Наблюдение за подорожником в подготовительной группе. Конспект открытой прогулки «Наблюдение за подорожником. Наблюдение за одуванчиком

Тема: Наблюдение за подорожником

Цель: Знакомство с травянистыми растениями, произрастающими на территории детского сада и за её пределами.

Задачи :

образовательные: познакомить детей с подорожником, его строением, рассказать о пользе этого растения;

развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы, поддерживать беседу, отвечая и задавая вопросы;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, желание больше узнать об этих растениях; воспитывать умение любоваться природой, любить и жалеть её.

Ход наблюдения.

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами погуляем по территории детского сада и понаблюдаем, какие травянистые растения растут у нас на лужайках.

Воспитатель и дети подходят к территории, свободной от игровых зон.

Ведём наблюдение

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая зелёная полянка, как тут красиво! Сколько тут растёт разных растений! А какой стоит аромат в воздухе от них! А вот и стрекозка на растение села, и бабочка полетела! Тише, тише, не напугайте их! Давайте понаблюдаем за ними.

Наблюдаем за стрекозой

Представьте на миг, что все растения исчезли, хорошо бы всем жилось? Нет, конечно. Поэтому надо беречь природу и заботиться о ней.

Назовите, какие растения вам знакомы.

Дети: - Ромашки, васильки, полынь, одуванчики, шпурыш…

Воспитатель: - Правильно, ребята, здесь у нас разнотравье, но того растения, о котором я хочу вам рассказать, здесь нет. Оно растёт у обочин дорог и просто на улице. Давайте выйдем за калитку и попробуем отыскать это растение.

Дети и воспитатель выходят за территорию детского сада. У обочины дороги видят подорожник. Воспитатель обращает внимание детей на это растение.

Воспитатель: - Лег пластом у дороги,

Разметал руки-ноги.

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом,

Ему всё нипочём.

Ребята, кто знает, как называется это травянистое растение?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Это подорожник. Как вы думаете, почему его назвали подорожником?

Дети: - Оно растет по дорогам.

Воспитатель: - Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Что можно о нём сказать? Может быть, догадаетесь?

Наблюдение за подорожником – подорожник среди другой травы

Дети: - У него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.

Воспитатель: - Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет) . Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?

Давайте рассмотрим султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника. Как же подорожник размножается? (Семена переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему? (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. И где потерялось семечко, там оно и проросло.

Наблюдение за подорожником – подорожник может расти где угодно

Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Послушайте стихотворение Л.Герасимовой

Подорожник

Вот листок растет какой –

Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги –

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный –

Лечит многие болезни!

Воспитатель: - Давайте, ребята, срежем листочек и попробуем полечить ранку Никиты. Но сначала мы должны хорошо вымыть листик, затем его помять и приложить к ране, потом забинтовать, чтобы лист держался.

Лечим ранку Никите

Воспитатель показывает, как применять лист при лечении ран.


Воспитатель: - Подорожник – лист полезный,

Лечит многие болезни!

Запомните это, ребята, и расскажите всем своим близким и знакомым.

Дидактическая игра «Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях сада и луга.

Подвижная игра «Раз, два, три - беги». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

Подвижная игра «Змейка».

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Индивидуальная работа : Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельные игры детей с игрушками и песком.

Наталья Числова
Конспект открытой прогулки «Наблюдение за подорожником»

Департамент социальной защиты населения г. Москвы

ГКУ Детский дом- интернат №8

Конспект открытой прогулки

«Наблюдение за подорожником»

Организовала и провела:

Воспитатель группы №10

Числова Н. В.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с подорожником, его особенностями;

Разобрать его строение;

Поговорить о пользе.

Коррекционные :

Развивать зрительное внимание, слуховую память;

Развивать мышление, вникая в смысл слов;

Развивать эмоциональный отклик;

Формировать потребность трудиться;

Развивать общую координацию движений, выдержку, умение действовать по сигналу, быстро ориентироваться в обстановке.

Воспитательные :

Воспитывать любознательность, интерес к родной природе;

Воспитывать отзывчивость, доброту;

Воспитывать умение играть в коллективе.

Словарная работа : попутник, порезник, семижильник.

План проведения прогулки :

1. Организационный момент

2. Наблюдение за подорожником

3. Организация трудовой деятельности

4. Организация игровой деятельности

5. Самостоятельная игровая деятельность

6. Организованное возвращение с прогулки

1.Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение Л. Герасимовой «Подорожник»

Вот листок растёт какой

Весь в прожилках, небольшой

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный-

Лечит многие болезни!

2.Наблюдение за подорожником

Ход наблюдения: взгляните на это растение. Как оно называется? Почему его назвали подорожником (оно растёт по дорогам).Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение, может быть догадаетесь (у него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему).Рассмотрите его листья. Может быть они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). Верно заметили, у подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдёт человек лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.

Сегодня мы с вами узнали о подорожнике много интересного и познавательного. Давайте вспомним как ещё в народе называют подорожник? Что делают с подорожником если человек поранился?

Подорожник –лист полезный,

Лечит многие болезни!

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

3.Организация трудовой деятельности

Мы с вами любим играть с песком. Сегодня жарко, песок сухой, надо его полить и навести порядок в песочнице (полить песок водой, помыть формочки для песка).

4.Организация игровой деятельности

Хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Предлагаю вам поиграть.

Проводится подвижная игра «Ловишки из круга»

«Мы, весёлые ребята.

Любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать.

Раз, два, три -лови!»

5.Самостоятельная игровая деятельность

6.Организованное возвращение с прогулки

Занятие-наблюдение по родной природе в старшей группе детского сада, тема занятия: «Подорожник»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о существовании у растений научного и народных названий.
Закрепить знания о понятии «лекарственное растение».
Развивать мышление, вникая в смысл слов.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? (Ответы детей). Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах. Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.

Вы уже знаете, что растений есть научное и народные названия. Напомните мне, как используются научное и народное название? (Ответы детей). Научное название используют ученые и пишут в книгах. Название, которым растение называют в народе, простые люди, в разговоре - это народное название.

Научное название подорожника – «плантаго» - произошло от латинского слова «подошва», так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. Давно замечено, что подорожник следует за человеком, разрастаясь вдоль дорог и тропинок.

Подорожник в народе называют по-разному: семижильник, порезник, попутник, ранник, чирьевая трава, придорожник. Попробуйте поразмышлять о происхождении этих народных названий. (Ответы детей).

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другие названия - «порезник», «ранник», «чирьевая трава» - даны растению за способность заживлять раны.

С самых давних времен люди не только употребляли растения в пищу, но и делали из них одежду, орудия труда и защиты. А еще растения помогали человеку избавиться от болезней. Раньше знания о лечебных свойствах растений хранили женщины и старейшины. В наше время ученые изучают растения для того, чтобы сделать из них лекарства от многих болезней. Вы знаете как называются растения, с помощью которых можно лечиться? (Ответы детей). Лекарственные растения.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать.
(Р. Рождественский)

Подорожник - лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

Старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты... змеями.

Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Зубчатые листья Подорожника оленерогого используют как овощное растение и, выращивая его на огородах, готовят из него витаминные салаты.

Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы.

Несмотря на то, что подорожники - неприхотливые растения и зачастую являются сорняками, некоторые виды внесены в Красные книги: подорожник приморский, подорожник солончаковый, подорожник наибольший, подорожник Корнута.

В наших краях растут разные виды подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорожник приморский, подорожник индийский и другие. О чем говорят вам названия этих крымских растений? (Ответы детей).

Вопросы на закрепление:

1. От какого слова произошло научное название подорожника «плантаго»?
2. Какие народные названия подорожника вы запомнили?
3. За что растение их получило?
4. За какие свойства подорожник называют «матерью всех трав?
5. Кто и как, согласно старинному преданию, помог людям узнать о лечебных свойствах подорожника?
6. Употребляют ли в пищу подорожник люди? Животный мир?

ольга скворцова

Лето - отличная пора для наблюдений . Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста .

Цель : Познакомить детей с растением, его особенностями.

Закрепить знания о понятии «лекарственное растение» .

Развивать мышление, вникая в смысл слов.

Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения . Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? (Ответы детей) . Подорожник . Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах. Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее .

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Как вы думаете, почему его назвали подорожником ? (оно растет по дорогам) . Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. У него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему).

Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника ? (Трудно) . Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника . Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет) . Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые . Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником .

Послушайте стихотворение Л. Герасимовой «Подорожник » :

Вот листок растет какой –

Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит

, Подорожник – Айболит !

Хоть и топчут его ноги –

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный –

Лечит многие болезни!

Рассмотрите султанчики подорожника с семенами .


Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах) . Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет) . Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли!


Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках.


Подорожник - лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника , и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

В лечебных целях используют листья и семена. Из листьев делают настои, которые помогают при различных заболеваниях, а сок из молодых листьев, например, используют для улучшения пищеварения. Подорожник входит в состав многих лекарств.

В течение прогулки дети собрали немного листьев для того, чтоб высушить их.


В группе и на участке мы зарисовали растение и поместили рисунки в уголке наблюдений .



Публикации по теме:

Создание пластилинового мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста «Создание пластилинового мультфильма с детьми стершего дошкольного возраста» Воспитатель старшей группы Бреус Светлана Сергеевна МАДОУ.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Дне космонавтики 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Кружок «Умеха» с детьми старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Родителям было интересно рассматривать поделки, рисунки, которые мы делали с детьми. Поэтому я предложила родителям.

– воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

Подвижные игры

«Кот и мыши».

Цели:

– продолжать учить соблюдать правила игры;

– активизировать двигательную активность.

«Уголки».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

Прогулка 2

Наблюдение за подорожником

Цели:

– знакомить с лекарственным растением – подорожником;

– развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

● Почему траву назвали подорожником?

● Где лучше его собирать?

Подорожник – многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея – сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка 3

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

– научить понимать значение и функции автомобиля;

– закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

● Для чего нужна машина?

● Какие машины едут по нашей улице?

● Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

● Как эта машина называется? (Легковая.)

● А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовая деятельность

Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры

«Мы – шоферы», «Послушные листья».

Цели:

– учить внимательно слушать команды воспитателя;

– развивать внимание.

Индивидуальная работа

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Прогулка 4

Наблюдение за подосиновиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовем? (Подосиновик.)

● Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)

● Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.)

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Трудовая деятельность

Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра

«Найдем грибок».

Цели:

– учить внимательно слушать команду воспитателя;

– развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка 5

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения

Мощный транспорт – грузовик

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!

Воспитатель задает детям вопросы.

● Для чего нужны грузовые автомобили?

● Что они перевозят?

● Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?

● Каким автомобилем сложнее управлять – грузовым или легковым?

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Цели:

– приучать доводить начатое дело до конца;

– воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Цели:

– учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

– развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Прогулка 6

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

● Как выглядит рябина?

● Где она растет?

● Какие звери любят ягоды рябины?

● Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

● Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.