Гендерное обучение в школе. Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек. Раздельное обучение

Учебный курс «Гендерное образование и гендерная педагогика» предназначен для студентов аспирантуры, магистратуры АлтГУ получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» на факультете педагогического образования.

Цель изучения курса – формирование у слушателей теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для внедрения принципов, методик и технологий гендерного образования в практику вузовского преподавания.

Задачи курса:

– определить теоретическое и методологическое содержание понятий «гендерное образование» и «гендерная педагогика»;

– проанализировать с точки зрения гендерного подхода проблемы занятости в системе высшего образования;

– показать значимость фактора образования в процессе гендерной
социализации;

– познакомить слушателей с многообразием методов, технологий и методик гендерного образования;

– содействовать формированию способности к гендерному анализу практики преподавания.

Курс «Гендерное образование и гендерная педагогика» нацелен на формирование следующих профессиональных знаний, умений и навыков:

– знание сущности и специфики гендерного подхода к исследованию проблем высшего образования;

– знание особенностей, целей и задач, содержания гендерного образования;

– знание и умение использовать методику гендерного образования в преподавательской деятельности;

– умение распознавать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола;

– умение и навыки осознания и изменения негативных гендерных
стереотипов.

Курс рассчитан на 20 аудиторных часов, из них: 10 часов лекции и 10 часов – семинарские и практические занятия. Форма итогового контроля – зачет.

Тема 1. Гендерные аспекты высшего образования

Введение в гендерные исследования: исходные понятия и основные положения. Основные концепции гендерной теории. Специфика гендерного подхода к исследованию проблем высшего образования.

Понятие и сущность гендерного образования: подходы к его определению. Цели и задачи гендерного образования. Уровни гендерного образования. Феминистская педагогика и гендерная педагогика: соотношение понятий. Особенности развития гендерного образования и гендерной педагогики в современной российской системе высшего образования.

Тема 2. Гендерный анализ занятости в системе высшего образования

Теоретические подходы к исследованию гендерных аспектов занятости. Понятия гендерной асимметрии, профессиональной сегрегации, дискриминации в сфере занятости. Объяснительные модели гендерного неравенства в образовании. Гендерные аспекты управления и менеджмента: вертикальная сегрегация и «стеклянный потолок» в системе высшего образования.

Тема 3. Гендерная социализация в системе высшего образования

Образование как важнейший фактор гендерной социализации. Особенности гендерной социализации в образовании: понятие «скрытого учебного плана». Анализ основных составляющих скрытого учебного плана: организации учебных заведений, содержания предметов, стиля преподавания. Направления оптимизации процесса гендерной социализации в системе высшего образования.

Тема 4. Методика гендерного образования

Специфика гендерного подхода к преподаванию социогуманитарных дисциплин. Методические основы гендерного образования: субъект-субъектный подход; диалогичность процесса обучения; уважение личностного опыта студентов и т.д. Многообразие методик и обучающих технологий гендерного образования.

Тема 5. Принципы и исходные положения гендерного образования

Принципы гендерного образования и гендерной педагогики: влияние педагогики феминистской. Гендерные стереотипы в практике преподавания: их роль и значение. Влияние индивидуальных стереотипных представлений на профессиональную деятельность. Развитие гендерной чувствительности у педагогов высшей школы.

Глоссарий основных рабочих понятий

Гендер – культурно-символическое определение пола, в отличие от понятия «пол» – биологическое определение. Если пол – это данность, то гендер – привнесенность сознанием, и такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное», могут описываться только с учетом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологических определений.

Гендер – это понятие, которое используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола.

Гендерные исследования можно определить как междисциплинарную исследовательскую практику, реализующую эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования. Гендерный подход при этом рассматривается как направление исследования, согласно которому все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение. Базисом гендерного подхода выступает представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Гендерное образование в узком смысле – это прежде всего просветительские программы по гендерной проблематике, которые читаются в различных вариантах для студентов, как правило, социогуманитарных специальностей. В более широком понимании , гендерным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов. В этом смысле гендерное образование не обязательно должно выражаться в каких-то конкретных образовательных программах, оно как бы «разлито» присутствует в процессах обучения и воспитания и является частью идеологии высшего образования.

Гендерная чувствительность – это способность воспринимать, осознавать и реагировать на любые проявления сексизма, дискриминации по признаку пола или половой сегрегации.

Феминизм – это понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, он представляет собой широкое общественное движение за права женщин. С другой стороны, феминизм – это комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение дел в обществе.

Гендерные стереотипы

Гендерное равенство – равные права и равные возможности для мужчин и женщин в духовной, материальной, экономической, сексуальной и политической жизни; равная оценка обществом мужских и женских ролей; равенство статуса для мужчин и женщин; равные условия для реализации прав человека; для участия в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии; для получения равных выгод по результатам участия.

Дискриминация по половому признаку – это практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению к другому.

Сексизм – это особый вид дискриминации, проявляющийся через позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола.

– приверженность идеям распределения социополовых ролей, когда женщине приписываются природные качества и домашняя сфера деятельности, а мужчине – разум, профессионализм и активность. Разница между мужчинами и женщинами носит характер иерархической зависимости.

Сегрегация – разделение людей в обществе на категории по признаку различения социальных статусов.

Гендерная ассиметрия в сфере занятости – неравное распределение и оценка значимости мужской и женской рабочей силы на рынке труда.

Горизонтальная профессиональная сегрегация – это неравное распределение мужчин и женщин по отраслям и профессиям.

Вертикальная профессиональная сегрегация – это низкая доступность для женщин престижных профессий и должностей с более высоким уровнем принятия решений и ответственности, а следовательно предполагающих и более высокий уровень оплаты труда.

Гендерные стереотипы – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Примерные контрольные вопросы для самопроверки

  1. Дайте определения основным понятиям гендерной теории. Сформулируйте основные положения гендерного подхода.
  2. В чем заключается специфика гендерного подхода к исследованию проблем образования?
  3. Перечислите основные подходы к определению гендерного образования и раскройте их сущность.
  4. Обозначьте цели и задачи, а также уровни гендерного образования.
  5. В чем, по-вашему, заключается принципиальное отличие гендерной педагогики от педагогики феминистской?
  6. Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития гендерного образования и гендерной педагогики в современной российской системе высшего образования?
  7. Определите основные понятия гендерного анализа проблем занятости (гендерная асимметрия, профессиональная сегрегация, дискриминация в сфере занятости).
  8. В чем, по-вашему, проявляется гендерное неравенство в сфере занятости в системе образования?
  9. Опишите специфику образования как важнейшего фактора гендерной социализации.

10. Раскройте особенности гендерной социализации в системе высшего образования.

11. Дайте краткую характеристику основных составляющих скрытого учебного плана.

12. Каковы, по-вашему, могут быть направления оптимизации процесса гендерной социализации в системе высшего образования?

13. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика гендерного подхода к преподаванию?

14. Перечислите методические основы гендерного образования.

15. Назовите характерные черты методик и обучающих технологий гендерного образования. Приведите примеры.

16. Каковы, по-вашему мнению, принципы и исходные положения гендерного образования?

17. Как, на ваш взгляд, отразилось на принципах гендерного образования и гендерной педагогики влияние педагогики феминистской?

18. Какую роль, по-вашему, играют гендерные стереотипы в практике преподавания? В чем их позитивное влияние, а в чем негативное?

19. Что, по вашему мнению, включает в себя гендерная чувствительность педагога?

Примерная тематика творческих работ для зачета

  1. Методологические и методические предложения по применению гендерного подхода в преподавании... (дисциплина по выбору).
  2. Методическая разработка занятия по гендерной проблематике (лекция, семинарское, практическое занятие).
  3. Методическая разработка занятия с рассмотрением гендерных аспектов в изученном материале (лекция, семинарское, практическое занятие).
  4. Сущность и содержание гендерного образования (эссе).
  5. Особенности гендерного образования в современной российской высшей школе (эссе).
  6. Специфика использования инновационных образовательных технологий в методике гендерного образования (эссе).
  7. Преподаватель-мужчина и преподаватель-женщина: сходства и различия (эссе).
  8. Феминистская педагогика и гендерная педагогика: проблема разграничения понятий (эссе).
  9. Перспективы гендерной педагогики в современной России (эссе).

10. Гендерная чувствительность педагога: контекст определения понятия (эссе).

11. Проблемы гендерной социализации в системе высшей школы и пути их решения (эссе).

13. Гендерные стереотипы и преподавание (анализ своего опыта как студента/студентки и преподавателя/преподавательницы).

Список библиографии

  1. Введение в гендерные исследования. Ч.I: учебное пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  2. Введение в гендерные исследования. Ч.II: хрестоматия / под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  3. Введение в гендерные исследования. Ч.III: программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов / под ред. С.В. Жеребкина. – Харьков: ХЦГИ, 2001.
  4. Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России. – 2001. – №4.
  5. Виноградова Т. История науки: версия феминизма // Высшее образование в России. – 2001. – №6.
  6. Винокурова Н.А. Женщина и мужчина в науке: двойной портрет // Социологические исследования. – 1999. – №4.
  7. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.
  8. Грошев И. Информационные технологии: гендерный аспект // Высшее образование в России. – 1999. – №4.
  9. Де Бовуар С. Второй пол: Т.1 и 2: Пер. с франц. – М., 1997.

10. Жеребкина И.О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

11. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н. Пулина, Ю. Градская // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

12. Кукаренко Н. «Феминисткий» подход в преподавании социогуманитарных дисциплин в российских университетах // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

13. Кутовая Н. Комментарии к курсу «Гендерная социализация и образование: теория и практика» // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Избранные сочинения. – М., 1961. Т.1.

15. Силласте Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога. // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

16. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002.

17. Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001.

18. Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2002. – №5.

19. Суковатая В. Учимся демократии: взгляд политолога // Высшее образование в России. – 2001. – №2.

20. Трофимова Е.И. О терминологических понятиях в гендерных исследованиях // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001.

21. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. – М., 1996.

22. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Московский центр гендерных исследований, 2000.

23. Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность // Высшее образование в России. – 2002. – №6.

24. Шнырова О.В. Что нам дает гендерная педагогика? // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002.

25. Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. – 2001. – № 4.

Экспериментальные школы для мальчиков и девочек - отзывы специалистов о преимуществах и недостатках раздельной формы обучения.

При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но "однополые" классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу не прекращаются.

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по . Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы...

Кто "за" и почему...

Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у "сильной половины" класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Розалия Чалимова , учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:

– Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11-ти лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

  • повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
  • выросла работоспособность – можно "пройти" больше, подробнее разобрать сложные темы
  • легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу
  • улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
  • дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
  • на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через "козла", а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

Игорь Душенко , психолог-педагог психолого-педагогического центра "Интэтика":

– У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и "взаимообмен" позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, – потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только "женскими" или "мужскими" предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но самый самый знаменитый "выпускник" Итона – Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Зарубежный опыт

Что ждет выпускников "однополых" школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах – скорее всего потому, что в отсутствие "сильной" половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

  • приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности
  • широкие возможности для выбора профессии
  • свобода от половых стереотипов
  • развитый соревновательный дух
  • здоровые амбиции и т.д.

Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато... пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок – смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество "однополых" школ снова начинает расти.

Обсуждение

Скажите а вблизи ХИмок есть школа для ДЕВОЧЕК.Ответьте пожайлуста!:-)

20.03.2008 20:40:41, Яна

Каждый ребёнок - индивид. И к каждому нужен свой подход. Нельзя вот так взять и обобщить всех детей. Есть плюсы и в той, и в другой системах, и есть минусы и там, и там. Я согласен с тем, что при раздельном обучении внимание и эффективность интенсивнее, и оценки будут лучше, но при этом с каждым днём растёт барьер в общении и взаимопонимании противоположных полов. А ведь взрослую жизнь никто не делит на два лагеря полов.

05.06.2007 22:33:53, Руслан

Автор передергивает, смешивая российские и зарубежные программы раздельного обучения. Между тем цели такого разделения в наших и в западных школах - прямо противоположные. А тут получается, будто "школа Базарного", ориентированная на выращивание образцовых домохозяек, даст девочке все то же самое, что и американская женская школа, - "свободу от половых стереотипов, развитый соревновательный дух и здоровые амбиции". На самом деле обучение в раздельных классах российских школ направлено на то, чтобы блокировать умственное развитие девочек - им внушается, что они неспособны думать самостоятельно, их сила - в усидчивости, аккуратности, исполнительности, а также в умении "услужить и понравиться". Все задания для девочек предполагают механическую зубрежку или аккуратное выполнение четких пошаговых инструкций - никакой "самодеятельности", никаких задачек на сообразительность. Умение придумывать, анализировать, экспериментировать, делать самостоятельные выводы и самим искать решения - это дело мальчиков. Девочка, умеющая делать то же самое, - мужеподобна, она не сможет стать хорошей матерью и хозяйкой, а к тому же еще и вызывает комплексы у мальчиков - какая-то девчонка, и вдруг не уступает им в интеллекте!
На Западе, наоборот, раздельное обучение вводится специально, чтобы природные способности девочек не подавлялись и не подменялись "усидчивостью и услужливостью" ради того, чтобы мальчики могли блестяще проявить себя на их сереньком фоне.
Так что не надо путать божий дар с яичницей и заявлять, будто в "женских классах" школы Базарного растят Кондолиз Райс и Маргарет Тэтчер. Если бы такое и случилось, эти дамы считались бы педагогическим браком самого худшего сорта и скандальным свидетельством полного провала всей педагогической системы.
Если ваша девочка действительно туповата, старательна и послушна, а мальчик - амбициозен, сообразителен и активен - такая школа вам подойдет. (Хотя родители в таких вещах часто ошибаются, априори считая своих сыновей "способными, но ленивыми", а девочек - недалекими, но усидчивыми.) Если у девочки IQ выше среднего и (или) живое воображение - в такой школе ей делать нечего. Если мальчик застенчив или медлителен, ему будет очень неуютно в классе, где постоянно соревнуются, кто первым выкрикнет ответ.

24.01.2007 10:00:40, Галина Б.

у нас в обычной "дворовой" школе с 1 класса физкультура раздельная.

19.01.2007 11:24:06, Эвия

С одной стороны хорошо выходит... А с другой, если бы меня спросили, хотела бы я отдельно учиться от мальчиков - сказала бы нет. (А вот в детском саду я бы предпочла разнополые группы).

Мне кажется в обычных школах логично разделить урок физкультуры после 3 класса. Ведь есть же раздельные уроки труда (хотя вот учиться готовить неплохо было бы именно мальчикам, девочек и так жизнь научит).

Да, в общем и целом, идея неплохая. Боюсь, что конкретная реализация может все испортить. Например, разделить - разделят, а учить будут одинаково, потому что зачем учителю лишний раз париться?. Или совместные уроки будут проводить формально, или не давать совсместного общения, потому что заданий много и т.п.
Идея формирования небольших совместных групп мне тоже нравится. Еще лучше было бы просто небольшие классы, человек на 10-15, тут и индивидуальный подход можно осуществлять, если есть желание и умения. Только,небось, окажется, что это экономически нецелесообразно.
Интересно, а к вашему ребенку в школе осуществляют индивидуальный подход? Мой еще маленький, но школы я уже сейчас боюсь:-))))

Я бы точно не отдал детей в школу с раздельным обучением. ИМХО - это странно.

я полностью "за" раздельные школы.вот только потом дети в университетах все равно вместе будут, не приведет ли это к еще хутшим результатам?..

18.01.2007 20:58:52, наташа

У нас как раз такая - 1257 - рядом с домом. ... И все 15 лет, что там раздельное обучение, родители "борятся" за совместное. Не стыкуются также фраза, что "гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью" с тем, какой отбор туда проходит.

(у меня мальчик, чтобы туда попасть натаскивать надо было начинать в 4 года:((). Я не говорю, про тщательное обследование медкарт и только 1 группу здоровья, требования относительно логопедии и прочего. Перед набором они проводят 2-месячные курсы - чтобы по поведению отсеять неугодных детей и/или родителей. В общем "детям с особенностями развития" там делать нечего.

Вся эта петрушка продолжается и в школе - большие д/з, если ребенок что-то не усваивает - проблема родителей (например в 1 классе - постановка руки). Т.е. учителя дают установки, а родители учат:(. Неслучайно они предпочитают брать детей с неработающими мамами...

Общалась я и с выпускниками этих школ. У экстравертов потом особых проблем в общении нет, а вот у интравертов проблемы усугубляются. Большинство выпускников (мне встречавшихся) однозначно жалеют и своих детей в такую школу отдавать не хотят.
Не знаю как у мальчиков - а в девчачьих классах формируется стервозный бабский коллектив почти 100%-но:(

Глобально как всегда идея может и не плохая, но там именно должны быть различные учебники и разные способы подачи материала, а этого нет (или - только на бумаге). Идеальным вариантом стало бы преподавание у мальчиков учителя-мужчины. Но где ж их взять в современной российской школе?

Старший в такой учится - второй класс. Я пока минусов не вижу, сплошные плюсы:) И с девченками они много общаются вне уроков.

Я бы отдала своих детей в школу с раздельным обучением. Жалко, у нас таких нет.

Комментировать статью "Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения"

Покупаем молокоотсос – можно ли экономить? Некоторые мамы берут молокоотсос у своих знакомых или приобретают бывший в использовании аппарат. Однако, это негигиенично, примерно также, как пользоваться совместно предметами личной гигиены. Безусловно, после каждого применения молокоотсос тщательно моют с помощью специального средства и ершика под проточной водой, а затем стерилизуют, однако использовать его лучше только индивидуально. Также, при выборе молокоотсоса, следует обратить внимание...

Немного предыстории: За свою лактацию я боролась с самого начала. Молоко пришло только на третий день и мне удалось накормить деточку не с первого раза. Остальное молоко, естественно, сцеживала молокоотсосом (у меня был электрический) и отдавала в пункт приема молока отказничкам (была в нашем роддоме такая услуга помощи). Когда муж забрал нас домой, сцеженное молоко было отдавать некому, я решила его замораживать. «В будущем пригодится», - подумала я, и была права, так как вторым этапом...

Раздел: Достижения (девочки хитрее мальчиков). Мальчики медленнее развиваются в среднем, чем девочки? У меня явно девочка смекалистее, чем в ее возрасте был мальчик.. Более того год назад они по моему были на одном И раздельное обучение не так уж и плохо.

Обсуждение

дети (независимо от пола) развиваются быстрее, если у них есть старший пример рядом. мой младший куда более развит, чем старшая дочь, потому что у младшего - старшая сестра школьница

Ой, сравнивать не с кем, свои всегда самые умные:)), но я что-то не вижу, чтобы мой сорванец хуже девочек-ровесниц был.

Всем привет! Девочки, отзовитесь, кто так же, как и моя старшая дочка, идет в сентябре в первый класс в лицей 1571. А то мы не совсем местные, в том смысле, что с другой стороны м.Планерная. В сад вообще ездили в начало ул.Свободы. Короче, компании нет... Вчера прошло последнее "массовое" собрание. Сама, к сожалению, не смогла присутствовать, так как задолго до этого были куплены билеты в театр. Была бабушка. Кто в какое здание и к какому учителю попал? Мы вот изначально попали на Фомичевой к...

Обсуждение

У меня дочка идет в класс 1-3 к Наталии Михайловне в здании на Свободы 81-1.
Я бы присоединилась к форме, но хочу сначала померить где-нибудь. Судя по размерной сетке, велик будет даже самый маленький размер.
Еще есть магазин-ателье Глобус на Соколе, там юбки и сарафан такой же расцветки.

В прошлом году,просто давали скидку 10%% на форму, если ты из лицея 1571. Но на мальчиков там покупать нечего...

1.Автор: Страуд Джонатан.Трилогия Бартимеуса. [ссылка-1] А вот приквел к этой трилогии - Джонатан Страуд: Кольцо Соломона [ссылка-1] 2.Автор: Роулинг Джоан Кэтлин.Гарри Поттер 3.Алексин.Много книг (школьная проза). [ссылка-2] 4.Джек Лондон.Читать много. 5.Майн Рид.Читать много. 6.Рафаэль Сабатини: Одиссея капитана Блада. Хроника капитана Блада Подробнее: [ссылка-3] 7.Вениамин Каверин: Два капитана [ссылка-4] 8.

Привет, друзья! Доброе утро 1 февраля 2013 года! Вы не читали еще первую книжку Джеффа Кинни (Jeff Kiney) «Diary of a Wimpy Kid»? Это очень популярная нынче история в четырех или уже пяти историях-продолжениях... Читается легко, даже Диана в свои 6 лет начала её читать, а до этого нам посоветовала ее одна 7-8-летняя девочка, которая прочла уже 4 книги! В самом начала книги говорится о нежелании мальчика (от имени которого ведется рассказ, это его Дневник) - идти в школу Bishop Garrigan...

Вчера были на УЗИ,и наш мальчик по предыдущим двум УЗИ превратился в девочку). Мальчишка сказали будет в следующий раз(. "Кого ждете - мальчика или девочку?" - такой вопрос не раз слышал любой будущий папа.

Обсуждение

У меня так с первой беременностью было,в итоге вместо Егора родилась чудесная деФочка Полина))))

во как!!! :))) поэтому я пока комнату в детской покрасила в бежево-лососевый цвет, а то вдруг наша дочка в сыночка превратится за время ожидания:)))

Девочки, для информации! Ищете бесплатные и КАЧЕСТВЕННЫЕ курсы для молодых родителей? Вам сюда: [ссылка-1] ДОСТОИНСТВА: Курсы организованы московским роддомом № 16, посещать их могут все желающие вне зависимости от регистрации по месту жительства, без предварительной записи, начало в 15:00, но приезжайте минимум на полчаса раньше, иначе может не хватить мест. Подготовительный курс состоит из 7 лекций, расписание вывешено на сайте, охватывает все интересующие будущую маму темы (изменение...

Обсуждение

Ну, про кесарево Вы загнули... 3-5 дней... А о ребенке Вы подумали? Сидел себе в животике. Вдруг достали, и на 3-5 дней - без мамы... Это ж травма на всю жизнь:(Да и без молока так легко остаться.

Ну уж не знаю, зачем 3-5 дней после кесарева, это только если осложнения. Чем быстрей ребенка принесут, тем лучше для обоих. Я через 1,5 суток была уже с ребенком после КС (и то считаю, что слишком долго, но гемоглобин был низкий очень, и меня вело). Плановое кесарево, если что. Маме с ребенком надо как можно скорее начинать адаптироваться друг к другу. Это помогает восстановиться.

Первые роды у меня естественные, я знаю, с чем сравниваю:)

Обсуждение

Мне кажется глупость какая-то и выжимка денег из родителей.
Все это же можно получить и бесплатно на кружках в Москве.
Если я перечислю, что умеет и чем занимается моя дочь (последний год конечно уже меньше, т.к. ГИА на носу), то это будет все тоже кроме хореографии. И главное, что бесплатно. Она занимается росписью по стеклу, делает изделия и кожи, вышивает, декупаж, театральная студия.
А что касается Текстильной Академии. Я сама очень любила шить, еще с детства, конструировать одежду, придумывать. И легкую одежду, и верхнюю, головные уборы. Хотела этим заниматься в будущем, но мне было понятно, что перспективы в нашей жизни очень призрачны. На выходе что - швея или портной. А младшая сестра закончила Институт легкой промышленности, модельер-конструктор и конечно не работает по специальности.
Так что это все прекрасно, но только для себя, а это можно получить и как дополнительное образование, а не в платной школе, тем более при раздельном обучении ДЛЯ ДЕВОЧЕК. Мама моя чуть застала такое обучение, было у нас в СССР, правда недолгое время.

Последнее время все чаще слышу слова женщин: «Да разве это мужик? Нет сейчас настоящих мужчин?». Мы хотим видеть ответственных мужчин, которые заботятся о всех членах семьи во всех отношениях, в материальном, моральном и нравственном, заботятся чтобы все члены семьи были заняты правильно своими делами по своим способностям, чтобы они были счастливы в жизни, и не занимались бесполезными, неблагоприятными для других делами или втягивались во вредные привычки. А в глобальном понимании...

Раздел: Медицинские вопросы (есть ли мужчины сперматазойды которых способны зачать только девочек). А у нас одна девочка и будет три мальчика и папа тоже один.

Когда я проводил тренинги в школах в 10-11 классах по принятию решений, эффективному общению и по целеполаганию, после занятий многие ученики подходили ко мне и говорили, что за эти 4 часа они запомнили и узнали полезного больше, чем за 9 лет обучения, причем на мои вопросы обучают ли родители их жизни в социуме, следовал ответ нет! К чему же мы идем? Скорости возрастают, количество информации увеличивается, эффективность падает, а детей воспитывают все в тех же рамках, плюс минус отдельные...

Как нам рассказывали перед 1 классом психологи, что мальчишкам и девочкам надо по разному подавать информацию в силу разности восприятия ее.
Еще важно обратить внимание как в рамках школы это раздельное обучение в целом формирует отношение между разными полами. Вкратце: у нас ребята воспитываются в духе патриотизма и джентльменского отношения к девочкам=защитник)) Девочки- как будущая хозяюшка...Соответст-венно классы оформлены под стать своим ученикам.. Все праздники, мероприятия и продленка проводятся совместно. Разучиваю танцы для балов...
А насчет вопроса-какой бы не был характер и склад ума, в обычном классе индивидуальность ребенка точно так же столкнется с другими индивидуальностями только обоего пола:)) И по логике тихому мальчику будет еще более не уютнее в обществе сверх активной девочки...он и так может испытывать допустим некий дискомфорт с активными сверстниками, но у них хотя бы интересы общие, а тут еще и чудо такое - девочка со своим миром:)) Вообщем я за раздельное обучение в смысле учебы, а над личностными отношениями и самосознанием надо работать независимо от состава класса.

В этом варианте есть и плюсы и минусы. Плюсы - действительно, мальчика и девочкам проще учиться немного по-разному. Так что возможности отработки материала больше. Минусы: социальные - очевидны, учебные - ребенок не осваивает иных спосбов мышления, кроме собственного. ИМХО учителя: класс девочек - это ужас:) Своего ребенка не отдала бы точно.

Мамам мальчиков. Дорогие мамочки будущих мужчин!!! Помогите разобраться в такой ситуации. Первый такой "всплеск" сексуальности наблюдается в 6 месяцев (естественно плюс - минус), а потом так и чередуется. Может быть у вас сейчас как раз спад.

Обсуждение

У меня два сына, поэтому этот вопрос меня тоже интересует и читала я по этому поводу довольно много. Если вкратце, то у мальчиков (как и у девочек) существуют периоды повышенной сексуальности и наоборот. Первый такой "всплеск" сексуальности наблюдается в 6 месяцев (естественно плюс-минус), а потом так и чередуется. Может быть у вас сейчас как раз спад. Во всяком случае, волноваться я бы подождала.

02.05.2000 21:43:58, Лена И.

Я читала, что эрекция это норма и она появляется чуть ли не с рождения. А вот насчет исчезания - может быть вам лучше спросить у врачей? Возможно, что это норма а возможно что надо что то предпренимать. И еще мне кажется что "гиперсексуальность" не может быть у детей до пубертантного периода, т.е. эрекция и сексуальность это разные вещи ведь. Если бы ребенок интересовался своим органом, онанировал = тогда наверное можно было бы говорить о гиперсексуальности, а эрекция сама по себе это (по моему) просто физиологический процесс, если ребенок хочет писать у него тоже может возникнуть эрекция...

02.05.2000 11:26:38, Настюша

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул - это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По моему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине - матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы с педагогом, ведущим класс девочек в нашем лицее, составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек - кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

3. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей - мужчин.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно - это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Гендерное обучение - особенности физического развития и физической подготовленности детей разного возраста, обоснование целесообразности их раздельного обучения. Выявление и учет гендерных особенностей обучения при организации и построении занятий по физической культуре.
Говоря проще: мальчики и девочки обучаются отдельно друг от друга, необязательно в разных школах, обучение может проходить в разных классах, а на переменах отдыхают все вместе.

Доказано, что у парней:
Сильнее развито правое полушарие мозга.
Драки происходят в 10 раз чаще, чем у девочек.
На телефонный разговор в среднем уходит всего 6 минут в день, да и то только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. У женщины же на это уходит в среднем 20 минут.
Лучше развито зрение. Они видят окружающий мир намного четче. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов и т. д.).
Все это связано с тем, что мужской организм приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось в течение нескольких дней выслеживать и преследовать свою жертву, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру.

Доказано, что у девушек:
Сильнее развито левое полушарие мозга.
Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Это связано с тем, что женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий, тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария.
Уже в детском саду во время занятий девочки разговаривают 15 минут, а мальчики в четыре раза меньше - всего 4 минуты.
В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев.
Сильнее развита тактильная чувствительность, ведь на коже у женщин находится в 10 раз больше рецепторов, чувствительных к прикосновению.
Это связано с тем, что в течение долгого времени женщины приспосабливались к в воспитанию детей, которых надо гладить и ласкать.

Однако противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

СПРАВКА.
Гендерное обучение уже было в наших школах, до мая 1918 года. Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании. Мальчиков готовили к государственной или военной службе, а девочек в частных пансионах - к роли жены и светской дамы.

Реформа образования в России набирает обороты. На очереди раздельное по полу обучение. Такая форма обучения уже практиковалась в нашей стране. Еще в дореволюционной России девочки и мальчики обучались раздельно. Однако уже в начале XX века начали создаваться первые коммерческие образовательные учреждения со смешанным типом обучения и воспитания. К 1943 году практика раздельного обучения окончательно была восстановлена. В настоящее время существуют школы как с раздельным по полу обучением, так и совместным. Родители вправе сами принимать решение, в какую школу отдавать ребенка.

Чтобы определиться в этом вопросе, давайте рассмотрим все «за» и «против» различных типов обучения. Положительные стороны раздельного по полу обучения:

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями. При этом отмечается, что наиболее эффективным будет разделение по полу не только учеников, но и учителей. У мальчишек большим авторитетом пользуются мужчины-преподаватели, нежели женщины. Это объясняется идентификацией учителей-мужчин с отцами у мальчиков, которым они хотят подражать во всем и слово которых - закон.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.

Работая под девизом: "Обучаем раздельно, воспитываем вместе!" , несколько лет подряд наша школа реализует раздельно - параллельное обучение: в нашей школе есть классы мальчиков, классы девочек и классы совместного обучения.

Обращение к гендерному аспекту в образовании в нашей стране, как и в странах Европы, Австралии, США, вызвано существованием целого спектра острейших и взаимосвязанных проблем, среди которых:

  • ухудшение состояния здоровья школьников;
  • низкий уровень реальной академической успеваемости детей;
  • унификация полов и нарастание неадеквавтных форм поведения среди детей независимо от гендерной группы;
  • ослабление позиций института семьи в воспитании детей, слабая ориентация молодёжи на создание крепких семей;
  • увеличение количества беременностей среди несовершеннолетних девушек.

Разрешение этих проблем - не просто узкопредметная задача педагогики, но и стоящая перед всем обществом метапредметная задача - решение демографической проблемы и сохранение государственности.

Мальчики рискуют, девочки стараются

К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.
Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.
А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.

Робких становится больше

Учеба в школе - это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.

В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.

Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий - единицы.

А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих - лучше в 5 раз!

Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости - все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!


В мужских классах лучше растут

А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?

Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех - хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Эксперимент расширяет выбор

Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.


Откуда различия в психике мальчиков и девочек?

Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.