Социальная установка личности. Виды социальной установки Основой установки личности являются социальные

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие «установки» было введено впервые в экспериментальной психологии (Л. Ланге, 1888) при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Г. Ол-порт, Ф. Хайдер, С. Аш, Л. Фестингер). Эффекты «установки» непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний. В теории Узнадзе «установка» - центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. В социологии понятие СУ. (attitude) используется впервые У. Томасом и Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы. «Определение ситуации» индивидом посредством СУ. и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида. Таким образом, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости). Основной метод измерения СУ. - шкалирование (Р. Ликерт, Л. Терстоун, Л. Гутман, Э. Богар-дус), распространенное в исследованиях массовых информационных процессов. Совокупности установок изображаются в виде иерархии диспозиций (лат. dispositio - расположение): элементарная фиксированная установка (ситуационная, set), социальная фиксированная установка (обобщенная, attitude), общая доминирующая направленность личности. Диспозиционная концепция устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и обще-психологическими подходами.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА" в других словарях:

    Форма установки, автор У. Томас и Ф. Знанецкий (1918 г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним аттитюд.… … Психологический словарь

    социальная установка - Автор. У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г.). Категория. Форма установки. Специфика. Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений.… …

    Социальная установка - – 1. установка, лежащая в основе тенденции вести себя с другими людьми тем или иным образом; 2. определённая модель убеждений, которые являются общими для группы или общества в целом; 3. любое личное убеждение, приобретённое в процессе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - Термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления. 1. Установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими… … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие У.… … Социология: Энциклопедия

    Социальная установка Словарь-справочник по педагогической психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и многому др., что для него значимо … Педагогический словарь

    Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая человека к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений … Словарь по педагогической психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - определенное, устойчивое отношение человека к кому либо или к чему либо … Словарь терминов по психологическому консультированию

    установка социальная - см. социальная установка Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • , А. В. Литвинова , Н. С. Ефимова Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Бакалавр Издатель: ЮРАЙТ , Производитель: ЮРАЙТ ,
  • Социальная психология. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ , Ефимова Наталия Сергеевна , В учебнике с учетом современных достижений социально-психологической науки рассматриваются психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы,… Категория: Учебники: основные Серия: Бакалавр. Углубленный курс Издатель:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социальная установка это — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.

Это определение вполне согласуется с Теорией Психологической Установки разработанной Д.Н. Узнадзе . и выступает в качестве частного случая в отношении мнений и действий, ориентированным на социальные объекты и явления.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен.

Понятие Аттитюд

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта », или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности ».

Аттитюд понимался всеми как определенное состояние сознания, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

  1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
  2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
  4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок происходит социализация .

Выделяют:

  1. Базовые – система убеждений (ядро личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
  2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки :

  1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
  2. Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
  3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.
Социальная установка включает три аспекта:
- когнитивный - осознание объекта;
- аффективный - эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.
+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRu.ogr;t:l!zxygtuiqo .

Социальные установки общества становятся личными, а личные переходят в общественные. С психологической точки зрения, мыслить социальными установками проще. Социальная установка, состояние психологической готовности личности думать и вести себя определенным образом. Она является осознанной, и основана на основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. С социальными установками думать проще, кроме того, они позволяют определить, что думают по этому же поводу другие члены общества.Они организуют наши внутренние ценности, наши знания о мире, о самих себе, она способствует решению внутренних конфликтов, как правило, в пользу установки. С помощью них мы фильтруем информацию поступающую из внешнего мира.Психологи и социологи говорят, что социальные установки, не исчезают мгновенно, они сходят на нет постепенно, и замещаются другими. И в тоже время сильно влияют на психические процессы личности. Пример действия личной установки, негры хуже, глупее белых, установка, которая была у отдельных индивидов в США стала всеобщей.Но приняли закон, о том, что все равны, и через 35 лет стало возможным получение Оскара Холли Берри, а через 40, чернокожий президент. Установки общества поменялись, даже если отдельные индивиды так не думают, общественные установки превалируют.

Зачем это я все пишу? Для того, чтобы оценить установки, которые существуют у нас в обществе.
Возьмем несколько установок, и проанализируем мысли и поведение людей, и к чему они могут привести. Установка первая, общественное значит ничье.Установка вторая, жизнь человека, мало что значит по сравнению с пользой обществу(а вернее ничего не значит). 3) Интеллигенты вшивые - враги (к их мнению можно не прислушиваться). Четвертая, надо помогать своим(блат, кумовство). И моя любимая, установка: я начальник ты дурак, ты начальник, я дурак.

Возьмем первую общественную установку: общественное значит ничье (государственное, значит ничье)установка, появилась во времена СССР. Стали возможны повальное воровство у государства - не чье же. Постепенно установка в умах некоторых товарищей трансформировалась, и стала не мое значит ничье. Стало возможно воровать и у людей. К чему это привело? Всем известная приватизация, результат действия этой установки. Повальное воровство на заводах, фабриках, увеличение числа преступлений, с воровством, тут еще вмешалась установка, жизнь человека ничего не значит, по сравнению с общественным благом, трансформированная, в жизнь человека ничего не значит, и стали возможны кучи преступления против личности, со стороны государства и других лиц. Такие преступления со стороны государства были и в сталинскую эпоху, но под какой то идеологией, сейчас просто так, для закрепления свое власти.Установка жизнь человека ничего не значит, ясно видна на примере отношения власти к нам, и на пример того, что бугай (тетка с связями) сбил(а) ребенка другого человека) и уехал(а), или не оказала помощь. Жизнь простого человека, ничего не значит! И суды, исходят из таких же мотивов, вынося ему(ей), условный срок, или наказание через 14 лет. Ты начальник, я дурак, явственно видно, из установки, что я скажу, то и будет, и твое мнение не учитывается, это нам показывает власть.Интеллигенция, ее истребили, -враг, привела к тому, что самой интеллигенции практически не стало, исчезла преемственность. И не кому стало критиковать власть. она стала делать, что хотела. И до сих пор это делает! Ее никто не критиковал, а кто критиковал, оказались в тюрьме. В это время, интеллигентов, заменили на людей умственного труда. Более менее, она подняла голову к развалу советского союза, когда уже не было таких репрессий. И ее тут же обвинили в развале СССР. Но у интеллигенции не было реальных рычагов управления. Да и Сахаров умер в 1989, а Солженицына выслали из союза в 1974. Любим мы валить все на мертвых, да на Америку.

Надо помогать своим, установка, существующая в не только в России. Это существует везде, где низкий уровень жизни.Например, в недоразвитых странах Африки. Именно там такая ситуация, как в России, низкий уровень образования (у нас еще не совсем так, но в связи с реформой, думаю ждать не долго), низкий уровень медицины, огромная коррупция, и воровство. И власть, ничего не делает, чтобы это прекратить, поскольку завязана сама. Установка это привела к тому, что на все посты, берут своих.И это не оканчиваться, верховной властью, это повально действует и в организациях.Например на заводах.Приведу пример Завод Лукойл-Волгоград.Еще буквально недавно, на этом заводе был такой расклад.Всего на заводе работает 3000 человек.Из них 500 человек рабочие. 2 500-управляющие, социологи, психологи, менеджеры, и другие.
Рабочие заводу не нужны.Многих рабочих просто перевели в другую организацию(подрядную), делают тоже самое, но получают меньше.Теперь численность работников уменьшилась, но на остальные 2500 это никак не повлияло.Поскольку, работают там дети депутатов, депутаты московские, вышедшие в отставку, дети бывшего мера и губернатора(бывший наш губернатор теперь сенатор), и другие не бесполезные лица. Даже если они ничего не понимают, они там работают, это в принципе для приема на работу, в пристижную организацию, не совсем важно

Жизнь человека ничего не значит, помогла тому, что зарплаты на этом заводе(да и на других тоже), у детектора, больше в 100 раз, и даже более.В Америке, не может быть зарплата больше чем в 50 раз, чем у рабочего.
Все наше общество такое, думаем мы одинаково.Бытие определяет сознание, это говорил еще Маркс. Как живем так и думаем, вбираем в себя, установки нашего общества, и сами становимся такие. И если даже придет к власти другой человек, ничего не измениться, поскольку думать он будет точно так-же, мыслить такими же установками. И еще Маркс, говорил, что изменить формацию, можно только поменяв мировоззрение большей части населения. Именно с этого, и надо начинать, с себя. С того, что надо нормально вести себя самому. А возможно и раньше, и отстаивать свои права. Личные установки становятся общественными, и если начнем с себя, через 40 лет, что-то изменится.

Глава 1. Теоретическое обоснование проекта

Социальные установки - один из сильнейших механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Зная о социальных установках конкретного человека, можно предсказать, как бы он повёл себя в определённой ситуации.

Необходимо сразу объяснить различия между двумя внешне схожими терминами: «социальная установка» и «установка». Их часто путают в силу того, что набор определений, раскрывающий содержание этих двух понятий, действительно схож: "склонность", "направленность", "готовность".

Д.Н. Узнадзе, известный представитель советской психологической школы, ввёл такое понятие установки:

«Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека. По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания».

Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Что же такое социальная установка?

В современной социальной психологии чаще всего используется определение социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924):

«…социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определённым образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом».

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Она связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.

С английского – attitude – «состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определённым объектом в определённых условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Такое определение дают У.Томас и Ф.Занецкий в 1920.

Социальные объекты в данном случае – в широком смысле: институты общества, государства, явления, события, нормы, группы, личности и т.д.

Именно Томас и Занецкий начали исследование социальных установок. Это произошло в 1918 году при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой ценности. Их основной интерес был сконцентрирован на том, как социальная среда и культура в целом могут определять отношение людей к некоторым социальным объектам, значимым для них. (У. Томасом и Ф. Знанецким была разработана типология личностей в соответствии с характером их адаптации к социальному окружению: 1) мещанский тип (характеризуется устойчивыми, традиционными установками); 2) богемный тип (нестойкие и несвязные установки, но высокая степень приспособляемости); 3) творческий тип, способный к изобретениям и нововведениям в связи с гибкостью и креативностью своих установок. Именно «творческие» личности, по мнению этих авторов, способствуют развитию общественной жизни и культуры). Сама природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.


У. Томас и Ф. Знанецкий показали, что изменение условий жизни по большей части вело к смене представлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми, т.e. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситуации индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценностями, могли возникать и развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в конечной итоге – к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к изменению социальных установок, назывались четыре основных желания (потребности) человека: новый опыт, безопасность, признание и господство.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации.

В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения.

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида(её так же называют поведенческой).

Социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Именно эта система социальных установок выполняет функцию регуляции социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними.

Кроме того, выделяют познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции) и оценочную (предопределяет оценки) функции.

Часто выделяются такие важные типы социальных установок как перцептивная установка, стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта формы существования социальной установки. Они выполняют защитную функцию, благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения, например, у членов одной семьи, трудового коллектива, социальной или этнической группы. Такая «конформизация» социальных установок индивида под существующие групповые нормы и правила выполняет функцию получения ими социального одобрения от социального окружения. Таким образом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе – он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения.

Социальные установки и поведение

Социальные установки являются важным механизмом регуляции поведения. С их помощью объясняется поведение людей в различных ситуациях. Социальные установки обусловливают его существование в макросистеме (обществе), а также микросистеме (малой группе, в межличностном взаимодействии).

При этом установки формируются под воздействием общества и в то же время влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Социальная установка связана с такими психологическими особенностями личности, как мотивация, восприятие и оценка ситуации, принятие решений и поведение. Аттитюды способствуют адаптации человека к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему социумом. В связи с этим проблема социальных установок, их роли в адаптации личности к новым условиям жизни становится особо актуальной в ситуации произошедших общественных изменений.

В современной психологической литературе установка в аспекте ее взаимосвязи с поведением занимает видное место. Начиная с 20 века, ее изучали такие ученые, как Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Смит, Томас Знанецкий, Г. Олфорт и другие не менее видные деятели науки.

Актуальность проблемы социальной установки и ее взаимосвязи с поведением объясняется тем, что знание закономерностей, определяющих влияние аттитюда на поведение и поведения на аттитюд, дают возможность (хоть и не во всех ситуациях и не с максимальной точностью), но все же прогнозировать поведение людей или, напротив, реакцию (то есть аттитюд) на то или иное поведение, поступок другого человека или себя самого.

Данные, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в расследовании уголовных дел для интерпретации поведения преступников (зная аттитюды, несложно предугадать поведение).

Также примером может служить торговля.

Уже сейчас, в наши дни, прослеживается четкая тенденция в использовании психологических фактов для увеличения объем продаж. Например, многие производители тех или иных товаров привлекают к его рекламе известных людей, пользующихся авторитетом. Таким образом, и товар представляется более качественным, что способствует его лучшей реализации.

Это наглядный пример использования установки, кроме того, полученные знания могут быть использованы для оказания психологической помощи. Можно с уверенностью считать, что благодаря дальнейшему исследованию проблемы, затронутой в данной работе, будут открыты новые факты, которые будут использованы в различных сферах общественной жизни человека.

Объектом настоящего исследования является социальная установка в аспекте, в котором взаимосвязана с поведением человека.

Предмет исследования - понятие социальной установки, специфика взаимосвязи поведения и установки, условия, при которых установка определяет поведение с высокой степенью вероятности, феномен, определяющий изменение установки через поведение.

Цель - обобщить известные психологической науке данные о взаимосвязи поведения и установки.

Соответственно задачи исследования - рассмотреть различные теоретические подходы, выдвинутыми учеными по данной проблеме, выявить закономерности взаимосвязи поведения и установки.

Гипотеза исследования на характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Наиболее важными из них можно считать внутренние факторы.

Сюда можно отнести прежде всего жизненную позицию, находящую отражение в убеждениях, интересах, ценностях личности.

Кроме внутренних, следует выделить и внешние факторы. Это ситуативные факторы (например, время), мнения референтной группы.

Установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. Установка изменяется через поведение тогда, когда появляется несогласованность между поведением и убеждениями, что вызывает дискомфорт.

Социальные установки.

Социальная установка (аттитюд) - это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

  • 1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
  • 2) осознанность этих отношений и поведения;
  • 3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;
  • 4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

  • 1) автоматичная - упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
  • 2) адаптивная - направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  • 3) защитная - способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
  • 4) когнитивная - установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
  • 5) регулятивная - средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
  • 6) ригидная - установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
  • 7) стабилизирующая - установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

  • 1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;
  • 2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
  • 3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

  • 1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;
  • 2) социальные установки;
  • 3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности;
  • 4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

  • 1) смысловом - установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;
  • 2) целевом - установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;
  • 3) операциональном - установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

  • 1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;
  • 2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;
  • 3) от 20 до 30 лет - происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;
  • 4) от 30 лет - установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Социальное поведение.

Поведение - это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Структура социального поведения:

  • 1) поведенческий акт - единичное проявление деятельности, ее элемент;
  • 2) социальные действия - действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;
  • 3) поступок - это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
  • 4) деяние - совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Виды социального поведения личности:

  • 1) по системе общественных отношений:
    • а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);
    • б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);
    • в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);
    • г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);
    • д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);
    • е) религиозное поведение.
  • 2) по времени осуществления:
    • - импульсивное;
    • - вариабельное; психологический когнитивный поведение
    • - длительно осуществляемое.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

Факторы регуляции поведения:

  • 1) внешние факторы:
    • а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);
    • б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);
    • в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
    • г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
    • д) правовые факторы (право, закон);
    • е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность)).
  • 2) внутренние регуляторы поведения:
    • а) когнитивные процессы;
    • б) устная и письменная речь;
    • в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
    • г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);
    • д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности).
  • 3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение, технологии рекламы и пропаганды и др.).

Заключение

Установка неразрывно взаимосвязана с поведением. Данное взаимовлияние во многом определяет деятельность как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Установка способна программировать поведение при соблюдении таких условий, как миниманизация посторонних влияний, осознанность установки, личностно значимый объект установки. Однако большая роль отводится ситуационным факторам, таким как нехватка времени, а также мнения референтной группы по отношению к объекту аттитюда. Установка изменяется посредством поведения, когда прежний способ мышления вызывает дискомфорт. Причем чаще всего и проще всего меняются когниции, не затрагивающие Я-концепцию.

Согласно целям нашего исследования, мы познакомились с различными теоретическими подходами, изучающими взаимосвязь поведения и установки, и структурировали информацию, отыскав наиболее существенные тенденции.

В рамках данного исследования мы рассмотрели такие теоретические подходы, как теорию установки Д.Н. Узнадзе, гласящую, что установка определяет поведение, а поведение - установку. Также узнали теорию когнитивного соответствия Л. Фестингера о том, что человек стремится к согласованности когниций и поведения, а когда она нарушается, стремится разрешить конфликт, изменяя взгляд на объект установки. Познакомились с теорией диспозиционной регуляции поведения В.А. Ядова, основной тезис которой состоит в том, что диспозиционные образы имеют иерархическую структуру, то есть, что существует иерархия, состоящая из более и менее значимых ситуаций. Кроме того, мы изучили условия, при которых установка определяет поведение, а также функции установок, их компоненты, характерные признаки. В результате, мы достигли цели нашего исследования. Таким образом, мы подтвердили первоначальную гипотезу исследования: на характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Наиболее важными из них можно считать внутренние факторы. Сюда можно отнести, прежде всего жизненную позицию, находящую отражение в убеждениях, интересах, ценностях личности. Кроме внутренних, следует выделить и внешние факторы. Это ситуативные факторы (например, время, мнения референтной группы). Установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. Установка изменяется через поведение тогда, когда появляется несогласованность между поведением и убеждениями, что вызывает дискомфорт.