Особенности функционирования банковской системы италии. Структура банковской системы. Банк Италии и современность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Банковская система Италии весьма специфична -- в отличие от других капиталистических стран традиционные разделения между государственным и частным правом и между рыночной и планируемой экономикой не могут быть заложены в ее основу. Это во многом объясняется историческим развитием банковской системы этого государства.

Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая кредитно-банковская система Италии продолжает существовать и в настоящее время. Первый ее уровень -- центральный банк -- Банк Италии, второй уровень представлен коммерческими и специализированными банками.

На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии. Он выступает и в качестве посредника в сфере кредитования, и в качестве банка банков; кроме того, он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность других банков.

Банк д"Италия -- центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Банк д"Италия был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально Банк д"Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания Центробанк Италии является эмиссионным банком (до 1926 г. эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia, а с 1926 г. Банк д"Италия становится монополистом).

В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д"Италия был поставлен во главе банковской системы. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону от 7 марта 1938 г. Капитал банка составляет 300 млн. лир: он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка д"Италия являются именными и могут принадлежать лишь:

сберегательным кассам;

кредитным учреждениям публичного права и национальным страховым обществам;

страховым учреждениям.

Необходимо отметить, что контроль за банковской системой Италии осуществляется непосредственно Центральным Банком без делегирования полномочий какой-либо организации.

Собственно банковскую систему Италии составляют "обычные кредитные банки", осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории:

государственные (публично-правовые) банки;

банки национальных интересов;

обычные банки;

кооперативные банки;

сберегательные и ссудные банки 1-го класса;

сельскохозяйственные и ремесленные банки;

отделения иностранных банков в Италии;

центральные кредитные учреждения.

Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

Характерной чертой этих банков является то, что все они имеют форму фондов (исключение составляет Banco Nazionale del Lavoro, принявший форму ассоциации). Первоначально капитал этих кредитных учреждений формируется за счет пожертвований частных лиц или переводов, поступающих от правительства и других государственных органов (учреждений), и за счет удержания прибыли. Часть прибыли отводится на финансирование общественно полезной илиблаготворительной деятельности, а также направляется на нужды здравоохранения или культуры. Состав руководящих органов этих банков наилучшим образом отражаетих публичный характер. Например, председатели Советов директоров этих банков назначаются декретом министра казначейства. Кроме того, на заседаниях Совета директоров присутствует представитель банковского контрольного органа (Банка Италии): он следит за соответствием решений Совета распоряжениям центрального банка.

В своей посреднической деятельности публично-правовые (государственные) банки используют те же приемы, что и банки частного сектора.

В свою очередь, операции публично-правовых банков осуществляютсячерез широкую сеть коммуникаций внутри страны, черезих отделения и филиалы за рубежом и через систему специального кредитования, охватывающую множество отраслей экономики. В категорию публично-правовых банков входят шесть банков: Banco Napoli, Banco di Sizilia, Banco Nazionale del Lavoro, Istituto bancario San Paolo di Turino, Monte dei Paschi Siena, Banco di Sardenia.

Государственные кредитные учреждения (19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата служащих) являются собственностью государства (среди них и очень старые банки, например, Monte dei Paschi di Sienna, недавно созданные). В эту же группу входит самый крупный итальянский банк, созданный в 1913 г. -- Banca nazionale del Lavoro. Присутствие государства в банковском секторе усиливается в отличие от других стран политизацией при назначении на руководящие посты; согласно правилу так называемой политической "сортировки" партии распределяют между собой посты: место президента Banco nazionale del Lavoro принадлежит социалистам, место президента Вапсо di Sicilia -- республиканцам, а Вапсо di Napoli -- социал-демократам. Иное распределение наблюдается в высшем управленческом персонале банков.

Три банка национальных интересов (БНИ) -- это второй вид участия государства в банковском секторе (11,4% депозитов, 14% кредитов и 17,5% штата служащих), которые являются собственностью Istituto per la ricostruzione industriale -- IRI, в свою очередь являющегося собственностью государства. Государство приобрело их в результате крупной финансовой реформы. Согласно банковскому закону 1936 г. банки были разделены на занимающиеся кредитованием движимого имущества, инвестиционные и депозитные. Таким образом, три БНИ стали депозитными банками.

Несмотря на то, что директора БНИ имели ярко выраженные политические симпатии, они часто демонстрировали свою независимость от любых партий, в отличие от "государственных кредитных учреждений".

К порядку организации банков национальных интересов предъявляются особые требования: во-первых, устав такого банка должен быть утвержден декретом министра казначейства, изданным после проведения консультаций с межминистерским комитетом по кредитованию и сбережениям; во-вторых, акции этих банков заносятся в специальный реестр и могут быть записаны только на имя итальянских граждан декретом Президента 1965 г. (это ограничеие было снято для граждан других стран ропейского Сообщества); в-третьих, назначение директоров таких банков должно быть подтверждено Банком Италии. Представитель Центрального банка присутствует на заседаниях Совета директоров.

Традиционно банкам национальных интересов принадлежит особая роль в развитии экономической деятельности частного сектора, поскольку через разветвленную сеть своих отделений эти банки предоставляли многочисленные и разнообразные финансовые услуги. Кроме того, банки национальных интересов всегда играли ведущую роль в развитии внешнеэкономической деятельности итальянских предприятий.

БНИ являются: Банко ди Рома, Банка Коммерчиале Итальяна и Кредите Итальяно.

Обычные кредитные банки -- это юридические лица частного права; чаще всего они имеют форму компании.

Активные и пассивные операции этой категории банков не слишком отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и банков национальных интересов. Отличие заключается лишь в составе держателей акций банков этой категории: следовательно, существует и иная система контроля за их деятельностью.

По характеру осуществляемых операций кооперативные народные банки схожи с обычными банками. Кооперативные банки освобождены от контроля, установленного для других видов кооперативных товариществ.

Основное отличие кооперативных банков заключается в том, что капитал кооперативного банка должен быть распределен между определенным количеством его членов; причем их не может быть меньше 400 (это правило установлено законом 1983 г. и декретом президента). Величина пая каждого из участников такого банка не может быть меньше суммы, устанавливаемой в зависимости от совокупной величины капитала банка (обычно величина одного пая составляет 15 млн. лир). Независимо от количества паев каждый участник банка имеет на общем собрании членов банка один голос.

Небольшие кооперативные банки в основном занимаются финансированием мелких местных предприятий. Операции более крупных кооперативных банков во многом схожи с операциями обычных банков.

Сберегательные банки -- это юридические лица публичного права. Сберегательные банки учреждались в виде фондов или ассоциаций. Коллегиальным органом, управляющим ассоциацией -- сберегательным банком является общее собрание участников ассоциации, во главе сберегательного банка -- фонда стоит Совет директоров. Как в ассоциациях, так и в фондах ответственность за осуществление операций лежит на Совете директоров. Председателя и заместителя председателя Совета директоров назначает министр казначейства по предложению Банка Италии.

На сберегательные банки распространяется специальное правовое регулирование. Эти банки обычно предоставляют кредит под обеспечение недвижимости, учет векселей ограничивается векселями с двойным акцептом. Ссуды предоставляются под обеспечение ценных бумаг правительства или ценных бумаг, гарантии по которым предоставили государственные органы. Помимо краткосрочных ссуд, некоторые сберегательные банки осуществляют средне- и долгосрочное кредитование через специальные подразделения этих банков.

С 1980 г. правовое положение сберегательных банков претерпело существенные изменения. Они затронули внутреннюю структуру сберегательных банков. Так, ответственностьза общую стратегию деятельности банка была возложена на Наблюдательный совет; управление банком осуществляет Комитет по управлению банком. Кроме того, сберегательный банк обязан выпускать денежные документы и распространять их среди министров. В 1986 г. эти изменения коснулись около 2/3 всех сберегательных банков Италии.

Крупнейшими сберегательными банками Италии являются: Касса ди Риспармио делле Провинция Ломбарде, Касса ди Риспармио ди Корино и Касса ди Риспармио ди Верона, Виченца е Беллуно.

Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные банки: они предоставляют ссуды под залог движимого имущества. Ссудные банки подразделяются на две категории: ссудные банки 1-го и 2-го класса. Если первые осуществляют те же операции, что и сберегательные банки, то вторые подпадают под действие специального законодательства, им предоставлено право предоставлять авансы под обеспечение и давать ссуду под залог, а также предоставлять личные ссуды под залог, составляющий 1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя. Пассивные операции обеих категорий ссудных банков осуществляются посредством вкладов. Прибыли ссудных банков распределяются по следующей схеме: 0,9 совокупного дохода идет на пополнение резервных фондов банков, 0,1 дохода -- на благотворительные цели.

На 31 декабря 1985 г. в Италии насчитывалось 79 сберегательных банков и восемь ссудных банков 1-го класса.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки -- это кооперативные банки с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер. Обычно подразделения этих банков располагаются в небольших городах (в соответствии с территориальным принципом банковской деятельности). Такие банки осуществляют свою деятельность на основе принципа целевого специализированного кредитования. Они принимают вклады как от своих участников, так и от третьих лиц, однако совокупный объем вкладов, поступивших от третьих лиц, не может превышать 25% общей суммы вкладов. Помимо краткосрочного кредитования, такие банки могут осуществлять средне- и долгосрочное кредитование в пределах, установленных специальным законодательством.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки с неограниченной ответственностью обязаны инвестировать по меньшей мере 10% их вкладов в государственные ценные бумаги или в облигации, обеспеченные закладной под недвижимость и сельскохозяйственные кредитные учреждения. Если речь идет о банках с ограниченней ответственностью, то на эти цели идет по крайней мере 20% вкладов.

Центральные кредитные учреждения -- это корпорации, создаваемые банками различных категорий. Кредитные учреждения выполняют многообразные функции -- от оказания финансовой и технической помощи до координации деятельности банков. В частности, центральные кредитные учреждения направляют средства своих вкладчиков -- акционеров на приобретение ценных бумаг и предоставление займов.

Финансовая и техническая помощь включает в себя также учет ценных бумаг, инкассирование векселей, участие в проведении подписки на ценные бумаги и размещение этих ценных бумаг. Центральные кредитные учреждения осуществляют также централизованное управление выпуском векселей, производимых каждой категорией банков.

В настоящее время в Италии пять центральных кредитных учреждений.

Специальные кредитные учреждения предоставляют средне- и долгосрочные кредиты (на срок свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются кредиты, предоставляемые на срок свыше 12 месяцев).

Средства специальных кредитных учреждений формируются за счет вкладов, передаваемых этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев, а также за счет выпуска бумаг с фиксированным процентом дохода. Специальные кредитные учреждения осуществляют средне- и долгосрочное кредитование под обеспечение.

Заемщики специальных кредитных учреждений зачастую пользуются субсидиями, предоставленными правительством под процентные ставки.

В соответствии с законом о банковской деятельности 1936 г. все учреждения системы средне- и долгосрочного кредитования объединены в одну группу -- "Специальные кредитные учреждения", без учета существующих между ними различий. Для того чтобы провести различие между кредитными учреждениями этой системы, можно воспользоваться такими критериями, как правовая форма, географические пределы деятельности и выполняемые функции.

В зависимости от правовой формы специальные кредитные учреждения подразделяются на следующие категории:

1) юридические лица публичного права, в том числе: специальные кредитные подразделения банков -- юридических лиц публичного права, наделенные собственной правосубъектностью;

2) корпорации, обычно учреждаемые банками;

3) специальные кредитные подразделения банков -- юридических лиц публичного права и сберегательных банков,не наделенные собственной правосубъектностью, но имеющие отдельный капитал.

Большинство специальных кредитных учреждений прямо или косвенно относится к государственному сектору -- либо по своей правовой форме, либо в силу того, что контрольный пакет акций принадлежит государству или его органам.

По данным на кое 1985 г. в Италии было 91 специальное кредитное учреждение.

Государственное регулирование банковской системы в Италии осуществляется в первую очередь путем принятия нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность кредитных учреждений.

В систему органов, осуществляющих контроль за работой банковской системы Италии, входят:

межминистерский Комитет по кредитованию и сбережениям;

министр казначейства;

Центральный банк Италии;

председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии.

Межминистерский Комитет состоит из министра казначейства, министров: общественных работ, сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, чрезвычайного вмешательства в дела юга Италии, участия государства во владении акциями. Председатель правления (управляющий) Центрального банка участвует в заседаниях комитета.

Межминистерский Комитет принимает решения по всем вопросам, связанным с осуществлением кредитования и хранением сбережений. Министр казначейства (он же председатель межминистерского Комитета) принимает во внимание мнение Межминистерского Комитета, решая вопросы кредитования и осуществляя контроль за деятельностью банков.

Решения межминистерского Комитета, адресуемые Центральному банку Италии и ее управляющему, имеют форму директив.

Министр казначейства проводит решения комитета в жизнь и отвечает за его деятельность перед парламентом. Кроме того, когда обстоятельства требуют принятия срочных мер, министр казначейства имеет право принимать решения по вопросам, рассмотрение которых находится в пределах компетенции межминистерского Комитета.

Центральный банк Италии -- исполнительный орган межминистерского Комитета, инструмент для проведения в жизнь его решении. Центральный банк имеет право обращаться с предложениями, связанными с работой финансовой системы и вопросами кредитования, в межминистерский Комитет.

Председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии обеспечивает согласование политики в сфере кредитования с практической деятельностью по управлению банковской деятельностью.

Присутствие государства долго выражалось в двух принудительных мерах, которые итальянское правительство навязывало банкам: обеспечение кредита и обязательство использовать определенный процент своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций, а обеспечение кредита было отменено в 1983 г. Обязательный процент использования банковских активов в виде облигаций снизился до 4,5% и касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций.

Свои функции по контролю за банковской системой Банк Италии осуществляет в соответствии с принятым в 1991 г. законом, предусматривающим, в частности, запрещение неофициальной кредитной деятельности и нелегального приема вкладов под проценты. Наряду с этим Банк Италии проводит большую работу по выявлению различных подлогов, афер и финансовых махинаций, случаев сокрытия некоторыми банками реальных масштабов деятельности и сокрытия их от налоговых служб. Важным аспектом его деятельности стала борьба с мафией и прочими формами организованной преступности, прежде всего в банковской и финансовой сфере. В этой сфере Банк Италии тесно сотрудничает с министерством финансов, Национальным валютным управлением, финансовой полицией, Национальнымбюро по борьбе с мафией, а также с другими государственными и общественными организациями.

По соглашению с Национальным валютным управлением в рамках совместной программы в 1992--1993 гг. Банк Италии провел выборочную проверку более 400 банковских организаций, включая их филиалы и отделения в четырех регионах Южной Италии, где наиболее сильна организованная преступность. В 1993--1994 гг. Национальное валютное управление провело собственную инспекцию 29 банков.

Наряду с проверкой возможностей и фактов нелегальной ссуды денег проверялась законность выполнения основных посреднических функций, в том числе по операциям с ценными бумагами финансовых и холдинговых компаний, инвестиционных фондов и т. п. За 1991--1993 гг. было проведено 543 банковские инспекции, в результате которых Банк Италии с санкции министерства финансов возбудил 213 дел о нарушении государственных законов или административных постановлений.

В период между 30 июня 1990 г. и 30 июня 1994 г. за нарушения законов и постановлений 22 банка были подвергнуты специальным административным мерам наказания, 11 -- принудительно ликвидированы. Из 33 банков, по которым были открыты дела, 24 банка размещались на юге Италии. Слабая действенность многих мер наказания (включая ограничения на использование наличности, технологического оборудования банков и т.д.) вызвала необходимость принятия в 1992 г. совместно с министерством финансов более жестких административных санкций, после чего компетентным судебным органам было передано 80 новых уголовных дел.

Представителей банка Италии приглашают в качестве посредников для разбора крупных финансовых нарушений. Экспертизы, разработки или совершенствования правовых норм по финансовой деятельности. Банк активно сотрудничает с Национальным валютным управлением -- число совместных мер по контролю финансовой системы увеличилось с 139 в 1992 г. до 273 в 1993 г. и до 206 за девять месяцев 1994 г.

Сотрудники Банка Италии участвуют в уголовных расследованиях, финансовой и технической экспертизе (118 случаев в 1992--1994 гг.). Особенно большую экспертную и техническую помощь Банк Италии оказывает Национальному бюро по борьбе с мафией в расследовании крупных экономических преступлений. Налажен постоянный обмен информацией с национальным бюро по борьбе с мафией.

Банк Италии работает также в тесном контакте с финансовой полицией, прежде всего при рассмотрении нарушений законодательных норм финансовыми компаниями. В 1993 г. финансовой полиции был направлен список 187 компаний Южной Италии, уличенных в незаконных ссудах,а в 2008 123 компании.

Подобные документы

    Банковская система как совокупность национальных банков и других кредитных учреждений в составе экономики государства. Функции банковской системы, ее элементы. Двухуровневая банковская система в России. Количественные характеристики банковского сектора.

    доклад , добавлен 24.11.2014

    Возникновение и развитие банков, их сущность. Банковская система: понятие, признаки, модели. Функции и роль банков в экономике страны. Центральные банки. Коммерческие банки. Виды банков в РФ и организационно-экономические основы их функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2008

    Банковская система: понятие и общая характеристика. Отличие банка от небанковской кредитной организации. Роль и значение Центрального и коммерческих банков на рынке банковских услуг. Специфика правового положения центрального кредитного учреждения.

    реферат , добавлен 27.01.2016

    История возникновения и развития банков и кредитно-денежных отношений. Сущность банковской системы. Банки как элементы банковской системы. Банковская система Республики Таджикистан. Капитал кредитных организаций. Сущность кредитно-денежной политики.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2015

    Становление денежно-кредитных отношений в мире. Двухуровневая банковская система, её развитие и функционирование в Украине, положительные черты и недостатки. Методы решения проблем банковского сектора с применением опыта ведущих зарубежных стран.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2011

    Признаки и общая характеристика банковских систем. Современная банковская система в России. Классификация банков, их базовые функции. Состав и сущность отдельных элементов банковской системы. Различия между распределительной и рыночной системами.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

    Кредитно-банковская система и ее структура. Функции кредитно-банковской системы в Республике Беларусь. Механизм влияния кредитно-банковской системы на экономику. Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Понятие, цели, типы построения банковской системы. Место и назначение небанковских кредитных организаций, особенности их правового положения. Иностранный капитал в банковской системе. Резервная система РФ. Роль коммерческих банков в экономике страны.

    реферат , добавлен 01.04.2009

    Определение понятия "банковская система", ее место в кредитно-денежном механизме страны. Специфика деятельности коммерческого банка как кредитора и заемщика. Описание основных функций банков в финансовой системе и их роль в современной экономике.

    реферат , добавлен 04.10.2012

    Виды, функции, операции, коммерческих банков. Проблема их ликвидности. Финансовая поддержка экспорта как важное направление кредитования. Динамика срочных депозитов населения. Банковская деятельность в Беларуси и ее регулирование на современном этапе.

Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство про­извести национализацию значительной части банков и сфор­мировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбереже­ниям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими бан­ками и специализированными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности.

Во-первых , значительна доля участия государст­венного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутст­вие государства в банковском секторе проявляется в двух фор­мах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облига­ций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усилива­ется политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой по­литической «сортировки». Например, президентом «Банко нацио­нале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.

Во-вторых , банки и кредитные учреждения делятся на ин­ституты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кре­дитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учрежде­ния, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществ­ляющие широкий круг банковских операций; негосударствен­ные коммерческие банки, имеющие большое количество отде­лений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность кото­рых связана с частной клиентурой и ограничена рамками опре­деленной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназна­ченные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования ха­рактерна узкая специализация (промышленность, сельское хо­зяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определя­ет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреж­дения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кре­дитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала боль­шую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

Введение 2

1. Банковская система Италии 3

2. Цель и инструменты денежно-кредитной политики Италии 6

3. Особенности денежно-кредитной политики Италии 9

Заключение 12

Список использованных источников 13

Введение 3

1. Банковская система Италии 4

2. Цель и инструменты денежно-кредитной политики Италии 7

3. Особенности денежно-кредитной политики Италии 10

Заключение 13

Список использованных источников 14

Введение

Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением экономической политики государства. Она должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

Денежно – кредитная политика призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры. В самом общем виде задача монетарной политики состоит в создании условий, при которых экономические агенты (частные лица, предприниматели, общественные и государственные органы), реализуя свободу выбора, производили бы действия, совпадающие с целями экономической политики.

Целью работы является изучение денежно-кредитной политики Италии. Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

    Изучить банковскую систему Италии;

    Рассмотреть цель и инструменты денежно-кредитной политики Италии, а также функции Банка Италии;

    Рассмотреть особенности денежно-кредитной политики Италии.

1. Банковская система Италии

Современная банковская система Италии сложилась в 1920−1930-х годах. Кредитно-банковская система Италии состоит из двух уровней: первый уровень системы представлен центральным банком - Банком Италии, второй уровень - коммерческими и специализированными банками.

Центральным банком Италии является Банк Италии, основанный в 1893 году. С 1926 года Банк Италии стал единственным банком в стране, имеющим право выпуска национальной валюты. В том же году он получил право контроля над кредитной системой страны и курсом лиры. В 1936 году на основании Закона о банковской деятельности, принятом в этом же году, на Банк Италии были возложены функции центрального банка. В настоящее время, в связи с образованием Европейской системы центральных банков, Банк Италии является организацией, претворяющей в жизнь политику Европейского центрального банка .

Народные банки (итал. banca popolare) представляют из себя кооперативные банки, занимающиеся кредитованием малого и среднего предпринимательства. В правовом отношении на них распространяются положения, установленные для кооперативных учреждений, в частности, ограничен размер паёв участников, каждый участник может пользоваться только одним голосом независимо от размеров пая. Народные банки объединены в Национальную ассоциацию народных банков, а их деятельность координируется Итальянским центральным институтом народных банков.

Сберегательные кассы (итал. cassa di risparmio) в Италии занимаются аккумуляцией мелких сбережений населения. Первая сберегательная касса Cassa di Risparmio di Venezia появилась 12 января 1822 года в Венеции. Впоследствии они распространились по всем провинциям Италии. В 1880 году в Италии работало 183 кассы, а в 1927 году их насчитывалось уже 204. Но впоследствии начался процесс слияния банков, что привело к их значительному сокращению. На декабрь 2010 года в Италии работало 87 сберегательных касс.

Основными операциями сберегательных касс выступают: приём вкладов, расчётные безналичные операции, краткосрочное кредитование, что даёт им возможность быть реальными конкурентами коммерческих банков. Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами, например, им запрещено заниматься спекулятивными операциями, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заёмщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.

Сберегательные банки объединены в Ассоциацию сберегательных касс Италии (итал. Associazione delle Casse di Risparmio Italiane), которая является официальным представителем их интересов и осуществляет консультационные услуги.

На севере Италии несколько банков выдают кредиты под залог сыра пармезан. Такой способ кредитования начали применять в 1950-х годах, он позволяет сыроделам избежать финансовых трудностей в период созревания сыра. Одним из банков, выдающих ссуду под «сырное обеспечение», является банкирский дом Credito Emiliano.

Банк Италии (итал. Banca d"Italia) - центральный банк Италии, основанный в 1893 году. Банк является членом Европейской системы центральных банков. Банк Италии был основан в 1893 году как акционерное общество. С 1895 года ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 году Банк Италии получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. В 1936 году банк был национализирован правительством Муссолини и стал выполнять функции «банка банков», то есть кредитовал другие банки.

Основными функциями Банка Италии являются следующие:

    эмиссия евро;

    аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов;

    ведение счёта государства, на котором отражается движение поступлений и выплат;

    предоставление кредитов кредитным учреждениям и правительству;

    контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Во главе Банка Италии стоит Высший совет (Consiglio Superiore), избираемые собранием акционеров (assemblea dei partecipanti), который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк возглавляет Совет управляющих, который назначается Высшим советом. В Совет управляющих (Direttorio) входит 12 директоров, исключая политических деятелей. Управляющие выбирают Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего (governatore), генерального директора (direttore generale), его заместителя (vicedirettori generali) и четырёх директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены Президентом страны. Они могут быть отозваны в любое время.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 1820-1830 гг. Серьезно затронул банковскую систему кризис 1930-х гг., когда государство было вынуждено произвести национализацию значительной части банков, при этом сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института: Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк – Банк Италии, созданный в 1893 г. Вторым уровнем кредитной системы, как обычно, стали коммерческие банки и специализированные кредитные учреждения.

Современная банковская система Италии обладает следующими основными особенностями:

1) значительная доля участия государственного сектора;

2) банки и кредитные учреждения делятся по срокам кредитования.

На банки государственного сектора приходится по 35 % депозитов и кредитов, 40 % служащих в банковской сфере. Свое присутствие государство проявляет в двух формах: обеспечение кредита (отменено в 1983 г.); обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля в современный период снизилась до 4,5 %. В банковском секторе усилена политизация за счет применения при назначении на руководящие посты правила так называемой «политической сортировки» : назначаются социалисты, республиканцы, социал-демократы и т. д.

Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп:

1. Государственные кредитные учреждения (преимущественно коммерческие банки), кредитующие крупные фирмы.

2. Банки национальных интересов, обеспечивающие широкий спектр банковских операций.

3. Негосударственные коммерческие банки с большим количеством отделений, обслуживающие средний и мелкий бизнес и частных клиентов.


Сберегательные кассы, ограниченные рамками определенной территории. Обслуживают частную клиентуру.

5. Ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные и кооперативные банки, финансирующие мелкие и средние предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства.

6. Специализированные кредитные институты, в основном – для предоставления инвестиционных займов предприятиям.

Эта группа институтов является наиболее распространенной, в ней более тысячи кредитных учреждений.

Институты средне- и долгосрочного кредитования обладают узкой специализацией: промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование мелких и средних предпринимателей. Срок кредита определяется характером специализации. Эти институты – в основном государственные или полугосударственные, формирующие свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов.

Еще одной особенностью банковской системы Италии можно назвать острую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, по выполняемым операциям пользуются успехом у вкладчиков.

В конце 1970-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, например, при приватизации «Медиобанка» 50 % его капитала стало принадлежать частным лицам, 25 % — банкам национальных интересов и 25 % — государству.

Банки Италии современного периода проводят политику внешнего развития, что особенно выражено в направлении Франции и Германии, поэтому итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков. С начала 2002 г. официальной валютой в стране стало евро.

Италии насчитывает около 786 банковских учреждений, в которых работает более 322 тыс. человек. Центральным банковским учреждением этого государства является, который был основание еще в далеком 1893 году, а сегодня входит в Европейскую систему центральных банков.

Краткая история развития Банка Италии

Данное банковское учреждение образовалось в результате объединения следующих кредитных организаций:

  • Banco Toscana di credito per le nazionale induatrie;
  • Banco Nazionale Toscana;
  • Banco Nazionale Renio.

В 1893 году после объединения вышеуказанных организаций, Банк Италии получил статус частного акционерного общества (то есть стал юридическим лицом).

Следует отметить, что вышеуказанное банковское учреждения с самого начала своего основания отличалось тесными связями с государством. В результате этого в 1895 году Банку Италии правительство страны передало управление финансовыми делами государственного казначейства. Это было действительно большое достижение!

Первыми руководителями вышеуказанного банковского учреждения являлись:

  • Джакоммо Грилло (исполнял обязанности только один год после основания банка);
  • Джузеппе Маркиои (занимал пост с 1894 года до 1900 года);
  • Рональдо Стрингер (руководил банком около 30 лет).

Со временем Банк Италии становится во главе всей банковской системы государства: осуществляет контроль за деятельностью других банковских учреждений, осуществляет эмиссию денежных средств.

1936 год является очень важным в финансовой карьере вышеуказанной кредитной организации. Муссолини и его правительство осуществляют «национализацию» Банка Италии, и с этого времени данное финансовое учреждение становится «банком банков». Это означает, что Банк Италии при необходимости получил право кредитовать другие банковские учреждения.

Основные функциональные обязанности Банка Италии

Вышеуказанное банковское учреждения осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

  • аккумуляция и официальных золотовалютных резервов государства;
  • эмиссия евро;
  • контроль и надзор за деятельностью других кредитных организаций станы;
  • предоставление ссуд правительству и иным финансовым учреждениям;
  • ведение государственного счета, на котором отражается движение поступлений денежных средств и выплат.

Структура и руководство Банка Италии

Высший совет осуществляет контроль над Центробанком Италии. В него входит 12 директоров (за исключением политических деятелей). Последние назначают Управляющего Банка Италии. Высший совет регламентирует свою работу согласно установленным рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.

Первое задание Управляющего – выбрать Комитет Высшего совета. Последний состоит из управляющего, гендиректора, заместителя гендиректора и еще 4 директоров. Все кандидатуры утверждаются президентом Италии после одобрения их в Совете Министров.

С 2005 по 2011 год руководителем Банка Италии был экономист Марио Драги. Он окончил Римский университет Ла Сапиенца и получил докторскую степень в технологическом университете Массачусетса. После этого у Марио Драги началась стремительная карьера банкира. С 1984 года он являлся исполнительным директором Всемирного банка. Проработал здесь около 6 лет, а затем ему предложили должность председателя в Комитете по приватизации. С 2002 года Марио Драги выполнял обязанности вице-президента одного из самых крупнейших коммерческих банковских учреждений в мире – Goldman Sachs International.

В 2011 году его работа в Банке Италии закончилась. Марио Драги с этого времени является председателем Европейского центрального банка

Банк Италии и современность

Руководителем Банка Италии с 2011 года является Иньяцио Виско. Он также как и Марио Драги окончил университет Ла Сапиенца в Риме (специальность «экономика и торговля»). В Банке Италии Иньянцо Виско работает с 1974 года. С 2004 года начал занимать руководящие должности в этом банковском учреждении:

  • с 2004-2006 гг. являлся директором Банка Италии по заграничным делам;
  • с 2006-2007 гг. занимал должность руководителя по экономическим исследованиям;
  • с 2007-2011 гг. являлся заместителем генерального директора.

Сегодня Банк Италии осуществляет свою деятельность согласно с требованиями Евросистемы в соответствии с договорным соглашением о функционировании Европейского Союза. Главной особенностью работы вышеуказанного банковского учреждения является то, что оно строго сохраняет свою независимость от внешних влияний. В обмен на такую автономию Банк Италии должен предоставлять правительству государства, парламенту и общественности всю необходимую информацию, а свою деятельность осуществлять прозрачно.

Центробанк Италии на сегодняшний день представляет собой мощную экономическую и финансовую организацию, которой составляет 300 млн. лир. Уже на протяжении длительного времени вышеуказанное банковское учреждение поддерживает стабильность национальной валюты, осуществляет автономную и независимую деятельность, гарантирует принцип защиты денежных сбережений согласно Конституции страны в любых формах.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш