Изменение цветов от освещения. Свойства цвета (научные данные для художников) Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

Сильное влияние на восприятие окружающего пространства оказывает цветность света. Цветность измеряется в Кельвинах и определяется следующим образом:

  • 2700 К - 3000 К – теплый свет (желтое свечение)
  • 4200 К – холодный свет (белое или холодное свечение)

Наша психика как бы подсказывает нам, что теплый искусственный свет близок к солнечному, то есть привычен для нас, и поэтому чаще используется в домах.

При теплом освещении человек расслабляется и даже чувствует некоторое тепло. Но если вы хотите собраться, сконцентрировать внимание, например, при оформлении рабочего пространства, используйте холодный свет. Холодное свечение на 20% по сравнению с теплым повышает внимательность.

Свет, теплый и холодный, способен по-разному преподносить цвета, что также влияет на наше восприятие окружающего мира. Об этом давно известно маркетологам, которые используют некоторые хитрости при световом оформлении определенного пространства.

Теплые цвета стимулируют аппетит, а в холодном эффектно смотрятся джинсы.Существует такое понятие, как метамеризм – явление изменения цвета под воздействием различного освещения. Все магазины, места общественного питания используют определенные правила светового оформления. Например, для того чтобы блюда/продукты выглядели привлекательней – используется розоватый цвет свечения. Часто в местах общественного питания над столиком вешается светильник-подвес преимущественно с розоватым или желтым светом. Такая подсветка сделает еду аппетитнее, а лица людей – моложе и живее.

Например, кожаные изделия и ювелирные золотые украшения предстанут «во всей красе», если их подсветить теплым, джинса и серебро будет выглядеть эффектнее в холодном свете.

Подсветка манекенов, продуктов, блюд – целая наука, для которой можно выделить отдельную тему.

Знания о цвете можно использовать и при оформлении интерьера. Проанализировав колористику помещения, цвет стен, мебели, пола, вы сможете выбрать нужный свет, который преподнесет интерьер наиболее выигрышно, обозначит цвета и фактуры, сделает их насыщеннее и богаче.

Таблица изменения цветов под воздействием теплого и холодного света
Цвет при дневном свете Интенсивность Цвет при теплом свете Цвет при холодном свете
желтый пастельный становится теплее и очень бледным становится очень слабым и сероватым
интенсивный становится теплее и нежнее становится светлее и сероватым
желто-зеленый пастельный становится нежно-зеленым, очень бледным становитс зеленее и тускнеет
интенсивный становится желтее и светлее теряется желтый подтон
зеленый пастельный становится нежным желто-зеленым становится голубее, слабее
интенсивный становится теплее и слабее кажется голубовато-зеленым
голубовато-зеленый пастельный становится зеленее, бледнее
интенсивный становится зеленее, слабее становится голубее, сильнее
голубой пастельный становится серее, легко склоняется к зеленому становится интенсивнее
интенсивный становится серее, теряет цвет становится лучистым, холодным
индиго-синий пастельный становится серее и очень слабым
интенсивный становится серее, теряет силу цвета становится холоднее, интенсивнее
сине-фиолетовый пастельный становится очень бледным, белесым становится голубее, сильнее
интенсивный становится серее, слабее становится синее, лучистее
красно-фиолетовый пастельный становится теплее, приобретает коричневый оттенок становится голубее, интенсивнее
интенсивный становится теплее, от красноватого до коричневого приобретает синеватый оттенок
пурпурно-красный пастельный становится теплее, приобретает розовато-желтоватый оттенок становится яснее, кажется красно-фиолетовым
интенсивный становится теплее, желтее становится холоднее, приобретает голубоватый оттенок
ярко-красный пастельный становится теплее, кажется лососево-розовым приобретает голубоватый холодный оттенок
интенсивный становится теплее, кажется желто-красным становится холоднее, склоняется к сине-красному
оранжево-красный/желто-красный пастельный становится желтее, интенсивнее становится сероватым, прохладным
интенсивный становится очень ярким, светящимся становится приглушенным, слабым

Такая таблица сможет стать прекрасным помощником при свето-цветовом оформлении пространства. Но не забывайте при выборе будущих отделочных материалов осматривать образцы и выкраски в заданном помещении при дневном свете. Так вам будет понятно, как выстраивать будущее освещение и как на него будут реагировать материалы.

Сами цвета способны довольно сильно изменить восприятие пространства. Помещение в темных тонах представляется нам меньше и сжатее, светлые тона – визуально расширяют его, комната кажется просторнее, потолки «поднимаются». Холодные сине-голубые краски создадут впечатление простора, а теплые желтые тона добавят уюта, но «заберут» немного пространства.

Освещение холодным светом визуально удаляет объект, теплым – приближает. Соединив знания о свете и цвете, вы получите возможность управлять границами помещения.

Свет в помещении всегда был важным фактором, влияющим и на самочувствие человека, и на восприятие им окружающего пространства. С помощью света вы сможете добавить простора в помещение, гармонизировать размеры или скрыть его недостатки.

Цвета мебели, пола, стен могут предстать еще выигрышнее, а в неправильно подобранном свете могут поблекнуть даже самые дорогие и красивые отделочные материалы.

Поэтому помните о правилах соединения света и цвета и о том, что свет может стать вашим незаменимым помощником.

И ведь недаром ресторатор Этьен Биуль когда-то сказал: «Свет маскирует ошибки дизайна, как соус – ошибки повара».

Искусственный вечерний свет (электрических и особенно керосиновых ламп и свечей) по сравнению с дневным - желто-оранжевый, в нем преобладает желто-красная часть спектра. Естественно, что все поверхности при таком освещении отражают желто-оранжевое излучение в относительно большей мере (по сравнению с остальными частями спектра), чем при дневном освещении

Следовательно, все цвета должны приобретать желтоватый оттенок - красные становятся более оранжевыми и более насыщенными, голубые же, синие и другие холодные - сильно темнеют, теряют насыщенность, а некоторые из них чернеют (предметы такой окраски сильно поглощают желто-оранжевый свет).

Так это и наблюдается в действительности при вечернем искусственном освещении: красные, оранжевые и желтые цвета свет­леют; голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют; светлота желто-зеленых не изменяется; красные цвета становятся насыщеннее; оранжевые краснеют; голубые зеленеют и иногда бывают неотличимы от голубо-зеленых; синие теряют насыщенность; темно-синие становятся неотличимыми от черных; некоторые синие слегка краснеют (например, цветок василька); фиолетовые краснеют и иногда бывают неотличимы от пурпурных.

Желтые цвета вечером при искусственном освещении кажутся более бледными. Живописные этюды, написанные при искусственном вечернем свете малоопытными людьми, днем оказываются слишком желтыми (вечером желтизна не замечается). Это своеобразное явление объясняется особой причиной.

Дело в том, что, когда мы видим и осознаем условия освещения, в которых находятся наблюдаемые нами объекты, когда это освещение является общим, мы, так сказать, восстанавливаем присущие объектам цвета, как бы отбрасываем оттенок, вызванный освещением. Находясь в фотолаборатории, при свете красногофотографического фонаря невозможно найти красную бумажку, так как все бумажки кажутся белыми.

Аналогичное явление имеет место в тех случаях, когда мы одновременно наблюдаем объекты, находящиеся на свету и в тени. Два совершенно одинаковых по яркости объекта, находясь один в тени, а другой на свету, кажутся различными по светлоте; затененный объект несколько высветляется. Поэтому, когда художник пишет с натуры, он должен охватывать глазом одновременно весь изображаемый объект и всю окружающую его обстановку, а не всматриваясь в него по частям; в противном случае малоопытный живописец запутается в цветовых отношениях.

При красном свете восходящего или заходящего солнца все цвета краснеют, красные становятся более насыщенными, а зеленые сильно темнеют, теряя насыщенность (ахроматизируются). Иные зеленые при красном освещении становятся неотличимыми от черных. Листья же деревьев краснеют (красящее вещество листьев - хлорофил - отражает в некотором количестве красный свет).

Общее правило, касающееся изменения цветов при цветном освещении, можно сформулировать так: цвета одного цветового тона с освещением усиливаются по насыщенности, цвета противоположного тона ахроматизируются (теряют насыщенность или даже чернеют) , все остальные цвета приобретают оттенок освещения, при этом цвета, по тону родственные освещению, светлеют, а приближающиеся к противоположному тону - темнеют.

Противоположные по тону цвета в цветовом круге из восьми и из кратного восьми количества цветов лежат друг против друга (на противоположных концах диаметров): красным противоположны зеленые, оранжевым - голубые, желтым - синие, желто-зеленым - фиолетовые.

Здесь же затронем вопрос изменения цветов, зависящего от интенсивности освещения. Эти изменения объясняются другими причинами, связанными с деятельностью глаза.
При ярком освещении все цвета выбеливаются, становятся белесо­ватыми, а при слепящих яркостях света - желтоватыми. При ярком освещении уменьшается количество различимых цветовых оттенков на светлых поверхностях; при слабом освещении - на темных поверхностях, а также в тенях.

К сказанному надо еще добавить, что цвет на освещенных поверхностях выглядит «плотным», а в полутенях и тенях - «легким», «прозрачным». Рубенсу приписывают следующее высказывание: «Начинайте писать ваши тени легко, избегая вводить в них даже ничтожное количество белил: белила - яд живописи и могут быть вводимы, лишь в светах. Раз белила нарушат прозрачность, золотистость тона и теплоту ваших теней - ваша живопись не будет больше легка, но сделается тяжелой и серой: Совершенно иначе дело обстоит по отношению к светам. Здесь краски могут наноситься корпусно, насколько это нужно, но необходимо, однако, сохранять тона чистыми.

Действительно, в любой картине, где хорошо передан свет, можно видеть прозрачность теней при корпусной плотной кладке в свету. В картинах, хорошо передающих солнечный свет, можно также заметить белесость цвета освещенных объектов.

Начинающие живописцы, стремясь передать в пейзаже солнечный свет, усиливают контрастность теней и желтизну освещенных поверхностей. Это приводит к резкости и жесткости колорита, но не дает эффекта освещения. Добиться такого эффекта можно только на основе полного учета тех изменений, которые претерпевают цвета при том или ином освещении.

Выбирая цветовое решение для интерьера своего дома, очень важно учесть функциональное использование, характер и степень освещения комнат как искусственным, так и естественным, солнечным светом. Научно доказано, что свет оказывает существенное влияние на восприятие цвета. "Идеальное" (наиболее верное) представление о цвете поверхности можно получить, рассматривая ее при солнечном освещении, в полдень. Однако дизайнеры советуют подбирать цветовое оформление интерьера при том освещении, в котором оно будет наиболее часто использоваться, поскольку при разном свете один и тот же тон воспринимается по-разному может менять оттенок и насыщенность, становиться "теплее" или "холоднее".

Известно, какое благоприятное действие оказывает нa человека солнце и насколько угнетает продолжительная нехватка солнечного света. Считается, что наилучшее освещение имеют помещения, обращенные на юг, юго-запад, юго-восток, однако степень освещенности комнаты не всегда зависит от того, на какую сторону спета ориентированы ее окна. Ведь даже выходящие на южную сторону дома окна могут не давать достаточного освещения из-за небольшого размера или из-за того, что окна закрыты соседним домом или близко стоящими лсревьями. Это необходимо учитывать.

Обычно чем меньше дневного света проникает в комнату, тем светлее должны быть ее стены и общий колорит интерьера. Например, можно выбрать для оформления стен светло-желтые или светло-розовые цвета. Дизайнеры не советуют выбирать белый цвет: в этом случае он значительно уступает светло-желтому и светло-розовому, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми. Для слабо освещенных помещений (например, прихожих, коридоров) лучше подобрать холодные тона, поскольку, как известно, насыщенность цветов при недостаточной освещенности помещений резко снижается, но голубые, синие и фиолетовые тона при этом изменяются меньше, чем красный, оранжевый и желтый. Таким образом, днем в скупо освещенной голубоватой прихожей не будет возникать ощущения "серого" и "скучного" интерьера, а краски отделки будут сохранять свое цветовое значение. Специалисты также рекомендуют учитывать, что чем ближе цвет отделки стен будет к цвету естественного освещения, чем сильнее свет будет отражаться от поверхности стен, тем светлее будет днем в этом помещении. Светлая окраска стен, потолка и пола лучше отражает свет, а следовательно, улучшается и общая освещенность помещения. Добиться равномерной освещенности можно и с использованием преимущественно матовых отражающих поверхностей. Дело в том, что матовые поверхности, в отличие от глянцевых, отражают свет во все стороны (глянцевые - преимущественно в одном направлении).

Необходимо заметить, что характер же дневного света бывает разным и постоянно изменяется. Легко заметить, как изменяется естественное дневное освещение на заре, в полдень, днем и в сумерках.

Так, рассеянный свет голубого неба значительно холоднее (голубее) прямого света полуденного солнца, а прямой солнечный свет содержит больше красных лучей и меньше зеленых, синих и фиолетовых. Поэтому для комнат, "богатых" солнечным светом, хорошо подойдут холодные синевато-зеленые тона. Это особенно предпочтительно в южных районах для того, чтобы "успокоить" яркий для глаз свет солнечных лучей - он не только вредно действует на зрение, но и искажает цветность всех поверхностей в помещении, делая их блеклыми.

Комнату, окна которой выходят на север, лучше оформить в более теплых тонах, чтобы скорректировать постоянное ощущение пасмурности. Поэтому для меблировки кухни с окнами, выходящими на север, уместнее подобрать предметы теплого цвета или белого, но с яркими вкраплениями цветовых пятен.

Искусственное освещение заслуживает еще более внимательного подхода. На протяжении десятилетий господствующим освещением в городских квартирах было одноцветное, однако в последнее время все больше внимание обращается на то, что искусственный свет имеет и цвет.

Более того, сегодня использование разноспектраль-иых источников света превратилось в дополнительное средство художественной выразительности. Однако применять это средство дизайнеры советуют очень осторожно, поскольку с изменением источника света меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта. С научной точки зрения это объясняется следующим: чем ближе спектральная характеристика цвета к спектральной характеристике падающего на него спета, тем цвет интенсивнее. Таким образом, цвет, выбранный при дневном свете, может существенно измениться при свете электрическом. Например, в световом потоке обычной электрической лампы накаливания преобладают желтые, оранжевые и красные цвета, которые изменяют восприятие насыщенных тонов и повышают яркость "теплых" оттенков. При электрическом "желтоватом" освещении красные тона становятся более насыщенными, оранжевые краснеют, светло-желтые сближаются с белыми. Малонасыщенные тона претерпевают в электрическом свете меньшие изменения; почти не изменяются желто-зеленые цвета.

Лампа накаливания увеличивает резкость цвета, подобно свету от свечи; усиливая интенсивность "теплых" тонов, она уменьшает воздействие тонов "холодных". Поэтому, если интерьер будет большее время суток освещаться не дневным светом, а лампами накаливания, не рекомендуется оформлять его в холодных тонах, - они будут смотреться очень невыигрышно. В желтом свете обычных ламп накаливания отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи, поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. Холодные тона при электрическом освещении темнеют и изменяют свои оттенки: голубые кажутся более зелеными, синие - более тусклыми; темно-синие цвета чернеют, фиолетовые - краснеют.

Галoгеновая лампа имеет сходное с лампой накаливания влияние на цвета.

Люминесцентные лампы дневного цвета также изменяют цветовосприятие: красные тона кажутся при этом освещении более фиолетовыми, оранжевые - коричневыми, а желтые - зелеными. Такой свет словно "охлаждает" теплые тона и усиливает "холодные":

зеленые и синие тона становятся более яркими, но красный, оранжевый и желтый тона блекнут.

Рассмотрим различные варианты цветного освещения.

С помощью красного света можно создать эротизирующее освещение. Светильники приятных красноватых тонов также могут хорошо подойти для прихожей и гостиной. Если они дают мягкий и не слишком насыщенный свет, то это будет способствовать хорошему настроению, мобилизации сил и внимания.

Коричнево-красный свет успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности.

Оранжевое освещение стимулирует аппетит.

Желтый свет также улучшает пищеварение и даже оказывает лечебное воздействие: такое освещение показано при болезнях печени, мочевого пузыря и желудка. Желтый свет используется при лечении расстройств желудочно-кишечного тракта, а в сочетании со светло-зеленым и голубым даже... уменьшает страх, например, у пациента на приеме у зубного врача. Желтое освещение производит впечатление тепла и уюта, помогает концентрировать внимание и визуально увеличивает пространство. Гёте в "Учении о цвете" так писал о желтом свете: "...согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день". При желтом, теплом освещении повышаются острота зрения, скорость восприятия и устойчивость видения. Однако интенсивное излучение желтого может быть весьма на-. юйливым, иногда даже невыносимым.

Зеленый свет успокаивает и располагает к общению. I с гс писал о нем так: "Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях..., то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше".

Синий свет очень красив, но вместе с тем "коварен" Вообще, для окраски светового потока этот цвет подходит плохо. Не стоит устанавливать синее освещение, например, на кухне: такой свет негативно "контактирует" с продуктами, делая их внешне неаппетитными. Синий, особенно его глубокие тона, не подходит и для гостиной, его нельзя использовать для подсветки зеркала в прихожей или ванной комнате, поскольку в этой составляющей света крайне невыигрышно смотрятся человеческие лица. Однако именно синий свет как нельзя лучше подчеркнет белизну кафеля чистоту фаянсовых и хромированных поверхностей" Потолок, подцвеченный голубым светом, зрительно "приподнимает" стены, создает ощущение про-

С точки зрения цвета искусственный свет, как и цвет, можно разделить на "теплый" и "холодный". Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей. Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным то есть мягким. В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.

Тем не менее, профессиональные дизайнеры сегодня активно и успешно используют разноцветный свет.

По классическим законам композиции яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно. Важное значение имеет и конкретный цвет, так как не все цвета можно использовать в той или иной функциональной зоне жилища, поскольку в зависимости от цвета окрашенный световой поток, как уже было сказано ранее, оказывает на человека определенное психологическое воздействие. При выборе цветного светильника нужно обязательно учесть и цветовое решение интерьера: колорит стен, мягкой мебели, ковров и гардин. Профессиональные дизайнеры хорошо знают, что чем большей хроматичностью (то есть цветностью) обладает освещение, тем сильнее меняется локальный цвет предмета, и, наоборот, - он изменяется тем меньше, чем ближе к белому цвет освещения. Например, синий предмет мебели, освещенный оранжевым источником, будет казаться чёрным, ибо в оранжевом нет синего, который могло бы отразить это тело.

Многие дизайнеры полагают, кстати, что умелое использование цветного освещения позволяет достичь гармоничного сочетания между любыми цветами в интерьере, если правильно подобрать определенные их характеристики, и в первую очередь - их светлоту.

Изменением контраста освещения можно неузнаваемо изменить всю цветовую гармонию в интерьере, заставив одни цвета погаснуть, а другие - вспыхнуть яркими акцентами.

Важно учитывать не только цвет освещения, но и его интенсивность, поскольку в зависимости от нее цве-та предметов и их фактура могут приобретать особую четкость, высветляться (при интенсивном освещении) или, наоборот, восприниматься нечеткими и затемненными (недостаток освещения).

Особенно тщательно освещение необходимо подбирать для помещения, интерьер которого решен в белом цвете. Правильно подобранное освещение позволяет создавать интересную "игру света, тени, рефлексов. Локальное освещение в маленьких уютных уголках комнаты не только красиво, но и прекрасно зонирует пространство, позволяя чувствовать себя более комфортно. А, например, такие глубокие цвета, как темно-синий, фиолетовый, коричневый и темно-зеленый требуют более сильного освещения.

В связи со всем изложенным опытные дизайнеры рекомендуют перед покупкой любого "цветного" элемента для будущего интеръера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели) "испытать" его образец при освещении именно этим светильником. Иначе, например, красивый голубой ковер и ансамбль голубоватой мебели и аксессуаров могут потерять все свое очарование в комнате с "теплым" освещением, поскольку благодаря ему приобретут невыразительный серый оттенок. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как "теплый" и "холодный" искусственный свет влияет на изменение цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при "теплом" освещении и очень слабым и сероватым при "холодном".

Подчеркивая воздействие цветного освещения, И. Иттен в книге "Искусство цвета" рассказывает следующую историю: "Один деловой человек пригласил на ужин целую компанию дам и мужчин. Входящих в дом гостей встречали доносившиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашенные предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда веселая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно черным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красный цвет перешел в синий - жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашенные сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил желтый свет, превратив красное вино в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам нстали и быстро покинули столовую. Никому не приходило и в голову думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением цвета освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет, и вскоре ко исем собравшимся вернулось веселое настроение. Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаем ли мы себе об этом отчет или нет".

Искусственный вечерний свет (электрических и особенно керосиновых ламп и свечей) по сравнению с дневным – желто-оранжевый, в нем преобладает желто- красная часть спектра. Естественно, что все поверхности при таком освещении отражают желто – оранжевое излучение в относительно большой мере (по сравнению с остальными частями спектра), чем при дневном освещении. Следовательно, все цвета должны приобретать желтоватый оттенок – красные становятся более оранжевыми и более насыщенными, голубые же, синие и другие холодные – сильно темнеют, теряют насыщенность, а некоторые из них чернеют (предметы такой окраски сильно поглощают желто – оранжевый свет). Так это и наблюдается в действительности при вечернем искусственном освещении: красные, оранжевые и желтые цвета светлеют; голубо – зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют; светлота желто – зеленых не изменяется; красные цвета становятся насыщеннее; оранжевые краснеют; голубые зеленеют и иногда бывают неотличимы от голубо – зеленых; синие теряют насыщенность; темно – синие становятся неотличимы от черных; некоторые синие слегка краснеют (например, цветок василька); фиолетовые краснеют и иногда неотличимы от пурпурных.

Желтые цвета вечером при искусственном освещении кажутся более бледными. Находясь в фотолаборатории, при свете красного фотографического фонаря невозможно найти красную бумажку, так как все бумажки кажутся белыми. Аналогичное явление имеет место в тех случаях, когда мы одновременно наблюдаем объекты, находящиеся на свету и в тени. Два совершенно одинаковых по яркости объекта, находясь один в тени, а другой на свету, кажутся различными по светлоте; затененный объект несколько высветляется. Поэтому, когда художник пишет с натуры, он должен охватывать глазом одновременно весь изображаемый объект и всю окружающую его обстановку, а не всматриваясь в него по частям.

При красном свете восходящего или заходящего солнца все цвета краснеют, красные становятся более насыщенными, а зеленые сильно темнеют, теряя насыщенность (ахроматизируются). Иные зеленые при красном освещении становятся неотличимыми от черных, листья же деревьев краснеют. Общее правило, касающееся изменения цветов при цветном освещении, можно сформулировать так: цвет одного цветового тона с освещением усиливаются по насыщенности, цвета противоположного тона ахроматизируются (теряют насыщенность или даже чернеют), все остальные цвета приобретают оттенок освещения, при этом цвета, по тону родственные освещению, светлеют, а приближающиеся к противоположному тону – темнеют.

При ярком освещении все цвета выбеливаются, становятся белесоватыми, а при слепящих яркостях света – желтоватыми. При ярком освещении уменьшается количество различных цветовых оттенков на светлых поверхностях; при слабом освещении – на темных поверхностях, а также в тени.

Цвет на освещенных поверхностях выглядит «плотным», а в полутенях и тенях – «легкими», «прозрачными».

В сумерках, при постепенном ослаблении света, цветовые тона перестают различаться: сначала красные, затем оранжевые, желтые и т.д. Дольше других различаются синие. Одновременно с тем изменяются светлотные отношения между цветами. Днем самыми светлыми цветами мы видим желтые, а в сумерках – голубые, которые постепенно становятся неотличимыми от белых. Утром, на рассвете, по мере усиления света постепенно начинают различаться цветовые тона в обратном порядке: раньше – синие и позже – красные.

На светлых предметах при ярком освещении светотеневые градации хорошо различимы только в тенях, а на темных предметах при слабом освещении – только в наиболее освещенных участках их поверхностей.

На теле человека теплые, если света теплые, то полутени бывают холодными. На открытом пространстве полутени и тени чаще бывают холодные, а света – теплые; в помещении, наоборот, полутени и тени чаще бывают теплые, а света – холодные.

В тенях часто наблюдаются рефлексы, т.е оттенки, вызванные светом, отраженным от окружающих объектов и подсвечивающим тени. Рефлексы наблюдаются не только в тенях, но и бликах. Блики на неметаллических предметах всегда имеют цветность освещения (при белом свете – белые, при зеленом – зеленые и т.д.).

При дневном (не ярком солнечном) освещении света будут холодными, а тени теплыми. При прямом, ярком солнечном или электрическом(лампа накаливания) свете все наоборот: света будут теплыми, а тени холодными.

Сетчатка состоит из двух видов светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Днем, при ярком освещении, мы воспринимаем зрительную картину и различаем цвета с помощью колбочек. При слабом же освещении в действие вступают палочки, которые более чувствительны к свету, но не воспринимают цвета. Поэтому-то в сумерках мы видим все в сером цвете, и даже существует пословица "Ночью все кошки серые

Потому что в глазу есть два типа светочувствительных элементов: колбочки и палочки. Колбочки различают цвета, а палочки различают только интенсивность света, то есть видят всё в черно-белом изображении. Колбочки менее светочувствительны, чем палочки, так что при слабой освещенности они вообще ничего не видят. Палочки же очень чувствительны и реагируют даже на очень слабый свет. Вот поэтому в полутьме мы не различаем цветов, хотя и видим контуры. Кстати, колбочки в основном сконцентрированы в центре поля зрения, а палочки по краям. Этим объясняется то, что наше боковое зрение тоже не очень-то цветное, даже при дневном свете. Кроме того, по этой же самой причине астрономы прошлых веков старались при наблюдениях использовать боковое зрение: в темноте оно острее прямого.

35. Бывает ли 100% белизна и 100% чернота? В каких единицах измеряется белизна ?

В научном цветоведении для оценки светлотных качеств поверхности пользуются также термином «белизна», который имеет особо значение для практики и теории живописи. Термин «белизна» по своему содержанию близок к понятиям «яркость» и «светлота», однако, в отличие от последних, она содержит оттенок качественной характеристики и даже в какой-то мере эстетической.

Что же такое белизна? Белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего на неё света, тем она будет белее, и теоретически идеально белой поверхностью следует считать поверхность, отражающую все падающие на неё лучи, однако практически таких поверхностей не существует, так же как не существует поверхностей, которые полностью поглощали бы падающий на них свет.



Начнём с вопроса, какого цвета бумага в школьных тетрадях, альбомах, книгах?

Вы, наверно, подумали, что за пустой вопрос? Конечно белого. Правильно – белого! Ну, а рама, подоконник, покрашены какой краской? Тоже белой. Всё правильно! А теперь возьмите тетрадный лист, газету, несколько листов из разных альбомов для рисования и черчения, положите их на подоконник и внимательно рассмотрите какого они цвета. Оказывается, будучи белыми, они все разного цвета (правильнее было бы сказать – разного оттенка). Один бело-серый, другой бело-розовый, третий бело-голубой и т.д. Так какой же из них «чисто белый»?

Практически мы называем белыми поверхности, отражающие различную долю света. Например, меловой грунт мы оцениваем как белый грунт. Но стоит на нём выкрасить квадрат цинковыми белилами, как он утратит свою белизну, если же внутри затем закрасить квадрат белилами, имеющими ещё большую отражательную способность, например баритовыми, то первый квадрат также частично утратит свою белизну, хотя все три поверхности мы практически будем считать белыми.

Выходит, что понятие «белизна относительно, но в то же время имеется какой-то рубеж, с которого воспринимаемую поверхность мы начнём считать уже не белой.

Понятие белизны можно выразить математически.

Отношение светового потока, отражённого поверхностью, к потоку, падающему на неё (в процентах) носит название «АЛЬБЕДО» (от лат. albus – белый)

АЛЬБЕДО (от позднелат. albedo – белизна), величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на неё поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.

Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещённости, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.

Для белых поверхностей альбедо будет равняться 80 – 95%. Белизна различных белых веществ, таким образом, может быть выражена через отражательную способность.

В.Оствальд даёт следующую таблицу белизны различных белых материалов.

Тело, которое совершенно не отражает света, в физике называется абсолютно чёрным. Но самая чёрная видимая нами поверхность не будет с физической точки зрения абсолютно чёрной. Поскольку она видима, то отражает хоть какую-то долю света и, таким образом, содержит хотя бы ничтожный процент белизны – так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, можно сказать, содержит хотя бы ничтожный процент черноты.

Системы CMYK и RGB.

Система RGB

Первая цветовая система, которую мы рассмотрим, это система RGB (от "red/green/blue" - "красный/зеленый/синий"). Экран компьютера или телевизора (как и всякое другое неизлучающее свет тело) - изначально темный. Его исходным цветом является черный. Все остальные цвета на нем получаются путем использования комбинации таких трех цветов, которые в своей смеси должны образовать белый цвет. Опытным путем была выведена комбинация "красный, зеленый, синий" - RGB (red, green, blue). Черный цвет в схеме отсутствует, так как мы его и так имеем - это цвет "черного" экрана. Значит отсутствие цвета в схеме RGB соответствует черному цвету.

Эта система цветов называется аддитивной (additive), что в грубом переводе означает "складывающая/дополняющая". Иными словами мы берем черный цвет (отсутствие цвета) и добавляем к нему первичные цвета, складывая их друг с другом до белого цвета.

Система CMYK

Для цветов, которые получаются путем смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от cyan, magenta, yellow - циан, фуксин, желтый). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения черного (букве K соответствует Black) цвета используется не равная смесь CMY, а просто черная краска

В некотором роде система CMYK действует полностью противоположно, по сравнению с системой RGB. Эта система цветов называется субтрактивной (subtractive), что в грубом переводе означает "вычитающая/исключающая ". Иными словами мы берем белый цвет (присутствие всех цветов) и, нанося и смешивая краски, удаляем из белого определенные цвета вплоть до полного удаления всех цветов - то есть получаем черный.

Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает способностью отражать весь спектр цветов света, который на нее попадает. Чем качественнее бумага, чем лучше она отражает все цвета, тем она нам кажется белее. Чем хуже бумага, чем больше в ней примесей и меньше белил, тем хуже она отражает цвета, и мы считаем ее серой. Сравните качество бумаги элитного журнала и дешевой газеты.

Красители представляют собой вещества, которые поглощают определенный цвет. Если краситель поглощает все цвета кроме красного, то при солнечном свете, мы увидим "красный" краситель и будем считать его "красной краской". Если мы посмотрим на это краситель при свете синей лампы, он станет черным и мы ошибочно примем его за "черную краску".

Путем нанесения на белую бумагу различных красителей, мы уменьшаем количество цветов, которые она отражает. Покрасив бумагу определенной краской мы можем сделать так, что все цвета падающего света будут поглощаться красителем кроме одного - синего. И тогда бумага нам будет казаться выкрашенной в синий цвет. И так далее...Соответственно, существуют комбинации цветов, смешивая которые мы можем полностью поглотить все цвета, отражаемые бумагой, и сделать ее черной. Белый цвет в схеме отсутствует, так как его мы и так имеем - это цвет бумаги. В тех местах, где нужен белый цвет, краска просто не наносится. Значит отсутствие цвета в схеме CMYK соответствует белому цвету.