Что такое фарисейство и кто такие фарисеи? Фарисейство: историческое и современное значение термина

Термин "Фарисеи " был заимствован из иврита,"‏פְּרוּשִׁים ‏‎‎ " ‎, (перушим , прушим) ,что в переводе на русский язык означает "отделившиеся ".

Фарисеи являлись политической партией в древней Иудее.

История возникновения понятия Фарисеи

Это сообщество образовалось во втором веке д.н.э.Фарисеи были твердо убеждены,что государством должны управлять религиозные догмы,причем не только записанные в старинных книгах,но и передававшиеся из поколение в поколение в разговорной форме,а так же установлениями и обычаями.Впрочем Фарисеи предполагали изменять законодательство принесенное им самим богом с учетом современных реалий.
Эти сектанты были убеждены,что человек имеет свободную волю и за ним самим стоит выбор,какую сторону предпочесть - добро или зло.Хотя все события по их мнению уже предначертаны Богом,однако любой гражданин волен выбирать между пороком и добродетелью.Ибо,как сказано:"и предначертание способствует ему в любом деле ".

Открыв Википедию,можно узнать,что:Признавая неизменность Закона Божьего,Фарисеи предполагали,что этот закон существует именно для того,что бы его тщательно исполняли.Однако,главная цель Божественного закона служить благу людей.Девизом Фарисеев было:"закон для народа,а не народ для закона ".

Эти сектанты верили в то,что любому гражданину воздастся по делам го.Поскольку душа человека живет вечно,то добрые люди получат вечное блаженство,а плохие будут испытывать ужасные муки за свои прежние грехи.
Вне всякого сомнения,что в этой секте не все были яростными сторонниками этих заповедей.Среди Фарисеев наблюдалось большое число людей,которые пришли в эту секту,что бы получить некую выгоду от этого поступка.

Христианская традиция и фарисеи

В Евангилие от Матфея рассказывается,что Иисус был весьма недоволен Фарисеями ,обвиняя их в тщеславии и лицемерии (Матф. 23:4–7, 14, 25–29). На самом деле критикуя Фарисеев,Иисус не нападал на их учение,а клеймил позором лишь некоторые их поступки,которые не соответствовали проповедуемому их учению (Матф. 23:3).
Однако с тех пор за понятием "Фарисейство " приобрел резко негативный смысл,который обозначает мелочность, святошество, лицемерие, ханжество, буквоедство,а так же преобладание формы над чувствами.

Роман Остров Фарисеев

Этот роман был написан талантливым автором Джоном Голсуорси,в котором он обличает двуличие, неискренность, лицемерие современного для него английского общества.Этот роман Голсуорси создавал с 1901 по 1904 годы.Был переписан три раза,а чуть позже в 1908 году переписал уже в четвертый раз,хотя многие критики считают,что без этого можно было обойтись.
Отправить в печать это произведение составило огромных трудов.Дело в том,что издатели признавая за романом некую художественную ценность предполагали,что эта книга будет не интересна читателю.
Впервые "Остров Фарисеев " увидел свет лишь 28 января 1904 года с мизерным тиражом в полторы тысячи экземпляров.

Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим - отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм - тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 - 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев - первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость - все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни - война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие - все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».

Библия - книга уникальная. Ее не зря называют вечной. Не только для христиан всех конфессий содержит Библия ценнейшие руководства и наставления, уроки жизни и веры. Но и для любого атеистически настроенного человека она важна чрезвычайно, т. к., несмотря на давность написания, является морально-этическим кодексом нравственности, учебником правильного воспитания души и сердца.

Библейские притчи

10 заповедей - не единственный свод правил, прямо и конкретно объясняющий, каким образом должны строиться основы человеческого общежития. Огромный нравственный потенциал несут в себе притчи, изложенные в Библии. В этих небольших житейских историях в завуалированной, философской форме заключены важнейшие истины, в них говорится о вечных духовно-нравственных ценностях, характерных не для одного народа, но для человечества в целом. И если абстрагироваться от конкретно-религиозной трактовки притч, рассматривать их в контексте всей истории человеческой эволюции, то каждый из нас может почерпнуть для себя много полезного. К примеру, рассказ о фарисее и мытаре. Обычному среднестатистическому читателю, не обремененному багажом культурно-исторических знаний об евреях, сложно понять ее религиозно-культурологический аспект. Для этого следует ознакомиться с социально-политическими реалиями эпохи, которая отражена в притче. И в первую очередь возникает вопрос: "Фарисей - это кто такой?" Равно, как и мытарь. Давайте попробуем разобраться!

Справочный материал

Помните содержание притчи? Мытарь и фарисей молятся в храме Божьем. Первый смиренно просит прощения за свои грехи, признавая свое несовершенство. Второй благодарит Бога за то, что он не принадлежит к касте презренных нищих. Из контекста мы понимаем, что значит «фарисей». Это человек состоятельный, принадлежащий к обеспеченным слоям населения.

А чтобы более точно понимать значение слова, заглянем в толковые словари и справочники. В словаре Ушакова сказано, что в Древней Иудее фарисей - это представитель одной из крупнейших и влиятельных религиозно-политических партий. В нее имели право вступать только именитые, зажиточные граждане, в основном жители городов. Хорошее образование, знание религиозных догм и священных иудейских книг также было обязательным условием принятия в фарисеи. И, наконец, незапятнанная репутация ревностного служителя церкви! Без нее фарисей - это не фарисей! От членов партии требовалось строжайшее соблюдение и проявление всех правил и признаков благочестия, причем с усиленным рвением! Следовательно, фанатизм и лицемерие усердно практиковались в среде представителей партии. Они должны были служить примером простому люду, эталоном истинного служения Богу. Насколько же преуспели на самом деле, нам и покажет притча «О фарисее и мытаре».

Анализ образов

Она изложена в Евангелии от Луки. Автор пишет, что Иисус рассказал историю специально для тех слушателей, которые считают себя праведными и унижают на этом основании других. Притча о фарисее и мытаре прямо указывает: тот, кто считает себя выше других, лучше, чище, духовнее, и кичится этим, как особым преимуществом, особой личной заслугой перед Господом, уверен, что уже заслужил Царство Божие - глубоко заблуждается. Почему? Ведь мытарь и фарисей находятся как бы на противоположных полюсах. Один не грешит, строго соблюдает посты, добровольно жертвует церкви десятую часть своих доходов, в порочащих его занятиях не замечен. А второй, наоборот, по тогдашним законам считается человеком презренным. Мытарь - это сборщик налогов. Он служит римлянам, а значит, ненавидим и презираем коренными иудеями. Общение с мытарями считалось осквернением, грехом. Но как тогда понять заключительную строчку притчи?

Мораль

В конце своего повествования Лука от имени Христа утверждает: мытарь, искренне молившийся и горестно сожалеющий о своей греховности, гораздо более достоин прощения, нежели фарисей, смотрящий на всех и вся свысока. Фарисеи спорили с Иисусом, извращали сущность христианства, служили догме, а не живой вере. Потому издревле слово приобрело негативную оценочную окраску, стало ругательным. Мытарь же ведет себя в храме униженно, с самоуничижением, смирением. И этим заслуживает прощение. Одним из самых страшных грехов в Библии признается гордыня. Ею заражен фарисей. От нее свободен мытарь. Поэтому и делается вывод: каждый, кто возвысит себя сам, будет унижен перед лицом Бога. А унижающий себя - возвышен и введен в Царствие Небесное.

Уроки нравственности

Что можем взять из притчи для себя мы, обычные люди, не очень религиозные, не всегда соблюдающие посты и прочие ритуалы? В первую очередь, должны понимать, что ни в коем случае нельзя возноситься. Всегда следует помнить: чины, регалии, финансы не даются нам навсегда. И не освобождают от ответственности за свои душевные движения и поступки. И перед лицом вечности равны все - и первые лица государств, и последние нищие. Все люди рождаются одинаково, смертны тоже все. Потому не следует возноситься. Чем скромнее мы ведем себя, тем достойнее будет награда.

Во II веке до новой эры в Иудее и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями. Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох. Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального .

Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и аристократии. Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие. Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.

Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.

Особенности учения и политики фарисеев

В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику религиозных ритуалов не в храмах, а в домах. В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на со стороны господствующих классов. Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.

Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли. Однако главную цель и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона. Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.

Особое фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг . Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев. При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни. Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.

Поначалу слово « », буквально означавшее «отделившийся», было обидным прозвищем. Но со временем оно же стало произноситься с уважением. Фарисеи видели путь к спасению своего народа через почитание всех традиций, соблюдение обрядов, передаваемых из поколения в поколение – «устного закона», противопоставляя себя тем самым написанному в Торе закону.

Ко времени Иисуса Христа это была могущественная , но движение уже вырождалось – стали фанатиками и казуистами. С ними Иисус много дискутировал. Он обличал фарисеев в проповедовании того, что сами они не исполняли, считая себя праведниками. В 12 главе Евангелия от Луки Иисус приравнивает лицемерию: «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». По сути, понимание фарисейства в основном базируется на этих словах. По иронии судьбы, некогда бывшее укором всем лицемерам, в Средневековье стало господствующей религией в Европе и само приобрело фарисейский характер, результатом чего стало явление Реформации, отрицавшее формализм, внешнюю набожность и лицемерие служителей католической .

В настоящее время фарисейство – это формальный подход в морали, отрицательное качество личности, характеризующееся ханжеством и лицемерием. Сущность его состоит в неукоснительном, но не истинном, а показном, формальном исполнении правил нравственности. В фарисейском понимании нравственность сводится к слепому следованию ритуалу, который уже потерял свою истинную подоплеку. Фарисейству, как олицетворению внешней моральности противопоставляется внутренняя нравственность и личные убеждения.

Видео по теме

В обыденной жизни к человеку, которого называют фарисеем, как правило, относятся с некоторой долей презрения: так в жизни принято величать лицемеров. Их обычно недолюбливают за ханжеское поведение. А вот само слово «фарисей» пришло в современный язык из древней Иудеи, где изначально имело отношение к религиозному течению, а не к оценке личностных качеств.

Фарисеи как представители религиозного течения

Во II веке до новой эры в Иудее и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями. Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох. Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального .

Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и аристократии. Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие. Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.

Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.

Особенности учения и политики фарисеев

В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику религиозных ритуалов не в храмах, а в домах. В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на со стороны господствующих классов. Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.

Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли. Однако главную цель и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона. Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.

Особое фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг . Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев. При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни. Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.

Видео по теме