Научный анализ астрологических заблуждений. Астрология обучения Астрологи составляют гороскоп. Средневековая гравюра

Согласно предложенной выше классификации, астрологию следует отнести к паранаукам. Хотя она имеет общий с астрономией корпус объективного знания о видимом движении небесных светил и их взаиморасположении на небе, тем не менее главный исследовательский интерес астрологии сосредоточен на совершенно чуждом для астрономии предмете: влиянии небесных светил на судьбы людей, на происходящие на Земле события. Для астрономии подобная постановка вопроса будет заведомо антинаучной, поскольку речь идет не о физическом воздействии, а о связи совершенно неясной природы, причем исследование сути этой связи не входит в задачу астрологов. Она изначально постулируется как проявление некоего универсального принципа "всемирной симпатии". Уже это является первой серьезной отличительной особенностью астрологии именно как квазинаучного образования. В основе ее построений лежит представление о силах и взаимодействиях, которые не исследуются и не могут исследоваться никакой другой научной дисциплиной. Это представление было сформулировано, очевидно, еще в эпоху античности и с тех пор не ставилось под сомнение и не претерпевало, как кажется, серьезных изменений. Вот некоторые из базисный положений астрологического символизма, обосновывающие разделение Зодиака на значимые части. "Четвертичное разделение зодиака [Разделение его точками весеннего и осеннего равноденствия, а также точками зимнего и летнего солнцестояния -В.П.] ... дает нам четыре основных типа космической субстанции: огонь, воздух, вода и земля. Это наиболее фундаментальное разграничение, ведь зодиак в целом символизирует... созидание микрокосма. Субстанция наиболее важна при созидании, но энергия и форма тоже имеют значение... Энергия незначительно отличается от субстанции. Она представляет собой, как показано в современной физике, активизированную и высвобождаемую субстанцию. Следовательно, мы можем ожидать, что принцип дифференциации энергии подобен принципу дифференциации субстанций. И тот, и другой основываются на принципе дуализма, действия и реакции. Значит, энергетический зодиак восьмеричен, а субстанциальный - четвертичен" (здесь и далее цитируется Д. Радьяр. Астрология Личности. М., 1991). Ясно, что использование в качестве фундамента теорий таких принципов, которые имеют, по-видимому, мифологическое происхождение, является по меньшей мере сомнительным способом обоснования научности получаемых результатов.

Но не только это разделяет астрономию, как науку, и астрологию, как квазинауку. В содержание астрологии, кроме упомянутого массива знаний о небесных телах, входит также и набор теорий и интерпретативных схем, которые связывают местоположение и движение небесных светил с делами и судьбами людей. Эти теории и схемы, вообще говоря должны были бы быть эмпирически проверяемыми и, более того, быть хорошо подтвержденными тысячелетним опытом успешных предсказаний и историческими описаниями событий, произошедших в соответствии с тем, что было предначертано на небесах. Учитывая возможные теоретические и вычислительные погрешности, приемлемая степень подтверждения здесь может быть достигнута только за счет специфической неопределенности значения тех эмпирических терминов, в которых обычно формулируются астрологические прогнозы и предсказания. И такая неопределенность действительно имеет место. Как правило, она заключается в том, что лицу, пользующемуся услугами астролога, дается рекомендация (по своему содержанию вполне благоразумная) воздерживаться от каких-либо действий в те или иные периоды времени (так сказать, прогноз-предупреждение), либо же сообщается, что в делах определенного рода будет сопутствовать удача, или же в них можно ожидать каких-то успехов. Если же лицу требуется совет в деле вполне определенном (как отнесутся звезды, скажем, к браку с избранной особой), то в таком случае рекомендация может быть дана с оговорками, при этом наличие или отсутствие высказанных в них условий проконтролировать достаточно затруднительно, если не невозможно. В самом деле, показать, что прогноз не сбылся, при таких условиях также трудно, как и доказать его теоретическую неосуществимость.

Предположим, что некое лицо добросовестно воздерживалось от новых знакомств в дни полнолуния, но при этом все равно пострадало от коварного обмана старых, и, казалось бы, испытанных приятелей. Означает ли это, что совет астролога был неверным? Нет. Ведь осталось неизвестным, что произошло бы, если бы это лицо не слушалось астролога. В этом случае его неприятности могли бы быть гораздо большими. Кроме того, можно ли быть уверенным в том, что с обманувшими его людьми пострадавший познакомился не в день полнолуния?

Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если некое лицо осуществило по совету астролога какое-либо предприятие, например, путешествие, но в результате претерпело в пути много невзгод и лишений. Разве астролог определял конкретные детали маршрута? Разве астролог выбирал час, когда следует остановиться, чтобы избежать опасных или неприятных встреч, и час, когда следует возобновить путешествие? Разве астролог подбирал попутчиков? Наконец, разве исключена возможность того, что если путешественник остался бы дома, с ним не произошли бы еще более ужасные события? Кроме того, всегда можно предположить, что опыт преодоления жизненных невзгод, накопленный во время этого путешествия, может принести огромную пользу в дальнейшей жизни.

Как видно, лазеек для оправдания неудавшегося по видимости прогноза можно в подобных случаях найти довольно много, но принципиально важно здесь следующее: мы не можем одновременно поступать согласно с советом астролога и вопреки ему, чтобы иметь возможность сравнить полученные результаты и тем самым получить бесспорное эмпирическое подтверждение или опровержение его предсказаний. Использование же в эксперименте двух разных лиц, одно из которых будет послушным, а другое не послушным, не даст окончательной уверенности в правильности или ошибочности астрологических предсказаний именно в силу того, что предсказываются судьбы, то есть индивидуальные и, вообще говоря, неповторимые жизненные события, а это означает, что люди здесь не являются взаимозаменимыми, их невозможно подобрать абсолютно одинаковыми по своим характеристикам, а без этого эксперимент нельзя будет признать чистым. Даже близнецы не будут удовлетворять условиям эксперимента, так как разность в моменте рождения неизбежно сделает их судьбу различной.

Те же самые особенности можно заметить и при рассмотрении астрологических описаний характера людей, родившихся под тем или иным знаком Зодиака. Прежде всего такие описания направлены на формирование некоторого положительного образа личности, который, однако, не свободен от возможных негативных деформаций под влиянием внешних обстоятельств. Тем самым создается ситуация, когда при соответствующей психологической установке клиент астролога всегда может отождествить собственные способности и черты характера с описываемыми в гороскопе. При этом восстанавливается (или подтверждается) положительное восприятие собственной личности и создается оптимистичный настрой для восприятия будущих событий. Рассмотрим, например, общие характеристики Стрельцов. Им свойственны "Непредубежденность, острый ум, честность, прозорливость. Склонность к обобщениям. Готовность к завоеванию новых областей. Сострадательность. Страсть к идеям. Любовь к открытым пространствам и путешествиям". Если вы, например, Стрелец по знаку Зодиака и при этом осознаете свою нечестность, то тем самым вы проявили непредубежденность относительно себя и... честность перед самим собой. Значит, честность вам все-таки присуща, причем это в некотором роде "глубинная" честность. Следовательно, отрицание за собой подобных качеств приводит если не к логическим, то к психологическим противоречиям и с подобной характеристикой невозможно не согласиться. С другой стороны, сочетание прозорливости и сострадательности позволяет истолковать практически любой поступок как проявление одного из этих качеств. Дал денег в долг - проявил сострадательность, не дал - прозорливость (мне бы их не вернули). И то, и другое соответствует гороскопу. Очевидно, что при таких условиях каждый Стрелец способен в данном описании узнать собственный характер и при этом остаться удовлетворенным теми способностями и возможностями, которые обеспечили ему звезды.

Наконец, еще одна существенная черта, отличающая астрономию от астрологии, заключается в специфическом отношении астрологии к своим теоретическим основаниям. Очевидно, что астрология с древнейших времен до наших дней имеет своей главной целью предсказание будущего. Однако, в отличие от других гадательных процедур, она не использует никаких специальных материальных средств (карты, жертвенные животные, кофейная гуща и т.п.). Ее методы не зависят от случайностей, связанных с выбором материала, ее результаты основываются на точных математических расчетах и потому должны быть однозначными и воспроизводимыми любым лицом, обладающим подходящей квалификацией. Следовательно, в этих условиях астрология должна быть заинтересована в наиболее точной вычислительной базе, то есть в возможно более полной экспликации связей взаиморасположений небесных светил с судьбами и характерами людей, рождающихся при данных расположениях. Однако никакой исследовательской работы в данном направлении астрологией систематически не проводится. В самом деле, известно, что планеты пребывают в разных созвездиях неодинаковое количество времени, более того, точка весеннего равноденствия, от которой отсчитываются знаки зодиака, не является неподвижной, а перемещается по эклиптике, совершая полный оборот за 26 тысяч лет. Это означает, что Солнце оказывается в зодиакальных созвездиях также не в одно и тоже календарное время, а постепенно смещается, запаздывая в среднем за две тысячи лет на одно созвездие (фактически зодиакальных созвездий тринадцать, но созвездие Змееносца в астрологических расчетах не принимается во внимание, Солнце пребывает в нем только 6 дней). Однако никаких поправок на подобные движения и неравномерности астрологические интерпретативные схемы не содержат. Эклиптика разделена на двенадцать равных частей, расчеты ведутся на основании подобного идеального разбиения, но это означает, что фактически астрология отказывается от положения о том, что расположение небесных светил определяет человеческую судьбу. По крайней мере некоторые важные эмпирические астрономические данные она использует некорректно с точки зрения методологии науки. При этом подобная некорректность не считается неприемлемой, наоборот, она освящена древней традицией астрологической практики. Такое оправдание традицией также не характерно для тех дисциплин, которые считаются подлинно научными. Оно, по-видимому, является более подходящим для того комплекса знаний, который складывался в донаучную эпоху, когда доминирующим было мифологическое осмысление действительности.

Нельзя сказать, что это обстоятельство не осознается самими астрологами. Но оно получает у них свое философско-методологическое обоснование. Как утверждает Д. Радьяр, "...астрология - или любой другой способ истолкования жизни - имеет дело с фактами опыта, которые становятся значимыми... Астрономическое понимание солнечной системы - это система интерпретации наблюдаемых фактов, удобная и интеллектуально совершенная. Для нас тоже важны только факты. На основе фактов астрономия выработала модель солнечной системы. На основе тех же фактов астрология устанавливает символизм для истолкования фактов жизни. Обе одинаково логичны. И если кажется, что первая точнее второй, то, вероятно, потому, что вторая имеет дело с областью существования, в которой значения преобладают над событиями, где сильнее действует принцип неопределенности".

Необходимо отметить, что в настоящее время в астрологии существуют две тенденции, которые можно условно назвать научная и гуманистическая. Первая стремиться сделать астрологию подлинно научной дисциплиной, отмечающей существовавшие исторические совпадения между земными и небесными явлениями. Вторая же понимает астрологию как дисциплину "помогающую людям в разрешении их личных и межличностных проблем, особенно - в актуализации потенциала, которым они наделены с рождения". Тем не менее обе эти тенденции находятся в рамках первоначально сформировавшегося корпуса астрологических представлений как своеобразного эмпирико-метафизического (или даже мифологического) конгломерата. Первая из них стремится вытеснить метафизические компоненты на периферию, вторая же, наоборот, всячески подчеркивает их важную, основополагающую роль в астрологических предсказаниях. При этом в обоих случаях отсутствует собственно теоретический научный фундамент. Астрология оказывается прикладной дисциплиной, для которой отсутствуют дисциплина фундаментальная. Не случайно роль теоретических представлений в корпусе астрологии играют правила символической интерпретации, которые, вообще говоря, указывают лишь на основные тенденции влияния астрономических сил на человеческую личность, но не поддаются никакому количественному выражению. Единственным исключением являются здесь временные параметры: угловое расстояние в один градус соответствует примерно году человеческой жизни. Но поскольку предсказываются не конкретные события, а их "судьбоносные" характеристики, то интерпретация случившегося в течение года с человеком практически всегда позволяет подобрать нужное астрологически предопределенное событие.

Вот несколько примеров, взятых из уже упоминавшейся книги Д. Радьяра. В карте рождения (расположении небесных светил в день рождения) Муссолини дуга между Сатурном и Юпитером составляет 41 градус. "41 год был критическим возрастом для Муссолини из-за убийства Матеотти, в котором были замешаны видные фашисты. Однако его миновала буря, поднятая политической оппозицией, вероятно потому, что в радикальной карте Сатурн находится в секстиле с Солнцем; благодаря этому то, что могло повлечь за собой падение, лишь усилило его положение". Другой характерный пример - гороскоп королевы Виктории. "Солнце только что взошло, когда она родилась, к тому же это произошло примерно через час после новолуния в Близнецах. Мы видим личность редкой интеллектуальной одаренности (Близнецы) и эпоху, носящую печать ригидности и ограниченности, крайне подчеркнутого интеллектуализма (семь планет в четвертом квадранте мысли); в эту эпоху изумительное развитие получили средства транспорта и путешествия, а вместе с тем и нервные расстройства. Значение XII дома раскрывается тем фактом, что после смерти своего супруга королева жила в уединении большую часть жизни и что лучше всего она действовала оставаясь за сценой, через премьер-министра Дизраэли. Символ градуса Солнца дает значение аристократичности и достаточной индивидуальной силы. Мы можем сказать, что вся викторианская эпоха является типичным проявлением XII дома: подведение итогов, период кармического ускорения, конец цикла, предшествующий поразительным новшествам, готовым уже войти в жизнь.

Самый значительный момент жизни королевы соответствует 56 годам, когда был детально разработан план формирования Британской империи, и в качестве первого шага ее сын был послан в Индию. Тогда точка самости Виктории совпала с Солнцем, и ее личность поистине стала символом мирового значения, полностью проявив силу судьбы, истинной самости. Ее коронование в качестве императрицы Индии произошло через год, когда точка самости находилась в трине с Юпитером в I доме. Эта дата, также как и юбилей 1897 года, когда точка самости совпала с Юпитером в X доме, были высочайшими точками проявления ее могущества. Но ее истинная самость - не здесь, а в скрытых закулисных ходах, что очевидно подчеркивается новолунием в XII доме".

Легко заметить, что такие выражения, как "самость", "сила судьбы", "высочайшая точка проявления могущества" не являются и не могут являться научными терминами. Это - элементы особого идеологического стиля, псевдообъяснения путем подтверждающих истолкований событий прошлого и особенностей различных исторических эпох.

Подвести итог всему вышеизложенному можно следующим образом. Несмотря на то, что астрология по своим задачам и способам их решения напоминает прикладную науку, от настоящей прикладной дисциплины она отличается по следующим существенным характеристикам. Во-первых, ее теоретические основания являются спекулятивно метафизическими, в основном они ведут свое происхождение от древних мифологических представлений. Во-вторых, они не могут быть прояснены никакой из существующих фундаментальных научных дисциплин. В-третьих, решение астрологических задач прямо опирается на эту спекулятивную метафизику, поскольку использует правила символической интерпретации астрономических явлений. В-четвертых, успешность или не успешность решения этих задач не может быть оценена с помощью каких-либо объективных критериев. Наконец, в-пятых, не существует процедуры, которая позволяла бы получать одинаковые результаты независимо от субъективного опыта астрологических интерпретаций и предсказаний. Любой астрологический прогноз носит заведомо личностный характер.

Отметив существенные отличия астрологии от дисциплин, чей научный статус не подлежит сомнению, необходимо еще ответить на вопрос, возможно ли преобразование астрологии в подлинно научную дисциплину. По-видимому, идею влияния на земные события космических сил нельзя считать простым пережитком мифологии. Как некоторый эвристический исследовательский принцип она вполне заслуживает серьезного рассмотрения. Но достаточно ли будет простой элиминации ненаучных интерпретирующих схем и мифологических представлений из астрологии для превращения ее в подлинную науку, как это пытается осуществить "научная" астрология? Вряд ли дело обстоит подобным образом. Для осуществления подобного превращения необходимо также создание адекватной теоретической базы, способной описать непосредственное детерминирующее воздействие космических факторов как на поведение каждого человеческого индивида в отдельности, так и на формирование его личности. Причем речь, очевидно, идет не о влиянии, скажем, солнечной активности на геофизические характеристики Земли и через это на самочувствие людей. Подобное влияние остается за пределами рассмотрения астрологии и является предметом исследования в медицине. Нет, это влияние должно осуществляться более тонким дифференцированным способом и даже, более того, служить источником и основанием индивидуальности подобных воздействий. Если момент рождения оказывается определяющим для формирования личности того или иного типа и это формирование осуществляется под воздействием некоторых космических излучений (сил, энергий), источниками которых являются ближайшие к нам небесные тела (Солнце, Луна и планеты Солнечной системы), то тогда эти излучения формируют и способ восприятия личностью небесных влияний в течение всей последующей жизни. Только в этом случае имеет смысл утверждать, что, допустим, некоторый день благоприятен для новых начинаний у Козерогов, но неблагоприятен для Тельцов, в то же время для Весов - это день отдыха и веселья и т.п. Ведь расположение планет на небе, а, следовательно и осуществляемое ими на людей воздействие по своим физическим характеристикам остается одинаковым. В противном случае планетам придется приписывать волю и всеведение относительно всех живущих на земле людей и их поступков, а это явно неприемлемо для науки.

Однако возможность создания подобной теории выглядит довольно сомнительно в свете современных научных представлений как о космосе, так и о человеке. Если речь должна идти о столь тонких своеобразных воздействиях, следствия которых проявляются спустя годы (когда ребенок становится относительно самостоятельным существом и мы можем говорить о его личности), а в момент воздействия практически никак не могут быть выражены в поведении сколько-нибудь значимым и однозначно интерпретируемым образом, то совершенно непонятно, какой может быть в таком случае экспериментальная техника, позволяющая получать предсказываемые теорией эффекты, которые не могли бы наблюдаться в естественной среде и которые послужили бы решающим очевидным свидетельством в пользу астрологической теории.

Другим источником сомнений является то обстоятельство, что принятие тезиса о подобной детерминированности земных событий небесными причинами требует тотального пересмотра всех психологических, педагогических, социологических, исторических, экономических и т.д. теорий и концепций, поскольку сам факт подобной глобальной детерминации ими не учитывается и, более того, им противоречит. Естественно, что признание такой детерминации и превращение астрологии в подлинную науку вышеуказанным способом приведет и к пересмотру философских концепций человека. Вопрос о свободе человека будет решен весьма определенным образом. Необходимо будет вносить серьезные изменения и в законодательство, и в бытовые общественные установления. Короче говоря, астрологическая научная революция, если она окажется возможной, будет иметь такие эпохальные планетарные последствия, которые можно сравнить разве что с возникновением цивилизации. Все это, на наш взгляд, говорит о том, что встраивание астрологии в корпус современного научного знания является гораздо более сложным и трудоемким делом, чем это кажется на первый взгляд.

Наконец, заставляют усомниться в возможности успеха такого предприятия следующие соображения. Если действительно существует детерминированность основных свойств человеческой личности и результатов ее поведения космическим факторами, то как возможно сочетать ее с существованием эмпирически случайных, но социально и индивидуально значимых событий? Предположим, что четверо равных по своим астрологическим характеристикам человека сели играть в покер. Один из них выиграл крупную сумму денег, остальные остались в проигрыше. На что в данном случае влияли звезды: на распределение карт, на решения игроков, или же на все сразу? Если все четверо играют честно, и астрологические характеристики у них практически одинаковы, а прогноз на этот день и на данное занятие благоприятен, то тогда результат необъясним с точки зрения астрологических влияний, а прогноз невыполним, поскольку все не могут выиграть друг у друга. Наиболее справедливый результат здесь - это нулевой выигрыш у каждого из игроков. Но где же тогда удача?

Астрологическая теория может быть спасена предположением, что описанный выше случай хотя и возможен логически, но на самом деле он запрещается законами астрологии: подобная встреча за карточным столом невозможна, звезды обязательно разведут игроков так, что они никогда не сядут играть вместе за один стол. Но такое запрещение, вообще говоря, является очень сильным. Оно не допускает даже искусственного, экспериментального создания подобной ситуации. Даже если мы "как бы случайно" организуем встречу четырех таких игроков и создадим им все условия для игры, она все равно не состоится, что-то неведомое, какая-то неподконтрольная нам сила удержит эту четверку от реализации идеи сыграть в покер.

Такое положение дел выглядит очень странно. Если влияния небесных тел оказывается настолько сильным, что осуществление некоторых событий, несмотря на их кажущуюся обыденность, является просто невозможным, то, очевидно, это же влияние делает какие-то другие события совершенно неизбежными. Но тогда по крайней мере в некоторых случаях человек не может нести ответственность за совершенные им действия, поскольку они привели к результату, предопределенному космическим влиянием. Если на самом деле на каждое индивидуальное человеческое действие влияют космические силы (пусть даже это влияние в общем случае только обеспечивает условия для получения интересующих людей результатов, но не гарантирует их появления), то отсюда следует, что результат совокупности этих действий также детерминируется небесными светилами. В итоге мы получаем следующее. Каждому из нас в соответствии с космическими влияниями задана предрасположенность к некоторым действиям и достижению определенных результатов в некоторых областях. Действия других людей при этом призваны обеспечить нам возможности для реализации наших предрасположенностей. Иначе говоря, другие люди выступают по отношению к нам как орудия звезд. Но точно также и мы находимся по отношению к другим людям в положении инструментов для выполнения звездных предписаний. Очевидно, что совместить в одной теории представление о человеке как об орудии звездного влияния, и представление о нем как о субъекте, которому звезды помогают, весьма и весьма затруднительно. Принцип строгого звездного детерминизма объективно будет стремиться в подобных теориях к усилению и распространению своего воздействия вширь и вглубь, поскольку ситуаций, в которых человек вынужден выступать игрушкой в руках звезд, гораздо больше, чем противоположных им.

Наконец, астрологическую теорию будет очень трудно совместить с существованием массовых однотипных событий, одновременно случающихся с большим количеством людей. Несколько исторических примеров.

6 августа 1945 года в Хиросиме в результате атомной бомбардировки практически одновременно погибли десятки тысяч людей. Очевидно, что население такого большого города не может состоять из лиц одинакового возраста и пола, либо родившихся по одним и тем же знаком Зодиака. Тем не менее в их гороскопах, причем во всех без исключения, 1945 год, (а возможно и день - 6 августа) должен был бы быть отмечен как период, в который им угрожает смертельная опасность. Учитывая то, что все это должны были бы быть разные по содержанию гороскопы, такое совпадение выглядит совершенно невероятным.

Летом 1994 года лопнула печально известная компания "МММ". Сотни тысяч людей одновременно потеряли свои деньги, причем для каждого из них это было весьма чувствительным ударом. Астрологическая теория должна была бы и в этом случае привести к составлению таких гороскопов, в которых для всех этих людей данный момент времени был бы отмечен как период серьезных финансовых потерь. Возможность этого также выглядит сомнительно в силу огромного разнообразия дат рождения у вкладчиков этой компании, а также плотности их распределения на временной шкале. Все подобные события, также как и стихийные бедствия и катастрофы, представляют собой естественные "решающие эксперименты" для проверки любой возможной научной астрологической теории. Предполагаемая требуемая точность для такой теории, в силу вышеуказанных обстоятельств, выглядит практически недостижимой для современной науки.

Но логически возможен и другой вариант развития событий. Если астрология не имеет реальных перспектив для превращения в подлинно научную дисциплину, соответствующую современным стандартам научности, то при изменении этих стандартов, т.е. в случае, если изменятся наши представления о науке и научной деятельности, астрология может получить шанс считаться научной дисциплиной без радикального изменения своего содержания. Речь в данном случае идет об обсуждаемой в философско-методологической литературе возможности трансформации образа науки, отступления от некоторых онтологических и методологических установок, присущих классической науке. Среди возможных в недалеком будущем изменений методологи предлагают рассматривать следующие альтернативы.

"1. Естественный порядок не является от века данным. Материя не инертна - ей присущи источники самодвижения и активности и ее нельзя отождествлять с протяжением...

2. Разделение материального и идеального (сознания) относительно. Человек не только и не столько противостоит природе, сколько является ее имманентной частью. Он должен не управлять природой, а находиться в иных, например, диалогических отношениях с ней.

3. Нет единых для всех наук методов, возможны иные типы объяснения, помимо редукции целого к частям.

4. Математическое знание не является универсальным языком и стандартом науки. Качественные, "понимающие" методы не менее важны". (Филатов В.П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990, с.157.)

Попробуем оценить, насколько астрология соответствует подобным видоизменным чертам научного знания. Первый из указанных признаков плохо совместим с астрологической картиной мира, поскольку описываемый ей порядок связей между космическими телами и людьми является вечным и неизменным, настолько неизменным, что даже реальные астрономические изменения в конфигурации небесных объектов не оказывают влияния на астрологические предсказания. Второй признак большей частью касается изменения отношений между человеком и окружающей его средой обитания, к астрологии он имеет весьма косвенное отношение. Во всяком случае, вряд ли астрология предполагает какой-либо равноправный диалог с планетами, скорее наоборот, она здесь ближе к традиционной науке, ставившей своей целью использование человеком природных закономерностей в собственных утилитарных целях. Третий из перечисленных признаков действительно может позволить астрологии рассчитывать на включение в число научных дисциплин. Расширение множества допустимых в науке способов объяснения за счет добавления используемых в астрологии символико-мифологических интерпретаций даст ей желаемый научный статус. Но вместе с тем подобное расширение предоставит аналогичный статус магии и оккультизму, а это в свою очередь может привести к практической утрате границ между наукой и другими формами духовной культуры. Что же касается последнего, четвертого признака, то он скорее будет мешать астрологии получить признание в качестве науки, поскольку математическая составляющая играет в ней одну из ведущих ролей. Без весьма точных и технически сложных математических расчетов расположения небесных светил в те или иные моменты времени астрологические предсказания теряют свой смысл. Именно вычислительная техника создает здесь поле для применения символических интерпретаций. Без нее они повисают в воздухе. В этом отношении астрология оказывается весьма прочно привязанной к классическому идеалу математического естествознания и какие-либо изменения этого идеала в сторону отказа от математической строгости и точности приведут, по-видимому, к потере интереса к астрологическим прогнозам. Если прикладная наука предсказаний пользуется устаревшей техникой, то она будет подавляться конкурентами, чьи методы расцениваются как более современные и прогрессивные. Таким образом, предполагаемые изменения в образе научного знания оказываются в целом неблагоприятными для надежд астрологии приобрести статус полноправной науки.


Подробности Автор: Горбацевич В.В.

Мои соображения о процессе обучения (точнее, о процессе преподавания) основаны на моем личном опыте (преподавание – это одна из моих трех основных профессий; остальные две основные – исследования в математике и астрологическое консультирование). Я преподавал математику (вначале), а потом и астрологию в течение 45 лет. При этом я не читал литературу по методике преподавания, а все осваивал практически. К этому добавил использование астрологической символики применительно к явлениям конкретной жизни.

Мне сейчас интересно вспоминать, что, будучи школьником, я не мог себе представать, что преподавание станет одной из моих главных профессий. Мне казалось, что это – очень скучное, нудное занятие – повторять много раз одно и то же. И только потом я понял, что я ошибался и что мне это занятие может быть интересным (если его не сводить к нудному повторению одного и того же много раз).

С чем связано обучение, с какими астрологическими факторами? Функционально – с Меркурием, т.е. с соответствующей ему функциональной подсистемой. А также с управляемыми Меркурием знаками Зодиака – Близнецами (обитель директного Меркурия) и Девой (экзальтация директного Меркурия). И, конечно, с соответствующими астрологическими домами – 3-м и 6-м. Иногда обучение – особенно, школьное - связывают именно с этими двумя домами. С 3-м домом связано усвоение информации, а с 6-м – ее анализ и детализация. Иногда на этом рассуждения астрологов об обучении заканчиваются. А зря! Ведь весьма значимыми для процесса обучения являются Стрелец и… Рыбы, а также соответствующие дома – 9-й и 12-й. И если 9-й дом довольно часто фигурирует в рассуждениях об обучении (особенно в связи с высшим образованием), то Рыбы и 12-й дом по этому поводу мне как-то не попадались в литературе.

Откуда взялись Стрелец и Рыбы? А это – знаки, противоположные Близнецам и Деве. Но там же Меркурий слаб (в изгнании и падении соответственно), скажет человек, учившийся астрологии только по упрощенным книгам. Но на самом деле он там не слаб, а просто он там имеет другую символическую форму проявления! Если в Близнецах функция Меркурия сильна на внешнем уровне Бытия (сейчас это называют «владение информацией»), то в Стрельце – на внутреннем (и это называют ПОНИМАНИЕМ информации). Далее, в Деве – Меркурий тоже силен на внешнем уровне, а в Рыбах – на внутреннем. Именно с Рыбами связано глубинное усвоение информации, способность получать ответы интуитивно (но на основе полученной ранее информации). Профессиональны (в науке, искусстве, бизнесе, спорте, армии и др.) работают не только на уровне Девы (и 6-го дома), но и на уровне Рыб (и 12-го дома). И между собой они часто обмениваются странными для непосвященных репликами – например, такой: «Я точно знаю, что это именно так». При этом не обязательно приводятся доказательные аргументы. Квалифицированный человек может «усматривать» истинные ответы непосредственно, не обращаясь в явной (внешней) форме к подробному анализу (Дева) и не ссылаясь на конкретные источники информации (Близнецы). Этому можно научиться, но не так быстро, как научиться вылавливать нужную информацию (особенно сейчас, с развитием интернета). Обучение на уровне Стрельца или Рыб – это обучение на уровне Бытия, более высоком, чем ментальный (иногда этот уровень называют интуитивным). Кстати, на этом уровне (четвертом по счету, т.е. четном) сильна именно женская часть человека (в прямом смысле – т.е. женщины, и в переносном – т.е. и некоторые мужчины). Тогда как на ментальном – третьем, нечетном! – уровне сильнее мужская часть человека. Интересно отметить, что на интуитивном уровне знание встречается с верой. Сейчас это происходит довольно редко. Но иногда такое происходит даже в науке. Даже в математике! Например, есть немало утверждений, в справедливости которых математики уВЕРены, хотя доказать не могут. Скажем, в справедливости Теоремы Ферма были уверены практически все (начиная с самого Ферма), а вот строго доказать ее (на чисто ментальном уровне) удалось лишь не так давно – в конце 20 века. Иногда же такой уверенности нет. Например, по поводу Гипотезы Пуанкаре (той, которую недавно доказал Г.Перельман) среди математиков было два разных (интуитивных) мнения – что она верна и что она неверна. И предпринимались попытки доказать и то и другое.

Редко в школе используется Меркурий на уровне Стрельца и Рыб. Более того, сейчас у нас даже пропагандируется (и даже навязывается!) приоритетность использования информации, полученной кем-то другим. И если в странах, где культурный слой измеряется двумя-тремя сотнями лет (о ком это я, как вы думаете?), это – нормально, то в нашей стране такое отношение к обучению оскорбительно. Хотя для чиновников и недалеких руководителей оно очень удобно, так им проще функционировать.

А теперь – немного об обучении астрологии. Есть много разных способов это делать.

Самое простое, даже примитивное – «давать информацию». Здесь используется Меркурий в Близнецах. Зачитывая, задиктовывая всякие так «планеты в знаках, в домах» и т.п. Особенно широко это было распространено в Москве в начале 90-х годов (в самый первый период широкого обучения астрологии в нашей стране). Тогда я нередко слышал такие разговоры: «А вам «это» давали? Нет? А нам уже давали!». Я думаю, что такие методы где-то на периферии еще и сейчас сохранились… Кстати, по такой методике часто писали, а иногда и сейчас пишут, учебники по астрологии. Там, например, вместе с информацией о том, как интерпретировать, скажем, Меркурий во Льве, «дается информация» (совершенно бессмысленная для отдельного человека), как интерпретировать в натальной карте Сатурн во Льве (ну конечно же, «творческие профессии» – да? НЕТ!!!).

Чуть более продвинутый способ – в соответствии с Меркурием в Деве (экзальтация!). Тут не просто дается информация, а она уточняется, анализируется, осмысливается критически (что невозможно, когда просто «дают информацию» и нужно просто ее записывать). Добавляются еще новые астрологические детали (всякие там астероиды, очень минорные аспекты и т.п.). Еще один способ обучения – не просто усвоение потока информации, а ее понимание, синтез. Это – для Меркурия в Стрельце. Здесь важно иметь некоторый общий подход к теме, некоторую идеологию. Методики обучения по Меркурию в Близнецах я сам никогда не использовал. А вот использовать Меркурий в Деве – такое бывало. Но больше мне нравится методика обучения, символизируемая Меркурием в Стрельце. А есть еще и Меркурий в Рыбах. Этот подход мне не было возможности использовать при обучении математике (не было подходящих для этого студентов). Но вот при обучении астрологии я иногда говорил: «Сейчас я нарисую – мысленно! – вам картинку», ориентируясь именно на образное мышление и на интуитивное восприятие информации. Если это делать еще и достаточно эмоционально, то полученное при этом знание, обучаемые никогда уже не забудут. Такой подход – антитеза скучному рассказу (заглядывая в заранее написанную бумажку).

В продолжение цикла статей, адресованных людям изучающим астрологию, сегодня предлагаю рассмотреть признаки ума в гороскопе рождения. Для решения этой задачи астрологу будет полезно ограничится лишь знаниями традиционной астрологии, не беря в расчет новомодные тенденции с привлечением в суждение транссатурновых планет.

Признаки ума в гороскопе

Ум зависит главным образом от положения в карте Меркурия. Если он находится в своих домах (Дева – любовь к изучению, высокие интеллектуальные качества; Близнецы – ум тонкий, рассудок хороший, воображение, соединение ума и интуиции) или в домах Сатурна (Козерог – ум глубокий и рассудительный, Водолей – любовь к индукции) и в хороших аспектах с Сатурном, Солнцем, Юпитером, Венерой и Луной, то наделяет хорошим умом и большими способностями ко всякого рода знаниям. В других знаках он не представляет ничего замечательного.

Хочу обратить внимание читателей, что под термином «хорошие» аспекты, я не имею ввиду какие-то конкретные из них (как часто ошибочно полагают в современной астрологи – секстиль и тригон). Чтобы аспект считался благоприятным необходимо выполнения ряда условий: эссенциальная доброта планет, акцидентальная сила и их взаимная рецепция (отношения к друг другу). А то, какого характера этот аспект (квадратура, тригон и т.п.) роли большой не играет, за исключением оппозиций. Более подробно о том, как правильно работать с аспектами в гороскопе вы можете ознакомиться, прочитав мою .

Однако вернемся к определению умственных способностей человека . Показателями ума астрология, кроме того, считает первый дом (здесь Меркурий, кстати, акцидентально сильнее любой другой планеты первого дома, т.к. этот дом одновременно является его домом радости), в меньшей степени сюда можно отнести еще и 3, 5, 9, 11 дома, поэтому нахождение Меркурия в них (особенно в первом) усиливает умственные способности. Кроме того, нахождение его в определенном знаке Зодиака предопределяет склонность человека к тем или иным видам науки и искусства: в Близнецах, Деве и Весах – красноречие; дома Юпитера и особенно Сатурна дают знание математике и любовь к исследованию природы; государственные и духовные деятели зависят от знаков Юпитера и Венеры. Например, если Меркурий находится в домах 1, 3, 5, 9 или 11 и при этом расположен в Близнецах, Деве или Весах, то стремление выразить в красивой форме свои мысли, направит человека на путь государственной, общественной или педагогической деятельности (в благоприятном аспекте с сильным Солнцем такой Меркурий, даст красноречие блестящие и пылкое, о таких людях говорят – «он глаголом жег сердца людей»).

Еще одним важным гороскопическим фактором, свидетельствующим о хороших умственных способностях, являются все аспекты, образуемые между Меркурием и Луной. Все они наделяют умом, и чем аспект точнее, тем умственные способности сильнее. Особенно это проявляется в ситуации, когда одна из планет расположена в Близнецах (соединение же Меркурия и Луны в этом знаке под благоприятными аспектами может давать настоящую гениальность).

Аспекты Меркурия с другими планетами определяют наклонности, исходя из качеств таковых. Например, аспект с благоприятно расположенным Сатурном, указывает на высокий философский, теологический и математический ум, ищущий себе применение в литературе, науке, государственной или общественной деятельности; при наличии аспекта с хорошо расположенной Венерой – художники, артисты, музыканты, вообще люди искусства, торговцы и т.д. Аспекты с теми же планетами, но оказавшимися «злыми» и стоящими в негативных реципционных связях дадут те же показания, но в низшем плане их планетарного проявления.

Признаки слабого ума уже из вышесказанного определяются довольно легко: если Меркурий слаб эссенциально (в падении или изгнании) или перегрин, при этом поражен ацидентально (особенно если он ретрограден и/или сожжен) и формирует аспекты со злыми планетами – это указывает на ум слабый и испорченный.

Конечно же, в гороскопах редко встречаются ситуации «в чистом виде» и астрологу, как правило, приходится работать со смесью благоприятных и негативных показателей. Однако здесь уже дело за анализом и четким пониманием общих принципов астрологической науки.

Например, положение Меркурия в собственном доме (сильнейшее эссенциальное положение) может перевесить многие негативные факторы, но если при этом он акцидентально поражен – человеку, от природы обладающему прекрасным умом, будет сложно проявлять его во внешней среде. Если же при этом у Меркурия будет благоприятная рецепция с другой сильной планетой, то возможно он научится проявлять свои замечательные умственные способности через нее.

Вот примерно, таким образом, определяются признаки ума в гороскопе рождения. Кстати, предлагаю ознакомиться с моей , из которой вы узнаете, в каком зодиакальном знаке рождается больше всего ученых.

Почему мужчина бьет женщину?

В детстве, смотря фильмы, я частенько задавалась этим вопросом. Да и, как и в любой семье, у нас были родственники, для которых насилие над женщиной было не пустым звуком. Бабуля, с которой я провела добрую часть своего детства, рассказывая про побои дедушки, объясняла мол, «бьет - значит любит». Избитое, старинное, как сам Мир, выражение. Помню, как маленькая, я часто задавала маме вопрос, "почему тетя Таня/Клара/Света не уйдет от своего мужа, который поднимает на нее руку!?" Но мое детское любопытство не было удовлетворено.

Благо мама обладает прекрасной памятью на даты рождения всех наших родственников, поэтому, я, сохранив всю информацию, решила выяснить, что в мужской карте отвечает за желание осуществлять насилие над женщиной. Быть может, та информация, что я здесь приведу, заставит хотя бы одну девушку пристальнее присмотреться к своему избраннику, и возможно убережет ее от синяков.

Итак, я просмотрела базу карт в количестве 15-20 штук. Да, для статистики этого мало, но, по крайней мере – это начало. Среди «рабочего материала», разумеется, не только мои дальние родственники, но и карты людей, которых я знаю опосредованно.

Во все картах, каким - либо образом были выражены знаки Скорпиона или Овна. Оно и понятно. Овен не любит, когда ему перечат, и если женщина попадалась с характером, ее быстро посредством кулаков ставили на место. Скорпион тоже знак довольно интересный. Обладая огромной силой воли, он не всегда может сдержать эмоции, когда дело касается любви и отношений. Скорпион, также как и Овен, знак властный, ведь у них одна планета управитель – Марс. Хороший добрый Марс – это защитник, который никогда не даст в обиду, пораженный же напряженными аспектами он превращается в деспота. Например, мужчина с Марсом в раке или четвертом доме, как правило, домашний тиран. В реальной жизни, за пределами дома, это божий одуванчик, о наклонностях которого не сможет догадаться никто даже из самых близких его коллег по работе. Всю силу, мощь и агрессию, мужчина с таким положением, будет проявлять только в своих родных стенах.

Также встретился мне при анализе аспект Луны в квадрате к Марсу. Все тот же Марс. Вообще этот квадрат говорит о плохо контролируемой агрессии, энергии. Луна в астрологии – образ мамы, и часто бывает, что данный аспект присутствует в карте мужчины, когда у него были трудные отношения с матерью. Она и сама могла воздействовать на него посредством применения физической силы. И сейчас, когда мальчик вырос, он вымещает свои подсознательные комплексы и желание отомстить на жене или подруге. Астрология, как и психология, едина во мнении, что все исходит из семьи. Поэтому прежде чем связать свою жизнь с мужчиной, не поленитесь узнать, каковы были его отношения с мамой.

Я склонна думать, что в семейных проблемах не может быть виноват один человек. Поэтому, было бы некрасиво с моей стороны, не упомянуть хотя бы вкратце, почему же женщина терпит такое отношение.

Сразу в карте обращаем внимание на Плутон и Нептун. Нептун дает иллюзии относительно партнера, он не кажется тираном, наоборот, девушка считает, что любимому плохо и ее задача, помочь ему разобраться в себе. Вообще эта планета связана с мазохизмом, и те, у кого Нептун выражен в карте, подсознательно не то, что терпят к себе такое отношение, оно им даже нравится.

Следующее на что смотрим это аспекты Плутона к Солнцу и Марсу. Если есть, например квадрат или оппозиция Солнца с Плутоном – значит муж, отец, или любая другая особь мужского пола будет угнетать либо психологически, либо физически девушку. В ее психотипе заложен мужчина, который подавляет ее натуру, нормального партнера в свою жизнь она наврятли притянет.

В этом мире люди притягиваются друг к другу не случайно. Все настолько взаимосвязано, что иной раз удивляешься насколько просчитана «небесная архитектура» в подборе партнеров для нас. В нашу жизнь не приходит то, на что нет указания в нашей натальной карте. Поэтому бывает, что женщина, покинув мужа-тирана, находит через какое то время молодого человека, который вновь будет поднимать на нее руку. Выход есть, но он сложный и неоднозначный. Думать, размышлять, пытаться понять свою душу, и стремиться поменять что-то в себе. Как только это произойдет, судьба сама разлучит вас под любым предлогом с объектом опасности.

На вопросы Елены Вышинской ответил астролог Михаил Чистяков (Санкт-Петербург), лекции которого по хорарной астрологии можно впервые посетить в Москве с 3 по 5 января.

Как понять, что пришла пора довериться астрологии?

Астрология – одна из древнейших дисциплин, тексты с астрологическими предсказаниями обнаружены ещё в библиотеке Ашшурбанапала VII в. до н. э. Множество веков астрологи служили при всех дворах, и им доверяли. Если бы они не заслуживали доверия, за что бы они получали свой хлеб?

Что требует обращения к профессиональному астрологу, а что можно прочитать в общих прогнозах?

Астрологи сами стали жертвами своей популярности. Из всех статей уважаемых газет и журналов читатель первым делом штудирует колонку с предсказаниями. Однако невозможно всё население планеты распределить по 12 категориям – по знакам зодиака, это неправильно, гороскоп строго индивидуален. Поэтому, если человеку надо просто развлечься, можно, конечно, почитать газетный прогноз, но за ответом на серьезный вопрос необходимо обращаться к специалисту.

Кому стоит углубиться в изучение астрологии и сделать из этого профессию?

Знать астрологию необходимо всем – это как уметь читать и писать, хотя бы на уровне планет и знаков, чтобы понимать, что это такое. Но делать из этого профессию стоит только человеку, который видит в этом свое призвание и не боится ответственности перед другими людьми. Надо понимать, что астрология такая же профессия, как и все остальные, и, может быть, если убрать вуаль мистики и эзотерики с этой дисциплины, она станет менее заманчивой, а может - наоборот.

Как вы стали астрологом?

Очень постепенно, не в один день. Само слово "астрология" я услышал ещё в школе, но тогда не смог познакомиться с ней поближе – в СССР эти знания были под запретом. Когда же запреты сняли и эти знания стали доступны, многие люди ринулись получать их. Так в 1989 году я оказался в школе П.П. Глоба. Потом этот поток редел, и астрологами, как вы понимаете, стали единицы. Невозможно стать астрологом без практики, но это, наверное, справедливо для всего.

Ваши личные открытия в астрологии.

Астрология существует не одну тысячу лет, и за время своего существования она практически не претерпела изменений. Более того, рано или поздно астрологи возвращаются к истокам, к средневековым, античным текстам. Астрология в этом смысле очень консервативна. А личные открытия? Ежедневно работая с живыми людьми, открываешь что-нибудь новое, неожиданное, интересное.

Хорарная астрология, курс которой вы в январе 2018 года прочтете в Москве - ваша главная тема в астрологии?

Нет, я специализируюсь все-таки на астрологии личности – на построении натальных карт. Но хорар (астрологию текцщего момента) необходимо знать, потому что на некоторые вопросы клиента можно ответить исключительно по хорарному гороскопу.

Может ли астрология помочь улучшить отношения с астрологически неподходящим партнером или добиться успеха в деле, к которому нет астрологической предрасположенности?

Конечно! Мы, к сожалению, далеко не всегда занимаемся тем, чем нужно, и живем с теми, кто нам более всего подходит. Задача астролога – разобраться в ситуации и помочь советом. А если совет будет всегда "развод и никаких гвоздей" или "бросайте эту работу, она вам не подходит" после того, как человек посвятил ей всю жизнь, грош нам будет цена. Ведь астрологи издревле шли рука об руку с врачами, вернее они и были врачами. А главная заповедь врача – не навреди.

Отстала ли от мировых стандартов наука астрология в России, пока ей не пользовались во времена СССР?

Не думаю. Я уже говорил, что астрология очень консервативная дисциплина. За 30 лет, что она существует у нас официально, местные астрологи "поднакачались" и уже мало в чем уступают импортным. Впрочем, может быть это только аберрация близости, как говаривал Л.Н. Гумилев.

Что вы можете сказать о наступающем 2018 годе?

Во-первых, всех с Новым годом! Этот год будет годом передышки, но на какие-то бонусы сейчас рассчитывать бесполезно. Одно можно сказать однозначно – войны, которой нас пугают, не будет. А отсутствие плохих новостей – уже хорошая новость.