Его огни известны морякам. Что такое Огни святого Эльма? Почему огни святого Эльма так называются

Корабль русского мореплавателя Алексея Ильича Чирикова поздней осенью плыл по северным водам Тихого океана. Моряки возвращались домой после замечательного плавания - они открыли берега Аляски.

Обратный путь был очень тяжел. Наступила осень с частыми бурями и штормами. Корабли в те времена, примерно двести лет назад, были парусные, хрупкие - не то что нынешние громадины, океанские теплоходы, - и ветры носили парусники по волнам, бросали, крутили как хотели!

И вот разыгралась такая буря, какой не запомнили даже бывалые, старые моряки. Гибель казалась неизбежной. Силы моряков истощились, они уже не в состоянии были сопротивляться бешеному напору разбушевавшейся стихии.

И вдруг на мачтах вспыхнули длинные языки пламени! Увидев их, измученные люди упали на колени, благодаря судьбу за счастливое избавление от смерти. Потому что эти огни - добрые вестники, и они означали, что непогода стихает!

Моряки всех стран и всех времен видали эти языки пламени на мачтах. О них вспоминают мореплаватели Древней Греции, о них говорят моряки Христофора Колумба, открывшего Америку, и спутники знаменитого Фернанда Магеллана, которые совершили первое кругосветное плавание и доказали, что Земля наша - шар.

«Перед тем как исчезнуть, - рассказывает один из товарищей Магеллана, - свечение вспыхнуло так ярко, что мы, можно сказать, были ослеплены. Мы подумали, что теперь погибнем, но ветер стих в то же самое мгновение».

Случалось, огоньки вспыхивали на всех мачтах, потом скатывались.вниз, бегали по палубе, прыгали, скакали, при этом хотя и устраивали отчаянный беспорядок, но никого не обижали. Они просто вели себя на корабле, как расшалившиеся дети.

Эти огни - тоже разряды атмосферного электричества, но только тихие, безобидные. Они и в самом деле предвещали конец бури, так что моряки недаром радовались их появлению.

Загораются огоньки не только в море, но и на суше, во время бурь и снежных метелей. Вспыхивают они всегда на высоких предметах - на шпилях зданий, на верхушках деревьев. Их называют огнями святого Эльма. Это название пошло из средневековой Италии, где огоньки часто вспыхивали на высоких шпилях церкви святого Эльма, покровителя моряков.

светит моряку

Альтернативные описания

Береговой ориентир для судов

Сорт степной вишни, распространенный на Урале и в Сибири

Башня с сигнальными огнями на берегу моря

Программа радио России

Литературный журнал

. "Ночник" для корабля

. "Путеводн. звезда" заблудшим кораблям

. "Путеводная звезда" заблудшим кораблям

. "Фонарь" для заблудших кораблей

. "ночник" для кораблей

Александрийский...

Александрийское чудо света

Башня близ порта

Башня в море

Башня как чудо света

Башня на входе в порт

Башня на побережье

Башня с "огоньком"

Башня с картины "Берег моря ночью" русского художника Ивана Айвазовского

Башня с прожектором

Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки

Башня с фонарем на суше

Башня у входа в бухту

Башня у входа в порт

Башня у моря

Башня, подающая световые с берега

Береговая башня

Береговая мигалка для кораблей

Береговая сигнальная башня

Береговой путеводный "фонарик"

Береговой фонарь

Береговой фонарь-мигалка

Большой спец по обвесу и обмеру по Далю

Бывшая "роль" Статуи Свободы

Завод в Киеве на Петровке

Зрительное или радиотехническое средство навигац. оборудования (СНО) района

Источник луча у моря

Какое прозвище получил дядя Степа после службы на флоте

Какую функцию изначально выполняла Статуя Свободы в Нью-Йорке

Когда вахтенный на морском судне замечал сушу, он кричал: "Земля!", а что он замечал, когда кричал: "Свет!"

Луч света в темном море

Макси-фонарь на берегу моря

Марка советского радиоприемника

Мигающая башня

Морское светило

Морское чудо света

Морской "светофор"

Морской прожектор

Морской светильник

Морской светоч

На какую башню ставят диафон

На какую башню устанавливают диафон

Навигационная башня

Навигационная башня-ориентир

Огонь в море

Одно из прозвищ дяди Степы

Одно из чудес света в Александрии

Ориентир для кораблей

Освещает путь в море

Освещает путь кораблям

Первая российская радиопрограмма

Первая сов. муз. радиопрограмма

Позывные какой радиостанции представляют собой мелодию "Подмосковные вечера"

Популярная радиостанция

Популярное радио

Прибрежная башня

Приморская сигнальная башня

Прожектор на берегу

Путеводный светоч

Российская радиостанция

Самая известная радиостанция СССР

Свет на суше

Светило для заблудших кораблей

Светит кораблям

Светоч для кораблей

Светоч для судов и кораблей

Светоч, друг моряка

Семафор для кораблей

Сигнальная башня

Сигнальная башня для кораблей

Сигнальная башня на берегу моря

Сигнальная башня с огнями

Сигнальная вышка

Сигнальное устройство для кораблей

См. маячить

Сооружение в виде башни

Сорт вишни

Сорт помидор

Сорт степной вишни, распространенный на Урале и в Сибири

Супер-фонарик для кораблей

Фаросское чудо света

Чудо света на Фаросе

Чудо света на острове Фарос

Чудо света с острова Фарос

Это слово, хорошо известное советским радиолюбителям, произошло от глагола, означавшего "махать, колыхаться"

. «путеводн. звезда» заблудшим кораблям

. «фонарь» для заблудших кораблей

. «ночник» для корабля

. «ночник» для кораблей

. «путеводная звезда» заблудшим кораблям

Башня с картины «Берег моря ночью» русского художника Ивана Айвазовского

Какую функцию изначально выполняла Статуя Свободы в Нью-Йорке?

Какое прозвище получил дядя Степа после службы на флоте?

Позывные какой радиостанции представляют собой мелодию «Подмосковные вечера»?

Это слово, хорошо известное советским радиолюбителям, произошло от глагола, означавшего «махать, колыхаться»

Когда вахтенный на морском судне замечал сушу, он кричал: «Земля!», а что он замечал, когда кричал: «Свет!»?

На какую башню устанавливают диафон?

Береговой путеводный «фонарик»

На какую башню ставят диафон?

Башня с огоньком

Морской «светофор»

Бывшая «роль» Статуи Свободы

Башня на берегу моря

Сигнальная башня для судов

Башня, подающая световые сигналы

Огни святого Эльма - бледно-голубые язычки пламени на концах мачт и рей кораблей, вокруг самолетов, летящих сквозь тучу, на вершинах гор, иногда на листьях, траве, рогах животных.

Огни святого Эльма известны «общественности» благодаря морским мифам, в которых утверждается, что, во-первых, огни появляются накануне грозы, во-вторых, это добрый знак, указывающий, что покровитель моряков - святой Эльм рядом и не даст корабль в обиду злым силам океана.

Святой Эльм

У него ещё несколько имен: Расмус, Эразм, Эразмус, Эрмо - в зависимости от национальности почитающих его моряков. Эльм - в Средиземноморье, Расмус - в Балтийских и северных странах.
Эльм был христианским мученником, которого за убеждения враги Учения подвергли жестокой казни. Родился на восточном берегу Средиземного моря, в Антиохии в четвертом веке нашей эры, умер в 303 году. В итальянском городе Гаэта (район Неаполя) до сих пор существует собор в его честь.

Святые покровители моряков

  • Брандан. Был миссионером, использовал корабль для распространения христианства, чтим моряками северных стран
  • Колумбан. Умел выпрашивать попутный ветер
  • Клеменс. Был привязан сарацинами к якорю и утоплен
  • Гертруда. Спасла некий корабль от морского чудовища
  • Антоний Падуанский. Покровительствует бедным и путешественникам
  • Ниволай Мирликийский (Чудотворец). Понимал чаяния моряков, лишь призывал их не забывать о бессмертии души. Когда в Ликии (нынче юго-запад Турции), где он проповедовал, случился голод он приводил в порт корабли с продовольствием

Огни святого Эльма, как физическое явление

Огни… - это точечный электрический разряд. Он случается в момент, когда потенциал электрического поля на каком-то предмете превышает 1000 вольт на сантиметр. При ясной погоде значение потенциала равно одному вольту на сантиметр. Но по мере образования грозовых туч потенциал возрастает, и перед самим ударом молнии его значение превышает 10000 вольт на сантиметр. Таким образом, Огни святого Эльма, или свечение топов мачт, или слабо-голубые язычки пламени на концах реев случаются лишь перед самой грозой, да и то не каждой, а только очень сильной.

На королевский я попал корабль. Повсюду там от носа до кормы. На палубе и в трюме, и в каютах Я сеял ужас; пламенем взвивался На мачте, на бушприте и на реях.

Эти строки, взятые эпиграфом, не поэтический вымысел. Имеется немало свидетельств очевидцев, которые наблюдали на мачтах, стеньгах, реях светящиеся султаны. Древние мореплаватели называли их «огнями святого Эльма».

Две тысячи лет назад римский философ Сенека говорил, что во время грозы «звезды как бы нисходят с неба и садятся на мачты кораблей». Он имел в виду разряды в виде пламени, которые возникают не только на рангоуте кораблей, но и на куполах церквей, верхушках башен, шпилях и высоко в горах. Однако чаще всего «святые огни» наблюдаются в океане. Иногда, когда грозовые облака проходят над судном, на мачтах видно свечение, обычно сопровождаемое легким потрескиванием. При дневном свете огни не видны, но ночью представляют эффектную, иногда жуткую картину.


Появление «огней Эльма» воспринималось моряками как знак, возвещающий об окончании шторма и тяжелой работы на корабле. Одно из преданий о плавании Христофора Колумба в Америку гласит: «Казалось, что буря никогда не утихнет. Измученные тяжелой работой, напуганные сверкающими молниями и свирепым океаном матросы начали роптать. Во всем винили Колумба, затеявшего это опасное плавание, которому, казалось, не будет конца. Тогда Великий мореплаватель приказал всем подняться на палубу и посмотреть на мачты. На их верхушках красовались огоньки синеватого цвета. Матросы обрадовались, посчитав рассыпавшиеся на мачтах огни вестником милости к ним святого Эльма».

С изумлением наблюдали в Атлантическом океане появление огней спутники Магеллана. Один из них, рыцарь Пигафетта, сделал в своем дневнике такую запись: «Во время бурь мы часто видели свечение, которое называют огнями святого Эльма. Как-то в темную ночь оно явилось нам подобием доброго светоча. Огни оставались на верхушке грот-мачты в течение двух часов. В разгар свирепой бури это было для нас большим утешением. Перед тем как исчезнуть, свечение вспыхнуло так ярко, что мы, можно сказать, были ошеломлены. Все считали, что теперь наступит гибель. Однако в то же мгновение ветер стих...»

Действительно, сильный ветер и высокие волны предшествуют грозе. Но когда гроза над головой и зажигаются огни Эльма, самое худшее уже позади.

Бывает, что свечение султанов продолжается длительное время. Зафиксированы случаи, когда огненный шар, спустившись к основанию мачты, катится затем по палубе. Иногда огни бегают по волнам. О подобных явлениях писали еще Гомер и Гораций. Тогда люди также считали эти огни счастливым предзнаменованием и обожествляли их, называя именами Кастора и Поллукса - полубогов, покровительствующих морякам. Английские моряки называли «огни святого Эльма» телом святого.

«Святые огни» нередко появлялись в больших количествах. В 1622 году после непогоды все галеры острова Мальта вдруг осветились этими огнями. Они как бы перепрыгивали с мачты на мачту, приветствуемые троекратным свистом и возгласами матросов.

11 июня 1686 года французский военный корабль, находясь на траверзе Мадагаскара, подвергся настоящей атаке «святого огня». Находящийся на борту корабля аббат Шаузи записал: «Дул страшный ветер, лил дождь сверкали молнии, все море было в огне. Вдруг я увидел на всех наших мачтах огни «святого Эльма», которые спускались на палубу. Они были величиной с кулак, сверкали, прыгали и вовсе не обжигали. Все почувствовали запах серы, но грома не было. Блуждающие огоньки вели себя на корабле, как у себя дома. Это продолжалось до рассвета».

30 декабря 1902 года пароход «Моравия» находился вблизи островов Зеленого мыса. Вся команда стала тогда свидетелем удивительного зрелища. Вот запись в судовом журнале, сделанная капитаном А. Симпсоном: «В течение целого часа в небе полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, ноки рей и грузовых стрел - все светилось. Казалось, на всех штагах через каждые четыре фута повесили зажженные фонари...». Говоря далее о сопровождающем свечение странном шуме, капитан писал: «Словно мириады цикад поселились в оснастке или с треском горел валежник и сухая трава».

Нередко наблюдают это интересное явление и современные мореплаватели.

«В июле I960 года я участвовал в перегоне теплохода «Двина» из порта Провидение в порт Находка,- сообщает В. Алексеев из Приморского края, - и между мысом Олюторским и Командорскими островами стал свидетелем странного, таинственного явления природы. Когда в два часа ночи я заступил на вахту, небо было покрыто черно фиолетовыми облаками. Мы шли на буксире у парохода « Пугачев». Минут через 30 я вдруг увидел, что контуры его мачт, вант и надстройки стали как-то необычно четко видны. Еще через несколько минут на всех выступающих частях судна появилось свечение, а на клотиках мачт возникли как бы светящиеся кисточки. Вскоре, казалось, вся поверхность судна покрылась светящейся голубоватой бахромой. Особых звуков и запахов я не заметил. «Пугачев» наблюдался как сплошное светящееся пятно. Все это длилось часа два с половиной».

Что же такое огни Эльма? Какова причина столь загадочного на первый взгляд явления природы?

Они похожи на языки пламени, но в действительности не имеют ничего общего с огнем. Это так называемые тихие разряды атмосферного электричества, которые чаще всего наблюдаются во время гроз, снежных бурь, шквалов.

Фейерверки атмосферного электричества не всегда сопровождаются грозовыми явлениями. Во время грозы, иногда еще задолго до ее развития, напряженность электрического поля в атмосфере возрастает во много сот и даже тысяч раз. Вот тогда-то нередко и появляются особого рода светящиеся разряды на остриях и острых углах предметов, возвышающихся над земной поверхностью. Потенциал электрического поля на них может достигнуть такого критического значения, которое оказывается достаточным для электрического пробоя воздуха. Это явление сопровождается стеканием электрических зарядов, вызывающих образование светящейся «короны». Подобное свечение можно наблюдать в лампах дневного света.

«Огни Эльма» впервые были воспроизведены в лаборатории члена-корреспондента АН СССР Б. В. Войцеховского. В отношении этого явления Богдан Вячеславович высказал тогда свою, отличную от общепринятой, точку зрения: «Как и большинство явлений, связанных с атмосферным электричеством, «огни Эльма» протекают в облаках - в массе заряженных частиц, которые обычно несут отрицательный заряд. В ненастье облака могут очень низко опускаться и своей нижней частью касаться земных предметов: шпилей, башен, деревьев, корабельных мачт. Капли воды с отрицательным зарядом встречаются с этими заряженными положительно предметами, и возникают нескончаемые разряды, своего рода микромолнии. Они-то и заставляют светиться шпили и мачты».


«Святые огни» создают помехи и затрудняют радиосвязь. И хотя они безопасны, их все же следует избегать, так как они указывают на места возможной концентрации больших зарядов атмосферного электричества.

Одно из самых красивых и удивительных явлений природы – так называемые огни святого Эльма, которые порой можно наблюдать на вершинах заостренных предметов.


Верхние ветви деревьев, шпили башен, на море – верхушки мачт и другие подобные места иногда озаряются мерцающим голубоватым сиянием. Выглядеть оно может по-разному: как ровное мерцающее свечение в виде короны или ореола, как танцующие язычки пламени, как рассыпающий искры фейерверк.

Почему огни святого Эльма так называются?

В средневековой Европе танцующие огоньки связывали с образом католического святого Эльма (Эразма), покровительствовавшего морякам. Легенда гласит, что святой умер во время шторма на палубе корабля. Перед смертью он пообещал, что и с того света будет молиться за моряков и подавать знаки об их грядущей судьбе, и этими знаками станут танцующие волшебные огоньки.

Святой сдержал слово: с тех пор огни, возникшие на мачтах корабля во время шторма, предсказывали скорое окончание непогоды и служили добрым знаком для мореплавателей. Но если огонь спускался с мачты на палубу или сиял над человеком – это считалось предупреждением о грядущем несчастье или даже смерти.

Чаще всего огни святого Эльма можно увидеть в горных местностях, иногда встречается оно в степной зоне или на море. В наших широтах блуждающие огоньки появляются крайне редко – это связано с физической природой феномена, для появления которого требуются особые обстоятельства.

Как образуются огни святого Эльма?

Гипотеза о том, что огни святого Эльма связаны с , появилась еще в восемнадцатом столетии: ее высказал знаменитый исследователь Бенджамин Франклин, который одним из первых начал ставить опыты для изучения электрических разрядов. Однако полностью описать физическую природу явления ученые смогли только в двадцатом веке.

Появление свечения связано с наличием в воздухе большого количества ионизированных частиц. Обычно их присутствие в воздушной массе крайне незначительно, однако во время грозы их число резко возрастает – до такой степени, что они могут генерировать довольно сильное электромагнитное поле.


Столкновение иона с обычной молекулой газа приводит к появлению заряда и у той частицы, которая до этого была нейтральной. Напряжение поля стремительно растет, и процесс ионизации в этом случае напоминает сход снежной лавины. Это явление названо ударной ионизацией и подробно описано Н.Теслой.

На определенном этапе столкновения частиц приводят к образованию свечения в местах, где поле имеет особенно высокую напряженность.

Как правило, это происходит вокруг острых выступающих предметов, которыми чаще всего оказываются мачты кораблей, шпили башен или верхушки высоких деревьев. Эти места служат своеобразными громоотводами, по которым атмосферное электричество «стекает» в землю, сопровождая процесс характерным потрескиванием и запахом озона.

Летчики видят огни святого Эльма наиболее часто: они образуются на концах крыльев или лопастях пропеллеров, если самолету приходится пересекать фронт грозовых туч. Электрические разряды достигают нередко такой силы, что создают помехи для радиосвязи.

До сих пор возможны случаи гибели самолетов из-за потери управляемости, хотя сегодня каждый летательный аппарат обязательно оборудуется устройствами для нейтрализации атмосферных разрядов.

Почему огни святого Эльма нельзя увидеть у нас?

В нашей стране огни святого Эльма являются крайне редким явлением, для него даже не придумано собственного названия, поэтому мы пользуемся европейским.

Дело в том, что для образования свечения ионизированная воздушная масса должна спуститься достаточно низко, а у нас минимальная высота грозовой тучи составляет не меньше полукилометра.

В горных местностях Альп или Пиренеев эта высота существенно сокращается. Ураганные ветры, бушующие над гладью моря, тоже могут опустить ионизированный воздух достаточно низко, чтобы вызвать свечение корабельных мачт.


Появление разрядов атмосферного электричества способно вывести из строя электронику: мобильные телефоны, компьютеры и другую аппаратуру. Поэтому не стоит сожалеть об отсутствии огней святого Эльма – хотя они очень красивы, обычным людям созерцание этой красоты может обойтись довольно дорого.