздоровительно -игровой час. Основные элементы занятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оздоровительно-игровой час в старшей группе «Непоседы» «Путешествие на остров»

старшая группа здоровье игра

Цель: Формировать бережное отношение к своему здоровью, приобщать к здоровому образу жизни.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Систематизировать знания детей о том, как заботиться о своём здоровье;

Развивать внимание, мышление, память;

Закрепить знания о полезности овощей и фруктов.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы и умозаключения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Совершенствовать речевые и исполнительские навыки при драматизации;

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать умение слушать собеседника.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать учить воспринимать музыку;

Продолжать учить сопереживанию персонажам.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развивать общую моторику детей;

Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.

Предварительная работа:

Беседы: «Зачем делать зарядку», «Как стать сильным», «Откуда берутся болезни», «Для чего нужны витамины»;

Заучивание стихов, пословиц и поговорок на тему;

Индивидуальная работа при подготовке к исполнению ролей микробов;

Запись видеописьма;

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле»;

Разучивание танца «Чунга -чанга».

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Материал и оборудование: ноутбук; макет корабля; музыкальная запись; игра «Загадки- отгадки»; плакат с продуктами питания; корзинка и муляжи овощей и фруктов; фонограммы песен.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, на электронную почту нам пришло видеописьмо от наших друзей с далёкого острова Чунга-чанга. Хотите посмотреть?

Видеописьмо

(На экране папуасята.)

Здравствуйте, ребята! Помогите! Спасите! У нас на острове развелось очень много микробов. Мы не знаем, что делать? Они уже заразили много детей, помогите нам, пожалуйста!

Воспитатель. Ребята, надо помочь нашим друзьям, но остров Чунга-чанга далеко. На чём же туда можно добраться?

Воспитатель. Конечно, мы отправимся на корабле. Как вы думаете, каких людей берут на корабль?

Воспитатель. Конечно, сильных, дружных, смелых, здоровых, физически крепких.

Воспитатель. Вы все здоровы? Замечательно. Отправляемся на помощь к нашим друзьям. Команде занять места на корабле. Включается фонограмма песни Ю. Антонова «Море, море»

Воспитатель. Вот мы и прибыли на остров Чунга-чанга, но нас никто не встречает. Неужели здесь все заболели?

Воспитатель. Прежде чем спасать остров от проделок от коварных и хитрых микробов, нужно самим знать правила здоровья. Предлагаю поиграть в игру «Что полезно для здоровья».

Проводится словесная игра «Что полезно для здоровья»

Воспитатель. Ребята, слышите, кто это?

Звучит музыка. Появляются микробы (дети подготовительной к школе группы). Организуется игра «Микробы».

Игра «Микробы»

Микробы чихают и бросают в детей ватные комочки. Дети стараются увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать».

1-ый микроб

Ап-чхи! Я большой и злой микроб,

От меня болит живот!

Суйте, дети, палец в рот:

Что, болит у вас живот?

Воспитатель. Зря стараешься, Микроб. Дети уже давно знают, что грязные пальцы нельзя совать в рот. Скажи-ка лучше, где жители этого острова?

1-ый микроб. Ха-ха-ха! Я их всех заразил. Дети на острове никогда не мыли руки и постоянно прислушивались к моим советам.

Воспитатель. Ребята, что нам делать?

Воспитатель. У меня тоже есть хороший способ борьбы с микробами.

Проводится игра «Загадки-отгадки»

Гладкое, душистое, моет чисто… (мыло).

Всех микробов, точно плеткой, выгонит…(зубная щетка).

В пещеру затекла,

По ручью выходит -

Со стен всё выводит. (зубная паста)

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук…(вода).

ег в карман и караулю,

Реву,плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос…(носовой платок).

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала… (губка)

Воспитатель. Как вы считаете, эти предметы помогают людям быть здоровыми?

Воспитатель. Смотрите, а микробу не нравятся предметы личной гигиены.

1-ый микроб

Ап-чхи! Вы старайтесь, не старайтесь, а микробов вам не уничтожить.

Сядьте дети, посидите, на меня вы посмотрите.

Микроб усаживается на стул, старается усыпить детей

Воспитатель. Ребята, не поддавайтесь на уговоры микроба. Давайте сделаем ритмическую зарядку. Микробы не любят спорт.

Под музыку выполняется ритмическая гимнастика с султанчиками.

Ритмическая гимнастика

2-ой микроб

Остановитесь! Я зарядку не люблю и сейчас я упаду.

Здоровый образ жизни не для меня.

Ой, умираю, погибаю я.

Микроб исчезает.

Воспитатель. И с этим микробом мы справились, и помог нам в этом спорт, физические упражнения.

3-ый микроб

Ап-чхи! Со мной вы точно не справитесь. Не боюсь я мыла и шампуня, да и физкультуры тоже.

Воспитатель. Ребята, не только личная гигиена, физкультура и спорт укрепляют наши силы, но и рациональное питание. Что должны получать взрослые и дети, чтобы организм был здоровым и сильным? Конечно, витамины.

Воспитатель. В каких продуктах находится большое число витаминов? Посмотрите вот на этот плакат. В каких продуктах содержится витамин С? Правильно, в яблоках, луке, смородине. В каких продуктах содержится витамин А? Конечно, в моркови, в сливочном масле.

Отгадайте загадки, а отгадки найдите и положите в корзину. И тогда у нас будет целая корзина витаминов.

Загадки

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи (морковь)

Не шит, не кроен, а весь в рубцах;

Без счету одежек и все без застежек (капуста)

Алый сапог в земле горит» (свекла)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда не приду,

Всех до слёз доведу (лук)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет (смородина)

Круглое - румяное, я расту на ветке! Любят меня взрослые и маленькие детки» (яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

Из далёкой Африки (апельсин)

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились и с этим микробом и помогли нам в этом наши знания.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим друзьям? Конечно, помогли, а чтобы жители острова всегда были здоровы, давайте для них оформим памятку «Здоровый образ жизни».

Воспитатель. Как можно защититься от микробов?

Воспитатель. Правильно, закаляться, мыть руки с мылом, есть овощи и фрукты, где много витаминов, заниматься спортом.

Дети садятся за столы и выполняют коллективную работу по разработке памятки «Здоровый образ жизни».

Продуктивная деятельность детей

Воспитатель. Памятку для наших друзей мы оставим на острове, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Команду прошу занять места на корабле.

Включается фонограмма песни Ю . Антонова «Море, море».

Воспитатель. Вот мы с вами и в детском саду. Давайте вспомним, как же мы помогали жителям острова избавиться от микробов.

Воспитатель. Кажется, нам пришло видеописьмо от наших друзей. Посмотрим?

Видеописьмо

(На экране папуасята.)

Дорогие ребята группы « Непоседы»! Спасибо вам за помощь. Мы все выздоровели, прочитали вашу памятку и теперь будем вести здоровый образ жизни. Мы вам дарим танец «Чунга-чанга». Танцуйте с нами. Будьте всегда здоровы.

Дети смотрят танец. Во второй половине дня, по желанию детей можно разучить этот танец.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Игры, возникающие по инициативе ребенка. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Организация сюжетной игры в детском саду: сценарии и ход проведения нескольких занятий на определенную тематику в старшей группе детского сада.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Потребность современного общества в гармоничном развитии личности. Значение дидактических игр в разностороннем развитии ребенка. Виды дидактических игр, используемых в старшей группе. Методика организации дидактических игр, используемых в старшей группе.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2009

    История возникновения ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры. Методика организации игры в старшей и подготовительной группах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Обзор научно-методической литературы по использованию игровых обучающих ситуаций в курсе "Окружающий мир" в начальной школе. Разработка и проведение занятия в 3-м классе на тему "Лес – природное сообщество" с использованием сюжетно-ролевой игры.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2014

    Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства, ее значение в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе. Описание программы и тематики занятий, используемых материалов и оборудования.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2011

    Проведение обобщающего занятия "Разноцветные приключения" по развитию элементарных математических представлений у детей и ознакомлению их с последовательностью цветового спектра с использованием дидактических игр и приёма обучения в виде беседы с детьми.

    разработка урока , добавлен 08.07.2011

    Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на свежем воздухе в группе детского сада, особенности физкультурных занятий на прогулке. Методика проведения, подбор и чередование физических упражнений и игр с детьми старшей группы.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство игрой. Особенности и развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного и школьного детства.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

«Оздоровительно-игровой час»
Тарарухина Т.В. инструктор по физической культуре
Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек».

Роль современного педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста. Ведь здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма.
Общеизвестно, что триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. При организации оздоровительного режима в ДОУ мы стремимся к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений и особое внимание уделяем рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.
Научные исследования доказывают, что в основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение - дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности.
Сосредоточивая свои усилия на моторном тренаже, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений, развития двигательного воображения, представляющего собой проекты будущих движений, которые ребенку предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.
В режиме дня нашего ДОУ предусмотрено 2 занятия физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе. Но учитывая региональные погодные условия с октября по апрель, не всегда появляется возможность проводить занятия на воздухе. А в актированные дни дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. Поэтому очень важна организация гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.
Все эти виды деятельности мы объединяем в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.
Цель введения оздоровительно-игрового часа в ДОУ: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.
"Оздоровительно-игровой час" организуется в ДОУ в актированные дни (в первой и во второй половине дня). Его длительность составляет 20-25 минут в младших и средних группах, и 25-35 минут в старших и подготовительных группах. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации и аутотренинга. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.
Оздоровительно-игровой час также организуется инструктором по физической культуре и воспитателями во второй половине дня, в неблагоприятную погоду можно и в первую половину дня непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года.
В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключается. Несколько снижается двигательная игровая нагрузка и обращается особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).
Современная концепция организации физической культуры в детском саду предполагает использование подвижных игр как основного компонента плановых физкультурных занятий, входящих составной частью в основную общеобразовательную программу.
Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре, ориентированной на соблюдение требований, в которой оказывается влияние на психофизиологическое развитие детей, развитие моторных умений, организации коллективных действий детей, по мере возможности, проводимых на свежем воздухе, легком усвоении педагогами для проработки с детьми, не требующем особых приспособлений и пособий.
Впервые мысль о необходимости придать дополнительным игровым действиям ежедневный режимный характер была выдвинута Ю.Ф. Змановским. Помимо 10-15-минутной игры, он ввел в занятия разминку, физкультурную часть (гимнастические упражнения различной направленности) и заключительную часть, в которой большое значение придавал дыхательной гимнастике. Затем было предложено сочетать с играми прием воздушных ванн: дети проводили игры в полуобнаженном виде – вначале в открытых майках, трусиках, носках и тапочках, а в дальнейшем – только в трусиках и тапочках. Дозировка воздушных ванн колебалась от 7 до 28 мин и находилась в тесной связи с температурными условиями и интенсивностью физического напряжения. Так стали сочетаться применение физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур.
Подвижные игры – один из лучших методов воздушного закаливания, условия для которого создаются на занятиях в закрытых помещениях, если соблюдаются элементарные требования подготовки и содержания физкультурно-игровых занятий.
Чем дольше игра, чем дольше прорабатывается один и тот же комплекс упражнений, тем с большим удовольствием дети включаются в них. Частая смена игр нецелесообразна, лучше усложнять уже знакомые, увеличивая расстояния, которое нужно преодолеть, изменяя правила игры, требующие большей четкости выполнения заданий.
На практике отмечается, что дети, для которых движения, применяемые в игре, не представляют затруднений, обычно активны и веселы. Если на протяжении игры ребенку не удается пройти, пробежать или бросить предмет, эмоциональный тонус его понижается, он перестает радоваться, становится пассивным. Воспитатель обращает внимание именно на таких детей, старается, чтобы они обязательно делали посильные движения и становились активными.
Игры с детьми проводятся ежедневно. Ни один день не проходит без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом вплетаются в специальные закаливающие процедуры.
Таким образом, оздоровительно-игровой час является эффективной дополнительной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в деятельности воспитателя.

Конспект оздоровительно - игрового часа в старшей группе

Тема: «Зов Джунглей»

Цель: организация активного отдыха детей. Улучшение физического воспитания дошкольников, повышение двигательной активности.

Задачи:

    Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту.

    Доставить детям удовольствие от спортивных мероприятий.

    Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

    Развивать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь и поддержку в группе в решении основных задач в достижении цели.

(Видео телепередачи «Зов джунглей»)

Выходят две команды.

Воспитатель:

Вас сегодня встретят джунгли,

Где хищники и травоядные живут.

И всех, детей и взрослых,

Приключения и испытания зовут!

Итак, все гости собрались,

Спортсмены заждались.

Наш праздник начинается, команды представляются.

1.Хищники, 2.Травоядные.

1 команда:

Рысь, Пантера, Тигр, Леопард, Лев, Крокодил.



Девиз:

Хоть с виду мы и грозные,

В душе мы очень добрые,

Травоядным всем привет,

Не уйти нам без побед.

2ая команда:

Слон, Панда, Коала, Зебра, Кенгуру, Мартышка.



Девиз:

Мы команда травоядных,

Все красивы и стройны.

Ну, а шансы на победу

У нас очень велики!

Воспитатель: Джунгли…..

Дети: Зовут!!!

Воспитатель:

Перед началом наших испытаний давайте разомнемся.

Утром рано спозаранку вышли звери на полянку

Расправляют дружно спинки

Будем делать мы разминку

Капитан краб: «Разминка» !(видео разминка)

Воспитатель:

Ребята, скажите все ли из вас любят приключения?

Дети : Да!

Воспитатель: В джунглях нам предстоит много испытаний.

А сейчас послушайте загадку.

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками.(Рюкзак)

Дети : Рюкзак.

Воспитатель: Правильно, рюкзак.

Но перед тем как собраться в путешествие мы должны собрать рюкзаки и положить в них самое необходимое, что нам понадобиться в путешествие.

1 испытание « Собери рюкзак»

Воспитатель: Джунгли..

Дети : зовут!

Слушайте правила:

Каждый из участников должен с рюкзаком добежать до стола, где лежат предметы, взять предмет положить его в рюкзак, последний участник берет предмет складывает его в рюкзак, закрывает его и надевает на плечи.

Побеждает та команда кто быстрее соберет и наденет рюкзак!

Атрибуты – стола, 2 рюкзака

Предметы: 2 бутылки воды, 2 аптечка, 2 коврика, головной убор, кружка, 2 ложки, 2 термос, 2 пачки печенья.

За каждую победу травоядные получают банан, а хищники кость.

Воспитатель : Команды вы готовы?

Дети : да!

Воспитатель: На старт, внимание марш!

Подведение итогов по первому испытанию.

Воспитатель: Рюкзаки собраны, погода прекрасная, вокруг пальмы и бамбук.

По деревьям скачут обезьяны, слышны голоса птиц. И мы с вами вышли к реке. Вам сейчас нужно аккуратно и быстро преодолеть препятствие.(голоса птиц)

Воспитатель : Джунгли!

Дети: Зовут!

2 испытание « Полоса препятствий»

Необходимо преодолеть дикие заросли и переплыть через реку.

(Первые участники, по команде, бегут преодолевая полосу препятствий, состоящую из и гимнастической скамейки («река»)туннеля («заросли») и кочек.

Обегают ориентир (стоящий на полу и выполняющий роль тропического дерева) и возвращаются к своей команде и т. д. Побеждает команда первая преодолевшая полосу препятствий.

Воспитатель: Джунгли!

Дети: Зовут!

Воспитатель : Команды готовы?

Дети: Да!

Воспитатель : На старт внимание,марш!

Воспитатель:

3 испытание « тропические лягушки»

По тропическим лесам лягушки скачут тут и там

Как лягушки вы скачите лягушат своих везите!

Участники делятся на пары (мальчик, девочка), мальчики лягушки а девочки маленькие лягушата! Мальчики должны довезти девочек на листочке(коврик и небольшой канат) и вернутья назад. Побеждает та команда кто быстрее добежит!

Воспитатель: Джунгли!

Дети: Зовут!

Воспитатель : На старт внимание,марш!

Подведение итогов после испытания.

Воспитатель:

А сейчас музыкальная пауза для всех. Болельщики выходите вместе с нами.

Арам зам зам(видео)

И участники и болельщики.

Воспитатель:

Для достижения успеха

Нам усталость не помеха

Чтобы пройти все состязания

Мы продолжаем испытания.

4 испытание «Невод».

Участник одной команды (остальные сидят) ловит на время игроков другой команды «неводом» (обручем) за сколько поймал.(кого поймал садятся на скамеечку). Затем игрок второй команды. Кто больше поймает, тот и выиграл. (секундомер)

Воспитатель: Джунгли!

Дети: зовут!

Подведение итогов после испытания.

5 испытание « Собери пальму»

Стояли пальмы тут и там,

Вдруг развалились по частям.

Ствол и листья соберите,

Пальмы те восстановите!

Дети и по очереди бегут на другую сторону зала, берут по коробке, бегут назад. Нужно установить коробки так, чтобы получился ствол пальмы. В последнюю коробку воткнуть листья. Кто построит пальму первым, тот и выигрывает.

Воспитатель : Джунгли!

Дети зовут!

Подведение итогов после испытания

6 испытание «Бой вожаков» (конкурс капитанов)

Участники становятся на длинную дощечку. Берут в руки мягкую подушку и по команде « Джунгли зовут » , стараются ударить соперника «подушкой» и сбить его на пол.

Кто сошел с доски тот проиграл.

Подведение итогов после испытания.

7 испытание « затонувшие корабли»

Корабли зашли в шлюзы(шлюзами служат - емкость для воды).

Дети носят ведерками воду в шлюзы, побеждает та команда чей кораблик поднимется быстрее из шлюза.

Воспитатель: Джунгли.

Дети: Зовут!

Воспитатель : Ну что ж, закончилось наше путешествие по джунглям. Пора подсчитать, сколько костей у хищников, сколько бананов у травоядных.

Со счетом 5\4 победила команда « Хищники»

Однако все команды достойны похвалы за активность, взаимовыручку, желание к победе

Поэтому призы получают все участники игры « Зов джунглей»!

До свидания, до новых встреч!

Джунгли зовут!

Приложение 1


Оздоровительно - игровой час

«Зов джунглей»

РАЗМИНКА

Оздоровительно-развивающая часть

Заключительная часть

Сентябрь

1. Ходьба друг за другом

2. Ходьба друг за другом обычным шагом и на носочках, потом на пяточках.

3. Легкий бег со сменой направления по условному сигналу.

1. Подвижная игра «Найди себе пару» (учить детей бегать врассыпную; упражнять в беге)

2. Подвижная игра «Воробышки» (упражнять в прыжках на двух ногах; развивать бег, внимание).

1. Непродолжительный бег.

2. Ходьба.

3. Игра малой подвижности

« Кто ушел?» (ориентировка в пространстве).

Октябрь

1.Ходьба друг за другом.

2. Ходьба по площадке с выполнением движений рук (к плечам, вверх, в стороны).

3. Медленный бег.

4. Ходьба.

1. Подвижная игра «У медведя во бору» (упражнять в беге, быстроте реакции; учить действовать по сигналу

2. Подвижная игра «Подбрось - поймай» (упражнять в ловле мяча обеими руками, развивать внимание).

1. Ходьба друг за другом.

2. Непродолжительный бег.

3. Игра малой подвижности

« Найди себе пару».

(ориентировка в пространстве).

Ноябрь

1. Ходьба друг за другом.

2. Ходьба в колонне по одному с движением рук.

3. Медленный бег (по сигналу дети бегают врассыпную, по другому сигналу находят свое место в колонне).

4. Ходьба.

1. Подвижная игра «Быстро в дом» (развивать бег, быстроту реакции; учить действовать по сигналу).

2. Подвижная игра «Гуси - лебеди» (развивать бег, выносливость и быстроту).

1. Ходьба по кругу друг за другом.

2. Игра на ориентировку в пространстве « Где спрятано?»

Декабрь

1. Ходьба друг за другом.

2. Ходьба с перешагиванием через предметы (кубики или шнуры)

3. Бег друг за другом по кругу, обегая предметы.

1. Подвижная игра

« Догони свою пару» (выполнять движения по сигналу, четко ориентироваться при нахождении своей пары).

2.Игра малой подвижности «Прятки».

Январь

1. Ходьба друг за другом.

2. Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего.

3. Ходьба в колонне по одному врассыпную.

4. Бег в колонне по одному.

1. Подвижная игра

« Зайцы и волк» (упражнять в прыжках на двух ногах; развивать бег).

2.Подвижная игра «Ловишки» (упражнять в беге, развивать быстроту реакции).

1. Ходьба в колонне по одному с остановкой на сигнал воспитателя.

2. Игра малой подвижности «Ау!».

Февраль

1. Ходьба в колонне по одному.

2. Ходьба в колонне по одному между предметами, не задевая их.

3. Бег между предметами, не задевая их.

1. Подвижная игра

« Мыши и кот» (развивать бег, учить согласовывать свои действия с действиями других).).

2.Подвижная игра «Целься верней!» (развивать точность движений, глазомер).

1. Ходьба с выполнением движений (вверх, в стороны, вниз).

2. Игра малой подвижности

« Иди тихо»

Март

1. Ходьба друг за другом.

2. Ходьба скользящим шагом.

3. Ходьба ступающим шагом.

4. Медленный бег со сменой ведущих.

1. Подвижная игра

« Карусель» (развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции).

2.Подвижная игра «Снежная баба» (развивать двигательный аппарат, ловкость).

1. Ходьба в колонне парами.

2. Бег в колонне парами, бег врассыпную.

3. Игра малой подвижности «Что спрятано?».

Апрель

1. Ходьба по кругу, взявшись за руки, с переменой направления.

2. Бег врассыпную на носках.

3. Бег врассыпную, высоко поднимая колени.

1. Подвижная игра

« Огуречик, огуречик…» (развивать бег, внимание; продолжать учить действовать по сигналу).

2.Подвижная игра «Через ручеек» (упражнять в прыжках на двух ногах с места).

1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, ходьба и бег врассыпную.

2. Игра малой подвижности «Найди и промолчи!».

1. Ходьба в колонне по одному обычным шагом, на носках, высоко поднимая колени.

2. Бег врассыпную.

3. Медленный бег. Дети бегут «змейкой», прыгают на одной ноге.

4. Ходьба.

1. Подвижная игра

« Гуси - лебеди» (упражнять в беге врассыпную, не сталкиваясь друг с другом).

2.Подвижная игра « Из кружка в кружок» (обучать мягкому приземлению на полусогнутые ноги, сохранять устойчивое равновесие).

1. Ходьба по кругу.

2. Ходьба в чередовании с бегом.

3. Игра малой подвижности

« Молчанка». (учить внимательно слушать, развивать внимание).


Акишева Елена Александровна
Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Александр Георгиевич Швецов

Оздоровительно-игровой час

Оздоровительно-игровой час

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» – это биологический закон, который должны знать все.

Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.

Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка (генетические свойства), но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.

Для ребенка раннего возраста характерна склонность к усилению процессов возбуждения и торможения. Оптимальная возбудимость головного мозга, способствующая нормальному протеканию физиологических процессов, во многом зависит от развития двигательного анализатора, от его совершенства, от двигательной активности. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус (радостное состояние), наилучшим образом реализуемый в игре.

Игровая деятельность в сочетании с контрастными воздушными ваннами, дополнительные физические нагрузки на игровой площадке положены в основу оздоровительных методик, предлагаемых Н.Д. Гореликом, Ю.Ф. Змановским, Б.С. Годуном и др. Авторы отмечают хороший оздоровительный эффект таких занятий, проявляющийся в снижении заболеваемости детей, улучшении их нервно-психического состояния, физического развития, физической подготовленности. Данные исследований показывают, что улучшение условий физического воспитания в ДОУ позволяет в 2 раза снизить заболеваемость ОРВИ, облегчить ее течение у заболевших, в 1,5 раза уменьшить число нарушений опорно-двигательного аппарата.

В основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение-дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Педагогическая работа фактически подменяется тренерской, которую и осуществляет более или менее успешно инструктор по физическому воспитанию, хотя более необходима квалификация воспитателя-инструктора. Альтернативой такому спортивному воспитанию предложены и вошли в практику дошкольного воспитания подвижные игры, но они нередко превращаются в способ моторного натаскивания детей.

Сосредоточивая свои усилия на моторном тренаже, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений, развития двигательного воображения, представляющего собой проекты будущих движений, которые ребенку предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.

Полезна в таких случаях сюжетно-ролевая игра, которая периодически прерывает двигательную деятельность детей. В ней дети сталкиваются с необходимостью оперативно перестраивать образы или создавать новые. Образ несет в себе специфический код того целостного психосоматического состояния, которое должно сопутствовать построению и творческому выполнению какого-либо движения. Свободное построение ребенком двигательного образа способствует развитию его двигательных навыков. Задача педагога – подобрать эти образы в предлагаемой игре.

В дни плановых физкультурных занятий движение обусловливает около 10 % времени активного состояния ребенка; 22–25 % времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10–15 % дают активные перемещения, утренняя гигиеническая гимнастика, трудовые процессы и т. д., обусловливая в совокупности с вышеперечисленными режимными моментами около 45–50 % времени пребывания в детском саду. Без активного движения дети проводят более 50 % времени, в то время как оптимальной опорной плотностью движений для них является 70–75 %. В структуре малоподвижных моментов около 25 % занимает дневной сон, около 10–12 % – питание, 6–8% – вынужденное ожидание при подготовке к еде, 15–17 % – занятия за столом.

Неблагоприятная картина гипокинезии у воспитанников ДОУ еще более усугубляется при скрытом хронометраже, когда воспитатель не знает, что является объектом исследования. В 7 случаях из 10 имеет место необоснованный отказ от второй прогулки (наблюдения проводились в ноябре-декабре месяце), в 4 случаях из 10 – сознательное ограничение подвижности: воспитатель усаживает детей на стульчики в каре и заставляет смирно сидеть, пока отсутствует по каким-либо делам, оставляя одного из детей старшим, который потом сообщает, кто и как себя вел. Для ребенка обездвижение – самое страшное наказание. Оно может продолжаться от 10 до 30 мин и неблагоприятно отражается не только на физическом, но и нервно-психическом состоянии детей.

Проведенный хронометраж показал также уменьшение почти на треть двигательной активности детей за счет отсутствия тех режимных моментов, которые должны быть двигательно насыщенными. Это касается прогулок без организации подвижных коллективных игр, пока воспитатели смежных групп на участке обмениваются последними новостями. Часть детей при этом отказывается от активного отдыха, предпочитая пассивные прогулки.

Необходимо дополнительно искать пути профилактики гипокинезии у детей в ДОУ. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Доказано, что формирование их начинается в детстве. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.

Помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, уроков физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до усиленного полдника, отодвинутого по режиму на 1 час. Этот полуторачасовой промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельной, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема усиленного полдника.