Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе. Высокая простота – протоиерей Валериан Кречетов Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, вот мы уже с вами стоим на пороге Рождества Христова.

Святая Церковь словно подвела нас к Вифлеемскому вертепу, куда мы с трепетом стремимся войти, чтобы созерцать ту тайну Боговоплощения Христова, то непостижимое и страшное умаление Божества. Бог, будучи Невещественным, Бестелесным, Всесовершенным и Всесвятым Духом, обретает человеческую плоть. Ни ту плоть, которую имел Адам при сотворении, но которую он приобрёл после грехопадения, — ту дебелую, немощную человеческую плоть. Чтобы соделавшись Человеком, как говорят святые Отцы — Василий Великий, Григорий Нисский — человека сделать Богом.

Нам дана такая счастливая возможность — веровать во Христа, знать Христа Спасителя. Но эта и возможность, и великая ответственность для нас. Это не только радость Богообщения, но и ответственность за каждый прожитый день, миг, за каждое сказанное слово...

И сегодня мы с вами предстоим перед этими Яслями Христа Спасителя, которые одновременно и Крест Его, полагающийся Христу, словно уже предобразуя в этом умалении, кормушке, древе — уже Древо Креста, на котором пригвождается дабы искупить род человеческий, и одновременно полагается словно во Гроб Он, Снятый со Креста, чтобы явить нам живоносную силу Своего Воскресения. И уже сейчас эта сила сияет во всём своём величии, просвещая души, сердца и умы человеческие.

Одновременно в этих Яслях есть многие другие прообразы. Но нам с вами дано не только созерцать прообразы, но словно осязать Самого Христа. Потому что мы, являясь членами Тела Христова, Тела Церкви Его, имеем возможность приобщаться Его Плоти и Крови, принимая в себя Самого Бога Христа Спасителя. Эта тайна даже не постижима для ангелов: а нам с вами такая возможность дана.

Сейчас, в преддверии Рождества Христова, когда Христос хочет сказать нам что-то сокровенное, нечто непостижимо главное, о том, что Он возлюбил этот мир, возлюбил до конца (по Ин. 13:1), что Он не боится этого умаления, не боится Божественного риска, на который Он идёт, становясь беззащитным малым Младенцем. А любая мать знает, на сколько беспомощен младенец, как маленький комочек, плачущий, зависящий всецело от своих родителей, от их попечения и покровительства; и все связи младенца с миром для любого ребёнка осуществляются через родителей; и пищу, и кров, и тепло — всё это дают нам наши родители, если они у нас есть.

Но Христос идёт на этот риск, совершает эту тайну для того, чтобы убедить человека в том, что Он желает нашего спасения. И в этой Его зависимости одновременно явлена Его непостижимая любовь. Не случайно Он становится Этим Младенцем, Которого Ирод ищет умертвить с первых же дней (см. Мф. 2:1-3). Не успевает родиться Христос, как у Него уже появляются злейшие враги.

И это образ христианской души. Как только мы рождаемся в Вечную Жизнь и становимся сопричастниками Тела Христова, вставая в воинство Христово, выходя на брань против мiродежителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (по Еф. 6:12), мы сразу же приобретаем множество врагов. Желая того или нет. Если мы истинно стараемся быть последователями Христа Спасителя, то эта брань неизбежна, злоба демонская неизбежна против нас с вами.

Но мы не будем безоружны, не будем беспомощны, беспечны и наивны, потому что нам дана сила Христа Спасителя: Его мужеством, Его смирением, Его кротостью, Его непостижимой любовью и облекается наша душа во всеоружие Божие, способное выступить на эту брань.

Поэтому в этот день, в преддверии Христова Рождества, предстоя уже пред Его вертепом и приникая к Его Яслям, не только поразимся и умилимся этим видом чудного Богомладенца Христа, но в этом прообразе увидим Его мужество, Его, как великого Мужа, силу и смирение, Который выходит на эту брань с силами зла, с силой преисподней, чтоб явиться Победителем ради любви к человечеству и ради спасения людей.

И в этих Яслях мы видим преддверие нашего спасения, возможность нашего спасения, которую дарует нам Христос в своём Рождестве, дарует возможность обновления и причастия в Жизнь Вечную в Нём, в нашем Божественном Спасителе и Искупителе, Рождшимся ныне в Вифлееме. Аминь. Спаси Вас, Господи!

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, в навечерие Рождества Христова, в Рождественский сочельник, мы слышали Евангелие о Рождестве Христовом апостола и евангелиста Луки.

Апостол Лука был человеком ученым, он был врачом. По тем временам, это был образованный человек. Поэтому свое евангельское повествование он ведет, все время отмечая: «В правление такого-то правителя было такое-то указание – перепись провести». И вот как раз эти моменты, которые он отметил, потом и явились для следующих поколений указанием на год Рождества Христова. Потому что рождение Богомладенца, как мы видим и слышим, было безвестным для многих. И для того, чтобы потом человечество вело летоисчисление от этого года, Господь умудрил апостола и евангелиста Луку отметить все эти факты. Потому что правителей, императоров, конечно, знали, и перепись такая была. Это было «первое написание», как сказано, – значит, первая перепись. Ну, вы знаете, переписи бывают и в наше время. И вот это указание послужило потом основанием нашего летоисчисления.

Так часто бывает: когда человек что-то имеет: какие-то навыки, способности, – он воспринимает это как нечто обычное. А то, чего у него нет, кажется ему более трудным, более значительным, что ли, оно производит на него особенное впечатление. Человек, допустим, что-то производит или разбирается в каких-нибудь технических вопросах – «Ну, тут вроде всё понятно, это дело обычное!» А петь и играть или, скажем, приготовить пищу он не может. И когда другой поет, или играет, или вкусно готовит, то это кажется ему чем-то особенным и запечатлевается у него.

И вот замечательно, что именно ученый человек особенно подробно описывает явление ангелов пастухам. О волхвах говорит апостол и евангелист Матфей. А для апостола и евангелиста Луки появление волхвов вполне понятно: ну, что ж, ученые люди, они поняли, что уж если звезда явилась, значит, это всё – творение высшее, непостижимое человеку. Оно свидетельствует, значит, что-то особенное – тут понятно. Ученый человек поймет, должен, по крайней мере, понять. А вот почему ангелы явились пастухам, а не ученым? – вот это для него было чем-то удивительным, как-то особенно его душу поразило. Ведь те шли-шли, потом весь Иерусалим перемутили, всё расспрашивали: как, что, где? А Господь послал ангелов прямо к пастухам, и они получили известие не при помощи науки, не при помощи звезд, астрономии, а напрямую от ангелов, от духов Божиих.

Этот момент замечателен по своей глубине. Действительно, когда простой человек слышит, как какой-нибудь ученый о чем-то свидетельствует, что-то доказывает, то он – в восторге: «Как он замечательно доказывает, как он здорово рассуждает!» Он верит безоговорочно! Ему и доказательств-то особых не нужно. Душа принимает! А ученого человека поражает другое: «Он вроде бы ничего не знает, не понимает, а такая твердая вера!» У этого не хватает учености, а у того – учености сверх головы, а веры-то… – вот этого бы покрепче!

Это, действительно, момент замечательный. На этот счет есть изречение одного из великих ученых, кажется, Пастера: «Когда я начал заниматься наукой, я был маловерующим; когда я углубился в науку, я уверовал; а теперь, достигнув известных высот в науке, – а он был ученым с мировым именем, – я верю, как последняя бретонская крестьянка».

И вот, в конце концов, вера равняет всех. Ученых и простых людей, если они достигают веры. Вера – это дарование. Ученость, умственные познания – это тоже дар Божий. И бывает, одному чего-то дано больше, другому – меньше, а вот вера – это самое главное. И есть, как говорится, «святая простота», которая всё покрывает и всех объединяет.

На Первом Вселенском Соборе присутствовали ученые мужи, святители: будущий , тогда архидиакон, и Осия Кордувийский, который возглавлял этот Собор, и другие столпы – образованнейшие люди, архиереи. И вместе с ними присутствовал святитель Спиридон Тримифунтский, который стал архиереем, но был из пастухов, и потом, уже будучи архиереем, продолжал пасти стадо. Мужи ученые приводили доводы и доказательства от Священного Писания, от богословия. А святитель Спиридон, когда у него спросили: «Как это такое может быть: Троица, – что это?», – сказал: «Как? А вот как». Взял кирпич, сжал – и вниз полилась вода, вверх вырвалось пламя, а в руках у него осталась плинфа. И всё! Они только рты разинули. «Как это может быть?!» А вот, получилось.

Такое случается у нас до сих пор: «Как это такое может быть?!»

Ученые говорят: «Нужны такие-то условия, тогда будет то-то…» Для того чтобы распустилась ветка, нужно держать ее в тепле, чтобы была соответствующая температура, чтобы были питательные вещества… Потом, когда они доберутся, то разбудят это, это разбудит то, потом раскроется это, потом – то… А под Введение во храм Пречистой Девы, зимой, верба распускается и потом опять складывается. Мы ж приносили ее сюда, и все видели это. Как это, почему? Да вот так. Это одному Богу ведомо.

Когда человек поднимается до высот науки, то он говорит, как тот великий ученый: «Теперь я, как последняя крестьянка. Таков примерно уровень мой». А кто еще до состояния крестьянки не дошел, тот думает, что он – что-то. Как говорят, знания кичат. По большей части, так происходит.

Так что Рождество Христово удивительно по своей полноте. Здесь и ученые звездочеты, звездоблюстители (астрономы, по-нашему) – волхвы-мудрецы и царие персидские. Здесь и простые пастухи… О, простые пастухи! О них сказано: Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их. Слава Господня осияла их. А ведь Слава Господня являлась только пророкам Моисею и Илии, когда Господь являлся им…

Рождество Христово в своей полноте и соединяет всё: и ученое, и простое; и то, что можно постигнуть через творение (звездоблюстители), и то, что непостижимо.

Как может человек видеть мир невидимый? Как может грешный человек находиться во Славе Господней? Как это может быть? Может быть! Потому что такова воля Божия. Господь являет…

Обычно мы так рассуждаем: вот, преподобный Сергий, преподобный Серафим – понятно. Сколько они трудились, сколько они подвизались, с младенчества! Один в среду и пяток млека не вкушал, другой тоже отмечен с детства особым перстом Божиим. Это – монахи, подвижники. Они совершали подвиги, для нас неимоверные, и находились в благодати Божией. А здесь что? Пастухи. Я, конечно, не знаю, как это там всё происходило, совершали ли они какие-то подвиги, постились ли усердно или еще делали что-то особенное… Сказано: «Предстал им ангел Господень». Иногда говорят: «А почему им? Ведь и другие пастухи были, наверное, в той местности». А вот почему – это не нашего ума дело. Так Господь изволил.

Вот здесь как раз – тот самый ответ на многие вопросы, которые у нас бывают: «Почему это так? Почему этому такое? Почему тот получает это?» Почему… Такова воля Божия. Господь вот так это открыл. Ангелами открыл пастухам. Ведь и так весь Иерусалим узнал, что должен был родиться Спаситель, когда волхвы-то пришли. Было бы, может быть, этого достаточно? Нет. Господь явил через ангелов пастухам. Сказали бы ученые люди – у них-то авторитет больше вроде бы, а пастуху вроде кто поверит-то? Что там пастухи? У нас как: «Такой-то человек, образованный, сказал то-то и то-то». – «А, да, да, да, да, да!» А бабка какая-то там сказала – «Да ну, что она там понимает? Да ей это почудилось!..» Такова наша логика земная. А вот Господь через ангелов открыл Рождество, ангелов увидели простые пастухи. Такова воля Божия. Господь сказал: Посрамлю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну.

Нет, и апостол и евангелист Лука – разумный, и премудрый Соломон был, и Царь Давид, – всем им дана была премудрость, и люди были образованные. Но, как я уже сказал, всё это – дары Божии, и Господь дает независимо ни от чего, а творит, елика хощет, как хочет. И являет, как Ему угодно. Одному открывает таким образом, другому – иным каким-то образом. А почему? Потому, что это так . Вот это как раз – свидетельство именно Божественное. То есть, не по нашим рассуждениям, не по нашей логике, не по нашим обоснованиям каким-то, а потому, что это так.

Между прочим, некоторые люди так и воспринимают.

У меня был такой случай, когда один образованный человек задал вопрос. А перед этим он был у всяких «знатоков» – с амвона и поминать их особенно не хочется. Ну, у тех, кто выдвигает всякие заумные теории: поля, энергии… Одним словом, ему там мозги крутили-крутили, и он пришел в церковь. И начал: «А это почему так-то?» Я как-то невольно ему ответил: «Ну, потому что это так. Не знаю, почему». То есть, не стал ему объяснять (как нередко бывает), а просто сказал: «Потому, что это так есть». Вот тогда он воспринял. Он сказал: «Это меня убедило».

И действительно, в этом явлении Ангелов пастухам – такая духовная красота! Господь явил простым пастухам, высшие духи открыли им, и даже «Слава Господня осияла их». А ученые люди через науку, через рассуждения, через логические построения и вычисления в конце концов пришли к тому же, но путь их был долог.

Да, это обычно так и бывает. Путь рассуждения, осознания – довольно длительный, а путь непосредственного восприятия, когда Господь открывает, – короткий и прямой. «Потому, что это так».

Или вот еще пример, о котором мне рассказал один батюшка, отец Петр. Его спрашивают:

– Почему икру можно есть в Лазареву субботу, а рыбу нельзя, только в Вербное воскресенье?

Он говорит:

– Не знаю.

– А почему на масленицу яички можно есть, а курочку – нельзя?

– Так по Уставу. Вот и всё.

– Ну, а почему, батюшка, вот так?

– Потому, что так установлено святыми отцами.

Между прочим, суеверия часто имеют объяснение, но объяснение безтолковое. А в вере некоторые вещи просто не имеют объяснения. Вот так, и всё!

Как-то пришли люди к одному старцу, и один из них говорит:

– Я не верую потому, что я не понимаю, вы объясните мне.

Старец спросил:

– Ты понимаешь, как у тебя в желудке пища переваривается?

Он отвечает:

– Ну, – говорит старец, – тогда не ешь, пока не поймешь.

Интересно, что едят все: и профессора, которые понимают, что в желудке происходит, и простые рабочие, – все с одинаковым удовольствием. Причем, многие едят то, к чему их приучат с детства. Вот иногда говорят: «Ну, почему ты не ешь, ведь это же лучше!» Нет, потому что он привык к другому, принял это в простоте сердца, и оно в нем живет. И в сущности-то, когда мы начинаем спорить, многие раздоры, многие разделения происходят оттого, что мы не относимся к этим вещам просто – «ну, потому, что это так».

Хотя это совсем не значит, что нужно бездумно всё выполнять. Нет, это было бы неправильно. И опять же возникает вопрос: «Ну, а как же тогда? Значит, пусть каждый верует, как верует?!» Нет. Испытайте Писания (), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Писание-то – да, действительно, и Писание сравнивается одно с другим. Но есть вещи, которые просто принимает душа. Человек так чувствует – и принимает.

Простота, по-настоящему, это то, о чем сказал один из оптинских старцев: «Двадцать лет просил я этой простоты». Это, конечно, тоже дар Божий. И, по-настоящему, это состояние благодатное. Тогда человек живёт просто, как говорил преподобный : «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного». И вот эта простота – во всем: и в вере, и во всей жизни. Тогда бывает простое восприятие вещей: «Ну, так – значит, так».

«Есть у нас что-нибудь на ужин?» – «Вот, это есть». – «Ну, и давай это будем есть».

И такое отношение ко всему, в конце концов, всё умиротворяет. А бывает, когда человек не унимается: «А почему это так, а почему это?..» Да потому, что это так. Ну, смирись, прими в простоте сердца – и всё, и успокоишься. Мы знаем, что Господь, когда проповедовал здесь, на земле, то говорил: «Волос с головы не упадет без воли Божией». И если волос с головы не падает без воли Божией, значит, всё управляется Промыслом Божиим, значит, это почему-то так.

Нет, это не значит, что мы не должны участвовать в жизни, должны бездействовать. Но наша деятельность должна быть, прежде всего, в согласии с волей Божией. Первый вопрос: как это согласно с волей Божией? А результат – всё равно от Бога. Потому что ты, например, можешь хотеть хорошего, но время для этого еще не пришло.

В минувшие воскресные дни мы прославляли святых отцев, праотцев. Они всё ждали, ждали Спасителя мира, но время еще не приходило. Пришло время, и Господь родился, пришел на землю. Господь ходил по земле, а за Ним гонялись, хотели Его убить. Он сказал: «Время ещё не пришло». Пришло время – вот, се есть ваша година, и область темная (). Но на некоторое мгновение, на некоторое время. Распяли – всё! Теперь – воскрес и приду судить, когда придет время. И тогда всё кончится. Все эти козни, вся эта дипломатии, все эти приемы – всё это будет прикончено. Время придет – тогда будет всё.

Без Бога никто ничего не может. Еще при жизни Спасителя было два правителя, по тем временам очень могущественных, по имени Ирод. Один – который велел четырнадцать тысяч младенцев убить, и другой, подобный ему. Хощет Тя убити, — говорят. Господь говорит: Рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий скончаю (). Если ничего не стоило невинных младенцев убить, то, что стоило убить одного Человека? Ничего не стоило. Но Господь сказал: «Но он ничего не сможет, потому что время еще не пришло». Когда пришло время, то Пилат, расхваставшись своей властью, сказал: Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? Господь ему говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (). Вот, попробуй пустить – не пустишь, сейчас подпишешь «распять». И он подписал «распять». Трижды хотел отпустить, трижды порывался, а подписал – «распять». Значит, что он из себя представлял? Ничего.

Мы часто забываем об этом в жизни. А простое восприятие жизни, простое восприятие евангельского слова, евангельских примеров, – это фактически всё. «Ах, что будет?» Будет то, что должно быть. «О, вот этот сделает!» Этот ничего не сделает, и тот ничего не сделает, а этот сделает то, что ему будет дано. Иначе – никто ничего не сделает. «Вот, – говорят, – будет то-то и то-то». Да, кто знает, что будет? Вот то, что святые отцы сказали, то будет. «Как это будет?» Не знаю, как, но будет.

Мы помним время, когда говорили, что ничего не останется: «настолько всё схвачено!» Это схвачено сверху, а на самом деле только прилеплено, дунь – и всё развалится. И разлетелось. И этому столько примеров, а мы всё никак не уверимся. И мы всё еще приписываем это каким-то деятелям… Да ноль! Полный ноль без палочки.

Святитель Игнатий говорит: «Человек! В гордыне своей, что ты мнишь о себе? Ты – слепое орудие в руках Промысла Божия, полностью слепое, без малейшей самостоятельности». Да какая ж самостоятельность? Никакой там самостоятельности-то нет. Даже иногда и в земном-то смысле видишь, что нет у людей самостоятельности, а им приписывают, будто они что-то там могут! Кто что может? Да никто ничего не сможет, если Господь не поможет. Апостол Иаков говорит: Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдём во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение, иже не весте, что утре случится, кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или ино. (). Вот так нужно говорить. И так будет.

Сущность всего этого одна: нужно укреплять веру. Укреплять веру, настоящую веру – и на каждом шагу. Как Господь говорит: Волос с головы не упадет без воли Божией. Значит, так. Ко всему нужно относиться именно с так, как простой народ сказал: «Что Бог ни делает, всё к лучшему» и «Господь передом правит». И это истинно так.

Так что будем мы благодарить Бога прежде всего за то, что Господь дал нам истинную, православную христианскую веру, что Господь дает нам такие примеры, которых больше нигде нет. Такой ясности и простоты истины – нигде ничего подобного нет. Но это, если Господь откроет эту ясность, тогда всё понятно. А если не откроет, то и очи имут – и не видят очима, ни разумеют сердцем (). Поэтому мы и благодарим Бога, прославляем Его за те милости, которые Господь нам являет. Потому что дает нам в меру той возможности, которую мы, грешные, опять же от Господа получаем – разумения вот этих духовных вещей.

И потому ангелы, видя, как Господь устрояет здесь судьбы человеческие, славят Творца: Слава в вышних Богу, и на земли мир . Это какой мир? Это вот тот мир, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Мир, который в душе человеческой, который дает истинная вера, упование на Бога. Вокруг всё может и крутиться, вертеться, но это – в мире мирском. А в душе православных христиан должен быть такой мир, который был, когда родился Господь и ангелы воспели: на земли мир . И когда Господь воскрес и сказал: Мир Мой даю вам (). Господь всё время говорил: Мир вам.

Вот этот мир нужно всячески стараться стяжать и сохранить в душе. Поэтому в свое время, когда я начинал, по милости Божией, свое священническое служение, один архипастырь сказал мне:

– Что это вы, батюшка, там чем-то возмущаетесь? Уставные неточности какие-то?

– Я говорю:

– Да, как же так?

Он говорит:

– Всё нужно класть на алтарь мира.

И я до сих пор всегда вспоминаю это изречение.

И когда какая-то ситуация происходит, в каких-то мы обстоятельствах находимся: семейных ли, служебных ли, – нужно еще помнить одну заповедь, как отец Сергий (Царство ему Небесное) говорил: «От нас зло не должно исходить». А зло не будет исходить от нас только тогда, когда его в нас не будет. А его не будет только тогда, когда мы будем всеми силами стараться сохранить мир душевный. Если вот сохранишь этот мир душевный, то и не озлобишься, а не озлобишься – и зло не изыдет от тебя. И эти слова Господни: на земли мир , – будут исполняться в душе каждого человека. Аминь.

ПРОПОВЕДЬ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.

Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.

В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.

Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.

Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.

Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.

Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.

Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.

В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.

Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Города Казани. После чтения уставного Евангельского зачала архипастырь обратился к молившимся со словом.

Евангелие от Луки. Глава II

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.

Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.

В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.

Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.

Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.

Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.

Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.

Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.

В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.

Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Теги: Рождество Христово - публикации слово митрополита Феофана проповеди

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .


Проповедь в Рождественский сочельник

Церковь в сегодняшний предпраздничный день пела: «Дева днесь Превечное Слово грядет в вертепе родити неизреченно, ликуй вселенная, услышавши». А в Евангелии мы уже слышали краткое повествование о Рождестве Христовом, где сказано, что когда Преблагословенная Дева Мария родила Своего Божественного Сына, то названный отец Иосиф, нарек Ему, предсказанное Ангелом-благовестником, имя Иисус, т.е. Спаситель.
   Благовестие род человеческий получил очень давно: в самом раю. Именно там согрешившие Адам и Ева услышали это радостное благовестие. В раю тогда совершилось страшное дело, когда они, прекрасные, чистые, невинные, безгрешные, не знавшие никаких грехов, соблазнов, имевшие великую радость беседовать лицом к лицу с Самим Богом как дети с Отцом, потеряли все это из-за своего греха, но однако же Господь, произнося на это Свой праведный суд, там же обрадовал их благовестием о том, что «семя жены, – т.е. потомок жены, – сотрет главу змия» (Быт.3:15), врага-искусителя. Но этого Спасителя, Который победит дьявола, долго ждало человечество. По Библии, более пяти тысяч лет.
   Но вот, мы с вами приближаемся к тому великому и светлому празднику, когда небо соединилось с землею, когда Ангелы на земле, как у себя дома на небе пели «слава в Вышних Богу и на земли мир», а в яслях возлежало Спасение мира.
   Мы с вами готовимся к этому, но не забудем того, что ведь подготовка бывает разная. Часто человек ждет праздника только потому, что праздник ему сулит чисто житейские утешения. Не это ведь главное. Главное – та радость, о которой Ангел сказал пастырям: – «я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям» (Лк.2:10).
   Будем же с вами помнить, что это и наша ведь с вами радость. Мы – православные христиане знаем, что рождается Тот, Кто наименован Иисус, т.е. Спаситель, и каждая христианская душа и должна Его встречать в этот праздник как своего Спасителя. Не Спасителя кого-то другого, каких-то других людей, именно как своего Спасителя, Который пришел, чтобы взять на Себя наше бремя тяжкое греховное, освободить нас от него и даровать нам вечную жизнь. Не забудь это, когда будешь покланяться перед яслями и встречать уже самый праздник Рождества! Аминь.
   

Рождественский сочельник

Почти 2000 лет прошло с той благословенной ночи, в которую небесный благовестник возвестил «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10). И в течение 2000 лет Cвятая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Вифлеемской ночи, снова и снова говорит нам о том, что совершилось тогда, и о том, что это действительно великая радость.
   Естественно, что мысль наша сейчас переносит нас на крыльях веры в святой град Вифлеем. Там действительно сейчас торжество из торжеств. Когда бывает другой, еще более великий наш праздник, – светлое Христово Воскресенье, тогда все торжество сосредотачивается у святого Гроба Господня, а праздник Рождества Христова празднуется именно там – в далеком Вифлееме, у яслей Вифлеемских. И мы с вами ныне, получая помазание освященным елеем будем получать его от того елея, который благочестивые паломники нам доставили сюда – именно оттуда, от Вифлеемских яслей. Так что не только в духовном порядке веры, но и в порядке непосредственного общения мы будем причастниками благодати и освящения Вифлеемского праздника.
   Но для того, чтобы оценить как должно то что произошло там, когда Сын Божий родился и возлег в яслях Вифлеемских, обратим внимание вот на что:
   В самом начале бытия рода человеческого, когда в райских селениях пребывали только Адам и Ева, первозданные люди, они имели то блаженство, о котором мы в теперешнем нашем грешном состоянии даже и приблизительного понятия иметь не можем. Они имели блаженство непосредственно, лицом к лицу, как дети с отцом, беседовать с своим Творцом, Владыкою и Господом, Который, как бы отлагая Свое неприступное величие так сказать «запросто» являлся к ним, как Отец к любимым детям и беседовал с ними.
   Для твари не может быть большего блаженства, как видеть своего Творца и беседовать с Ним. И лукавый соблазнитель, дьявол, сам отпавший от Бога, позавидовал первым людям и по зависти прельстил их и ввергнул в страшный грех непослушания Богу. Поддавшись соблазну, захотел человек сам быть богом; но не только не стал, а наоборот, как окаянный грешник, оказался отлученным от Бога, потому что грех стал между ним и Господом как стена, которая отделила его.
   Припомните момент крестных страданий Спасителя, когда Он возгласил: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил?» (Мф.27:46); – тогда все потемнело; как будто непроницаемая туча закрыла солнце, и наступил мрак и тьма, которая указывала на то, что грехи наши, которые Он взял на себя, отделили Его от Отца и Он почувствовал Себя оставленным Им.
   Итак преступивший Божию заповедь человек не только не стал богом, но от Бога отпал. Но Господь, в неизреченной благости Своей, не захотел оставить Свое любимое творение и измыслил спасение особым образом. Для того, чтобы спасти безответно виноватого человека, премудрость Божия осуществляет такой план, по которому, для спасения отпавшего и удалившегося от Бога человека Сам Господь сошел на землю, чтобы стать человеком – «Сыном Человеческим» (Лк.19:10), как Он любил называть Себя. Чтобы в этом виде, к Нему, как к Богочеловеку удобен был доступ.
   Что же мы видим при Его воплощении? Видим, что, отказавшись от всякой пышности и от всего, что считается в этом мире самым великим, знаменитым и славным, Он даже никакой хижины Себе не выбрал, а благоволил возлечь в яслях скотской пещеры.