Был ли женат николай цискаридзе. “Меня называли чудом”: Николай Цискаридзе раскрыл тайные подробности своей личной жизни. Скандалы Николая Цискаридзе

Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Лучшие дня

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того, чтобы юноша развивался всесторонне, его с ранних лет водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, мальчик очень рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая стал балет «Жизель». Сперва мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге дома и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище — слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Спустя пять лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.


По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».

Позже Цискаридзе довелось выступить на подмостках «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в данном проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на весьма солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.


Вместе с такими известными танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».

За свою деятельность танцор отмечен множеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Большого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным внутренним дизайном.

В ноябре 2013 года президенту Российской Федерации В.В. Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Н. Цискаридзе. А уже в январе 2013 премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул театр.

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора. Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим близким. Но в суровой балетной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь танцора очень мало освещена, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Но все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли мужа, ни в роли отца. Вся его личная жизнь сегодня – это работа, постановки и его ученики.

Этот видный восточный мужчина, обладатель яркой и выразительной внешности, наверняка поразил сердца большей части россиянок. Однако они с удивлением узнают, что его сердце до сих пор не принадлежит ни одной женщине. Возникают разные подозрения, однако поклонники творчества танцора Николая Цискаридзе уверяют, что у него одна любовь и на всю жизнь - это балет!

Однако недавно в интернет просочилось фото, где артист стоит рядом с очаровательной девушкой в белом платье. Сами собой напрашиваются вопросы, правда ли что Цискаридзе недавно женился? Также и заголовки в соцсетях типа «Цискаридзе женится на Порывкиной» немного настораживают. Стоит прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть эти слухи.

Даты, параметры, зодиак

Николай Максимович Цискаридзе - ведущий артист отечественного балета и педагог (как сказано в википедии) появился на свет в столице Грузии. Тогда республика еще входила в состав СССР. Биография его началась в последний день уходящего 1973 года. По знаку Зодиака Николай - Козерог, по восточному гороскопу - Бык.

Артист имеет высокий рост - метр 83 см, а вес его небольшой, как и подобает тем, кто связал жизнь с балетом - 58 кг. Николай обладает настоящей восточной внешностью - черными глазами, густыми бровями и жгуче-черными волосами.

Детство

Николаю посчастливилось родиться в семье интеллигентов: отец был скрипачом, а мать - ученым-физиком. Интересно, что бабушка работала актрисой и была француженкой. Мать часто водила сына в театр, потому что любила искусство. Так Коля с раннего возраста приобщался к миру прекрасного.

Ему повезло с няней, которая часто читала классику (Шекспира, Л. Толстого). Мальчику очень понравился фильм «Ромео и Джульетта» режиссера Ф. Дзеффирелли.

С малых лет у Коли была прекрасная пластика, ему нравились танцы. Он посещал хореографическую школу. Однажды мальчик попал на спектакль кукольного театра С.Образцова. Это произвело на него большое впечатление, мальчик даже самостоятельно изготовлял куклы и готовил спектакль. Но основной любовью все же оставались танцы.

С детства Коля был очень артистичен, он любил собирать вокруг себя публику, читать им стихи. Было ясно с ранних пор, что этот ребенок станет артистом. Так получилось, что родители разошлись, и мальчика воспитывал отчим, по национальности армянин.

Николай рассказывал, что в детстве он был очень целеустремленным и упрямым, в хорошем смысле этого слова. На него никогда не давили, единственная проблема была с едой. Мальчик очень плохо ел (наверно предвидел, что ему в будущей профессии понадобится идеальная фигура).

И когда ему ставили ультиматум: «Не встанешь из стола, пока не съешь!», он сидел до последнего, но не ел. Наверно эта черта помогла ему добиться многих высот в жизни, всегда достигать своей цели.

Мама с малых лет водила сына в высшие артистические круги, где Николай «вживую» мог видеть настоящих знаменитостей (Н.Брегвадзе, С.Чиаурели, К.Махарадзе, С.Параджанов и др.) Так что он с детства был знаком с миром богемы, видел, как они общались, как себя вели.

Учеба

В возрасте одиннадцати лет Николай Цискаридзе поступил в хореографическое училище в Тбилиси. У мальчика сразу был замечен незаурядный талант, поэтому сомнений не было, что ему надо продолжать учебу в столице.

В Москве также высоко оценили не только внешние данные будущего великого артиста (его длинные и тонкие щиколотки, прекрасный выворот стопы и т. д.), но и талант танцора.

Николай имел высокий рост в сочетании с легкостью, мог высоко прыгать. Сам он вспоминал, что в Грузии ему делали комплименты только насчет красивых глаз, а здесь оценили творческие способности. Это послужило для поднятия его самооценки, что немаловажно для начинающего артиста.

Но немногие знают, что в Московское хореографическое училище будущего Народного артиста взяли не сразу, а только с третьего раза.

Николай говорит, что вежливость, в которой он был воспитан своей мамой, немного мешала ему в начале жизни в столице. Он вспоминает, что мама его научила пропускать вперед женщину, здороваться со всеми и. д. Но в общей среде училища это было не принято. Над ним смеялись, когда он здоровался приветливо со всеми, встречающимися в помещении людьми, поднимал бумажку с пола, кем-то оброненную. Но он был так воспитан!

Учителем будущего знаменитого танцора стал известный педагог и артист Пестов П.А. Николай получил много полезного от своего преподавателя. Он говорил, что всегда будет благодарным ему за то, что он научил его быть мужественным и стойким, исполнять свою роль добросовестно до конца, даже если почувствует, что умирает.

В довольно раннем возрасте, во время учебы в школе мальчику доверяли весьма серьезные партии из балетов.

Николай исполнял партии во время учебы:

  • солиста в «Классической симфонии» (Первая симфония Прокофьева);
  • па-де-де в «Эсмеральде» Ц.Пуни;
  • па-де-де в «Фестивале цветов в Дженцано» Э.Халстеда и др.

Его талант оценили по достоинству профессионалы, и вскоре юноше вручили стипендию «Новые имена».

Начало карьеры

Цискаридзе окончил обучение в 92-м году, после чего незамедлительно был взят в труппу Большого театра. Одновременно с этим молодой человек учился в хореографическом институте, который окончил в 96-м году со специальностью: педагог, артист балета. Он говорил, что он очень благодарен своим наставникам.

Ими были:

  • Н.Р.Симачев;
  • М.Т.Семенова;
  • Г.С.Уланова.

Знаменитая балерина Галина Уланова стала его самым лучшим другом, а не только наставником. Так получилось, что после гибели его матери никого ближе для Николая не было, чем эта великая балерина. Она словно заменяла ему рано ушедшую мать, дарила материнское внимание и любовь.

Ей он остался очень благодарен. Интересен факт, что чем старше становилась эта замечательная балерина, тем быстрее она танцевала! Николай говорит, что никто даже не догадывался, сколько же ей лет.

Вначале он участвовал в кордебалете, но потом ему доверили серьезные роли.

Сначала это были партии:

  • Французская кукла в «Щелкунчике»;
  • Конферансье в «Золотом веке»;
  • Солист в «Ромео и Джульетте»;
  • Солист вальса в «Лебедином озере».

Но вскоре уже он стал играть более ответственные роли в тех же спектаклях:

  • Щелкунчик-принц;
  • Меркуцио в «Ромео и Джульетте»;
  • Ротбарт в «Лебедином озере».

Его труд был по достоинству оценен, в 95-м году он получил серебряную медаль на Международном конкурсе молодых танцоров Японии. А спустя два года он уже победил на Международном конкурсе в России.

Взлет, популярность

После этого карьера артиста пошла заметно в гору. Ему доверяли исполнять основные партии, его стали приглашать в другие театры в нашей стране (Мариинский театр) и за границей (Парижская национальная опера, Латвийская опера, Японский театр и др.) Взлет его карьеры пришелся на начало нового века. Об этом танцоре стали много говорить, к нему пришла небывалая популярность.

В основном своему успеху Цискаридзе обязан идеальным физическим данным: природа наградила его всем, что требуется настоящему танцору. Он имеет высокий рост, тонкие и длинные щиколотки, изящные руки, хороший выворот стопы. Но неправильно было бы только в этом видеть залог его популярности. Во многом успех этого артиста зависел от его необычайного трудолюбия, выдержки, терпения, самопожертвования.

Все знают, насколько труден путь танцора. Они должны по нескольку часов в день тренироваться до пота и изнеможения. Часто на тренировках им становится плохо. Кроме того, они всю жизнь вынуждены придерживаться строгой диеты, ограничивать себя в сладостях, чтобы не набрать вес. Вот от этого каждодневного труда и зависела популярность Цискаридзе.

В начале века он уже исполнял основные роли в спектаклях:

  • Принц Зигфрид в «Лебедином озере»;
  • Солор в «Баядерке»;
  • Германн в «Пиковой Даме» (постановка Пети);
  • Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» и др.

В первый год нового века ему было присуждено звание Народного артиста страны, несмотря на его молодость. Ведь танцору было тогда всего 27 лет! Но после этого он не «расслабился», а продолжал усердно трудиться. Николай много гастролировал в составе труппы Мариинского театра.

Его творчество и талант был замечен за рубежом. Артиста приглашали в знаменитый театр Ла Скала, в американский театр, в Театр Елисейских полей в Париже, в Лондонский театр «Колизей» и др.

Все было хорошо до рокового 2013 года. Тогда состоялся немалый конфликт между руководителями Большого Театра и танцором. Во время ремонта Николай заметил, что работники заменяют дорогостоящие детали отделки совсем дешевыми.

Попросту говоря, кто-то решил сэкономить на этом ремонте, а от глаз ревностного артиста это не скрылось. Николай не стал молчать, как остальные, и решил сообщить об этом куда следует. Тут же произошла немалая ссора с руководством, артиста даже вызывали в Следственный комитет.

Он выступил на телевидении, обсуждая этот конфликт, и в заключение признался, что, скорее всего, ему недолго осталось работать в Большом. Так и произошло: в конце 2013 года его уволили по причине окончания трудового договора, продлевать который отказалось руководство.

После этого артиста неожиданно назначили на должность ректора Питерской балетной академии. Прежний руководитель был спешно уволен. Многие утверждали, что в этом событии заслуга высоко стоящих особ. И действительно, выяснилось, что в этом «виновата» супруга руководителя «Ростеха.

На самом деле, такое спешное назначение постороннего человека на пост руководителя Академии нарушает устав этого учебного заведения. Перед этим человек должен проработать не менее трех лет в Академии, знать, как говорится, всю изнанку.

И хотя Николай пренебрег установленными правилами, он проявил себя наилучшим образом на руководящем посту. К моменту его появления вся обстановка в Академии была плачевной: учителя курили при детях, окна ни в одном классе не открывались, постановочная программа вызывала недоумение.

Николай изменил многое в уставе: запретил учителям курить в присутствии учеников, а им запретил на уроках применять гаджеты (на переменах - можно).

Педагогическая деятельность нравится Николаю, но он говорит, что это большая ответственность, в том числе и материальная. На вопрос: жалеет ли он, что оставил сцену, в своем интервью на канале «Культура», танцор ответил отрицательно. Во-первых, он уже чувствовал, что силы не те. На одном из выступлений Николай вдруг заметил, что вместо того, чтоб бежать, он просто идет. Тогда артист сам себе сказал, что это начало конца.

Личность и характер

Николай - весьма разносторонне развитая и интересная личность. Из его интервью можно сделать вывод, что обладает высокой требовательностью к себе, большими принципами. Например, он заявил, что человек, который не держит свое слово, кажется ему подлецом.

Артист с детства был воспитан хорошим манерам, научен честности и ответственности. Николай начитан, имеет широкий кругозор и богатый словарный запас. С ним очень интересно беседовать.

Видно из разговора, что это - всесторонне развитая и нравственно-богатая личность. Когда его спросили, гордится ли он собой, артист ответил, что это - бесполезно, не приносит никакой пользы. Сколько ни гордись, на сцене не будет поблажек никому, и сразу будет заметно: занимался ли артист.

Если в драматических спектаклях артист забудет слова, он может сделать паузу, ему могут подсказать текст. Но если ты оплошаешь в балете, подсказок не может быть, и артист просто упадет носом в пол. Так что от гордости мало проку здесь.

Цискаридзе не скрывает, что довольно строг в отношении с учениками, потому что только так можно воспитать будущих настоящих артистов. Он вспоминает, что мать его воспитывала в строгости, могла даже выпороть ремнем за непослушание.

Характер Николай имеет волевой, честный, упорный, это причина его успеха. Кстати, он мог бы промолчать во время ремонта Большого театра, и до сей поры танцевать на сцене. Но он выбрал честность и принципиальность.

Николай - человек утонченный, имеющий высокий духовный уровень.

Личная жизнь

Это, пожалуй, самая интересная тема, поскольку личная жизнь Николая Цискаридзе интересует многих его поклонников. Официально он заявил, что никогда не был женат, и детей не имеет. Тогда и появились сплетни относительно его ориентации. Тем более что в интернете можно часто встретить фото Николая, одетого в пачку или длинное женское платье. Насчет богатого применения косметики тоже много разговоров.

Но ни подтверждения тому, ни опровержения Николай не дает. Единственное, что он открыл, ему некогда было всегда думать о браке. Даже испытывать глубокие чувства он себе не позволял, принося всего себя в жертву искусству. Так что тихая семейная жизнь - не для него.

Но он поддерживает тесную дружбу со своей двоюродной сестрой - Вероникой Ицкович. Она работает хореографом, замужем за Егором Дружининым. Николай является крестным их дочки.

На вопрос: есть ли у него дама сердца, он отвечать не собирается. Но ходят слухи о его романах с известными балеринами: Эльзой Лиепой, Анастасией Волочковой и др. Имеются их совместные фото в обнимку, хотя это мало о чем говорит.

Образ жизни

Поскольку Николай имеет большую загруженность, у него мало времени остается на досуг. О его увлечениях мало что известно. Но, хотя, он давно оставил сцену, Николай имеет поднятую фигуру. Видно, что он не расслабился, а продолжает соблюдать диету, ведет активный образ жизни. Также заметно, что он много читает книг, многим интересуется.

Кроме того, Цискаридзе является ревностным православным христианином. Он признался в своем интервью, что живет напротив Никольского собора, куда часто заходит для молитвы, даже перед началом рабочего дня. Ни одного спектакля не было, чтобы перед ним он не помолился в этом храме.

Это, конечно, говорит, о высокой духовной нравственности артиста. Но когда он стал работать ректором, у него мало времени остается на молитву, и он жалеет об этом.

Еще артист ведет активную общественную деятельность. В прошлом году он выступал в поддержку президента России, а в текущем года Николай стал его доверенным лицом на выборах.

Участие в разных проектах

Цискаридзе принимал участия во многих конкурсах, концертах. Кроме того, он немало гастролировал в России и заграницей.

Его можно было видеть в различных городах:

  • в Париже («Шопениана»);
  • в Нью-Йорке («Жизель»);
  • в Каннах («Послеполуденный отдых Фавна»).

Николай танцевал в Фестивале российского искусства в Париже, в проекте «Звезды двадцать первого века» в Нью-Йорке, в фестивале искусств «Черешневый лес» и др. Еще он снимался в фильмах: «Бенефис Николая Цискаридзе», «Пиковая дама» (балетмейстер Пати) и др. Он даже снялся в «Ералаше», где сыграл самого себя.

В 99-м году был снят документальный фильм о его творчестве «Николай Цискаридзе. Быть звездой». Долго можно перечислять все его труды, но это уже - материал для отдельной статьи.

Жизнь сегодня

В настоящее время Николай занимается преподавательской деятельностью. О Цискаридзе новости на сегодня можно узнать из социальных сетей и СМИ. Насчет сомнительного фото с девушкой в белом платье и слухов о женитьбе, было пояснение, что это его ученица.

Фото было сделано на выпускном вечере, поэтому девушка в красивом платье. Она просто пожелала сняться со своим преподавателем, но это вовсе не означает, что они поженились.

Лучшие роли

Самыми выдающимися ролями Николая были главные роли в балетах:

  • «Жизель»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Щелкунчик»;
  • «Собор Парижской Богоматери»;
  • «Пиковая дама».

Хотя, конечно, все его работы были замечательными. Везде артист выкладывался «на полную», не жалея себя.

Самые значительные награды

У артиста много наград, самые важные из которых:

  • «Орден Дружбы»;
  • Орден искусств и литературы;
  • Народный артист России и Северной Осетии;
  • Орден св. равноапостольной Нины;
  • Премия «Золотая маска»;
  • премия «Триумф».

И другие награды, которые он заслужил талантом и упорным трудом.

Аккаунты в соцсетях

Николай Цискаридзе в инстаграм и других соцсетях не имеет своих страниц. Кумир многих предпочитает не представлять свою жизнь на обозрение. Однажды к нему подошла радостная девушка и заявила: «Ну, я приехала!» Он не понял и попросить разъяснить, в чем дело, ведь он ее впервые видит.

Тогда она очень удивилась и сказала, что давно переписывается в соцсетях с Николаем Цискаридзе. Он наконец-то пригласил ее на свидание, и она приехала. Тогда он понял, что неизвестный представлялся его именем и общался в интернете с этой несчастной.

После этого казусного случая он дал себе обещание никогда не создавать страничек в соцсетях.

Артист балета.
Народный артист России (22.03.2001).

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище.

В 1992 году после окончания училища был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

Солист балета Большого театра в 1992-2013 гг.
С 2014 года - ректор Академии русского балета имени Вагановой.

театральные работы

Меркуцио - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева,
Французская кукла - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Принц Фортюне - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Кавалер - «Раймонда» А. К. Глазунова,
Дон Хуан - «Любовью за любовь» Т. Хренникова,
Матрос - «Золотой век» Д. Шостаковича,
Щелкунчик-принц - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Граф Вишенка - «Чиполлино» К. Хачатуряна,
Юноша - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена,
Джеймс - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда,
Ротбарт - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,
Золотой божок - «Баядерка» Л. Минкуса,
Паганини - «Паганини» на музыку С. Рахманинова,
Джига - «Дон Кихот» Л. Минкуса,
Ферхад- «Легенда о любви» А. Меликова,
Принц Дезире - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Граф Альберт - «Жизель» А. Адана,
Солор -«Баядерка» Л. Минкуса
Германн - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского,
Квазимодо - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра,
Конрад - «Корсар» А. Адана.

призы и награды

1995 - Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
1997 - I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 года»[значимость факта?]; театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; Заслуженный артист Российской Федерации.
1999 - приз «Benois de la Danse» в номинации «Лучший танцовщик».
2000 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
2000 - премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
2000 - Народный артист Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации.
2002 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия Российской Федерации.
2006 - кавалер Ордена искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
2012 - орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Джалиса»)

Родился:

Имя Николая Цискаридзе широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Прославился Николай Максимович в качестве солиста большого театра еще в начале 90-х. На сегодняшний день он является лауреатом и обладателем многочисленных отечественных и международных наград. О жизни Николая Цискаридзе ходят легенды, многих интересует вопрос о его ориентации, ведь в настоящее время у него нет семьи, кроме того, в СМИ отсутствуют его фото, и нет никакой информации о его отношениях с женщинами.

Детство

31 декабря в 1973 году, в городе Тбилиси был рожден будущий артист балета Николай Цискаридзе. Благодаря родителям: Ламаре Николаевной и Максиму Николаевичу, у Николая еще в раннем детстве появилось увлечение искусством. Несмотря на то, что мама его работала долгое время физиком на атомной станции, а затем занималась педагогической работой, она любила все прекрасное и часто посещала концерты, на которые нередко брала с собой маленького сына.

Артист в детстве

Уже в 6 лет настольными книгами ребенка были произведения Льва Толстого и Уильяма Шекспира. Впечатлительный Николай был в неописуемом восторге от фильма «Ромео и Джульетта», снятого Франко Дзеффирелли на одноименную пьесу Шекспира. Отец Николая Цискаридзе был скрипачом, что сыграло, немаловажную роль в биографии народного артиста.

Влияние родителей породило любовь к сцене, маленький Николай любил читать стихи, нередко устраивал для родных и соседей небольшие сценки. Большая привязанность мальчика к кукольным представлениям перешла и во взрослую жизнь, у него имеется прекрасная коллекция кукол, но главная привязанность у него все-таки была к танцам.

Будущий артист в детстве с мамой

Учеба

Будущая профессия была предопределена выбором учебного заведения: в 1984 году он связал свою жизнь с Тбилисским хореографическим училищем. Его огромные успехи в учебе были первыми шагами в его успешной карьере. После окончания обучения он продолжил свой путь, поступив в училище в Москве. Переезд в столицу нашей страны стал ключевым в жизни Цискаридзе.

Его наставником в училище стал Петр Антонович Пестов, который оказался отличным педагогом, имеющим жесткий подход в обучении мастерству. Намного позже Цискаридзе с благодарностью отмечал этот стиль преподавания, ведь именно таким образом он был успешно подготовлен к трудной жизни артиста.

Артист балета Николай Цискаридзе

Увлечение балетом стало основной деятельностью Николая Максимовича. Важно отметить, что еще в школьные годы он смог справиться с такими трудными произведениями, как отрывок и балета «Фестиваль цветов в Джензано» и «Классическом па-де-де» Гзовского. Талант начинающего дарования был отмечен представителями крупнейшей международной программы «Новые имена». Спустя некоторое время Цискаридзе по праву заслужил стипендию для обучения.

Благодаря своим прекрасным физическим данным он справлялся со сложными постановками. Преподавательская комиссия на экзаменационном задании отметила старания и мастерство начинающего Цискаридзе. Председатель комиссии Ю. Н. Григорович повлиял на принятие решения о зачислении Николая в Большой театр. В этот период все сверстники начинают обзаводиться семьями, но личная жизнь Николая Цискаридзе отодвигается на второй план, поскольку впереди его ожидает блестящая карьера.

Благодаря своим физическим данным Цискаридзе с легкостью исполняет любые партии

Будучи уже артистом Большого театра, Николай Максимович решил продолжить свое обучение в Московском государственном хореографическом институте. Диплом об окончании института был получен в 1996 году.

Карьера

Сейчас трудно встретить человека, который бы не видел Николая Цискаридзе в голубом освещении софитов на сцене. На эти выступления приходят целыми семьями, с женами и детьми, приобщая их к прекрасному. Многие из поклонников артиста не перестают интересоваться его личной жизнью.

Карьера Цискаридзе хоть и развивалась стремительно, но и имеет неприятные моменты, такие, например, как известный конфликт за кулисами Большого театра, но об этом по порядку.

Карьера Цискаридзе стремительно развивалась

Начиная с роли танцора кордебалета, он раз за разом доказывал, что его мастерство заслуживает сольных партий. Его дебют в сольном исполнении партий состоялся в постановках упомянутого ранее Григоровича, который отмечал для себя большой потенциал Николая. Роль конферансье «Золотой Век», затем в «Ромео и Джульетте», где он был Меркуцио, роль французской куклы в «Щелкунчике» стали первыми ступенями в успешной карьере танцора балета.

1995 год стал самым ключевым для Цискаридзе, он подарил ему несколько главных партий, которые заставили общественность заговорить о нем. «Щелкунчик» под руководством Ю. Н. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Сильфида» А. Бурнонвиля, «Шопениана» М. Фокина. Успех не заставил себя ждать, новое имя на отечественной сцене разлетелось по устам известных критиков.

Цискаридзе на сцене

На Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получает заслуженную награду, а именно первую премию в паре с Марией Александровой, в номинации «Дуэт». Успешный взлет гарантировал ему главные роли во многих постановках тех лет. Начиная с 1997 года, мужские партии Большого театра исполнял Николай Цискаридзе. Созданная специально для Большого театра «Пиковая дама» Ролана Пети, открыла для Цискаридзе возможность проявить себя в первой партии.

С 2000 года его принимают в Союз театральных деятелей России. В 2001 году случилась автомобильная авария, полученные артистом травмы на время выбили его из привычного графика, также пришлось уйти с роли телеведущего в программе на первом канале.

Артист балета в свободное время

Танцевальный проект «Короли танца», который проходил в период с 2006 по 2009 год, стал грандиозным по своему масштабу. В этом проекте для Цискаридзе были поставлены танцевальные номера «Падший ангел» и «Кармен. Соло».

2011 год ознаменован крупнейшим конфликтом Цискаридзе с Большим театром. Причина конфликта в высказывании артиста о качестве проведенной реставрации Большого театра, которая длилась на протяжении 6 лет. Обвиняя в некомпетентности весь руководствующий состав театра, он сам того не подозревая, начал атаку на Сергея Филина. Деятели искусства направили письмо президенту В. В. Путину с просьбой отстранить действующего руководителя и предоставить освободившееся место Николаю Цискаридзе.

Цискаридзе был замешан в скандале вокруг Большого театра

В 2013 году конфликт многократно обострился из-за свершившегося нападения на упомянутого руководителя. Цискаридзе был неоднократно допрошен представителями Следственного комитета, нападки со стороны СМИ продолжались. Возможно, именно эта история повлекла за собой расставание артиста со сценой Большого театра, трудовой договор, подписанный ранее, подошел к концу, а его продление не последовало. Июль 2013 года стал окончанием деятельности Цискаридзе в Большом театре.

Октябрь 2013 года стал новым витком в его карьере, в Санкт-Петербурге он становится исполняющим обязанности ректора, под его руководством продолжила существовать Академия русского балета им. Вагановой. В 2014 году последовало его официальное назначение. Это назначение вызвало бурю эмоций со стороны разных отечественных деятелей, мнения разделились. Многие считали, что эта должность отдана под давлением, другие с уверенностью считают, что Николай Максимович вполне заслуживает этой должности. Разгоревшиеся споры вокруг его назначения не утихают и по сей день.

На репетиции

Личная жизнь

Свою личную жизнь Николай Цискаридзе старается держать в тайне. Его можно смело назвать закоренелым холостяком, который не спешит расставаться с этим статусом. Он отдает всего себя прекрасному искусству, не оставляя времени на прочие радости жизни. Талантливым людям довольно часто приходится чем-то жертвовать, поэтому на сегодняшний день он носит имя заслуженного артиста, оставаясь при этом одиноким.

О своей личной жизни артист ничего не рассказывает

В интервью журналистам заслуженный артист неоднократно заявлял, что совсем не торопиться связать себя узами браками. Кроме того, за долгие годы ни разу не были замечены серьезные отношения Цискаридзе с представительницами прекрасного пола, поэтому и разговоров о предстоящей свадьбе не возникало.

Награды

Многочисленные заслуги Николая Цискаридзе были отмечены соответствующими наградами и званиями. Его талант невозможно оставить без внимания. О первой серьезной награде, мы упомянули ранее, речь о полученной стипендии программы «Новые имена» в 1992 году. Международный конкурс артистов балета мадам Ойя подарил Николаю второе место. Далее номинация «Восходящая звезда», организованный журналом Балет, в которой он получил главный приз.

Артист передает свой опыт молодому поколению

Международный конкурс артистов балета, проходивший в Москве в 1997 году, подарил артисту первое место. Далее последовала череда премий «Лучший танцовщик года», «Лучшая мужская роль», которые заслуженно привели к присвоению звания Народный артист Российской Федерации в 2000 году. Николай Цискаридзе является кавалером Ордена искусств и литературы, а также премии Триумф.

Многие критики отмечают несомненный талант Николая Цискаридзе, ведь именно он оставил огромный след в отечественном искусстве. Его увлечение танцами не оставили места для личной жизни, ведь он так и не обзавелся семьей. Он продолжает оставаться любимцем публики и несравненным артистом балета Российской Федерации.