Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых). Первенец из мертвых


В прошлой теме мы разобрали приветствие от Самого Бога - Отца, от Святого Духа и от Иисуса Христа. Давайте проанализируем теперь одну из трех констатаций о Христе:

Первенец из мертвых

Как понимать это выражение: «Первенец из мертвых»?

В этом словосочетании, на первый взгляд, заложено какое-то противоречие. С одной стороны: Первенец, это тот, кто первый рожден в семье. Не так ли? С другой стороны: как первородный в семье может быть из мертвых? Это парадокс. Что же кроется за этими словами? За ними стоит глубокое исследование и понимание текста, записанного в книге Исх.13:11-16.

11 «И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, -
12 Отделяй Господу все разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, - Господу,
13 А всякого из ослов, разверзающего утробу, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупай его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай.
14 И когда после спросит тебя сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства;
15 Ибо, когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю;
16 И да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта» (Исх.13:11-16).

Мы видим: здесь встречается и первенец и мертвый. Но понимаете, что необходимо для того, чтобы разобраться: что такое «Первенец из мертвых»?

Это была последняя казнь Египетская; и Бог поставил каждому человеку, независимо, египтянин он или он израильтянин, одно небольшое условие. Он сказал:

«Посмотрите, вот все девять казней, от простых: типа жабы и вода, в кровь превратившаяся; до града, который побил ваш скот - скот всех тех, кто не внял голосу Моему и не спрятал его до тьмы и т.д. Ну, теперь достаточно примеров, теперь Я вам скажу, как вы можете спасти своих первенцев. Если вы желаете их спасти, то возьмите агнца и, зарезав его, окропите кровью косяки дверей ваших, и те, у кого кровь будет на косяках и агнец умрет, у того первенец не умрет».

Первенец был очень важным уроком, который Господь преподал всей земле. Это был урок заместительной жертвы.

Ни египтяне, ни израильтяне не могли видеть Голгофского креста и умирающего на нем Иисуса, но они очень четко понимали смысл этого повеления. А кто не хотел этого понимать, кто не выполнил это простое повеление, - вынужден был изучить горький урок: ему пришлось пролить горькие слезы. Урок в том: если в вашем доме не умрет агнец, то умрет первенец. Идея замены. Кто-то кого-то своей смертью должен был заменить.

Вот почему после этого Бог говорит: « В память об этом событии - первенцев Мне, пожалуйста, посвящайте, и человеческих первенцев тоже». Первенцы всякого рода, из всех двенадцати колен, должны были быть посвящены Господу, чтобы стать им священниками.

Правда, история распорядилась по-другому. Израильский народ нажил себе одну проблему на Синае, сделав золотого тельца. Единственное колено, которое не участвовало в этом беззаконии, это было колено Левино. И когда колено Левино оказалось в такой ситуации, Бог сказал: «Все первенцы, пожалуйста, сложите свои полномочия на колено Левия, пусть левиты выполняют это служение».

Вновь произошло замещение. Колено Левино заменило первенцев. С самого начала, с самых первых книг Библии мы видим, что первенец, это элемент, с помощью которого Бог учит замещению.

Но все это привело, в конце концов, к Иисусу, к истинному Первенцу, Который заменил всех тех, кто должен был умереть, и умер вместо них для того, чтобы они остались живы, точно так, как агнец должен был умереть вместо первенцев, чтобы живыми остались первенцы в Египте.

Но это одна сторона вопроса. Мы пока говорили только о смерти Иисуса, о Его заместительной смерти. Но вопрос стоит, в основном-то, не о смерти, а о Первенце из мертвых. Вопрос стоит о воскресшем Христе, а не об умершем, хотя первая часть на своем месте: если бы Он не умер, то и воскресать не надо было бы.

Говоря о Первенце из мертвых, как о первом, воскресшем из мертвых, кто-то может возразить:

Как, Первенец?!

А разве до воскресения Христа никто не был воскрешен из мертвых?

А как же Лазарь, дочь Иаира, сын вдовы в Наине и др.?

Можно было бы согласиться со следующим, имеющимся комментарием на этот текст:

«Хотя Иисус и не первый воскрес из мертвых в смысле времени, но Он считается Первенцем в том смысле, что все воскресшие до и после Его смерти, приобрели свободу от уз смерти только благодаря заслугам Его победы над могилой».

Красиво звучит, не правда ли?

Такое толкование многих устраивает. Однако, в словосочетании «Первенец из мертвых» сокрыт более глубокий смысл.

Дело в том, что Священное Писание дает нам понятие о двух видах смерти: Смерть первая и смерть вторая.

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

В призыве: «Будь верен до смерти», - речь идет о первой смерти; но зато побеждающему дано чудесное обетование о том, что он не умрет второй смертью.

Я предлагаю семь вопросов. Надеюсь, они помогут нам углубиться в познание этой нелегкой темы о Первенце из мертвых.

1 – вопрос. Какой смертью умирают все люди, первой или второй?

Ответ. Первой, которая названа в Писании также сном (см.Лук. 8:49,52,53; Дан. 12:2).

2 - вопрос. О какой смерти идет речь в заявлении ап. Павла: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23)?

Ответ. О второй.

Вот семисловное обетование:

«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:11).

И, следовательно, непобеждающий будет подвержен возмездию за грех – второй смерти.

3 – вопрос. А какой смертью умер Христос?

Ответ. Второй.

Как-то я проводил эту тему в церкви, и из зала раздалась реплика, что Он умер, мол, и второй и первой смертью. С этим согласиться невозможно. Это два взаимоисключающих фактора. Либо смерть вторая, либо – первая.

О Христе мы читаем:

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Как бы ни было сложно нам это понять, но Иисус, Который от вечности был одно с Отцом, в тот момент ощутил полное разделение с Богом, вызванное грехом. Гнев Божий, предназначавшийся для нас, с силой обрушился на Него, чтобы никто из нас никогда не испытывал ничего подобного.

«Жуткая тьма должна была окутать Его душу из-за того, что Отчая любовь и благоволение удалились. Христос занял место грешника и погрузился в такую тьму, в которой должен был оказаться грешник. Праведник Иисус претерпел осуждение и гнев Божий вовсе не потому, что Отец мстил Ему. Сердце Божие томилось от великой печали, когда Его невинный Сын претерпел наказание греха» (Рукописи Е.Уайт 93.1899 г. В КАСД т.7 стр.924).

4 – вопрос. Если Христос умер второй смертью, которая является возмездием за грех, то, следовательно, от какой смерти Он воскрес?

Ответ. Естественно, от второй.

5 – вопрос. А кто-нибудь еще, кроме Христа, умирал второй смертью?

Ответ. Нет. Этой смертью никто никогда не умирал. Все нечестивые люди и сатана со своими ангелами этой смертью умрут только после 1000 – летнего царства (см. Откр. 20:5-9).

6 – вопрос. И, естественно, напрашивается вопрос: «А кто-нибудь воскрес уже или воскреснет еще когда-нибудь от второй смерти?

Ответ. Однозначно, нет. Потому что второй смертью никто не умирал; а те нечестивые, которые умрут второй смертью после 1000- летнего периода, умрут навеки и никогда не воскреснут.

7 – вопрос. А от какой смерти воскресли многие люди до и после воскресения Христа?

Ответ. От первой.

И Лазарь (см. Иоан. 11:24,25,43,44); и дочь Иаира (см. Марк. 5:22-24,35-43); и сын вдовы в Наине (см.Лук. 7:12-15); и сын вдовы из Сарепты (см.3 Цар. 17:17-23); и сын Сонамитянки (см.4 Цар. 4:18-37); и человек в гробу Елисея (см.4 Цар. 13:21); и Тавифа (см. Деян. 9:36-41); и Евтих (см.Деян. 20:9-12) и те из нечестивых, которые воскреснут в частичное воскресение (см.Откр. 1:7; Дан. 12:2), - все воскресли и воскреснут от первой смерти. После воскресения они должны были вновь окунуться в суету земной жизни и, рано или поздно, прожив какое-то время, снова умереть первой смертью. Те из ярых гонителей Христа и Его последователей, которые воскреснут в частичное воскресение, также снова умрут первой смертью при 2 Пришествии Христа. Моисей же (см. Иуды 9; Матф. 17:3) и святые, воскресшие при воскресении Христа (см.Матф. 27:52-53), хотя и воскресли для вечной жизни, но они также воскресли от первой смерти. Возмездие за грех – смерть принял за них Христос. Их воскресение, таким образом, является иллюстрацией того, что и все верующие во Христа, если и умрут, оживут, но они также вкусили смерть первую и воскреснут от нее в жизнь вечную (см. Иоан. 11:25).

Как видите, Христос воистину Первенец из воскресших от второй смерти, да и вообще, Он единственный, Кто воскрес от смерти, которая является «возмездием за грех».

Но вы скажете: «А разве единственный может быть назван первенцем? По отношению к кому он первый»?

А такого разве не бывало в семьях израильтян? Разве всегда в семье было несколько сыновей, из которых один был первенец? А разве не мог в семье быть всего один сын? А как же Исаак? Он был первенец, и он был единственный от Авраама и Сарры, единственный сын обетования. А как же было в Египте при последней язве? Разве первенцем считался только тот, кто по отношению ко второму или третьему был первым? А если он был единственный в семье, он разве не считался первенцем? Христос также Первенец, и Он Единственный, кто воскрес от второй смерти, поэтому Он - Первенец из мертвых.

А толкование о «воскресших до и после смерти Христа, которые приобрели свободу от уз смерти только благодаря заслугам Его победы над могилой», - если и верно, то только по отношению к воскресшим для жизни вечной (и то, они воскресли не от второй, а от первой смерти), но не по отношению к Лазарю и подобным ему, воскресшим и вновь умершим после некоторого времени снова первой смертью.

Итак, поставив семь вопросов и дав на них ответы, мы обнаружили семь видов воскресений.
Сгруппируем их:

1 Воскресение от первой смерти, чтобы снова умереть первой смертью (Лазарь и подобные ему).

2 Преждевременное воскресение от первой смерти в жизнь вечную (Моисей и воскресшие с Христом).

3 Частичное воскресение праведников от первой смерти, умерших от 1844 года для жизни вечной.

4 Частичное воскресение ярых гонителей Христа и Его последователей от первой смерти, чтобы снова умереть первой смертью.

5 Общее воскресение праведников от первой смерти в вечную жизнь.

6 Общее воскресение нечестивых от первой смерти после 1000 – летнего периода для того, чтобы умереть второй смертью, из которой воскресения никогда не будет, это возмездие за грех.

7 Уникальное воскресение Христа от второй смерти.

Значение словосочетания «Первенец из мертвых» настолько важно и в то же время труднопонимаемо, что требует особо тщательного анализа, поэтому давайте продолжим экзегезу этой мысли и поставим еще семь других вопросов.

1 – вопрос. Так над какой могилой Христос одержал победу, над могилой от первой или от второй смерти?

Если допустить, что Он одержал победу над могилой от первой смерти, то почему же тогда все праведники не воскресли после победы над ней? И почему они продолжают умирать первой смертью?

Сегодня смерть первая царствует над всеми людьми, как над нечестивыми, так и над праведными. Значит, Христос одержал победу над могилой не от первой смерти, а от второй.

Но вы скажете:
«Ну, хорошо, раз Христос одержал победу над могилой от второй смерти, то почему же сразу после заместительной смерти Христа и Его воскресения люди не удостоились жизни вечной»?

А почему бы и нет?!

Разве мы, отдавшиеся Христу, исповедавшие свои грехи и заключившие завет с Богом через водное крещение, ну, если мы это все сделали конечно искренне, не притворно, - не получаем ли мы сразу же жизнь вечную, свободную от второй смерти?

Конечно же, да. Наши имена записываются в книгу жизни, название которой уже о чем-то говорит. И этим преимуществом может воспользоваться каждый человек.

« Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Но, дорогие мои читатели, говоря о вечной жизни, будьте осторожны: Не души бестелесные живут после первой смерти там где-то в раю или в аду. Это языческое представление о загробной жизни, которое переняли у них почти все христиане. Это одно из самых страшных заблуждений, которое дьяволу удалось вселить в сознание людей. Еще раз повторяю: Не души бестелесные, а наш характер, наш индивидуум, наше имя записано в книге жизни, и мы предназначены для вечной жизни. А первая смерть здесь не в счет. Это – сон. Это временный покой от тягот жизни. Это как дерево зимой. Его внешне совершенно не отличишь от мертвого дерева, но оно живое, оно спит. И когда наступает весна, оно пробуждается.

Настанет день и умершие первой смертью (сном) проснутся. Это будет намного торжественней всем в одно время: живым преобразиться, а спящим пробудиться, и всем вместе встретить Христа и продолжить жить с Ним вечно (см.1Фесс.4:15-17).

Мы читаем еще один текст:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7).

В тот день их дух, имя, характер, индивидуум, код или формула ДНК, назовите, как хотите, но то, что возвратилось к Богу после смерти первой - или осталось записанным в небесной книге – оживет (проснется). Слово «возвратится» не обязательно понимать, что там что-то живое после смерти полетит к Богу. Информация открытых файлов в ПК тоже перед выключением возвращается в свои ячейки и там замирает до следующего включения, и когда мы включаем компьютер, то та информация, которая была тщательно уложена в ячейки жесткого диска, вдруг оживает на нашем мониторе. Точно так и Всесильный Бог облечет тех, кто умер, в новые, неувядающие, не подверженные болезни тела. Они пройдут антивирусную обработку, но, тем не менее, заметьте, это будут не новые личности, нет, это будем мы, но тела у нас будут новыми. Точно так, как на деревьях весной появляются совершенно новые листочки, да и цветочки, и плоды, это уже другие, совсем не те, которые были в прошлом году, но деревья все же остаются теми же самыми. Может быть, Бог в природе и дал нам такое явление, как засыпание деревьев зимой и их пробуждение весной, а мы и компьютеры теперь еще имеем, чтобы нам хоть как-то по аналогии представить нашу первую смерть.

Вот семь аргументов в доказательство того, что человек имеет возможность заключить с Богом завет вечной жизни и уже здесь на земле начать жить вечно с Богом, т.е. жить жизнью, не предназначенной для второй смерти.

СЕМЬ ТЕКСТОВ, АРГУМЕНТИРУЮЩИХ ЭТУ МЫСЛЬ

1 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

2 «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Иоан. 8:51).

3 «Мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Иоан. 3:14).

4 «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь – в Сыне Его.
Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Иоан. 5:11-13).

5 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:36).

6 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:53-54).

Вы заметили? – Смерть первая не ставит точку после жизни. Христос говорит:
«…имеет жизнь вечную» и тут же: «Я воскрешу его в последний день».

Над нечестивыми же смерть вторая навеки поставит точку и удалит «файл» с именем в небесном «компьютере». Хотя Бог и в компьютере не нуждается, не говоря уже о буквальных книгах, тем более, в которых пишут гусиным пером, как это было раньше. А многие, может быть, когда-то так и представляли себе небесные книги. Память Бога лучше любой книги или даже самого современного компьютера.

Но мы – люди – подвергнуты одной опасности, и об этом никогда не следует забывать. Мы не должны считать, что имя, однажды вписанное в небесную книгу, безусловно, и обязательно должно там остаться. В дни испытаний мы можем еще отпасть от благодати. Адам с Евой тоже были наделены жизнью вечной, но они же не сохранили этот статус. Эта условность вечной жизни всегда была присуща для сотворенных существ, и она всегда останется таковой. Вот почему так важно сегодня, в благоприятное время, закалять свои души Библейскими истинами и сердца - опытами общения с Богом и услышанными молитвами.

Лишь о Боге ми читаем:

«Единый, имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:16).

Лишь только Бог (все три Личности Божества) имеет безусловное бессмертие. Все люди, ангелы и небожители, сотворенные Богом, имеют бессмертие условное. На условии любви, выраженной в добровольном послушании, зиждется вся Вселенная. И всю вечность мы будем иметь жизнь условно. Но, однако, мы имеем уверенность, что грех там больше не повторится. Шрамы на теле Христа всю вечность будут свидетельствовать о горьком опыте грехопадения и будут гарантом того, что мы больше никогда не падем. Но условность жизни вечной все же останется навсегда. Благо, что искусителя там больше не будет. Но сегодня он еще жив и ходит как «рыкающий лев, ища кого поглотить», поэтому существует опасность отпасть от благодати и быть вычеркнутыми из книги жизни.

Таким образом, мы уместно подошли к седьмому тексту:

7 «Подвизайся добрым подвигом веры, держась вечной жизни, к которой ты и призван» (1 Тим. 6:12).

Это были те семь текстов, которыми мы аргументировали факт, что человек уже здесь на земле может начать жить вечной жизнью с Богом.

Вот семисловное заявление Соломона, который смотрел гораздо дальше временной первой смерти. Оно солидарно с предыдущей мыслью:

«Праведник и при смерти своей имеет надежду» (Прит. 14:32).

А вот к какой семисловной констатации пришел ап. Павел:

«Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» (Фил. 1:21).

Он прекрасно понимал, что первая смерть временна, словно сон, и он смотрел гораздо дальше временной смерти.

Это был первый вопрос, который мы рассмотрели: «Над какой могилой Христос одержал победу, над могилой от первой смерти или от второй»? – Ответ на него оказался весьма объемистым; но, тем не менее, мы пришли к выводу, что Он одержал победу над могилой от второй смерти.

2 – вопрос. Говоря Адаму: «Не ешь от него (от дерева познания добра и зла); ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», - какую смерть Бог имел в виду: первую или вторую?

Ответ. Вторую, вечную смерть.

3 – вопрос. А почему же тогда первый человек не умер в тот же день вечной смертью?

Ответ. Некоторые заявляют: «Да, Адам умер, и притом в тот же день, но он умер не физически, а духовно».

Вы можете что-нибудь уразуметь в подобном софизме?

Это некая лазейка, такая вот выкрутаска, которую многие используют в тупиковых богословских вопросах. Например: Пророчествуют - пророчествуют о том, что Христос в таком-то году придет, а Он не пришел, тогда они заявляют: «Да, Он пришел, но только не физически, а духовно, Он пришел в наши сердца»!

И зачем же тогда, интересно, Христу умирать за первого человека, если он уже сам удовлетворил требование закона: «Возмездие за грех – смерть…» (Рим. 6:23), умерев в тот же день смертью?!

Я вижу здесь такую развязку:

Да, согласно предостережению, он должен был умереть в тот же день, и притом вечной смертью. А точнее, в тот же день был вынесен приговор вечной смерти, хотя момент казни для первых людей был неизвестен.

Подобно тому, как приговоренный к смертной казни земным судом содержится в предсмертной камере; и он не знает, когда его выведут на расстрел или на электрический стул: через день, через неделю или через месяц. Я помню статью в газете, это
было в ноябре 2006 года. Саддаму Хусейну был вынесен смертный приговор через повешание. И казнь обещано было исполнить еще до Нового года. Он на тот момент был уже смертником, но день и час исполнения приговора никто тогда не знал. Но вот перед самым Новым годом, 30 декабря мы прочитали известие, что приговор приведен в исполнение. Так и первый человек, оставшись без одежды света, принял статус смертника (а ему срок был: умрешь в этот же день); и рай, бывший для него блаженным домом, - стал застенком предсмертной камеры. И когда он услышал голос Бога в прохладе дня, он побежал от Него, как от палача, пришедшего совершить смертную казнь.

Да, Адам вполне осознавал, что над ним нависло возмездие за грех, и казнь должна исполниться непременно и притом в самое ближайшее время.

Вот семь выдержек из книги «Патриархи и пророки», которые подчеркивают эту мысль:

1) «Змей сорвал плод с запрещенного дерева и вложил его в руки Евы, которая почти не сопротивлялась. Затем он напомнил ей её слова о Божьем запрете под угрозой смерти прикасаться к плодам» (П.П. 32).

2) «Теперь же, когда плод был в её руках, он пытался внушить ей, что съеденный плод также безвреден, как и прикосновение к нему. Видя, что с ней не случилось ничего страшного, Ева заметно осмелела и взяла плодов его и ела» (П.П.32).

3) «Лицо Адама омрачилось. Он, казалось, был поражен и встревожен. Отвечая Еве, он сказал, что это, должно быть, тот самый враг, о котором их предупреждали, и что теперь, согласно Божественному приговору, она должна умереть» (П.П. 33).

4). «Адам понял, что его спутница нарушила единственный запрет, существовавший для них как испытание верности и любви. В его душе происходила страшная борьба. Он горько сокрушался о том, что разрешил Еве отойти от него. Но всё уже свершилось, и теперь он должен расстаться с той, которая доставляла ему столько радости. Как же примириться с этим?» (П.П.33).

5) «И всё же, опасаясь потерять дар, который в его глазах превосходил все остальные, Адам пренебрег вышеупомянутыми благословениями. Любовь, признательность и преданность Творцу, - всё это затмило собой его любовь к Еве. Она была частью его самого, и он не мог даже мысленно примириться с разлукой с ней. Он не понимал, что Безграничная сила, Которая из праха сотворила его и, движимая любовью, дала ему друга жизни, могла дать ему другую спутницу» (П.П. 33).

6) «Адам решил разделить с Евой ее участь. Если она должна умереть, они умрут вместе» (П.П. 33).

7) «Он не замечал в ней никаких признаков смерти и наконец, решился – взял плод и быстро съел его» (П.П.33).

Вы заметили? Адам ясно понимал, что речь идет не о духовной, а о буквальной, физической, и притом, вечной смерти.

Возьмем еще одну выдержку из Духа пророческого:

«Предостережение, данное нашим прародителям: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17), не означало, что им предстояло умереть в тот же день, в который они вкусили плод от запрещенного дерева, но в тот же день был вынесен бесспорный приговор. Бессмертие им было обещано только на условии повиновения. Преступив Закон, они лишились права на вечную жизнь. В этот же самый день они были приговорены к смерти» (П.П.59-60).

Итак, бессмертие человеку дано было только на условии повиновения. Преступив волю Божию, он лишился права на вечную жизнь. В тот же самый день он был приговорен к смерти и, подобно падшим ангелам, предназначен для наказания вечной смертью:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
…и беззаконников (из людей – прим. автора) соблюдать ко дню суда для наказания» (2 Петр. 2: 5,9).

Но, в отличие от падших ангелов, по отношению к человеку была проявлена благодать, ему была дана уникальная возможность (ангелам в свое время тоже была дана возможность вернуться под покров Бога, но они этой милостью пренебрегли). Любовь Божия, вместо того, чтобы привести в исполнение приговор Закона, принесла Адаму радостную весть с обетованием. Радостной эта весть была, конечно, не по отношению к тому счастью, которое они имели до грехопадения, а по отношению к неминуемой смерти.

Бог пришел с вестью о заместительной жертве Того, Который примет на Себя всю тяжесть вины за грех и умрет вместо человека (см. Быт. 3:15). Адам должен был, по всей видимости, своими руками отнять жизнь у животного, и новые одеяния из шкуры этого жертвенного животного (см. Быт. 3:21) еще долго напоминали людям о том, что Некто примет смерть за грех вместо них. Это была первая заместительная жертва.

«Адам поражался безграничной доброте, которая заплатит столь огромный выкуп ради спасения грешника. Звезда надежды освещала мрачное и страшное будущее, вселяя веру и радость» (П.П. 47).

Однако, тех людей, которые не примут весть спасения, ожидает возмездие за грех в тот день, когда все нечестивые: и люди и ангелы, умрут вечной смертью (см. 2 Петр. 2:5,9).

4 – вопрос. Благодаря чему мы приходим к выводу, что смерть, которой умер Адам в возрасте 930 лет, не является «возмездием за грех»?

Ответ. Возьмем выдержку из Духа пророческого:

«Он (Авель) напоминал Каину о милосердии, проявленном к их родителям Богом, Который пощадил их, хотя они согрешили и заслуживали смерти. Авель убеждал Каина в Божьей любви к ним, ибо, в противном случае, Он не отдал бы Своего невинного безгрешного Сына на страдание, не обрек бы Его на наказание, которого были достойны они» (П.П. 54).

Если допустить, что здесь говорится о первой смерти, которой умер Адам в возрасте 930 лет, то о каком милосердии тогда идет речь?

Разве Адам был избавлен от старения и от первой смерти? – Нет.

А о какой любви говорил тогда Авель, убеждая Каина?

И от чего Бог пощадил человека, разве от первой смерти?

А некоторые как раз и предлагают такое толкование:

«Да, Адам в тот же день умер смертью, как ему и было дано предостережение, ну, в смысле, он начал в тот же день постепенно умирать и, в конце концов, через 930 лет умер».

А разве старение Адама, которое, в конце концов, привело его к смерти первой, можно считать, что это и есть именно то, о чем говорится в предостережении?

Однозначно, нет. Речь здесь идет о заступнической смерти Христа и предоставлении, как Адаму, так и всему человечеству, возможности избежать второй смерти. Вот в чем проявилась любовь Божия. Вот о каком милосердии говорил Авель Каину.

А вот еще один логический аргумент: Если бы смерть, которой умер Адам, и которой умирают все люди, была бы возмездием за грех, то получилась бы такая картина:

Во-первых, они сами своей смертью удовлетворили бы требование Закона: «Возмездие за грех – смерть».

И зачем тогда Христу умирать за них?!

И, во-вторых, нечестивые, упорно отвергающие благодать Божию, старели бы и умирали, а праведные, исповедующие свои грехи, оставались бы молодыми и не умирали.

Вы скажете: «Почему же?».

А потому что их не касался бы приговор: «Возмездие за грех – смерть», - они же исповедали свои грехи, и Бог простил их и
«Бросил грехи за хребет Свой» (Ис. 38:17).
или
«Вверг грехи наши в пучину морскую» (Мих. 7:19).

Но мы наблюдаем иную картину: умирают первой смертью все: и праведные и нечестивые. Значит первая смерть, которую Христос назвал сном, и с точки логического мышления не является возмездием за грех.

5 – вопрос. Так чем же тогда для человека является первая смерть, если не возмездием за грех?

Ответ. Как это ни удивительно, но смерть первая дана человеку как благословение Божие, исходящее из последствий грехопадения. Как следствие греха, человек подвержен болезни, страданию, насилию, угнетению; и мучиться тысячи лет до Пришествия Христа было бы для него не лучше мук ада.

Вот семь текстов, подтверждающих эту мысль:

1. «Которые ждут смерти, и нет её» (Иов. 3:2).

2. «И душа моя желает лучше прекращение дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих» (Иов. 7:15).

4. «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:6).

5. «Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Кор. 9:15).

6. «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).

7. «Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числ. 11:15).

Любовь Божия ограничила человеческие страдания, положив им предел, и, по причине умножения греха и его последствий, - жизнь человека сокращается.

«Преступность будет расти от поколения к поколению, и проклятие греха всё более тяжелым бременем ляжет на человечество, на животных и землю. Дни человека сократятся из-за его греховного образа жизни» (П.П. 46).

6 – вопрос А мог бы Бог не давать человеку вообще первую смерть?

Ответ. Теоретически, я думаю, да, но практически это нецелесообразно. Адам прожил почти 1000 лет, а почему бы ему не прожить всего в 6-7 раз дольше?! А остальным людям оставалось бы жить всё меньше и меньше, по мере их рождения всё ближе и ближе к Пришествию Христа; и так все дожили бы до дня расплаты и получили бы своё воздаяние: одни - смерть вечную, как возмездие за грех, ведь падшие ангелы живут же в «предсмертной камере» до дня возмездия и не умирают (см. 2 Петр. 2:4), а другие преобразились бы и продолжили жить вечно.

Но нецелесообразность этого заключается вот в чем: В отличие от падших ангелов, Бог хочет иметь людей, которые наполнили бы землю и жили на ней вечно. Если бы Адам не согрешил, то земля наполнилась бы его потомками, и, по всей видимости, человек перестал бы размножаться. Но когда человек согрешил, - мало, кто принимает весть спасения и становится на сторону Бога, чтобы стать достойными гражданами обновленной земли.

Вот, например, перед потопом почти все отвергли Бога.

В дни земной жизни Христа, не говоря уже о язычниках, даже израильский избранный народ в большинстве своем отверг предложенное ему спасение.

А в средние века? Лишь горсточки скитающихся, гонимых, преследуемых и убиваемых оставались верными Богу; но, тем не менее, число спасенных добавлялось, и их становилось всё больше и больше.

Сегодня сотнями и тысячами приходят к Богу после Евангельских компаний, но многие ли устоят в дни кризиса?!

Нам дана возможность стать и быть достойными гражданами неба, а потом и обновленной земли, но порой для нас - земное намного интересней и дороже, чем жизнь вблизи с Иисусом.

Желание Бога, - чтобы и окружающие нас люди вошли в то число спасенных. Поэтому Он и дал нам великое поручение:

«Идите, научите все народы…
Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Матф. 28:19-20).

А представьте себе, что было бы, если бы люди всех веков жили и не умирали до дня расплаты?!

Во-первых, всем не хватило бы места. Ну, толпой, конечно, им места хватит на земле, когда после 1000 – летнего периода будут воскрешены все люди, но разместиться для жительства вряд ли всем хватило бы места, питания, да и вообще, всего необходимого для жизни.

А во-вторых, верные Богу «захлебнулись» бы, в конце концов, и сами в этой заразе греха. Поэтому дни жизни человека ограничены, и цель его жизни – не благоденствие и не долгожительство, а формирование характера, пригодного для жизни во всю вечность в присутствии Святого Бога.

7 – вопрос Почему нечестивые, умершие без Бога в душе, не останутся в могиле навечно? Для чего им предстоит еще воскреснуть? Неужели первая смерть для нечестивых не могла бы зачислиться сразу за вечную, и они могли бы просто не воскреснуть и на веки вечные остаться в могиле?

Ответ. Дело в том, что в план спасения входит не только элемент спасения человека от греха, но и теодицея (Богооправдание). Бог был оклеветан сатаной в несправедливости. Все разумные существа, в том числе и нечестивые, после всей драмы грехопадения и выхода из этой катастрофы, должны будут признать, как признал однажды Навуходоносор:

«Славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны» (Дан. 4:34).

А вот текст об истинном характере Бога:

«Он твердыня (1); совершенны дела Его (2), и все пути Его праведны (3); Бог верен (4), и нет неправды в Нем (5); Он праведен (6) и истинен» (7) (Втор. 32:4).

Грядет день, когда все, когда-либо жившие на земле, поймут это; и для этого признания и засвидетельствования перед всей Вселенной надо всех нечестивых воскресить. Они воскреснут для окончательного суда и увидят в спасенных, что там могли быть и они, но шанс упущен.

Итак, резюмируем тему о «Первенце из мертвых» семью тезисами:

СЕМЬ РЕЗЮМИРУЮЩИХ ТЕЗИСОВ

1 Смерть вторая – это возмездие за грех.

2 Смерть первая – последствие греха.

3 Все воскресшие и те, которые будут еще воскрешены, - это воскресшие от первой смерти.

4 Христос принял на Себя смерть, которая нависла над человечеством, как «Возмездие за грех» и победил ее.

5 Христос – Первенец и Единственный, Кто воскрес от второй смерти.

6 В тот великий день Бог пробудит от сна всех тех, чьи имена записаны в книге жизни, и их вечная жизнь после сна (первой смерти) продолжится с Богом в обновленных телах всю вечность, потому что, живя за земле, они приняли статус «живущих вечно во Христе Иисусе, то есть, не предназначенных для второй, вечной смерти».

7 А нечестивые воскреснут после 1000 лет, чтобы вкусить вторую смерть самим, потому что они не приняли милостивое приглашение Христа и не отдались под влияние Его благодати.

Итак, закончим эту тему семисловным призывом ап. Павла:

«Держись вечной жизни, к которой ты призван» (1 Тим. 6:12).

Дорогой друг! Темы на этом еще не заканчиваются. Вся книга Откровения еще впереди. Продолжение исследования книги Откровение в семи цветах радуги следует.

Пенн Стейт/Нью Джерси Весенняя Конференция 2004

1 Коринфянам 15:20

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»

Дорогой Небесный Отец! Благодарю Тебя за воскресение нашего Господа Иисуса Христа, Который принес нам победу над властью греха и смертью и живую надежду в Царстве Бога. Благодарю за то что благословил нашу конференцию благодатным и сильным словом и свидетельствами и привел наших агнцев, особенно с. Каролину, Джой, Рану, б. Дэна и Аманду из Принстона. Благослови это свидетельство чтобы показать работу Бога и дай мне одно слово Бога в сердце. Помоги мне положить свою надежду в Твоем Царстве и быть одним пшеничным зерном для миссии пионеризации Принстона. Молюсь во имя Иисуса Христа. Аминь.

1. Перед конференцией

Я благодарю Бога за мою первую Пасхальную конференцию в Нью Джерси. Пасхальные конференции наиболее благодатны для меня, потому что это время, когда я впервые встретила Иисуса в 1997 г. Я не так много готовила эту конференцию. В это время я хотела сосредоточиться на слове Бога, молитве и приглашении агнцев. Я благодарю Бога за возможность выучить 1Кор.15 Весь месяц я слушала СиДи каждый день и запомнила этот отрывок почти идеально, даже лучше чем на русском. Я получила много благодати храня слово Бога и размышляя над ним. Я решила что лучшее что я могу сделать это каждую неделю учить отрывок, на котором основана воскресная проповедь.

Когда я молилась чтобы пригласить своих агнцев, Бог позволил мне изучать Библию с несколькими новыми агнцами и ответил на молитву за 12 кандидатов в матери молитвы. Нелегко было приглашать занятых студентов Принстона предлагая им оставить студгородок на 3 дня. В итоге Каролина и Джой решили принять участие не во всей конференции. Я до конца боролась когда сатана почти остановил Каролину из-за того, что сломался ее компьютер. Через это я научилась тому что для того чтобы служить хотя бы одному агнцу, я должна сражаться в духовной битве. Я благодарю Бога за то что по Своей милости Он привел этих двух девушек принять участие в части конференции. Я должна раскаяться в том, что много раз отвлекалась перед конференцией, из-за проблем с диссертацией п. Джейсона, из-за эгоцентричных мыслей о собственной диссертации, родственниках и направлении. Я должна исповедать что ничто не дает мне радости если я не имею пастырского сердца и не вижу работы Бога в одной душе. Я благодарю Бога за молитву наших сотрудников и усердную работу второго поколения миссионеров в подготовке оркестра и песен. Также я была тронута тем, что сестры второго поколения выучили 1Кор.15 и боролись чтобы встретиться с Иисусом.

2. Работа Бога на конференции

Я благодарю Бога за то что Он привел нас в прекрасное место среди холмов Пенсильвании и множества ферм меннонитов разъезжающих на лошадях. Запахи и все окружение этого места напомнило мне Украину, разве что вместо цветущих яблонь и вишен здесь были магнолии. Бог обеспечил нас наилучшей погодой и обстановкой для того чтобы принять воскресшего Иисуса и всемогущую жизнедающую силу Бога.

Субботним утром нас разбудила п. Бесс-Анн Китченс проповедью основанной на Иоан.20:10-18. Ее радостный голос рассказал нам радостную весть Христова воскресения. Я научилась тому что не должна быть эгоцентричной и думать гуманистично, но смотреть на воскресшего Иисуса и Его свидетелей. П. Бесс-Анн стала столь радостным свидетелем Иисуса несмотря на тяжелую жизнь, одиночество и проблемы. Пусть Бог благословит ее быть матерью молитвы и источником благословения для многих студентов Пенн стейта и поможет ей создать домашнюю церковь с человеком Бога во время Бога.

Главная проповедь, которую прочитал Д-р. Давид Леммон, была очень сильной и ясной, основанной на 1Кор.15:12-24. Я научилась тому что без воскресения наша вера тщетна и мы еще во грехах наших. Воскресение Иисуса открыло власть Бога простить наши грехи и освободить нас. Особенно меня тронул стих 19 «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Я поняла что имею много различных надежд во Христе на эту жизнь, таких как счастливая семья, успешная учеба, здоровье, много агнцев. Желать этого не плохо. Но слово «только» ударило в мое сердце и заставило задуматься о том что является моей истинной надеждой. Если я отвергаю себя и каждый день умираю отправляясь в студгородок и служа агнцам, часто возвращаясь без результата только для этих видимых благословений, то я несчастнее всех человеков. Но моя надежда не в этом мире. Моя надежда в том, чтобы быть с Иисусом в Царстве Бога. Не важно что я приобрету в этом мире, но важно приобрету ли я Иисуса и его награду в Царстве Бога. Ключевой стих «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» дал уверенность моему сердцу и решение жить жизнью, которая отражает мою надежду воскресения. Иисус обратил проклятие Адама в благословение. Хвала Иисусу!

Вечерняя проповедь, которую читал М. Моисей Ким основана на Иоан.12:24 была очень практичной и сильной. Этот ключевой стих моей миссионерской жизни. Бог сотворил нас по своему образу и благословил нас быть плодоносными. Но грешный человек принес только плоды греха: такие как жадность, эгоизм, гордость и отчаяние. Иисус отдал свою жизнь как одно пшеничное зерно и принес много плодов спасения всех людей. Умереть означает ненавидеть жизнь греха и жить для Иисуса. Человек который любит свою жизнь в этом мире потеряет ее, в то время как человек который ненавидит свою жизнь в этом мире сбережет ее для вечной жизни. Как я могу ненавидеть эту жизнь? Означает ли это ненавидеть моего мужа, мою семью и себя. Нет, но это значит, что мы должны любить Иисуса больше всего и меть ясную систему ценностей. Я должна ненавидеть поиск собственных удовольствий, легкую жизнь, гордость и человеческое мышление. Вместо этого я должна искать страдания ради Христа и Его агнцев, не только раз в неделю, но действительно бороться в молитве и готовить изучение Библии, бросая вызов с абсолютной истинной и словом Бога. Я должна помогать п. Джейсону не сидеть со мной, а усердно трудиться над диссертацией и самой готовить тезисы, ничего не ожидая, только для славы Бога. Благодарю бога за практический пример м. Моисея в его личной жизни. Он оставил свой дом и приехал в Принстон нести пионерское служение со своей дом. Церковью. Он идет в студ. Городок после работы и проводит собрание с детьми во время Д.х. утром. Бог благословил его многими агнцами с простым сердцем и сердцем учиться, пусть Бог благословит наше сотрудничество и дух одного пшеничного зерна и поставит 12 м.м. 12 уч. Иисуса и 10000 п. проф. В Принстоне.

Бог благословил нас через благодатные свидетельства в воскресенье. Я благодарю Бога за Его работу в жизни с. Меллисы. Через нее я поняла как испорчена и аморальна студенч. Жизнь в общежитии но Бог на самом деле приготовил ее через страдания и одиночество прийти к Иисусу. Пусть Бог поможет ей встретить Иисуса и полностью исцелиться от всех ее огорчений и непрощения, стать благодатной матерью молитвы и пастырем для многих потерянных студентов. Также с. Кристина хороший кандидат в матери молитвы потому что в ней есть амбиции и дух. желание. Благодарю Бога за настойчивость м. Грейс, которая помогла ей остаться на конф. И прочит. Свидетельство. Пусть Бог поставит ее матерью молитвы для Рутгерса. Я также была очень тронута свидетельством п. Марии Ю. Ее трагическая семья напомнила мне мои страдания с семьей и мой фатализм. Через нее я увидела, что Бог благословляет тех кто скромно приходит к нему, он дал ей прекрасного агнца, несмотря на ее слабый английский и многие проблемы. Пусть Бог благословит Кристину и п. Марию Быть матерями молитвы и основать д,ц. с людьми Бога. Свидетельства Миссионеров 2-го поколения Джеймса и Джона младших позволили мне осознать, что наше 2-е поколение тоже может жить грешной жизнью, но через это они могут встретить Иисуса. Особенно я была тронута тем, что благодаря абсолютной любви М. Джона и Грейс, после своего бунта Джон младший узнал любовь Бога. Собственно говоря это дало нам мудрость как можно помочь п. Тайсону, который не смог принять участие в конференции. После конференции мы пошли в его общежитие. Он спал, полный тьмы, вины и отчаяния. Вместо того чтобы поехать на конференцию он пошел на вечеринку, а утром не смог прийти из-за какого-то происшествия. Я знаю как п. Джейсон ожидал что он поедет на конференцию, и как мы все молились за него. Поэтому я не знала что делать, нужно ли ругать его. Поэтому мы пригласили его поесть мороженного и сыграть в боулинг. К тому же это был день его рождения. Потом мы поделились с ним одним словом и молились за него. Я молилась чтобы он действительно смог узнать любовь Иисуса и наполнился Святым Духом чтобы преодолеть все искушения идти на праздник, и жил как современный ученик Иисуса. Это возможно только с верой воскресения, Божьей силой и милостью.

Воскресная проповедь м. Иосифа Канга была чёткой и сильной. Иисус приказал Своим ученикам: «Не будь неверующим, но верующим». Я не должна рассчитывать и сомневаться, но просто верить слову Бога и Его обещаниям. Вера - это не только чудеса, но вера в слово Бога.

Я благодарю Бога за заключительную проповедь в воскресенье п. Джейсона, основанной на 1Кор. 15:35-58. П. Джейсон читал её всем сердцем, хотя он боролся со своим агнцами Тайсоном и Сашей и трудился над диссертацией. Его проповедь насадила славную надежду на воскресение и победу в Иисусе. В его проповеди был принцип одного пшеничного зерна. Таким образом, я снова приняла, что посеянное не оживет, если не умрет. Без страдания нет славы. Без боли нет приобретения. Без приглашения нет агнцев. Без учёбы нет степени. Благодарю Бога за песни, монодраму и оркестр, не смотря на то что я опозорила оркестр и решила тренировать наше второе поколение внимательнее. Благодарю Бога, за то что с. Джой 4 часа ехала, чтобы участвовать несколько часов в конференции. Она слышала вторую часть проповеди по Коринфянам и написала свидетельство. У неё есть великое желание служить Богу, и она полна энергии, только у неё есть свои собственные мысли по тому поводу как заработать деньги и ими служить Богу. Я молюсь, чтобы она приняла Божий призыв и служила Богу, как пастырь для студентов. Каролина оказалась довольной конференцией. Пусть Бог поможет ей встретить Иисуса и быть матерью молитвы в Принстоне. Я также благодарю Бога, за то что Дэн и Аманда могли приехать и увидеть жизнь миссии. Аманда очень простая и чистая девушка. Пусть Бог поможет им узнать Иисуса и Его сердце, чтобы они могли жить в браке жить не только для семьи, но жить жизнью миссии.

3. Одно слово, которое я приняла.

Благодарю Бога за Его слово, которое обновило мою веру и пробудило мой дух. Особенно изучение и запоминание 1Кор.15 помогло мне больше понять необходимость и силу веры воскресения. Я сердцем приняла 20-й стих: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Я научилась, что вера в воскресение Иисуса изменяет жизнь. Ап. Павел нашёл, что все проблемы Коринфской церкви, их конфликты и аморальностью были из-за недостатка веры в воскресение. Без воскресения я еще в своих грехах. Я нашла что глубокий корень моего фатализма был во мне и много раз пробуждался из-за грусти, чувства поражения, страха и отчаяния. Христос – первенец из умерших; это означает, что мы также воскреснем. Жизнь, которую мы живем сейчас есть только семя и истинное тело мы обретем после смерти. Я много думала о человеческом теле и о человеческой славе. Я была полна страха заболеть, особенно после болезни глаза и слабых легких, в которых появлялись странные звуки когда я слишком много двигалась. Но истинная слава - это быть похожим на Иисуса. Моя надежда в том, что в воскресении я изменюсь и освобожусь от моего слабого болезненного тела и стану похожа на Иисуса. Смотря фильм «страсти Христовы», я была тронута тем что измученное тело Иисуса стало снова сильным и прекрасным в Его ВОСКРЕСЕНИЕ. Если я потеряю мою молодость и здоровье для Иисуса, я наследую Его славное тело и святой образ. Христос действительно был воскрешен, это значит, что я должна рассказывать эту благую весть Принстонским студентам, переполненных самовосхвалением, карьерой и конкуренцией. Стих 58 говорит: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». Это дает мне ясное направление полностью отдавать себя для Господней работы. Не напрасно только то, что я делаю для Иисуса. Иисус знает, как я борюсь, чтобы ежедневно посещать общежития, мои молитвы и слезы. Хотя я пока не вижу ни одного из своих агнцев на Богослужении, и кажется, что только некоторые из них стали более сильными и верными слугами в своих собственных евангельских обществах и церквях, и только наслаждаются, изучая Библию со мной, но это не тщетно. Я раскаиваюсь, что не отдавала себя для работы Бога полностью из-за расчетов и отчаяния. Я должна помнить, что Христос на самом деле воскрес и я служу воскресшему Иисусу, а это самая большая привилегия. Я могу исповедовать как Павел, что для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение. Пусть Бог поможет мне умереть как одно пшеничное зерно, храня живую надежду в Иисусе. Пусть Бог поможет нашей домашней церкви быть пшеничным зерном для Принстона и для мировой миссии, и в Его время даже для мусульманских стран.

Одно Слово: Но Христос воскрес из мертвых!

Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, утверждая их в спасающей вере, в вере в воскресение.

Воскресение Господа Иисуса — это краеугольный камень нашего спасения, и, утверждаясь на нём верой, мы укрепляемся в нашем спасении и становимся способными свидетельствовать об этой спасающей вере и другим.

«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Господь здесь назван первенцем из умерших. Вы никогда не задумывались о том, почему? Я имею в виду тот факт, что некоторые люди воскресали ведь прежде Иисуса. Уже в Ветхом Завете было, по крайней мере, три случая воскресения из мёртвых: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар. 4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21). В Новом Завете раньше Иисуса воскресли, по меньшей мере, трое: дочь начальника синагоги (Мк. 5:38-42), Лазарь (Ин. 11:42-44) и сын наинской вдовы (Лк. 7:11-15). Почему же тогда наш Господь называется первенцем из умерших? Конечно, в Слове Божьем ошибки нет, просто нам надо что-то поправить в нашем понимании.

Чтобы понять, в чём тут дело, подумаем о том, что изменилось у Господа, когда Он воскрес из мёртвых, и что произойдёт с теми, кто воскреснет в конце времён. Воскреснет их тело, потому что дух наш уже вошёл в воскресение (Еф. 2:5-6; Рим. 6:5; Кол. 2:12; 3:1), уже рождён свыше (1Пет. 1:3,23), уже усыновлён (Рим. 8:15-16). Поэтому в связи с воскресением Господа поговорим о Его теле: что с Ним произошло и каким оно стало?

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (Кор. 15:42-44).

Итак, тело воскресшего Господа отличают четыре особенности: 1. нетление, 2. слава, 3. сила, 4. это тело духовное. Давайте об этом и порассуждаем, и тогда нам откроется, почему всё-таки Господь является первенцем из умерших.

Сначала хочу упомянуть о том, что во всех случаях воскресения, происходивших до воскресения Христа, это было не то воскресение, которого мы все ожидаем. Не удивляйтесь такому утверждению. Почему это так? Да потому, что, хотя там все умершие и вернулись из царства смерти, но у них ещё не было того нового тела, которое получил Господь Иисус и которое Он приготовил для нас. То воскресение, которое пережил Лазарь или сын наинской вдовы, скорее можно назвать совершенным восстановлением или всесторонним божественным исцелением, потому что оно ещё не было окончательной победой над смертью; все, вкусившие его, впоследствии всё-таки умерли.

Каким же стало тело воскресшего Господа? Во-первых, нетленным. Что это значит? «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31). Это слова из Псалма 15, прозвучавшие в проповеди Апостола Петра в день Пятидесятницы. Когда воскрес из мёртвых Лазарь, то его тело ещё не стало нетленным, но тело Иисуса стало нетленным. Над нетленным телом смерть уже не имеет никакой власти. Нетленное тело уже не подлежит физическому распаду, оно не стареет, не болеет и не умирает.

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор. 15:50-54).

Первое, что отличает нетленное тело, — это победа над смертью. Законы смерти уже не влияют на такое тело. Однако этого нельзя сказать ни о ком из тех, кто воскрес до Иисуса Христа. Например, Лазарь после своего воскресения всё равно должен был умереть. Но воскресший Иисус получил тело нетленное, которое уже не подвержено воздействию смерти. Против такого тела смерть бессильна.

Вторая особенность нетленного тела — это право наследования Царствия Божьего (1Кор. 15:50).

Итак, мы видим, что новое тело Христа было, во-первых, нетленным, что даёт победу над смертью и право наследовать вечное царство.

2. «Сеется в уничижении, восстаёт в славе» (1Кор. 15:43). Что значит «в славе» ?

«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор. 15:40).

Воскреснуть в славе — это значит получить небесное тело. Почему такое тело называется славным, а наше земное тело уничижённым? Слава — это не только сияние, но ещё и избавление от позора, а позор и уничижение на этой земле наши тела испытывают по причине греха. Новое, небесное тело освободится от этого позора, оно безгрешно и поэтому называется славным. Это первая характеристика славного тела, вполне понятная для нас.

Вторая характеристика прославленного тела может оказаться для нас неожиданностью. Апостол Павел говорит в одном из посланий, что «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия…» (1Кор. 11:7).

Славное тело — это тело, полностью подобное телу Иисуса Христа. Оно даёт человеку возможность быть восстановленным, совершенным образом Божьим. Вот что значит воскреснуть во славе.

В-третьих, Господь воскрес в силе (1Кор. 15:43). Что здесь имеется в виду? Сила — это отсутствие всякой немощи. Но что такое немощь? Немощь — это болезни. Что же сделает Господь с нашими немощами?

«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

Вот что значит воскреснуть в силе. Никакие болезни, никакие немощи, никакие скорби уже не смогут взять верх над человеком. Сила Божья будет побеждать и победит в таком теле.

В-четвёртых, это будет тело духовное: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор. 15:44). Тело духовное свободно от ограничений плоти, свободно от физических законов, например, от закона земного притяжения, и от других земных ограничений. Вы помните, что воскресший Иисус вошёл в горницу и стал посреди учеников, когда двери были заперты. В Своём прежнем теле, в теле душевном, Он так не делал ни разу. В новом теле Он неожиданно появляется и неожиданно исчезает. Для Него нет никаких преград. Значит, духовное тело не связано никакими физическими законами, оно живёт по законам духа. Не менее важна и другая его особенность: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Каждому ясно, что наше физическое тело бывает очень строптивым и непокорным. В нём живёт грех. Для нас самая большая проблема — это справиться со своей плотью. Но новое тело будет совершенно и абсолютно подвластно нашему духу. Вторая характеристика духовного тела — это полнейшая гармония тела и духа. Представьте только, что тогда не будет никаких противоречий, никакой внутренней борьбы. Это тело будет послушно одной только нашей мысли или малейшему движению сердца. Жить в таком теле означает полноту блаженства. Вот, в каком теле воскрес наш Господь.

В заключение хочется сказать нечто практически ценное и весьма отрадное для каждого христианина.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23).

Если Христос — Первенец из умерших, то это значит, что надо чётко отличать Его воскресение от всех, предшествовавших ему. Но этого ещё мало. Мы видим, какое славное, сильное, нетленное, духовное тело получил Иисус. Обладать таким телом — это ни с чем не сравнимое блаженство. Но для нас очень важно следующее: первенец — это тот, кто стоит на первом месте в ряду последующих за ним; первенцем нельзя назвать единственного. Единородный Сын Божий посредством Своей смерти и воскресения создал Себе семью, Церковь, приобрёл Себе братьев и сестёр. Он стал нашим старшим, первородным братом, а мы, которые стремимся наследовать это воскресение, по милости Божьей, получим точно такое же тело.

Дорогие, мы можем вполне присоединиться к словам христианской песни: «Стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать». Конечно, все вы хорошо наставлены в вопросах учения. Но Апостол Пётр учил напоминанием возбуждать наш чистый смысл (2Петр. 3:1). Это афиняне любили всегда говорить и слушать что-то новенькое (Деян. 17:21), а для нас всё, что касается Иисуса Христа, и особенно Его воскресение, — это всегда самая отрадная весть, которая оживляет наш дух, животворит нашу душу, укрепляет нашу веру. Это та весть, которая наполняет Церковь и ещё многих приведёт в собрание святых. Да будет слава нашему Господу, Отцу, и Сыну, и Духу Святому! Аминь.

Михаил Бурчак,

В Священном Писании Иисус Христос назван: первенцем из умерших (1) ; первенцем из оживших (2) ; начатком (3); первенцем из мертвых (3) ; восставшим первым из мертвых (4). В православных молитвах говорится: «...сотвори державу мышцею Своею Господь, поправ смертию смерть. Первенец мертвых бысть...» (5) (Третьего гласа Стихиры на Господи воззвах. Тропарь)

Вместе с этим, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три - из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея - ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И три случая воскрешения - из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44). Кроме того, также говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27: 50-53).

Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах (6). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома , где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20: 19, 20); «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 26-28).

«Тело Богочеловека, после Его воскресения, уже принадлежавшее горнему миру, могло быть и видимым, и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотью и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердые земные вещества, как дух» (свт. Игнатий (Брянчанинов) (3: 371, 372).

«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление , как голод, так и жажду, сон и утомление, и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу, но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения...» (преп. Иоанн Дамаскин) (4: 270).

Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 1, 11). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха (7) и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, т. е. - телами воскресения.

Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. ИБО СПАСИТЕЛЬ БЫЛ ПЕРВЫМ ВОСКРЕСШИМ ИЗ МЕРТВЫХ В БЕССМЕРТНОМ ТЕЛЕ - ПЕРВЕНЦЕМ ИЗ УМЕРШИХ. А ЕНОХ И ИЛИЯ НЕ ВИДЕЛИ СМЕРТИ.

________________________

(1) «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15: 20).

(2) «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22, 23).

(3) «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...» (1 Кол. 1: 18); «благодать вам и мир... от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1: 4, 5).

(4) «...Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деян. 26: 23).

(5) Перевод на русский язык: «...Господь проявил мощь руки Своей: смертью победил смерть, сделался Перворожденным из мертвых...»* (1: 254).

* «Т. е. первым воскрес из мертвых» (1: 421).

(6) «Воскресение мертвых по учению Церкви последует со вторым пришествием И. Христа, Который сказал: "мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавшее, оживут". Воскресение мертвых, по учению ап. Павла, произойдет во мгновенье ока; Бог Своею силою воскресит мертвых нетленными; а тело воскресшего, не будет по своему существу таким как при жизни; оно будет нетленно, духовно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питье, ни в одежде, ни в брачных связях и отношениях, оно будет легко, светоносно, подобно воскресшему телу Спасителя» (2: 560).

(7) «Сыновья Сифа - это "сыны Божии", они призывают имя Иеговы и один из них Енох, "ходил пред Богом" и был, может быть, с телом взят Богом в рай» (В. Н. Лосский) (5: 257).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Молитвы и песнопения православного молитвослова / пер., примеч. Н. Нахимова. Изд. испр. и доп. - К.: Пролог, 2003

2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. - Т. 1. - Изд-во П. П. Сойкина. 1992.

3. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. - М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.

4. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.

5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

2. p.dobr : Ответ на 1., М.Яблоков:
2016-05-30 в 19:39

"Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин (Мал. IV, 6), и обратят сердца отцов к детям, т. е. синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов, и будут убиты антихристом (Апок, XI, 3)." (Прп. Иоанн Дамаскин).http://goo.gl/BRuiJ8

1) Статья, как это следует из её названия и текста, посвящена не вопросу о том,
умерли или нет Илия и Енох, а совсем другому вопросу: «Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших».

В конце статьи делается вывод о том, что даже ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа не противоречит первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле - ПЕРВЕНЦЕМ ИЗ УМЕРШИХ. А Енох и Илия не видели смерти (до Воскресения Христа, как это следует из контекста статьи. Ведь иначе, с учётом указанного предположения, они были бы первенцами!).

В связи с изложенным, приведённая цитата не имеет отношения к теме статьи.

2) Однако данный вопрос является интересным. Поэтому привожу толкования (Откр. 11: 3), представленные Введенским мужским ставропигиальным монастырем «Оптина Пустынь»:

«Есть два события в Библии, которые остались неразъясненными: это - именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть oбщий удел всего человечества (Евр 9: 27)? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личностью прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Cирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кеcap)» (А. П. Лопухин);

«Многие из учителей думали, что сии два свидетеля, Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. - Облечетем во вретище они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников (Захар, гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел. (свт. Андрей Кисарийский)»;

«Из Писаний мы научены, что есть два пришествия Христа и Спасителя. При этом первое по плоти было бесславным ради того, чтобы Он показал Себя уничиженным. Тогда как второе Его пришествие возвещено во славе, так как явится Он с небес с могуществом и ангелами и славою Отца. Первое Его пришествие имело предтечею Иоанна Крестителя; второе, когда он придет во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова…» (сщмч. Ипполит Римский);
«Многие считают, что [два свидетеля] - это, вместе с Илией, Елисей или Моисей - но каждый из них мертв. О смерти же Иеремии ничего не извест-но. Через всех древних авторов наши сообщают, что это - Иеремия. Ведь и само Слово, полученное им, свиде¬тельствует, говоря: прежде нежели Я образовал тебя во чреве матери твоей, Я познал тебя и пророком для народов поставил тебя (Иер 1:5). У язычников же он не был пророком, и потому, по каждому из двух пророчеств, что Бог обещал, с необходимостью этим обладает и исполняет - то есть чтобы Иеремия был пророком у язычников» (Викторин Петавийский);

«…В предании Церкви господствует древнее учение, что после Илии Фесвитянина придет Енох, предваряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что творимые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику. О них теперь рассказывает видение, что они пророчествовали столько дней, используя или некое таинственное число, или то, которое действительно будет. Они будут делать это, будучи облечены во вретище. Ибо будут оплакивать непослушание тех людей» (Экумений);

«Прежде сказано: тебе надлежит опять пророчествовать (Откр 10:11). А здесь: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать. Ибо там Он говорит об Иоанне, а здесь о двух свидетелях -то есть Церковь двумя Заветами проповедует и пророчествует…» (Примасий).