Что значит выполнить морфологический разбор глагола. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи. Образец разбора глагола

Морфологический разбор глагола. План разбора

1. Определяем общее грамматическое значение слова. 2. Определяем начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки. 3. Находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки. 4. Определяем синтаксическую роль.

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки :

  • Начальная форма (неопределённая, инфинитив).
  • Постоянные признаки:

а) вид;
б) переходность;
в) спряжение.

  • Непостоянные признаки:

а) наклонение;
б) время (у глаголов изъявительного наклонения);
в) число;
г) лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении);
д) род (в прошедшем времени и в условном наклонении у глаголов единственного числа).

3. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру (М. Горький).

Устный разбор глагола

Звучат - глагол, так как обозначает действие: волны (что делают?) звучат. Начальная форма - звучать. Имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, 2-е спряжение. Употреблён в изъявительном наклонении, в настоящем времени, во множественном числе, в 3-е лице - это его непостоянные признаки. В предложении является сказуемым.

Письменный разбор глагола

Звучат - глагол.

  1. Волны (что делают?) звучат. Н.ф. - звучать.
  2. Пост.: несов. вид, неперех., 2-е спряж. Непост.: в изъяв, наклон., в наст, вр., в ед. числе, в 3-м лице.
  3. Волны (что д е л а ю т?) звучат (сказуемое).

Морфологический разбор глагола. Примеры

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.
  1. (Лучи) разбудили
  2. Н.ф.: разбудить. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, II спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы.
  1. Посмотреть — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: посмотреть. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, II спряжение, исключение. Н.п.: не имеет, так как не изменяется.
  3. обстоятельство.
На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками.
  1. Не было — глагол, так как обозначает состояние предмета.
  2. Н.ф. быть. П.п.: несовершенный вид, не переходный, невозвратный, I спряжение, употреблён в безличном значении. Н.п.: имеет форму изъявительного наклонения, прошедшего времени, ср. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
После завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.
  1. Отправляться — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: отправляться. П.п.: несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: не имеет, так как не изменяется.
  3. составное глагольное сказуемое.
В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .
  1. (Бильбо) зажмурился — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: зажмуриться. П.п.: совершенный вид, непереходный, возвратный, II спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, м. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Солнце всё ещё освещало вершины гор.
  1. (Солнце) освещало — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: освещать. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, ср. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Утро выдалось прохладным.
  1. (Утро) выдалось — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: выдаться. П.п.: совершенный вид, непереходный, возвратный, разноспрягаемый. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, ср. рода, единственного числа.
  3. составное именное сказуемое.
- Не щиплись , - сказал орёл.
  1. Не щиплись — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: щипаться. П.п.: несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Равнину пересекала река…
  1. (Река) пересекала — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: пересечь. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, ж. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Пусть во время похода вам сопутствует удача!
  1. (Пусть) сопутствует — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: сопутствовать. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме повелительного наклонения, 3 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Вовремя Вы уже не вернётесь !
  1. (Вы) не вернётесь — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: вернуться. П.п.: совершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, 2 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Так обычно прощаются орлы.
  1. (Орлы) прощаются — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: прощаться. П.п.: несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, 3 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел … (М.Ю. Лермонтов.)
  1. (Он) пел — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: петь. П.п.: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, м. рода, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)
  1. (Арина Петровна) высматривает — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: высматривать. П.п.: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
По ночам на обугленно-чёрном небе сияли звёзды. (М.А. Шолохов.)
  1. (Звёзды) сияли — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: сиять. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Выходишь – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)
  1. (Ты) выходишь — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: выходить. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 2 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Мы тебя доктором в экспедицию возьмём . (В. Козлов.)
  1. (Мы) возьмём — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: взять. П.п.: совершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, будущего времени, 1 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Размеры жертвы крокодила мало смущают . (В. Песков.)
  1. (Размеры) смущают — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: смущать. П.п.: несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Вылезай скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?
  1. Вылезай — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: вылезать. П.п.: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение. Н.п.: употреблён в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.
Листья побежали по дороге. Это значит: осень на пороге.
  1. (Листья) побежали — глагол, так как обозначает действие предмета.
  2. Н.ф.: побежать. П.п.: совершенный вид, непереходный, невозвратный, разноспрягаемый. Н.п.: употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа.
  3. простое глагольное сказуемое.

Конспект урока «Морфологический разбор глагола». Следующая тема: «»

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки:

вид (совершенный, несовершенный);

возвратность (невозвратный, возвратный);

переходность (переходный, непереходный);

Непостоянные морфологические признаки:

наклонение ;

время (в изъявительном наклонении);

число ;

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься люби и саночки возить (пословица).

Любишь

    что делаешь?

    Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.

Кататься

    Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?

    Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).

    В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

    Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?

    Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.

    В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Охарактеризуйте глагол как часть речи. Дайте понятие о спрягаемых и неспрягаемых глагольных формах. Из выделенных предложений выберите все глагольные формы и определите, какие из них являются спрягаемыми, а какие – неспрягаемыми.

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает

    действие,

    состояние,

    отношение:

писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.

Классификация глаголов В зависимости от вида

    совершенного вида,

    несовершенного вида.

По переходности

    переходные,

    непереходные.

По возвратности

    возвратные,

    невозвратные.

По типу изменения

    1-го спряжения,

    2-го спряжения,

    разноспрягаемые,

    особоспрягаемые.

По характеру действующего лица

  • безличные.

Изменение глаголов Глаголы изменяютсяпо наклонениям , которых три:

    изъявительное :Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение ;

    условное (сослагательное) :Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи ;

    повелительное :Семь раз отмерь - один отрежь; Век живи - век учись.

В изъявительном наклонении глаголы изменяютсяпо временам , которых три:

    настоящее :Светит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает;

    прошедшее :В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь;

    будущее :Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяютсяпо лицами и числам (спрягаются) :

пишу - пишешь - пишет - пишем - пишете - пишут; прочитаю - прочитаешь - прочитает - прочитаем - прочитаете - прочитают; буду писать - будешь писать - будет писать - будем писать - будете писать - будут писать.

В прошедшем времени глаголы изменяютсяпо числам , а в единственном числе -по родам :

писал - писала - писало - писали; прочитал - прочитала - прочитало - прочитали.

Начальная форма глагола - инфинитив (неопределённая форма глагола) :гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь. Среди форм глагола выделяются

    спрягаемые (формы наклонений),

    неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).

Произведите морфологический анализ слова занимала .

Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делала?

Н. ф. – занимать . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа.

    Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующие приемы анализа явления переходности в системе частей речи на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических разрядов слов. Разработайте творческие задания, демонстрирующие текстообразующую роль глагола в повествовательных текстах, покажите методику их проведения в школе на основе психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи, произведите морфологический анализ слова миленьком .

Цель урока:

1) дать понятие о явлениях переходности в системе частей речи.

2) научить различать переход одной части речи в другие.

3) отработка умения находить.

Ход урока

1. Учитель:

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

Глагол - изменяющаяся часть речи, которая обладает постоянными и непостоянными признаками. При морфологическом разборе необходимо учитывать форму, в которой находится глагол: если перед вами инфинитив, то он не обладает непостоянными признаками, поскольку не изменяется. Также нужно помнить, что некоторые учебные программы считают причастие и деепричастие формами глагола, хотя в большинстве школьных учебников это самостоятельные части речи.

На сайте можно воспользоваться морфологическим разбором глагола онлайн.

План морфологического разбора глагола

Для осуществления разбора необходимо рассмотреть характеристики глагола:

  • значение (действие предмета);
  • вопрос (что (с)делать?);
  • исходная форма (всегда инфинитив);
  • постоянные признаки: спряжение, вид, переходность;
  • непостоянные признаки: наклонение (есть всегда), время (при изъявительном наклонении), лицо (при изъявительном наклонении, кроме прошедшего времени), число (есть всегда), род (при прошедшем времени);
  • роль в предложении (личные формы – сказуемое, инфинитив – любой член предложения).

Образец морфологического разбора глагола

  1. Часть речи и её значение.
  2. Исходная форма
  3. Постоянные признаки (спряжение, вид, переходность)
  4. Непостоянные признаки (наклонение; при наличии: время, лицо, число, род)
  5. Роль в предложении

Примеры морфологического разбора глагола

Добродетель, юность и наивность! Если их утратишь , то уж безвозвратно! (Э.М. Ремарк, «Чёрный обелиск»).

  1. Утратишь (что сделаешь?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – утратить.
  3. Пост. признаки: 2 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непост. признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 2 лицо, единственное число.
  5. (Что сделаешь?) Утратишь. В предложении выполняет функции сказуемого.

«Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, обхватив колено руками» (М. А. Булгаков, "Мастер и Маргарита").

  1. Рванула (что сделала?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – рвануть.
  3. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
  4. (Что сделала?) рванула. Сказуемое.

"Мы зашли выпить только по чашке чая" (Э.М. Ремарк, "Чёрный обелиск").

  1. Выпить (что сделать?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – выпить.
  3. Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непостоянные признаки: отсутствуют, т.к. глагол в форме инфинитива.
  5. Зашли (с какой целью? зачем?) выпить по чашке чая. Обстоятельство.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.