Чем занимается эргономика. Что такое. Надежность человека как части эргатической системы

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ НИЯУ МИФИ: ЛУЧШЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ?

    ✪ Почему эргономика не работает

    ✪ ФКН ВШЭ: 298 БАЛЛОВ, 45% ОТЧИСЛИЛИ, ВОЕННАЯ КАФЕДРА, САЙТ С ОЛИМПИАДАМИ

    ✪ ЛИНГВИСТИКА ВШЭ: БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОФЕСИИ, ВЫСТАВКИ И МАЙНОР "ГАРАЖА"

    ✪ МИЭМ ВШЭ И КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО

    Субтитры

История

Термин в написании «ergonomia» (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе «План эргономики, т. е. науки о труде, основанной на истинах, взятых из естественных наук» (польск. «Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody» ).

Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники , которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР , Великобритании , США и Японии .

В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью .

Разделы эргономики

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

Виды совместимости среды «человек-машина»

  • Антропометрическая совместимость - учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
  • Сенсомоторная совместимость - учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  • Энергетическая совместимость - учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
  • Психофизиологическая совместимость - учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Подходы

При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем , в современной эргономике наиболее часто применяется системный подход (также называемый «системо-центрическим»). Ранее использовались антропо-центрический, машино-центрический и др. Новым является средо-ориентированный подход .

Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии , физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии , культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах .

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например, человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве , но также в быту , в спорте и даже в искусстве .

Организация рабочего места

При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ;
  • статические нагрузки рабочей позы;
  • время пребывания.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Пространственная компоновка рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

  • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
  • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

Размерные характеристики рабочего места

Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
  • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
  • пространства для ног.

Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

Взаимное расположение рабочих мест

Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

Размещение технологической и организационной оснастки

  • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
  • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, - справа;
  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться ниже менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

Обзор и наблюдение за технологическим процессом

Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.

Введение……………………………………………………………………….3

I Понятие эргономики……………………………………………………6

1. Объект и предмет изучения эргономики………………………………7

2. Миди и Микро эргономика…………………………………………….10

3. Связь с другими науками и направления эргономики ………………11

II Методы и технические средства эргономики………………………14

1. Классификация эргономических методов…………………………..15

III Структура эргономических свойств и показателей техники …..21

Заключение……………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………..32

Введение

С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенное изменение функции, роль и место человека в труде. Соответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты исследования трудовой деятельности. Преимущественно энергетический подход к ее изучению, обусловленный преобладанием в прошлом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. С физиологией труда тесно связана гигиена труда – профилактическая дисциплина, изучающая воздействие трудового процесса и производственной среды на организм работающих. В начале XX века, когда появились сложные виды трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявившие повышенные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, возникла психология труда.

Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. Однако на ряду с этим стала проявляться цеховая обособленность научных дисциплин, появились признаки утраты представления о целостности человека в трудовой деятельности. По мере накопления знаний возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда – к данным гигиены и системотехники и т.д. Это и понятно, поскольку в действительности человек в трудовой деятельности представляет собой не сумму разрозненных элементов, а органичное целое. В результате трудовой деятельности психологические компоненты не отделены от физиологических и социальных. Определенное влияние на них оказывают и технические средства, с которыми человек взаимодействует.

В конце сороковых – начале пятидесятых годов ХХ века на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой. Но дело, конечно, не только в логике развития наук.

Современные производство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях.

Различные виды трудовой деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования.

Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, в кабинах самолетов, тракторов и т.д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т.п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья.

До известного времени разделение труда между учеными и практическими работниками, занятыми главным образом «приспособлением» человека к уже созданной технике, оказывалось достаточным. Однако по мере увеличения сложности машин, оборудования, систем управления и деятельности по их управлению, освоению и обслуживанию все больше выявлялась необходимость участия в их создании представителей всех наук о труде и сфер практической деятельности.

Раньше каждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последнее десятилетие, например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимальной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать только одним способом – заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать наверняка.

I Понятие эргономики

Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - "антропотехника".
Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.
Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:
1950-е - военная эргономика,
1960-е - промышленная эргономика,
1970-е - эргономика товаров широкого потребления,
1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,
1990-е - когнитивная и организационная эргономика.
К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

1.Объект и предмет изучения эргономики

Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие.

Например, изучение моторного поля показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартном положении тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить другие характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а «пространство – движение – время», включенные в двигательную задачу.

Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок – как по отдельным показателям, так и в сочетании.

Объектом изучения эргономики является система «человек – машина», а предметом – деятельность человека или группы людей с техническими средствами.

Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования:

· удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем «человек – машина»;

· сохранение здоровья и развитие личности.

В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через их совокупность и взаимодополняемость.

Имея в качестве объекта исследования систему «человек – машина», эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т.е. «здесь и теперь», порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Она источник как эффективного управления так и неэффективного.

Существует довольно много наук, наработки которых должны позитивно сказываться на эффективности. Так, самые разрекламированные из них - это менеджмент (организация труда) и маркетинг (продвижение товаров или услуг). Можно продолжать ещё достаточно долго. Но есть и такие, про которые слышали только специалисты. И к таким относится эргономика. Как наука, это часто явно недооценённая дисциплина. В рамках статьи будет дано определение ей, рассмотрены направления и реализация на практике. Можно сказать, что здесь имеются краткие основы эргономики. Итак, приступим к теме статьи.

Что такое эргономика и что она изучает?

Так называют научную дисциплину, которая занимается особенностями взаимодействия между людьми и различными элементами систем, то есть, она рассматривает трудовой процесс. Существует и профессия «эргономика». Люди, обладающие ею, должны иметь знания о теории, законах, данных и методах конструирования, которые в конечном итоге смогут обеспечить здоровье человека и провести оптимизацию общего функционирования системы. Эргономика является довольно важной в процессах проектирования. Она оценивает задачи, работы, продукцию, окружающую среду и системы, чтобы гармонизировать всё относительно потребностей, способностей и физических возможностей людей. Вот возьмём мусорную свалку. Если мы поместим её в пределах города (или вообще в жилом массиве), то придётся:

  1. Платить больше экологических налогов.
  2. Решать проблемы с недовольными людьми.

И это как минимум. Поэтому чисто с точки зрения эффективности и меньших проблем нам лучше будет поместить мусорную свалку за чертой города. Таким образом, мы ещё и выполним требования эргономики. В результате задача выполнена, и с высоким результатом.

Какие существуют направления эргономики?

Поскольку рассматриваемая нами дисциплина является системно-ориентированной (то есть охватывает все аспекты и прорабатывает нюансы человеческой деятельности), то для лучшего понимания и эффективности она была разбита на отдельные направления. Несмотря на это, эргономика использует и активно развивает целостный подход, который предусматривает рассмотрение и учет когнитивных (мыслительных), физических, организационных, социальных и многих других важных факторов. Эргономист-практик должен обладать широкой эрудицией во всех вышеприведенных сферах (как минимум). Поэтому люди подобной профессии часто подготавливаются под работу в конкретный сектор экономики (или если говорить о науке). Эргономистам постоянно приходится эволюционировать в своих навыках и способностях. Ведь создаются новые направления, да и старые получают перспективы развития. Несмотря на широкое разнообразие факторов, возможности и требования эргономики были скомпилированы в трех областях:

  1. Физической.
  2. Мыслительной.
  3. Организационной.

Физическая

Она занимается рассмотрением и изучением антропометрических, анатомических, биомеханических и физиологических характеристик, а также особенности их влияния на физическую деятельность работника. Она прорабатывает позы выполнения задач, монотонные движения, погрузку/разгрузку чего-то, компоновку функционального места, здоровье и безопасность персонала. Данная область эргономики должна сделать всё возможное, чтобы избежать негативных последствий для человека вследствие трудовой деятельности или минимизировать их. В качестве примера можно привести мышечно-скелетные расстройства, что возникают при длительной работе за компьютером. Для этого может проводиться специальная оценка рабочих мест и комфорта выполнения функций персоналом за ними.

Мыслительной

Данная область тесно связана с различными мыслительными процессами. Она уделяет внимание таким людским качествам, как память, восприятие, рассуждение и моторная реакция. Также прорабатываются процессы взаимодействия между человеком и другими элементами системы, с которой он работает. Проводится изучение умственной нагрузки, то, как принимаются решения, работ, что требуют высокой квалификации. Также прорабатывается надежность человека, его взаимодействие с различной техникой, и принимается решение о необходимой профессиональной подготовке и готовности выдержать рабочий стресс. Необходима специальная оценка чтобы убедиться, что на принятие решений не повлияют сторонние процессы. Так, стучащие за стенкой прессы не подходят для конструкторско-инженерного бюро, и необходимо позаботится, чтобы были лучшие условия. Вот что такое эргономика на практике. Но и это ещё не всё.

Организационная

Итак, продолжаем выяснять, что такое эргономика, и подходим к третьей, уже завершающей, области. Она занимается оптимизацией социотехнических систем. Организационная эргономика прорабатывает вопросы структуры, политики и процессов. Это достигается за счёт влияния на трудовые ресурсы, проектную деятельность, коллективную работу, коммуникацию, удалённую работу и слежением за качеством и принятием соответствующих решений.

На практике

Что такое эргономика в реальности? На деле это очень трудоёмкий процесс, поскольку он занимается не только вопросами улучшения качества, но и сопутствует внедрению наработок. Вот представьте, что появилась новая технология, которая позволит улучшить экономическую эффективность предприятия за счет использования меньшего количества ресурсов. Для вас это ясно, а вот вышестоящему начальству это ещё необходимо доказать. Рассчитать всё с помощью формул, изобразить на схемах, где, что и как следует разместить и смотреть, чтобы всё было сделано так, как нужно.

Эргономика – это научная дисциплина, она комплексно изучает возможности деятельности человека. Предметом эргономики является изучение закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими средствами, предметом деятельности и средой, где происходит трудовой процесс.

Цель эргономики – повышение эффективности взаимодействия в системе «человек – машина - предмет деятельности - среда обитания»; при этом основной задачей является сохранение здоровья человека и создание условий для развития его личности. Система – это сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных единой целью. Чаще всего в эргономике идет речь о системе «человек – машина – среда». Например, система взаимодействия людей в производственном или творческом коллективе.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки – обучения, тренировки, адаптации.

Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно – композиционных решений системы в целом и отдельных ее компонентов. Эргономика органически связана с дизайном, так как одна из целей дизайна – формирование гармоничной предметной среды. При этом отрабатываются не только внешний вид предметов, но и структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство. Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно – научную основу дизайна. Учет человеческих факторов – обязательная компонента процесса дизайнерского проектирования.

Эргодизайн как сфера деятельности . В последнее десятилетие ХХ века за рубежом и в нашей стране употребляется понятие «Эргодизайн » для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что порой установить границы между ними просто невозможно. Эргономический подход к решению задач оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов.

Социально-психологические факторы – предполагают соответствие оборудования, конструкции машины и организацию рабочих мест характеру группового взаимодействия. Эти факторы также обеспечивают межличностные отношения при совместном управлении объектом.

Антропометрические факторы – обеспечивают соответствие характера и формы изделий анатомической пластике человеческого тела.

Психологические факторы – участвуют в развитии особенностей восприятия, памяти, мышления, закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.


Психофизиологические факторы – обеспечивают условия визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы – обеспечивают соответствие оборудования силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека.

Гигиенические факторы – включают в себя требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений. В том числе к гигиеническим факторам относятся радиация, ультразвук, вибрация, гравитационная перегрузка, ускорение, фоновые шумы.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите примеры комплексных объектов, знакомых Вам по окружающей среде.

2. Почему деятельность дизайнера имеет социальную направленность?

3. Какие факторы эргономики должен учитывать дизайнер, проектируя:

а) студию для занятий лепкой;

б) мастерскую для занятий конструированием одежды;

в) выставку студенческих работ?

Ключевые слова и понятия

Эргодизайн, эргономические требования (факторы), эргономические свойства, оптимальное решение, антропометрия, антропометрические требования, статические признаки тела человека, динамические признаки тела человека, перцентиль, факторы окружающей среды, методы эргономических исследований, соматография, соматографические и макетные методы, экспериментальные макетные методы, объемные антропоманекены.

Эргономика — наука о системах

Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве и быта. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой и бытовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых и бытовых функций.

Эргономика сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой и бытовой деятельности человека.

Методологическую базу эргономики составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек и машина». Эргономика опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Эргономика органически связана с художественным конструированием. Проблемы эргономики разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры.

Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение эргономики, относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.

Термин «Эргономика», предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины.


Эргономика — система

  1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах:
  • человек;
  • вещь;
  • среда;
  • Эргономика — наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология.

  • Эргономика — отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.

  • Эргономика — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ.

  • Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.

  • К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

    1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

    2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

    3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.


    Эргономика — комплексная наука

    Эргономика — наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель v разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

    Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика — результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук.

    Эргономика — эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

    Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

    Эргономика — научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

    Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы.

    Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования — системы «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда». Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.

    Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

    1. Инженерная психология;
    2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология;
    3. Конструирование;
    4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда;
    5. Антропология, антропометрия;
    6. Медицина, анатомия и физиология человека;
    7. Теория проектирования;
    8. Теория управления.


    Мидиэргономика

    Мидиэргономика — исследование и проектирование систем «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив- организация». Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов мидиэргономики входят:

    1. Проектирование организаций;
    2. Планирование работ;
    3. Обитаемость рабочих помещений;
    4. Гигиена труда и быта;
    5. Проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов.

    Это — исследование и проектирование систем «человек — рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация», сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое.


    Микроэргономика

    Микроэргономика — исследование и проектирование систем «человек - машина». Сюда-же включаются интерфейсы «человек-компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины — например, в кабине истребителя есть дисплеи), — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» — это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек-компьютер-человек», «человек-компьютер-процесс», «человек — программа, ПО, ОС».

    Система «человек-машина» Man-machine system. Человеко-машинная система — система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации.


    Макроэргономика

    Макроэргономика (англ. macroergono-mics) — раздел эргономики, рассматривающий дизайн всей рабочей системы. В своей основе это социо-технический системный подход сверху — вниз к дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в микроэргономический дизайн интерфейсов человек — работа, человек-машина, человеко-программное обеспечение. С помощью макроэргономического подхода достигается полная согласованность и гармоничность всех компонентов рабочей системы.


    Ещё немного об эргономике.

    Эргономика, так или иначе, связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания, общения и жизненного бытия. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности человека и его быта. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда и быта, которые являются предметом изучения. Она тесно связана с физиологией труда и быта, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и быта, и физиологическому обоснованию научной организации, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на самом высоком уровне.

    Эргономика использует данные гигиены труда и быта, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда и других жизненных процессов человечества. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда и быта, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда, быта и сохранения здоровья людей.