Система определения гола в теннисе. Hawk-Eye - электронная система проверки следа. История возникновения и развития большого тенниса

Главным архитектором и хранителем Правил игры в теннис остается Международная теннисная федерация. Первоначально существовала идея сохранить форму корта в виде песочных часов, придуманную майором Уолтером Клоптоном Уингфилдом, считающимся одним из основателей игры вместе с присяжным проверенным майором Гарри Джемом. Длина корта составляла 23,5 м, ширина у задней линии - 9 м, ширина в середине - 7,2 м. Высота сетки по краям равнялась 1,5 м, в середине 1,2 м, квадраты подачи распространялись на 7,8 м от сетки. Как и в нескольких играх с ракетками, очки (до 15, чтобы выиграть гейм) присуждались только подающему.

Ко времени проведения первого Уимблдона комитет Всеанглийского клуба пошел на серьезные изменения: введение прямоугольной формы корта 23,77 м х 8,23 м), системы подсчета очков - как и принято сейчас. Кроме того, высота сетки в середине уменьшена до 97,5 см. В итоге к 1892 году высота сетки постепенно снизилась до 107 см, а в середине - 91,4 см. В 1880 году линия подачи была установлена на расстоянии 6,3 м от средней линии, в тот же год было введено переигрывания подачи. До этого мяч, коснувшийся сетки, но в остальном поданый правильно, оставался в игре.

Постоянные принадлежности корта

Большинство постоянных принадлежностей корта являются вполне очевидными - сетка, столбы и т.д., как указывается в правилах в теннисе. Однако не все знают, что их перечень выходит за пределы этих очевидных предметов. Например, постоянные или передвижные сиденья и те, кто их занимает: судья на вышке, судья у сетки, судьи на линии, - считаются постоянными принадлежностями корта. А также подающие мячи мальчики и девочки, на соответствующих местах. Поэтому если во время игры мяч попадет в кого-либо из них, розыгрыш очка продолжается. Подобным образом, если игрок столкнется с судьей у сетки, то это его вина, если он или она не сможет произвести удар ракеткой. На Уимблдоне в 1993 году имел место ярчайший случай, когда Крис Бейли на матчболе во втором круге с Гораном Иванишевичем рванулся вперед, чтобы отбить косой короткий мяч, и вместо того, чтобы перепрыгнуть судью на стуле, врезался в нее.

Об "ястребином глазе", электронной системы определения попадания мяча в корт, знают многие. Впервые система была применена в 2006 году на турнире NASDAQ-100.

Мяч должен иметь однородную ровную наружную поверхность, тканевая оболочка которой должна быть белого или желтого цвета. Если на ней имеются какие-то швы и они должны быть гладкими. Мячи желтого цвета были впервые использованы в середине 1970-х годов Мировым теннисным чемпионатом - базирующейся в Далласе организацией, которая начала действовать до Открытой Эры. Идея использовать желтые мячи вместо традиционных белых, которые применялись на Уимблдоне до 1986 года, родилась в результате появления цветных телевизоров, на экране которых этот цвет виден лучше.

Ракетка

Невероятно, но до 1976 года не существовало никак правил, регулирующих размер, вес, форму или материал, из которого изготавливается теннисная ракетка. Это был просто снаряд для удара по мячу. Можно было использовать даже крышку от канализационного люка.

Подающий и принимающи й

Многие задаются вопросом, когда смотрят парный матч: разрешается ли принимающему стоять в любом месте на своей половине корта в ожидании подачи? Ответ: Да. Аналогичным образом, при парной игре подающий и его партнер, если хотят, могут стоять на одной и той же стороне корта на своей половине; это носит название "австралийского расположения", потому что австралийские игроки стали применять его первыми несмотря даже на то, что это иногда приводит к тому, что мяч попадает в затылок партнера подающего. Спросите у Марка Вудфорда или Тодда Вудбриджа!

Выбор сторон корта и подачи

Выбор сторон корта и права быть подающим и принимающим в первом гейме определяется жребием (в наше время это монетка, но в те времена, когда использовались только деревянными ракетками, один из игроков вращал ракеткой, а другой угадывал, какой стороной вверх, гладкой или шершавой, она упадет). Игрок, выигравший жребий, может выбрать или обязать соперника выбрать подачу или прием подачи. Если один игрок выбирает подачу, то другой должен выбрать сторону корта, на которой будет играть в начале матча.

Зашаг

Это правило на протяжении лет менялось много раз, однако по прежнему вызывает много споров. Первоначально, в дополнении к пункту, говорящему о том, что подающий не имеет права изменять свою исходную позицию, указывалось, что подающий должен "сохранять контакт с землей", а также располагать ноги за задней линией. Теперь это правило звучит так: "Во время выполнения подачи подающий не имеет права изменять исходную позицию ходьбой или бегом, хотя при этом разрешаются незначительные движения ног. Подающий не имеет права касаться любой ногой задней линии или поверхности корта. Подающий не имеет права касаться любой ногой поверхности площадки, находящейся за воображаемого продолжения средней метки". С это времени увеличивается количество игроков, которые буквально подпрыгивают на 5-10 см от земли при подаче, часто наклоняясь вперед так, чтобы находиться на полпути к сетке. Звашаг является самым распространенным нарушением в теннисе.

Ошибка при подаче

Очень часто ошибка при подаче представляется очевидной - когда мяч не перелетает через сетку, приземляется за пределами линии подачи на стороне соперника, или не попадает по мячу при подаче. Но чего некоторые начинающие игроки не учитывают, так это того, что в то время как мяч остается в игре, если касается расличных постоянных принадлежностей корта, таких как столбы для сетки, во время розыгрыша очка, то если при подаче мяч до приземления касается их, это называется ошибкой. Исключение, если мяч при подаче задевает их, но попадает в квадрат подачи принимающего. В этом случае подача переигрывается. Кстати, выполнение подачи снизу считается абсолютно законным.

34.1 Определение 34.1.1Ведение начинается , когда Игрок, получивший контроль над живым мячом на площадке, бросает, отбивает его в пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде, чем его коснется другой Игрок.Ведение заканчивается в тот момент, когда Игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. При ведении мяч может быть подброшен в воздух при условии, что мяч коснется пола раньше, чем Игрок снова коснется мяча своей рукой. Число шагов, которые Игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено. 34.1.2 Игрок, который случайно теряет, а затем восстанавливает контроль над живым мячом на площадке, считается совершившимслучайную потерю мяча. 34.1.3 Следующие действия не являются ведением:

    Последовательные броски в корзину противника.

    Случайная потеря мяча в начале или в конце ведения.

    Попытки установить контроль над мячом путем выбивания его из области расположения других Игроков.

    Выбивание мяча из-под контроля другого Игрока.

    Препятствование передаче и перехват мяча.

    Перебрасывание мяча из руки (рук) в руку (руки) и задержка его прежде, чем он коснется пола, при условии, что Игрок не совершает нарушения в передвижении с мячом.

34.2 Правило Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если это только не происходит после потери контроля над живым мячом на площадке из-за:

    Броска по корзине,

    Касания мяча соперником, или

    Передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся или которого касался другой Игрок.

35 Пробежка

35.1 Определение 35.1.1Пробежка - запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении, во время контроля живого мяча на площадке сверх ограничений, изложенных в этой статье. 35.1.2Поворот происходит, когда Игрок держит живой мяч на площадке и шагает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время, как другая нога, называемая опорной, сохраняет свое место контакта с полом.35.2 Правило 35.2.1 Определение опорной ноги

    Игрок, который ловит мяч, когда обе ноги находятся на полу, может использовать любую ногу как опорную . В момент перемещения одной ноги,другая становится опорной.

    Игрок, который ловит мяч во время движения или ведения может остановиться следующим образом:

    • Если одна нога касается пола:

      • Эта нога становится опорной, как только другая нога касается пола.

        Игрок может выпрыгнуть с этой ноги и приземлиться на обе ноги одновременно. В этом случае ни та, ни другая нога не может быть опорной.

    • Если обе ноги не касаются пола и Игрок:

      • Приземляется на обе ноги одновременно, тогда любая нога может быть опорной. В момент отрыва одной ноги, другая становится опорной.

        Приземляется одной ногой вслед за другой, тогда первая нога, коснувшаяся пола, становится опорной ногой.

        Приземляется на одну ногу. Игрок может выпрыгнуть с этой ноги и приземлиться на обе ноги одновременно, после чего ни одна из ног не может быть опорной.

35.2.2 Передвижение с мячом

    После определения опорной ноги при условии контроля над живым мячом на площадке:

    • Опорная нога может быть поднята при передаче или броске в корзину, ноне может опять коснуться пола, пока мяч не будет выпущен из рук(-и),

      В начале ведения опорная нога не может быть смещена до того, как мяч не будет выпущен из рук(-и).

    После совершения остановки , когдани одна из ног не является опорной:

    • Одна или обе ноги могут быть подняты при передаче или броске в корзину, но не могут вновь касаться пола, пока мяч не будет выпущен из рук(-и).

      В начале ведения ни одна из ног не может быть оторвана от пола прежде, чем мяч не будет выпущен из рук(-и).

35.2.3 Игрок, падающий, лежащий или сидящий на полу Не является нарушением, когда Игрок , держа мяч, падает на пол, или лежа или сидя на полу, получает контроль над мячом. Если Игрок затем скользит, перекатывается, или пытается встать с мячом в руках -это нарушение .

Второй тайм финала чемпионата мира по футболу 1966 года на стадионе Уэмбли между командами Англии и ФРГ закончился со счетом 2:2, и судья назначил дополнительное время. И вот на 101-й минуте номер 10 английской сборной, Джофф Херст, пробил в ворота сборной Германии. Мяч попал в верхнюю штангу, срикошетил от нее вниз, отскочил от линии ворот и улетел в штрафную площадку. По правилам гол засчитывается, когда мяч полностью пересек линию ворот. Но произошло ли это в данном случае? Судья, швейцарец Готтфрид Динст, после короткой консультации с помощником, лайнсменом из СССР Тофиком Бахрамовым, уверенно указал на центр поля, засчитав гол. Сборная Англии выиграла, а немецкий язык обогатился выражением Wembley Tor, «Гол Уэмбли», то есть фантомный гол. В английском языке тоже появилось новое выражение — «русский лайнсмен», а Бахрамов стал в Великобритании настоящим национальным героем. Легенда гласит, что, когда незадолго до смерти его в очередной (наверное, тысячный) спросили: «А был ли гол?», он произнес лишь одно слово: «Сталинград».

Большинство систем автоматического определения голов, установленных на крупных футбольных стадионах, основаны на триангуляции изображений с высокоскоростных камер (Hawk-Eye и GoalControl 4D). Эти системы недешевы и требуют значительной вычислительной мощности, однако способны сильно расширить возможности не только судей, но и зрителей: от повтора наиболее интересных моментов до визуализации траектории мяча.

Консервативный спорт

Несмотря на многочисленные повторения подобных ситуаций в матчах как клубного, так и международного уровня, футбол, в отличие от других видов спорта, до 2000-х годов оставался очень консервативным. Хотя уже в начале 2000-х некоторые компании предлагали различные технические решения, как уже опробованные в других видах спорта, так и разработанные с нуля именно для футбола, FIFA не спешила с их внедрением. Бывший президент FIFA Йозеф Блаттер был категорически против внедрения технологии GLT: он считал, что это убьет всю интригу, а спорные ситуации — обязательная часть футбола. Ему вторил бывший президент UEFA Мишель Платини: «Я не против технологии GLT, я против внедрения технологий вообще. Потому что если вы однажды внедрите GLT, за ней последует какая-нибудь технология для офсайда, потом для углового, потом для 11-метрового. И все, вы проиграли». Однако новое руководство FIFA и UEFA после длительного изучения опыта других видов спорта и экспериментальных результатов все же решило дать технологиям GLT зеленый свет.


Необходимость таких систем стала очевидной довольно давно. В некоторых ситуациях мяч находится за голевой линией очень короткое время, прежде чем отскакивает или выбивается голкипером. В таких случаях судья способен достоверно определить пересечение линии только при скорости мяча до 12 км/ч, поскольку человеческий глаз не видит объекты, находящиеся в поле зрения менее 60 мс. А скорость полета мяча в реальных матчах может достигать 120 км/ч, что далеко за пределами человеческого зрения. В 2012 году Международный совет футбольных ассоциаций (куда входит и FIFA) внес в правила игры соответствующие изменения, и FIFA официально сертифицировало несколько подобных систем, базирующихся на двух основных принципах.


Система GoalRef, разработанная Фраунгоферовским институтом интегральных схем (IIS) и датской компанией Select Sport, основана на взаимодействии низкочастотного магнитного поля ворот с катушками и пассивной микросхемой внутри мяча. При пересечении мячом линии ворот микросхема генерирует ответный сигнал воротам — примерно так же, как это происходит при краже товара, снабженного RFID-ярлыком в магазине.

Магнитные ворота

С начала 2000-х годов компания adidas, производитель официальных мячей для чемпионатов мира и Европы, совместно с немецкой Cairos Technologies разрабатывала собственную систему GLT для футбола. В штрафной площадке и воротах прокладывались кабели, а в центре мяча подвешивался на специальных эластичных тягах датчик магнитного поля. При пересечении линии ворот сенсор подавал сигнал, который поступал на наручные дисплеи судей. Система испытывалась в матчах юношеской лиги FIFA, но не показала достаточной точности.


Однако принцип детектирования магнитного поля не был забыт. Он используется в системах GoalRef, разработанных (изначально для гандбола) совместно датской компанией Select Sport и немецким Фраунгоферовским институтом интегральных схем (IIS). GoalRef использует конфигурацию, несколько отличную от системы Cairos. В мяче расположен не сенсор, а три ортогональные катушки (по его окружности, между камерой и внешним покрытием) и маленькая пассивная микросхема. «В штангах ворот расположены катушки, генерирующие низкочастотное магнитное поле, при попадании в которое в катушках мяча возникает электрический ток, — говорит Ингмар Бретц, руководитель проекта GoalRef во Фраунгоферовском институте. — Он слабый, но его достаточно для того, чтобы запитать микросхему, которая при пересечении голевой линии подает ответный сигнал катушкам ворот, — примерно так, как это происходит в современных магазинах, когда воришка пытается вынести товар, снабженный RFID-ярлыком». Система уже была проверена в матчах датской суперлиги и официально одобрена FIFA, хотя пока не используется ни на одном из крупных футбольных стадионов. Основные достоинства такой системы — это быстродействие (порядка 0,1 с — в десять раз быстрее, чем требует FIFA), и относительно скромные аппаратные требования и цена.

Ястребиный глаз

Системы, предлагаемые британской компанией Hawk-Eye Innovations (в 2011 году приобретена Sony) и немецкой GoalControl 4D, основаны на совершенно другом принципе. Семь высокоскоростных (500 кадров в секунду) камер высокого разрешения следят за воротами с различных ракурсов, а специальное программное обеспечение отслеживает мяч на изображениях и с помощью триангуляции практически в режиме реального времени (менее 0,5 с) пересчитывает эти данные в трехмерные координаты с точностью менее 5 мм (FIFA требует точность в 1,5 см). Системы Hawk-Eye, основанные на анализе изображений, используются в крикете, теннисе и снукере с 2001 года.


Согласно требованиям FIFA, информация о пересечении мячом линии ворот должна быть передана на наручные дисплеи всех судей в течение менее чем 1 с. На самом деле и магнитные, и видеосистемы автоматического определения голов обеспечивают более быструю (и более точную, чем требования FIFA) реакцию.

Эти системы недешевы, для них нужны мощные компьютеры, и, кроме того, системе требуется видеть в любой момент хотя бы четверть мяча, что в некоторые напряженные моменты проблематично — ведь мяч может быть закрыт ногами или телами игроков. С другой стороны, эти системы имеют множество достоинств: они позволяют визуализировать реальную траекторию мяча в любой момент матча или посмотреть особенно напряженные моменты, что сильно повышает интерес зрителей, а тренеры и игроки оценят такие возможности, как анализ траекторий и скоростей мяча. Вероятно, именно по этой причине уже 80 крупных футбольных стадионов оборудованы системами Hawk-Eye и GoalControl 4D. Все для зрителя!


Вспоминая минувшие дни

Так не убьет ли внедрение систем GLT интерес болельщиков? Скорее всего, нет. Кроме того, у болельщиков всегда останется возможность пересматривать видеозапись финала чемпионата мира 1966 года и спорить о том, был ли гол. Ведь за 50 лет, прошедших с того момента, несмотря на неоднократные исследования фотографий, киносъемки, построения 3D-моделей в Университете Оксфорда и мемуары Тофика Бахрамова с его признанием возможности собственной ошибки, ни болельщики, ни судьи так и не смогли прийти к однозначному выводу.

Технология была разработана в 2001 году (прим.авт.‒ Разработки начались в 1999г. ) британскими инженерами-исследователями фирмы «Airplane-RADAR» Полом Хоккинс (Paul Hawkins ) и Дэвидом Шерри (David Sherry ) (прим.авт.‒ Как правило, разработчиком системы упоминается только Хоккинс ), но вскоре была приобретена телекомпанией «Sunset + Vine » и названа "Hawk-Eye " ("Ястребиный глаз"). Первоначально система предназначалась для крикета (прим.авт.‒ Полом Хоккинс является страстным игроком в крикет ).

В январе 2006 года ITF опробовала электронную систему определения места приземления мяча в районе линий на Кубке Хопмана (Hopman Cup ). За шесть лет она прошла многочисленное количество тестов и отладок, в том числе и при разной скорости ветра, освещении корта и температуры. После чего, ITF , АТР и WTA разрешили её использование на своих турнирах. Официально "Hawk-Eye " была внедрена в том же году на турнире «NASDAQ-100 Open » (Ки-Бискейн, США), проводимом ATP и WTA (прим.авт.‒ Первым, кто на этом турнире воспользовался системой стала американка Джейми Джексон, которая 22 марта 2006г. в 1-м круге, играя против соотечественницы Эшли Харклроуд, в первом розыгрыше 2-го сета оспорила попадание мяча в аут после своего удара. Видеоповтор подтвердил правоту арбитра. "Я просто хотела стать первой", – на конференции пояснила теннисистка ).

Система "Ястребиный глаз" практически обеспечила безошибочность судейства при определении места приземления мяча и позволила снять психологическое напряжение во взаимоотношениях между игроками и судьями (вспомните инцидент между Сереной Уильямс и линейным судьёй на полуфинале «US Open-2009» ). Безусловно, ошибки судей неизбежны, так как человеческий глаз не всегда в состоянии воспринять, приземлился ли мяч близко к линии, или же задел её.

Подавляющее большинство теннисистов поддержало "Hawk-Eye ", понравилась она и зрителям – красивая компьютерная модель полёта мяча привлекала и стала своеобразным шоу для болельщиков.

Хочу вспомнить случай, произошедший в финале «Уимблдона-2007» между Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем. В 4-м сете после удара Надаля судья на задней линии не зафиксировал "Аут". Федерер не согласился с решением судьи и попросил "челлендж" (прим.авт.‒ Challenge – с англ. оспаривание, что предполагает электронный просмотр следа мяча ). "Hawk-Eye ", которая впервые использовалась на «Уимблдоне», показала касание мяча линии в 1 мм (прим.авт.‒ Разработчики заявили о погрешности измерения ±3 мм. Реальное тестирование на «Уимблдоне-2007» установило ошибку ±3,6 мм и 100 процентную правильность установления аута ).

Обычно выдержанный, швейцарец долго возмущался, а на послематчевой конференции заявил о недоверии к "компьютерному арбитру".

Предлагаю просмотреть этот спорный игровой эпизод, снятый с экрана телевизора.

Казалось бы, что был аут, однако дело в том, что, во-первых телевизионная камера не под правильным углом производила трансляцию (не вдоль линии) и определить полный контакт мяча с поверхностью корта невозможно, во-вторых, мяч, в результате движения, на экране размыт (прим.авт.‒ Телевизионная частота кадров недостаточна для чёткого отображения летящего мяча ), что, также не позволяет установить точное место приземления мяча.

Этого недостатка лишена система "Hawk-Eye ", так как она воспроизводит на экране не "стоп-кадр", а компьютерную симуляцию следа мяча.

На следующем видео представлена подборка эпизодов в ATP-туре, когда миллиметры отделяли теннисистов от выигрыша или проигрыша очка.

Установка "Hawk-Eye" на одном корте стоит примерно 100 тысяч долларов плюс затраты на эксплуатацию. Пока только на одном турнире в Индиан-Уэллсе система установлена на всех кортах.

Принцип функционирования системы

  • Вокруг игровой площадки размещены цифровые камеры (6-10 шт.), отслеживая движения мяча со скоростью 60 кадров в секунду (стандарт телевизионного сигнала 24 кадр./сек). Их месторасположение позволяет фиксировать положение мяча под разными углами. Одни камеры отслеживают положение мяча в горизонтальной плоскости 2D (X, Y) : по длине и ширине, другие 2D (X, Z) – в горизонтальной (по длине) и вертикальной (по высоте) плоскостях.
  • Камеры передают двухмерное изображение на центральный компьютер, который способен в режиме "on-line" проводить до 1-го миллиарда математических операций.
  • Специализированная компьютерная программа синтезирует полученную информацию, моделируя вначале трёхмерное положение мяча 3D (X, Y, Z) , а затем и траекторию полёта мяча 4D (X, Y, Z, t) с учётом времени его перемещения. После чего, определяется место приземления мяча и рассчитывается деформация мяча (с учетом его упругости и жёсткости покрытия корта). Система принимает решение, попал мяч в игровое поле или нет. Графическое изображение выводится на большой плазменный экран, установленный на трибунах.

  • Систему обслуживают три технических специалиста, постоянно находящихся у компьютеров в специальном помещении. Вместе с ними в помещении находится судья, назначенный ITF , АТР или WTA (в зависимости от того в чей Календарь включён турнир). В его обязанности входит контролировать корректность работы системы и определение, какой именно отскок нужно проверить. Если компьютерная система правильно определила место и время отскока, то он даёт разрешение на посылку сигнала на экран, установленный на трибунах.

В 2007 году в матче 2-го круга «Australian Open» между Амели Моресмо и Ольгой Пучковой система дала сбой. После атаки российской теннисистки попадание мяча в корт было сомнительным и француженка решила взять "челлендж". На изображении, которое вывела "Hawk-eye", было видно, что мяч приземлился за линию. При этом система сделала вывод, что он попал в корт. Арбитру Керрилину Крамеру ничего не оставалось как повторить розыгрыш.

Процедура электронного просмотра

Если на турнирах используется система электронного просмотра, то во время матчей на кортах, где она установлена, должен применяться следующий порядок:

  • Игрок может попросить "челлендж" только после удара, завершившего розыгрыш очка, либо когда игрок (пара) прерывает розыгрыш очка (ответный рефлекторный удар допускается, но после него игрок должен немедленно остановиться). Это должно быть выполнено сразу же после удара (прим.авт.‒ Правила не регламентируют время, в течение которого игрок имеет возможность использовать своё право ). Однако, иногда можно наблюдать, как в спорных ситуациях некоторые игроки начинают умышленно затягивать принятие своего решения по поводу видеопросмотра. А иногда они визуально пытаются получить нелегальный совет у тренера. И этот процесс может занять не несколько секунд, а несколько минут. В таких случаях судье на вышке целесообразно предупредить игрока о его наказании в дальнейшем за затяжку времени и/или за подсказку тренера.
  • Судье на вышке принимает решение об использовании электронного просмотра, если существуют сомнения в правильности решения по попаданию или непопаданию мяча. В этом случае он объявляет: "Надаль оспаривает решение на правой задней линии. Был объявлен "Аут" " (Mr. Nadal is challenging the call on the right base line. The ball was called "out"). Если игрок неправ, судья объявляет: "Решение остается в силе. У Надаля осталось два запроса " (The call stands. Mr. Nadal has two challenges remaining).
    Судья на вышке может и отказать игроку в использовании "челленджера", если посчитает, что просьба игрока необоснованна или несвоевременна.
  • В парной игре игрок должен попросить об электронном просмотре таким образом, чтобы игра остановилась, либо так, чтобы судья на вышке остановил игру. Если к судье на вышке обращаются с просьбой проверить след, то он сначала должен установить, правильно ли был соблюдён порядок обращения. Если просьба была неоправданной или несвоевременной, то судья на вышке может квалифицировать её как умышленную помеху соперникам. В таком случае апеллирующая пара проигрывает очко.
  • Первоначальное решение или отмена решения (последнее решение, принятое до проверки) остаются в силе, если электронный просмотр не позволяет по какой-либо причине принять решение в этом случае.
  • Результат электронного просмотра будет являться окончательным решением судьи на вышке и обжалованию не подлежит.

Правилами число запросов неограниченно. Однако игрок имеет право только на три неверных запроса в течение сета. Во время тай-брейка каждый игрок получает одну дополнительную возможность. Неиспользованные попытки не переносятся на следующий сет.

Помимо тенниса и крикета система "Hawk-Eye " используется в снукерсе. Рассматривается вопрос её внедрения в футболе.

В 2011 году корпорация «Sony » купила английскую компанию «Hawk-Eye Innovations », занимающегося производством системы "Hawk-Eye ". Вице-президент «Sony Europe» Наоми Клаймер отметела, что "Ястребиный глаз" заслужила мировую репутацию. Один из изобретателей системы и исполнительный директор «Hawk-Eye Innovations » Пол Хоукинс заявил, что поглощение «Hawk-Eye Innovations » корпорацией «Sony » создаст "огромные возможности для всемирной спортивной индустрии".

Другие материалы по этой теме:


"Умный корт" – софт-продукт для игроков и тренеров

Электронное устройство «In / Out» – теннисный судья и статист

Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), отвечающий за правила игры, принял решение о введении системы автоматического определения голов (goal-line technology - GLT). Одобрение получили две системы определения взятия ворот, которые будут проходить испытание.

Очередной виток споров вокруг того, что определять взятие ворот следует с помощью высоких технологий, возник после матча группового турнира чемпионата Европы 2012 года между Украиной и Англией. Во втором тайме мяч после удара украинского форварда Марка Девича пересек линию английских ворот , но ни главный арбитр, ни дополнительный судья, ни боковой гола не увидели. Уже после игры венгерский арбитр Виктор Кашшаи, судивший тот матч, свою ошибку признал, однако вряд ли от этого стало легче всем поклонникам украинской сборной.

Впервые разговоры о том, что ФИФА следует идти в ногу со временем, начались во время чемпионата мира 2010 года в ЮАР. В матче 1/8 финала между командами Англии и Германии мяч после дальнего удара полузащитника англичан Фрэнка Лэмпарда рикошетом от перекладины пересек линию ворот и выскочил обратно в поле. Однако арбитр гол не засчитал, а матч завершился победой немецких футболистов (4:1).

Ошибку арбитра видел весь мир, признал ее и глава ФИФА Зепп Блаттер, которому затем пришлось оправдываться и объяснять, почему его организация противится приходу высоких технологий. В пример приводили теннис, гандбол, крикет или регби, где в спорных моментах помогают разбираться новейшие научные достижения. Тогда президент ФИФА заявлял, что все это приведет к длительным остановкам и в итоге отрицательно скажется на зрелищности матчей.

Против высказывался и глава УЕФА Мишель Платини, по словам которого судейские ошибки являются неотъемлемой частью футбола и без них не обойтись. К тому же новые технологии, отметил глава УЕФА, наверняка убьют "человечность" футбола, которая и привлекает к нему болельщиков. Однако Платини решился на введение дополнительных арбитров, которые находятся возле ворот. Но даже это не спасло. Пример незасчитанного гола Девича в ворота сборной Англии показателен. Мяч пересек линию ворот прямо на глазах у дополнительного судьи, но он гола не зафиксировал.

Однако ФИФА все же пришлось прислушаться к критикам и начать подготовку к постепенному внедрению GLT. Были определены критерии, которым должны соответствовать эти самые системы. Во-первых, система должна быть стопроцентно точной, во-вторых, она должна оповестить арбитра о взятии ворот в течение секунды (по мнению ФИФА, длительные остановки погубят игру). В третьих, система определения голов должна работать при любых погодных условиях и при любом освещении (дневном или искусственном).

Еще в августе 2011 года началось тестирование десятка подобных устройств, которое в итоге и завершилось историческим решением IFAB. Чиновники ФИФА остановили свой выбор на двух системах: британской Hawk-Eye и датско-германской GoalRef.

Система Hawk-Eye (что можно перевести как "ястребиный глаз") знакома всем любителям тенниса или крикета. Конечно, в футболе своя специфика, но предполагается, что в разных точках ворот установят шесть камер. Снятое ими изображение автоматически соединяется, чтобы определить точное место попадания мяча. Затем судья получает сигнал, было ли взятие ворот.

Система GoalRef не так известна в мире спортивных технологий, но с 2009 года она используется для определения взятия ворот в гандболе. В площади ворот создается магнитное поле, а внутрь мяча устанавливается специальный датчик. В случае если мяч полностью пересечет линию ворот, арбитр с помощью специального сигнала узнает об этом и сможет зафиксировать гол.

У каждой из двух систем есть свои плюсы и минусы. Неизвестно, как поведет себя "ястребиный глаз" при большом скоплении футболистов в штрафной, смогут ли все шесть камер увидеть мяч. Однако Hawk-Eye должна прийтись по душе всем болельщикам, поскольку предполагается, что кадры с взятием или невзятием ворот будет показываться на самом стадионе и в телевизионной трансляции.

Достоинством GoalRef является простота и низкая стоимость. Почти не нужно никакого дополнительного оборудования, система будет работать в любых условиях, даже если в ворота забегут все футболисты двух команд вместе с арбитрами.

При этом ФИФА может и не отказываться от одной из систем. Вполне вероятно, что внедряться будут сразу обе. Если у клуба есть свободные средства, то он может потратить их на установку "ястребиного глаза" на своем стадионе. Клубы победнее остановят свой выбор на GoalRef.

Предполагается, что первым крупным турниром, на котором будет опробована одна из этих систем, станет клубный чемпионат, который пройдет в декабре 2012 года в Японии. Затем нововведения будут использованы на Кубке Конфедераций 2013 года и на чемпионате мира 2014 года, который пройдет в Бразилии. В дальнейшем планируется внедрение на уровне национальных первенств.

Новые технологии могли быть приняты на вооружение и раньше сроков, намеченных в ФИФА. Руководство английской премьер-лиги намеревалось использовать "ястребиный глаз" с сезона-2012/13. Однако не все стадионы успели оборудовать необходимым оборудованием. И теперь в Англии Hawk-Eye начнут использовать с середины ближайшего первенства или начиная с сезона-2013/14. Но точно определить, был гол или нет, уже сегодня можно на главном британском стадионе - "Уэмбли", где совсем недавно завершилась установка камер на ворота. Также в самое ближайшее время новые технологии должны быть внедрены в североамериканской Высшей лиге футбола (MLS).

Очевидно, что ничего подобного в ближайшее время не появится в самом престижном клубном турнире Европы - в Лиге чемпионов. Глава УЕФА пессимистически смотрит на футбол будущего, в котором человека заменит бездушная машина.

Но при этом ФИФА поддержала практику введения дополнительных арбитров, которые использовались на играх Лиги чемпионов, Лиги Европы и чемпионата Европы 2012 года, а также на различных соревнованиях в Бразилии, Франции, Катаре и Марокко.

Также на заседании IFAB было принято решение разрешить ношение головных платков, или хиджабов, в женском футболе. К следующему заседанию совета, которое пройдет в октябре 2012 года, должны быть выбраны два вида платков, которые затем будут использоваться во время игр. Запрет на ношение платков был введен в 2007 году в соответствии с правилом футбола, не разрешающим использования как потенциально опасной экипировки, так и экипировки с религиозным содержанием. В решении IFAB говорится, что до сих пор нет ни одного медицинского доказательства того, что кто-то пострадал от хиджаба.

Из-за запрета на хиджабы многие команды из мусульманских стран отказывались выходить на поле. Самым известным случаем стала история со сборной Ирана. В 2011 году иранские футболистки отказались выходить на игру отборочного турнира Олимпиады с Иорданией с непокрытыми головами, за что были дисквалифицированы. Свою обеспокоенность в связи с тем, что футболисткам не разрешают играть в платках, выражала даже Организация Объединенных наций.

Нет сомнения, что внедрение новых технологий пойдет на пользу футболу. Прежде всего, снизится количество судейских скандалов, которые вредят репутации ФИФА. Теперь вряд ли можно будет называть чиновников от мирового футбола "ретроградами".

Но самое главное, что целью игры является все-таки именно гол в ворота соперника. В настоящее время команды столько усилий уделяют обороне собственных ворот, что судьбу важного матча порой может решить всего один эпизод. Даже небольшая остановка в игре заведомо лучше, чем ситуация, когда все усилия атакующей команды сводятся на нет неверным судейским решением.