BERT MUNRO — самый известный гонщик озера Бонневиль. Берт Монро и его самый быстрый Indian В седле до конца

Кинематограф за последние 15-20 лет показал множество фильмов о машинах, мотоциклах и прочей техники, включая автобиографические, такие как «Гонка», «Самый быстрый Индиан» и блокбастеры с вымышленным, но весьма захватывающим сюжетом: «Форсаж», " ", «Перевозчик» и так далее. Все они по своему хороши и увлекательны. Некоторые повествуют о профессионалах своего дела, дружбе и братстве, некоторые о совершенствовании себя и техники, а некоторые просто искрометные комедии, создающие позитивное настроение. Фильм «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли, собрал в себе все самое лучшее, что может предложить кинематограф (за исключением фантастических спецэффектов и компьютерной графики). Однако, речь пойдет не о художественном биографическом фильме, что был выпущен на широкий экран в 2005-м году, а о человеке, который посвятил жизнь исполнению заветной мечты - установить мировой рекорд скорости на мотоцикле.

Burt Munro - герой сегодняшнего обзора. В 1967 году установил рекорд скорости на высохшем озере Bonneville , что расположен в США. Озеро имеет идеально ровную поверхность сплошь состоящую из соляных отложений. Официально зафиксированная скорость мотоцикла была 295 км/ч, но на предварительном заезде Монро достиг 331 км/ч. Для мотоциклов с объемом до 1000 см/куб рекорд не побит до их пор. Примечательна история тем, что мотоцикл был 1920 года выпуска и подвергался модернизации почти пол века.

Мотоцикл Берта Монро

Мотоциклом Берта Монро был Indian Scout 1920 года с объемом двигателя 600 см/куб, развивающий скорость в 88 км/час. Естественно, с такими показателями рекорд скорости не поставишь. Необходимы были кардинальные переделки во всех узлах мотоцикла. Легко сказать, но сделать это, даже при наличии современного оборудования, опыта в конструировании и разработке узлов и агрегатов, а также доступа к материалам, весьма непросто. Однако, как показала нам история жизни Берта Монро - все в жизни возможно, главное не терять надежды и верить в себя.

Итак, стоковый Индиан Скаут 1920 года оснащался 600 кубовым двухцилиндровым V -образным двигателем с нижним расположением клапанов, мощностью 11 л.с. Трехступенчатая коробка с ручным переключением передач разгоняла мотоцикл до максимальных 55 миль в час.

Мотоцикл читался одним из самых надежный в мире благодаря цепному приводу (вместо ременного) и косозубым шестерням, которые находились в литом картере. На скауте была установлена задняя подвеска хардтейл и рессорная передняя. Комфортную езду обеспечивали пружины расположенные под сиденьем (кастомайзеры прибегают к такому способу обеспечения комфорта).

Берт Монро подверг переделки каждый узел мотоцикла, включая раму и переднюю подвеску. Все детали изготавливал собственноручно из всего что подвернется под руку. Поршни отливал в консервных банках и иной раз прямо в сыром песке на пляже. В качестве металла для отливки использовал поддержанные запчасти от автомобилей, пропорция смеси которых была озвучена в фильме (2 части Шевроле и 1 часть Форд). Из года в год он модернизировал мотоцикл, параллельно выступая на различных соревнованиях в Новой Зеландии и Австралии. Стоковый мотор от Скаута был оснащен нижнеклапанным типом головки блока цилиндров с двумя распределительными валами. Монро пришлось переделать ГБЦ под верхнее расположение клапанов с четырьмя распредвалами.

Цилиндры тоже были заменены на самодельные, в качестве которых Монро приспособил старые газовые трубы, мотивируя тем, что трубы лежавшие в земле более выдержаны. Система смазки тоже была полностью переделана, а также маховик, толкатели клапанов и коробка передач. Неизменным осталось ручное переключение передач и ножное сцепление. Частично была изменена рама, снижен центр тяжести и посадка пилота. Гоночные слики также были изготовлены вручную. Передняя вилка с рессорной подвеской была заменена на более надежную балочную.

Для уменьшения аэродинамического сопротивления, Берт изготовил специальный обтекатель из стеклопластика, который закрывает весь мотоцикл, оставляя место для посадки пилота. С внешней стороны он больше похож на ракету из мультфильмов тех лет, нежели на спортивный мотоцикл.

Рекорды скорости Берта Монро

Первый рекорд Берт Монро установил в Австралии, на пляже в штате Виктория. Тогда Берт проехал со скоростью 90 миль в час на мотоцикле с коляской. Позже в 1962 году на высохшем соленом озере Бонневилль в США, Берт разогнался до отметки в 288 км/ч и установил новый мировой рекорд. Тогда объем двигателя Скаута был равен 850 см/куб. К 1967 году объем двигателя был увеличен до 950 см/куб и Берт развил скорость в 295 км/ч, однако, на квалификационном заезде была зафиксирована скорость в 331 км/ч, чем была вызвана большая вибрация и падение. Заезд не был учтен и официальный рекорд Берта Монро так и остался на отметке 295 км/ч. Десять раз Берт возвращался на озеро Бонневилль, но уже с целью участия, а не установления рекордов. Он скончался на 78 году жизни на родине в Новой Зеландии.

Модифицированный мотоцикл Индиан Скаут 1920 года находится в клубе энтузиастов южных островов, а сам Берт был занесен в мотоциклетный зал славы, созданный Американской Мотоциклетной Ассоциацией.

Мотоциклы Индиан производятся до сих пор, не смотря на многочисленные банкротства компании и переходы к разным собственникам. Начав свою историю с 90-х годов позапрошлого века в качестве велосипедной компании, марка Indian пережила годы великой депрессии, противостояния с , Вторую Мировую войну и добралась до наших дней с мотоциклами в ретро стиле.

С технической части, мотоциклы не уступают конкурентам, однако, дизайн выполнен в стиле 40-х, что ни может не радовать поклонников классических моделей.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Ге́рберт «Берт» Джеймс Монро́ (англ. Herbert J. "Burt" Munro ; 25 марта - 6 января ; род. в городе Инверкаргилл , Новая Зеландия) - мотогонщик, обладатель рекорда скорости на мотоцикле объёмом до 1000 см³.

В течение более чем 25 лет модифицировал свой мотоцикл «Индиан » (англ. Indian ) 1920 года сборки. В качестве деталей использовал запасные части собственного производства - поршни , диски сцепления , маховики , шатуны и т. д.

Был женат на Флоренс Берил Мартин с 1927-го по 1947 годы (развод), в браке имел четырёх детей: Джона, Джину (в замужестве - Эйткен), Маргарит (Попенгаген) и Гвен (Хендерсон).

Рекорды

  • - установил мировой рекорд скорости 288 км/ч (178,97 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 850 см³.
  • - установил мировой рекорд скорости 295,44 км/ч (183,58 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 950 см³. Во время квалификационного заезда развивал скорость 331,52 км/ч (205 миль/ч).

Фильмы

  • - режиссёр Роджер Дональдсон выступил продюсером документального фильма о Берте Монро - «Приношения Богу Скорости » (англ. Offerings to the God of Speed ).
  • - Роджер Дональдсон снял фильм, посвященный Монро - «Самый быстрый „Индиан“ » (англ. The World’s Fastest Indian ). В главной роли - Энтони Хопкинс .

Напишите отзыв о статье "Монро, Берт"

Ссылки

  • // Популярая механика, ноябрь 2006
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Монро, Берт

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].

Фильм «Самый быстрый Индиан» имеет много поклонников, ведь это добрая и красивая картина, сочетающая в себе как прекрасную игру актеров, так и замечательную работу создателей ленты. Фильм любим не только мотоциклистами, но и многими другими людьми. В этой статье речь пойдет о человеке, образ которого на экране создал Энтони Хопкинс. Звали этого человека Берт Монро.

Берт Монро появился на свет в 1899 году. На острове Южный в Новой Зеландии есть город Инверкаргилл, где в семье фермера родился этот человек. Сестра-близнец Берта умерла во время родов и врачи говорили родителям, что их сын не проживет и двух лет.

Но медицинские прогнозы не сбылись, мальчик остался жив. Он рос на ферме. С ранних лет он полюбил скорость, поэтому выбирал самых быстрых лошадей и скакал на них вокруг фермы, чем вызывал беспокойство отца.

Начало ХХ века ознаменовало технический прогресс, появились самолеты, мотоциклы и автомобили. Все это увлекало юного Монро, он понял, что хочет увидеть мир, ведь до этого он знал лишь ферму. Как только он стал взрослым, то сразу поступил в армию. Вернулся домой он уже после Первой мировой войны, но его отец к тому моменту продал ферму. Тогда Берт стал рабочим на стройке Тоннеля Отира , длина которого составляла 8,5 км. Тоннель соединял поселок Отира с перевалом Артура в Южных Альпах Новой Зеландии и создавался с 1907 по 1923 гг. Через какое-то время отец Берта снова купил ферму и его сын отправился работать туда.

Когда Монро исполнилось 16 лет, он купил свой первый мотоцикл. Это было в 1915 году. Британский мотоцикл назывался Дуглас и имел необычный двигатель, который представлял собой оппозитную двойку, поперечно установленную в раму.

Спустя четыре года Берт купил себе ещё один мотоцикл, на сей раз это был Clyno. Монро снял с него коляску и поехал на гоночный трек, чтобы попробовать его на большой скорости.

Когда Берту исполнился 21 год, он приобрел свой знаменитый мотоцикл Indian Scout , номер которого на карте был 5OR627 . Это была одна из ранних моделей, выпущенная компанией Индиан . Характеристики мотоцикла достаточно необычны для своего времени: развал цилиндров V-образной двойки 42 градуса, рабочий объем – 600 сантиметров кубических, ножной привод сцепления, 3-х ступенчатая коробка передач, цепная передача на колесо и т.д. Этот мотоцикл был с Монро всю жизнь, Берт его постоянно дорабатывал и поставил на нем многие рекорды скорости.

В 1926 году Берт начал переделывать свой Индиан . Многие детали он изготавливал самостоятельно. Например, цилиндры он делал из старых труб, которые остались после замены трубопровода. Он считал, что, полежав в земле, трубы становятся «выдержанными». Поршни он отливал самостоятельно в консервных банках, причем создал свой собственный сплав. Об этом говорит его герой на экране: «Два кусочка Шеврале и два кусочка Форда ». Оси от трактора Катерпиллар он использовал, чтобы создать шатуны.

Берт сам изготавливал маховик, сцепление, четырехклапанные головки цилиндров с верхним расположением клапанов. Изобрел свою собственную систему смазки. Рессорную вилку Монро заменил на вилку-спрингер, когда-то бывшую в мотоцикле Indian Prince . Для того чтобы изготовить покрышки-слики, он срезал ножом лишние части со стоковых покрышек. Этот момент показан в фильме. Он даже придумал название своему мотоциклу: «Munro Special».

Постепенно Берт превратился в спидвей-гонщика. Однако через некоторое время началась Великая депрессия, и Монро вернулся на ферму родителей. Вскоре он нашел работу в качестве продавца мотоциклов и механика. Вместе с тем, он продолжал принимать участие в гонках, которые проводились на пляже Орети и в Мельбурне. Спортивная карьера Монро продолжалась, несмотря ни на что. Однако ему приходилось до вечера работать продавцом, чтобы получать какие-то деньги, а ночью в гараже заниматься своими мотоциклами. В этот период Берт имел ещё один мотоцикл, на котором он также участвовал в соревнованиях. Это был Velocette MSS, созданный в 1936 году.

На второй мотоцикл Берт тоже устанавливал покрышки-слики, сделанные самостоятельно. А также переделывал раму, изготавливал необходимые детали двигателя, доделывал подвески. В конечном итоге ему удалось снизить массу мотоцикла и увеличить объем двигателя до 650 сс. Эта модель лучше всего подходила для заездов по прямой линии, там, где нужна была большая скорость.

Во второй половине 40-х годов Монро оставил должность продавца. Пережив развод с женой, он все время стал уделять работе со своей техникой. Он продолжать искать новые и более подходящие материалы для мотоциклов. В частности, сделал стеклопластиковый обтекатель, который позволял снизить лобовое сопротивление. На карте Скаута оставался один и тот же номер, но в реальности, от купленной когда-то модели, в мотоцикле Берта мало что осталось.

В этот временной период и в последующие годы Берт установил множество рекордов Новой Зеландии:

  • заезд на полмили, дорога, класс - без ограничений (Munro Special Indian - 99.45 миль в час, Canterbury, 27 января 1940),
  • заезд на полмили, дорога, открытый класс (Munro Special Indian - 120.8 миль в час, Canterbury, 27 января 1940),
  • заезд на полмили, дорога, класс - 750cc (Munro Special Indian - 143.6 миль в час, Canterbury, 13 апреля 1957),
  • заезд на полмили, пляж, открытый класс (Munro Special Indian - 131.38 миль в час, Oreti Beach, 9 февраля 1957),
  • заезд на полмили, пляж, 750cc Class (Velocette 600cc - 129.078 миль в час, Oreti Beach, 16 декабря 1961),
  • заезд на полмили, пляж, класс - 750cc (Velocette 618cc - 132.35 миль в час, Oreti Beach, 1 мая 1971),
  • заезд на четверть мили, открытый класс (Velocette 600cc - 12.31 секунд, Invercargill, 25 марта 1962).

К концу 50-х годов Монро принял решение участвовать в гонках, которые устраивались на пересохших озерах Австралии. Однако в 1957 году он решил участвовать в соревнованиях только на солевом озере Бонневилль в Юте. Поэтому, в 1962 году он отправился в Америку на грузовом корабле, где работал коком. Монро не имел больших сбережений, это путешествие он совершил отчасти благодаря помощи друзей. Сойдя на берег в Лос-Анджелесе, он первым делом приобрел старый универсал за 90 долларов, к которому приделал прицеп со своим Индианом и направился в Юту.

Правила на заездах в Новой Зеландии были несложные. Желающие приезжали, записывались и принимали участие в гонках. В Америке же предварительно необходимо было сообщить о намерении участвовать в заезде, чего Берт не сделал. Из-за этого его чуть было не исключили из заезда, но его американские друзья помогли ему. В итоге Берт получил таки возможность продемонстрировать свой Индиан.

В общей сложности Монро был на озере Бонневилль 10 раз. В первый раз он установил там рекорд в 1962 году, достигнув скорости 178, 971 миль в час при объеме двигателя 850 сс. В 1966г. и в 1967г. Берт установил ещё два рекорда , в первом случае 168, 066 миль в час, во втором - 183, 586 миль в час. Объем двигателя мотоцикла в это время равнялся 950 сс. В одном из заездов Монро достиг скорости 200 миль в час (320 км в час), но этот заезд не считался официальным.

В одном из американских журналов, где освещались гонки, имя Берта написали с ошибкой. После этого Монро поменял одну букву в своем имени, которое стало «Burt».

Знаменитый Индиан много раз падал и ломался, утрачивая цилиндры, поршни, клапаны и другие детали. Но все же рекорд скорости был поставлен именно на этом мотоцикле.

Документальный фильм о Берте Монро был снят в 1971 году, назывался он Offerings to the god of speed. Но полную его версию найти сложно. В интернете есть лишь нарезка фрагментов фильма, которая и представлена ниже.

В 1967 году случилась авария, в которой мотоцикл Берта упал набок. Это произошло во время заезда, когда начали нарастать колебания переднего колеса Скаута. Впоследствии одному из журналов Новой Зеландии Монро рассказывал, что на середине дистанции начался вобблинг. Берт приподнялся над обтекателем и ветер сорвал с него очки, отчего он перестал видеть, что происходило вокруг. Он едва не врезался в стальной маркер, ему пришлось положить мотоцикл набок. Благодаря этому Берту удалось избежать серьезных травм.

Тем не менее, травмы Монро получал довольно часто. В 1916 и 1921 году при падении он ударялся головой и долго лежал без сознания. В 1927 году он вылетел с трассы на большой скорости (140 км в час) и был серьезно травмирован. В 1932 году у Монро было сотрясение мозга, так как на него бросилась собака, когда он ехал мимо фермы. Через пять лет после этого в одном из заездов Берт выбил себе все зубы, врезавшись в другого участника, а в 1959 году сильно ободрал кожу и раздробил сустав на пальце, упав с мотоцикла.

В 1977 году Монро пережил инсульт, который был следствием перенесенной ранее ангины. В 1975 году врачи запретили ему участвовать в гонках, но Берт все же продолжал это делать. По мнению медиков, травмы, полученные при заездах, сильно ухудшили его здоровье. После инсульта Монро продал свои мотоциклы местному жителю, желая оставить их в Новой Зеландии. В 1978 году Берт Монро скончался на 78 году жизни.

Сегодня его мотоциклы принадлежат клубу мотоэнтузиастов Южного острова.

Фильм «Самый быстрый Индиан», снятый в 2005 году, сделал гонщика Берта Монро известным всему миру.

Он ворчит, кое-как поднимается с раскладушки. Но не идет ни чистить зубы, ни кипятить чайник. Первое, за что он хватается, не успев толком разлепить глаза, – это за древний мотоцикл Indian Scout 1920 года выпуска. Мужчина аккуратно, даже трепетно ведет его за низкие, на гоночный манер перепаянные ручки наружу, во двор. В абсолютной тишине он осматривается, вдыхает сонный воздух едва начавшегося утра, а затем лихо, с оттягом заводит двигатель. На холостых оборотах мотор ревет и плюется, как потревоженный зверь. Но с каждой секундой его рев набирается силу. На лице мужчины расплывается детская, абсолютно счастливая улыбка.

– Берт! – кричит из окна сосед, живущий напротив. – Берт Монро, твою мать! Немедленно выруби свою хреновину, старый дурень! Сейчас 5:30 утра! Еще раз заведешь свой мотоцикл в такую рань, клянусь, я вызову копов!!!

– Ладно-ладно! – мужчина, которого назвали Бертом, примирительно поднял руки. – Не надо кричать, сосед. Ты же знаешь, я должен регулярно греть двигатель этого мотоцикла. Иначе он не поедет…

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Заводской Indian Scout 1920 года выпуска

Окно напротив с силой захлопнули, а Берт еще долго сидел и слушал, как матерясь, в суете просыпаются люди. Так началось еще одно утро в Инверкаргилле, провинциальном городке Новой Зеландии, на краю света.

Старый добрый Индиан

Эта история началась в 1920 году, когда в руки Герберта Монро по прозвищу Берт попал новенький Indian Scout. Эта компания возникла на два года раньше знаменитого Harley-Davidson (1901 год) и до 1953-го была основным его конкурентом. Мотоциклы Indian имели множество конструкторских фишек, как то: двигатели с V-образной «двойкой» объемом 600 см³ и с углом развала цилиндров 420º; ручное переключение скоростей и ножное сцепление. Берт, который успел уже установить рекорд скорости на местной трассе Fortrose, влюбился в такой Скаут с первого взгляда. Являясь по натуре не только азартным гонщиком, но и талантливым инженером, он видел в этом мотоцикле огромный потенциал и широкие возможности.

С 1926-го Монро принялся модернизировать верный Индиан, когда максимальная «заводская» скорость в 55 миль в час перестала устраивать их обоих. Эта дата стала отправной точкой для последовательного ежегодного усовершенствования механизмов, которые повышали предельную скорость на 3,25 мили (5,2 км). По сути, Берт собственными руками в одиночку делал то, что совершала мировая мотоиндустрия. Подобная связь человека и мотоцикла не существовала только для получения результата – в лице Indian Scout Монро получил не только идеальное гоночное средство, но и друга, с которым не расставался до самой смерти. К слову, жена оставила Берта после 20 лет брака (в 1947-м) и четырехкратной беременности.

Соседский парнишка прибежал в дом-мастерскую старого гонщика, едва как следует рассвело. Он сразу же принялся хозяйничать на «кухне» – небольшом пятаке среди мотоциклетного хлама, уставленном посудой и банками с едой. Он наполнил чайник из бочки с водой, что стояла на улице, порезал хлеб, открыл масло.

Берт, что ты делаешь? – спросил парнишка, привыкший, что старик почти не обращает на него внимания.

Выплавляю цилиндры, дружок, – весело ответил тот. – Знаешь, какой идеальный рецепт для этого? Две части от Шевроле, две – от Форда. Я подозреваю, что в клапанах от Шевроле 36 года выпуска есть титан. А это очень хорошо – безупречный металл!

Мальчик недоверчиво скривился и полез за имбирным печеньем. Хотел подойти ближе, но старик жестом отогнал его: в кузнечных клещах была консервная банка с расплавленным содержимым. Берт осторожно поднес ее к горлышку формы, зажатой в тисках, и опрокинул. Металл с урчанием разливался внутри.

Тим, могу я тебя попросить? Только обещай, что ничего не скажешь своей матери…

– Конечно, Берт, спрашивай!

– Ты не принесешь мне какой-нибудь острый нож с вашей кухни?

Мальчик переминался с ноги на ногу.

– А зачем тебе?

Старик присел на край кровати, нежно погладил мотоциклетное колесо, лежавшее поблизости.

– Понимаешь, – принялся объяснять он, – на высокой скорости центробежная сила расширяет покрышки. Чтобы они не терлись о корпус мотоцикла, с них нужно срезать протектор. Но сделать это нужно аккуратно, остро заточенным предметом, чтобы не повредить корд…

Спустя полдня мать Тима недосчиталась одного ножа и точильного камня и не раздумывая отправилась в «хижину» Берта. Она знала, где искать пропажу.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

«Приношение Богу скорости». Эта полка никогда не пустовала. Пробитый цилиндр ценился Бертом больше какого-нибудь кубка, выигранного в локальном заезде

Быть легендой

Да, как ни странно, будущая легенда мотоспорта жила именно так. Соседка постоянно пилила его за мелкие кражи, ее муж – за нестриженный газон на участке, который якобы делает непрезентабельным весь их район. У Герберта Монро не было ничего, кроме старого мотоцикла и гаража, в котором он был вынужден жить вместе со всем своим хламом. При этом гонщик вполне был доволен жизнью и неустанно «доводил до ума» обожаемый Скаут.

В первую очередь Берт «до косточки» перебрал двигатель Indian, все детали для которого отлил вручную. Он изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам отливал головки цилиндров, постоянно меняя состав металлической смеси. Согласно легенде, Монро делал цилиндры из литых железных газовых труб, которые подбирал на улицах после замены газопроводов. Из осей от тяжелых грузовиков и тракторов Caterpillar изобретатель вытачивал шатуны. Как он сам говорил, после повторной закалки эти детали могли выдерживать 143 тонны нагрузки на сжатие. Также Берт самостоятельно изготовил сцепление с усилием в 1,5 тонны и тройной цепной привод. Даже обувка для колес была особой – слики, то есть специальные шины, соскобленные ножом по самый корд. А обтекаемый кузов, выполненный из стеклопластика, гонщик сначала вырезал из листа алюминия по собственным чертежам.

При этом, невзирая на ход различных модификаций, на картере неизменно красовался номер (50R627), свидетельствовавший, что все видят тот самый мотоцикл Indian Scout 1920 года выпуска. Хотя его ходовые качества давно и намного превысили серийные.

– Почему ты каждое утро заводишь свой мотоцикл? – спрашивал мальчик в сотый раз, хотя прекрасно знал ответ.

– Если мы хотим попасть на Бонневилль, – Берт всегда говорил «мы», если речь заходила о нем и его мотоцикле, – то должны быть в хорошей форме. Перед заездом все должно работать отменно: двигатель, смазка, подача топлива. А у меня за весь год их было всего 27, и те нелегальные!

– А что такое Бонневилль?

– Это высохшее соляное озеро площадью 260 км², расположенное на северо-западе штата Юта, в США. Ровная поверхность, покрытая солью, позволяет машинам развивать скорость более 1 000 км/ч! Не так уж много мест на земле, где можно по-настоящему испытать технику…

Мальчик подошел к полкам, где белой краской было написано: «Приношение Богу скорости». Там во множестве лежали разорванные цилиндры, сломанные шатуны, погнутые поршни. А также кубки и различные награды за призовые места. Тим наперечет знал здесь каждый предмет. А еще знал, что спросит сейчас, и что старик ответит. Обоим нравилась эта игра, и никто не собирался нарушать ее правила.

– Ты не боишься разбиться? – прозвучал, наконец, его голос.

– Когда мчишься на большой скорости, 5 минут бывают интереснее, чем у иных вся жизнь… Опасность придает вкус нашей жизни. А иногда нужно рисковать, иначе жизнь – просто дешевка.

– Не переставай мечтать, Тим. Потому что если ты вдруг откажешься от своей мечты, то превратишься в овощ.

У мальчика захватило дыхание. Он просто не знал, что ответить, потому что впервые слышал от старика эти слова.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Монро был руководителем и единственным исполнителем всех процессов по усовершенствованию верного Скаута, будь то плавка деталей, отладка механизмов или шиномонтаж

Долгий путь в Бонневилль

Берт Монро готовил свой мотоцикл 44 года. За это время он полсотни раз падал, разбивался, ломал кости, без счета получал синяки и ушибы. Доставалось и его мотоциклу.

«Во время дрэг-рейсинга на трассе Teretonga International, – писал гонщик своему другу Джону Эндюсу в 1959 году, – на скорости 200 км/ч с мотоциклом приключился внезапный воблинг (неконтролируемая прогрессирующая раскачка переднего колеса). Я вылетел с трассы и долго катился, с каждым оборотом подпрыгивая на 15 метров в высоту. Когда я остановился, на мне все еще был шлем и жалкие лоскуты ткани, которые до этого были штанами, кедами, носками. Я получил лишь легкое сотрясение мозга, зато ободрал кожу во всех мыслимых местах, раны заживали очень долго. Один палец был раздроблен, сейчас он работает, но сустав остался кривым. Все остальные падения заканчивались для меня просто сломанными костями, ожогами и один раз разрывом плеча».

Аварии Берт воспринимал философски – просто очередной повод убедиться, что не все еще в порядке с техникой и с головой. Но вот наступил 1967 год, когда Монро понял, что они наконец готовы. Готовы ехать в Бонневиль ставить рекорды.

События, которые случились потом, всколыхнули весь мир. Люди принялись усиленно интересоваться мотоциклетным спортом, стали больше знать о Бонневилльском соленом озере и о Новой Зеландии. Соотечественник Берта Монро, режиссер Роджер Дональдсон посчитал своим долгом экранизировать жизнь великого гонщика. В 1971-ом в прокат вышел документальный фильм «Приношение Богу Скорости». А в 2005-м – биографическая художественная лента «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

В семейном альбоме Берта почти нет фотографий других людей. Зато мотоцикла – сколько угодно!

Второй фильм интересен больше всего. Не только громким именем и игрой актеров (хотя она и выше всяческих похвал!), но самим ходом повествования. Только представьте себе: война, навязанная США Вьетнаму, в самом разгаре, весь остальной мир пребывает в страхе перед ядерным ударом – результатом противостояния двух супердержав. На этом фоне старый гонщик, живущий на краю света, выглядит комично и странно со своей мечтой о рекорде скорости. Ветеран войны, потрепанный многими неудачами, он не растерял былого оптимизма и все еще с надеждой смотрит вперед.

Других людей это обезоруживает и подкупает. Ершистые, злобные американцы не отворачиваются от глуховатого старика, прибывшего (как он сам говорил) «из-под земли», а неожиданно для самих себя предлагают помощь. А Берта, который привык принимать жизнь такой, какая она есть, не удивляют «закидоны» местных – гостиничного трансвестита он упорно называет «леди», таможенникам цитирует статью о себе в «Популярной механике», продавцу рыдванов за один вечер ремонтирует половину его технопарка.

Странный, недотепистый добряк вполне мог прижиться в незнакомом для него мире: люди, встреченные им на пути, наперебой предлагают ему жилье и работу – но тот с достоинством отказывает. Мерцание больших городов не обмануло его, старик не забыл ни о своем призвании, ни о цели. А диковинный Indian Scout 1920 года выпуска в обтекаемой оболочке послушно тянется за ним следом, ожидая своего часа. За этим путешествием следить не только приятно, но и поучительно. В размеренной, стейнбековской манере история рассказывает о ценностях, в которые мы почему-то давно не верим.

Старый рыдван, купленный Бертом в Долине Лос-Анджелеса за $250, устало выдохнул, остановился. Позади него болтался самодельный прицеп с неизменным Скаутом в полном «боевом» оснащении. Дверь заскрипела, выпуская водителя. Монро рад был размять затекшие суставы, да и помочиться было не грех, все-таки годы, проблемы с простатой. Но обо всем этом он забыл, едва увидел долгожданный пункт назначения.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Байкер: Ты Берт Монро – старый чудак с дряхлым мотоциклом? Мы вызываем тебя на поединок!
Берт: Спокойно, детишки. Давайте, вперед! Только не обмочите штанишки…

Озеро Бонневилль предстало перед ним во всем своем величии. Кругом, насколько хватало глаз, раскинулась ровная, без изъянов, площадка. Покрытая кристаллами соли почти на два метра в глубину, она блестела и переливалась на солнце. В воздухе висел застарелый запах йода, а от легкого ветра кожа на руках мгновенно покрылась белой пылью.

– Я всю жизнь мечтал сделать что-то необычное, – тихо сказал Берт Монро, с гордостью глядя вокруг. – Хотел выделиться из толпы. И вот он – Бонневилль, место, где совершаются подвиги! Это – моя святая земля. Я, наконец, добрался!

Он вспоминал гонщиков прошлого, когда за его спиной послышался скрип колес. Берт обернулся. Из пропыленного универсала вырос смуглый здоровяк. Улыбнулся. Это был Джим Моффат, автогонщик из Сан-Хосе.

– Славный будет день, – сказал он, приветствуя старика кивком. – Спокойно, на небе ни облачка. Соль в полном порядке. Твердая и сухая. Ради этой недели мы все и живем.

Они мгновенно признал друг в друге своих. Монро ничего не сказал. В его взгляде и без того читалось многое.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Коп: С какой скоростью вы ехали?
Берт: Не знаю, офицер. После 120 миль/час я на спидометр уже не смотрел…

Проблемы с квалификацией

Потом были унизительные бюрократические разборки: жюри гонок отказывало старику в допуске, но он твердо стоял на своем. Оказалось, Монро не подал заявку на участие, да и с техосмотром было не все в порядке.

– Что это, петля от ворот? – спрашивал дежурный механик, указывая на необычный элемент крепления рамы.

– Нет, от старой кухонной двери, – спокойно отвечал Берт.

Общий хохот. Люди в толпе переглядываются, думая, что старик спятил.

Механик продолжал:

– Мне кажется, эти шины не годятся для гонок. Очень много мелких трещин. Где протектор?

– Я его срезал, – Монро был невозмутим. – Кухонным ножом. Нужно уменьшать вес и сцепление с трассой, а иначе под действием центробежной силы шины разорвет. В таком виде они годятся для езды со скоростью 300 миль в час, я гарантирую. Это моя модель.

История Берта Монро, описанная в фильме "Самый быстрый Индиан", заставляет поверить в самые невероятные мечты.

Берт Монро совершенствовал свой «Индиан Скаут» 1920 года выпуска 44 года и мечтал о том, чтобы он стал самым быстрым мотоциклом в мире. В век высоких технологий и огромных бюджетов Берт сражался за скорость, имея лишь старый мотоцикл и собственную пару рук. И все же его мечте было суждено сбыться. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле Берт Мунро установил мировой рекорд скорости на мотоцикле. К тому времени «Скауту» было 47 лет, а самому Берту — 68.
Самый быстрый Indian в мире.

Берт Монро (Herbert J. «Burt» Munro; 25 марта 1899 — 6 января 1978) родился в городе Инверкаргилл в Новой Зеландии. Как часто бывает, ничем не приметный городок оказался домом знаменитости.
Свой первый мотоцикл, английский Douglas, Берт Монро приобрел в 1915 году, когда ему было 16 лет. Вскоре ему удалось скопить 50 фунтов на новенький Clyno с коляской. Сняв с мотоцикла коляску, Берт начал участвовать в местных гонках. Ему даже удалось поставить рекорд скорости на трассе Fortrose неподалеку от родного города.


Indian Scout производились с 1920 по 1949 и пришли на замену Chief. Объем двигателя Scout 500-745сс. Первая модель имела объем 596сс и производилась до 1927 года.
В 1927 вышла вторая модификация 101 Scout, отличавшаяся более жесткой рамой, большим рейком, более длинной колесной базой, меньшей высотой по седлу и наличием переднего тормоза.

1942_Indian_Scout_500cc_v_twin_smallВ 1931 году вышла третья модификация с более тяжелой рамой Chief,
выпускавшаяся до 1948. Многие такие Индианы использовались во время II Мировой Войны, но после возобновления производства для гражданских нужд в 1946, модель не пошла. Налицо сходство с WLA от Harley. Компания Harley Davidson получила военный заказ, что послужило одной из причиной прекращения производства Indian в 20 веке.
1934 год подарил поклонникам Scout Sport с более легкой рамой, улучшенной карбюрацией и иными головками цилиндров. В 1948 году было произведено всего 50 Scout Daytona Sport, один из которых выиграл гонку Daytona 200 mile (322км).

Indian-motocycles-1923-Scout-1В 1920 году он купил свой новенький Индиан Scout. Косозубые шестерни главной передачи располагались в маслонепроницаемом литом картере, трехступенчатая коробка передач переключалась рукой, а сцепление было ножным. Жесткая рама не предусматривала задней подвески, передняя рессора обеспечивала 5-сантиметровый ход. Больше фото . Scout на последней странице галереи. В 1926 году он начал модифицировать его, постепенно превращая в гоночный байк. Что любопытно, номер двигателя так и остался неизменным — 5OR627.
Берт использовал старую спицу вместо микрометра, отливал детали в старой консервной банке, как-то его застали на пляже, отливающим детали в ямках в песке! Сам разработал и переделал мотор под верхнеклапанные головы (вместо нижнеклапанного типа в стоке), поставил собственные распредвалы, которых стало 4 вместо 2. Цилиндры, поршни, маховики, система смазки, толкатели тоже были заменены на самодельные. Например, толкатели были сделаны из тракторной оси, выточены вручную и закалены так, что выдерживали нагрузку 143 тонны на сжатие. По слухам, цилиндры делались из старых чугунных газовых труб, которые он взял у газовой компании после замены газопровода. Он объяснял это тем, что после нескольких лет в земле трубы были выдержанными. Ребра охлаждения делались из алюминиевых пластин. Про сцепление с усилием в полтонны и тройной цепной привод можно скромно умолчать. Старая рессорная вилка была заменена на балочную(girder fork) от 1925 — 1928 Prince. Шины использовались стоковые, но Берт делал из них слики вручную острым ножом.
Последним шагом стало заключение мотоцикла в обтекаемый корпус.

Стоковый Индиан Scout разгонялся до ~55 миль/ч. В 1977 Берт установил рекорд Австралии на пляже Inverlock в Виктории по езде с коляской — 90 миль/ч. В феврале 1957 он разогнался до 131.38 миль/ч, в 1957 — до 143,59 и проезжал четверть мили за 12.01с.
Но главный свой рекорд он побил в Бонневилле, Америка. Дно высохшего озера представляло собой соляную равнину, гладкую как стол, что позволяло разгоняться «на все деньги». С 1962 года он несколько раз посещал соревнования, вот результаты:
1962 — 178.971 миль/ч с двигателем 850сс (51«)
1963 — на 195 милях сломался толкатель.
1967 — объем увеличен до 950сс (58«) и скорость составила 183.586 миль/ч или 295,44 км/ч. Квалификационный заезд оказался быстрей — 190.07 миль/ч или 305.89 км/ч. Это самая большая скорость, которую когда-либо развивали на Индиане. Рекорд в этом классе не побит до сих пор. На тот момент Берту было 68 лет.
Не обходилось и без инцидентов: в интервью 1973 года он говорил: «Мы мчались как бомба по соли в 1967. На половине пути начался вобблинг. Я приподнялся чтобы замедлиться. Ветер сорвал с меня очки и вдавил глазные яблоки в череп - я ничего не видел. Мы так сильно отклонились от черной линии, что разминулись с металлическим столбиком в нескольких дюймах. Я положил мотоцикл набок, и мы с ним отделались парой царапин». В это время он ехал со скоростью почти 206 миль/ч! Также взрывался двигатель, разлетались поршни, клапана..
Мотоцикл Берта пробыл с ним 57 лет. За полвека работы он сделал из обычного тихохода ракету. Для сравнения, Yamaha R1 2009 года имеет максимальную скорость ~190 миль/ч.

«Богатую историю моих падений и травм трудно передать вкратце, но я, пожалуй, смогу описать самые лучшие» (Из переписки Берта Мунро с другом Джоном Эндрюсом)

1916. Пролежал без сознания целый день, упав на голову.

1921. Катался, стоя на сиденье «Скаута», а затем очнулся вечером после целого дня отключки.

1927. Вылетел с дертовой трассы Aspendale Speedway на скорости свыше 160 км/ч, заработав контузию и многочисленные ушибы.

1932. Путешествуя по Восточному Сауслэнду, я подобрал попутчика. Когда мы проезжали ферму, на него бросилась собака. Я столкнулся с летящим в прыжке зверем и после ходил пошатываясь, с сотрясением мозга и глубокой раной на голове.

1937. Во время 20-мильной гонки по пляжу на скорости 200 км/ч, Хью Карри из BSA Special, последний гонщик, которого мне оставалось пройти, повернул прямо передо мной. Я ударил по тормозам и попытался повернуть перед ним, пока он наклонялся в вираж. Мой мотоцикл заехал на его байк, как на трамплин, и пропорхал 37 м над пляжем. Хью упал и сломал ключицу. Мой шлем раскололся от макушки до шеи, позднее Хью показал мне отметины от него на картере своего двигателя. Все мои зубы были выбиты, золотые мой брат отыскал в песке. Это был один из самых грустных моментов моей жизни.

1959. Во время дрэг-рейсинга на трассе Teretonga International на скорости 200 км/ч с мотоциклом приключился внезапный воблинг (неконтролируемая прогрессирующая раскачка переднего колеса). Я вылетел с трассы и долго катился, с каждым оборотом подпрыгивая на 15 м в высоту. Когда я остановился, на мне все еще был шлем и жалкие лоскуты ткани, которые до этого были штанами, кедами, носками. Я получил лишь легкое сотрясение мозга, зато ободрал кожу во всех мыслимых местах, раны заживали очень долго. Один палец был раздроблен, сейчас он работает, но сустав остался кривым. Все остальные падения заканчивались для меня просто сломанными костями, ожогами и один раз разрывом плеча".