Почему государству не выгодно иметь финансово образованное население. Глава XII. Население государства Почему без население государство не может существовать

Вопросы и задания

1. Что такое политическая система общества? Охарактеризуйте сущность государства как составной части политической системы общества.

Политическая система – это целостная совокупность взаимодействующих институтов, осуществляющих политическую власть.

Политическая система общества включает государства, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Определенную роль в политическом развитии общества играет и церковь.

Государство существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами т. п. Иными словами государство – это центральный, но не единственный институт политической системы общества. Государству принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила, способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Указанные признаки отличают государство от других организаций, например, мэрии города, политической партии или профсоюза, обладающих признаками, схожими с государственными, но не обладающих другими.

2. * Почему государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует вспомнить, что такое социальная и экономическая сферы общества.

Социальная сфера общества охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее.

Государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества, потому что государство – это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Т. е. государство отделено от общества, это только организация верховной власти. Оно может лишь участвовать в социальной и экономической сферах общества, а не быть их частью. Государство является частью политической системы общества.

3. Какие причины привели к возникновению и укреплению государства?

Причины возникновения государства:

1. Плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались на большие территории в поисках пропитания. Для прокорма данной группе людей необходимо несколько сот километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежны. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в союзы.

2. Под влиянием либо угрозы извне. Некоторые ученые считают, что людей к созданию государства толкал страх перед внешней агрессией, опасение за жизнь и имущество. Также причиной служила опасность со стороны преступников и разбойников внутри общества. А государство могло применить силу и установить порядок. Оно, как арбитр, могло объективно решать все споры и издавать общие для всех законы. Уже в Античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и обслуживающую его.

3. Фактор силы. Необходимость вести войны (как оборонительные, так и захватнические)., охрана территории, купцов.

Эти же причины приводят и к укреплению государства.

4. Опишите общие признаки государства.

Общие признаки государства:

1. Единая территория, очерченная государственными границами, признаваемыми другими государствами.

2. Единая система управления территорией, включающая разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящаяся на принципе разделения властей.

3. Единая система законов, зафиксированная в Конституции, соблюдаемая всеми гражданами на всей территории.

4. Монополия на легально применение силы или физического принуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру.

5. Право на взимание налогов, идущие не содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.

6. Обязательность членства в государстве – гражданство. Гражданство человек получает с момента рождения.

7. Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах и т.д.

8. Суверенитет, т. е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов.

Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.

5. * Сравните признаки государства с признаками общества, описанными в первой главе. Что общего между ними можно обнаружить? В чем они различаются?

6. В чем состоит функция государства? Почему они разделены на внутренние или внешние? Можете ли вы привести примеры тех и других?

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития.

Функции государства:

1. Внутренние: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

2. Внешние: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования.

7. Какова роль насилия в строении государства?

Согласно современным теориям в возникновении государства главную роль играл фактор сипы. Можно сказать, что объединение в государство - это способ получить защиту от насилия из вне. Государство предоставляет населению услугу по защите от внешних и внутренних угроз. Также сила служит способом расширения территории государства (империя Александра Македонского, Римская империя), что ведет к увеличению собираемых податей и налогов, и увеличению природных ресурсов, необходимых государству.

8. * Почему применительно к государству насилие называется законным?

Государство – это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). На захваченных территориях группа людей устанавливает свою власть. Соответственно для поддержания порядка на данной территории эта группа людей использует военную силу, устраняет конкурентов в сборе податей. Со временем монополия на применение силы прописывается в законах государства.

Законным насилие считается, если закреплено в конституции государства. А там действительно так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Ситуации, когда оно используется, строго оговорены.

9. В чем выражается монополия государства? Перечислите все виды монополии государства.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Видов монополий может быть множество и зависеть от конкретного государства и периода истории.

Основными виды монополии государства являются:

1. Фискальная монополия (полная или частичная монополия государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.).

2. Монополия на свободу слова.

3. Монополия на законное насилие;

Монополия государства на определенный вид деятельности определяется законами данного государства.

10. * Подумайте, без каких монополий государство не может обойтись. Обоснуйте свое мнение.

Государство не может обойтись без монополии на насилие и фискальной монополии. При помощи соответствующих структур (полиция, армия) в стране поддерживается порядок. С одной стороны есть защита граждан от преступных элементов общества, с другой стороны – государство при помощи насилия защищает свои интересы как внутри страны (право на власть), так и вне ее (отстаивает свой суверенитет).

Также государство не может обойтись без фискальной монополии (как сбор налогов), т. к. при помощи налогов государство реализовывает социальные программы, содержит армию, выплачивает зарплаты, пособия, пенсии и др.

Проблема. Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и как? Существует ли «идеальное государство» и какое оно?

Если человечество и сможет обходиться без государства в будущем, то оно должно соответствовать определенным критериям. Во-первых, высокая личная ответственность каждого человека перед другими людьми и перед собой. Во-вторых, общество должно взять на себя функции, которые раньше выполняло государство. Например, охрана порядка внутри самого общества. Также люди должны будут самостоятельно заботиться о наиболее незащищённых членах общества – инвалидах, сиротах, стариках. На обществе будет лежать коллективная ответственность за все, что будет происходить в обществе без государства. А главное, что должно произойти – люди должны победить свои слабости и пороки, чтобы человечество могло обходиться без государства.

Возможно «идеальное государство» - это государство, в котором все равны, нет бедности, нет преступников, законы исполняются, налоги расходуются должным образом. «Идеальное государство» - это цель, к которой следует стремиться. Другими словами – это справедливое государство. Однако, для того, чтобы построить такое государство людям также придётся победить свои пороки и слабости. Однако, идеальных людей не бывает.

Практикум. Какие из указанных ниже видов монополий не принадлежат государству?

1. Монополия на законное насилие.

2. Монополия учреждать политические организации.

3. Монополия на свободу слова.

4. Монополия на производственную деятельность.

5. Монополия на ценные бумаги.

6. Монополия на таможенные пошлины.

Ответ обоснуйте.

Нельзя утверждать, что какие-либо из монополий могут принадлежать государству, а другие – нет. В истории много примеров, когда те или иные виды монополии принадлежали только государству.

На сегодняшний день государству не принадлежит монополия на учреждение политических партий. Монополия на производственную деятельность принадлежит государству частично (зависит от вида деятельности и государства). Монополия на свободу в одних странах не является прерогативой государства (США), в других государствах существует жесточайшая цензура (ярким примером может служить СССР).

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Признаки:

    Суверенитет - означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам

    Территория - пространственная основа государства, его физическая и материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф.

    Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

    Государственный аппарат - Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства

    Система налогов, податей, займов - выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью

    Наличие государственных символов - Государственная символика. Включает официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии.

    Правовая система- наличие законодательства, кодексов закрепленных определенным государством.

9. Государство и право, их соотношение.

Государство и право тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется государством (юридический позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и третий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с государством. Оно не может существовать без государства, равно как и государство не может существовать без него. Позитивное право не может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:

1. Позитивное право не может возникнуть без государства, поскольку оно либо устанавливается, либо санкционируется государством.

2. Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено государственным принуждением.

Таким образом, право не может существовать без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует, т.е. юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Гос-во использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот порядок, который необходим и выгоден государству.

10 Государственная власть и ее свойства

Понятие «государственная власть» производно от более широкого понятия « социальная власть». Под властью обычно понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления, фактор организованности и порядка в обществе. Суть любой социальной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли подвластных. Власть необходимо отличать от влияния и от простого физического господства. Нельзя ставить знак равенства между влиянием и властью. Как отмечал русский юрист А.С.Алексеев, властвует и чарующая красота, и гениальный ум, и художественный талант, и мода. Однако в подобных случаях речь должна идти о влиянии, а не о власти как таковой. То же самое можно сказать о выражении «пресса – четвертая власть». В отличие от власти влияние не определяет желаемое поведение, оно – лишь один из побудительных мотивов. Власть необходимо отличать также от простого физического господства над субъектом как вещью. Физическое насилие чаще всего свидетельствует об отсутствии власти. Власть существует в любом обществе, однако государственная власть появляется на определенной ступени его развития. При любых интерпретациях понятия государства – формально-юридических, философских, идеологических – государственная власть признается необходимым признаком государства. В научной литературе даются разные определения государства. Как правило, они указывают на следующие ее признаки и свойства:

    публичность;

    институциональность;

    легитимность и легальность;

    суверенитет.

Некоторые авторы к этим признакам добавляют другие: территориальность, правосубъектность, всеобщность, универсальность. Однако эти признаки по существу являются вторичными, уточняющими, второстепенными, дополняющими уже названные свойства государственной власти. Признак публичности в теории государства и права означает, что государственная власть является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной, т.е. действующей от имени общества. Публичной она называется потому что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной. Таким образом, любая государственная власть формально является публичной, т.е. выступает от имени народа. Однако по своей сущности она может быть частной (монархия), корпоративной (аристократия), авторитарной, тоталитарной и т.д.

Государственная власть по своей природе институциональна, т.е. она представляет собой совокупность институтов государственной власти – государственные органы, учреждения, организации, служащие, должностные лица, которые действуют в рамках определенных правовых принципов и норм. Институты президентства, парламентаризма, суда, государственной службы и многие другие составляют основу государственной власти. Все эти институты организованы как определенная система, все части которой связаны между собой и представляют единое целое. Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный) – политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти, признание их правомерности. Вопрос о легитимности обычно встает при изменении формы правления, политического режим в результате революции или государственного переворота. Узаконение новой государственной власти, признание ее легитимного характера называется легитимацией. В качестве средства легитимации режимов, пришедших к власти путем государственного переворота, обычно используются референдумы или всеобщие выборы. Термин «суверенитет» употребляется для обозначения разных общественно-политических и правовых реальностей: 1) краткого определения статуса государства (правосубъектность); 2) обозначения политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешнеполитической деятельности (суверенное государство); 3) подчеркивание принадлежности государственной власти народу, нации (суверенитет народа, национальный суверенитет); 4) характеристики свойств государственной власти быть единой, неделимой, неотчуждаемой, неограниченной, верховной и независимой во внутренних и внешних делах (государственный суверенитет); 5) обозначение совокупности прав, принадлежащих народу, нации или государству (суверенные права); 6) определения объема правовой связанности государства (суверенитет права).

Как уже говорилось, государство понимается в международном праве как единство трех элементов: население, территория, власть. При этом в прошлом население рассматривалось как придаток территории, что сказывалось на его статусе, на правах составляющих его лиц. Под населением понимаются все лица, находящиеся на территории государства, независимо от их правового статуса, т.е. граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, обладающие несколькими гражданствами, и др. Наряду с понятием «население» международное право использует понятиенарод 1 . Народ образуют граждане данного государства.

Статус населения и народа различен. Все население обладает основными правами, предусмотренными международным правом. Принцип уважения прав человека обязывает государства уважать права человека в отношении всех лиц на его территории. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится, что каждое участвующее «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории или под его юрисдикцией лицам права, признанные настоящим Пактом...» (ст. 2). Но только гражданин имеет право принимать участие в ведении государственных дел (ст. 25). Соответственно, правом на самоопределение обладает не население, а народ, что явно следует из Устава ООН и других международных актов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано воздерживаться от каких*либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Признание за народом высшего права самостоятельно решать свою судьбу является характерной чертой современного международного права и достижением человеческой цивилизации. Международное право защищает права и интересы народа не только непосредственно, но и через государство. Оно запрещает применение силы или угрозу силой, вмешательство во внутренние дела и др. Остановимся теперь на различных категориях лиц, образующих население государства.

§ 2. Гражданство

1. Понятие гражданства

Гражданство представляет собой правовую связь человека с государством, определяющую взаимные права и обязанности.

В приведенном определении подчеркивается наличие взаимных прав и обязанностей у человека и государства. В результате оно принципиально отличается от ранее принятого определения гражданства как принадлежности человека к государству. Новое понимание гражданства нашло отражение в законодательстве и международной практике, включая судебную 1 . В Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. гражданство РФ определяется как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» (ст. 3). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. говорится: «Гражданин и государство в Российской Федерации связаны взаимными правами, ответственностью

и обязанностями» 2 . Более того, речь идет о праве на гражданство3 .

В демократическом государстве гражданство представляет собой своего рода членство, дающее право участвовать в управлении государством и обеспечивающее гражданину гарантию его прав. Отечественная наука уделила гражданству значительное внимание. Следует прежде всего упомянуть работы О.И. Тиунова и С.В. Черниченко 4 .

Термин гражданство произошел от слов «город», «горожанин». В английском языке -city -citizenship . В немецком языкеB ь rger - это не только гражданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые республики заимствовали опыт самоуправляющихся городов.

В настоящее время в документах для обозначения гражданства используется иной термин - nationality (англ.),nationalite (фр.),nazionalita (итал.). Он понимается как принадлежность к государству. Дело в том, что терминnation в иностранных языках (английском, французском и др.) означает не «национальность» в этническом смысле, как это имеет место в русском языке, а «нация», «народ», «государство» в общественно&политическом смысле. В немецком языке это понимание выражено буквально -Staatsangehцrigkeit - государственная принадлежность.

Кроме гражданства употребляется термин подданство . Ранее он использовался для обозначения принадлежности к монархии. При этом в ряде монархий (например, в Бельгии, Испании,

Нидерландах) данный термин в конституциях и законодательстве вообще не применяется и заменен термином «гражданство».

В мировой литературе, законодательстве государств и в международной практике принят термин гражданство юридического лица . В соответствии с Кодексом о гражданстве Турции термин «гражданин» означает также «все юридические лица или ассоциации, статус которых в качестве таковых основан на находящемся в силе законе Турции».

В отечественной литературе используется термин национальность юридического лица . «Под национальностью юридического лица, - пишет М.М. Богуславский, - понимается его принадлежность к определенному гражданству». Иными словами, речь идет о той же правовой связи, которая в случае с индивидом именуется гражданством. Сознавая это, М.М. Богуславский отмечает, что термин применяется условно, «в ином смысле, чем он применятся к гражданам»1 .

В силу своего статуса гражданин пользуется всеми правами, предусмотренными законом, и несет соответствующие обязательства. Государство обеспечивает права гражданина и контролирует выполнение им своих обязанностей.

Находясь за рубежом, гражданин обязан соблюдать определенные законы своего государства, последнее обеспечивает ему дипломатическую защиту. Многие договоры предусматривают предоставление гражданам участвующих государств определенных прав и льгот.

В некоторых странах существуют различные виды гражданства. В Нидерландах лица, родившиеся

в голландских владениях (т. е. в колониях), обладают статусом голландских подданных в отличие от полноправных граждан, нидерландцев. Аналогичное положение существует и в Великобритании. В некоторых федерациях, например в США, помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в Швейцарии кроме федерального гражданства имеются гражданства кантона и общины. В международном плане существует только федеральное гражданство.

Гражданство субъектов Федерации существует и в России. Такое гражданство носит внутригосударственный характер, означая правовую связь человека с соответствующей частью государства. Международного значения оно лишено1 .

Новым институтом является гражданство интеграционного союза государств . Маастрихтский договор об учреждении Европейского союза 1992 г. предусматривает гражданство Союза для граждан государств*членов2 . Гражданство означает связь с государством. Союз не является даже конфедерацией. Поэтому в данном случае речь идет о гражданстве особого рода. Гражданин Союза обладает правом свободного передвижения и пребывания в пределах территории государств*членов. Он может избирать и быть избранным в местные органы власти. В целом гражданство Союза имеет внутрисоюзное, а не международное значение. В международном плане учитывается лишь гражданство соответствующего государства*члена. На это положение не влияет и то обстоятельство, что гражданин Союза имеет право на дипломатическую защиту со стороны любого государства*члена

в стране, где его государство не представлено (ст. 20). По соглашению государств такая защита может предоставляться без всякого союзного гражданства. И в том и в другом случае необходимо получить на это согласие страны пребывания. Эта модель гражданства воспринята Союзом Белоруссии и России 3 . Каждый гражданин участвующих государств «является одновременно гражданином Союза». Гражданин Союза обладает правом на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории участников. Постоянное проживание в другом государстве дает право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Предусмотрено и право на дипломатическую защиту

в третьей стране.

2. Правовое регулирование гражданства

На протяжении истории правовое регулирование гражданства было чисто внутренним делом государства. И сегодня внутреннему праву принадлежит в этом главная роль. В силу своего верховенства государство устанавливает права гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства.

В наше время растет роль международного права в определении прав гражданина. Это относится прежде всего к нормам о правах человека и о юрисдикции государств. Первой ласточкой в этом отношении явилась еще Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 г. В ней говорилось, что законы о гражданстве признаются другими государствами лишь «в той мере, в какой они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права в отношении гражданства». Это положение было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу Ноттебома 1955 г.1

Принципиально новый шаг был сделан Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., которая провозгласила право каждого человека на гражданство. Это вовсе не означает права требовать предоставления гражданства у конкретного государства. Главное состоит в том, что никто не может

быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15). В Конституции РФ сказано, что гражданин РФ «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6).

Первым международно*правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997 г.2 Прежде всего замечу, что положения Конвенции не являются самоисполнимыми. Государства должны привести свое внутреннее право в соответствие с ее принципами и нормами (ст. 1). Конвенция подчеркивает взаимность правоотношения гражданства. «...В делах, касающихся гражданства, во внимание должны приниматься законные интересы как государств, так и индивидов». Подтверждается право на гражданство. Предписывается избегать безгражданства.

Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. В целом они отвечают международным стандартам. Согласно Конституции, гражданство России «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения» (ч. 1 ст. 6).

3. Приобретение гражданства

Существует два основных способа приобретения гражданства - первоначальный и производный. Первый - приобретение гражданства при рождении (филиация ). Второй - приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение ). Терминнатурализация обычно используется в узком смысле для обозначения приема в гражданство по заявлению. В широком смысле он охватывает все способы приобретения гражданства после рождения, включая вступление в брак,оптацию (выбор гражданства из двух или более возможных) и др.

Право государств в отношении способов приобретения гражданства придерживается различных принципов. Один из них - принцип права крови (jus sanguinis ), другой -принцип права почвы (jus soli ). В соответствии с первым ребенок приобретает гражданство родителей. В соответствии со вторым гражданство ребенка определяется местом рождения.

Каждый из этих принципов имеет свои недостатки. Поэтому получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории.

Смешанной системы придерживается и законодательство России, но главная роль принадлежит все же принципу права крови. Согласно Закону о гражданстве РФ, ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения (п. 1 «а» ст. 12). Принцип права почвы применяется в тех случаях, когда один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранцем или лицом без гражданства, а также когда родители не имеют никакого гражданства (п. «в» и «г» ст. 12). Принцип права почвы применяется и тогда, когда у родителей*иностранцев родился ребенок на территории России при условии, что государство, гражданами которого они являются, не предоставляет ему своего гражданства.

На тех же основаниях приобретают гражданство дети, родители которых неизвестны (у нас таких детей обычно называют подкидышами, в документах на других языках используется термин «найденыш»).

Довольно часто вопрос о приобретении гражданства возникает при вступлении в брак с иностранцем. В прошлом было принято, что, вступая в брак с иностранцем, женщина утрачивает свое гражданство и приобретает гражданство мужа. В настоящее время все большее число государств становится на позицию равноправия полов и устанавливает, что вступление женщины в брак само по себе не влияет на ее гражданство. Вместе с тем зачастую предусматривается упрощенный порядок приобретения гражданства при вступлении в брак.

Эта практика следует Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., которая предусмотрела, что брак не влияет на гражданство жены, в равной мере как и его расторжение (ст. 1). Жена*иностранка может приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке. Эти положения восприняты Законом о гражданстве РФ (ст. 8).

Гражданство не может предоставляться без желания соответствующего лица. Конституция Аргентины 1949 г. предусматривала возможность автоматического приобретения гражданства после пяти лет жизни в стране. Это вызвало протест многих правительств. В результате в 1954 г. Министерство иностранных дел Аргентины издало коммюнике, согласно которому упомянутое положение Конституции не означает принудительного наделения гражданством. Принудительное предоставление гражданства - достаточное основание для дипломатической защиты соответствующих лиц государством их гражданства.

Известны случаи предоставления гражданства лицам, находящимся вне территории государства, в порядке пожалования за особые заслуги. В 1934 г. болгарскому подданному коммунисту Г. Димитрову, подвергавшемуся преследованию в гитлеровской Германии, СССР пожаловал свое гражданство и вывез его на свою территорию. Возможность немедленного принятия в гражданство за особые заслуги перед РФ предусмотрена и Законом о гражданстве РФ (п. 3 ст. 13). Предоставление почетного гражданства государства или города не означает натурализации.

Европейская конвенция о гражданстве содержит следующие правила о приобретении гражданства. При рождении гражданство приобретают автоматически, в силу закона:

а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства. Законодательство государства может предусмотреть исключения для детей, рожденных за рубежом;

б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства.

Что касается натурализации, то здесь установлено самое общее правило в силу того, что проблема имеет серьезное социальное и экономическое значение для европейских государств. Согласно этому правилу, государства должны предусмотреть возможность натурализации для лиц, законно и обычно проживающих на их территории. Государства должны облегчить приобретение гражданства для следующих лиц:

супругов их граждан;

детей, один из родителей которых приобрел их гражданство;

детей, усыновленных одним из граждан;

лиц, родившихся на их территории, а также законно и обычно на ней проживающих;

лиц без гражданства и признанных беженцев, законно и обычно проживающих на их территории (ст. 6).

В целом Закон о гражданстве РФ отвечает требованиям Европейской конвенции.

Особым видом приобретения гражданства является реинтеграция , означающая восстановление

ранее утраченного гражданства, например в результате вступления в брак. Право многих стран предусматривает упрощенный порядок восстановления гражданства. Предусмотрена реинтеграция и Законом РФ о гражданстве (ст. 15).

4. Утрата гражданства

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по*разному. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства . Оно может быть автоматическим, т. е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда.

Известна практика массового лишения гражданства за политическую деятельность. После Октябрьской революции в России на этом основании были лишены гражданства около 2 млн человек. Массовость этого явления вызвала протесты других государств, некоторые из них отказались признать законную силу актов Советского государства как противоречащих международному праву. Аналогичная ситуация имела место в 1941 г. после издания Германией 11*го декрета об имперском праве гражданства, лишившего гражданства германских евреев, проживавших за рубежом.

В последние десятилетия наблюдается тенденция к ограничению права государства лишать гражданства. Конституция РФ установила, что гражданин не может быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6). Речь может идти лишь об отмене решения о приеме в гражданство в случае приобретения его на основе заведомо ложных сведений (гл. IV Закона о гражданстве РФ).

В Швейцарии гражданин в принципе не может быть лишен гражданства. Исключением является случай, когда швейцарец, имея двойное гражданство и проживая за рубежом, нанес значительный ущерб авторитету и интересам Швейцарии. Эта возможность часто использовалась в годы Второй мировой войны.

В ряде государств возможность лишения гражданства не предусмотрена законом (Дания, Китай, ФРГ, Япония, Эфиопия и др.). В некоторых государствах такая возможность предусмотрена лишь в отношении натурализованных граждан, т. е. получивших гражданство после рождения (Великобритания и члены Содружества). Это положение является дискриминационным в отношении натурализованных граждан. Конституция России закрепила единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6).

Международное право ограничивает право государства лишать гражданства не очень жестко. Государство не может лишить гражданства только произвольно.

На универсальном уровне ряд существенных норм об утрате гражданства содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого*либо изменения в личном статусе, как то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, - такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства (ст. 5). Это положение воспринято Законом о гражданстве РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин России «не имеет иного гражданства в результате выезда, длительного проживания за границей, нерегистрации или иной подобной причины, если в результате утраты он станет лицом без гражданства».

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтобы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображений той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции.

В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству либо получило или продолжает получать от него вознаграждение;

поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства;

лицо сделало заявление о верности другому государству.

Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке. Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства , в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Европейская конвенция содержит общее положение о том, что государство не может предусматривать в своем внутреннем праве лишение гражданства по закону или по инициативе государства. Однако это общее положение сопровождается рядом исключений, которые более существенны, чем приведенные основания для лишения гражданства по Конвенции о сокращении безгражданства.

К таким исключениям отнесены:

добровольное приобретение другого гражданства;

приобретение гражданства путем обмана;

добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

поведение, наносящее серьезный ущерб интересам государства;

отсутствие реальной связи между государством и гражданином, обычно проживающим за рубежом.

Нельзя не обратить внимания на то, как решается вопрос о выходе лица из гражданства.

Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве признают право на изменение своего гражданства, а не на безусловный отказ от него. Аналогичную формулировку содержит и Конституция РФ, а также Закон о гражданстве РФ (п. 4 ст. 4).

5. Гражданство и правопреемство государств в отношении территории

При разделении государства, при переходе территории одного государства к другому вопрос о гражданстве населения обретает международный аспект. Особое значение вопросу придает то, что в таких случаях проблема гражданства имеет массовый характер.

Если определенные договоры и имущество переходят к новому суверену в порядке правопреемства, то в отношении гражданства правопреемство не имеет места. Соответствующие вопросы решаются государствами самостоятельно и по соглашению. Главное состоит в предотвращении массовой утраты гражданства населением вопреки его воле и, наоборот, в навязывании нежелаемого гражданства. Как показали события последнего времени, связанные с распадом ряда государств, возникающие проблемы гражданства затрагивают интересы миллионов людей.

Ряд правил по рассматриваемой проблеме содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Каждый договор о передаче территории должен содержать постановления, которые гарантировали бы, что при осуществлении права на оптацию жители территории не окажутся без гражданства. При отсутствии таких постановлений в договоре государство, к которому

переходит территория, предоставляет свое гражданство жителям этой территории, если они не сохраняют прежнее гражданство или не имеют иного. Сохранение прежнего гражданства осуществляется на основе индивидуальных заявлений.

Европейская конвенция о гражданстве содержит лишь общие руководящие принципы по рассматриваемой проблеме (ст. 18). Прежде всего не следует допускать безгражданства. При решении вопроса о предоставлении или лишении гражданства в случае правопреемства государствам следует руководствоваться, в частности, следующими критериями:

наличие эффективной связи между лицом и государством;

обычное местожительство лиц;

воля лица;

место рождения лица.

При недостаточной урегулированности проблемы международным правом особое значение имеет практика государств. Она свидетельствует о том, что в целом государства следуют правилу, согласно которому население территории, переходящей от одного государства к другому, утрачивает свое прежнее гражданство и обретает новое. Но применяется это правило неединообразно.

В соответствии с указанным общим правилом был решен этот вопрос после Первой мировой войны Сен*Жерменским (1919 г.) и Трианонским (1920 г.) мирными договорами. Это же относится и

к мирному урегулированию после Второй мировой войны, например к Мирному договору с Италией. Что же касается германских территорий, перешедших к СССР и Польше, то вопрос о гражданстве населения решался законами этих государств. Новое гражданство предоставлялось в индивидуальном порядке.

При распаде Югославии законы новых республик предусмотрели, что лица, обладавшие бывшим республиканским гражданством, автоматически становятся гражданами нового независимого государства. Аналогичным образом был решен вопрос и при дезинтеграции Чехословакии.

После распада СССР Россия предоставила свое гражданство всем гражданам бывшего Союза, постоянно проживающим на ее территории, и тем, кто вернулся в ее пределы, а также служащим Вооруженных Сил России за рубежом. Белоруссия, Молдавия и Украина предоставили свое гражданство всем постоянно проживающим на их территории. Грузия и Киргизия признали своими гражданами лишь тех, кто обладал гражданством соответствующей советской республики. Отказались от применения общего правила только прибалтийские государства.

В январе 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств», которая рекомендует правительствам руководствоваться правилами, содержащимися в приложении к ней. При этом подчеркивается, что гражданство в основном регулируется внутренним правом в рамках, установленных международным правом. Основные правила сводятся к следующему.

Каждый индивид, который на день правопреемства обладал гражданством государства* предшественника, имеет право на гражданство по крайней мере одного из соответствующих государств. Презюмируется, что лицам, обычно проживающим на переходящей территории, обеспечивается гражданство государства*преемника.

Если лицо обладает гражданством государства*предшественника, то государство*преемник может обусловить предоставление своего гражданства отказом от имеющегося гражданства. Государство* предшественник может предусмотреть, что лицо, добровольно приобретающее гражданство государства*преемника, утрачивает его гражданство. Государство*преемник может предусмотреть, что лицо, добровольно приобретающее гражданство другого государства*преемника, утрачивает гражданство, приобретенное в результате правопреемства.

Государства гарантируют право избрания своего гражданства лицам, которые имеют соответствующую связь с ними, если в ином случае эти лица оказались бы не имеющими гражданства. Когда приобретение или утрата гражданства могут повлиять на единство семьи, государства принимают соответствующие меры, с тем чтобы семья оставалась вместе или воссоединялась. Ребенок, родившийся после даты правопреемства, который не приобрел ни одного гражданства, имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился.

Правопреемство не сказывается на статусе лиц, обычно проживающих на соответствующей территории. Государства не должны лишать соответствующих лиц права на сохранение либо приобретение гражданства или права выбора путем какой бы то ни было дискриминации.

Решения государств относительно гражданства лица должны быть письменно оформлены, и лицо должно иметь возможность их обжалования в административном или судебном порядке.

При переходе части территории от одного государства к другому государство*преемник предоставляет свое гражданство лицам, обычно проживающим на этой территории, а государство* предшественник лишает их своего гражданства. При этом сохраняется право лица на оптацию любого

из этих гражданств. При слиянии государств государство*преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, обладавшим гражданством государства*предшественника.

При прекращении существования государства и образовании на соответствующей территории новых независимых государств каждое из них предоставляет свое гражданство:

а) лицам, обычно проживающим на его территории; б) лицам, имеющим соответствующую юридическую связь с административно*территориальным

подразделением государства*предшественника, ставшим частью государства*преемника. Аналогичным образом решается и вопрос о предоставлении гражданства в случае образования на части территории государства*предшественника новых государств при сохранении государства предшественника. В таком случае государство*предшественник может лишить лицо своего гражданства, но не ранее того, когда лицо получит гражданство государства*преемника. Во всех этих случаях государство*предшественник и государство*преемник гарантируют право оптации гражданства всем перечисленным лицам.

Для приведенных положений характерны два момента. Первый состоит в стремлении предельно сократить потенциальные случаи безгражданства. Второй - предоставление человеку во всех случаях права на выбор гражданства, т. е. на оптацию.

Оптация - это выбор гражданства из двух или более возможных или имеющихся. Она может иметь место не только при переходе территории, но и в иных случаях, например при вступлении женщины в брак с иностранцем, при достижении совершеннолетия лицами, которые приобрели два гражданства при рождении.

В прошлом оптация не была обязательным условием. Постепенно она становится нормой. В своей практике СССР регулярно ее использовал. Оптация при территориальных изменениях была, например, предусмотрена в договорах с Чехословакией и Польшей 1945 г. Право на гражданство и его изменение требует признания оптации обязательной. В прошлом выбор гражданства государства* предшественника нередко связывался с обязательным выселением из государства*преемника. Ныне подобная практика неправомерна.

Закон о гражданстве РФ предусматривает право лиц, проживающих на территории, государственная принадлежность которой изменена, на выбор гражданства (оптацию) (ст. 17, 21).

6. Безгражданство

Безгражданство - юридическое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого бы то ни было государства. Закон о гражданстве РФ содержит следующее определение: «…лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» (ст. 2).

Такие лица называют апатридами , аполидами. Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении, если закон места рождения и закон страны гражданства родителей основаны на принципе права почвы. Гражданство может быть утрачено и впоследствии. В прошлом такие лица находились в бесправном состоянии. Да и сегодня безгражданство отрицательно сказывается на правах человека.

Современное международное право в целом отрицательно относится к безгражданству, направлено на сокращение случаев такого состояния и преследует цель всемерного сокращения такого рода случаев. Этому посвящена Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.

Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 30 ноября 1976 г. установила, что органом, к которому могут обращаться лица, считающие, что в отношении них не соблюдаются права, предусмотренные в Конвенции, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Международное право в немалой мере содействовало улучшению правового статуса лиц без гражданства, который приближается к статусу иностранцев. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. Речь идет о статусе по внутригосударственному праву. Это еще не означает права на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства, которым обладают иностранцы, а также прав, предусмотренных договорами с их страной.

7. Многогражданство

Вы когда-нибудь задумывались о том, как государство взаимодействует с населением? Зачем оно вообще людям нужно? Только чтобы налоги ему платить? На самом деле государство очень много делает для простых людей. Мы этого просто не замечаем. Одной из форм взаимодействия с населением является демографическая политика. Это огромная часть работы любого государства, заинтересованного в том, чтобы его население увеличивалось.

Предмет разговора

Демографическая политика является целым комплексом мер. Она осуществляется с целью роста народонаселения. То есть это целый список различных мероприятий, способствующих увеличению рождаемости. Только ведь детей заводить люди станут при условии, что смогут их прокормить. Следовательно, демографическая политика тесно связана с иными отраслями деятельности государства. Она рассматривается только во взаимосвязи с ними. Социальная политика государства тесно связана с демографической. То есть для увеличения населения правительство принимает всевозможные меры, направленные на поддержку семей. Таким образом, имеет место социально-демографическая политика. Она включает решения, принимаемые государственными органами, направленные на поддержку тех людей, кто стремится к увеличению населения. Только все это лишь часть демографической политики.

Смертность

Сколько ни заботься об увеличении народонаселения, а ведь оно естественным образом уменьшается. И правда, вечно же никто не живет. Только государство не может обойти стороной этот вопрос. Необходимо создавать условия для того, чтобы люди жили дольше. Это часть демографической политики. Принимаются программы, цель которых - улучшение условий жизни, медицинского обслуживания. То есть демографическая политика стран в целом затрагивает не только социальную сферу. Ведь сколько пособий ни плати, а если семья лишена нормального медицинского сопровождения, то деток вырастить трудно, тем более здоровых и активных. Так рассуждают практически во всех государствах.

Ведь мало иметь большую численность народа, нужно, чтобы он работал на благо страны. Простые люди не знают, как именно это достигается. Нам в лучшем случае приводят статистические данные. А за ними стоит огромная работа государства по развитию больниц, медицинских центров и так далее.

Экономические условия

Семейно-демографическая политика любой страны имеет целью создать условия для роста населения. Но сами подумайте, разве люди станут рожать детей, когда точно знают, что у них средств нет их содержать? Такое, конечно, случается. Только государство не заинтересовано в том, чтобы детки появлялись в неблагополучных семьях. Ему нужно образованное и трудоспособное население.

Вот в этом направлении оно и работает. Для этого стимулирует предпринимателей, чтобы они создавали рабочие места. Ведь если есть работа, то есть и зарплата. Здесь уже можно и о детках подумать. Получается, что экономическая политика государства тесно связана с демографической. Хотя одна другую заменить не сможет. Демографическая и семейная политика все же направлены на развитие населения. А экономическая – на рост благосостояния государства. Однако цели их пересекаются, когда речь заходит о семье. Именно для ее стабильного существования и роста работают правительство и иные органы.

Как стимулируют рождаемость

Кто готовился к появлению ребенка, тот на собственном опыте убедился, что государство и тут не дремлет. Оно не пускает дела на самотек. Ведь мамочке нужны специальные условия, чтобы выносить плод, заботится о появившемся малыше. Вы скажете, что женщины сами со своими проблемами справляются. Это совсем не так. В этом случае вступает в действия демографическая политика семьи. Она заключена в том, что мамочка получает всяческие блага. А именно отпуска, которые, кстати, оплачиваются. Это работа государства. Оно вводит в действие законы, позволяющие женщине спокойно готовиться к родам.

Мы считаем отпуск делом естественным. Однако следует вспомнить, что больничные до и после родов не выдаются во многих странах. Далее мамочка имеет право попросить у государства денег в особых случаях. Ее обеспечат, пусть минимально. Здесь следует сказать, что в некоторых европейских странах таковое пособие имеет гигантские по нашим меркам размеры. Население старее, рожать никто не хочет. Вот и приходится государству придумывать всякие стимулы для своих граждан. С другой стороны, есть страны, которым приходится преследовать иные цели. Китай, к примеру. Там, наоборот, борются с рождаемостью.

Специальные программы

Для того чтобы женщины захотели рожать, много всего делается государством. Целые институты исследуют ситуацию, чтобы понять, чего людям не хватает, почему они не заводят детей. Так, в России выяснили, что одна из причин - отсутствие жилья. Это вполне реальная проблема. Многие молодые семьи не имеют возможности обзавестись собственными хоромами. Приходится ютиться у родителей. Какие тут дети, если самим негде разместиться? Такое положение вещей не может устраивать государство. Оно же без граждан может остаться.

Демографическая политика Российской Федерации направлена в иную сторону. Стране нужен народ. Поэтому была придумана и принята программа, в соответствии с которой семьи получают сертификат на кругленькую сумму.
Денежки эти можно потратить на разные нужды. В том числе и на строительство и приобретение жилья. Кстати, большая часть граждан именно на это свои деньги тратит. Решено сразу две проблемы: население растет да еще и домами обзаводится.

О качестве населения

Уже вскользь говорилось о том, что государство желает, чтобы народ был довольным, трудоспособным, воспитанным и образованным. Это еще одна большая часть его политики. Необходимо создавать условия для того, чтобы детвора могла развиваться, а родители этому способствовали. Если вы думаете, что не так уж и важно это для государства, то ошибаетесь. Любая страна развивается благодаря своим гражданам. А если население думает только о том, где украсть или как напиться, то государство в упадок быстро придет. Ему нужно, чтобы люди работали, создавали новые производства, рождали идеи и воплощали их. Тогда государство развивается и богатеет. Демографическая политика РФ именно так и строится. Мало денег мамочкам на жилье дать. Нужно еще построить школы, открыть секции, побудить деток спортом заниматься. Это тоже часть демографической политики. Население должно быть развитым, творческим.

Об инвалидах

Часть демографической политики направлена на то, чтобы люди с ограниченными возможностями себя чувствовали комфортно. Ведь они такие же граждане, как все остальные. Для них создаются условия для получения образования и реализации талантов. Не секрет, что инвалидов не очень охотно на работу принимают. Государство стимулирует предпринимателей, создавая им льготы при трудоустройстве таких граждан.

Миграция населения

Вот мы все о рождаемости говорим, а ведь этого мало. Ну, нарожают женщины деток, государство им даст образование, а они возьмут и за границу уедут. Стране от этого ущерб. Ведь уезжают по большей части образованные и творческие люди. Их переманивают большими зарплатами. Государство с этим борется, ему совсем не нужно, чтоб люди уезжали в иные страны. Делается это разными способами. К примеру, есть идея, чтобы выпускников ВУЗов заставлять отрабатывать определенное время на страну. А лучше создавать для специалистов такие условия, чтобы они сами никуда не стремились.

О важности пропаганды

Мы с вами все больше о материальном стимулировании говорим. Однако есть и иная сторона у демографической политики. У людей необходимо сформировать такое отношение к семье, чтобы они ее уважали и ценили. Этим занимается пропаганда. К примеру, средства массовой информацию уделяют внимание освещению жизни многодетных семей. Не надо считать, что они сами так решили.

Есть программа, подталкивающая их к этому. Кроме того, в образовательных учреждениях регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление уважения к институту семьи. Все это части демографической политики. Вот вы ходите на праздники, устраиваемые в вашем городе? Они проходят не всегда по инициативе местных властей или активистов. Это часть политики государства. Правительство направляет указ на места с тем, чтобы там проводили праздники и семью воспевали. Так и поступают.

Защита детства

Есть еще один немаловажный вопрос. Родить, как говорят, любая женщина способна. Только деток же нужно воспитывать, ухаживать за ними, кормить в конце концов. К сожалению, есть женщины, не желающие выполнять свои обязанности. Государство предпринимает меры, чтобы такового не происходило. А именно им созданы специальные органы, контролирующие выполнение мамами и папами своих обязанностей. Если женщина пьет и гуляет, к ней приходят сотрудники определенных служб, проверяют, что с ребенком, как он живет и так далее.

Потом они стараются ее призвать к ответственности. В крайнем случае ребенка отбирают. Но в этом государство не заинтересовано. Ведь всем понятно, что детки должны в семье расти. Там им комфортнее. Есть органы, следящие за исполнением обязанностей учителями и врачами. В общем, всеми, кто с детьми работает. Подрастающему поколению нужно много всего. Ему необходимо давать знания, создавать условия для радостной и счастливой жизни. За это люди определенных профессий деньги от государства получают. Оно, естественно, имеет право контролировать их работу. Это тоже большая часть демографической политики. Вся она многопланова и охватывает практически все сферы работы государства.

Государство на протяжении своего исторического развития не остается неизменным: изменяются его дели, задачи, функции и пр.

Однако можно выделить общие признаки, свойственные всем государствам прошлого и настоящего. 1,

Государство обладает территорией.

На территории государства проживает население данного государства. Государственная власть распространяется на всю его территорию. 2,

Не может существовать государство без населения. Население - это человеческое общество, которое проживает на территории данного государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным, Государственная власть распространяется на все население страны (государства). 3.

Государство обладает специальным аппаратом управления обществом, который составляют государственные органы. Эти органы постоянно занимаются управлением обществом. Особую роль в системе государственных органов всегда занимали органы, осуществляющие принудительные функции (армия, милиция, тюремные учреждения и т.п.). 4. Наличие системы права. Без права государство не может надлежащим образом руководить обществом. Право позволяет государству делать свои веления общеобязательными для всех лиц, проживающих на его территории. 5.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет - это верховенство и независимость государственной власти гго отношению к любым лицам н организациям внутри общества, а также в области межгосударственных отношений. Верховенство государственной власти означает, что государство самостоятельно решает все вопросы жизни общества внутри страны. Независимость - означает самостоятельность государства в межгосударственных отношениях. 6.

Налоги. Налоги - это обязательные и безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет, в установленных размерах и в определенные сроки.

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата и осуществления государством своих функций. j ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА j Территория » Население I Государственный

аппарат Право Суверенитет f і Налоги

На основании перечисленных признаков можно сформулировать понятие государства*

«Государство - это единая политическая организация об- Теория государ сгвд

щества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом»1.

§ 7. Сущность государства

Определить сущность государства - означает выяснить, почему общество не может существовать без государства. Государство существует на протяжении длительного времени и во все времена оно служило, прежде всего, средством организации жизни общества. Государство выражает и защищает интересы членов общества: как личные, так и общие.

Если марксистское определение сущности государства сводилось к тому, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, т. е. государство выражало и защищало интересы экономически и политически господствующего класса, то в настоящее время представления о сущности государства изменились. Государство превратилось в силу, служащую интересам всего общества, в средство примирения социальных конфликтов и противоречий.