А.Блока "Двенадцать". Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» является ключевой. Поэт написал свое сочинение через год после февральских событий 1917 года и через несколько месяцев после октябрьского переворота. Текст по форме напоминает народную песню, частушки, присказки, однако традиционную композицию автор наполнил новым философским смыслом, отразившим его собственное видение тех страшных событий, очевидцем которых он стал.

Символы природы

Главный образ, выведенный в произведении, - это ветер, который сметает все на своем пути. Именно описанием снежной вьюги и пурги начинает поэт свое повествование. в котором смешались черные краски приближающейся ночи и белые - снега, олицетворяет мятежную бурю, которая разгорелась не только в городе, но и в душах людей. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» в начале представлена в образах природы, причем автор выбирает наиболее драматические стихии: ветер, снежный буран, затянутое облаками небо.

Вещественные образы

Помимо этого, он прибег и к материальным образам, изображая плакаты, флаги с революционными лозунгами, которые развеваются в Петрограде как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и тщетность этой суеты: рядом с этими плакатами мечутся простые люди, вроде бедной старушки, которая не понимает происходящего.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» носит двойственный характер. С одной стороны, автор принимает народную стихию и своим поэтическим чутьем как бы прислушивается к музыке мятежа. Но с другой, он ужасается безраздельному разгулу страстей, беззакония, символом чего выступают черные ремни винтовок, на которые автор постоянно обращает внимание.

Герои

Но в центре повествования, разумеется, остаются люди - двенадцать красногвардейцев, которые несут службу в городе в Они чувствуют себя хозяевами в этом новом мире и полагают, что им все дозволено. Кульминацией и апогеем данного разгула стало убийство одним из них своей бывшей возлюбленной Катьки.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» проявляется в первую очередь через конкретные человеческие судьбы. Поначалу убийца, молодой парень, искренне сожалеет о содеянном: он говорит о своей любви к девушке и злится на себя за свою ревность. Тем самым автор хотел показать, что совесть в людях все-таки осталась, несмотря на все ужасы военного времени. Однако хуже всего то, что его товарищи стыдят его, утверждая, что время оправдывает любое беззаконие. Таким образом, поэт чутко уловил новое веяние своего времени, когда многих охватило чувство вседозволенности.

О старом мире

Образ этого прежнего порядка занимает важное место в произведении. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать», краткое содержание которой составляет предмет настоящего обзора, отличается неоднозначностью трактовки данных событий, что делает данное произведение уникальным в отечественной литературе.

С одной стороны, поэт показывает, что вся мощь народной стихии со всей силой обрушилась на него, готовясь окончательно уничтожить то, что было накоплено веками предыдущей истории. С другой, повествователь, со стороны наблюдая за разгулявшейся народной стихией, выражает серьезное опасение за то, каковы могут быть последствия столь неосторожного обращения с собственным прошлым. И хотя он вслушивается в музыку этого мятежного духа, тем не менее все сочинение пронизано духом тревоги за будущее. Именно поэтому неоднозначное звучание приняла тема революции в поэме Блока «Двенадцать». Кратко эту мысль можно выразить так: суть происходящих событий заключалась не столько в противостоянии сословий и классов, сколько в борьбе добра и зла в душах людей.

Это противостояние наблюдается, прежде всего, среди тех, кто начал борьбу за свободу, а закончил разбоями и убийствами. Поэт надеется на то, что светлое начало в конце концов восторжествует, однако сама поэма остается по сути открытой и оставляет место для размышлений. Столь противоречивая трактовка событий привела к тому, что с приходом к власти большевиков сочинение оказалось под запретом.

О революции в поэме Блока «Двенадцать» трудно говорить однозначно: автор как будто одновременно и принимает ее, и в то же время страшится, что люди потеряли нравственный ориентир в жизни.

Сочинение по произведению на тему: Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о “толстоморденькой” Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь”? Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этой поэмы.

Нынешние толкователи порой пытаются прочесть поэму “Двенадцать” “от противного”, доказать, что Блок в ней дал сатиру на революцию, а его Христос - на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения - стихия. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному - обывательскому покою и уюту. Это передано в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции (в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию”). И главное, что услышал поэт в этой музыке, - ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием автору слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.

А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: “Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! /Отмыкайте погреба -/Гуляет нынче голытьба!”

Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений неуемности человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и , которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают: “Петька! Эй, не завирайся! / От чего тебя упас / Золотой иконостас?” - и добавляют: “Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?” Но убийство творится не только из-за любви - в нем появилась и иная стихия, стихия социальная: “Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем...” И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом. (Поэтому разгул революционной стихии поэт воспринимал как народное во>змездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме “двенадцать”. Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 1918 года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же состоит и ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, она должна вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме, образ, который появляется в финале, - Христос. Впрочем, образ Христа предугадывается в произведении с (Самого начала - уже с его названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, число 12 было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, - это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Неслучайно Христос идет путем “надвьюжным”, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока: “Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной, / В белом венчике из роз -/ Впереди - Исус Христос”.

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскрешение России и воскресение человеческого в человеке.

blok/dvenadcat_32/

Если домашнее задание на тему: » Двенадцать, Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как Сочинение по произведению на тему: Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать» Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он Сочинение по произведению на тему: Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” Поэму Блока “ Двенадцать ” нельзя считать Сочинение по произведению на тему: Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - Сочинение по произведению на тему: " Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать" Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта,

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Тема революции в поэме Блока “12”

“Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”
(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. Беспощадно, “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.
Ветер, вьюга, метель, снег- это образы,символизирующие стихию
очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.
В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.
Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных(и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника Октябрьской эпохи.
Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.
“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Ноябрь 1917 года определил судьбу России на весь последующий век и продолжает влиять и на наш сегодняшний день, пусть и не так явно. Поэтому привожу найденную на просторах Сети статью (сочинение) о том, как изображена революция в поэме очевидца тех событий Александра Блока.

Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного коммунизма В. И. Ленина, необходимо наличие “революционной ситуации”, той самой, когда “верхи не могут...”, а “низы не хотят...”

Последствия социального взрыва при этом могут быть самыми различными, но всегда одинаково неизбежным является идейный раскол в обществе, проходящий отнюдь не только между классами угнетателей и угнетаемых, эксплуататоров и эксплуатируемых, “буржуев” и тех, кому “нечего терять, кроме своих цепей”. Этот рубеж, эта линия “невидимого фронта” зачастую разделяет отца и сына, старшего и младшего братьев, старинных друзей. И самое ужасное, что ни те ни другие не имеют на своей стороне объективной истины. У каждого есть своя правда, но правда, подобно хамелеону, легко меняет цвет от белого до черного, в то время как красный — цвет безвинно и бессмысленно пролитой человеческой крови — одинаков для всех.


Начало XX века в нашей стране ознаменовано без преувеличения самым грандиозным социальным взрывом всех времен и народов — Октябрьской социалистической революцией. Центробежные силы в очень короткий срок расставили по своим местам ее сторонников и противников. Раскола, конечно же, не избежала и русская творческая интеллигенция. Представители литературного мира незамедлительно озвучили свои позиции. Четкая и всепоглощающая определенность стихотворных и прозаических “за” и “против” позволяла и позволяет судить каждого по его словам. Однако из правил исключением оказался Александр Александрович Блок и его поэма “Двенадцать”:

(Эскиз обложки неосуществленного издания поэмы А.Блока "Двенадцать")

И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Никогда еще не было до Блока и не будет после него в литературе столь неоднозначного произведения. Каждое слово, каждая фраза, каждый эпитет не поддается безапелляционному осмыслению. Обе стороны могли с легкостью найти оправдание себе в этой поэме. Любая из сторон видела в строках Блока потоки обличительной желчи, направленные на своего социального врага. В чем же загадка “Двенадцати”?
В первой части поэмы автор показывает сломленность старого мира и торжество мира нового:

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате — плакат:
“Вся власть Учредительному собранию!”.
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут...
А вон и долгополый —
Сторонкой — за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед
И крестом сияло Брюхо на народ?..

Однако при всем, казалось бы явном положительном, отношении к революции, которое здесь видели большевики, Блок вкладывает в уста эпизодических персонажей слова негодования и отчаяния создавшимся положением:

Старушка, как курица,
Кой-как переметнулась через сугроб.
— Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? —Длинные волосы
И говорит вполголоса:
— Предатели!
Погибла Россия! —

Должно быть, писатель —

В дальнейшем повествовании, в странном марше двенадцати человек с винтовками за плечами, в убийстве “толстомордой Катьки”, в потрясающих своей простотой и необузданной, животной силой словах: “Уж я ножичком полосну, полосну!..” каждый видел то, что хотел видеть, что мог видеть, что обязан был видеть. С одной стороны, это торжество революции во всей ее дикой красе. С другой — хаос и беззаконие, в которые погрузилась страна на долгие дни, месяцы, годы. Современники Блока, отрицавшие революцию, не могли понять, как автор проникновенных патриотических стихов о Родине мог воспеть разгул варварства. Как он позволил себе в страшные для своей Родины дни написать слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь!”? Большевики же, напротив, искренне восхищались талантом Блока-революционера: “В "Двенадцати" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир...”

Но, как водится, ни те ни другие не были правы вполне. Сам Блок говорил о том, что политические мотивы в его поэме суть исторический фон. В центре же его произведения -грандиозное сплетение четырех стихий: природной, социальной, чувственно-человеческой и Божественной. Словно роза ветров, соединяющая в себе противоборствующие начала воздушных потоков, революция поглотила все проявления бытия.

Она, как нечто живое, дышащее, издает звук чудесной, необъяснимой тональности, и эта музыка революции, сплетающаяся из воя ветра, стона пурги, криков и причитаний людей, грохота выстрелов, стука шагов двенадцати пар ног, по мнению Блока, прекрасна! В своей статье “Интеллигенция и революция” поэт писал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”. Блок считал, что ее, революцию, просто необходимо услышать, пропустить сквозь себя этот атональный, аритмичный мотив неподвластности и страсти. Стихотворный строй поэмы столь же неритмичен и спонтанен, как музыка революции.

Что же до самого социального явления, то Блок и здесь был до крайности объективен. Поэт беспристрастно изобразил жесточайший разгул “голытьбы” с его погромами, разбоями, обесцениванием человеческой жизни, полной потерей всяческих нравственных устоев, обозначая им народное возмездие.

И это возмездие есть очищение, через которое необходимо пройти России, чтобы, “погрузившись на самое дно, вознестись к небу”. Недаром впереди идущих двенадцати движется “с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим” сам Иисус Христос.
Революция — слишком острое явление, едва ли позволяющее относиться к себе с подобной метафизической отстраненностью. Поэтому, конечно же, образ революции, данный Александром Александровичем Блоком, воспринимался и воспринимается по сей день весьма различно. Но, на мой взгляд, именно так и никак иначе не мог бы представить ее гений русского символизма.

Анализом поэмы «Двенадцать» занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна. По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого». К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника». В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность. Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила. Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг. аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ: «Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!») В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию. В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»). В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»). В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -ввосьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого. Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке. Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения и катастрофы. «Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете» . Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле» , «расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни» , «в зубах цигарка» , «примят картуз» , и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте : «черный вечер» и «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба» . Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем» , но «станет всем» :

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла» . Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» .

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом» ? Для кого теперь «свобода без креста» , а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого» . Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа . До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» . Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.