Воронежская академия ввс в контакте. Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище. Филиалы Военно-воздушной академии в г. Воронеже

Военный авиационный инженерный университет - высшее военное учебное заведение Военно-воздушных сил (ВВС) . В университете ведётся подготовка офицерских кадров по командно-инженерному, инженерному и военно-гуманитарному профилям для авиации всех видов, родов войск и частей радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации .

История вуза

Прародителем университета считается Военное аэродромно-техническое училище ВВС в г. Сталинграде , решение об открытии которого было принято в конце года Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР . В году училище было перебазировано в г.Мичуринск Тамбовской области (Воронежский военный округ). В году учебное заведение было переименовано в «Мичуринское военное авиационно-техническое училище», а спустя несколько месяцев переехало в г. Воронеж и получило новое название - Воронежское военное авиационно-техническое училище. В году среднее авиационно-техническое училище было преобразовано в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище. С по гг. функционировал филиал училища в г. Борисоглебске , созданный на базе расформированного Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.П. Чкалова. В году училище было преобразовано в Воронежский военный авиационный инженерный институт, а пять лет спустя получило новое название - Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт). В году к училищу был присоединён Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж). С года учебное заведение носит своё современное наименование - «Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)». В году было принято решение о присоединении к ВАИУ Иркутского ВВАИУ, Ставропольского ВВАИУ и Тамбовского ВВАИУ РЭ.

ВАИУ считается вузом каннибалом , при сильной поддержке военного и военно-политического руководства страны, он поглощает другие учебные заведения, для увеличения своей численности, что демонстрирует поглощение Иркутского ВВАИУ, Ставропольского ВВАИУ, Тамбовского ВВАИУ РЭ и Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

Структура университета

Военный авиационный инженерный университет осуществляет подготовку специалистов по 18 гражданским и 26 военным специальностям . Среди сотрудников вуза 58 докторов и 445 кандидата наук, 59 профессоров и 215 доцентов , большая часть которых была перекуплена в других военных вузах обещанием представить жилье, причем преподавателей не имеющих ученого звания (степени) намеренно не приглашали, дабы не снижать своих аккредитационных показателей.

В структуре университета 14 факультетов:

  • Гидрометеорологический факультет
  • Факультет средств аэродромно-технического обеспечения полётов
  • Факультет инженерно-аэродромного обеспечения
  • Факультет управления повседневной деятельностью «подразделений»
  • Факультет радиоэлектронной борьбы (применения и эксплуатации средств рэб с системами управления войсками и оружием противника)
  • Факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности)
  • Факультет летательных аппаратов
  • Факультет авиационного вооружения
  • Факультет авиационного оборудования
  • Факультет авиационного радиоэлектронного оборудования
  • Факультет радиотехнического обеспечения
  • Факультет авиационных средств связи
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации
  • Специальный факультет

В том числе в структуру университета входят несколько научно-исследовательские подразделения, службы и подразделения обеспечения.

С 1989 года в ВАИУ действует адъюнктура, функционируют четыре докторских диссертационных совета по восьми специальностям.

Высшее учебное заведение, Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), основано в 1949 году. 24 февраля 2010 получил свидетельство о государственной аккредитации.

Рождение и становление университета относится к тому времени, когда после победоносного завершения Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) народ Советского Союза направил свои усилия на восстановление и развитие разрушенного войной народного хозяйства. Советское правительство принимало все меры по укреплению обороноспособности страны.

Успехами учёных успешно создавались образцы новой авиационной техники, она становилась сверхзвуковой, всепогодной и ракетоносной. Развивался и авиационный тыл, усложнялись его задачи. Реактивная авиационная техника предъявила новые требования к аэродромной службе, строительству и содержанию аэродромов, обеспечению полётов. Возникла острая необходимость в офицерских кадрах, специально обученных и способных решать возросшие задачи инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения военной авиации.

Условия приема

В качестве кандидатов для зачисления в университет рассматриваются граждане Российской Федерации, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении гражданином среднего (полного) общего образования (далее именуется – среднее образование) из числа:
- граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
- граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 24 лет.
Возраст кандидата определяется на 1 августа года поступления.
Военнослужащие, желающие поступить на учёбу в ВАИУ, до 1 апреля года поступления должны подать рапорт на имя командира воинской части, в котором указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, дата рождения, образование, полное наименование вуза, специальность, по которой они желают обучаться.
К рапорту должны быть приложены: копия документа (аттестата, свидетельства, удостоверения, диплома) о среднем образовании, три заверенные фотографии (без головного убора, размером 4,5х6 сантиметров), автобиография, характеристика, служебная карточка, карта медицинского освидетельствования, карта профессионального психологического отбора. На кандидатов, поступающих на факультеты «Радиоэлектронная борьба» и «Радиоэлектронная борьба (и информационная безопасность)», должен быть оформлен соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Лица, из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в ВАИУ, подают заявление в военный комиссариат по месту жительства не позднее 20 апреля года поступления. В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата, полное наименование вуза, специальность по которой он желает обучаться.
К заявлению прилагаются: копия свидетельства о рождении, копия документа, удостоверяющего личность и гражданство, автобиография, характеристика с места работы или учёбы, копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости, лица, окончившие первые и последующие курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования, представляют академическую справку), три фотографии (без головного убора, размером 4,5х6 сантиметров). Кроме того, кандидаты, поступающие на факультеты «Радиоэлектронная борьба» и «Радиоэлектронная борьба (и информационная безопасность)», должны подать заявление в военный комиссариат для оформления допуска к сведениям, содержащим государственную тайну.
Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, подлинный документ о среднем полном образовании, а также подлинные документы, дающие право поступления на льготных основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, представляются кандидатом в приёмную комиссию университета по прибытии, но не позднее одних суток до заседания приёмной комиссии по вопросу принятия решения о зачислении гражданина на учёбу в вуз.
Кандидаты, поступающие в университет и сдававшие ЕГЭ, представляют по своему усмотрению подлинники или заверенные в установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ. Если свидетельство о результатах ЕГЭ не может быть представлено в установленный для подачи документов срок, кандидат представляет сведения о сдаче ЕГЭ, заполнив в заявлении о приеме соответствующие графы, а также указывает причину отсутствия свидетельства. Подача документов кандидатами может производиться, как лично, так и по почте.
При направлении документов по почте кандидат к заявлению о приеме прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих его личность, по своему усмотрению подлинники или заверенные в установленном порядке копии документов государственного образца об образовании и свидетельство, о результатах ЕГЭ, автобиографию, характеристику с места работы или учебы, карту медицинского освидетельствования, карту профессионального психологического отбора, три заверенные фотокарточки (без головного убора, размером 4,5 х 6 см), служебную карточку (для военнослужащих).
Лица из числа граждан Российской Федерации, проживающих за её пределами, прошедших и не проходивших службу в ВС, члены семей военнослужащих или лица гражданского персонала ВС, проходящие службу (работающие) в группах войск (воинских частях), дислоцирующихся за пределами РФ, могут подавать заявления с приложением указанных документов, а также карты медицинского освидетельствования на имя начальника ВАИУ до 20 мая года поступления.
Кандидатам из числа граждан РФ, прошедших и не проходивших военную службу, проживающих за пределами РФ, где нет групп войск (воинских частей) РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, не позднее 28 июня года поступления надлежит прибыть в университет с аттестатом о среднем (полном) образовании и документами, удостоверяющими личность, гражданство, для рассмотрения приёмной комиссией университета вопроса о поступлении в вуз с оформлением необходимых документов и допуском на вступительные испытания. Возмещение расходов на проезд от места жительства, а в случае не поступления и обратно, производится университетом.
Решение о допуске (или отказе, с указанием причин отказа), о времени прибытия для прохождения профессионального отбора начальник Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) сообщает гражданской молодёжи до 20 июня года поступления через соответствующие военные комиссариаты. Военнослужащие вызываются через командира части на сборы с 1 по 25 июня года поступления для подготовки к вступительным испытаниям.

ПРОВЕДЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в университет проводится приёмной комиссией ВАИУ и включает в себя:
а) определение годности кандидатов к поступлению в университет по состоянию здоровья;
б) вступительные испытания, состоящие из:
- оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ;
- определения категории профессиональной пригодности кандидата на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;
- оценки уровня физической подготовленности кандидатов.
Профессиональный отбор кандидатов для поступления в университет из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, и военнослужащих проводится с 1 по 30 июля.
Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ проводится согласно перечня вступительных испытаний в году поступления (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 г. № 365):
а) для специальностей: «Метеорология» - география (профильный), математика, русский язык; «Педагогика и психология» - биология (профильный), математика, русский язык; «Управление персоналом» и «Менеджмент организаций» - обществознание (профильный), математика, русский язык;
б) для остальных специальностей - математика (профильный), физика, русский язык.
Кандидаты, не имеющие результатов ЕГЭ по вступительным испытаниям общеобразовательной подготовленности соответствующей специальности, должны до 5 июля года поступления зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
Результаты ЕГЭ, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, входящим в перечень вступительных испытаний по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования, должны соответствовать установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальному количеству баллов, подтверждающему освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в текущем году.
Результаты ЕГЭ, полученные в году поступления учитываются.
Для кандидатов, не имеющих результатов ЕГЭ по вступительным испытаниям, предоставляется возможность его сдачи в дни установленные Министерством образования и науки РФ.
Проверка физической подготовленности кандидатов осуществляется по упражнениям: подтягивание на перекладине, бег на 3000 метров, бег на 100 метров; для граждан женского пола – комплексное силовое упражнение №17, бег на 100 метров, бег на 1000 метров.
Результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам и физической подготовленности оцениваются по стобальной шкале.
Повторная сдача кандидатом вступительных испытаний не допускается.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА И ЗАЧИСЛЕНИЕ ПОСТУПАЮЩИХ

Кандидаты, прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются на учебу в университет.
Кандидаты, не прошедшие профессиональный отбор (признанные не годными по состоянию здоровья, отнесенные к четвертой категории профпригодности, результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам, а также физическая подготовленность не соответствуют установленному минимальному количеству баллов), не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, забравшие документы после начала профессионального отбора, а также кандидаты, отчисленные по недисциплинированности, из конкурса выбывают и в вуз не зачисляются.
Вне конкурса зачисляются прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей;
- граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- граждан, уволенных с военной службы и поступающих в университет по рекомендациям командиров воинских частей, а также участники боевых действий;
- граждан, которым в соответствии с законом РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования;
- других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Преимущественным правом при зачислении в вуз курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:
- граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние учебные заведения в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- детей Героев Российской Федерации;
- граждан, уволенных с военной службы;
- детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность службы 20 лет и более;
- детей граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного срока пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
- детей лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами;
- детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;
- граждан, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также прошедших подготовку в военно-патриотических молодёжных и детских объединениях;
- других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право поступления в вузы.
От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа:
- военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесённых к зоне вооружённого конфликта;
- победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по образовательным предметам и сформированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады;
- других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы.
Для кандидатов из числа студентов, обучавшихся в вузах по направлениям (специальностям), соответствующим направлениям (специальностям) университета, проводится собеседование. При положительном результате собеседования данные кандидаты могут быть зачислены на второй курс обучения при наличии вакантных мест.
Для организации и проведения аттестационных испытаний при приеме на второй и последующие курса в университете создаются аттестационные и апелляционные комиссии.
Зачисление кандидатов проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам и с учетом категории профессиональной пригодности и уровня физической подготовленности.
Зачисление в университете проводится поэтапно и включает в себя:
- подведение итогов конкурса, составление списка, прошедших конкурс;
- обязательное оповещение кандидатов, прошедших конкурс, и кандидатов, включенных в список резерва;
- сбор подтверждений (подлинников документов) кандидатов, прошедших конкурс;
- издание приказа о зачислении.
В случае отказа от участия в конкурсе или зачисления подлинники документов об образовании возвращаются кандидату приемной комиссией университета в течение следующего рабочего дня после получения соответствующего письменного заявления кандидата.
Всем кандидатам на путь следования в университет предоставляются воинские перевозочные документы, а по прибытии - бесплатное место проживания, питание по установленной норме, медицинское, торгово-бытовое и культурно-досуговое обеспечение.
Курсанты университета считаются на действительной военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия. Время обучения в вузе засчитывается в общий срок службы в кадрах Вооруженных сил.
Подлежат направлению не зачисленные в университет кандидаты из числа:
- граждан, прошедших и не проходивших военную службу, - в военные комиссариаты по месту жительства;
- военнослужащих – в воинские части, в которых они проходили военную службу до прибытия на профессиональный отбор;
- выпускники суворовских военных училищ – направляются к месту жительства родителей.
Курсанты, отчисленные из вуза за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении воинской службы, не достигшие 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на военный учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях.
Отчисленные курсанты, достигшие призывного возраста, направляются в воинские части для дальнейшего прохождения службы. В этом случае продолжительность военной службы во время обучения в вузе засчитывается из расчета два месяца учебы в вузе за один месяц военной службы по призыву.

Число обучающихся в вузе студентов: 6066 человек.

АДРЕС УНИВЕРСИТЕТА:

394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А».
Проезд от вокзалов города до остановки «ул. Димитрова».

16 декабря «Свободная пресса» опубликовала эксклюзивное интервью с главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ генерал-полковником Александром Зелиным под заголовком «Главком ВВС: Правду могу сказать только я». Среди прочего мы спросили главкома о судьбе Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, которую еще к 1 сентября перебазировали из Москвы и Подмосковья в Воронеж .

Это решение вызвало большой скандал в обществе и Вооруженных силах. Многие подозревали и продолжают подозревать, что в основе приказа лежат вовсе не интересы совершенствования нашей военной авиации. Скорее — коммерческая жажда поскорее распродать огромные участки дорогущей подмосковной земли и множество столичных зданий, в которых учились поколения советских и российских боевых летчиков, авиационных инженеров, конструкторов, космонавтов.

Более того. Многие уверены, что фактически прославленной академии Военно-воздушных сил больше нет, осталось одно название. Причина в том, что в короткий срок на новом месте просто невозможно воссоздать уникальную учебную и научную базу. К тому же большинство военных ученых и профессорско-преподавательского состава, как и следовало ожидать, отказались переезжать из Москвы и Монино в Воронеж. Как это уже в ближайшем будущем скажется на подготовке командных и инженерных кадров российских ВВС — не стоит и гадать.

Тем не менее, как следует из упомянутого интервью, генерал-полковник Зелин полон оптимизма и нашей тревоги не разделяет. В упомянутом интервью он, в частности, заявил: «Весь мир не имеет такого количества военных учебных заведений, сколько имеется у нас в России. В Соединенных Штатах три высших военно-учебных заведения. По виду войск: академия военно-воздушных сил, академия сухопутных войск, академия военно-морских сил. Если говорить о ВВС, в единой академии будет обучаться и летный состав, и наземный персонал. И это правильно. Это позволит, во-первых, экономить расходы. Но даже это не главное: такой подход позволит создать современнейшую учебно-материальную базу. Учить офицеров не так, как мы это делали до сих пор: на пальцах, с мелом в руках у доски…

Я был в США, Греции, Японии, Южной Корее, Китае, Сингапуре, Финляндии. Мы своими глазами увидели, что отстали во многих вопросах организации обучения и в оснащённости учебно-материальной базы. Мы до сих пор все на пальцах объясняем. А в мире давно созданы передовые системы. В Военно-авиационном университете в Воронеже они внедрены.

Там уже существуют современные компьютерные программы, которые позволяют обучить, провести тестирование, провести контроль. На них наглядно идет не только изучение, но и зрительно человек все усваивает, т.е. получается комплексный процесс.
Да, конечно, жалко и академию Жуковского, и академию Гагарина. Но когда мы все объединим… Кто говорит, что будет легко? Начатый процесс объединения — это объективная реальность, а не какие-то субъективные желания».

Ответ генерал-полковника Зелина вызвал бурную реакцию наших читателей, среди которых немало ветеранов ВВС и нынешних военных авиаторов. Суть большинства претензий выразил председатель докторского диссертационного совета Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), генерал-лейтенант запаса Иван Найденов .

Генерал-лейтенант Найденов в 1997-2005 гг. являлся заместителем начальника Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина по учебной и научной работе . О том, что сегодня происходит с академией и с подготовкой кадров для наших ВВС, он знает не понаслышке.

Его мнение вкратце: при участии главнокомандующего Военно-Воздушными силами генерал-полковника Зелина идет катастрофическое разрушение системы образования командных кадров ВВС. По сути, ее уже уничтожили .

— Почему это происходит ?

Первое. Когда министром обороны назначили гражданского человека, бог бы с ним – выполнял бы свои политические функции, а военными вопросами занимался бы Генеральный штаб… Подобная практика существует в мире. Но процесс пошел дальше. Впервые в истории отечественного военного образования начальником соответствующего управления Минобороны была назначена дама — Тамара Фральцова . Причем, никогда в жизни не занимавшаяся ничем подобным.

Это вызвало у военных большие вопросы. Но Фральцова на удивление постаралась разобраться в системе подготовки кадров. Призвала себе в помощь «старейшин» в этой области, и мы ей помогали. Постепенно начала вникать. Когда вникла, стала тормозить процесс, поняв, что творится беззаконие. По всей видимости, именно поэтому её быстро убрали.

Тогда на горизонте появилась новый начальник этого управления Екатерина Приезжева . Кто она в военном образовании? Никто не знает. Работала в «обойме» министра обороны в налоговой сфере по табачной и алкогольной продукции. Зачем ее назначили? Начинаешь с Приезжевой разговаривать и сразу складывается впечатление, что это полный дилетант. Те ответы, которые она даёт на насущные вопросы подготовки военных кадров, и те документы, которые подписывает министр обороны с её подачи, «подставляют» не только его, но и самые высокие органы государственного управления.

Приведу пример. В одном из подготовленных Приезжевой докладов министра обороны секретарю Совета Безопасности России Николаю Патрушеву сказано: «…профессорско-преподавательский состав академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина находится в предпенсионном и пенсионном возрасте, что отрицательно влияет на учебный и научный процесс…». Неужели Приезжева не знает, каков пенсионный возраст в наших Вооруженных силах: 45 лет – подполковник, 50 – полковник, 55 – генерал. Откуда взялся вывод, что пенсионный возраст преподавателя «отрицательно влияет на учебный и научный процесс»? Тогда ей следует рекомендовать президенту России разогнать Российскую академию наук. Там-то многие сотрудники вообще возрастом ближе к 80-ти.

— По мнению госпожи Приезжевой, преподавателям военной академии должно быть лет по двадцать пять ?

По всей видимости нынешние высшие чиновники в сфере военного образования занимаются просто обманом министра обороны.

— Не трудно обмануть того, кто и сам обманываться рад. Но почему руководство страны допускает такое ?

Судите сами. Президент России 18 марта 2011 года даёт указание секретарю Совета безопасности Николаю Патрушеву о заслушивании министра обороны по реформе военного образования. В процессе подготовки к совещанию, в частности, была достигнута договорённость с заместителем Патрушева генералом армии Юрием Балуевским и заместителем Сердюкова генералом армии Николаем Панковым о том, как минимизировать потери от перевода академии в Воронеж.

Решили, что необходим переходный период до 2015 года. В течение этого периода преподавательский состав академии обеспечил бы плавный перевод учебного процесса на новое место. Также было принято решение не обсуждать данный вопрос на Совете Безопасности.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что это был прямой обман. 12 июля 2011 года появился приказ министра обороны № 1136 о переводе учебного процесса с 1 сентября из академии в военно-авиационный университет города Воронежа . Всего за два месяца! Безо всякого переходного периода! Кроме того, как я полагаю, сам приказ является незаконным, потому что решение о ликвидации академии может принимать только правительство Российской Федерации, а не министр обороны. Никаких распоряжений правительства на сей счёт до сих пор нет.

— Давайте перейдем к самой академии. Что с ней сейчас происходит ?

Сначала я должен пояснить, что происходящее прямо связано с реформой военного образования в целом, которая осуществляется сегодня. Саму реформу начали, не имея вообще никакой концепции и программы. Какие цели собирались достичь по ее окончании, что нужно для этого делать? Понимания как не было, так нет. Лишь решено, что в Минобороны нужно иметь три военных учебно-научных центра в каждом виде Вооружённых сил и всего десять системообразующих ВУЗов.

В соответствии с этим решением в 2008 году слили две академии: Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Академия имени Н.Е.Жуковского для академии имени Ю.А. Гагарина — alma mater. Она была создана в 20-х годах прошлого века, когда страна была голодной и холодной. Но руководство страны даже в тех условиях понимало, что авиация в будущих войнах будет играть главенствующую роль.

В 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, из «Жуковки» выделили командный факультет, который перевели в Монино. В дальнейшем, для усиления уровня подготовки командных кадров ВВС, на его базе и была создана Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина.

Однозначно можно утверждать, что ни о каком слиянии этих академий сегодня на самом деле и речи нет. Реально произошла ликвидация как академии имени Н.Е. Жуковского, так и в дальнейшем академии имени Ю.А.Гагарина.

Судите сами: созданный Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Монино приказом №1136 министра обороны от 12 июля 2011 года исключен из образовательного процесса , что реально означает его ликвидацию. В соответствии с этим же приказом высококвалифицированных профессоров, преподавателей, служащих академии немедленно уволили.

Несмотря на обращения к президенту страны, премьер – министру Российской Федерации, в Верховный суд, Следственный комитет, Генеральную прокуратуру, Совет безопасности РФ, к министру обороны, главнокомандующему ВВС о незаконности происходящего, никто не дал вразумительного ответа о целесообразности указанных действий Министерства обороны. Вместо этого 27 сентября появляется распоряжение правительства № 1639, в котором сказано, что ВУНЦ должен представить свой новый устав как уже казенного учебного заведения.

Совершенно верно. Оказывается, правительство не в курсе такого перевода. Нас уже нет, а нам говорят, чтобы мы представили устав. И в этом распоряжении есть четкие слова: «С сохранением всех основных видов функций (а для нас основная функция — образовательная), предельной штатной численности и места работы». А функции уже переданы, сокращения уже состоялись, но Приезжева дает команду начальнику ВУНЦ подготовить устав, как будто ничего не произошло.

— То есть, вам дают приказ скрыть от правительства, что академии больше нет ?

Именно так. Тогда мы выносим этот вопрос на голосование конференции преподавательского состава ВУНЦ ВВС «ВВА». И с результатом 179 – за, 1 – против, 10 – воздержавшихся принимаем решение, что мы за такой устав голосовать не будем. Пусть нам представят объяснение, почему без распоряжения правительства происходят такие вещи?

Тогда, узнав о нашем решении, отдельные руководители ВУНЦ тайно сообщили наверх, будто мы провели конференцию о принятии устава. Мы подняли шум. При встрече с заместителем министра обороны генералом армии Панковым мною было заявлено, что совершено уголовное преступление. Панков заверил, что все делается без его ведома. Дальше Приезжева дает команду любыми путями принять устав.

И вот начальство академии начинает делать всё, чтобы «неугодные люди» на конференцию не приходили, а пришли только «угодные» и т.д. В конечном итоге устав принимают хоть и с большим количеством голосов «против». Не сомневаемся, что министр обороны тут же его утвердит.

— Зачем всё это? В чем цель слияния академий ВВС, перевода в Воронеж того, что осталось от них? В чем интерес ?

Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, необходимо поработать Счетной палате и прокуратуре. Но 1600 гектаров, которые занимала Военно-Воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, 400 гектаров, которые занимала академия им. Жуковского, — это лакомый кусочек. Какова будет их судьба, никто пока не знает. Дело в том, что недавно появился подписанный президентом Медведевым закон, который запрещает Министерству обороны продавать землю и другое имущество.

Но по распоряжению министра обороны часть объектов на территории академии Ю.А. Гагарина уже продана. Возникает вопрос: почему министр обороны в отсутствие законных документов о ликвидации академий проводит продажу её объектов?

— А почему именно Воронеж решили сделать авиационной столицей России? Туда ведь не только академии перевели. На аэродроме Балтимор, под самыми окнами горожан, с некоторых пор — крупнейшая в европейской части страны авиабаза. Недавно туда же перегнали еще и эскадрилью новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. Что это — результат высоколобых расчетов Генштаба ?

Ничего высоколобого здесь нет. Просто сумма интересов отдельных людей, в том числе, подозреваю, и коммерческих интересов, сложилась так, что для них оказалось выгодно главную базу наших ВВС и главный учебный центр создать в этом городе.

Отдельного рассказа заслуживает история того, как наши сотрудники уезжали в Воронеж. Прибыл полковник Акентьев из департамента военного образования Минобороны, собрал весь профессорско-преподавательский состав – более 400 человек – и сказал: «Товарищи, в силу таких-то и таких-то причин происходит перебазирование академии в Воронеж. Тех, кто согласен продолжить работу там, прошу остаться в аудитории – мы продолжим разговор. Остальные могут быть свободны».

Из зала вышли практически все – осталось только два адъюнкта. Тогда Акентьев стал вызывать конкретных людей и говорить: «Все равно здесь ничего не будет. В Воронеже вы защитите диссертацию и продолжите службу. В противном случае ничего не получите и будете уволены в запас без жилья».

В дальнейшем, главком ВВС на встрече с руководителями кафедр сделал «накачку»: «Я вас отправлю служить на подводную лодку, вы никуда не денетесь. Уволю без квартир». Вот так они наскребли 29 человек из 400. Большинство либо адъюнкты, либо те, кому осталось дослужить один — два года.

Например, начальником кафедры боевой подготовки и безопасности полетов назначен хороший офицер, но не проведший ни одного часа занятий. Ему самому требуется становление как преподавателя. В нормальных условиях, чтобы дорасти до начальника кафедры, нужно преподавать не меньше 10 лет.

Знаете, каков итог всего этого безобразия? Поскольку 1 сентября было приказано провести в Воронеже первые лекции со слушателями, а ничего не готово, тема первого занятия с будущими командирами была посвящена тому, как рыть окопы в песчаной и глинистой местности. И это слушал будущий высший командный состав наших ВВС!

— А почему такая странная тема ?

Да потому что такую лекцию там раньше читали курсантам Воронежского военно-авиационного университета. Лекции на другие темы слушателям-офицерам оказалось элементарно некому читать. Сейчас они восстанавливают планы, программы обучения. Но восстанавливай — не восстанавливай, пока читать летные дисциплины для высшего командного состава все равно некому.

— В академиях и Жуковского и Гагарина всегда училось много иностранцев, у вас даже были факультеты для обучения иностранных летчиков. Сейчас они поедут в Воронеж ?

Да, у нас обучался лётный состав из более чем 25 стран. Сейчас слушателей-иностранцев тоже заставляют ехать в Воронеж. По имеющейся у меня информации, они уже отказываются посещать занятия, потому что те не соответствуют запросам специалистов такого уровня подготовки.

Говорят, что послы отдельных стран выходили на министра иностранных дел РФ Лаврова и заявляли, что они направляли своих летчиков в академию мирового уровня, а не в малоизвестный учебный центр в Воронеже. Говорили: «Нам нужен диплом академии Жуковского и Гагарина». И тогда было решено присвоить воронежскому центру имя академии Жуковского и Гагарина, чтобы на дипломе стоял мировой бренд.

— А на самом деле их будут учить рыть окопы в песчаной почве ?

Да, и причем еще долго будут учить. Наша академия как намоленный храм. Чтобы создать в Воронеже вуз, подобный нашему, понадобится не менее 12-15 лет.

— А за эти 15 лет майоры-капитаны, которые сегодня поступили в академию, станут генерал-майорами, займут высшие командные посты, но будут уметь лишь рыть окопы в песчаной почве ?

Все верно, другого не может быть.

— То есть мы может закупать современные самолеты хоть тысячами, но если командование соответствующей подготовки не имеет, толку все равно не будет ?

Разумеется, и Зелин, по моему мнению,– яркий тому пример: его неудачное назначение главнокомандующим уже привело к тому, что он практически разрушил ВВС как вид Вооруженных сил . Знаете, как люди у нас в Монино настроены? Минувшие выборы это показали.