«Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…. «Еще весны душистой нега…» А. Фет

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов . Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики , к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии . Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы , как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега» , «лишь в полдень солнце греет» . Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях» , «возрожденья весть» .

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом , стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная» , «замороженном пути» , «весны душистой» ), метафора («возрожденья весть живая» ), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет» ), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще» ). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

А. А. Фет. Стихотворение «Еще весны душистой нега...». Анализ произведения

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году.

Главная мысль (идея)

Цель поэта в этом стихотворении - создание образно-эмоциональной карти­ны природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - пяти- и четырехстопный ямб, система рифмов­ки - АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжа­ют друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою ан­титезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно соз­дать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.

Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу воз­вышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инвер­сия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет...

Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.

Дидактический материал

к уроку литературы в 5 классе

Анализ стихотворения

«Ещё весны душистой нега»

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия


проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Ещё весны душистой нега», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка


А.А.Фет

«Ещё весны душистой нега»

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Краснеет липа в высоте,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.


Ведущей темой стихотворения является тема:

г) свободы

в) природы;

б) родины;


На сколько микротем можно поделить данное стихотворение:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


Какое чувство передано в строке

«Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти»?

а) равнодушие;

б) ожидание перемен;

в) переживание;

г) предчувствие весны


Последняя строфа стихотворения посвящена:

а) приходу весны;

б) уходу зимы;

в) встрече с красавицей;

г) грядущему пробуждению природы


Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «душистая нега»,

«на замороженном пути» :

г) метонимия

а)эпитет;

б) метафора;

в) сравнение;



Назовите ключевую фразу стихотворения:

«Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях»


В строке

«Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях» использован синтаксический приём. Назовите этот прием:

инверсия


К какому типу лирики относится данное стихотворение:

пейзажная лирика


Определите размер, которым написано стихотворение:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. - Волгоград: Учитель, 2008

Сочинение

А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя. Как писал сам Аф. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. Автор рисует картину только зарождающейся весны, скорее, ее предощущения:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. Две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. Солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте" — не пришло еще его время. Но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

Ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно ожидающую весну, как ожидает ее и вся природа. Эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с помощью используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. Этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). Большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения. В первых двух строфах это повторы как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. Третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. Создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику Фета и дающие ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.

В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе. Эту картину помогают создать единоначалия три из пяти строчек первой строфы начинаются со слова «еще» и описывают признаки зимы вокруг поэта.

Признаки зимы передаются через использованные автором эпитеты "замороженном пути", интересна метафора, использованная автором, передающая картину зимнего утра («зарей гремит телега»). Синтаксический параллелизм помогает передать чувство ожидания, создать необходимую эмоциональную картину.

Но весна все ближе. Во втором куплете появляется образ греющего солнца. Пусть оно вступает в свои права «едва лишь в полдень», а соловей не смеет петь в «смородинном кусте», но автор своим нутром чувствует нарастающие изменения.

Последняя строфа является антитезой первым двум. Лирический герой испытывает чувство ликования, видя и слыша журавлей, возвращающихся домой. Для него они стали глашатаями возрождения природы ("весть живая"), ее пробуждения к весне. Его чувства слиты с чувствами природы, ожидающей пробуждения, и именно поэтому "красавица степная" стоит со слезами на глазах, слезами радости и облегчения от того, что скоро весь мир пробудится к новой жизни.

Поэтические приемы: инверсия, эпитеты, метафоры, антитеза, анафора.

Не смотря на то, что стихотворение относится к пейзажной лирике, оно в каждом слове проникнуто чувствами лирического героя, и именно за это качество А.А. Фета признали чувственным художником природы.

Вариант 2

Когда читаешь стихи Фета, нередко складывается ощущение, будто он жил где-то в другом мире. Или может в 19 веке мир действительно был другим, радостным и беззаботным? Такое ощущение будто Фет не чувствовал страданий и забот и поэтому писал только про птичек и цветочки.

На самом деле мир, конечно, не был другим в существенной степени, да и сам Фет, вероятно, имел и жизненные трудности и волнения. Возможно даже полагать, поэт не просто имел каике-то трудности, но и чувствовал страдания и беды этого мира более чутко и ярко по сравнению с большинством людей.

Именно поэтому он выбрал для собственной лирике темы возвышенные и писал по большей части о природе и любви. Красота во всех аспектах была основным героем его лирики. Как он постулировал в другом своем произведении «и напрасно ищешь ты, отыскать ее начало», речь идет о красоте, которую не представляется возможным полностью изучить и постигнуть.

Тем не менее, поэт считал нужным писать именно о красоте. Воздействовать на мир красотою, выражать через свои произведения самые высокие идеалы и чувства. С этими концепциями он связывал также и собственные идеи преобразования мира и человека, а также понимание роли человека в этом мире.

«Еще весны душистой нега…» - стихотворение, которое относится к пейзажной лирике и написано в начале второй половины 19 века. Тут рассматривается период, когда только ощущается приход весны. Практически каждый чувствовал такое ощущение и оно действительно удивительно, оно заслуживает выражения на бумаге, заслуживает того чтобы быть отраженным в стихах.

Внешне весна далека, существует только в собственной потенции. Например, дороги замерзшие, деревья голые. Тем не менее, настроение, несмотря на все эти обстоятельства, является радостным, так как есть понимание приближения весны.

Для того чтобы подчеркнуть процесс перехода, Фет использует некоторые детали, которые как бы намекают: краснеющая липа, желтеющий березник. Теплые дни только приближаются, но днем есть какое-то тепло, которое ощущается. Все эти детали резюмируются в заключительной части и сформулированы в строке: «Но возрожденья весть живая уж есть…».

Также в заключительном стихотворении следует отметить образ степной красавицы, которая может трактоваться и как метафора и как юная дева, которая в том числе и олицетворяет собой начало весны. Поэт ярко выделяет «сизый румянец» на щеках, который говорит о холоде, но также является признаком жизненности, активности. Со временем действительно зимние дни отступят и мы увидим весну, признаки которой только начинают проявляться в природе.

Анализ 3

Для Афанасия Фета на протяжении всей жизни было три постоянных ценности, о которых он писал поэтические строчки и посвящал произведения. На все остальные темы и мотивы он накладывает табу, в его произведениях не освящаются социальные и политические вопросы. Большую часть лирики занимает описание природы, которое поэт пропускает через призму своего восприятия. Фет старается зафиксировать каждое даже мимолетное изменение, которое затрагивает его душу.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…», которое было опубликовано автором в 1854 году, входит в число тех, где автор описывает мимолетный период одного из сезонов и состояние природы в данный момент. Автор описывает промежуток времени, когда природа изменяется и скоро должна в законные права вступить весна. Но при этом лирического героя переполняет чувство того, что скоро растает весь снег, а цветы начнут расцветать. Он надеется, что подобные перемены коснуться и его души, которая сможет начать все сначала, позволит расцвести.

Описанию поддается поздняя зима, при этом в пейзаже проглядываются яркие краски, видно, как желтеет березник, а липа набирает красный цвет. В кусте смородины поет соловей, а солнце уже начинает греть в полдень. Все это предвещает то, что скоро придет теплое время года, а природа снова обновиться.

Автор создает образ весны, отрицая ее приход в целом. Для Афанасия Фета предметом искусства становятся разные мелочи, например, то, как рдеет румянец на щеках девушки или тот же смородиновый куст. Благодаря описываемым мелочам, читатель понимает, что в данном произведении описывается весна в России, а не в каком другом месте.

В пейзажной лирики, поэт часто использует образ зари. Для него она похожа на огонь, который может быть порожден только солнцем. Как только начинается день, то заря наделена ясностью и чистотой, а лучи с особой нежностью ложатся на землю. Весь мир в заре похож на совершенно другое явление, он помогает родиться вдохновению, поэтому заря неразрывно связана с приходом весны.

Весна для поэта словно заря, начало нового дня, начало всего нового. Он находится в предчувствии нового, начала чувств и переживаний, которые принесут ему вдохновение и новые жизненные силы. Он радуется приходу весны, которая наступает каждый год и дает силы жить.

Анализ стихотворения Ещё весны душистой нега по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...

    Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение

  • Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

    После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться

  • Анализ стихотворения Вчера я шел по зале освещенной Фета

    Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк

  • Анализ стихотворения Поражена потерей невозвратной Некрасова

    Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке

  • Анализ стихотворения Осень Бальмонта

    Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.