Сколько религиозных учреждений было в городе царицыне. По волнам моей жизни: Царицынские хроники. Сталинград — героическая история г. Волгоград


ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв.км. Центр – г.Волгоград (до 1925 г. г.Царицын, до 1961 г. г.Сталинград). География: область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На территории Волгоградской обл. в бассейн Волги входят Волгоградское водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан, Хопёр, Иловля, Медведица). Волгоградская обл. разделена на 33 района, в неё входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн. 699 тыс.чел. (2002 г.). Национальный состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09%, казахи - 1,68%, татары - 1,06%, армяне – 1%, немцы - 0,63%, азербайджанцы - 0,53%, остальные (белорусы, евреи, корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%.

Административное устройство

Царицынская губерния была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в сентябре 1918 г., но из-за активных военных действий в регионе губернии органы власти не сформировались. 10 мая 1920 г., вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губернский съезд советов подтвердил создание Царицынской губернии, отделённой от Саратовской губернии. В 1925 г. губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом друних регионов объединилась в Нижневолжский край, который 10 января 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую обл., с 10 ноября 1961 г. область имеет современное название.

Религия

К началу 2005 г. в Волгоградской обл. было зарегистрировано 363 религиозные организации, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5%, римо-католические - 1,7%, протестанские (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и методистов) – 2,3%, мусульманские объединения - 4,7%, буддийские общины - 0,6%, иудаистские - 2,8%, др. религиозные организации - 8%. (В начале XX в. 94% жителей Царицынского уезда принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% - протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших в состав современной Волгоградской обл., действовали 735 зарегистрированных религиозных организаций различных вероисповеданий).

Религиозная ситуация в Нижнем Поволжье в VII - сер. XVI в.

В VII-X вв. территория современной Волгоградской обл. входила в состав Хазарского каганата, с которым связаны первые известия о христианских общинах на Нижней Волге. Попытки христианизации хазар были предприняты в 80-х гг. VII в. духовенством Армении, но не имели серьезных последствий. В перечне епархий Константинопольского Патриархата (известен в единственном списке XV в.) отмечается ситуация, которая, как полагают исследователи, сложилась в Хазарии к концу IX в. Под № 37 в списке упоминается «епархия Готии», в состав которой входили «митрополия Дорос, [епископы] хоциров, Астиля, Хвалиса, оногуров, Ретега, гуннов, Таматархи» (ὁ Χοτζί ρων, ὁ ᾿ Αστήλ, ὁ Χουά λης, ὁ ᾿ Ονογού ρων, ὁ ῾ Ρετέ γ, ὁ Οὔ νων, ὁ Ταμά ταρχα) (Darrouzès. Notitiae. P. 241-242. № 3. Стр. 611-618; P. 245. № 3. Стр. 777-779). Крепость Астиль отождествляется с Итилем (Атилем) (город на Волге, выше современной Астрахани), являвшимся столицей Хазарского каганата.

К X в. в Хазарии существовала христианская община. Согласно житию, равноап. Кирилл (Константин), находясь с миссией в Хазарии, около 860 г. крестил 200 хазар. Как сообщает аль-Масуди (сер. X в.), в это время в Итиле были «двое [судей] для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля [Евангелия]» (Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 130). Впрочем, несмотря на принятие правящей хазар. верхушкой в сер. IX в. иудаизма и некоторое распространение христианства и ислама, основная часть хазар придерживалась язычества.

После падения Хазарии во 2-й половине X в. часть её территории вместе с Саркелом (крупный город на Дону, после 965 - русская крепость Белая Вежа на месте современного Цимлянского водохранилища) перешла под власть киевских князей, после чего в городе появились христиане. В нач. XII в. русское православное население покинуло Белую Вежу. По Великой степи в XI - нач. XIII в. кочевали племена печенегов, торков и половцев, среди которых господствовало язычество; среди половцев были и христиане (хан Юрий Кончакович).

После разгрома монголо-татарами в 1232-1241 гг. половцев, Волжской Булгарии, Руси и Кавказа хан Батый основал государство Золотая Орда. В течение долгого времени среди населения, жившего на территориях, подвластных Золотой Орде, сосуществовали язычество, буддизм, ислам (в 1313 г. ставший господствующей религией) и христианство. Среди христианских исповеданий в начальный период монголо-татарского госудраства заметную роль играло несторианство, распространённое среди правящей верхушки, несторианином был старший сын Батыя хан Сартак (1255-1256 гг.). Хан Берке (1256-1266 гг.) преследовал несториан и разгромил их общину в Самарканде. В золотоордынских городах существовали, также, общины Яковитской церкви (об этом свидетельствуют вопросы православного Сарайского епископа Феогноста, направленные греческим архиереям в 1276 г.) и Армянской Апостольской Церкви.

Для окормления православного населения поволжских и подонских степей, входивших в состав Орды, а также многочисленных руссских пленных, живших в Орде, в 1261 г. была создана Сарайская и Подонская епархия Русской Церкви. Первоначально резиденцией Сарайских архиереев являлся г.Сарай-Бату (Селитренное городище в Астраханской обл.), затем Сарай-эль-Джедид (предположительно Царёвское городище в Волгоградской обл.). В сер. XV в., в период войн в распадавшейся Орде, резиденция Сарайских епископов переместилась в Москву, на Крутицы.

В 20-х гг. XIV в. в столице Орды появилась католическая кафедра во главе с францисканцем Стефаном. Францисканцы занимались миссионерством среди кочевников, их проповедь имела успех, при хане Узбеке католики пользовались льготами и владели охранной грамотой. В 1334 г. в Сарае мусульмане убили миссионера-францисканца Стефана Венгерского, которого местные католики стали почитать как святого. Прекращение деятельности католиков в Золотой Орде, по-видимому, связано с последствиями похода в 1395 г. войск Тамерлана, опустошивших земли Орды. В образовавшихся после распада Золотой Орды татарских ханствах и ордах господствовал ислам.

Православие на территории Волгоградской обл. в сер. XVI - XXI вв.

После покорения Россией Казанского ханства для окормления православного населения Среднего и Нижнего Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия, в состав которой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г.О.Засекин-Зубок, Р.В.Алферьев-Нащокин и И.А.Нащокин построили на острове Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь.

В 1602 г. Нижнее Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к которой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время. Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. г.Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 декабря 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиепископ св.Феодосий (Харитонов). Из-за военных действий его тело было предано земле в г.Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в г.Астрахани.

После избрания на русский престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Нижнем Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при которых в 60-х гг. того же столетия возникли женские и мужские монастыри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С.Т.Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, которая призывала к сопротивлению царской власти.

В 20-х гг. XVIII в. правительство принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных землях Поволжья. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от г.Царицына, он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию был определен царицынский соборный диакон Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг. приняли крещение около 1700 калмыков, новообращенных селили в гг.Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1839 г. в г.Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был диакон Царицынской Преображенской церкви Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцкий язык.

К концу XVIII в. в Царицыне действовали 6 храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683 г.) и несколько часовен, в Дмитриевске (современный г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось Царицынское отделение Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории будущей Волгоградской обл. находились 7 монастырей и около 600 храмов, в г.Царицыне действовали 16 православных церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора (освящен в 1918 г.).

В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митрополит Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и проект не был осуществлен. В 1799 г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и Пензенской епархии (в 1828-1917 гг. именовалась Саратовской и Царицынской). В настоящее время границы Волгоградской обл. совпадают с границами Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ МП (созданной 31 января 1991 г.). На территории её действуют 244 православных прихода, 6 монастырей. С января месяца 2011 г. решением Архиерейского Собора Истинно-Православной Церкви создаётся и Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ на территории Волгоградского региона и Республики Татарстан.

Также, на развитие религиозной ситуации в крае сыграло немаловажную роль течения старообрядчества и мусульманство , которое в немалой степени было распространено и раньше.

В посл. трети XVII в. старообрядцы активно селились на территории современной Волгоградской обл. В конце 60-х гг. посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил на р.Медведице укрепленный городок, который в 1689 г. (или 1688 г.) г. был уничтожен царскими войсками. В 1674 г. иеромонах Иов (Лихачёв) основал на р.Чир мужскую Пустынь, в которую в 1685 г. из новгородских пределов переселился др.крупный деятель раннего старообрядчества - игумен Досифей. Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т.ч. выходцами из Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.

Правительственные розыски привели к уходу казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После подавления восстания К.Булавина (1707-1708 гг.) царь приказал «все казачьи городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате, как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились более 2 тыс. старообрядцев.

Большинство современных центров старообрядчества в Волгоградской обл. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII вв. на основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская (на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский (Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом поселении современной Волгоградской обл. можно выявить последователей староверия. В 1917 г., по неполным данным, в границах современной Волгоградской обл. действовало 30 приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев.

В Камышине, куда в 1697 г. переселились принадлежавшие к православной Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX вв. проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ Камышинского уезда (в настоящее время в Красноармейском р-не Саратовской обл.) был населен преимущественно представителями разных направлений поморского согласия и странниками-подпольниками. В 1912 г. в г.Камышине и в округе числилось более 7500 беспоповцев. Др.центром беспоповства был Царицынский уезд: на хуторе Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н.Ельшанка жили выходцы из Архангельской губернии и с Урала, в 1912 г. в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети XX в. в г.Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало малочисленное сообщество самокрещенцев, ведущих начало от симбирско-самарского основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев, отрицающих брак.

Отдельные самокресты жили также в Дубовке Царицынского уезда, основанной в 1718 г. донскими казаками-старообрядцами. В 1785 г. станица была преобразована в посад, в связи с чем казаков отселили в станицы, а в Дубовке появились переселенцы из разных губерний, что привело к возникновению уникального центра религиозного разномыслия. В 1912 г. в Дубовке насчитывалось 709 старообрядцев разных согласий и более тысячи последователей сектантских учений. Наряду со старообрядцами, признающими Белокриницкую иерархию, и беглопоповцами, имевшими в Дубовке моленные (в нач. XX в. на средства Ф. Е. Морозовой в городе был построен храм Белокриницкой иерархии), в городе жили отделившиеся от молокан субботники и воскресники, меннониты, баптисты, толстовцы, последователи небольших сект, напр. «незнайки», восстановить взгляды которых на сегодняшний день не представляется возможным.

К сер. XIX в. в г.Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульманским центром области стала мечеть в с. М.Чапурники (ныне Светлоярского р-на), которая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульманские общины в г.Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В Волгоградской обл. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульманских общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в г.Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные организации относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба.

По материалам «Православной Энциклопедии»

Несмотря на то, что заселение правого берега Царицы (где нынешний Ворошиловский район) началось ещё в 1720-е годы, почти полтора столетия Зацарицынская часть города не имела своего храма. Пока население этой части города было невелико такое положение не вызывало вопросов. Однако с середины XIX века

В нашем городе много мистических совпадений. Вот например, главный кафедральный храм Царицына - Александро-Невский собор был построен по образцу Казанского собора Оренбурга. А современный главный кафедральный храм города - Казанский собор построен по образцу Александро-Невского собора в

Крестовоздвиженская церковь была заложена в Царицыне 28 августа 1894 года. Располагалась она на Сенной площади, которая в современном Волгограде начиналась бы за перекрёстком ул. Р.-Кресьянской и Баррикадной и тянулась бы в сторону железнодорожного полотна. Храм, строившийся по проекту

Как известно, Казанская церковь Царицына была построена вместо часовни, стоявшей на старом Зацарицынском кладбище. Инициатором строительства храма стал священник Иоанн Никольский, служивший в Вознесенской церкви, стоявшей на месте нынешнего Ворошиловского торгового центра. Был сформирован

В конце XIX века на месте нынешнего Казанского кафедрального собора стояла лишь маленькая кладбищенская часовня. С 1892 года в Городскую управу начинают поступать предложения о перестройки часовни в церковь, на что имелись существенные основания. Вообще, Зацарицынская или «Вторая» часть города

В 1899 году на Никольской площади открываетя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского. Было это красивое высокое здание, хорошо заметное со всех высоких точек города. Ч/б оригинал фото из архива Н.Смурова опубликован в сообществе «Живой Царицын». Восстановление цвета -

К 70-м годам XVIII века в Царицыне существовали четыре церкви - Успенский собор, Троицкая, Иоанно-Предтеченская и Покровская церкви. Все они были расположены внутри крепостных стен города. Между тем, с началом активного развития предместий, возникла потребность в строительстве храмов и за

Церковь во имя Живоначальной Троицы, строительство которой началось в 1710, а завершилось - в 1720 году, была третьим по счёту каменным зданием Царицына. Храм этот был, пожалуй, самым легендарным зданием Царицына: в 1722 году здесь, на Литургии присутствовал сам Пётр Великий и не просто

cтатьи о Царицыне

Динамика населения Царицына за последние 150 лет представляет собой почти нескончаемое ралли. Далеко не каждый город может показать такую историю.

Царицын в XVII веке

Как известно, первоначально Царицын был основан на Нижней Волге в качестве крепости, в которой наличие гражданского населения не предполагалось. Город населял гарнизон с минимальным количеством лиц, не имеющих военного статуса. Собственно, гражданское население как реальный фактор начинает присутствовать в городе только с XVIII века. После снятия с Царицына в 1770-х годах статуса Крепости и ликвидации Царицынской сторожевой линии, характер городского населения существенно меняется. Из военной крепости город становится незначительным населённым пунктом. По состоянию на 1786 год население города согласно ведомости Казённой палаты составляло всего 627 человек . Тем не менее, Царицын был городом, имеющим статус уездного центра, что поддерживало его существование.

Первая половина XIX века для Царицына – период застоя. Город с непонятной судьбой, с населением меньшим, чем у посада Дубовка, входящим в состав Царицынского уезда. Тем не менее, численность населения растёт и в 1847 году составляет 4,8 тыс. человек , а к 1857 г. достигает 6,5 тысяч . Безусловно, несмотря на значительный рост, сам по себе Царицын оставался захолустьем, потерявшимся среди бескрайних степей Нижней Волги. Даже в рамках Саратовской губернии Царицын был один из самых маленьких из уездных городов, его численность была примерно равна численности населения Камышина и вдвое меньше Дубовки.

С проведением в Царицын в 1859 г. Волго-Донской железной дороги, а в 1871 г. – Грязе-Царицынской, город начинает активно превращаться в транспортный узел. Начинает развиваться промышленность, в том числе появляются высокие для своего времени технологии. И если в 1860 году численность населения составляет 7,0 тыс. человек , то уже к 1873 г. это – 13,9 тыс., в 1877 – 26,5 тыс., в 1884 – 36,3 тыс. , а перепись населения 1897 года показывает городское население в 56,5 тыс. человек . Таким образом, период с 1860 г. представляет собой время огромного роста городского населения. За период 1860-1873 (всего 13 лет) оно увеличилось в два раза, при этом следующее удвоение населения случилось всего за 4 года (1873-1877). Нетрудно представить себе, какой огромный демографический и экономический бум переживал город в это время. На смену деревянным домам, которые делали Царицын больше похожими на деревню, город начинает стремительно превращаться в то, что впоследствии назовут «Русский Чикаго».

Две фотографии, показывающие как резко менялся город в 1870-е гг. На фото - ул. Московская (рядом с совр. Аллеей Героев)

То же место, немного под другим углом несколько лет спустя

К 1901 году население дотягивается уже до отметки в 70 тысяч человек , а 100-тысячный барьер Царицын преодолевает в 1909 году. Надо отметить, что данные о численности городского населения сильно разнятся по источникам. Это определяется тем, что в Царицыне было значительное сезонное население, состоящее из приезжающих на лето в город сезонных рабочих, занятых портовыми погрузо-разгрузочными работами. С учётом этого обстоятельства, город вырывается вперёд. В 1910 году население губернского Саратова составляло 158 тыс. жителей, то есть было уже сопоставимо с Царицынским. Население же других уездных городов Саратовской губернии, которые за 50-70 лет до того было существенно крупнее Царицына, безнадёжно отстаёт. Так, население Камышина на 1910 год составляет 18,7 тысяч жителей, Дубовки – 17,5. Царицын с его 100-тысячным населением всё больше становился похож на губернский город. Начинаются ставиться вопросы о неизбежности получения Царицына статуса губернского города, о необходимости открытия в нём технического вуза. Эти планы нарушает Первая мировая война, которая на начальном этапе увеличивает численность населения Царицына за счёт притока беженцев. На момент революции 1917 года население города достигает отметки в 130 тысяч человек .

Царицын начала XIX в. Фото Николая Смурова


Гражданская война, в процессе который Царицын несколько раз подвергался штурму, приводит к оттоку населения из города. По окончании Гражданской войны в Европейской России, в 1920 году численность жителей Царицына составляет 87,3 тыс. человек . Это было первое в истории города заметное сокращение числа жителей.

Тем не менее, город быстро восстанавливается. К 1923 году число жителей достигает 117,2 тысячи человек – это ещё не дореволюционный уровень, но уже довольно много. С началом интенсивной застройки города промышленными предприятиями, численность населения начинает расти темпами XIX века. По годам она составляла: 1924 г. – 128,6 тыс. человек, 1925 г. – 145,4 тыс., 1926 г. – 165,9 тыс., 1927 г. – 171,2 тыс., 1928 г. – 179,7 тыс., 1929 г. – 188,2 тыс., 1930 г. – 217,0 тыс. Таким образом, за период 1924-1930 гг. (за шесть лет) население выросло в 1,7 раза.

Сталинградский цирк

При этом, необходимо отметить, что росло не только население самого Царицына/Сталинграда, но и его многочисленных пригородов. В 1932 году, с созданием Нижневолжского края (включавшего в себя помимо Сталинградской Астраханскую, Саратовскую области и Калмыкию) и переводом в город краевой столицы, происходит присоединение к городу ряда крупных пригородов (включая Красноармейск). За счёт этого, к 1933 году население Сталинграда составляет по официальным данным 406,0 тысяч человек . Рост города продолжается и по последним полным предвоенным данным население (в 1939 году) достигает нового пика в 445 тыс. жителей .

Начало строительства тракторного завода

Разумеется, Сталинградская битва приводит к качественному падению численности жителей города. По её завершении население города на 12 мая 1943 года оценивается в 107 тысяч жителей . При этом, жители были сосредоточены, главным образом, в наименее пострадавшем от войны Кировском районе и южных частях современного Советского района. Жители быстро возвращаются в город и уже к 5 декабря 1943 года численность населения составляет 232,5 тысячи человек . До завершения войны роста населения практически не отмечается, на 1 мая 1945 года число жителей города – 250 тысяч .

Разрушенный город. Около современной площади Павших борцов

Послевоенное восстановление приводит к притоку в город большого числа иногородних граждан. В начале 1950-х гг. город достигает своего предвоенного пикового уровня, а к 1956 году доходит до численности в 525 тысяч человек . В 1962 году в городе – 649 тыс. жителей, в 1973 – 869 тыс., в 1985 г. – 974 тыс. , в 1991 г. город достигает миллионной отметки . Таким образом, в послевоенный период для удвоения населения потребовалось около 40 лет.

Сталинград в 50-е гг.

С 1991 г. и до наших дней город, в основном, сохраняет статус миллионника, хотя численность его населения периодически снижается на уровень менее миллиона человек. При этом, волгоградская агломерация, включающая в себя помимо Волгограда также Волжский, Краснослободск и Городище (т.н. «Большой Волгоград») составляет около 1,5 миллионов человек .

Герб уездного города Царицына был Высочайше утвержден 23 апреля 1854 г. Он представляет собой геральдический щит французской формы, горизонтально рассеченный на два сектора. В верхнем секторе синего цвета изображен фрагмент герба губернского города Саратова — три серебряные стерляди, сложенные в виде опрокинутого вилообразного креста, головами к его центру. В нижнем секторе на красном фоне изображены две серебряные стерляди, расположенные крестообразно. Они указывали на характерные признаки местоположения города — стерлядь издревле расселялась по Волге на ямах от Пичуги до Акатовки, а также от Банного оврага до речки Царицы. Подобная композиция была помещена в знаменитый Знаменный гербовник 1729 г. и предназначалась для знамен Царицынских полков. Однако в Знаменном гербовнике вместо стерлядей на красном фоне изображены два осетра.

Датой основания города Царицын принято считать 2 июля 1589 г., когда царем Федором Ивановичем была издана грамота о постройке на Волге острога для защиты южных окраин Московского государства от кочевников. С этого времени начинается история города Царицын.

Этот острог первоначально был поставлен на левом берегу Волги, «супротив донской переволоки» — места наибольшего сближения Волги и Дона. В начале XVII в. острог сгорел и вновь был построен в 1615 г. на правом берегу Волги при впадении реки Царица, по которой и получил название Царицын. По одной из версий, название реки было образовано от татарских слов «сара» и «чин», что переводилось как желтый остров, или «сары» и «су» — желтая вода.

В первое время Царицынский острог представлял собой небольшую крепость: 160 м в длину и 80 м в ширину. Она была обнесена глубоким рвом и высокими деревянными стенами. Усиленная 11 глухими башнями и проездной Спасской с наглухо закрывающимися воротами, крепость выполняла только военные функции. Ее гарнизон, состоящий из 400 стрельцов, обязан был не только «держать стражу против татар», но и служить охраной для проходящих мимо судов.


В 1632 г. на левом берегу Волги появились пришедшие с востока калмыки. В середине XVII в. они стали разорять поволжские города, в связи с чем роль Царицына еще больше возросла.

Во второй половине XVII в. отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне с крымчаками и турками закрыли донским казакам выход в Черное и Азовское моря. В этот же период русский царь и его окружение взяли курс на более жесткое административное подчинение войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшим из которых был бунт под предводительством Степана Разина. Казаки пытались прорваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял Царицын. Восставшие брали город дважды: весной 1667 г., когда из крепости не выстрелила ни одна пушка и стрельцы сами открыли ворота, и 13 апреля 1670 г., когда им пришлось ее штурмовать.

Царицынский воевода Тургенев был казнен, а в городе введено казацкое устройство. На помощь Царицыну был послан отряд стрельцов, который был разгромлен 5-тысячным отрядом Разина у Денежного острова. Пробыв в Царицыне около месяца, Разин с войском двинулся к .


Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность ее гарнизона увеличена почти до 800 человек.

7 июня 1708 г. город Царицын был осажден булавинцами, которые взяли крепость приступом и сожгли ее дотла. Как и при Разине, в городе было установлено казачье самоуправление. После этого был взят Камышин. 20 июня 1708 г. правительственные войска овладели Царицыном. Остатки повстанцев, занимавших ранее Царицын, отступили к Дону.

В ходе строительства Царицынской сторожевой линии коренной перестройке подверглась и Царицынская крепость. По некоторым данным, ее проект лично разработал Петр I.

Деревянные стены и башни были снесены. Их заменила земляная крепость с бастионами. Высокие земляные валы окружили весь город, включая предместья. Помимо земляного вала с бастионами и рвом, крепость защищали палисад и рогатки.

Царицынская сторожевая линия вместе с новой крепостью являлась в XVIII в. одним из крупнейших оборонительных сооружений в Европе.

В августе 1774 г. около 20 тыс. восставших во главе с Е. Пугачевым осадили Царицын. Около пяти часов продолжалась артиллерийская дуэль между гарнизоном и войсками Пугачёва. Гарнизон крепости сражался доблестно и сохранил верность правительству, а мощные укрепления свели на нет все усилия, предпринятые для ее штурма. Восставшие вынуждены были уйти, так и не взяв Царицын.

В 1776 г., после разгрома восстания Пугачева и с присоединением к России Крыма и Кубани, границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ, а Царицын утратил свое значение как сторожевая крепость.