Диагностика образовательной среды школы. Методика исследования образовательной среды Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды

Мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение)

Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде гимназии.

Анкета-опросник для учеников

«Психологическая диагностика образовательной среды»

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.

1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится; «9» - которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?

3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы Вы ездить на учебу в свою школу?

4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:

а) интеллектуальных способностей?

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

б) жизненных умений?

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выбрали свою?

Не могу сказать

6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.

образовательных программах, квалифика­ционных профессиональных характеристиках...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Начальной школы необходимо создавать психологически комфортную образовательную среду для развития личности, ... Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова «Диагностика метапредеметных и личностных результатов начального образования...

  • Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы

    Образовательная программа

    Октябрь) Индивидуальная процедура диагностики «Исключение четвертого» Диагностика уровня сформированности логического... развивающей среды : создание экологической и психологической комфортности образовательной среды ; создание игровой развивающей среды ; ...

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    В том, чтобы создать такую психологически комфортную образовательную среду , где качество образования сочетается с учётом... формами работы являются: психолого-педагогическая диагностика , индивидуальные консультации для учащихся, организация...

  • Характеристика школьной среды

    Степень удовлетворенности выбранной характеристикой

    в очень большой степени

    в большой степени

    в небольшой степени

    совсем нет

    1.Взаимоотношения с учителями

    2.Взаимоотношения с учениками

    3.Эмоциональный комфорт

    4.Возможность высказать свою точку зрения

    5.Уважительное отношение к себе

    6.Сохранение личного достоинства

    7.Возможность обратиться за помощью

    8.Возможность проявлять инициативу, активность

    9.Учет личных проблем и затруднений

    10.Внимание к просьбам и предложениям

    11.Помощь в выборе собственного решения

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области Ψ Выпуск 1 Н.П. Бадьина, В.Н. Афтенко Диагностика психологических условий школьной образовательной среды Методические рекомендации для работников образования Курган 2004

    2 Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПКиПРО Курганской области Методические рекомендации содержат описание методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды, а также процедуры обработки и оценки результатов. С небольшими изменениями методика может быть использована в учреждениях профессионального образования, а также диагностики психологических условий образовательной среды отдельных классных коллективов. Методические рекомендации адресованы школьным психологам, социальным педагогам, учителям, руководителям ОУ и другим педагогическим работникам. Авторы-составители: Бадьина Н.П., Афтенко В.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиПРО; педагог-психолог высшей квалификационной категории Рецензенты: Ворошилов А.К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиПРО; Михальчук Г.М., педагог-психолог высшей квалификационной категории гимназии 31 г. Кургана. Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды: Методические рекомендации для работников образования. Курган, с. Н.П.Бадьина, В.Н. Афтенко Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области 2

    3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса. В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социальнопсихологических и др.), которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента. Цель предлагаемой ниже методики оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов: 1) интенсивность образовательной среды; 2) эмоционально-психологический климат; 3) удовлетворенность образовательной средой; 4) демократичность образовательной среды; 5) содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов; 6) удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1). 3

    4 Таблица 1 Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов Факторы Интенсивность Эмоциональнопсихологический климат Участники образовательного процесса Учащиеся Родители Педагоги проявляется в объеме, сложности проявляется в учебных заданий, предъявляемых объеме учебной учащимся на уроках и дома, а нагрузки учителей, также в уровне требований к а также в уровне качеству выполнения этих заданий требований к содержанию и качеству их работы проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. Удовлетворенность проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса Демократичность Содействие формированию познавательной мотивации Удовлетворенность качеством образовательных услуг проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. 4

    5 ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса). Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой номером вопроса. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Ответы «а» оцениваются в 1 балл; «б» - 0,5 баллов; «в» - 0 баллов. Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу. Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом: Бланк ответов 1. б 2. а 3. б 4. в 5. б 6. а 7. а 8. а 9. а 10. в 11. в 12. а 13. а 14. а 15. б 16. б 17. б. 18. а И Э У Д М КО В этом случае показатель интенсивности учебной среды будет равен: И = 0,83. 3 Показатель эмоционально-психологического климата: Э = Показатель удовлетворенности (У) 0,67; показатель демократичности (Д) 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) = 1. 5

    6 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор: 0 0,40 низкий уровень; 0,41 0,70 средний уровень; 0,71 1 высокий уровень. Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом. Данный респондент отмечает: высокую интенсивность нагрузки в ОУ; высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса; достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой; низкую степень демократичности образовательной среды; низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации. Методика проходила апробацию и стандартизацию на базе общеобразовательных школ г. Кургана в гг. 6

    7 АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Устаешь ли ты обычно на уроках? а) да; б) на некоторых; в) нет. 2. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт? 3. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы? а) да; б) иногда; в) нет. 4. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет. 5. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках? а) да; б) иногда; в) нет. 6. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе. а) высокий; б) достаточный; в) низкий. 7. Оцени объем домашних заданий. а) чрезмерный; б) оптимальный; в) недостаточный. 8. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение? 9. Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей? а) да; б) не все; в) нет. 10. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися? а) да; б) не всегда или не все; в) нет. 7

    8 11. Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы? а) да; б) не всегда или не в полной мере; в) нет. 12. Пользуешься ли ты услугами репетиторов? а) нет; б) редко; в) систематически. 13. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования? а) да; б) уровень требований оптимальный; в) уровень требований недостаточный. 14. Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке? а) да; б) хотелось бы чаще; в) практически никогда. 15. Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в «школьной жизни»? а) да; б) не все; в) нет. 16. Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы? 17. Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)? 18. Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ? а) почти уверен, что поступлю; б) не уверен, что поступлю; в) почти уверен, что не поступлю. 8

    9 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок. а) высокая; б) оптимальная; в) низкая. 2. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка? а) да; б) не вполне; в) нет. 3. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе? 4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет. 5. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия? 6. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе? а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный. 7. Оцените объем домашних заданий а) чрезмерный; б) оптимальный; в) недостаточный. 8. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка? 9. Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации? 10. Оцените степень своего участия в деятельности школы. а) высокая; б) средняя; в) низкая. 9

    10 11. Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка. а) высокий; б) средний; в) низкий. 12. Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов? а) нет; б) иногда; в) систематически. 13. Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку. а) завышенные; б) оптимальные; в) заниженные. 14. Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке? а) да; б) иногда; в) никогда. 15. Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет. 16. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка? 17. Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка? а) да; б) не вполне; в) нет. 18. Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ? а) да; б) не вполне; в) нет. 10

    11 АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 1. Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика? а) да; б) иногда; в) нет. 2. Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами? 3. Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет. 4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет. 5. Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов? а) да; б) хотелось бы больше или не всегда устраивает; в) нет. 6. Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе. а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный. 7. Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.? а) нет; б) бывает, что времени не хватает; в) да. 8. Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением? 9. Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении Вы реализовались как профессионал и как личность? 11

    12 10. Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам? 11. Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)? 12. Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов? а) нет, в этом нет необходимости; б) редко; в) систематически. 13. Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования? а) да; б) уровень требований оптимальный; в) уровень требований недостаточный. 14. Встречаются ли педагоги Вашей школы в неформальной обстановке как в «стенах школы», так и за ее пределами (отмечают вместе дни рождения, ходят друг к другу в гости, посещают концерты и т.п.)? а) да; б) такое иногда бывает; в) нет. 15. Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе? 16. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников? 17. Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации? а) да, в том числе и за б) да, в пределах в) нет. пределами области; области; 18. Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ? 12

    13 ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам диагностики психологических условий образовательной среды в лицее г. Кургана Диагностика психологических условий образовательной среды в лицее г. Кургана проводилась в 200 г. В качестве респондентов были задействованы: - учащиеся - 80 чел. - родители - 62 чел. Диагностика осуществлялась посредством анкеты (Бадьина Н.П., Афтенко В.Н., 2004). В результате анализа ответов респондентов на вопросы анкеты были получены следующие данные: 1.Интенсивность образовательной среды (см. гистограмму 1) % 8 9 % у ч а щ и е с я р о д и т е л и п е д а г о г и % в ы с о к и й о п т и м а л ь н ы й % н е д о с т а т о ч н ы й Гистограмма 1. Распределение респондентов по уровням оценки интенсивности образовательной среды в лицее Данные гистограммы 1 свидетельствуют о том, что для подавляющего большинства участников образовательного процесса всех категорий уровень учебной нагрузки представляется оптимальным. Выявлена группа учащихся (12%), которые считают интенсивность образовательной среды высокой. 13

    14 2.Социально-психологический климат (см. гистограмму 2) % % у ч а щ и е с я р о д и т е л и п е д а г о г и % 1 1 % 2 8 % 5 % в ы с о к и й о п т и м а л ь н ы й н е д о с т а т о ч н ы й Гистограмма 2. Распределение респондентов по уровням оценки степени эмоционального комфорта в лицее Как видно из гистограммы 2, большинство учащихся(89%), родителей (80%) и педагогов (72%) отмечают высокую степень эмоционально - психологического комфорта в учебном заведении. 3.Удовлетворенность образовательной средой (см. гистограмму 3) % 9 2 % 9 3 % у ч а щ и е с я р о д и т е л и п е д а г о г и % 8 % 7 % в ы с о к и й о п т и м а л ь н ы й н е д о с т а т о ч н ы й Гистограмма 3. Распределение респондентов по уровням оценки собственной удовлетворенности образовательной средой в лицее Данные гистограммы 3 свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности учащихся и родителей учебным заведением. 14

    15 4. Демократичность образовательной среды (см. гистограмму 4) % 8 8 % % 5 5 % у ч а щ и е с я р о д и т е л и п е д а г о г и в ы с о к и й 1 5 % 1 о п т и м а л ь н ы й 6 % 1 2 % н е д о с т а т о ч н ы й Гистограмма 4. Распределение респондентов по уровням оценки демократичности образовательной среды в лицее Как видно из гистограммы, большинство родителей и учащихся указывают на высокий и средний уровень демократичности образовательной среды. Однако анкетирование выявило группу родителей (10%), учащихся (6%) и педагогов (2%), по мнению которой для образовательной среды лицея характерен низкий уровень демократичности. 5. Содействие формированию познавательной мотивации (см. гистограмму 5) % 8 7 % 9 2 % у ч а щ и е с я р о д и т е л и п е д а г о г и в ы с о к и й 1 3 % 8 % 3 % 2 % о п т и м а л ь н ы й н е д о с т а т о ч н ы й Гистограмма 5. Распределение респондентов по уровням оценки содействия формированию познавательной мотивации в лицее 15

    16 По мнению 95% учащихся, содействие формированию познавательной мотивации и росту познавательных интересов в лицее осуществляется на высоком уровне. С точки зрения 87% родителей - на высоком уровне, 13% родителей на среднем уровне. Оценка педагогами возможности их профессионального роста также высока. 6. Удовлетворенность качеством образовательных услуг (см. гистограмму 6) % 9 4 % 9 7 % 8 6 у ч а щ и е с я р о д и т е л и п е д а г о г и % 6 % 3 % в ы с о к и й о п т и м а л ь н ы й н е д о с т а т о ч н ы й Гистограмма 6. Распределение респондентов по уровням оценки качества образовательных услуг, предоставляемых лицеем Как видно из гистограммы, подавляющее большинство участников образовательного процесса оценивают качество образовательных услуг, предоставляемых лицеем на высоком уровне. Таким образом, в целом результаты анкетирования свидетельствуют о наличии в лицее благоприятных психологических условий для осуществления образовательного процесса. Рекомендации: 1) привлечение родителей к организации образовательного процесса; 2) оптимизация распределения учебной нагрузки с учетом познавательных потребностей и возможностей разных категорий учащихся. 16

    17 ЛИТЕРАТУРА 1. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, N 6. - С Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота поддержка консультирование. - Вып. 6.: Инноватор. - М., С Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика N 1. С Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, Слободчиков В. Среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып Инноватор-Bennet colledge. - М., С Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. - Oxford,

    18 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.3 ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ 5 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ..5 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.6 АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 9 АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ..11 ПРИЛОЖЕНИЕ.13 ЛИТЕРАТУРА


    Диагностика психологических условий школьной образовательной среды В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных

    Диагностика психологических условий школьной образовательной среды 2008 год 2 Представленный материал содержит описание методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды, а также

    Мониторинг удовлетворённости образовательной средой участников образовательного процесса www.adm-edu.spb.ru Научно-методический центр Адмиралтейского района Санкт-Петербурга В условиях современной системы

    Анализ удовлетворенности участников образовательного процесса В УИТОТ создана система взаимодействия техникума со своими потребителями постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных

    Комплексная целевая программа «Социально-психологическая адаптация обучающихся» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Наименование Программа «Социально-психологическая адаптации обучающихся 2. Основание для разработки

    Высокий уровень знаний развитие познавательных интересов подготовка к выбору профессий воспитание чувства уверенности в себе воспитание самостоятельности в решении жизненных проблем Анализ мнений родителей

    Результаты проведения социологических опросов в рамках независимой оценки качества образовательной деятельности в 2016 году Удовлетворенность участников образовательных отношений качеством дошкольного

    Опросник 19 «Опросник для изучения мнения коллег о социально-профессиональном статусе социального педагога» Инструкция респонденту Вам предлагается опросник для оценки социально-профессиональных аспектов

    Приложение 1. п/п Отчёт по удовлетворённости образовательным процессом октябрь 16г. В сентябре-октябре 16 года было проведено анкетирование по удовлетворённости образовательным процессом тремя категориями

    Анкета-опросник для учеников «Психологическая диагностика образовательной среды» Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды лицея. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев

    1.1. Обеспечение профориентационной направленности учебных программ, 1 коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; 3.2.Организация системной, квалифицированной

    Результаты мониторинга удовлетворённости, обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ 2 по состоянию на 20.05.2016 года. Качество образования это комплексная

    Результаты мониторинга удовлетворённости обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ «Разъезженская СОШ» по состоянию на 31.05.2016 года Качество образования

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.горноправдинск» Справка по итогам анкетирования родителей «Удовлетворённость качеством

    1 Исследование психологической безопасности образовательной среды ГБОУ школы 331 Невского района Санкт-Петербурга Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство

    Результаты мониторинга удовлетворённости, обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ 2 по состоянию на 20.09.2017 года. Качество образования это комплексная

    АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Цель: определить степень удовлетворенности обучающимися школы и своим положением в ней. работой Ответы на вопросы позволяют оценить: 1-2 - уровень дружеских отношений и конфликтности

    Приложение 7. Материалы, демонстрирующие деятельность Центра творчества Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов В Центре творчества в систему мониторинга мы включили такой показатель,

    Мониторинг степени удовлетворённости участников образовательного процесса различными сторонами жизнедеятельности образовательного учреждения. Цель исследования: изучение удовлетворённости участников образовательного

    Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент,

    Мотивация учебной деятельности, анализ ситуации Л.А.Лошкарева «Все наши замыслы, Все поиски и построения Превращаются в прах, Если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский) Каждый учитель хочет,

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССА НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНЫХ ШКОЛ А.И. Коротаева Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

    Педагог-психолог Шаведро Е. С. Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи: - систематически

    Результаты удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности МБОУ «СШ 76» Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость родителей различными сторонами образовательного

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Результаты анкетного обследования педагогов дополнительного образования,

    Анкеты «Удовлетворенность работой школы» для участников образовательного процесса Цель: Выявление степени удовлетворенности работой школы у участников образовательного процесс по разным направлениям деятельности

    Анализ опроса родителей по вопросам школьной воспитательной системы и взаимодействия учителей и родителей 2016 г. Администрацией ГБОУ школы 454 был проведен опрос родителей учеников по вопросам школьной

    Анкеты «Удовлетворенность работой школы» для участников образовательного процесса. Цель: выявление степени удовлетворенности работой школы у участников образовательного процесс по разным направлениям деятельности

    Структура и содержание портфолио педагога Титульный лист портфолио включает наименование образовательного учреждения и его учредителя, фамилию, имя, отчество учителя, должность (Приложение 1). 1. Раздел

    ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол от 29.08.2013 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ «Прогимназия «Радуга» от 02.09.2013 1/19 ПОЛОЖЕНИЕ о воспитательной работе 1.Общие положения 1.1 Положение разработано на

    Отчет по результатам мониторинга сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся 1-3 классов Новый стандарт предъявляет существенно высокие требования к уровню подготовки выпускников

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 265 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Мониторинг уровня удовлетворенности качеством дополнительного

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-. воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках

    Предоставляемых школой. Определения результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов; o Прогнозирования развития образования в

    Индивидуальная программа по самообразованию педагога. Пояснительная записка Каждый человек это личность. Образование это среда, растящая личность. Основная задача современной школы это формирование личности,

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов 176» городского округа Самара СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете школы Протокол 3 от «19» января

    1 Управление качеством образования - системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других, связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов

    Справка по результатам анкетирования учащихся и родителей общеобразовательных учреждений Шурышкарского района по теме «Удовлетворенность качеством воспитательной работы». В соответствии с планом работы

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга ПОЛОЖЕНИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

    Мониторинг степени удовлетворённости участников образовательного процесса различными сторонами жизнедеятельности образовательного учреждения. Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость

    Имеет высокие результаты профессиональной деятельности; - пользуется уважением своих коллег-предметников, учителей и администрации школы; - обладает высокой коммуникативной культурой; - способен быть

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 644 Приморского района г. Санкт-Петербурга АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе педагога-психолога Саркисян М.А. за 2016-2017

    Мониторинг удовлетворенности работы учреждения педагогов Дата: 12.12. 2018г Цель: определить степень удовлетворенности педагогов работой школы-интерната и своим положением в ней. Количество респондентов:

    Принято решением педагогического совета ГБОУ лицея 395 Протокол от г. Председатель педагогического совета С.П. Сергеева Утверждено приказом от г. директора ГБОУ лицея 395 С.П. Сергеева ПОЛОЖЕНИЕ о методическом

    План самообразования учителя английского языка 2015 2018гг. Профессиональный опыт: с 2009 г. - учитель английского языка классов. Образование высшее п/п Учебное заведение Год окончания Специальность 1

    ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «Средняя общеобразовательная школа 47» 1.Введение. Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной

    Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ 30» Протокол от 29.04.2013 г. 10 Утверждаю директор МБОУ «СОШ 30» Т.Н.Зизевская Приказ от 29.04. 2013 г. ПОЛОЖЕНИЕ о методическом объединении учителей-предметников

    Доклад на тему: «Учитель-это не профессия,а образ жизни.» Подготовил учитель географии МБОУ СОШ 2 г. Лебедева Виктория Алексеевна. Адрес школы:, Московская обл., Ступинский р-н, Ступино г., ул. Андропова,

    1. Общие положения 1.1.Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2006г. 814, приказом Министерства

    Отчет педагога-психолога Качан Е.Э. за I полугодие 2015-2016 учебного года Основной целью психолого-педагогической службы в школе является: создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих

    1. Общие положения Методическое объединение как структурное подразделение методической службы образовательного учреждения создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение.

    Документация, необходимая для работы заместителя директора по методической работе 1. Устав школы. 2. Образовательная программа. 3. Нормативно-правовые документы (внешние) «Законы об образовании» РФ и РБ;

    АНКЕТА для студентов - курсов факультета СПО и - курсов факультета ВПО Волгоградской консерватории им. П.А.Серебрякова Для ответа в правом столбце поставьте цифру по предлагаемой шкале, обведите кружком

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Одаренные дети» на 2011-2016 г.г. Основание разработки: для «Дети России», Федеральная целевая программа Заказчик программы: Основные разработчики программы: Администрация Георгиевского

    ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Воронова Т.В. МБОУ «Городская гимназия 1» «Система общего образования должна быть направлена

    Результаты диагностики МОУ «Средняя школа 44» за 2016-17 уч. год 1 Исследование включенности родителей в учебный и воспитательный процессы школы за 2016-2017 уч. год Включенность родителей в учебный и

    «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ 5 г. Пушкино Н.П. Морозова «01» сентября 2017г. План мероприятий по повышению качества образования в МБОУ СОШ 5 г. Пушкино на 2017-2018 учебный год Основания для разработки

    Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области Комитет по образованию РАСПОРЯЖЕНИЕ от 27.03.2014 года 177 О проведении мониторинга удовлетворенности участников

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») «Развитие интеллектуальной, направленное на успешное продвижение детей в предметных олимпиадах». ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития

    Администрация города Нижнего Новгорода Департамент образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 140» УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы 218 от «30» августа 2017 г. ПОЛОЖЕНИЕ

    Анализ работы методического объединения за 20-20 уч.год 1. Цели, задачи, основные направления работы МО 2. Характеристика деятельности МО по направлениям: 2.1 Работа с педагогическими кадрами (состав,

    ГБОУ средняя школа 143 Санкт-Петербурга Анализ анкет по теме «Изучение мнения родителей о качестве оказания школой образовательных услуг» в 2013-2014 учебном году. Цель: исследование мнения родителей на

    Анализ мониторинга удовлетворенности качеством образования участников образовательного процесса МБОУ СОШ 78 Ноябрь 2015 г Для мониторинга использовались анкеты участников образовательного процесса. «Удовлетворенность

    Управление образования администрации Красногорского района Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 5 г. Красногорска Сюрин С.Н. МЕТОДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

    Выступление на модельном семинаре Кругляковой Е.В., зам. директора по УВР МОБУ СОШ 11 им. Героя России И.В. Марьенкова г. Лабинска «Модель работы школы-лидера со школами, показывающими стабильно низкие

    2.1 Цель и задачи Цель создание условий для гармоничного развития самостоятельной личности, охватывающих интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический и гражданский рост личности, способной

    ГБОУ средняя школа 143 Санкт-Петербурга Анализ анкет по теме «Изучение мнения родителей о качестве оказания школой образовательных услуг» в 2014-2015 учебном году. Цель: исследование мнения родителей на

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СОСТОЯНИЕМ

    Положение об организации методической работы 1. Общие положения 1.1. Положение об организации методической работы (далее Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ Кардычко Юлия Сергеевна, начальник центра дошкольного и общего среднего образования ГУДОВ

    В понятии «образовательная среда школы» мы выделили три основных аспекта, его характеризующих. Первый аспект – результативный. Он позволяет ответить на вопрос: «Чего достигает школа, создавая, поддерживая и развивая свою специфическую образовательную среду?». Главным результатом воздействия образовательной среды на школьников является тот эффект, который они получают в своем развитии. При этом, как мы уже отмечали, речь идет не только о развитии интеллектуальных способностей детей, но также и о влиянии образовательной среды на особенности социального и индивидуально-личностного развития учащихся. Второй аспект можно назвать процессуальным. Он отвечает на вопрос: «Какими средствами конкретная школа достигает своего развивающего эффекта?». Эти средства могут быть самыми разнообразными, они охватывают все стороны внутренней жизни школы. К ним относятся организация учебного процесса и способы взаимодействия в системе «учитель – ученики», психологический климат и отношения в педагогическом коллективе, социально-психологическая структура классов и критерии формирования межличностных отношений между учащимися, оформление школы и ее оснащенность, внеучебная жизнь школы, отношения школы и родителей и т.п. Третий аспект образовательной среды – целевой. Он позволяет ответить на вопрос: «Зачем?». Зачем школа проводит дополнительные занятия по физкультуре или требует активного участия в олимпиаде по истории, зачем вводит форму, организует кружок вышивания или поход в горы? Этот аспект характеризует школу с точки зрения тех внутренних задач, на решение которых реально направлены ее усилия, время и средства. Процедура диагностики Очевидно, что содержательная диагностика образовательной среды школы должна строиться на основе анализа всех трех выделенных аспектов. Поэтому такая диагностика требует довольно длительного пребывания в стенах школы, возможности наблюдения ее жизни как во время уроков, так и после их завершения, а также проведения целого комплекса исследований и тестов.

    1. Результативный аспект. Диагностика образовательной среды с точки зрения эффективности ее влияния на развитие строится на основе специально разработанного набора психологических тестов и процедур. 1) Для оценки интеллектуальных способностей детей сопоставляются данные двух типов тестов: первый позволяет выявить базовые интеллектуальные способности, которые, как принято считать в психологической науке, минимально зависят от содержания обучения и типа организации учебного процесса; второй связан с теми мыслительными действиями, которые складываются именно в процессе обучения и могут являться индикаторами эффективности организации учебной деятельности. Сравнение результатов по методикам обоих типов позволяет выявить и оценить роль самой школы в развитии интеллектуальных способностей детей. Для определения базовых интеллектуальных способностей (общего интеллектуального развития) мы используем тест Кеттелла для детей CFT2. Он дает возможность оценить способность ребенка решать мыслительные задачи (устанавливать связи, выделять правила и т.п.) на невербальном графическом материале разной 10 Диагностика образовательной среды школы ИЗ ПЕРВЫХ РУК сложности. Измеренные этим тестом характеристики можно считать «собственными» интеллектуальными способностями ребенка, не зависящими от специфических особенностей образовательной среды конкретной школы. Для качественной оценки сформированности мыслительных процессов, связанных со специфическими особенностями включения детей в учебный процесс конкретной школы, мы используем две методики (автор А.З. Зак). Одна из них (методика «Кто что сделал?») направлена на выявление уровня развития мыслительных действий анализа и содержательной рефлексии. В другой (методика «Умозаключение») развитие мыслительной деятельности оценивается по критерию целостного планирования решения. Методика включает задания, в которых за указанное число мысленных преобразований необходимо исходную комбинацию геометрических элементов привести к конечной, заданной в виде образца. По общему числу и качеству решенных задач оцениваются уровень сформированности действий планирования и анализа. Эти методики позволяют различить два базовых уровня развития мышления: эмпирический и теоретический, а также выделить и оценить развитие отдельных мыслительных действий планирования, анализа, рефлексии. 2) В анализе социальных аспектов развития мы выделяем «объективный» и «субъективный» уровни. Объективный уровень характеризует реальные отношения между детьми в классе, а также отношения учителей и учащихся. Субъективный уровень характеризует отношение ребенка к той среде, в которой он пребывает (к среде своей школы). Для исследования реальных отношений между детьми мы используем социометрический тест. В нем учащиеся производят сознательный выбор предпочитаемых или отвергаемых ими одноклассников по критериям, заданным в виде ситуаций или видов совместной деятельности. В используемый нами вариант социометрической анкеты, помимо общего, включены также деловой (учебный) и эмоциональный критерии выбора. Социометрия позволяет судить об адаптированности каждого ученика в системе деловых и неформальных межличностных отношений, а также о преимущественной мотивационной ориентации класса на учебную деятельность, общение или другие сферы групповой активности. Реальная компетентность детей в общении со взрослыми оценивается двумя исследовательскими процедурами. Наблюдение с использованием специально разработанной Схемы анализа урока позволяет описать способы делового взаимодействия педагога с учащимися. Анализ психологического климата школы позволяет оценить стиль детско-взрослых отношений в неформальных ситуациях. Ниже обе эти процедуры представлены более подробно. Для выявления субъективной стороны социализации школьников проводится контент-анализ детских сочинений на тему «Моя школа». Мы используем для анализа четыре группы категорий: учителя (учитель как человек, учитель как профессионал, мое отношение к учителю, отношение учителя ко мне), уроки (нравится/не нравится; нужно/не нужно; насколько комфортно я себя чувствую на уроке), одноклассники (нравятся/не нравятся; их отношение ко мне; мое отношение к ним; друзья/недруги; как я себя чувствую в классе), я сам (хочу/не хочу ходить в школу; как себя чувствую в школе; как ко мне относятся в школе). 3) Оценка особенностей индивиду альноличностного развития производится на основе следующих диагностических процедур: определения самооценки и уровня притязаний; выявления иерархии мотивов; оценки уровня школьной тревожности. Исследование самооценки и уровня 11 1/02 ` – какие используются дидактические приемы и средства (работа с моделями, дискуссия, упражнение). Организационный уровень описывает, как строится учителем работа детей: – какие даются инструкции по организации работы; – какие формы работы представлены на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная); – как педагог организует групповую дискуссию; – как, когда и для чего использует схемы или модельные средства; – как проходит анализ результатов, контроль знаний и т.д. Межличностный уровень: – описывает стиль общения учителя с детьми; – способы стимуляции педагогом активности учащихся; – формы оценки, поощрения и наказания; – требования к дисциплине и личностную реакцию учителя на поведение детей в классе. Анализ результатов наблюдений позволяет выявить специфику организации образовательного процесса в конкретной школе. Процедура предполагает наблюдение за одним и тем же классом у разных педагогов, а также за одним и тем же педагогом в разных классах. Схема анализа урока позволяет составить «объективную» картину взаимодействий в системе «учитель – ученики». Дополнительно для получения «субъективной» картины детско-взрослых взаимодействий мы используем, во-первых, специальную анкету для учителей и, во-вторых, выявляем с помощью контент-анализа детских сочинений тип предпочтений учащихся при выборе любимых и нелюбимых преподавателей. 2) Важным, хотя и наименее поддающимся формализации проявлением специфических особенностей образовательной среды является психологи ческий климат школы. притязаний школьников (в этой методике мы используем шкалы различных личностных качеств, компетентности в общении и социальной успешности) позволяет прямо оценить базовые характеристики личностного развития и косвенно (через выбор соответствующих критериев для самооценки, а также сопоставление самооценок по разным критериям) – тип школьной мотивации и общую личностную направленность детей. Для выявления содержания преимущественной школьной мотивации (т.е. ответа на вопрос, зачем ребенок ходит в школу) проводится контент-анализ сочинений детей на тему «Моя школа». Школьная тревожность определяется анкетной методикой Прихожан. Эта методика позволяет оценить эмоциональное отношение ребенка к школе, уровень школьной тревожности и степень познавательной активности.


    2. Процессуальный аспект. Для определения специфических средств, с помощью которых образовательная среда конкретной школы реализует свои развивающие воздействия, нами разработаны оригинальные диагностические процедуры. 1) Для анализа организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель – ученики» используется специальная Схема анализа урока. Она позволяет проанализировать учебный процесс на трех уровнях: предметном (содержатель ном), организационном и межлично стном. Предметный уровень показывает, как учитель разворачивает на уроке учебное содержание: – как ставится проблема; – на каком уровне обобщения и в какой форме представляется информация; – какие вопросы возникают и какие ответы на них даются (вопросы проблемные, конкретные, их количество и место в процессе передачи и усвоения знаний); 12 Для фиксации объективных проявлений психологического климата нами разработана специальная Карта наблюдения. Она включает 16 тем (тип оформления школы, возможности дополнительного образования, внеурочное общение педагогов и детей, родители в школе, информационная доступность, досуг в школе, оснащенность, администрация и педагогический коллектив, администрация и дети и т.п.). Полученные с использованием Карты наблюдения данные сопоставляются с результатами анкетирования педагогического коллектива и администрации школы (в анкетах представлена субъективная позиция «создателей» образовательной среды), а также с результатами анализа детских сочинений (в них выражена субъективная позиция «потребителей» образовательной среды школы).

    3. Целевой аспект. Для определения внутренних задач школы нами используется специальная анкета. Вопросы в ней касаются задач школы, учителя и учащихся. Процедура анкетирования предполагает, что на одни и те же вопросы администрация школы, педагоги и учащиеся отвечают несколько раз: один раз – выражая собственное мнение, затем – выражая мнение других участников школьной жизни. Сопоставление ответов на вопросы анкеты, данных «за себя», с ответами, данными от лица других участников образовательного процесса, а также сравнительный анализ результатов анкетирования с другими процедурами позволяют выявить: а) декларируемые цели и задачи школы; б) степень единства педагогического коллектива в осознании внутренних задач школы; в) удовлетворенность каждого учителя психологическим климатом школы; г) соответствие декларируемых и реальных внутренних задач, определяющих работу школы как образовательного учреждения. Процедура диагностики образовательной среды школы, представленная в этой статье, апробирована нами в 24 школах. В 4 школах обследование проводилось дважды на разных классах. Это позволило в одних школах подтвердить устойчивость выявленных качественных характеристик образовательной среды, а в других – оценить эффективность работы по изменению целевых и процессуальных аспектов среды, которые школа хотела скорректировать. Тщательный количественный и качественный анализ огромного массива данных, которые мы получили в процессе апробации, позволяет сделать несколько обобщающих замечаний. 1. Комплекс данных, получаемых с помощью описанного пакета методик, дает возможность всесторонне и полно охарактеризовать отдельную школу как целостное образование с точки зрения специфичности ее образовательной среды. 2. При всем разнообразии конкретных проявлений и качественных особенностей образовательных сред, которое мы наблюдали в разных школах, статистический анализ позволил разделить все школы на несколько основных типов, различающихся внутренними целями и задачами. 3. Показатели развития, которые (по результатам тестирования) демонстрируют школьники, и количественно, и качественно зависят от типа школы, т.е. от тех внутренних задач, которые школа ставит и решает в своей деятельности.

    В последние годы школы приобрели большую свободу и самостоятельность, вопрос о диагностике качества образовательной среды становится крайне актуальным сейчас.

    Слайд 2. Предметом диагностики образовательной среды школы выступают их выпускники, а точнее, их зрелость, т.е. готовность ко взрослой жизни, она включает в себя:

    Интеллектуальную зрелость (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение познавательной проблемы, критическое мышление и т. д.);

    Социальную зрелость (ответственность за происходящее, готовность к сотрудничеству, терпимое отношение к другим);

    Личностную зрелость (понимание себя, самостоятельность, самоуважение, стремление реализовать свои инициативы);

    Эмоциональную зрелость (сочувствие, интуицию, сопереживание и т. д.).

    Поэтому школа эффективна в той мере, в какой она:

    Воспитывает личность, способную жить в ситуации быстрых социальных изменений, требующих принятия адекватных самостоятельных решений;

    Готовит учащихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

    Удовлетворяет запросы родителей и социокультурной сферы.

    Слайд 3. 2 аспекта деятельности школы:

    1. изучение взаимодействия школы и социальной среды, элементы: совокупность ориентации семьи в сфере образования; участие родителей в школьной жизни; использование социокультурных возможностей среды; подготовка к позитивному преобразованию среды.

    2. изучение внутренних ресурсов школы, возможностей для саморазвития, включает в себя инициативу и инновационную деятельность педагогов, валеологический компонент образования, характер взаимодействия учащихся и учителей, характер взаимодействия в педагогическом коллективе, создание условий для развития зрелости учащихся.

    Слайд 4. Средовая диагностика дает возможность судить о состоянии среды и личности и включает:

    1) определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;

    2) обследование реальной среды и оценивание ее возможностей

    3) определение бытующих у детей значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;

    4) определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для ее обитателей;

    5) определение типа личности ребенка на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).

    Слайд 5. В качестве интегральной результирующей характеристики образовательной среды И. М. Улановской, Н. И. Поливановой, И. В. Ермаковой (1997) был выбран критерий психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих. Они разработали диагностический пакет, включающий 3 блока методик:

    1 - направлен на качественную и соответствующую возрастным особенностям диагностику результатов воздействия образовательной среды (интеллектуальные способности детей, их социальные и индивидуально-личностные особенности, мотивационная сфера).

    2 - специфические особенности тех средств, которыми конкретная школа достигает своего развивающего эффекта (анализ организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель- ученик», исследование социально-психологической структуры классов и выявление значимых критериев формирования межличностных отношений между учащимися, описание существенных характеристик психологического климата школы).

    3 - процедуры для выявления внутренних целевых установок, определяющих специфику и эффективность воздействия образовательной среды школы на все аспекты психического развития учащихся.

    Слайд 6. Программа диагностики образовательной среды, разработанная С. Д. Дерябо (1997), основывается на представлении о том, что любая образовательная среда должна способствовать сохранению и укреплению здоровья учеников, развитию их познавательной и личностной сферы. Общий показатель развития личности ученика и класса складывается из 3 оценок: состояния соматического здоровья, развития познавательной сферы, развития личностной сферы.

    Слайд 7. В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина, Н. И. Алмазова (1998) в качестве одного из критериев эффективности образовательной среды рассматривают социальную комфортность, которая может включать такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, оценка характера взаимоотношений учащихся друг с другом.

    Основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение субъектов образовательного процесса; авторитетность руководителей - директора и педагогов; степень участия всех субъектов в управлении образовательными процессами; сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса; продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.

    Слайд 8. 2 подхода к оценке образовательной среды:

    1) Диагностический подход : а) анализ структурных компонентов; б) изучение результатов воздействия среды на ее участников (как правило, на учеников и в значительно меньшей степени на педагогов и других участников); в) сочетание первых двух. Ясвин рассматривает психолого-педагогический комплекс возможностей образовательной среды на основе системы личностных потребностей, выделяемых А. Маслоу и Е. А. Климовым: возможность удовлетворения физиологических потребностей; возможность удовлетворения потребности безопасности; возможность усвоения групповых норм и идеалов; возможность удовлетворения социальных потребностей (любви, уважения, признания); возможность удовлетворения потребности в значимой деятельности; возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки; возможность удовлетворения и развития познавательной потребности в области интересов; возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в области интересов; возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; возможность удовлетворения и развития потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле; возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации.

    2) Экспертный подход – нацелен на комплексную оценку ее развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей (С. Л. Братченко, 159 Г. А. Мкртычан, А. Н. Тубельский). Экспертиза как метод предполагает ориентацию на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого является главным «инструментом» исследования. В этом отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.

    Слайд 9. Программа психолого-педагогической экспертизы образовательной среды, предложенная В. А. Ясвиным, который считает, что экспертиза может осуществляться как независимыми специалистами, так и «включенными экспертами» - администрацией, педагогами, родителями, а также учащимися. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в среде условий и возможностей для развития активности ребенка и его личностной свободы.

    4 типа образовательной среды по Я. Корчаку:

    Догматическая - способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;

    Карьерная - способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка; - «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

    Творческая - способствующая свободному развитию активного ребенка.

    Ясвин выделяет параметры образовательной среды: широта образовательной среды - структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду; интенсивность образовательной среды - структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; осознаваемость образовательной среды - показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса; эмоциональность образовательной среды - характеризует соотношение в ней эмоциональных и рациональных компонентов. Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, яркой, так и эмоционально бедной, «сухой». На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток профиль учебного заведения; доминантность образовательной среды - характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; когерентность (согласованность) образовательной среды - показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она тесно с ней связана, глубоко интегрирована в нее; социальная активность образовательной среды - показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала; мобильность образовательной среды - способность к органичным эволюционным изменениям; устойчивость образовательной среды - характеризует ее стабильность во времени; обобщенность образовательной среды - характеризует степень координации всех субъектов образовательной среды. Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения.

    Слайд 10. Гуманитарная экспертиза (Братченко, Сенько, Тубельский) - это экспертиза глубинная и личностно-ориентированная, так как в центре ее внимания находится человек как личность.

    С. Л. Братченко вводит понятие «психолого-педагогической экспертизы », которая направлена на педагогическую реальность, определяется гуманистическими ценностями, ориентирами, принципами, средствами и методами изучения. Объекты гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО): 1. Учащиеся. 2. Преподаватели. 3. Учебно-воспитательный процесс. 4. Уклад жизни школы. 5. Среда и окружение.

    Слайд 11. Психологическая безопасность образовательной среды выделяет две главные функции - защитную (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья и т. п.) и развивающую (данная фиксация - не просто констатация, а выявление «отправной точки» развития психологических ресурсов образовательной среды службой сопровождения для всех ее участников).


    Похожая информация.


    Для изучения социально-психологических характеристик безопасности могут использоваться следующие методы:

      экспертный опрос

      анкетный опрос

      моделирование

      визуальная психодиагностика

      контент-анализ

      тестирование

    Сегодня можно отметить два подхода к оценке образовательной среды – диагностический, состоящий из пакета психодиагностических методик, адресованный отдельным участникам, и экспертный, включающий набор оценочных суждений как самих участников учебно-воспитательного процесса, так и независимых экспертов, знающих или знакомящихся с состоянием образовательной среды

    Средовая диагностика включает в себя специфический набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личности; определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы; обследование реальной среды и оценивание её возможностей; выяснение бытующих у обучающихся значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни; нахождение позитивных элементов среды; установление типа личности обучающегося (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика)

    Диагностический подход к оценке эффективности образовательной среды содержит три основных аспекта: анализ структуры компонентов образовательной среды; изучение результатов воздействия среды на её участников; изучение первых двух аспектов.

    Данный подход к формированию безопасного поведения личности предполагает социально-психологическую диагностику личности; социально-психологическое консультирование; проведение тренингов по формированию социально-психологической компетентности, связанной с обеспечением безопасного поведения.

    Для диагностики характеристик личности, которые могут выступать в качестве детерминант её опасного поведения, существуют разнообразные методики, которые изложены в многочисленных публикациях. Диагноз позволяет проводить занятия целенаправленно и эффективно, выявить те характеристики личности, которые могут или спровоцировать опасные ситуации, или поставить личность в опасное положение, сопряжённое с применением насилия и обмана.

    Диагностика безопасности образовательных учреждений распадается на методы и методики изучения внутренних и внешних угроз. Методами диагностики угроз для образовательных учреждений являются: методы психосемантического напряжения – ассоциативный эксперимент, незаконченные предложения, ранжирование опасностей и ситуаций учебной деятельности учеников; экспертный опрос, метод тестов, а именно СОП (склонность к откланяющемуся поведению), опросник Басса-Дарки, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Л.В.Личко, тест С.Розенцвейга, тест Томаса, социометрическая методика, тест-опросник на изучение общей самооценки личности; анкетирование, метод изучения организационной культуры – шкала Р.Лайкерта, контент-анализ, наблюдение и беседа. В качестве форм специальных занятий с учениками выступают: обучающие программы, психологический тренинг, психотехнические игры, психологическое моделирование задач, условий и трудностей учебной деятельности и жизнедеятельности учеников.

    Для диагностики некоторых угроз безопасности образовательных учреждений существуют специализированные психодиагностические методики. Например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова), тест исследования склонности к зависимому поведению Менделевича или показатель делинквентности в ПДО.

    Патохарактерологический опросник Л.В.Личко наиболее полно позволяет диагностировать психологические характеристики девиантного поведения. Но и он ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены и направлен, в первую очередь на изучение характерологических черт личности, а не непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения

    ПДО включает 25 таблиц - наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

    Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орела (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

    Личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. По мнению авторов, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах , однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.

    Методика определения мотивации потребления алкоголя (МПА) позволяет не только определить уровень выраженности склонности к потреблению спиртного, но и определить структуру мотивации потребления. Методика рекомендуется в первую очередь для консультационной работы ввиду отсутствия шкалы лжи. Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В.Ю.Завьяловым для мужчин. Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления - менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков.Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой, чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы.

    Первая триада шкал образует группу "социально-психологических" мотивов приема алкоголя: традиционные, социально-обусловленные, культурально - распространенные мотивы; cубмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя; псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным ценностям" социальной микросреды, в которой он функционирует.

    Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя: гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории; атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя; мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.

    Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения: "похмельная" мотивация - стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие; аддиктивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, "жажду" алкоголя; мотивы самоповреждений - стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни.

    Экспертный подход к оценке образовательной среды, как правило, нацелен на комплексный анализ её развивающих возможностей. Специалисты утверждают, что именно развивающая функция экспертизы является системообразующей – «Назначение экспертизы в образовании как особого способа изучения образовательных процессов и явлений заключается именно в том, чтобы служить средством и такого самопознания, рефлексии его развития»

    С.К. Братченко добавляет, что «экспертиза – это особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя измерить или вычислить, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами, и в котором именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придаётся решающее значение»

    По мнению Братченко, составляющими гуманитарной экспертизы в образовании (ГЭО) могут выступать учащиеся, преподаватели, учебно-воспитательный процесс, уклад жизни школы, среда и окружение